Главная > Документ


РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

по УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина (10-11 классы)

Современное общество предъявляет новые требования к выпускникам школ. Они должны уметь самостоятельно приобретать знания, применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различного рода информацией, уметь анализировать, обобщать, аргументировать; критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем; быть коммуникабельным и уметь адаптироваться в меняющихся условиях жизни.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности, или ключевые компетентности.

Ключевые компетентности- это наиболее общие способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной деятельности.

А.В. Баранников в статье «Содержание общего образования: компетентностный подход» (2002 г.) предложил систему ключевых компетентностей:

  1. Учебные компетентности (организация процесса обучения с выбором собственной образовательной траектории, решение учебных проблем, извлечение пользы из образовательного опыта, ответственность за получаемое образование).

  2. Исследовательские компетентности (нахождение и обработка информации, использование альтернативных источников данных, представление и обсуждение материала разного вида и типа в различных аудиториях, работа с документами).

  3. Социально-личностные компетентности (критическое мышление, нахождение связи между настоящим и прошлым, понимание текстов, выработка своего мнения).

  4. Коммуникативные компетентности (умение принимать взгляды других людей, защищать свое мнение, выступать публично, литературно выражать свои мысли).

  5. Организаторская деятельность и сотрудничество (умение организовать свою работу, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, вести переговоры, сотрудничать в команде).

УМК «Русский язык» под редакцией Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина (10-11 классы) представляет собой универсальный справочник-практикум по русскому языку, который можно использовать и в общеобразовательном, и в профильном гуманитарном классе.

Основными концептуальными положениями, на которые опирается УМК, являются:

  • усиление коммуникативной направленности;

  • выход теоретических сведений на практику;

  • обучение свободному владению речью.

Профильная и базовая школа различаются объемом передаваемой информации, содержательными и организационными особенностями образовательного процесса.

Профильная школа готовит выпускников к продолжению обучения на филологических факультетах, поэтому для гуманитарного класса обязательным является расширенный материал по языкознанию, стилистике, культуре речи, а также исторические комментарии, помогающие понять языковые единицы и механизм их функционирования.

В освоении учебного материала для профильных классов важную роль играет самостоятельная работа с учебником, справочниками, словарями, составление алгоритмов и схем.

Базовый уровень освоения программы заключается в формировании правописных и речевых навыков, поэтому в таких классах используются задания прикладного характера - «Сделай по образцу», дифференцированные задания по вариантам в зависимости от уровня сложности.

Радует, что тексты упражнений взяты из произведений классической литературы XIX - XX веков, поэтому у учителя появляется возможность осуществлять интеграцию предметов русский язык и литература, а ученик воспринимает текст как единицу, для понимания которой необходимы знания из области литературы, истории языка, лингвистики, языкознания и др.

Рассмотрим основные виды деятельности на уроках русского языка в старшей школе.

Виды деятельности на уроке

Какие ключевые компетентности формируются

Современные методы и приемы, помогающие создать оптимальные условия обучения

Базовый уровень

Профильный

уровень

Организованное начало урока

Учебные компетентности

Каллиграфическая разминка

Синквейн

«Найди лишнее»

Словарная разминка с использованием различных словарей

Изучение теоретического материала

Исследовательские компетентности

Организация деятельности и сотрудничество

Коммуникативные компетентности

Социально-личностные компетентности

Работа с учебником под руководством учителя

Изучение понятий

Составление связного высказывания по теме

Картографирование мыслей

Использование модели «Обмен знаниями», «Уголки»

Работа в группе

«Мозговой штурм»

Мини-сочинение с использованием новых терминов, эссе

Закрепление учебного материала

Учебные компетентности

Выполнение упражнений учебника по образцу

Выполнение дифференцированных заданий по учебнику

Методика перфорированного опроса

Выполнение заданий более высокого уровня сложности

Создание высказываний на лингвистическую тему

Коммуникативные компетентности

Исследовательские компетентности

Ознакомление со статьей учебника об ученых-лингвистах

пересказ

Подготовка сообщений о выдающихся деятелях Древней Руси, философах, языковедах и др.

Работа по стилистике и культуре речи

Коммуникативные компетентности

Организаторская деятельность и сотрудничество

Комплексный анализ текстов разных стилей

Создание текстов на основе анализируемых, по образцу

Сочинения, изложения

Анализ текста, в том числе языковедческий

Создание разностилевых текстов одной тематики

Работа в группах «Создай текст», «Собери текст» (на основе разрозненных предложений)

Сочинения, изложения

Проверка знаний

Учебные компетентности

Подготовленный диктант с дальнейшей самопроверкой

Диктант

Тест

Самодиктант

Диктант

Тест

Проектная деятельность

Дискуссия

На мой взгляд, УМК «Русский язык» под редакцией Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина (10-11 классы) соответствует требованиям современного общества и обеспечивает возможность реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку.

