Главная > Документ


О ПРЕПОДАВАНИИ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ЭТИКА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ» В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

  1. В рамках работы по созданию педагогических условий для формирования ценностного отношения к развитию навыков речевого этикета (РЭ) у учащихся лингвистической гимназии разработана и апробирована программа элективного курса «Этика речевого общения». Целью предлагаемой программы предпрофильной подготовки является обучение школьников правилам эффективного речевого поведения, формирование умения активно пользоваться различными формулами РЭ в устной и письменной речи с учетом конкретной речевой ситуации.

  2. Данный курс поможет получить дополнительный практический опыт анализа языкового материала «филологически ориентированным» учащимся. Интегрирующий потенциал этого курса (взаимосвязь русского и иностранных языков) способствует развитию языкового сознания личности, воспитывает отношение к языку как к ценности, как к национально-культурному феномену. Курс имеет и «надпредметный» характер, он окажет школьникам психолого-педагогическую помощь в приобретении ценностных ориентаций, имеющих общекультурное значение.

  3. Основные задачи курса:

  • воспитывать ценностное отношение к этикетным действиям, позволяющим строить общение в эмоционально-положительном ключе;

  • формировать у школьников потребность в освоении РЭ как жизненной нормы, важной составляющей общей культуры человека;

  • создать условия для развития у старшеклассников коммуникативной, языковой и речевой компетенций.

  1. Актуальность курса:

  • владение нормами РЭ – одно из условий достижения личных и профессиональных успехов, а учащиеся не владеют этими нормами в должной мере. Курс увеличивает объем материала, связанного с изучением тем РЭ, помогает освоить этические и коммуникативные нормы общения;

  • знания в области РЭ есть у каждого школьника, а практическое применение умений и навыков, ценностное отношение к ним часто отсутствует. Поэтому ведущее место в преподавании отведено именно практическим формам овладения РЭ;

  • коммуникативная компетенция развивается при условии единых подходов к изучению родного и иностранных языков, но взаимосвязь в обучении языкам осуществляется не всегда. Данный курс использует возможности интеграции в области преподавания родного и иностранных языков, учитывает специфику лингвистической гимназии.

  1. Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю в течение одного полугодия). Темы курса: понятие об ЭРО как важной части общей культуры человека; приветствие; прощание; обращение, привлечение внимания; знакомство; поздравление, пожелание; благодарность; отказ, извинение; просьба; совет; дискуссионное общение; утешение, соболезнование; комплимент, одобрение, похвала.

  2. При изучении тем курса практическая направленность не только цель, но и средство обучения. Смыслообразующим центром каждого занятия является практическая ситуация, основой которой становится художественный текст, реальная ситуация из повседневной жизни ребенка или ситуация, участником которой он может стать. Школьники предлагают различные варианты разрешения предложенной проблемной ситуации, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знание не получается ими извне, а вырабатывается в процессе коллективного взаимодействия.

  3. Пример работы с фрагментом текста Н.В.Гоголя. (Поэма «Мертвые души» еще не изучалась). Тема «Дискуссионное общение». Урок №1 «Стоит ли спорить?»

- Милая, это пестро.

- Ах, нет, не пестро.

- Ах, пестро!

  • Диалог ли это? Обоснуйте вашу точку зрения. Сравните свой вариант ответа со словарным определением данного понятия.

  • Можно ли назвать спором представленные мнения? Обоснуйте свою позицию (обратитесь к словарю).

  • Определите лексическое значение слова «пестро». Подберите синонимы и антонимы к этому слову.

  • Введите в текст предполагаемые «слова автора» так, чтобы стали понятны тема текста и персонажи.

  • Сравните то, что получилось у вас, с ситуацией, предложенной Н.В. Гоголем (чтение эпизода учителем).

  • Считаете ли вы, что приведенная ситуация дает основания для спора? Выскажите свою точку зрения по этому поводу, сравните ее с точкой зрения товарищей.

  • Вспомните русские поговорки, которые иллюстрируют данную ситуацию.

  • Переведите известное английское выражение «tastes differ». Существуют ли в других языках подобные устойчивые выражения? Почему вы так думаете?

  • Составьте собственный диалог, завершив его поговоркой «О вкусах не спорят» или «Tastes differ» (работа в паре).

