Главная > Документ


Содержание курса

1. Познание слова.

Умение определять лексическое значение слова, ассоциативные связи, символику, этимологию, мифологические представления. Самостоятельные наблюдения и сведения, добытые из словарей и Интернета.

  • Лексическое значение.

  • Словесные ассоциации.

  • Символика.

  • Образное определение.

  • Происхождение.

  • Мифологические представления.

  • Речетворческое осмысление.

2. Рассказ об увиденном (услышанном).

Наблюдение над окружающим миром. Создание рассказа об увиденном, услышанном, поразившем их.

3. Представьте и опишите.

Представления человека. Воображаемый мир, созданный им на основе реального. Введение обучающихся в речетворческую ситуацию.

4. Введение образного средства в свой текст.

Активизация образного мышления и создание собственного художественного текста на основе авторского образного средства.

5. Описание картины.

Умение вербально передавать зрительные впечатления. Картина порождает замысел, который воплощается в художественном тексте.

6. Впечатления от музыки.

Определение связей между музыкальными образами. Закрепление умения выражать своими словами впечатления от музыки.

7. Ассоциативный переход.

Установление ассоциативного перехода между отдалёнными понятиями. Выявление сложных линий будущего художественного текста.

8. Создание текста по словам.

Уметь создать свой текст на основе двух, не связанных между собой слов.

9. Заполнение речетворческой карты.

Обучение работе с картой - это работа над процессом создания собственного текста с опорой на ключевое слово (обращается внимание на его звучание; выстраивается ассоциативный ряд; «оживляется» слово; подбирается рифма).

Учебно-методическое обеспечение

1.Познание слов:

  • Лексическое значение: сирень – крупный садовый кустарник семейства маслиновых с лиловыми, белыми или розовыми душистыми соцветиями.

  • Словесные ассоциации: весна, аромат, запах, первая любовь, букет, дворянское гнездо, воспоминания, нежность, кисть, гроздь.

  • Образные определения: «гроздь винограда», «ароматное соцветие», «один из цветущих кустарников», «символ любви и дружбы», «украшение сада».

  • Символика. В Англии сирень – символ несчастья, что происходит, вероятно, от её лилового, переходящего в бледный, как бы трупный оттенок, цвета.

На Востоке сирень – символ грустного расставания, и влюблённые вручают её друг другу при расставании навсегда.

  • Происхождение слова. Научное название сирени - Suringa vulgaris - происходит от греческого слова surinx - дудочка, т.к. если извлечь из ствола сирени находящуюся в нем мягкую пробковую сердцевину, то можно сделать из него нечто вроде свистка или дудки.

  • Мифологические представления.

По древнему сказанию, дудка была изобретена мифологическим богом Паном, сделавшим ее из тростника. В дудку превратилась бежавшая от ласк и преследований Пана красавица нимфа Сиринкс. Об этом превращении мы узнаем из произведения Овидия «Метаморфозы».

Благодаря речетворческому осмыслению слова сирень у обучающегося расширяется представление о сирени, которое затем воплощается в художественный текст.

Пример одного из таких текстов:

Тёплый дождик прошёл.

Куст сирени в цвету

Напоил ароматом весь сад.

Лёгкий запах цветов.

Гроздь в ладони беру,

Вспоминаю, как встрече был рад.

2. Рассказ об увиденном (услышанном).

В данном типе занятия школьникам нужно рассказать об увиденном, услышанном, поразившем их. Здесь основой образного мышления служат наблюдения над явлениями окружающего мира, пристальное внимание ко всему, что происходит вокруг нас. Приведём пример выполнения задания:

В жаркий день, искупавшись в прохладной воде, устраиваюсь позагорать на солнышке. Ложусь на спину и вижу удивительную картину. По синему небу вереницей движутся причудливые облака: двугорбый верблюд, слон, зайчонок. На минуту отвлекаюсь на шорох в траве и с удивлением замечаю, что фигурки животных перестроились в большую и широкую башню.

