Главная > Документ


Следует отметить, что метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.

Уже не первый год учащиеся нашей школы на занятиях по русскому языку, литературе, другим предметам и во внеклассной деятельности готовят проекты в виде учебно-наглядных пособий, слайд-шоу, газет, таблиц, компьютерных презентаций в среде PowerPoint.

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся, выполненных на уроках, элективных курсах

1. В ходе изучения романа А.С.Пушкина ";Евгений Онегин"; учащимся было предложено выписать три категории географических названий: названия мест, где происходят события романа; названия, связанные с упоминаемыми персонажами, предметами быта и т.п.; названия, упоминаемые в лирических отступлениях. Класс делился на три группы (по желанию). Выписывая топонимы, учащиеся каждой группы составляли мини-карту, у каждой группы своя. В процессе работы проектанты обращались и к учителям географии, истории, черчения. Следующим этапом была межгрупповая деятельность, результатом которой стала общая карта ";Евгений Онегин "; на карте";. Презентация работы вызвала изумление не только у учащихся, но и у учителей. Учащиеся убедились в правоте В.Г.Белинского, что ";роман ";Евгений Онегин"; - энциклопедия русской жизни";, но один из проектантов заметил, что широта размаха охватывает всю Европу и часть Азии. Идею такого проекта я позаимствовала у К.С.Лазаревича, кандидата географических наук (Издательский дом ";Первое сентября";, газета ";Литература";, №11, 2008).

2. На заключительных уроках по творчеству А.С.Пушкина (2 часа) проектно-исследовательская деятельность посвящалась теме ";Икона в творчестве А.С.Пушкина";. Цель работы заключалась в следующем: определить, в каких формах присутствует икона в творчестве А.С.Пушкина на примере исследуемых произведений.

Работа проводилась по текстам, изученным за курс основной школы. Проектанты работали в группах, у каждой был пакет с фрагментами из произведений, где упоминалась икона. Например: ";Герман вошел в спальню. Перед кивотом, наполненным старинными образами, теплилась золотая лампада. Полинялые штофные кресла и диваны с пуховыми подушками, с сошедшей позолотою, стояли в печальной симметрии около стен, обитых китайскими обоями";. ";Пиковая дама"; (Красный угол).

- Невеста готова,- сказала дама Кириллу Петровичу,- прикажите садиться в карету.

- С Богом,- отвечал Кирила Петрович и, взяв со стола образ, - подойди ко мне, Маша, - сказал он ей тронутым голосом, - благословляю тебя… - Бедная девушка упала ему в ноги и зарыдала. ";Дубровский"; (Благословление на брак).

В процессе работы каждая группа составляла свою таблицу, презентовала её, выслушивала сообщения других проектантов-исследователей. Итогом всей работы была общая таблица (кластер) ";Икона в творчестве А.С.Пушкина";. Домашним заданием стала письменная работа ";Новый взгляд на А.С.Пушкина";.

3. В 10 классе перед изучением пьес ";Гроза"; и ";Бесприданница"; А.Островского я просила учащихся внимательно познакомиться с афишами произведений и выписать из словаря имен значения омонимов. Значение фамилий определяли по толковым словарям С.И.Ожегова, В.И.Даля, т.к. фамилии в большинстве своем происходят от имен нарицательных. В групповой деятельности учащиеся определяли происхождение и значение фамилий Кабанихи (М.Кабанова), Дикого, Кнурова. В процессе межгрупповой деятельности проектанты выявили родственность происхождений данных фамилий. Кабан – Дик – Кнур – (свинья). Словообразовательный анализ прозвища Кабаниха показал, что суффикс -их- в ономастике при образовании женских имен обозначает презрительное наименование женщин по мужчине. В качестве самостоятельной работы учащиеся выполняли письменную работу на тему: ";О чем мне рассказали фамилии главных героев пьес А.Островского ";Гроза"; и ";Бесприданница";. Работа выполнялась до прочтения произведений. После знакомства и анализа пьес учащиеся-проектанты определяли, насколько они были правы, когда давали характеристики героям только по именам. Заключительным этапом предлагалось сочинение на тему: ";Имя – образ-судьба по пьесам А.Островского";.

4. На занятиях элективного курса по топонимике учащиеся выпустили журнал, в который включили собственные исследования по происхождению топонимов с. Суворотского. К данной работе привлекались учителя истории, географии, биологии, жители села, авиация МЧС.

