Главная > Документ


ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ

КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению, образованию «длиною в жизнь» (из доктрины ЮНЕСКО).

Накопленная на сегодняшний день информация не может быть усвоена учеником в полном объеме. Произошли изменения и в способах её получения. Как показывают исследования, школа как источник информации занимает лишь четвертое место, уступая компьютеру, телевизору, среде общения.

Идея профильного обучения является той инновацией, которая позволяет не только перевести школу в режим развития, но и согласовать направленность этого развития с образовательными потребностями социального окружения. Основной целью профильного образования в современном понимании есть подготовка человека, уже имеющего качественные базовые предметные знания, владеющего способами самостоятельного овладения знаниями, способного к непрерывному образованию и перемене профессии в течение всей жизни.

Профильное обучение рассматривается как особый вид дифференциации и индивидуализации обучения: форма организации учебной деятельности старшеклассников, при которой учитываются их интересы, склонности и способности, создаются условия для максимального развития учащихся в соответствии с их познавательными и профессиональными намерениями. Профиль – комбинация (сочетание) базовых, профильных и элективных курсов.

Если базовые курсы отражают обязательную для всех школьников инвариантную часть образования, профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и готовят выпускников школы к последующему профессиональному образованию, то элективные курсы связаны прежде всего с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они осуществляют практическую направленность образовательного процесса, так как в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов.

Мной разработаны и апробированы такие курсы, как «Проблема специфики стихотворной речи», «Секреты русской пунктуации», «Проблема языковой нормы», которые успешно внедрены в школьную практику преподавания. Элективный курс «Проблема специфики стихотворной речи» рассчитан на 34 часа, изучается параллельно курсу литературы в 10 классе гуманитарного профиля, подготовлен с учетом программы и учебника по данному предмету (автор Г.И.Беленький). В конце изучения курса учащиеся овладеют литературоведческим материалом по стихотворной речи; исследуют и анализируют лирическое произведение; определяют и выделяют в поэтическом тексте важнейшие категории стихотворения; выявляют специфику поэтических тропов; эстетически правильно преподносят материал; общаются на литературном языке.

Программа элективного курса «Секреты русской пунктуации» рассчитана на 12 часов и адресована учащимся 10 классов негуманитарного профиля. В данном элективном курсе изложение материала опирается на анализ трудностей и тонкостей русской пунктуации – причем пунктуации не как механического набора, перечня правил, а как живой, подвижной, развивающейся системы. Материалами для анализа в основном служат отрывки из произведений русской классической литературы. Однако наметить перспективы в развитии пунктуации, показать «жизнь» знаков невозможно без выявления тенденций, существующих в современной литературной практике. Поэтому при изучении данного курса широко используются примеры из периодической печати.

Практическая направленность перечисленных элективных курсов («Проблема специфики стихотворной речи», «Секреты русской пунктуации», «Проблема языковой нормы») и их педагогическая целесообразность позволяют формировать умения и способы деятельности для решения практических задач, продолжать профориентационную работу, осознать возможности и способы реализации выбранного пути. Именно поэтому на данных курсах эффективны учебные практики, проекты, исследовательская деятельность. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной деятельности обучающихся, применением активных методов обучения (например, эвристического, исследовательского методов, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т. д.), стали важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам. Например, изучение материала элективного курса «Секреты русской пунктуации» строится на применении исследовательского и эвристического методов, что позволяет проникнуть в синтаксические и пунктуационные тайны текста. В центре – поисковый принцип обучения, позволяющий учащемуся выступать в роли первооткрывателя. Занятия начинаются с создания проблемной ситуации, которая выявляет противоречия в данной теме – это позволяет создать атмосферу научной лаборатории, где ученые-дети проводят опыты и совершают «открытия». Проверка достигнутых учащимися результатов проводится в следующих формах: отчеты экспедиций, защита образовательного продукта (таблица «Пунктуационные открытия», словарь «Чудо-знак», пособие-брошюра с рекомендациями «Знаки препинания в современной печати», журнал «Пунктуация разных стилей»).

