Главная > Документ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПОРТФОЛИО»

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время, в условиях введения профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной школе, очень актуальной становится проблема применения новых образовательных технологий, которые основаны на деятельностном подходе. Таковой является технология «Портфолио» - портфель индивидуальных образовательных достижений.

Эта технология отвечает целям, задачам личностно-ориентированного обучения и делает портфолио рабочим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать собственные образовательные достижения. С точки зре­ния отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов, портфолио позволяет решить две основные задачи:

  • проследить индивидуальный прогресс учащегося в течение длительного периода обучения в широком образовательном простран­стве и различных жизненных контекстах;

  • оценить его образовательные достижения и дополнить ре­зультаты традиционных форм контроля.

Портфолио позволяет решить следующие важные педагогические задачи, поставленные системой профильного обучения:

    • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;

    • формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

    • расши­рять возможности обучения и самообучения;

    • поощрять активность и самостоятельность учеников;

    • содействовать индивидуализации образования школьников;

    • повышать обоснованность выбора профиля и эффективность его коррекции.

Термин «portfolio» в 70-е годы прошлого века был заимствован педагогикой из бизнеса и политики. Широко используются выражения «портфель инвестиций», «портфель акций», «министерский портфель» и т. д.

С начала 90-х гг. в русской речи слово «портфолио» стало означать набор фотографий манекенщицы или папка эскизов дизайнера, на основании которых работодатель оценивает претендента на место.

Самое общее определение портфолио — это серия работ одного автора, объединенных общей темой. Существует ряд определений, уточняющих и поясняющих термин «учебный портфолио»:

  • антология работ учащегося, предполагающая его непосредственное участие в их выборе, а также их анализ и самооценку;

  • выставка учебных достижений учащегося по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год);

  • коллекция работ учащегося, всесторонне демонстрирующих не только его учебные результаты, но и усилия, приложенные к их достижению, а также очевидный прогресс в знаниях и умениях по сравнению с предыдущими результатами;

  • систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учащимися для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых;

  • способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения;

  • форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов учащегося.

Учебный портфель— это еще и возможность обеспечить более активное вовлечение родителей в процесс обучения и учения ребенка, более адекватно оценивать как сильные, так и слабые стороны своих детей как учеников и более активно сотрудничать со школой.

Существует несколько видов портфолио. Но наиболее часто используемые - два: личный и тематический.

В документах по предпрофильной подготовке оговорено содержание личного «Портфолио» («Раздел документов», «Раздел работ», «Раздел отзывов»), варианты заполнения («комплексные», состоящие из трех разделов, и «простые» - только из одного) и преимущества «портфеля достижений». Могут быть различными и варианты предъявления: портфолио – рабочая папка, которая собирается учеником и хранится у него: портфолио – приложение к аттестату об основном общем образовании, оформляется на бланке установленного образца классным руководителем с выставлением итогового балла образовательного рейтинга выпускника основной школы и подписывается администрацией школы.

Практика показала, что портфель – рабочая папка может состоять и из четырех разделов.

  1. «Мой портрет» (информация о владельце).

  2. «Портфолио документов» (официальные документы).

  3. «Портфолио работ» (творческие работы, направления активности).

  4. «Копилка» (памятки, инструкции, полезная информация).

Какие материалы может содержать первый раздел?

Он должен включать в себя:

  • личные данные учащегося, ведущего портфолио (автобиография,резюме, эссе «Разрешите представиться»);

  • результаты психологической диагностики,

  • информацию, помогающую ребенку проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания.

Ученик ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов; ставит цели, анализирует достижения; проводит самоанализ итогов года. Есть возможность проанализировать, происходят ли изменения в его рассуждениях, остается он на твердых позициях или его размышления меняются в соответствии с изменением возраста, определенных событий и т. д.

Например: анкета «Немного о себе», «Моя семья»; тест «Кто я? Какой я?»; анкета «Кто ты?»; методика определения ценностей «К чему я стремлюсь в жизни?»; тест «Самооценка»; методика «20 человечков», «Я и мое будущее»; анкета изучения мотивации «Зачем я учусь»; карта «Мои интересы, склонности, потребности и возможности».

