Главная > Программа дисциплины

1

Смотреть полностью

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Государственный университет - Высшая школа экономики

Факультет государственного и муниципального управления

Программа дисциплины

Теория и механизмы современного государственного управления

для направления 081100.68 ";Государственное и муниципальное управление"; подготовки магистра

Авторы программы:

Дмитриева Н. Е.(nedmitrieva@), Елисеенко В. Ф. (veliseenko@), Клименко А. В. (klimenko@), Клищ Н. Н. (nklishch@), Платыгин Д.Н. (dplatygin@), Сизова О. В, Суворова И. К. (isuvorova@), Цыганков Д.Б. (dtsygankov@)

Рекомендовано секцией УМС

Одобрено на заседании кафедры

«Государственное и муниципальное управление»

Теории и практики государственного управления

Председатель

Зав. кафедрой

Киселева В.В.___________

Клименко А. В.____________

«___» _____________ 2011

«___» _____________ 2011

Утверждено УС факультета государственного и муниципального управления

Ученый секретарь

_____________ Л.М. Симонова

«___» _____________ 2011

Москва, 2011

Оглавление

Аннотация курса 3

Распределение часов курса по темам и видам работ 3

Содержание программы 6

Раздел 1. Основные теории государственного управления 6

Тема 1.1. Государство и государственное управление 6

Тема 1.2. Эволюция теорий государственного управления 6

Раздел 2. Оптимизация функций, структуры и процессов органов исполнительной власти 7

Тема 2.1. Функционал и типология органов исполнительной власти 7

Тема 2.2. Распределение и разграничение полномочий между уровнями публичной власти 8

Тема 2.3. Оптимизация административных процессов в органах исполнительной власти 9

Раздел 3. Управление по результатам 10

Тема 3.1. Планирование деятельности органов исполнительной власти 10

Тема 3.2. Технологии бюджетирования 11

Раздел 4. Контрактные отношения и аутсорсинг 13

Тема 4.1. Контракты в государственном секторе, модели и технологии аутсорсинга 13

Раздел 5. Кадровые технологии в государственном секторе 14

Тема 5.1. Карьера чиновника и оплата труда 14

Раздел 6. Взаимодействие государства с гражданским обществом 15

Тема 6.1. Технологии противодействия коррупции 15

Тема 6.2. Государственно-частное партнерство (ГЧП) 16

Раздел 7. Электронное правительство 18

Тема 7.1. Понятие и основные элементы электронного правительства 18

Раздел 8. Качество государственного управления 18

Тема 8.1. Лучшая практика и оценки качества государственного управления 18

Раздел 9. Анализ и оценивание программ и отраслевых (секторальных политик) 20

Тема 9.1. Политический анализ, оценивание, экспертиза. Использование знания в политике и управлении 20

Тема 9.2. Триада понятий «политическое». Аналитические подходы к анализу принятия решений и реализации государственной политики 20

Тема 9.3. Общий обзор оценивания программ и политик 21

Тема 9.4. Формирование «индустрии» оценки за рубежом. Национальные и международные ассоциации, стандарты оценивания 22

Тема 9.5. Основные теоретические подходы и модели оценивания 22

Тема 9.6. Методология оценивания 23

Тема 9.7. Планирование и этапы оценочного исследования 23

Тема 9.8. Профессионализация оценивания как трансграничной дисциплины 24

Тема 9.9. Оценивание государственных программ 25

Раздел 10. Оценки воздействия 26

Тема 10.1. Оценка регулирующего воздействия 26

Тема 10.2. Оценки воздействия в области экологии и развития конкуренции 27

Формы контроля 28

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы 30

Методические рекомендации для преподавателя 32

Методические рекомендации для студента 32

Рекомендации по использованию информационных технологий 32

Аннотация курса

Курс рассчитан на магистров 1 курса факультетов, изучающих социальные науки. Начиная изучение данного курса, студенты должны обладать знаниями, полученными в объеме программ бакалавриата. От студентов требуются: навыки активного восприятия и обсуждения лекционного материала, умение аналитически работать с литературой, в том числе – на иностранных языках, навыки письменного изложения своей точки зрения, устойчивый интерес к углубленному изучению проблем государственного управления и функционирования органов государственной власти и готовность применить полученные знания на практике. Для успешного освоения курса магистры также должны обладать знаниями по общей теории государства и права, микро- и макроэкономике, экономике общественного сектора, институциональной теориистории организаций, ть курса одавания..

Учебная дисциплина «Теория и механизмы современного государственного управления» нацелена на формирование у магистров знания основных методов и технологий, используемых в органах государственного и муниципального управления для достижения поставленных перед ними целей и задач.

В результате изучения дисциплины магистр должен:

  1. знать и использовать понятийный аппарат теории государственного и муниципального управления;

  2. иметь представление об основных концепциях государственного и муниципального управления;

  3. освоить содержание основных управленческих технологий, используемых органами исполнительной власти;

  4. обладать навыками работы с нормативными актами, иными документами, а также текстами по теории государственного управления;

  5. получить навыки подготовки проектов решений, аналитических записок, заключений по представленным документам;

  6. обладать навыками поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области государственного управления и подготовки предложений по их решению;

  7. знать о современных направлениях развития методов государственного управления и уметь критически оценить перспективы их внедрения в определенной области;

Данная дисциплина сфокусирована на способах, формах и методах подготовки и реализации организационных, административно-управленческих, бюджетных, контрактных и иных решений в системе исполнительной власти и бюджетного сектора.

Распределение часов курса по темам и видам работ

 

Наименование разделов

ВСЕГО

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа

 

162

66

14

82

1.

Основные теории государственного управления

16

4

2

10

1.1.

Государство и государственное управление

 

2

 

 

1.2.

Эволюция теорий государственного управления

 

2

 

 

Реферирование статьи по теории государственного управления

2

2.

Оптимизация функций, структуры и процессов органов власти

26

8

6

12

2.1.

Функционал и типология органов исполнительной власти

 

2

 

 

 

Функциональный анализ полномочий органов исполнительной власти

 

 

2

 

2.2.

Распределение и разграничение полномочий между уровнями публичной власти

 

2

 

 

2.3.

Оптимизация административных процессов

 

4

 

 

Деловая игра

«Заседание рабочей группы по подготовке предложений по разработке административных регламентов федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы»

4

3.

Управление по результатам

24

6

4

14

3.1.

Планирование деятельности органов исполнительной власти

 

2

 

 

 

Программно-целевой метод планирования деятельности

 

 

2

 

3.2.