Подобное превращение могу наблюдать часами.

3. Представьте и опишите.

Обучающимся предлагаются задания:

  • Вы распахнули окно. В комнату ворвался запах ароматной сирени. Какое чувство вы испытываете?

  • Вы нахоДитесь на смотровой площадке экспозиции «Старый Владимир». Посмотрите вниз. Опишите увиденное.

  • Вы лежите на душистой траве посреди цветущего луга и смотрите в небо. О чём вы думаете?

Основой образного мышления в данном типе тренинга являются представления человека, воображаемый мир, созданный им на основе реального. Специфика этих заданий состоит в том, что учитель вводит обучающегося в речетворческую ситуацию в качестве либо главного героя, либо наблюдателя.

4. Введение образного средства в собственный текст.

На этих занятиях школьники должны научиться органично вводить художественно-изобразительное средство (эпитет, метафору и др.) в собственный художественный текст, например:

«лучистый царь» (А. Фет);

«день ясный плакал за горою» (Я. Полонский);

«звёзды ясные нашептали цветам сказки чудные» (К.Фофанов);

«алмазная роса» (А.Фет);

«жгучий взгляд подснежников» (Б. Пастернак);

«облака бросают жемчуг на листы» (М.Лермонтов).

Активизировать образное мышление обучающихся при выполнении этих заданий призвано авторское образное средство, к пониманию которого можно прийти, создав свой текст.

5. Описание картины.

Данное задание связано с умением вербально передавать зрительные впечатления.

  • Я и художник.

Ребятам предлагается рассмотреть картину А.М.Герасимова «Полевые цветы», ответить на вопросы и выполнить ряд заданий.

  1. Опишите картину.

  2. Придумайте свое название. Сравните его с авторским. В чем их отличия?

  3. Какие чувства испытываете, глядя на картину?

  4. Какова роль деталей?

Картина рождает у ребенка определенный замысел, который затем воплощается в художественном тексте.

  • Я – художник.

Нарисуйте словесно пейзаж (осенний, зимний и пр.), портрет человека, натюрморт.

Основа образного мышления в данном типе заданий – мир фантазии, ограничителем которого выступает жанр живописи.

6. Впечатления от музыки.

Задания подобного типа направлены на установление связей между звуковыми, музыкальными образами, на закрепление умения выразить словами свои впечатления от звучащей музыки.

  • Я и композитор.

Прослушайте музыкальное произведение.

Какие мысли и чувства оно у вас вызывает?

Опишите свое состояние.

  • Я – композитор.

Напишите, какой может быть музыка к этому тексту.

7. Ассоциативный переход.

Обучающиеся должны установить между отдаленными понятиями ассоциативный ряд.

Например, между словами звук и зрители устанавливается ассоциативная цепочка: звук - мелодия, мелодия – песня, песня – концерт, концерт – зрители.

Или другой пример: яблоко – фрукт, фрукт – сад, сад – весна, весна – любовь, любовь – жизнь.

Данный вид задания помогает определить сюжетные линии своего будущего художественного текста.

8. Создание текста по заданным словам.

  • По двум, не связанным между собой словам, предлагается создать текст.

Например, даны слова цветок и память.

Беру с полки старую книгу. С удивлением обнаруживаю среди листов засохший цветок незабудки. Он еще сохранил голубоватый оттенок.

Чья рука положила его в книгу? Возможно, это память о приятных минутах встреч.

Да, время летит так неумолимо…

  • Определить ассоциативную цепочку в авторском художественном тексте:

Помнишь, друг, как раз весною,

В ароматный майский день,

Обрывали мы с тобою

Расцветавшую сирень.

О пяти листочках венчик

Ты искала меж цветов

И чуть слышно, точно птенчик,

Щебетала много слов:

«Все четыре, все четыре,

Все не вижу я пяти,

Значит, счастья в этом мире

Мне, бедняжке не найти».