  • Оцените составленные другими диалоги с точки зрения норм РЭ, правильности речевого оформления.

  1. Формы работы возможны как индивидуальные, так и коллективные (пары, постоянные и сменные группы).

  2. Виды деятельности учащихся, наиболее продуктивно реализующие задачи предпрофильной подготовки:

  • создание собственных текстов (например: Для чего люди изобрели приветствие?);

  • подготовка индивидуальных сообщений (История отчества);

  • исследовательская деятельность по одной из тем курса (Поздравление и пожелание в открытке с использованием материалов домашнего архива);

  • создание и исполнение ситуативных диалогов (игра «Давайте познакомимся…»);

  • составление характеристики речевого поведения героя литературного произведения (Просьбы царевича Елисея);

  • сопоставление особенностей РЭ разных народов (Русская и английская просьбы).

  1. Система занятий целенаправленно организована таким образом, чтобы ученик не просто выполнял задания учителя, а принимал непосредственное и заинтересованное участие как в их разработке, так и в оценивании результатов своей деятельности.

Варианты учета и оценки результатов деятельности учащихся:

  • самооценка практических навыков владения этикетными нормами с помощью тестов, составленных группой учащихся или учителем;

  • самонаблюдение и взаимонаблюдение за использованием формул РЭ в устной и письменной речи и анализ результатов (с построением графиков, диаграмм);

  • самооценка с использованием методики «Языковой портфель»;

  • разработка и творческое представление школьниками игровых ситуаций, иллюстрирующих изученные разделы курса;

  • взаимооценка творческих работ по каждой теме курса;

  1. Школьники, которые занимались по программе курса, составили основу лингвистического класса (69% учащихся). Ими было организовано объединение старшеклассников «Школа вежливости», где разрабатывались и проводились занятия по РЭ для учащихся младших классов. Работа по овладению РЭ была продолжена в 10-11 классах темами раздела «Деловой этикет». Об устойчивом интересе к русскому языку свидетельствует участие этих ребят (уже выпускников гимназии) в проекте для школьников «Почему мы так говорим» (2007-2008 уч.год, ).

  2. Настоящий курс может быть предложен учащимся любого профиля, так как призван восполнить пробелы воспитания, касающиеся речевой культуры молодого человека. Курс готовит учащихся к дальнейшему межличностному общению.

Гусарова О.Б.,

МОУ «Кондряевская ООШ» (Судогодский район)

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

В МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Современные потребности развития всех сфер общественной жизни говорят о необходимости воспитания компетентного специалиста, умеющего работать с людьми, умеющего вести конструктивный диалог.

Воспитание культуры речевого общения выступает важнейшей задачей всей системы образования. Современный человек должен уметь вести беседу в доказательной манере, имея при этом хорошо развитую эмоциональную сферу, эстетическое сознание.

В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать процесс обучения, чтобы эстетическая функция родного языка не только не терялась за важной и трудоёмкой грамматической и речевой работой на уроке, но и помогала такой работе, создавая правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта.

Элективный курс автора С.И.Львовой «Средства выразительности русской речи» помогает в условиях малокомплектной сельской школы организовать предпрофильную подготовку обучающихся.

Основная цель курса состоит в организации систематического и целенаправленного наблюдения над использованием в художественной речи выразительно-изобразительных возможностей языковых единиц разных уровней, что поможет учащимся чутко и адекватно воспринимать язык художественного произведения, с удовольствием заниматься чтением, научиться самостоятельно войти в мир литературного сознания.

Именно искусством воспитываются глубокие интересы, моральная чистота, отзывчивость души, широта взглядов.

Обращение к различным видам искусства носит избирательный характер. Объясняется это и спецификой изучаемого текста, и тем конкретным материалом по другим видам искусства, которым располагает малокомплектная школа. В одних случаях приходится обращаться к произведениям изобразительного искусства, в других – к музыке.

При изучении лирики практически не использую иллюстрации, а обращаюсь к музыке, которая соответствует самой природе поэзии и помогает развитию воображения. Когда мы читаем пушкинское «Я вас любил…» или лермонтовское «И скучно и грустно…», перед нами не возникает какая-либо зримая «картина». Эти стихи похожи на мелодии; их фразы непосредственно выражают те или иные мысли и чувства».