Технологии бюджетирования

 

4

 

 

 

Бюджетная классификация

 

 

2

 

4.

Контрактные отношения и аутсорсинг

14

2

0

12

4.1.

Контракты в государственном секторе, модели и технологии аутсорсинга

 

2

 

 

5.

Кадровые технологии в государственном секторе

14

2

0

12

5.1.

Карьера чиновника и оплата труда

 

2

 

 

6.

Взаимодействие государства с гражданским обществом

14

4

0

10

6.1.

Технологии противодействия коррупции

 

2

 

 

6.2.

Государственно-частное партнерство (ГЧП)

 

2

 

 

7.

Электронное правительство

8

4

0

4

7.1.

Понятие и основные элементы электронного правительства

 

4

 

 

8.

Качество государственного управления

10

6

2

2

8.1.

Лучшая практика и оценки качества государственного управления

 

4

 

 

 

Разработка индексов качества государственного управления

 

 

2

 

9.

Анализ и оценивание программ и отраслевых (секторальных политик)

44

24

0

20

9.1.

Политический анализ, оценивание, экспертиза. Использование знания в политике и управлении

2

 

 2

9.2.

Триада понятий «политическое». Аналитические подходы к анализу принятия решений и реализации государственной политики

4

2

 

 2

9.3.

Общий обзор оценивания программ и политик

4

2

 

 2

9.4.

Формирование «индустрии» оценки за рубежом. Национальные и международные ассоциации, стандарты оценивания

4

2

 

 2

9.5.

Основные теоретические подходы и модели оценивания

8

4

4

 9.6

Методология оценивания

8

4

9.7.

Планирование и этапы оценочного исследования

4

2

2

9.8.

Профессионализация оценивания как трансграничной дисциплины

4

2

2

9.9.

Оценивание государственных программ и проектов

8

4

4

с

Оценки воздействия

10

6

0

4

10.1.

Оценка регулирующего воздействия

6

4

 

 2

10.2.

Оценки воздействия в области экологии и развития конкуренции

4

2

Содержание программы

Раздел 1. Основные теории государственного управления

Тема 1.1. Государство и государственное управление

Государственное управление как наука и как профессиональная деятельность. Определение государства. Трактовки государства. Теория общественного договора. Естественное право и происхождение государства. Некоторые другие теории происхождения государства. Функции государства.

Понятие государственного управления. Основные подходы к определению сущности государственного управления: правовой, политический, менеджериальный.

Основные характеристики государственного управления. Типы государственного устройства. Структура государственного устройства и государственного управления. Виды государственного управления. Субъект и объект государственного управления. Функции государственного управления. Модель Лютера Гьюлика и Линдэлла Урвика. Методы государственного управления.

Особенности государственного управления. Отличия государственного управления от управления в коммерческой сфере по целям и задачам, организации и результатам деятельности. Эффективность государственного управления. Справедливость в государственном управлении.

Тема 1.2. Эволюция теорий государственного управления

Обзор развития теории государственного управления. Соотношение и основные тенденции в развитии теории государственного управления по сравнению с управлением в коммерческой сфере.

Ключевые вехи развития теории государственного управления:

Становление науки государственного управления. «Классическая дихотомия» Вудро Вильсона (1887) – Фрэнка Гуднау (1900). «Идеальная бюрократия» Макса Вебера (1922). Другие комплексные разработки Макса Вебера (1864-1920).

Классическая школа и школа человеческих отношений.

Поведенческий подход, системный подход и ситуационный подход .

Концепция «максимизирующего бюрократа» Вильяма Нисканена (1971).

Новое государственное управление. Зарождение и первые примеры внедрения. Достижения и проблемы имплементации подхода. Отношение к новому государственному управлению в современной управленческой практике.

Другие исследовательские подходы к управленческой проблематике: государственное управление и менеджмент, управление персоналом, экономика, социология, политика и пр.

Семинар 1. Реферирование статьи по теории государственного управления

На семинаре осуществляется написание реферата по одной из предложенных тем, выполняемого на основе одной из заранее изучаемых магистрантами научных работ по теории государственного управления. Примеры научных работ содержатся в разделе «дополнительная литература» к данной теме.

Основная литература:
  • Конституция Российской Федерации.

  • Классики государственного управления. М. МГУ, 2004.

  • Осборн Д., Пластрик П. Управление без бюрократов. – М: Прогресс, 2001.

  • Новая институциональная экономика. М.: Теис, 2002. Под ред. Шаститко А. Е. Гл. 16.

  • Стиглиц Дж. Ю. Экономика государственного сектора. - М.: Издательство Московского университета, 1997. Гл.3-5.

  • Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

  • Рандма-Лийв Т. О. О применимости «западных» теорий государственного управления в посткоммунистических странах. Вопросы государственного и муниципального управления. № 2, 2008

Дополнительная литература:

  • Вудро Вильсон. Наука государственного управления.

  • Роберт К.Мертон. Бюрократическая структура и индивидуальность.

  • Герберт А. Саймон. Поговорки управления.

  • Клименко А.В. Глава 14 - Государство, общественный сектор и человеческое развитие. В кн: Человеческое развитие: новое измерение социально-экономического прогресса. Учебное пособие. 2-ое издание. М. Права человека. 2008

  • Конституционное право зарубежных стран. Под ред. Б.А. Страшуна. Общая часть. Гл. 4-6.

  • Повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Подходы к проведению административной реформы в Российской Федерации. Документ Всемирного банка: Е. Добролюбова, Н. Маннинг, Н. Парисон, Ю. Широкова, Г. Эванс.

Раздел 2. Оптимизация функций, структуры и процессов органов исполнительной власти

Тема 2.1. Функционал и типология органов исполнительной власти

Функции государства и функции социального управления. Функции государственного аппарата и функции органов исполнительной власти. Становление системы разграничения и закрепления полномочий органов государственной власти: исторический аспект и сравнительно-сопоставительный анализ. Функции органов исполнительной власти: определение и критерии выделения функции, классификация функций, критерии необходимости и рациональности.

Типы органов исполнительной власти: министерства, агентства, службы, надзоры, комитеты, управления. Система федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314. Особенности организации структуры региональных органов исполнительной власти.

Функциональный анализ деятельности органов исполнительной власти: цели, задачи и этапы анализа. Горизонтальный и вертикальный функциональный анализ. Проведение функционального анализа в рамках мероприятий административной реформы. Результаты горизонтального функционального анализа на федеральном уровне. Региональный опыт функционального анализа.

Организационный дизайн и эталонные модели. Моделирование исполнительной власти: отраслевой, функциональный, агентский подходы. Отношения между органами исполнительной власти разных типов: межведомственное взаимодействие и координация. Регламенты взаимодействия органов исполнительной власти.