Особенностью курса «Проблема языковой нормы» является то, что теоретический материал преподносится лекционно, и это позволяет развить у учащихся навыки конспектирования, подготовить к адекватному восприятию лекций в учреждениях среднего специального и высшего образования. На занятиях дается развернутая теория нормированности языка. Преобладают темы, которые не входят в школьную программу по русскому языку или даны в сжатом виде. Так, на первой лекции «Литературный язык и его свойства» дается определение литературного языка как исторически сложившейся высшей формы национального языка. Детально рассматривается структура языка, его социальная база и происходящие изменения, составляются хронологические таблицы современного русского литературного языка. Все это готовит почву для следующей лекции «Природа норм литературного языка». В ходе каждого занятия учащиеся составляют конспекты, которые являются их образовательными продуктами. Лекции чередуются с лингвистическими мастерскими, на которых теоретические знания применяются на практике с исследованием языкового материала на всех уровнях лингвистики. Изучение сопровождается историческими экскурсами («дыханием истории!»), что пробуждает интерес к языку, делает процесс преподавания более живым и плодотворным. Например, при выполнении практической работы «Многоаспектность ударения. Свобода ударения» осуществляется сравнительно-сопоставительный анализ текстов 18, 19, 20 веков (стихи Сумарокова, басни И.А.Крылова, стихотворение Пушкина «К Дельвигу», произведение П. Васильева «Принц Фома»). Но главной особенностью является то, что в ходе изучения элективного курса учащиеся выполняют тематические групповые проекты. Темы проектов предлагаются на первом занятии, здесь же дается инструкция о выполнении проектной работы. Презентация и защита проектов происходит в конце изучения курса. Проектная деятельность дает учащимся возможность самим решить проблему, применив необходимые знания и умения, получить реальный и ощутимый результат. Опыт показывает, что популярны следующие темы проектных работ: «Ненормативное словоупотребление», «Полезные и вредные заимствования», «Русификация иноязычных слов», «Словотворчество писателей и литературный язык», «Конкуренция предложных и беспредложных сочетаний», «Какой быть молодежной лексике?». Данные темы направлены именно на реализацию возможностей проектной деятельности.

Очевидно, что в подготовке программно-методического обеспечения элективных курсов правильным и возможным станет сосредоточение на их практической направленности. Вряд ли широко актуальной окажется сочетание теории литературы и теории русского языка, носящие чисто информационный характер.

Использование практического подхода в элективных курсах позволяет реализовать один из главных принципов образования – связь образования с жизнью.

В качестве примера можно рассмотреть учебно-тематический план элективного курса по русскому языку «Проблема языковой нормы». Данный курс рассчитан на 16 часов и предназначен для десятиклассников, выбравших гуманитарный профиль обучения. Курс призван формировать целенаправленную языковую политику через правильное и оптимальное использование языковых средств.

Тематическое планирование курса «Проблема языковой нормы»

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

Форма контроля

1.

Литературный язык и

его свойства

1 ч.

Лекция

Конспект

2.

Современный русский язык и художественная литература

1 ч.

Лингвистическая мастерская

Практическая

работа

3.

Природа норм литературного языка

1 ч.

Лекция

Конспект

4.

Поиски критериев правильной речи

1 ч.

Лингвистическая мастерская

Практическая работа

5.

Проблема словоупотребления

1 ч.

Лекция

Конспект

6.

О подлинной и мнимой тавтологии

1 ч.

Лингвистическая мастерская

Практическая работа

7.

Основные тенденции в развитии русского ударения

1 ч.

Лекция

Конспект

8.

Причины изменения и колебания ударения

1 ч.

Лингвистическая мастерская

Практическая работа

9.

Нормированность произношения

1 ч.

Лекция

Конспект

10.

Сближение произношения с написанием

1 ч.

Лигвистическая мастерская

Практическая работа

11.

Особенности морфологических норм

1 ч.

Лекция

Конспект

12.

Колебания в падежных

нормах

1 ч.

Лингвистическая мастерская

Практическая работа

13.

Синтаксические нормы

1 ч.

Лекция

Конспект

14.

Конкуренция в употреблении

предлогов

1 ч.

Лигвистическая мастерская

Практическая работа

15.

Презентация и защита проектов

2 ч.

Научно-практическая конференция

Групповые тематические проекты

ВСЕГО:

16 ч.

Результатом работы элективных курсов «Проблема языковой нормы», «Секреты русской пунктуации», «Проблема специфики стихотворной речи» стало создание предпосылок заинтересованности учащихся в свободном владении языком и его ресурсами, формирование коммуникативных умений и навыков.

Итак, можно сделать вывод, что практическая направленность элективных курсов позволяет в первую очередь социализировать ученика как личность, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников к освоению программ высшего образования, усилить практическую направленность обучения за счет включения учащихся в реализацию социально ориентированных учебных проектов и исследований.

Литература

  1. Е.В. Воронина. Профильное обучение, М. - 2006.

  2. Т.Г.Новикова. Инновации в образовании: сборник научных трудов. М. - 2001.

  3. Т.Г.Новикова. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М. - 2002.

  4. Ученик в обновляющейся школе: Сб. научных трудов ИСОСО РАО/ Под ред. Ю.И. Дика. - М., 2002.

Пронькина Е.И.,

МОУ «Ильинская СОШ» (Судогодский район)

ИЗ ПРАКТИКИ РАБОТЫ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ТОПОНИМИКА РОДНОГО КРАЯ»

В РАМКАХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В рамках предпрофильной подготовки в нашей школе с 2006 года (третий год) по выбору учащихся ведется курс «Топонимика родного края». За основу взята программа элективного курса по топонимике учителя русского языка и литературы Симской средней школы, Юрьев-Польского района Петровой Веры Александровны (CD «Сборник авторских программ элективных курсов учителей Владимирской области»). Данная программа была мною адаптирована к условиям и возможностям нашей местности.

Основными организационными формами работы по курсу являются лекции с элементами беседы, работа с книгой, архивными документами, газетными материалами, беседа с информантами, обработка и анализ собранных материалов, составление топонимических карточек.