Литература:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных школ. - М.: Русское слово, 2006.

  2. Мищерина М.А., Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: Поурочное планирование. Базовый и профильный уровень. - М.: Русское слово, 2007.

  3. Мищерина М.А., Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы: Книга для учителя. - М.: Русское слово, 2008.

  4. Тюляева Т.И. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов гуманитарного цикла: Учебно-методические материалы. - М.: Русское слово, 2007.

Ильина С.А.,

МОУ «Мошокская СОШ» (Судогодский район)

ПОТЕНЦИАЛ УМК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПОД РЕДАКЦИЕЙ М.М.РАЗУМОВСКОЙ В РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Одной из главных задач языкового образования является формирование у обучающихся коммуникативной компетенции, то есть умения создавать , воспринимать и интерпретировать тексты разных стилей и жанров.

Основным свойством текста является его способность содержать информацию разных видов, а основная коммуникативная функция - передавать эту информацию. Поэтому изучение типологии, структуры функций текста, развитие практических навыков интерпретации текста, извлечение информации, развитие навыков восприятия, оценки и создание собственных текстов – одна из важнейших задач образовательной области «Филилогия».

В этом направлении потенциал учебно-методический комплекс по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской огромен и способствует профилизации языкового образования в плане углубленного изучения языка.

Авторы УМК: М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, Г.А. Богданова, Т.С. Тронина, В.В. Львов, Н.Н. Сергеева – предлагают разнообразные вопросы, направленные на развитие навыков анализа, оценки и построения самостоятельного высказывания, способствующих осуществлению следующих задач:

      1. знакомство с базовыми понятиями теории текста;

      2. умение анализировать смысловую и композиционную структуру текста;

      3. создание текстов на заданную тему, соответствующих определенным стилевым нормам, характерным для данного жанра.

В рамках УМК значительное место отводится изучению теории, где вводятся такие понятия, как: «ситуация общения», «коммуникативные роли», «текст», «типология текстов», «тип текста»; восстановление информации по ключевым словам и плану, анализ структуры текста.

Например, в учебнике для 5 класса «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской предложено в разделе «Речь» в упр. 721 задание:

Сравните тексты. Определите задачу речи и стиль. Найдите характерные для художественного стиля слова и выражения.

  1. Лёшин папа гладил брюки. Утюг плавал по брюкам, как маленький буксирчик по реке – синей в полосочку. Время от времени папа набирал в рот воды и безжалостно обрушивал на брюки порцию брызг, после чего утюжок недовольно шипел и пускал пары. От мокрых глаженых брюк пахло дождем. ( Ю. Яковлев )

  2. Чтобы выгладить брюки, их надо очистить от пыли, аккуратно сложить и слегка увлажнить. Брюки из хлопчатобумажной ткани сбрызгивают водой, шерстяные – гладят горячим утюгом через мокрую тряпку. Особенно тщательно проглаживают складки брюк.

В учебнике «Русский язык» для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской в упр. 587 дано задание:

Найдите в учебнике русского языка тексты двух стилей – научного и делового. Для этого просмотрите тексты параграфов, некоторые тексты в упражнениях и задания к упражнениям.

Сравните научный и официально-деловой стили в найденных вами текстах, отметьте в них общее и различное.

Данный вид заданий направлен на умение определять стили речи, находить слова и выражения, характерные для данного стиля.

В учебнике «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской для 6 класса в упр. 642 дано задание:

Продолжите текст, используя слова и выражения, близкие по значению слову маленький. Тема текста и конкретные предметы речи определите сами.

Всё здесь было как настоящее, только очень маленькое.

Задания этого типа формируют умение подбирать синонимы, самостоятельно определять тему, задачу речи, выбирать предмет речи.

В упр. 666 в учебнике «Русский язык» для 6 класса под редакцией М.М.Разумовской, Москва, «Дрофа», 2005 год предложено задание:

Ниже приведены некоторые слова и сочетания, которыми могут начинаться части повествования или отдельные предложения. Запишите их, сгруппировав в зависимости от возможного места в тексте: а) в завязке; б) в развитии действий; в) в кульминации; г) в развязке. Какова роль этих средств в повествовании?