2 раздел – официальные документы.

В этом разделе помещается перечень представленных в портфолио официальных документов – все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности:

  • дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня;

  • грамоты за участие в конкурсах;

  • сертификаты;

  • благодарственные письма, свидетельства и т. д.;

  • индивидуальный план предпрофильной подготовки;

  • зачетная книжка прохождения элективных курсов.

В данном разделе допускается представление копий документов. Также возможно фиксирование документов, представленных в разделе, в таблице, а сами документы или их копии могут храниться дома у ученика.

3 раздел – творческие работы.

В данный раздел ученик помещает результаты различных творческих, проектных, исследовательских работ, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и пр.

Материалы, размещенные в данном разделе, дают широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки.

4 раздел – копилка.

В этом разделе ученик может разместить памятки, инструкции, полезную информацию, которыми он пользуется при подготовке к различным делам: памятки «Как работать над рефератом», «Секреты успеха на уроке», «Поход в библиотеку», «Как писать сочинение», «Как учить стихотворения», полезная информация «Как формировать свой характер»,«Как управлять своими интересами и склонностями», советы «Отношения с родителями», «Школа и ты» и другое.

Так же, как и личный, тематический «Портфолио» может включать в себя тоже несколько разделов. Вот какие разделы тематического портфеля предлагают педагоги Псковской лингвистической гимназии:

1 раздел «Портрет» - в нем автор может представить себя любым доступным для этого способом – эссе, сенквейн, вступительная статья – обоснование темы;

2 раздел «Коллектор» - представляет собой раздел, содержащий любую информацию, которую учащийся собирает в соответствии с темой, но она не является продуктом его деятельности (словарные и энциклопедические статьи, материалы периодических изданий и другое);

3 раздел «Рабочие материалы» включает в себя информацию, которая была использована автором портфолио в процессе подготовки и выполнения тех или иных заданий: графические материалы, тексты сообщений и докладов, различные творческие, самостоятельные и контрольные работы и другое;

4 раздел «Мои достижения» содержит работы, которые демонстрируют прогресс в обучении. Обязательным является наличие рефлексивного комментария к каждому материалу этого раздела, пояснение почему он считает данную работу своим достижением.

Конечно, это не единственная структура портфолио. И каждый педагог вправе выбрать ту, которая подходит именно его представлению по данному вопросу. Учителя отмечают, что портфель позволяет организовать деятельность по осознанию и оценке учениками своих учебных достижений, обоснованно определиться с выбором предметов и профиля дальнейшего обучения или даже будущей профессии, адекватно строить планы на будущее, в выборе ссуза, вуза и других образовательных учреждений, планировать дальнейшую деятельность с учетом достигнутого, овладевать навыками самопрезентации и формировать реальную самооценку выпускников основной школы, глубже освоить тот или иной материал в своем темпе, своими методами, получить индивидуальный результат, т.е. стать субъектом деятельности. В то же время, использование учебного портфеля дает учителям возможность эффективно руководить работой каждого ученика, осознавать, как происходит процесс обучения, какими приемами он может пользоваться для решения стоящих задач, насколько эффективны те или иные стратегии для того или иного ученика, что наиболее соответствует его индивидуальности.

Вот как представляют учителя значимость портфолио, расшифровывая каждую букву в этом слове:

П презентация, перспектива, поддержка самостоятельности;

О оригинальность, ответственность, опора, отбор, одобрение, осознание себя;

Р – резюме, результат, рефлексия, развитие, реальность;

Т – творчество, трудности, которые надо преодолеть;

Ф фантазия, факты, функциональность, фиксация результатов;

О – овладение новыми вершинами, оценка-самооценка, осознание, объективность, осмысление;

Л любовь (к себе), личность, лицо, любознательность;

И – интерес к миру вокруг, исследование, информация, индивидуальность, итог, интеллект, источник;

О – особенности, ожидание, образ, объективный взгляд на себя, откровенность, отзывы, обобщение.

Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной технологии в учебный процесс. Но вместе с тем учебный портфолио дает новый толчок развитию проблемы оценки, показывает возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формирует новое понимание самого процесса обучения. Это особенно актуально на современном этапе перехода на предпрофильную подготовку в основной школе и профильное образование в старшей школе.