(Весна – сирень – птенчик – счастье).

9. Заполнение речетворческой карты.

Создание собственного текста.

Речетворческая карта отражает процесс рождения у обучающихся замысла собственного текста, размышления с опорой на слово: внимание к написанию слова, ассоциации, вызванные словом; поиск слов, рифмующихся с исходным; «оживление слова» (наполнение цветом, звуком, запахом). Заполняется учеником.

Пример:

Речетворческая карта (материал о слове «колокольчик»)

  • Звучание слова. Звучит протяжно, напевно и мягко.

  • Ассоциации. Лето, поле, капельки росы, скромность, мелодия, детство, последний звонок, выпускник, школа, звон, нежность, чистота, свет.

  • Рифмовка. Колокольчик, бутончик, вагончик, баллончик.

  • Цвет. Лиловый, фиолетовый, небесный цвет, нежно - голубой.

  • Звук. Стрекот кузнечиков, приятная мелодия, шелест травы, высокий протяжный звон, тонкий чистый звук.

  • Запах. Запах земляники, сена, мокрой земли, лета, сырой травы, свежести, тонкий запах; запаха нет.

  • Форма. Форма колокола, чашки; удлиненная, продолговатая, с загнутыми вниз лепестками.

  • Характер. Спокойный, скромный, сказочный, скрытный, ласковый, задумчивый, одинокий.

Смотришь на лиловый колокольчик, и представляется задумчивая стройная девушка. Стоит цветок на душистом лугу, скромно опустив голову- бутон вниз, и исходит от него едва уловимый аромат. Легкий ветерок колеблет тонкий стебель цветка и разносит по округе чистый хрустальный звон.

Только услыщать его может не каждый, а лишь человек с доброй душой и отзывчивым сердцем.

Важное место в программе отводится дидактическому материалу, предлагается разнообразная система заданий и вопросов, в том числе проблемно-поискового и творческого характера. Предложенные задания структурированы в соответствии с возрастными особенностями учащихся.

Список литературы:

    1. Бидерманн Г. Энциклопедия символов.- М., 1996. – С. 219.

    2. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. - Л., 1979. – С. 359.

    3. Пидкасистый П.И., Чудновский В.Э. Психолого-педагогические основы одаренности учащихся: Программа - М.,1999 – С.11.

    4. Пономарева Л.Д. «Рождается внезапная строка…» // Русский язык в школе. – 2004. - №3.

    5. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. - М., 2002. - С. 401- 402.

    6. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. – М., 2001. - С.264.

Ключкова Т.В.,

МОУ «Бутылицкая СОШ» (Меленковский район)

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

В РАМКАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Цель преподавания элективных курсов – подготовка учащихся к ситуации выбора направления дальнейшего образования. Содержание курсов должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для освоения программы того или иного профиля. В результате знакомства учеников 9 класса с элективным курсом «Твоя будущая профессия» выявилась группа школьников, которые хотели бы иметь возможность самореализации, взаимодействия с разными людьми, а также были нацелены на познание нового и повышение уровня образования. Когда я предложила этим учащимся принять участие в работе элективного курса «Писатели родного края», они откликнулись с воодушевлением.

«Писатели родного края» - предметно ориентированный курс, так как даёт ученику возможность реализовать свой интерес к литературе и уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Цель курса – знакомство учащихся с творчеством писателей Меленковского района, совершенствование литературоведческой и читательской компетенций учащихся, развитие исследовательских умений и навыков. Особенность элективных курсов заключается в их практической направленности, позволяющей сформировать практическую деятельность школьников в изучаемой области, поэтому проектно-исследовательская деятельность учащихся - основная форма работы на занятиях подобного рода.