Основная литература:
  • Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

  • Административная реформа в России. Научно-практическое пособие // Институт законодательства и сравнительного правоведения. Под ред. Нарышкина С.Е., Хабриевой Т.Я. М., 2006.

  • Оптимизация функций органов исполнительной власти (п.3.1. раздел 3), в кн.: Административная реформа и проблемы государственного управления. М. ГУ-ВШЭ, 2008.

Дополнительная литература:

  • Елисеенко В.Ф. Агентства в системе исполнительной власти / в книге «Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления», - М., Эпифания, 2004.

  • Повышение эффективности деятельности органов государственной власти. Подходы к проведению административной реформы в Российской Федерации. Документ Всемирного банка: Е. Добролюбова, Н. Маннинг, Н. Парисон, Ю. Широкова, Г. Эванс.

  • Доналд Ф. Кэттл. Реорганизация государственного управления. Анализ деятельности федерального правительства. (в книге «Классики теории государственного управления: американская школа» под ред. Дж. Шафрица и А. Хайда. М. Издательство московского университета, 2003, стр.723-743).

Тема 2.2. Распределение и разграничение полномочий между уровнями публичной власти

Основные принципы и подходы к делегированию полномочий. Конституционно-правовые основы делегирования государственных полномочий. Законодательство Российской Федерации о порядке разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Законодательные основы передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и перераспределения полномочий по предметам совместного ведения между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Правовые основы передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Основная литература:
  • Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ ";Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";.

  • Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. № 199-ФЗ ";О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий";.

Дополнительная литература:

  • Столяров М.В. Компетенция власти: разграничение предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами в условиях реформирования. М.: Изд-во РАГС, 2006.

  • Чурсина Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов по предметам совместного ведения. М.: МЗ-ПРЕСС, 2006.

Семинар 2. Функциональный анализ полномочий органов исполнительной власти разных типов

В ходе семинара студенты получают навыки функционального анализа полномочий федеральных органов исполнительной власти (министерств, агентств, служб в одной сфере деятельности), законодательно установленных и закрепленных в их положениях, навыки определения типа функции, исполняемой федеральным органом исполнительной власти, конечного результата исполнения функции и её получателей.

Тема 2.3. Оптимизация административных процессов в органах исполнительной власти

Административная реформа: оптимизация исполнения функций органов государственной власти. Нормативная правовая база административных регламентов. Результаты регламентации деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации. Структура административного регламента.

Административный регламент предоставления государственной услуги и стандарт услуги – сходство и различия. Принцип качества предоставления государственных услуг. «Одно окно». Типы и модели организаций «одного окна». Многофункциональные центры в Российской Федерации.

Основная литература:
  • Система стандартизации и регламентации в органах исполнительной власти (раздел 2), в кн.: Административная реформа и проблемы государственного управления. М. ГУ-ВШЭ, 2008.

  • Жулин А. Б., Иванова О. С. Мониторинг внедрения административных регламентов. Вопросы государственного и муниципального управления, № 2, 2008.

Дополнительная литература:
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 813)

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. № 1789-р

  • Барциц И.Н. Административные процедуры: перспективы правовой регламентации и «чувство меры». Вопросы государственного и муниципального управления. № 1, 2008

Семинар 3. Деловая игра «Заседание рабочей группы по подготовке предложений по разработке административных регламентов федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы»

В рамках семинарских занятий (4 часа) происходит подготовка и обсуждение административного регламента на основе нормативных правовых актов в малых группах.

Раздел 3. Управление по результатам

Тема 3.1. Планирование деятельности органов исполнительной власти

Определение и основные элементы процесса планирования. Необходимость планирования и ограничения государственного планирования. Планирование деятельности в органах исполнительной власти. Типы планов и их особенности. Методы планирования. Последовательность планирования, циклы и этапы процесса планирования. Теоретические трактовки планирования. История вопроса.

Определение целей и задач деятельности органов исполнительной власти. Альтернативы и варианты планов.

Система плановых документов и их взаимосвязь в современной российской практике. Основные инструменты планирования и типы планов. Проблема интеграции планов с бюджетным процессом. Взаимосвязь планов федерального и регионального уровней.

Основная литература:
  • Стратегическое управление и производительность (гл. 28) в кН.: Эффективность государственного управления. М. 1998 г.

  • Лексин В. Н., Лексин А. Н., Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М. УРСС, 1997. Гл. 3.1.-3.4., 3.9.

  • Митькин А. Н. Тенденции развития методологии государственного стратегического планирования в России. Вопросы государственного и муниципального управления. № 1, 2008.

  • Основные направления деятельности правительства Российской Федерации на период до 2012 года. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р)

  • Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р).

Дополнительная литература:

  • Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. М., 1994.

  • Брюйн Х. де. Управление по результатам в государственном секторе. М.: ИКСИ, 2005.

  • Добролюбова Е. И. Внедрение принципов и процедур управления по результатам в РФ: промежуточные итоги и направления развития. Вопросы государственного и муниципального управления. № 3, 2008.

  • Найговзина Н. Б., Флек В. О. Программно-целевой подход к управлению здравоохранением. Вопросы государственного и муниципального управления. № 1, 2008.

  • Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие для вузов / Под ред. Т.Г. Морозовой, А.В. Пикулькина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  • Стратегическое планирование Под ред. Уткина Э.А. М. 1998.

  • Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992.

  • Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.

  • Ян Д. Кларк, Гарри Суэйн. Внедрение принципов управления по результатам в секторе государственного управления: граница между реальным и сюрреальным.

  • Curristine Teresa. Government performance: lessons and challenges//OECD journal of budgeting. 2005, Vol.5, №1.

  • Establishing a performance management framework for government. Jack Diamond. IMF Working paper 2005 WP/05/50. /external/pubs/ft/wp/2005/wp0550.pdf.

  • Performance management in government. Contemporary illustrations. Public management occasional papers №9. OECD 1996. /dataoecd/17/54/36144776.pdf.

  • Poister H Theodore, Streib Gregory. Elements of Strategic Planning and Management in Municipal Government. Public Administration Review; Jan/Feb 2005.

  • Strategy and performance management in the government. James B. Whittakker. A white paper. 2003. /workshop_files/strategy_pm_gov.pdf.

Тема 3.2. Технологии бюджетирования

Понятие и основные функции бюджета. Бюджетная система и бюджетный процесс. Бюджетная классификация. Этапы формирования бюджета, цикл бюджетирования и его элементы. Основные методы бюджетирования. Методы бюджетирования ориентированного на результат и практика их внедрения в России. Обоснование бюджетных расходов.