Иванина А.В.,

МОУ СОШ № 19 (г. Ковров)

ИНТЕГРАЦИЯ ЛИТЕРАТУРЫ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА

НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Стремление к интеграции учебного материала … является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса», - пишет доктор педагогических наук Михаил Богуславский. В своей работе я интегрирую литературно-гуманитарное и художественно-эстетическое образование. При этом рассматриваю интеграцию не как самоцель, а средство и принцип в осуществлении развивающего обучения и воспитания. Опыт педагогической деятельности складывался в период работы в лицейских, в профильных: социально-гуманитарном и физико-математическом - классах.

Важнейшими предпосылками возникновения его явились провозглашаемые в современной педагогической науке идеи модернизации российского образования, ориентированного на формирование внутренней нравственной, интеллектуальной, эстетической культуры личности.

В педагогическом опыте с помощью интегратора (видов искусства: литературы, живописи, архитектуры и музыки) создаю условия для реализации воспитательных и развивающих учащихся целей через

  • коррекцию программ по литературе,

  • создание системы уроков,

  • применение нестандартных форм уроков,

  • использование различных форм внеклассной деятельности.

Идея интеграции не новая в педагогике. Еще в середине XIX века в различных странах Западной Европы (более всего в Германии) начали создавать комплексные программы, авторы которых стремились объединить изучаемые явления вокруг какого-то единого стержня-интегратора. В нашей отечественной педагогике интегрирование достигло своего апофеоза в 20-е годы XX столетия (комплексные методы обучения). Уже в начале 30-х годов все новаторские, хотя и не бесспорные, педагогические поиски были прерваны и советская школа надолго вернулась к традиционной предметной системе преподавания. Периодически раздавались призывы к межкурсовым и межпредметным связям. Со второй половины 80-х годов интегрированные подходы в отечественном образовании вновь начинают доминировать. Интеграция в современном образовании не дань моде, а реальная потребность, помогающая формированию целостности восприятия мира: предметная система обучения мозаична и эту целостность разрушает.

Богуславский предупреждал о сложности преподавания интегративных курсов и о возможных издержках учебного процесса: по его мнению, «...ахиллесовой пятой интеграции всегда выступало снижение знаний по конкретным дисциплинам, которые жертвовались во славу связей между явлениями».

Строя свою педагогическую систему, я определила для себя, что возможный путь предупреждения этих негативных последствий – выбор подходов к интеграции. Я не объединяю содержание образования литературы, музыки и изобразительного искусства в интегративный курс, скажем, искусствоведение, не опираюсь на герменевтику (т.е. не договариваюсь об общих для учителей литературы, музыки, ИЗО способах коммуникативного общения с учащимися на уроках) а из имеющихся подходов использую два:

  • интеграцию по методу развивающего обучения (использую художественные средства выразительности произведений искусства для воспитания учащихся и развития познавательной и эмоциональной сфер их личности);

  • использую содержание образования искусствоведческих дисциплин (литературы, ИЗО, музыки) для более глубокого познания предмета изображения искусства - Человека.

Оба подхода обеспечивают создание условий для формирования и развития личности учащихся и реализации творческого потенциала. На уроках возможны:

  1. формирование представлений учащихся о различных видах искусства;

  2. интеграция жанров литературы, музыки, живописи, кинематографии;

  3. расширение представлений о художественном образе, о времени и пространстве, изобразительных средствах в художественном творчестве. На интегрированных уроках воспитывается художественно-эстетический вкус как психологический механизм восприятия произведений искусства.

Педагогическая идеология МОУ средней общеобразовательной школы № 19 г. Коврова строится на убеждении, что уровень развития, которого достигают дети в период обучения в школе, в значительной степени определен содержанием и технологией обучения. Идея, что обучение оказывает решающее влияние на процесс умственного развития и что только такое обучение является хорошим, высказана Л. Выготским.

При корректировании программы учитываю общедидактические принципы современной педагогики. Темы интегрированных уроков и занятий спланированы по классам. Содержание их способствует реализации общешкольной целевой программы «Одаренные дети».