Музыка часто звучит в рассказах одного из самых «музыкальных» писателей – К.Паустовского. В его рассказе «Струна» звучит мелодия Чайковского, в рассказе «Корзина с еловыми шишками» - музыка Грига. Однако мы не найдём в них каких-то пространных объяснений музыки, восхищённых слов. Любовь писателя скромна, сдержанна, глубока. Так же относятся к искусству и его герои. Для них музыка – помощник в жизни. Она помогает им побеждать недуги, быть великодушными в любых обстоятельствах, как бы тяжелы они ни были, дарит радость, обогащает духовно, даёт веру.

На занятиях факультативного курса изучаем рассказы «Беглые встречи», «Старый повар», «Чёрное море», «Поводырь». Вся «Повесть о лесах» наполнена музыкой Чайковского, прочтём из неё совсем короткий отрывок:

«Чайковский молчал. Что он мог сказать этому человеку. Что гибель лесов несёт его стране разорение? Или просто сказать, что жаль до боли этих лесов, свежести, шума, сияния воздуха на полянах?

- Конечно, - сказал губернатор и поднял брови, - лесное хищничество – вещь безобразная. Но я бессилен помочь вам в этом затруднении. Рад бы душой, но не могу, Пётр Ильич. Разделяю ваше негодование. Но требование артистической натуры не всегда совпадает с коммерческим интересом».

Как это похоже на сегодняшний день! И какими помощниками становятся литература и музыка в решении таких сложных жизненных проблем.

Говоря о привлечении музыки на занятиях элективного курса, мы имеем в виду не только прослушивание музыкальных произведений, но и включение в отдельные занятия материалов из истории и теории музыкального искусства, а также биографических справок о композиторах. Например, перед изучением рассказа К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» заранее предлагается собрать материал о великом норвежском композиторе Эдварде Григе, об особенностях его творчества. Это задание позволяет детям заглянуть за страницы учебника, обратиться за помощью в библиотеку. А на самом занятии, посвящённом рассказу К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», даю детям прослушать музыку Грига к драме известного норвежского драматурга Ибсена «Пер Гюнт», а затем прошу ребят высказываться о том, о чём они думали, что чувствовали, переживали во время прослушивания.

Стендаль говорил: «Слушая хорошую музыку, я мечтаю о том, чем в это время занято моё сердце». Голос музыки, по словам другого французского писателя Ромена Роллана, идёт прямо в сердце, минуя, если можно выразиться, сферу рассудка. Человек далеко не всегда может передать словами, что испытал он во время слушания музыки, но пережитое навсегда остаётся в его душе. «Музыка, - писал Григ, - добрая сила, которая облагораживает души и нравы».

А вот удивительный по силе эмоционального воздействия рассказ К.Паустовского «Старый повар». И снова звучит музыка Моцарта. Это «Реквием». Скорбная, торжественная музыка; встреча композитора с «чёрным человеком», внезапная смерть, - роковое произведение.

Дети внимательно следят за тем, что происходит с героем. Под влиянием музыки он накануне смерти испытал счастье, которого был лишён всю жизнь.

Большое впечатление производит на детей выразительное чтение отрывков из рассказа на фоне музыки – звучит «Маленькая ночная серенада» Моцарта.

Музыка Моцарта, по мнению многих исследователей, созучна творчеству Леонардо да Винчи, Рафаэля. Поэтому на занятиях рассматриваем слайды с репродукциями художников эпохи Возрождения на фоне звучания музыки Моцарта.

Для обобщения ставлю перед ребятами вопрос: в чём созвучны музыка и живопись? И приходим к мысли, что объединяет все виды искусства одухотворённость, глубина чувств, красота.

Благодатный материал представляет творчество С.А.Есенина.

«Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовём высшим моцартовским началом, моцартовской стихией», - сказал поэт Борис Пастернак.

Выясняем, что думают дети по поводу этого высказывания, что же такое «моцартовская стихия». И вспоминая особенности есенинского стиля, отмечем особенную чистоту, музыкальность и страстность его стихов.

Сергей Есенин пронёс любовь к песне через всё творчество.

От первых детских впечатлений:

Родился я с песнями в травном одеяле…

Через юность:

Я – беспечный парень. Ничего не надо.