Глубоко убеждена, что литература как искусство и литература как учебный предмет обладают значительным воспитательным потенциалом, реализация которого зависит от продуманной организации воспитательной среды, содержания и форм взаимодействия учащегося и учителя. Чтобы способствовать воспитанию свободной личности, организую такое учебно-воспитательное пространство, которое обеспечивает реализацию на практике принципа свободы, предоставляющего учащемуся реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирования чувства ответственности за ее результаты.

Вся система творческих заданий направлена на то, чтобы каждый учащийся мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, свои мотивы, интересы, социальные установки, ту или иную направленность своей личности. Этот принцип проявляется прежде всего в свободе выбора заданий.

Литература

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.- М.: АРКТИ, 2006.

  2. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.- М.: Народное образование, 2001.

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. Пособие для студентов педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С.Полат. - М.: Академия, 1999.

  4. Образование и духовное развитие ребенка в 21 веке / Сборник научно-методических материалов / Сост. и науч. ред. О.А. Куревина. - М., 2001.

  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. - М.: АРКТИ, 2003.

  6. Романовская М.Б. Метод проектов в контексте профильного обучения в старших классах: современные подходы: Научно-методическое пособие для повышения квалификации работников образования. - М.: АПКиПРО, 2002.

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2003.

Часовских И.П.,

МОУ СОШ № 3 (г. Петушки)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Развитие учебного процесса в школе показывает, что в обучении востребованы такие методы, которые не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Ведущее место среди таких методов принадлежит методу проектов, приобретающему все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Так, мотивом для работы над проектом «Лексика современного русского языка» для пятиклассников нашей школы послужил вопрос на одном из уроков: «Сколько слов в русском языке?» Решено было это выяснить. По желанию участников проекта были сформированы группы, каждая из которых получила задание: собрать информацию, материал о том или ином пласте слов лексики русского языка. Группа, взявшая для изучения проблему «Употребление старославянизмов в русском языке», поставила для себя цель: узнать как можно больше о самых древних словах письменного языка славян. Выдвинутая гипотеза (старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка, потому что…) способствовала постановке задачи: найти в разных текстах, в частности в Библии, слова старославянского происхождения. Для успешной реализации задачи решено было использовать самые разнообразные методы: словесные, наглядные, практические. Затем (под ненавязчивым руководством учителя) составлен план действий, сводящийся к следующему:

  1. Образно представить (в рисунках, коллажах) всю лексику русского языка, в том числе и старославянизмы (символ).

  2. Изучить в учебниках, словарях, энциклопедиях, справочниках информацию о старославянизмах, их признаках, сделать сообщение.

  3. Найти стихотворения, в которых имеются старославянизмы, выразительно прочитать наизусть, сделать вывод об употреблении самых древнейших слов.

  4. Проанализировать отрывки из произведений А.С. Пушкина, из Библии и сделать вывод о частоте употребления старославянизмов и их роли в тексте.

  5. Составить синквейны к словам старославянского происхождения.

  6. Приготовить рисунки, на которых изображены предметы, подписи под ними – слова старославянского происхождения.

  7. Предложить музыкальные ассоциации.

По такому плану организовали свою деятельность и другие группы учащихся, исследовавшие разные пласты русского языка: исконно русскую лексику, диалекты, заимствованные слова, архаизмы, профессионализмы, неологизмы. Результатом (продуктом) проектной деятельности явилось следующее: реферат, мини-исследование в работе над текстом, компьютерная демонстрация рисунков в технологии слайд-шоу, выразительное чтение стихов, творческое сочинительство, портфолио – папка материалов, эстетично оформленных (с помощью компьютера), с рисунками – наглядное пособие для будущего поколения учеников. Презентация состоялась на открытом уроке перед учителями Петушинского района, а также в виде выступления перед учащимися младших классов с целью популяризации русского языка.

В течение года пятиклассники принимали участие в других проектах: коллективных творческих (из индивидуальных работ) по темам «Описание любимого животного», «Какой(-ая) я?», «Сочиняем сказки», «Осенние фантазии». Группа ребят выступила с презентацией своих индивидуальных проектов на научной школьной конференции «Шаг в будущее». Самые юные участники этой конференции доказали: «Ничего нет трудного, если есть желание». Их работы по многоаспектному анализу слова признаны экспертной комиссией лучшими.