Действующие и вновь принимаемые бюджетные обязательства. Планирование новых обязательств и бюджетные ограничения. Государственное задание. Цели бюджета. Оценки эффективности бюджетных расходов и факторы их потенциальной неэффективности.

Приоритеты современной российской бюджетной политики.

Основная литература:
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

  • Классики теории государственного управления: американская школа / под ред. Дж. Шафрица и А. Хайда. - М.: Изд-во МГУ, 2003. (Н. Кейден «Государственное бюджетирование в неопределенной и нестабильной среде». Уильям Ф. Уиллоубию «Движение к бюджетной реформе в США». B. Ки-мл «Отсутствие теории бюджетирования». Берне Б. Льюис «К теории бюджетирования». А. Шик. «На пути к ППБ (плакирование-программирование-бюджетирование): этапы бюджетной реформы». Аарон Вильдавски «Cпасая политический анализ от системы ";планирование - программирование - бюджетирование";». Филипп Джойс «Применение методов измерения продуктивности к составлению федерального бюджета: предложения и перспективы»).

Дополнительная литература:

  • Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 годах).

  • Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2005 года №239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

  • Постановление правительства от 6 марта 2005 года №118 «Об утверждении Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год».

  • Афанасьев Мст., Кривогов И. Бюджетная реформа в России: первые итоги и возможные перспективы // Вопросы экономики. 2005. N 11.

  • Афанасьев М.П. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат.//Вопросы экономики. 2005, №2

  • Берездивина Е.В., Елисеенко В.Ф., Жулин А.Б., Сивашева Н.М. Оценка эффективности использования бюджетных средств в части расходов на оказание бюджетных услуг. – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2004.

  • Бушмин, Е. В. Бюджет государства и информационные технологии. Перспектива, 2001.

  • Бушмин Е. Роль и место бюджетных процедур в системе государственных финансов // Вопросы экономики. 2003. N 5.

  • Лавров А. Бюджетная реформа в России: От управления затратами к управлению результатами. М.: КомКнига, 2005.

  • Придачук М.П. Построение бюджетирования, ориентированного на результат//Финансы и кредит. 2006, №15.

  • Якобсон Л.И. Бюджетная реформа: федерализм или управление по результатам?//Вопросы экономики. 2006, №8.

  • Curristine Teresa. Performance information in the budget process: results of the OECD 2005 questionnaire.

  • Performance budgeting in OECD countries. OECD publishing, 2007 ISBN 9789264034037.

Семинар 4. Программно-целевой метод планирования деятельности

Студенты изучают и заполняют разделы утверждаемой ведомственной целевой программы «Повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг»

Работа проводится в малых группах. Студенты получают макет ВЦП «Повышение качества исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг». Необходимо ответить на вопросы и сформировать (частично) следующие разделы программы:

  • Ожидаемые результаты реализации программы и целевые показатели и индикаторы;

  • Перечень и описание мероприятий программы;

  • Ресурсное обеспечение программы;

  • Описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями, отвечающими за ее реализацию.

Источники для подготовки:

Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 – 2010 годах (распоряжение Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р, в редакции распоряжения Правительства РФ от 09.02.2008 № 157-р, Постановления Правительства РФ от 28.03.2008 № 221);

Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»

Семинар 5. Бюджетная классификация

Работа проводится в малых группах. Студенты должны определить коды главного распорядителя бюджетных средств, раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов, КОСГУ для предложенного перечня видов деятельности органов исполнительной власти.

Источники для подготовки:

Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ.

Приказ Минфина России от 24.08.2007 № 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Федеральный закон от 24.11.2008 №204-ФЗ ";О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";.

Раздел 4. Контрактные отношения и аутсорсинг

Тема 4.1. Контракты в государственном секторе, модели и технологии аутсорсинга

Теория контрактации в государственном управлении. Модели организации исполнения государственных функций предоставления государственных услуг. Эффективность контрактов на оказание государственных услуг и роль непосредственных получателей услуги в управлении такими контрактами.

Традиционные (регулятивные) и результативные контракты. Преимущества, ограничения и причины неоптимальности регулятивных контрактов. Возможности применения результативных контрактов в отраслях социальной сферы. Переход от регулятивных контрактов к результативным.

Место контрактных отношений в общей структуре взаимодействия государственного и негосударственного секторов экономики.

«Совокупность ресурсов аутсорсинга». Понимание предмета аутсорсинга в рамках реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах. Место аутсорсинга административно-управленческих процессов в «пирамиде аутсорсинга». Траектории приоритетного внедрения аутсорсинга в мировой практике государственного управления.

Правовые, экономические и управленческие основы аутсорсинга. Особенности «контракта на исполнение государственных функций или оказание государственных услуг» как основы аутсорсинга административных процессов. Разработка процедур и механизмов контроля эффективности аутсорсинга и мониторинга выполнения условий контрактов.

Анализ моделей построения системы аутсорсинговых контрактов, предлагаемых к внедрению в России.

Основная литература:
  • Аутсорсинг административно-управленческих процессов (п.3.2. раздел 3), в кн.: Административная реформа и проблемы государственного управления. М. ГУ-ВШЭ, 2008.

Дополнительная литература:

  • Abelson, P. Outsourcing of public services in Australia: seven case stadies. Special Report 52, November 1998.

  • A Study of the Potential for Outsourcing Police Services in the City of St. Marys. Carl Vinson, Institute of Government, Governmental Services Division, July 29, 2004.

  • Brown, Trevor L., Potoski, Matthew. (2003) Transaction costs and Institutional explanations for Government service production decisions. Journal of Public Administration Research and Theory 13/2003: pp.441-468.

  • Deakin, Nicolas & Walsh, Kieron (1994) The enabling state: The role of markets and contracts». Management Research News., Patrington: 1994. Vol.17, Iss. 7,8,9; pg. 12.

  • Prager, J. Contracting out government services: Lessions from the private sector. Public Administration Review, 1994, 54(2): 176-184.

  • Постановление Администрации Алтайского края от 3 июля 2009 г. №293 «О применении аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти Алтайского края»

  • Постановление Администрации Липецкой области от 29 декабря 2006 г. №201 «Об утверждении регламента применения аутсорсинга в работе исполнительных органов государственной власти Липецкой области, управления, контроля и мониторинга эффективности исполнения переданных на аутсорсинг видов деятельности (в ред. Постановления администрации Липецкой области от 24.07.2008 №185)

Раздел 5. Кадровые технологии в государственном секторе

Тема 5.1. Карьера чиновника и оплата труда

Основы управления персоналом на государственной службе (public personnel management). Модели профессионального развития государственных служащих. Индивидуальные планы профессионального развития: международный опыт и российская практика. Профессиональные качества государственных служащих, модели компетентностей. Метод HAY. Концепции лидерства и организационного поведения. Кадровые технологии и кадровая работа. Системы карьерного роста и ротации государственных служащих.

