Главная > Документ


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ ГУМАНИТАРНОГО КЛАССА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Среди проблем, которые волнуют учителей, основополагающей, на мой взгляд, является проблема формирования интеллектуальной активности школьников.

Современный идеал образованности - это личность, обладающая информационной, коммуникативной компетентностью, готовностью к самоорганизации и самообразованию. Такие качества являются необходимой базой профессионального и культурного развития человека в течение всей жизни.

Поэтому ведущей задачей школьного образования становится не только подготовка учащихся к самостоятельной деятельности, а формирование системы компетентностей, способов поведения и личностных качеств, которые обеспечат успешную адаптацию выпускника в социокультурной среде.

Мощным механизмом формирования самоопределяющейся личности с высоким нравственным, духовным потенциалом, готовой к реализации нестандартных задач, являются уроки литературы.

Искусство слова позволяет влиять на сознание учащихся, определять их социальное поведение и формировать базовые компетентности школьников.

Большую роль в этом играет исследовательская деятельность, которая открывает новые возможности самореализации учащихся, развития их в сфере научного творчества, активной интеллектуальной деятельности.

Цель моей педагогической деятельности - содействовать формированию и развитию интеллектуальной активности личности, умеющей принимать решения и нести ответственность за свой выбор, ориентированный на общечеловеческие ценности, на прогнозирование себя в будущем.

Знание психологических особенностей старшеклассников помогло оптимально организовать учебный процесс, выбрать формы и методы, способствующие становлению ценностных ориентации личности, необходимых для профессионального самоопределения.

У учащихся старшего школьного возраста появляется мотив самосовершенствования. Ведущий вид деятельности в данный период - профессионально-ориентированное обучение. Преобладает познавательная мотивация, потому что главным измерением времени в самосознании юношей и девушек является будущее, к которому они себя готовят.

Хотя в этот период учащимся свойственна интеллектуальная активность, но она имеет качественно различные уровни. Начиная работу в профильном гуманитарном классе, изучила уровень интеллектуальной активности учеников. 53% учеников класса имели репродуктивно-пассивный уровень, т.е. при самой добросовестной и энергичной работе оставались в рамках заданного или первоначально найденного способа решения; 28% учеников имели эвристический уровень, т.е. проявляли определенную интеллектуальную активность, могли предложить оригинальные, остроумные способы решения; 19% учеников имели внутренний мотив деятельности, т. е. достигли креативного уровня интеллектуальной активности.

Исходя из этого, одним из основных путей формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности учащихся мною выбрано целенаправленное моделирование уроков, на которых учащиеся постоянно сталкиваются с необходимостью творчески применять имеющиеся у них знания, умения и навыки.

В практике работы использую такие методы формирования исследовательских навыков учащихся, как проблемное обучение, метод проектов, уроки с элементами учебного исследования.

Проблемная ситуация рассматривается как состояние интеллектуального затруднения, которое всегда удивляет, озадачивает человека, стимулирует умственный поиск.

Моделируя проблемную ситуацию на уроке, учитываю, что не всегда можно довести ее до окончательного разрешения. Проблемная ситуация на подобных уроках чаще разрешается по принципу наибольшей близости мировоззрения читателя и автора произведения.

Проблемные ситуации на уроках литературы строятся не только по законам логики. Они призваны разбудить художественную интуицию, образное видение, воображение ребят.

Задача учителя - выявить разнообразные точки зрения, помочь четко их сформулировать, следить за чередованием противоположных аргументов, побуждать обосновывать позицию, глубоко разрешать проблемную ситуацию.

Проблемную ситуацию считаю целесообразным использовать на любых этапах изучения произведения, потому что она помогает определить тесную взаимосвязь социальных и философских проблем, отразивших мировоззрение автора и особенности его творческого метода. Кроме того, проблемная ситуация зачастую выражена вопросом, который не столько подсказывает альтернативные пути в поиске истины, сколько демонстрирует сложность рассматриваемого художественного образа и опасность безапелляционных оценок.

На отдельных уроках литературы считаю целесообразным использование метода проектов как средства формирования исследовательских навыков.