Преимущество метода проекта по сравнению с другими очевидно: каждый ученик вовлечен в активный творческий процесс получения новых знаний, самостоятельно выполняет тот вид работы, который выбран им самим, участвует в совместном труде, в процессе общения, коммуникации; повышает мотивацию к изучению предмета, приобретает исследовательские навыки. У проектантов формируются различные компетенции, под которыми, по мнению современного ученого-дидакта И.С. Сергеева, в современной педагогике понимаются «комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Однако внешне компетенции проявляются, как правило, в форме умений».

В процессе проектной деятельности формируются различные общеучебные умения и навыки, а именно: рефлексивные, поисковые, оценочные, умения и навыки работы в сотрудничестве, менеджерские, коммуникативные, презентационные.

Подробнее остановимся на коммуникативных умениях, под которыми подразумеваются следующие:

  • умение общаться со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и отвечать на них;

  • умение вести дискуссию;

  • умение отстаивать свою точку зрения;

  • навыки устного опроса, интрервьюирование;

  • навыки монологической речи.

Презентация проекта «Лексика современного русского языка» показала, что формирование коммуникативной компетенции эффективно осуществляется в процессе подготовки практической деятельности и её реализации. Учащиеся выступали с докладами (доклад – образец монологической речи), представляли устную защиту рисунков, отвечали на проблемные вопросы, на вопросы одноклассников (одна группа задает вопрос другой), участвовали в дискуссии, создавали собственные речевые высказывания (устные и письменные), предлагали вниманию стихи собственного сочинения, учились отстаивать свою точку зрения. Учителя отметили высокий уровень выступлений, оценили творчество учащихся. Такой хороший результат возможен только при условии, если в процессе обучения на каждом уроке имеет место взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности.

Успешному формированию коммуникативной компетенции будут способствовать своеобразные памятки для учащихся

правила говорящего:правила читающего:

-логично строю речь -читаю быстро (скорость чтения)

-ясно излагаю мысли -понимаю прочитанное

-не теряю «нити» разговора -умею пользоваться библиотекой

-правильно и красиво говорю -читаю художественную литературу

-владею интонацией -умею вести записи

-умею варьировать темп речи

-владею вниманием слушателей

-не употребляю слов-сорняков

правила работы с информацией: способы формирования умственных действий:

-уметь слушать -выделение главного

-уметь находить информацию -анализ и синтез

-уметь читать -обобщение, абстрагирование

-уметь конспектировать -индукция и дедукция

-уметь понимать -классификация

-уметь запоминать -логическое мышление

-доказательство, аргументирование

-творчество, исследование.

Формирование коммуникативной компетентности на уроках и во внеурочное время с выходом на проект (из опыта работы) можно отразить в виде таблицы:

Содержание

Вид деятельности

Продукт

(коллективный, групповой, индивидуальный проект)

Вид презентации

Направление: работа со словом

1.Учебник, памятка,

алгоритмы

Различные виды лингвистического анализа слова: орфоэпический, лексический, этимологический, морфологический…

Пособие «Грамматический рассказ о словах «правда», «солнце»… (коллективный проект из индивидуальных)

Устная защита на уроке

(5-6 кл.)

2. Учебник, памятка,

алгоритмы

Составление словосочетаний и их анализ

Плакат (групповой проект) как наглядное пособие

Устная защита на уроке

3. Сборник «Пословицы и поговорки»

Работа со сборником

Подготовка устного речевого высказывания

Наглядное пособие из индивидуальных рисунков с подписью

Выступление перед учениками младших классов

4. Алгоритмы, энциклопедия, справочники, тексты художественных произведений, Интернет

Многоаспектный

(лингвистический, художественно-эстетический, литературоведческий) анализ слов нравственного содержания «совесть», «надежда», «правда», «честь», «природа» и др.…

Индивидуальные творческие проекты интегрированного характера в виде аттестационной работы по русскому языку (в письменном виде)

Устная защита на экзаменах в 9,11 кл.

(с компьтерной презентацией)

5. Алгоритмы, справочная литература, словари, Интернет

Многоаспектный анализ слов, вызывающих художественно-эстетические чувства («сказка», «апрель», «февраль» др.)