Расходы на государственную службу, системы оплаты государственных служащих. Тарифные и нетарифные принципы оплаты труда. Особенности вознаграждения в spoil и merit systems. Международный опыт оплаты государственных служащих. Оплата труда на государственной службе Российской Федерации: виды и основные принципы. Структура и основные компоненты оплаты труда государственных служащих. Формы оплаты труда государственных служащих: денежное содержание и денежное вознаграждение. Фонд оплаты труда государственных служащих. Методы премирования и депремирования государственных служащих.

Оплата труда государственных служащих по результатам: методологические принципы и международный опыт. Коллективные и индивидуальные соглашения об оплате. Использование показателей результативности в системах оплаты государственных служащих. Особый порядок оплаты труда государственных гражданских служащих Российской Федерации. Нематериальные формы стимулирования государственных служащих по результатам служебной деятельности.

Основная литература:
  • Клименко А.В., Клищ Н.Н. Глава 3. Финансовое обеспечение и оплата труда на государственной службе. В учебнике: Государственная служба: комплексный подход. М.: Из-во «Дело» АНХ, 2009.

  • Заработная плата в России: эволюция и дифференциация / под ред. Гимпельсона В.Е. и Капелюшникова Р.И. – М.: ГУ-ВШЭ, 2007.

  • Смирнов С.Н. Совершенствование оплаты труда государственных гражданских служащих // Ваш бюджетный учет, 2006, №7.

Дополнительная литература:

  • Барабашев А.Г., Кабышев С.В., Клименко А.В., Клищ Н.Н., Конов А.В., Оболонский А.В. и др. Реформа государственной службы: канадский опыт и российская действительность. / Отв. ред. А.Г. Барабашев и С.В. Кабышев – М.: «Формула права», 2006;

  • Бойков В.Э. Профессиональная культура государственной службы.// СОЦИС, №2, 1999, с. 34-40;

  • Волгин Н.А. Оплата труда государственных служащих: анализ, зарубежный опыт, новые подходы / Волгин Н.А., Дудников С.В. - М.: Триада, 2000;

  • Иванова В.П. Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом.// М.: - Известия, 2003;

  • Armstrong, M., Brown, D. (2006) Strategic Reward: Making It Happen. Kogan Page, Limited, 2006;

  • Edenborough, R. (2005) Assessment Methods in Recruitment, Selection and Performance: A Manager's Guide to Psychometric Testing, Interviews and Assessment Centres. Kogan Page, Limited, 2005;

  • Human Resource Guidance. EEO Data in the Public Service / State Service Commission, 2001/ http://www.ssc.govt.nz;

  • OECD Report. Individual country reports on performance-related pay, HRM Survey, OECD Headquarters, Paris, 7-8 October, 2004.

Раздел 6. Взаимодействие государства с гражданским обществом

Тема 6.1. Технологии противодействия коррупции

Правовая основа противодействия коррупции. Меры по профилактике коррупции в рамках мероприятий по административной реформе. Типовые программы противодействия коррупции для федеральных и региональных органов исполнительной власти. Региональный опыт проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции»: методологические подходы к их реализации.

Основная литература:
  • Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

  • Национальный план противодействия коррупции (31 июля 2008). /text/docs/2008/07/204857.shtml

  • Противодействие коррупции (п.3.3. раздел 3), в кн.: Административная реформа и проблемы государственного управления. М. ГУ-ВШЭ, 2008.

  • Южаков В. Н. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов: методика, опыт и перспективы. Вопросы государственного и муниципального управления, № 2, 2008.

Дополнительная литература:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (Принята резолюцией Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г.)

  • Меры по борьбе с коррупцией. Меры по борьбе с отмыванием денег. Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века (Приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи от 15 апреля 2002 г.)

  • Единые правила против коррупции при финансировании политических партий и избирательных кампаний (Приняты Комитетом министров Совета Европы 8 апреля 2003 г.)

  • Парижская декларация против отмывания денег (Итоговая декларация Парламентской конференции Евросоюза по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 г.)

  • Модельный закон ";Об основах законодательства об антикоррупционной политике"; (Принят на XXII пленарном заседании МПА СНГ 15 ноября 2003 г.)

  • Антикоррупционная политика: Учебное пособие для студентов // Под ред. Г.А.Сатарова. = М.: РА «СПАС», 2004.

Тема 6.2. Государственно-частное партнерство (ГЧП)

Основные положения теории партнерства государства и бизнеса в современной экономике. Определения ГЧП и базовые принципы. ГЧП как инновационный способ привлечения частных инвестиций и менеджмента для финансирования, организации производства и предоставления населению общественных благ и услуг. Классификация государственно-частных партнерств. Концессии.

Нормативная правовая база. Структура и функции органов исполнительной власти по регулированию государственно-частных партнерств. Мировой опыт организации органов по регулированию ГЧП. Выгоды государства, бизнеса и гражданского общества от применения механизмов ГЧП в общественно значимых проектах.

Контракты по проектам ГЧП. Организация тендерного процесса в ГЧП. Подготовка тендерных предложений и проведение конкурсных процедур. Справедливость конкуренции и прозрачность тендерного процесса. Содержание, схемы, участники, источники финансирования. Риски в ГЧП. Дефиниции. Категории рисков. Трансфер рисков. Интересы сторон.

Государственные институты развития в России: задачи, функции, виды. Банк развития. Формы и методы работы государственного института развития. Практика формирования проектов Инвестиционного фонда. Фонд поддержки реформы ЖКХ. Программы ГЧП. Организация диалога с частными партнерами.

Управление подготовкой и реализацией проекта ГЧП. Административная компетенция государственных и муниципальных органов и функции проектной команды. Организация работы государственных органов с консультантами.

Организация государственно-частного партнерства на региональном и муниципальном уровне. Рекомендации по организации ГЧП в регионах и муниципальных образованиях.

Потенциал развития ГЧП. Зарубежная практика и выводы для Российской Федерации.

Основная литература:
  • Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ (СЗ РФ. 2005. №30 (ч.2). Ст.3126.

  • Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука, 2005.

  • Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. Фонд «Институт экономики города». М., 2006.