Программа по предмету дополнена темами интегрированных уроков, продуманы формы их проведения, учтены возможности интеграции урочной и внеурочной деятельности, отдельные темы вынесены для изучения во внеаудиторное время. Интегрированы следующие темы по литературе 5-11 классов:

  • мифология и фольклор;

  • духовная литература;

  • лиро-эпические жанры;

  • жанры лирики, эпоса, драмы.

Темы интегрированных уроков по содержанию обширны, рассчитаны на детей с возрастной нормой интеллектуального развития или выше (см. Приложение «Тематика интегрированных уроков с 5 по 11 класс»).

Интегрированные уроки имеют особенности в приемах и формах проведения. «Жизнь по природе своей диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге» (М.М.Бахтин, академик, литературовед, психолог и философ).

На интегрированных уроках используется оргформа УЧЕБНОГО ДИАЛОГА, направленная на деятельностное обучение. Учебный диалог как диалог двух культур (взрослой и детской) обеспечивает общение учителя и учеников, рефлексию и самореализацию личности вступающих в него (моей и учащихся). Учебный диалог позволяет выявлять «точки удивления» по теме разговора и актуализировать мыслительный потенциал.

Часто применяю эвристическую беседу и дискуссию (диспут).

Эффективны нестандартные формы: концерт, урок-наоборот, урок-путешествие и другие. Предусмотрены экскурсии, КВН, брейн-ринг, литературно-музыкальный вечер.

Интегрированные уроки рождают целостную картину окружающего мира через восприятие художественных произведений литературы, музыки, ИЗО, которые сделали предметом своего интереса Человека и его внутренний, духовный мир.

Решая интеллектуальные задачи по сравнению, анализу произведений разных видов искусства, учащиеся тренируют умения сравнения, анализа и классификации информации, получаемой на уроках литературы, ИЗО и музыки.

Интегрированные уроки помогают воплотить пережитое в художественно-творческой деятельности. У учащихся искусство вызывает неподдельный интерес и становится потребностью самовыражения. Оно оказывает детям большую помощь в самостоятельной творческой деятельности на уроках не только литературы, но и по другим предметам, и во внеурочное время, так как учащиеся нашей школы имеют детское информационное издание «Зеркало», художественную галерею ковровских художников «Истоки» и активно участвуют в различных творческих конкурсах, проектах. Содержание интегрированных уроков углубляет искусствоведческие знания учащихся.

  1. Диагностика творческих способностей детей показывает положительную динамику по умению выстраивать ассоциативно-речевые картины.

  2. В классах, где проводятся интегрированные уроки, высокий уровень общелитературной грамотности: качество обучения в выпускных классах 80% - 86%, а в переводных классах - также выше 80%. По результатам ЕГЭ-2007 качество знаний ,в том числе и по части С, составило 87% .

  3. Благодаря этой работе создаются условия для презентации достижений учащихся в индивидуальной научной и творческой деятельности.

А. Искусствоведческие знания, полученные на уроках литературы, позволили подготовить из числа учеников группу экскурсоводов для школьной Галереи ковровских художников. В 2007 году экскурсовод нашей галереи стала призером (2 место) городского конкурса экскурсоводов школьных музеев.

Б. Среди моих выпускников всегда есть медалисты (в 2007 году - два золотых и один серебряный, среди будущих выпускников 2009 года 1 претендент на медаль). Выпускница Галкина Мария, лауреат первой городской конференции по литературе, поступила на филологический факультет Нижегородского государственного педагогического университета, показав знания и умения в искусствоведении (по литературе и театральному искусству.

В. Среди учеников только за последние три года есть победители городского конкурса чтецов, лауреаты ежегодных литературных Никитинских чтений, лауреат второй городской научно-практической конференции по литературе 2007 года за работу «Интерпретация романтических сюжетов Гёте в творчестве М. Цветаевой и В. Жуковского», лауреат II степени открытого Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Первые шаги», дипломант открытого Всероссийского конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура».

Мой педагогический опыт представлялся и одобрен на методическом объединении учителей русского языка и литературы г. Коврова, на семинаре руководителей управлений образования Владимирской области, на открытом Всероссийском конкурсе «Педагогические инновации».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборникматериалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..