Анализ первого года работы по курсу позволяет выделить следующие типы творческих работ1:

  • реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Это рефераты «Что такое топонимика?», «Принципы номинации в русской топонимике», «Топонимика и история».

  • исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делаются анализ и выводы о характере исследуемого явления (топонимические карточки учащихся, исследовательская работа и презентация «Топонимика родного края»).

Вместе с учащимися были составлены вопросы для бесед с жителями сельского поселения:

  1. Каково название вашего населенного пункта (далее НП)? Есть ли, кроме официального, местное или старое?

  2. Что известно о происхождении вашего селения и его названии (по документам, рассказам)?

  3. Как называются НП, относящиеся к вашему сельскому поселению (администрации). Что известно о происхождении их называний?

  4. Сохранились ли в памяти названия НП, которых уже нет?

    1. Когда и почему их не стало?

    2. Что теперь находится на том месте?

  5. Имеют ли названия отдельные части селения, улицы, разные концы селения? Известны ли старые названия этих объектов?

  6. Где находились или находятся в вашей местности церкви? Как они назывались (называются)?

  7. Как называются близлежащие поля, леса, луга? Почему они так названы?

  8. Какие названия носят местные речки, озера, болота?

  9. Как называются места купания на реке, наиболее глубокие места, излучины, косы (коса – идущая от берега низкая и узкая полоса земли), мели?

  10. Есть ли места, связанные с какими-либо историческими событиями?

  11. Есть ли в вашем селении новые названия и что они отражают? Удачны ли они?

  12. Какие названия вам хотелось бы дать и почему?

Собранные материалы обрабатывались, и в качестве итога всей работы учащиеся предоставляли топонимические карточки. Например:

Вид топонима: гидроним

Топоним: Судогда

В.Никонов, в своей книге «Судогда» упоминает две версии происхождения гидронима. Первая принадлежит краеведам, которые считают, что гидроним имеет татарское происхождение. «Су» на татарском и др. восточных языках означает воду. Слово Судогда можно перевести как «стой вода» или «кругом вода». Вторая – лингвистам, которые утверждают, что смысл названия «Судогда» надо искать в угро-финских языках, где «суо» означает «волк». Вероятно, много этого зверя водилось тогда в дремучих лесах.

Информант: Смагина Любовь,

ученица 9 класса Ильинской средней школы.

Источник: В.Никонов. Судогда:

Историко-краеведческие очерки. – Владимир, 1994.

Вид топонима: ойконим

Топоним: Коняево

Деревня славилась обилием кузнецов. Со всей округи сюда приводили подковывать коней. Топоним, видимо, образовался от слова «конь» с помощью словообразовательного суффикса топонимии –ев-.

Информант: Ника Михаил, ученик 9 класса Ильинской средней школы.

Источник: со слов Богачева Павла Михайловича, жителя деревни Коняево.

Вид топонима: микротопоним

Топоним: Пьяная гора

Находится между Огорелкино и Александровым. Названа так потому, что там часто плутали люди.

Информант: Крылова Марина, ученица 9 класса Ильинской средней школы.

Источник: со слов Павловой Зинаиды Михайловны, библиотекаря, жительницы д. Ильино.

Вид топонима: ойконим

Топоним: Ильино

Название деревни произошло от имени бондаря Ильи, основавшего селение по тракту из Владимирского княжества в Рязанское. Впервые о селении упоминается в 1505 г.

Информант: Миронова Дарья, ученица 9 класса Ильинской средней школы.

Источник: со слов Павловой Зинаиды Михайловны, библиотекаря, жительницы д. Ильино.

Вид топонима: ойконим

Топоним: Сопелькино

Название деревни Сопелькино (Сопелкино) произошло от вида музыкального инструмента «сопели», «сопелки» (маленький рожок). Ныне это деревня Цветково.

Информант: Соколова Татьяна,

ученица 9 класса Ильинской средней школы.

Источник: со слов Павловой Зинаиды Михайловны, библиотекаря, жительницы д. Ильино; «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведова. – М.: «АЗЪ», 1993.

С результатами своей работы учащиеся выступили на общешкольном празднике «Знай и люби свой край!», что мотивировало ребят школы и будущих девятиклассников продолжить работу по собиранию топонимов нашей местности и исследованию края.

Второй год обучения по элективному курсу «Топонимика родного края» мы посвятили работе над проектом с одноименным названием.

Учебный проект «Топонимика родного края» может проводиться в ходе изучения элективного курса по топонимике в 9 классе и охватывает 3 недели (3 часа) учебного времени + примерно 6 часов самостоятельной подготовки. Работа над проектом позволяет развивать у его участников специальные (языковые, коммуникативные) и общеучебные умения. Учащиеся собирают и выбирают нужную часть информации. Планируют лингвистическое исследование и проводят его, попутно разрешая возникшие затруднения. Производится обработка, анализ результатов и их осмысление.

Проект позволяет развивать творческое мышление учащихся, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, выдвигать гипотезы, доказывать их или опровергать.

Учебный план проекта:



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работников образования СБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работников образования СБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборник материалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборник материалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборник материалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..