  • Зворыкина Ю.В. Государственные и муниципальные концессии в России.- М.: Современная экономика и право, 2002.

  • Право на этапе перехода 2007. Государственно-частные партнерства. Правовая реформа в России. Европейский банк реконструкции и развития. /law

  • Практическое руководство по вопросам эффективного управления в сфере государственно-частного партнерства. Европейская Экономическая Комиссия ООН. ООН, Нью-Йорк и Женева, 2008

  • Шохин А.Н. Принципы диалога государства и бизнеса. Стенограмма выступления в сб. «Модернизация экономики и государство».М., Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007.

Дополнительная литература:

  • Банк развития. Выпуск №1, 2008. Внешэкономбанк

  • Государственно-частное партнерство. Журнал ";Закон";, 08.02.2007. /: Статьи:

    • Ю.Е. Туктаров. Гарантии муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.

    • С.В. Гомцян. Сохранение стабильности и устойчивости банковской системы России.

    • В.В. Мазурок. Некоторые аспекты участия публичных образований в концессионных соглашениях.

    • В. Н. Лисица. Категория «инвестор» в международном и национальном праве.

    • П.Н. Бобин. Проблемы гражданско-правового регулирования недропользования.

    • С.А. Зинченко, О.Г. Ломидзе, В.В. Галлов. Концессионное соглашение – правовая форма взаимодействия бизнеса и государства.

  • Государственно-частное партнерство в инновационных системах. Под ред. С.Н. Сильвестрова. РАН, Институт экономики, М., 2008.

  • Институализация процесса социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Доклад Министерства регионального развития. .

  • Кабашкин В.А. Партнерство в государстве – залог успеха. Научное издание. «Новости» - М., 2007.

  • Королев В.А. Повышение квалификации государственных служащих: потенциал развития государственно-частного партнерства. Ст. в журнале «Вопросы государственного и муниципального управления», №2, 2008.-М., ГУ-ВШЭ

  • Мартусевич Р.А. Мировой опыт государственно-частных партнерств в коммунальном хозяйстве: факторы успеха и неудач с позиций частного сектора. Ст.в сб. «Модернизация экономики и государство».М., Изд. Дом ГУ-ВШЭ, 2007.

Раздел 7. Электронное правительство

Тема 7.1. Понятие и основные элементы электронного правительства

Определение электронного государство и электронного правительства. Определения электронного правительства. Тенденции развития электронного общества. Электронная демократия, правосудие, коммерция. Цели и риски электронного правительства. Индексы готовности к электронному обществу и правительству.

Функциональные элементы электронного правительства – электронный документ и документооборот, учет и нотариат, деловые процессы, базы данных. Условия внедрения электронного правительства.

Последовательность оптимизации и автоматизации административно-управленческих процессов. Стадии «зрелости» электронных услуг. Порталы государственных и муниципальных услуг.

Нормативно правовые основы электронного правительства и концепции его развития. ФЦП «Электронная Россия», региональные программы информатизации.

Примеры и лучшие практики формирования электронного правительства и оказания е-услуг в различных странах.

Основная литература:
  • Федеральная целевая программа «Электронная Россия на 2002 – 2010 годы»

  • Концепция электронного правительства в современной России. Вопросы государственного и муниципального управления. № 1, 2008

Дополнительная литература:

  • Клименко А.В. Электронные административные регламенты. В кн.: Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. М., 2004 г.

  • Жулин А. Б., Костырко А. А., Смирнова Ж. И., Перспективы развития порталов государственных услуг в контексте административной реформы в РФ. Вопросы государственного и муниципального управления. № 3, 2008.

  • Концепция административной реформы в РФ в 2006-2008 годах, Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р.

  • Данилин А.В. Электронные государственные услуги и административные регламенты. М., ИНФРА-М, 2004 г.

Раздел 8. Качество государственного управления

Тема 8.1. Лучшая практика и оценки качества государственного управления

Лучшие практики и инновации в государственном управлении. Сравнительные оценки качества государственного управления. Цели сравнительных оценок качества государственного управления (глобализация и процесс унификации государственных институтов, изучение и поиск лучшей практики). Ограничения на передачу лучшего опыта (государственное устройство, социальные и культурные особенности стран).

Значение международного опыта (преодоление разрыва в уровне развития, прозрачные условия для международного бизнеса, распространение влияния, проч.). Стимулы к инновациям в сфере государственного управления. Основные тенденции развития государственного управления.

Организации, участвующие в оценке и распространении лучшей практики государственного управления (международные, национальные, правительственные и неправительственные, частные организации).

Индексы качества государственного управления.Международные прямые оценки и рейтинги качества государственного управления. Индекс Всемирного банка GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot). Индекс конкурентоспособности роста (Всемирный экономический форум).Исследование условий ведения бизнеса (BEEPS - The Business Environment and Enterprise Performance Survey). Индекс восприятия коррупции. Индекс экономической свободы. Национальные оценки.

Российская практика сравнительных оценок качества государственного управления и их использования в практике управления.

Основная литература:
  • Кауфманн Даниэль, Краай Аарт, Лобатон Пабло. Значение государственного управления. Всемирный банк, Группа изучения проблем развития, Институт Всемирного банка, Октябрь, 1999.

  • Алескеров Ф. Т., Головщинский К. И., Клименко А. В. Оценки качества государственного управления, ГУ-ВШЭ, 2006, Препринт, серия WP8, Государственное и муниципальное управление.

  • Инновации в сфере управления и государственно-административной деятельности как средство достижения согласованных на международном уровне целей развития, в том числе целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Комитет экспертов по государственному управлению ООН, 2006

Дополнительная литература:

  • Указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации».

  • Указ Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов».

  • Головщинский К. И., Елисеенко В. Ф. Внедрение целостных систем бенчмаркинга в деятельность органов исполнительной власти. Вопросы государственного и муниципального управления, № 2, 2008.

Семинар 6. Разработка индексов качества государственного управления

Работа проводится в малых группах. Студенты должны разработать систему индексов качества государственного управления в Российской Федерации с учетом направлений и мероприятий реформы государственной службы и административной реформы. Студенты выделяют наиболее важные направления совершенствования государственного управления и предлагают процедуры, методы сравнения и расчета индексов, характеризующих динамику развития по этим направлениям.

По итогам работы в группах проводится обсуждение адекватности предложений и возможностей их практического использования.

Раздел 9. Анализ и оценивание программ и отраслевых (секторальных политик)

Тема 9.1. Политический анализ, оценивание, экспертиза. Использование знания в политике и управлении

Политический анализ как анализ решений государственных органов (Public Policy Analysis). Генезис Policy Analysis и Program Evaluation в США, просачивание дисциплин в европейскую академическую дискуссию и практическое консультирование.