Девятиклассникам предстояло определиться как с темой будущего проекта в соответствии с уровнем владения специальными предметными умениями и навыками (будет ли проект посвящён лишь общей характеристике творчества писателя или это будет исследование конкретной особенности творчества с точки зрения литературоведения), так и определить признаки желаемой ситуации (формы результата проекта): ограничится ли ученик только презентацией результата своей работы или материал исследования будет оформлен в качестве экспозиции в школьный музей или Web – страницы школьного сайта. Предстояло решить вопрос о возможности продолжения работы над проектом с целью сдачи итоговой аттестации по литературе. Актуализировать признаки желаемой ситуации было необходимо по следующим причинам: именно форма выражения конечного результата проекта даёт учащемуся возможность максимальной самореализации, а также осознание значимости проделанной работы. Была необходимость определиться и с признаками реальной ситуации или с теми ресурсами, которые имелись у учащихся на первоначальном этапе работы – это наличие желания заниматься исследовательской деятельностью по выбранной теме, личное знакомство с людьми, имеющими возможность поделиться своими впечатлениями о писателях, которых они знали; наличие сборников произведений авторов. Положительно повлиять на ситуацию могли также владение учащимися специальными предметными навыками (владение многоаспектным анализом текста художественного произведения) и прикладными (владение компьютерными программами Microsoft Word, Microsoft Power Point), а также личная коммуникабельность. Основная проблема, решением которой и призваны были стать проекты учащихся, заключалась в том, что творчество писателей Меленковского края не является широко известным. Выполнение проектов позволило бы расширить круг читателей, знакомых с творчеством этих авторов, не только за счёт учеников, непосредственно выполнявших проект, но и тех учащихся и посетителей – гостей школы, которые могли бы познакомиться с экспозицией школьного краеведческого музея и прочитать материалы Web- страницы школьного сайта.

Таким образом, целью исследовательских проектов девятиклассников стала популяризация творчества писателей Меленковского края: Фоменковой Н.А., Седова А.Е. и Медведева В.С. Перед учащимися стояли следующие задачи:

  • чтение и анализ произведений вышеуказанных авторов;

  • беседы с людьми, лично знакомыми с Фоменковой Н.А., Седовым А.Е. и Медведевым В.С.;

  • оформление материалов исследования в виде письменного доклада, презентации, стенда в школьный краеведческий музей или Web-страницы школьного сайта.

Учащимся необходимо было спланировать свои действия таким образом, чтобы уложиться в 17 часов элективного курса. Занятия курса проходили в форме консультаций, обязательно включающих рефлексию поэтапного выполнения исследовательских задач.

При выборе содержания элективного курса я ориентировалась на материал, который бы мог заинтересовать ребят и давал бы им возможность общения не только с литературой, но и с людьми. Мне хотелось познакомить девятиклассников с творчеством писателей-земляков, писателей-современников, жизнь которых так или иначе соприкасалась с жизнью с. Бутылицы. Так поэтесса Н.А. Фоменкова живёт в данный момент в районным центре Меленки, в котором ученики нашей школы бывают постоянно. А.Е. Седов - уроженец деревни Бабухово, которая входит в ближайшее окружение нашего села. Дочь писателя В.С. Медведева работает учителем русского языка и литературы в нашей школе, да и сам писатель в 1970 году также работал в Бутылицкой школе филологом.

Традиционно учащихся в исследовательской работе привлекает возможность изучения краеведческого материала, основанного на воспоминаниях и рассказах тех, кто лично был знаком с объектом исследования, жил или работал рядом с ним. Так, учитель немецкого языка А.В. Трохин и учительница математики Н.В. Ибишова работали в Бутылицкой школе в то же время, что и Валентин Степанович Медведев, и могли поделиться с детьми своими воспоминаниями о нём. Учитель русского языка и литературы Е.Е. Овчинникова принимала участие в творческом вечере А.Е. Седова и также поделилась своими впечатлениями от личной встречи с поэтом.