И тут, но тут, а тут, спустя, однажды, немного погодя, как-то раз, неожиданно, через некоторое время, вот так, дело было, вдруг, наконец (и вот).

В учебнике «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской для 6 класса в упр. 671 рекомендуется выполнить следующее задание:

Примите участие в создании сборника рассказов под названием «Однажды…». Какой тип речи должен быть ведущим в рассказах, какие другие типы речи могут включаться дополнительно? Какие требования желательно выполнять, чтобы событие было представлено живо, наглядно?

Напишите свою страничку в такой сборник. Вопрос о теме, основной мысли, конкретном содержании текста и его построении решите самостоятельно.

Не забудьте озаглавить рассказ.

Подобный вид упражнений формирует умение оперировать данными понятиями, применить знание в нестандартной ситуации, раскрывает творческие возможности обучающихся.

Авторы учебно-методического комплекса под редакцией М.М.Разумовской предлагают для работы тексты, имеющие воспитывающе-познавательный характер, что позволяет воздействовать на нравственно-этические качества личности школьника, совершенствующие знания об окружающем мире и своим содержанием поддерживающие интерес школьника к русскому языку.

В упр. 313 учебника «Русский язык» под редакцией М.М.Разумовской для 6 класса представлено задание:

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы и объясняя написание окончаний причастий. х

Образец записи: цвет не увядающий

Язык народа – вечный, лучший, никогда не ув…дающ… и вечно ра (с,сс) пускающ…ся цвет его духовной жизни, нач…нающ…ся д…леко за гр…ницами истории. Язык есть самая жизнь, самая обильная и прочная связь, соед..няющ… отжившие, ж…вущ… и будущ… пок…ления в одно великое историческое и живое слово. ( К. Ушинский. )

2. Выразительно прочитайте записанный вами текст. Объясните, как вы понимаете его смысл.

3. Выучите текст наизусть, подготовьтесь к письму по памяти.

Подобные задания заставляют обучающихся задуматься о роли русского языка, развивают умение строить связное высказывание на заданную тему.

Очень важным условием при работе с текстом является использование специальных заданий, которые призваны стимулировать мыслительную деятельность школьников, формировать их творческое воображение, образное мышление. От текста к тексту задания меняются, постепенно усложняясь:

  • восстановление текста по разного рода схемам;

  • составление тематической зарисовки;

  • восстановление текста по таблице;

  • восстановление текста по изучаемой на уроке орфограмме;

  • восстановление текста по причинно-следственным связям между предложениями.

В учебнике 5 класса «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской при изучении темы «Смысловые отношения между предложениями и последовательность предложений в тексте» используется ряд заданий, направленных на развитие умения определять, что является текстом, строить текст из данных предложений, задавать вопрос от предложения к предложению, определяя смысловые отношения между предложениями; расставлять предложения в нужной последовательности, строить текст по заданному предложению и самостоятельно определять, как должна развиваться мысль.

Упр. 744, стр. 252. Задание:

Превратите группу предложений в текст. Определите смысловые отношения между ними и расставьте предложения в нужной последовательности. Как вы будете искать первое предложение текста?

Васюткино озеро.

1) Мала ли честь для тринадцатилетнего мальчишки – озеро, названное его именем!

2) Небольшое оно. Небольшое, зато памятное Васютке. 3) Пускай оно и не велико, не то что, скажем, Байкал, но Васютка сам нашел его и людям показал. 4) Еще бы! 5) Много еще, очень много в нашей стране безымянных озер и речек, потому что велика наша Родина, и сколько по ней ни броди, все будешь находить что-нибудь новое, интересное. 6) Это озеро не отыщешь на карте. 7) Да, да, не удивляйтесь и не думайте, что все озера уже известны и что у каждого есть свое название (по В. Астафьеву).

В учебнике для 6 класса «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской представлено упр. 577 с таким заданием:

Перед вами две группы предложений. Расставьте их так, чтобы получилось два текста. Если вы выполните задание правильно, то узнаете, как соотносится микротема и абзац и для чего нужен тексту заголовок. Полученные тексты запишите и озаглавьте.

I. 1) Объясняется это тем, что заголовок обыкновенно указывает на тему текста или его основную мысль. 2) Конечно, с заголовка! 3) Вспомните, с чего вы обычно начинаете чтение книги, рассказа. 4) Ведь именно заголовок помогает вам выбрать нужную книгу.