Использование экспертного знания в управлении и политике. «Просачивание» информации, концепций и аргументов в политический процесс принятия решений. Экспертное знание «as data», «as ideas», «as argumentation». Основные модели взаимодействия эксперта и политика (чиновника): технократическая, меритократическая, взаимное обучение.

Основная литература:
  • Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие. - М.: Гардарика, 2006. Главы 1-3. С. 7-101.

  • Дегтярев А.А. Политический анализ как прикладная дисциплина: предметное поле и направления разработки // Полис, 2004, № 1. С. 154-168.

Дополнительная литература:

  • Weiss, Carol H. Policy research: data, ideas or arguments?, in: Social Sciences and Modern States / ed. by Wagner et al, Cambridge: Cambridge University Press, 1991, pp. 307 ff.

  • Wollmann, Hellmut: Policy-knowledge and contractual research, in International Encyclopedia of Social and Behavioral Sciences, vol. 5, 2003 (Elsevier), pp. 11 574-11578.

Тема 9.2. Триада понятий «политическое». Аналитические подходы к анализу принятия решений и реализации государственной политики

Понятия «polity» (политические рамки действия), «politics» (политика как процесс) и «policy» (содержательный аспект политики).

Цикл Policy making в работах Ласуэлла. Аналитическая дифференциация стадий политико-управленческого цикла (Policy cycle): восприятие проблемы (problem perception), формирование повести (agenda setting), формулирование политики/принятие решения (policy formulation/decision making), реализация (implementation), оценивание (evaluation), переформулирование политики / ее завершение (policy reformulation / termination).

Модели, альтернативные стадиально-циклическому подходу к принятию политических и государственных решений: политико-управленческие потоки (policy streams), коалиции поддержки (advocacy coalitions), раунды (rounds model).

Основная литература:
  • Дегтярев А.А. Принятие политических решений: Учебное пособие. – М.: КДУ, 2004. Глава 5. С. 217-308.

  • Policy Issue Networks and the Public Policy Cycle: A Structural-Functional Framework for Public Administration. James E. Skok // Public Administration Review, Vol. 55, No. 4. (Jul. - Aug., 1995), pp. 325-332.

  • Teisman, Geert R.: Models for research into decision-making processes: on phases, streams and decision-making rounds, in Public Administration, Vol. 78, No. 4, 2000, p. 937-956.

Дополнительная литература:

  • Туронок С.Г. Политический анализ: курс лекций. – М.: Дело, 2005. Раздел 2. С. 92-164.

  • Heclo, Hugh, Issue networks and the Executive Establishment, in: The new American political system, American Enterprise Institute, Washington D.C., 1978.

Тема 9.3. Общий обзор оценивания программ и политик

Понятие ";оценивание программ"; и его определения. Место оценивание в системе управления. Оценивание и управлении качеством (Total Quality Management). Эволюция и виды оценивания.

Оценивание и оценочные исследования программ и политик. Реформистские программы (actions programs) в жилищной сфере, здравоохранении, в сфере борьбы с бедностью, регионального выравнивания как условие интеграции policy evaluation в систему государственного управления.

Три волны в развитии оценивания политики: первая волна – 1960-70-е гг. (акцент на планировании государственных программ), вторая – середина 1970-80-е гг. (контроль за расходами), третья – конец 1980-90-е гг. (новая модель управления, бюджетирование, ориентированное на результат).

Точки роста оценивания в России: оценка программ, финансируемых западными донорами; ДРОНДы, ФЦП и ВЦП; финансово-экономическое обоснование технических стандартов в реформе электроэнергетики; оценка эффективности деятельности научных организаций; «аудит качества» Счетной Палаты, ассессмент воздействия (ОВОС, оценка регулирующего воздействия, оценка воздействия на конкуренцию).

Основная литература:
  • Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследований. - СПб., Социально-психологический центр, 1996 г.

  • Rossi, P.H., Lipsey, M.W., Freeman, H.E., Evaluation: A Systematic Approach, 7th ed., Thousand Oaks: Sage Publications , 2004.

  • Wollmann, Hellmut, Evaluation in public-sector reform: Towards a ‘third wave’ of evaluation?, in: Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 1-11.

Дополнительная литература:

  • Pawson, Ray & Tilley, Nick, Realistic Evaluation, London : Sage Publications , 2006.

  • Wollmann, Hellmut, Evaluation in public-sector reform. Trends, potentials and limits in international perspective, in: Wollmann, Hellmut (ed.) Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, 2003, pp. 231-258.

Тема 9.4. Формирование «индустрии» оценки за рубежом. Национальные и международные ассоциации, стандарты оценивания

Современное оценивание на фоне развития административных реформ в странах Запада, вариативный характер интеграции оценивания в зависимости от национальных традиций изучаемых стран. Стадии интеграции оценивания.

Стандарты и базовые принципы оценки программ как правила принятия решений в сложных и значимых ситуациях. Прецедентный подход к формированию стандартов и принципов. Формирование стандартов и базовых принципов как достижение консенсуса в профессиональном сообществе.

Международные профессиональные объединения в области оценки программ. Тренд к «Стандартизации» в национальных ассоциациях с 1970-х гг. Разница между подходом Joint Committee on Standards for Educational Evaluation (США), с одной стороны, и французского и британского обществ по оцениванию – с другой стороны.

Основная литература:
  • Морс К., Страйк Р., Пузанов А.С. Эффективные решения в экономике переходного периода: Аналитические инструменты разработки и реализации социально-экономической политики. М.: Айрис-пресс, 2007. Часть 3. Мониторинг и оценка программ. С. 190-351.

  • Patton, Michael, Utilization Focused Evaluation. 4th Edition. - Thousand Oaks: Sage Publications, 2008. Part III. pp. 381 – 520.

  • Power, Michael, The Audit Society. Rituals of Verification. - Oxford, Oxford University Press, 1997.

Дополнительная литература:

  • James R. Sanders, The Program Evaluation Standards, 2nd Edition. How to Asses Evaluations of Educational Programs. 2000.

  • Mathison, Sandra, Encyclopedia of Evaluation. – Thousand Oaks:: Sage Publications, 2005.

Тема 9.5. Основные теоретические подходы и модели оценивания

Позитивизм и пост-позитивизм в оценивании. Прогнозирующее (ex-ante), текущее и итоговое (еx-post) оценивание, их разновидности и связь с политическим циклом. Внешнее и внутреннее оценивание, само-оценка.