Проектная методика позволяет организовать обучение путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, способствует развитию творческого мышления и интеллектуальной активности учащихся гуманитарного класса. Метод проектов направлен на развитие навыков сотрудничества и делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Содержание проекта – это материал учебной темы, оформленный как проблемно-поисковая задача, решение которой должно быть представлено в виде материального или идеального продукта и обладает личностно или социально значимым смыслом для его участников. Следовательно, для изучения программного материала с использованием метода проектов учителю необходимо проделать огромную предварительную работу, в основе которой лежит перевод учебного материала в плоскость проблемного обучения. Удачными считаю футуристический проект «Литература ХХI века», проект альманаха «Поэзия серебряного века».

Исходя из главной цели в качестве приоритетного дидактического подхода в обучении выбираю исследовательский метод.

На уроке-исследовании учащиеся отрабатывают отдельные элементы исследовательской деятельности: формулировка темы, выбор метода исследования, выработка умения формулировать цель исследования; проведение лингвистического эксперимента, работа с источниками информации, подготовка публичных выступлений.

На таких уроках использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.

Исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов, действием путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями!

Наиболее интересными уроками-исследованиями являются те, где происходит анализ произведений с глубокой нравственно-философской проблематикой.

Так, урок-исследование по теме «Лейтмотив искушения в драме А.Н. Островского «Бесприданница» позволил углубиться в изучение философских представлений о добре и зле, проникнуть в особенности построения системы персонажей, прийти к глубокому пониманию внутренних мотивов поступков героев.

Проблемные вопросы, поднимаемые на уроках с элементами исследования, позволяют ученикам выйти на самостоятельные исследовательские работы.

Исследование как метод активного обучения имеет огромное воспитательное значение. В области нравственных отношений исследовательская деятельность – путь к правильному формированию мировоззрения учащихся. Ведь суть общения человека с литературой в сопричастности, сопереживании, соразмышлении, сочувствии и сострадании. В области эстетических отношений – это внутреннее ощущение гармонии и красоты мира художественного текста, воспринимаемого с точки зрения исследователя.

В области этики исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности. Исследователь убеждается в том, насколько развитым должен быть интеллект, какой парадоксальностью мышления должен обладать человек, чтобы добыть новое знание.

Таким образом, личностные качества, сформированные на уроках-исследованиях (и как желание – продолжение интеллектуального труда в дальнейшей исследовательской деятельности), основанные на принципах объективности, честности, невозможности нарушить законы научной этики, потом переносятся на все остальные сферы деятельности личности, становятся характерными для выпускника профильного гуманитарного класса.

II. ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

Альшина Э.А.,

ПКЛ (г. Владимир)

ДИАЛОГ НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ

КОММУНИКАТИВНОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ НЕГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Промышленно-коммерческий лицей г. Владимира – учебное заведение, в котором обучение ведется на основе сочетания общеобразовательной и профильной подготовок. Литература изучается на базовом уровне, что позволяет систематизировать представления учащихся об историческом развитии литературы, помогает им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится на изучении текстов художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Федеральный базисный учебный план для 10 – 11 классов образовательных учреждений Российской Федерации отводит 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю). В работе используются учебные пособия под редакцией Г.Н.Ионина, практикум под редакцией Ю.И. Лыссого (10 класс), В.В. Агеносова (11класс), а также рабочие тетради под редакцией А.Г.Нелькина, Л.Д.Фураевой, С.Н. Аленькиной, А.Е. Новаковского (10-11класс). Рабочие тетради по литературе помогают в достижении целей литературного развития учащихся, поскольку система заданий, предложенная в них, позволяет соотнести разные произведения искусства, различные трактовки их содержания в критике, расширяет арсенал приемов работы с текстом.

Среди профилей классов (экономический, технологии управления, математики и информатики, художественный (дизайн)) отсутствует гуманитарный профиль. Выпускники выбирают в основном экономические и математические специальности при поступлении в вуз. Всё это сделало необходимым и актуальным использование на уроках литературы технологии диалогового обучения как способа организации образовательного пространства, позволяющего приблизиться к решению различных задач школьного литературного образования: как обучающих и развивающих (пробудить интерес к чтению художественной литературы, способствовать развитию навыков анализа и интерпретации художественного текста в соответствии с авторским замыслом, развивать связную монологическую речь учащихся и др.), так и воспитательных (воспитывать желание слышать и слушать (понимать) собеседника, побуждать к самопознанию и самосовершенствованию), то есть творчески и продуктивно реагировать на изменения, происходящие в современном обществе, оставаясь при этом человеком с богатым внутренним миром.