II. 1) Эти части общей темы называются микротемами. 2) Развивая тему, автор движется как бы по ступенькам, переходя от одной ее части к другой.3) Эти предложения объединяются в один или, реже, в два абзаца. 4) Микротема обычно раскрывается в нескольких предложениях.

Данный вид упражнений позволяет вспомнить такие понятия, как: микротема, абзац, тема текста и определять смысловые отношения между предложениями.

В учебниках для 8 и 9 классов «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской задания усложняются, появляется возможность обучающимся готовиться к итоговой аттестации как в традиционной, так и в новой форме. Это позволяет повысить уровень коммуникативной компетенции школьников, способствует развитию их языковой личности в целом, развитию умения строить собственное высказывание в соответствии с типом речи, аргументировать положения творческой работы.

В учебнике 8 класса «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской представлены следующие упражнения с заданиями:

Упр. 392:

1. Дайте портретную зарисовку хорошо знакомого вам человека. Какими синтаксическими конструкциями вы воспользуетесь? Какую мысль будете доказывать? 2. Сделайте заголовки к будущему портретному очерку. Какую черту характера своего героя вы хотите подчеркнуть? Какие языковые средства помогут вам сделать текст выразительным, экспрессивным? Продумайте начало очерка, концовку.

Упр. 382:

Составьте небольшой текст из 3-4 вопросительных предложений – «раздумья» автора и

2 – 3 повествовательных – ответ на эти вопросы.

Возможные темы: «Что значит быть интересным человеком?», «Что значит быть человеком, полезным Родине?», «Надо ли сегодня иметь высшее образование». Помните: использование частиц разве, неужели, ведьпоможет усилить выразительность текста.

В учебнике для 9 класса «Русский язык» под редакцией М.М. Разумовской предложен ряд зданий такого типа:

Упр. 293:

Может быть, и вы куда -то ездили этим летом или в каникулы? Если у вас сохранились фотографии, рассмотрите их, припомните, что вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые увидели.

Напишите сочинение в жанре путевых заметок. Подумайте, в какой перспективе вы будете развертывать текст; какие синтаксические конструкции, слова и выражения помогут вам связать абзацы; какие типовые фрагменты вы включите в повествовательную основу текста; какие изобразительные и эмоционально-оценочные средства языка вы используете в своем сочинении.

Подобного рода задания могут использоваться для языкового образования обучающихся гуманитарного профиля, потому что умение анализировать содержание и функции текста, интерпретировать его правильно, владеть навыками создания отобранных видов и разновидностей текста, углубленное изучение типологии текста, его структуры и функций необходимо не только школьнику, но и специалисту гуманитарного профиля.

Таким образом, учебно-методический комплекс под редакцией М.М. Разумовской позволяет на базовом уровне готовить выпускников основной школы к профильному обучению в старшей, закладывает навыки проектно-исследовательской деятельности, готовит к промежуточной и итоговой аттестации в новых формах.

Литература:

  1. Бакулина Г.А. Средства субъективизации в работе с текстовыми упражнениями. // РЯШ, 2005. - № 3. - С. 3 – 10.

  2. Кудрявцева Т.С., Ванников Ю.В. Тайны текста. // РЯШ, 2005. - № 3. - С.124 – 125.

  3. Суворова Е.П. Обучение восприятию и созданию текста – единый творческий процесс. // РЯШ, 2001. - № 6. - С. 3 – 10

IV. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ

ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Горпинко Н.И.,

лингвистическая гимназия № 23 (г. Владимир)



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  2. Повышения квалификации работников образования сборник программ

    Программа
    ... Волгоградская государственная академия повышения квалификации работниковобразованияСБОРНИК ПРОГРАММ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... применена в школах и учреждениях дополнительного образования. Материалы программы могут быть использованы на ...
  3. Сборник материалов по итогам проведения iii городской научно-практической конференции молодых педагогических работников муниципальных образовательных учреждений города нижневартовска «образование - будущее города» нижневартовск 2011

    Урок
    ... образования». Сборникматериалов по итогам проведения III городской научно-практической конференции молодых педагогических работников ...
  4. Сборник материалов научно- практической конференции

    Документ
    ... области естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2009. В сборнике освещены материалы научно ... учеников, учителя, педагоги дополнительного образования, работники библиотек. У данных субъектов ...
  5. Сборник материалов научно - практической конференции

    Документ
    ... естественнонаучного образования: Сборникматериалов научно - практической конференции. – М., МИОО, 2010. В сборнике освещены материалы научно ... , проводить видеосъёмку, беседовать с научными работниками и т.д.), организовывать и планировать свою ...

Другие похожие документы..