Итак, темы исследовательских проектов оформились следующим образом: «Творчество Н.А. Фоменковой», «А.Е. Седов – самобытный поэт Меленковского края», «В.С. Медведев – певец Мещёры», «Родом из детства… (Тема детства в творчестве В.С. Медведева)», «Жанровое и композиционное своеобразие творчества Медведева В.С.», «Экологичность творчества В.С. Медведева», «Поэтический язык произведений В.С. Медведева». Работа ребят была вполне самостоятельной, так как исследовательская литература о творчестве этих писателей либо практически отсутствует в силу лишь местной известности авторов (Н.А. Фоменкова и А.Е.Седов), либо крайне скудна и представляет собой лишь краткие отзывы и аннотации к публикациям автора (В.С. Медведев).

Исследовательская работа учащихся была призвана не только расширить их читательский опыт, получить навыки нахождения экспертной оценки творчества писателей с литературоведческой точки зрения, получить представление о личностях самих писателей, но и обогатить учащихся духовно, дать им представление о том, что писательство – это не просто нелёгкий труд, но и служение людям и высоким духовным идеалам. Особенно велико значение в духовном обогащении молодых читателей творчества Медведева В.С., члена Союза писателей России, подлинного певца Мещёрского края. Произведения Валентина Степановича были высоко оценены редакцией научно-просветительского журнала «Духовно-нравственное воспитание». Пристальное внимание писателя к слову даёт возможность говорить о нём как о продолжателе лучших традиций писателей-классиков, стремившихся открыть и сохранить в Слове подлинную силу и богатство русского языка. Поэтому творчество Валентина Степановича особенно актуально в наше время, когда современная литература пишется на языке, очень и очень далёком от идеала. Валентин Степанович является также продолжателем другой, не менее значимой традиции русской классической литературы, а именно: сохранения её неразрывной связи с православной культурой народа. Творчество писателя буквально пропитано «высокими мыслями», это «...единое произведение, где всё надо, где ни от чего не откажешься, ибо всё – на пользу, ибо всё – для лучшего звучания, ибо всё – для воскресения и вечной жизни».

В ходе своей работы учащиеся получили представление о том, что подлинный литературный талант всегда найдёт признание, каким бы скромным ни был его обладатель. Так, живейший интерес вызвал у детей тот факт, что, когда в год своего 80-летнего юбилея Аэрофлот объявил конкурс на создание собственного гимна, А.Е. Седов по просьбе своего сына принял участие в написании текста. И через некоторое время гимн был готов. Музыку к нему написал сын поэта, Игорь, пилот-инструктор, командир ТУ-134. Жюри конкурса единодушно избрало гимн Игоря и Алексея Ефремовича Седовых. А ведь участниками конкурса были профессиональные поэты и композиторы, в том числе Вячеслав Добрынин и Михаил Шабров, Алексей Журбин и Пётр Синявский. Тем почётнее победа в конкурсе!

Презентации работ учащихся были представлены на школьной краеведческой конференции, где заслужили высокую оценку как со стороны учителей, так и со стороны учеников. Школьный краеведческий музей получил красочно оформленную, содержательную экспозицию «Богата талантами земля Меленковская», а школьный сайт пополнил содержание Web-страницы «Исследовательская деятельность учеников Бутылицкой школы». Пять выпускников девятого класса сдали итоговую аттестацию по литературе в форме реферата, получив высокие отметки.

Навыки проектно-исследовательской деятельности, полученные учащимися в рамках работы элективного курса, не остались невостребованными в школе старшей ступени. Учащиеся, имевшие интерес к изучению литературы, применили свои умения, изучая предмет на повышенном уровне. Осваивая профессиональные курсы, учащиеся выполняли зачётные и итоговые проекты. Успешному их выполнению способствовали те умения и навыки, которые ученики получили, принимая участие в работе элективного курса «Писатели родного края».

Кобякина Ю.А.,

МОУ «Волосатовская СОШ» (Селивановский район)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работников образования СБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работников образования СБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборник материалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборник материалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборник материалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..