Только б слушать песни –

сердцем подпевать…

Через поэтическую зрелость:

Любя тебя и ночи темноту,

Тебе, о Родина, сложил я песню ту….

До последних дней своей жизни:

Не всё ль равно – придёт другой,

Печаль ушедшего не сгложет,

Оставленный и дорогой

Пришедший лучше песню сложит.

Стихов специально для песен С.Есенин не писал, хотя многие называл песнями: «Песнь о собаке», «Песнь о хлебе», «Песня о великом походе», «Песнь о Евпатии Коловрате». Песенность органично присуща творчеству поэта. И не удивительно, что поэзия Есенина не перестаёт привлекать внимания композиторов до сегодняшнего дня. Музыку на его стихи писали: Я. Бойко, Г.Пономаренко, В.Салманов, Г. Свиридов, А.Флярковский, Т.Хренников.

Особая роль в музыкальной «есениниане» принадлежит Г.В.Свиридову, сумевшему средствами музыки не только выразить горячую любовь поэта к «стране берёзового ситца», но и создать образ поэта, образ русского национального художника с его сложной судьбой.

Конечно, хорошо бы иметь в школьной фонотеке грамзаписи вокальных циклов Г.В.Свиридова: «У меня отец - крестьянин», «Деревянная Русь», не говоря уже о всех десяти частях «Поэмы памяти Сергея Есенина», о которой композитор сказал так: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось бы об этом сказать языком музыки».

Имена великих поэтов, композиторов и художников, их судьбы как бы переплетаются одной нитью.

И сразу же вспоминаются строки из стихотворения Бориса Пастернака:

Октябрь серебристо-ореховый,

Блеск заморозков оловянный.

Осенние сумерки Чехова,

Чайковского и Левитана.

А в книге Д. Кабалевского «Ровесники» находим слова Дмитрия Борисовича: «…русские художники ощутили песенность русской природы, русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни…»

Левитан и Чайковский – наивысшее выражение этих устремлений русского искусства, теснейшим образом сблизивших музыку с живописью.

А если вспомнить, как виделась и слышалась та же русская природа Чехову, то триада искусства – музыка, литература и живопись, воплощённая в творчестве трёх гениев, предстаёт перед нами как сердечная песнь о неповторимо скромной и целомудренной красоте русской природы.

И вновь обращаемся к творчеству К.Паустовского. Он вошёл в литературу не только как ценитель искусства, но и как несравненный мастер пейзажа. Им созданы повести и очерки о русских художниках: Оресте Кипренском, Исааке Левитане, Николае Ромадине. «Живопись важна для прозаика не только тем, что помогает ему увидеть и полюбить краски и свет, - писал Паустовский, - живопись важна ещё и тем, что художник часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картины мы тоже начинаем видеть это и удивляться, что не замечали этого раньше».

Искусству рисовать природу Паустовский учился у художников. Не случайно работа над книгой о Левитане предшествовала созданию очерков «Мещёрская сторона». Писатель вдумчиво вглядывался в полотна великого русского пейзажиста, стремился постигнуть их не только глазами, но и сердцем.

Одно из занятий отводится изучению очерка Паустовского «Исаак Левитан» Жанр очерка, язык писателя, на первый взгляд, может показаться сложным. Поэтому, чтобы изучение прошло эмоционально и интересно, даём детям опережающее задание: принести на урок подобранные ими репродукции картин Левитана. Просим каждого ученика внимательно всмотреться в избранную репродукцию картины и охарактеризовать её. Далее сравниваем описания репродукций картин, сделанные школьниками, с теми, которые включены в очерк. Обращаем внимание детей на то, какие мысли и чувства пробуждают картины в писателе и почему Паустовскому близки картины Левитана.

Вместе с учениками отмечаем ёмкие эпитеты писателя, а в описании картины «Над вечным покоем» - метафору «холстины дождя, закрывающие просторы». И читаем, читаем сами вслух, чтобы донести до учащихся эмоциональность и изящество рассказа, попутно комментируем – недлительными и скучными пояснениями, а когда нужно одним – двумя словами, когда нужно – интонационным нажимом, требующим обратить внимание на определённое место текста.