Работа строится на следующих принципах:

  • на принципе личностного подхода, направленном на развитие внутреннего мира учащихся;

  • на принципе дифференциации и индивидуализации, учитывающем мотивы, потребности, уровень развития каждого учащегося;

  • на принципе системности, наглядности, последовательности;

  • на принципе оказания помощи в раскрытии творческого потенциала учащихся, возможности вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.

Для активизации коммуникативной и социокультурной деятельности в контексте учебно-познавательной используются следующие приёмы:

  • диалогового взаимодействия в пространстве урока-коммуникации;

  • сравнения разных точек зрения, логик, мировоззрений при формировании у учащихся собственного убеждения в процессе развития у них гуманитарного диалогичного мышления;

  • сопоставления словесных и образных ассоциаций учащихся в процессе работы с текстом;

  • привлечения смежных видов искусств в процессе постижения современной культуры как совокупности разных культур;

  • насыщения учебных занятий системой ценностей и ценностных ориентиров.

Сегодня человек вынужден обращаться к множеству культур, суждений, прежде чем принять то или иное решение, совершить определенное действие. Современная культура представляет собой диалог всех культур. Право быть понятым и ответственность за то, чтобы тебя поняли, - необходимые условия, соблюдение которых возможно только при высоком уровне развития диалоговой культуры учителя и ученика, и основной формой учебной деятельн6ости становится их совместная работа, диалог, направленный на решение поставленной проблемной задачи. При этом учитель всегда должен быть готов к тому, что ученики придут к неожиданным для него выводам, так как подобная работа приводит к тому, что каждый из участников примет своё решение. Но любое действие совершается в социуме, который предполагает иерархичность отношений. Поэтому межличностное взаимодействие возможно только при условии равноправия участников. Другими словами, урок литературы – диалог учителя и ученика как двух субъектов с целью приращения личностной информации.

Таким образом, развитие гуманитарного мышления, диалогичного по своей сути, становится одной из важных задач в преподавании литературы в старших классах.

Этот процесс предполагает развитие у школьников:

  • способности формулировать проблему, осознавать и формулировать вопросы, искать на них ответы;

  • способности определять свою точку зрения на проблему;

  • способности диалогического взаимодействия с партнером, критической оценки своей и чужой деятельности;

  • способности включать образы, возникшие в сознании в диалог с другими образами;

  • способности включать в диалог несколько точек зрения

Технология диалогового обучения предполагает использование

в образовательном процессе следующих методов и средств:

Метод и его назначение

Средства обучения

Условия успешного исполнения

Словесный – диалог учителя с учениками, побуждающий к актуализации уже известных фактов, достижению новых знаний путем выводов, рассуждений

Речь, вопросы, понятия, наглядные пособия, конспекты учеников и учителя

Контакт с аудиторией, предварительная подготовленность и активность учащихся, личностно ориентированный характер беседы, актуальность выбранной темы

Эвристический - обмен взглядами по конкретной теме, развивает умение отстаивать свои взгляды, аргументировать свою точку зрения, приобретать коммуникативные навыки

Диалогическая речь, вопросы, аргументированный спор.

Грамотная подготовка, взаимоуважение, актуальность выбранной темы.

Технические методы - используются на всех этапах.

Компьютерная техника, видео-, теле-, аудиоаппаратура

Свободное владение учителем, наличие обучающих программ, правильно организованный индивидуальный контроль

Метод проблемного обучения - для активизации деятельности учащихся используются проблемные ситуации

Проблемные ситуации

Грамотно подготовленные проблемные ситуации

Лабораторный метод – самостоятельное проведение исследований

Тексты, оборудование

Творческий подход к решению задач

Наглядно-иллюстративный метод - умение применять теорию на практике

Демонстрационный материал, тетради, книги

Осознание цели работы и условий её достижения

Метод программированного обучения

Технические средства, ПК

Владение ТСО, сочетание с другими методами

Важнейшим условием успешной коммуникативной и социокультурной деятельности в контексте учебно-познавательной является содержаниезанятий по литературе, главной особенностью которых является необходимость соотнести небольшой человеческий опыт обучающихся с громадным опытом литературы. Таким образом, содержание литературного образования можно рассматривать на основе анализа ключевых компетенций, формируемых в процессе обучения.