Индивидуальные творческие проекты интегрированного характера (в письменном виде)

Защита на школьной конференции «Шаг в будущее» (гуманитарная секция 5-8 кл.)

6. Мыслительная операция: образное, ассоциативное восприятие слова, слово в символах;

книга «Энциклопедия символов»

Устное и письменное речевое высказывание

Работа с книгой

Коллективный проект из индивидуальных рисунков с письменным комментарием

Компьютерная презентация рисунков на уроке, а также

перед учащимися младших классов

7. Книга «В мире мудрых мыслей», словарь афоризмов

Работа со словарем, книгой

Устное речевое высказывание

Альбом с рисунками, коллажами с письменным комментарием

Устная защита на уроке

5,6 кл., на внеклассном мероприятии

8. Словарь фразеологизмов

Работа со словарем

Устное речевое высказывание

Групповой проект (альбом из индивидуальных рисунков)

Выступление перед учениками младших классов

9. Диалектные слова жителей Петушинского района

Сбор материала

«Словарь бабы Шуры» (индивидуальный проект)

Выступление на внеклассном мероприятии

Направление: работа с предложением

1.Учебник, памятка

Синтаксический разбор предложения

Плакат (групповой проект)

Устная защита на уроке

2.Алгоритм «Синтаксическая лесенка»,

«Словарь афоризмов»,

книга «В мире мудрых мыслей»

Составление предложений с разными видами обособления, с однородными членами, вводными словами и вводными конструкциями

Составление сложных предложений разных видов: БСП, ССП, СПП

Один из фрагментов аттестационной работы

(индивидуальный проект)

Контрольная работа

Фрагмент презентации на экзамене (устная

и письменная защита) в 9,11классе

на уроке в 5- 9 классах

Направление: работа с текстом

1. Текст (нравственного содержания).

Подбирает учитель

Комплексный анализ текста

Индивидуальная контрольная работа

Устная защита на уроке отдельных фрагментов в

5-9 кл.

2. Текст (нравственного содержания).

Подбирает сам ученик

Комплексный анализ текста

Ученик подбирает к тексту задания, сам отвечает

Сборник «Комплексный анализ текста»

(групповой проект))

Заседание детского научного общества (гуманитарная секция) 8-9 кл.

3.Текст стихотворения В. Краско «Думы о русском языке»

Филологический анализ стихотворения;

Создание собственных речевых высказываний на заданную тему

Сборник стихотворений, прозаических текстов (групповой проект)

Выступление на открытом уроке (5-6 класс) перед учителями района

4. Выступление на внеклассном мероприятии африканских студентов

Слушание

Создание письменного речевого высказывания

Статья «Говорит и показывает Африка» (индивидуальный проект)

Групповой проект в виде сочинений

Районная газета «Вперед»

5. Справочная литература, словарь лингвистических терминов, материалы из Интернета, учебник

Работа со словарем, учебником

Создание собственных речевых высказываний (устных и письменных)

Коллективный творческий проект

«Лексика современного русского языка» в 5 классе

Открытый урок перед учителями района,

выступление перед учениками младших классов.

6. Факультативный курс «Комплексный анализ слова как средство формирования предметных компетенций»

Создание собственных речевых высказываний (устных и письменных)

Написание сочинений разных жанров

Аттестационная работа по комплексному анализу слова (индивидуальные творческие проекты)

Защита на экзамене

(9,11 класс)

Данная таблица отображает некоторые варианты проектов, способствующих развитию коммуникативной компетенции.

Таким образом, в преподавании русского языка на современном этапе не случайно отмечается обостренный интерес к методу проекта, ибо он способствует формированию различных компетенций, среди которых важное место принадлежит коммуникативной.

1 Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.10.

2 Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – С.30.

1 Пособие по разработке методической карты по организации исследовательской работы школьников. Разработчик: А.В.Леонтович, к. психол. н., директор Дома научно-технического творчества молодежи Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества. – CD «Intel – обучение для будущего». Электронное приложение к учебному пособию. Версия 8.0 (2006 г.)© Intel Corporation, 2003-2006

1 Концепция модернизации российского образования: подходы к реализации. - СПб.: ИПК, 2003. - С.9.

1 Афанасьева Т.П., Немова Н.В. Система профильного обучения старшеклассников. – М.: АПКиПРО, 2004. – С. 32.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборникматериалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..