Подобные занятия требуют от учителя больших эмоциональных затрат, но в условиях малокомплектной сельской школы они незаменимы и приносят настоящее счастье.

«Каждый понимает счастье по-своему, - пишет К.Паустовский в рассказе «Фенино счастье». У каждого оно своё. Но есть вещи, которые одинаково у всех вызывают подъём и чувство счастья.

- Какие?

- Ну, хотя бы музыка. Или картины».

И вспоминаются строки из стихотворения Степана Петровича Шевырёва «Звуки»:

Три языка Всевышний нам послал,

Чтоб выражать души святые чувства.

Как счастлив тот, кто от Него приял

И душу ангела и дар искусства.

Элективный курс автора С.И.Львовой «Средства выразительности русской речи», на занятиях которого используются различные виды искусства, помогает углубить работу по культуре речевого общения.

Как с помощью языковых средств художник слова описывает какое-то явление действительности, передаёт свои ощущения и впечатления и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях композитора, живописца? Какими приёмами пользуется писатель, художник, композитор при создании близких образов? Какие средства изобразительности, эмоционального воздействия имеются в арсенале музыканта, художника и как с этими средствами соотносятся языковые возможности в передаче сходных образов.

На эти непростые вопросы ищут ответ ученики малокомплектной сельской школы на подобных занятиях в условиях предпрофильной подготовки.

Журухина Е.И.,

МОУ СОШ № 2 (г. Судогда)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ЗАНЯТИЯХ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Одна из основных задач, которую ставят перед собой школьники на уроках русского языка, - это овладение орфографической и пунктуационной грамотностью. Однако в жизни не менее важна и речевая грамотность, умение связно и убедительно высказывать свои мысли. Возникает необходимость формирования у школьников языковой компетенции через развитие образного мышления и ассоциативной памяти, необходимость совершенствования устной и письменной речи обучающихся.

«Разбудить» языковую интуицию – задача сложная, требующая кропотливого труда, но очень интересная.

Язык как основное средство общения изучается через лексическое значение, семантику родного слова. Бережное и чуткое отношение к нему способствует созданию текста, в котором своя душа, свой характер.

Путь от работы с лексическим значением слова через словесные образы и ассоциативные цепочки к созданию собственного текста – это и есть маленькое открытие в большом языковом пространстве, которое предусматривает программа элективного курса «От образа к художественному тексту».

Программа ориентирована на предпрофильную подготовку по гуманитарному направлению в целом и филологическому профилю в частности. В ее основу положен принцип интеграции основ литературоведения, лингвистики с разными видами искусства: художественной литературой, живописью, музыкой.

Планирование данного курса позволяет учителю через различные способы деятельности организовать групповые формы работы с обучающимися, работу в парах, эффективно использовать возможности индивидуальной работы. Применение интерактивных форм обучения дает учителю возможность формировать не только предметные компетенции (языковую, лингвистическую, коммуникативную), но и надпредметные. Особое место отводится формированию культуроведческой компетенции.

Цель курса – совершенствование устной и письменной речи обучающихся путем развития образного мышления и ассоциативной памяти.

Задачи курса:

  1. Создать психолого-педагогические условия для обучения созданию собственного художественного текста.

  2. Формировать духовно богатую, творческую личность через приобщение обучающихся к произведениям музыки, живописи, а также к красоте окружающего мира.

  3. Научить старшеклассников работе с лингвистическими словарями и расширить представление об Интернете как об особом информационном пространстве.

Программа рассчитана на среднесрочную перспективу (17 часов).

п/п

Тема

Количество часов

Форма занятий

1.

Познание слова.

2ч.

Работа в группе

2.

Рассказ об увиденном (услышанном).

2ч.

Практикум

3.

Представьте и опишите.

2ч.

Практикум

4.

Введение образного средства в свой текст.

2ч.

Творческая мастерская

5.

Описание картины.

2ч.

Семинар

6.

Впечатления от музыки.

1ч.

Семинар

7.

Ассоциативный переход.

1ч.

Работа в группе

8.

Создание текста по заданным словам.

2ч.

Индивидуальная работа

9.

Заполнение речетворческой карты.

Создание собственно текста.

3ч.

Творческая мастерская



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работников образования СБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работников образования СБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборник материалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборник материалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборник материалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..