Структура компетенции

Профиль класса

Интеллектуальная составляющая

Практическая

составляющая

Экономический

Базовый уровень среднего полного общего образования по литературе

Аналитико-теоретический подход

Математики и информатики

Базовый уровень среднего полного общего образования по литературе

Лабораторно-практический подход

Художественный (дизайн)

Базовый уровень среднего полного общего образования по литературе

Творческий подход

Изменения практической составляющей полностью объясняется профилем обучения. И современные образовательные технологии позволяют формировать как ключевые предметные, так и надпредметные компетенции. Речь идет о личностно ориентированном и проблемном обучении, создающих условия для полноценного проявления как личности ученика, так и учителя (их мотивации, самореализации, смыслотворчества, рефлексии), модульном обучении, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала, углубленными блоками – модулями, алгоритмизацией учебной деятельности, завершенностью и согласованностью циклов. Использование информационно-компьютерных технологий позволяет достичь в работе еще большей эффективности

В результате таким образом организованного учебного процесса можно говорить о знании как гибком, динамичном, не только декларативном (Что?), но и процедурном (Как?), а также ценностно-смысловом (Почему?) результате обучения в школе.

Сложность учебных занятий по литературе (урок) определяется целым рядом факторов, среди которых ведущее место занимает необходимость воздействия на внутренний мир ребёнка. Это значит, что продумыванию вида урока, особенностей его формы, следует уделять пристальное внимание.

Путешествие в мир поэта – эмоционально-образное воздействие на личность учащегося, результатом которого станет приобщение школьников к творчеству того или иного представителя поэзии.

Лабораторная работа - выполнение ряда последовательных действий, в результате которых убеждаемся в закономерностях, которые давно известны науке. Школьник выступает в качестве исследователя, овладевает способами познавательной деятельности;

Учебная дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями ради поиска истины, взаимодействие и самоорганизация участников, обращающихся друг к другу, а не поочередные ответы в ожидании отметки.

Урок-мастерская позволяет школьный анализ художественного произведения представить как лично и общественно значимое дело, так как он становится средством познания важных проблем мира и самопознания. При этом решается одна из постоянных задач учителя – работа над развитием письменной речи. Сочетаются учение, общение, творчество.

Подбор системы заданийпо литературе позволяет через коммуникацию организовать мыслительную и речевую деятельность учащихся.

Диалог многопланов, полифоничен, демократичен, и 13-балльная система, применяемая в ПКЛ, позволяет объективно оценить работу одних учащихся и поддержать других.

Приведенные примеры позволяют предположить, что данная технология поможет учителю, работающему в старших классах, развивать у учащихся умение общаться, совершенствовать их речевые навыки, мышление, творчество, открывать новые каналы восприятия, повышать эффективность внимания, степень осознанности памяти, создает условия для самоактуализации и самовыражения школьников.

Критериями эффективности данной деятельности являются:

  1. выполнение учащимися поставленных задач, достижение целей непосредственно на уроке. Способность самостоятельно обобщать и делать выводы в конце занятия.

  2. сформированность специальных и общих умений и навыков, связанных с темой каждого занятия. Применение фронтальной ускоренной проверки как контроля и мотивационного средства.

  3. повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся при интенсификации учебно-воспитательного процесса.

  4. постоянное совершенствование коммуникативных способностей учащихся (высокий или выше среднего уровень) через включение их в диалог.

Виноградова Т.И.,

МОУ СОШ № 25 (г. Владимир)

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ПРОФИЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ III СТУПЕНИ

Если вы хотите, чтобы педагогический труд

давал вам радость, чтобы повседневное

проведение уроков не превратилось в

скучную, однообразную повинность,

идите на счастливую тропинку творчества.

В.А.Сухомлинский

Одним из важнейших направлений функционирования школы адаптивного типа является наличие профильных классов по различным направлениям школы III ступени. В течение последних 10 лет я преподаю русский язык и литературу в профильных медицинских классах. За эти годы сложилась определённая система работы, накоплены методические и дидактические материалы, подготовлены методические разработки.

Приступая к преподаванию русского языка и литературы в старших классах данного профиля, ознакомилась с опытом работы моих коллег, выяснила проблемы и причины их появления в работе с такими классами. Определила, что приоритетными для старшеклассников должны стать не только профильные предметы (биология, химия), но и литература и русский язык. Размышляя над данной проблемой, пришла к мысли, что именно литература должна приблизить моих учеников к особенностям той профессии, которую они выбрали. Только литература поможет будущим медицинским работникам правильно ориентироваться в самых сложных жизненных ситуациях. Таким образом, две сферы человеческой деятельности, на первый взгляд, далекие друг от друга, я объединила воедино: медицина и литература.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборникматериалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..