Оценивание, ориентированное на практическое использование (utilization-focused evaluation). Оценивание, «свободное» от цели (goal-free evaluation) и целенаправленное оценивание (goal-based evaluation). Экономические методы оценивания программ.

Основные теоретические понятия (теории жизненного цикла, эффективность, инновации, пространственные модели оценки и устойчивого развития, воздействие, непосредственные результаты, долгосрочные воздействия). Этика и культура оценивания.

Основные стратегии оценивания: научно-экспериментальные модели, антропологические модели, модели, ориентированные на систему управления и на участников программ.

Основная литература:
  • Цыганков Д.Б. Российский политико-управленческий цикл: дефициты подходов к оцениванию // Оценка политик и новая политическая экономия: инструменты анализа экономических реформ, М.: ЦЭМИ РАН, 2006. с. 30-137.

  • Trochim, William M. The Research Methods Knowledge Base. – Cornell University, 2001.

  • Wollmann, Hellmut: Evaluation and Evaluation Research, in: Fischer, Frank/ Miller, Gerald/ Sidney, Mara (eds.) 2007, Handbook of Public Policy Analysis. Theory, Politics and Methods, Boca Raton etc.: CRC Press, pp. 393-405.

Дополнительная литература:

  • Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. - М.: Логос, 2002.

  • Симонов К.В. Политический анализ. - М.: Логос, 2002. Главы 2 и 3.

  • Ex-Ante Evaluation. A Practical Guide for Preparing Proposals for Expenditures Programmes. European Comission, 2001. Эл. документ: http://ec.europa.eu/budget/library/documents/evaluation/guides/ex_ante_guide_2001_en.pdf

Тема 9.6. Методология оценивания

Дескриптивный, коррелятивный и каузальный типы исследования. Логика программы как рамка оценивания: формулирование ключевых вопросов оценочного исследования, определение методов оценивания, выявление показателей реализации программы. Методологические подходы к оцениванию: экспериментальный, квази-экспериментальный, не экспериментальный. Понятие валидности и надежности. Оптимизация методологии проведения оценки.

Выборка: понятие, подходы к формированию, факторы, влияющие на формирование.

Типы данных. Количественные и качественные методы в оценивании. Смешанные методы: формирование инструментария оценки в соответствии с целями, задачами, особенностями программы и существующими ограничениями. Классификация и обзор методов сбора информации, используемых при проведении оценки программ: интервью, анкетирование, наблюдение, изучение документации и др. Методы анализа данных, полученных в ходе оценивания (статистические и нестатистические методы).

Основная литература:
  • Мельникова О. Фокус-группы: Методы, методология, модерирование. - М., Аспект-пресс, 2007.

  • Ядов В. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., ";Добросвет";, 1998.

  • Program Evaluation Methods: Measurement and Attribution of Program Results. 3d Edition. 2000.

Дополнительная литература:

  • Patton, M.Q., Qualitative research and evaluation methods (3rd. ed.). Thousand Oaks: Sage, 2001.

  • Weiss, Carol H., Evaluation: Methods for Studying Programs & Policies 2nd edition. Prentice Hall. 1988.

Тема 9.7. Планирование и этапы оценочного исследования

Этапы проведения оценивания: восприятие необходимости проведения оценки, постановка задачи, определение ключевых вопросов исследования, разработка методов исследования (качественные, количественные, комбинирование), определение методов сбора информации, дизайн оценивания, сбор данных, анализ данных, документирование результатов оценки - подготовка отчета, «обратная связь» по результатам оценки, принятие решения - практическое использование результатов оценки.

Диспозиции участников оценки: «заказчик», «консультант-оценщик», «объект оценки», «сопричастные лица», «основные и потенциальные пользователи результатов оценки». Выстраивание взаимоотношений между участниками процесса оценки на этапе постановки задачи. Ответственность консультанта-оценщика. Структура технического задания на проведение оценки.

Выбор методов и разработка инструментария оценки. Определение объема работ и формирование плана-графика проведения оценки.

Аналитический цикл: факты-интерпретации-выводы-рекомендации. Формирование и проверка гипотез. Определение объема данных, достаточного для проведения анализа. Сложные ситуации при анализе данных. Построение моделей при недостаточности информации.

Написание отчета, ориентированного на пользователя. Общая структура отчета. Язык отчета. Логика изложения. Разделение текста на блоки. Графическое оформление отчета. Типичные ошибки при написании отчетов. Презентация отчета.

Закономерности восприятия результатов оценки. Принципы построения и осуществления «обратной связи», ориентированной на поддержку и развитие. Сопротивление заказчика и среды, работа над преодолением сопротивления. Типичные ошибки взаимодействия.

Основная литература:
  • Баханькова Е.Р., Бодунген А.Ю., Боровых А.Э., Грешнова Е.В., Гриднева П.В., Казаков О.Б., Кузьмин А.И. Оценка проектов и программ: курс лекций. Школа управления НКО. М.: ЦПНКО, 2003.

  • Кузьмин А.И. Оценка проектов и программ. М., ПРЕСТО-РК, 2005 г.

Дополнительная литература:

  • Shapiro J. Evaluation: Judgement Day or Management Tool? - Olive, 1996.

  • Bewyl W. Schritt für Schritt: Planung von Evaluationen. - Münster, 2007.

Тема 9.8. Профессионализация оценивания как трансграничной дисциплины

Оценивание между рационализацией и легитимацией. Концепция audit society Майкла Пауэра.

Состояние и перспективы развития оценки программ и профессиональной деятельности в мире и в России. Доноры и заказчики на международном уровне. Интернет-ресурсы по оценке. Наднациональные ассоциации по оценке (IOCE, IDEAS).

Развитие рынка оценки в России и СНГ. Оценка в некоммерческом и корпоративном секторе. Оценивание в контексте административной и бюджетной реформы. Возможности для профессионального роста.

Основная литература:
  • Handbook of public policy evaluation. – - Thousand Oaks: Sage Publications, 2002.

  • Power, Michael The Audit Society. Rituals of Verification. - Oxford, Oxford University Press, 1997.

Дополнительная литература:

  • Беляев А.Н., Цыганков Д.Б. и др. Англо-франко-немецко-русский глоссарий по оцениванию / препринт ГУ-ВШЭ, серия WP8 ";Государственное и муниципальное управление";, Москва, ИД ГУ-ВШЭ, 2005. С. 42-48.

  • Беляев А.Н., Цыганков Д.Б. Оценивая эффективность реформы: новые технологии оптимизации государственного управления // Вестник актуальных прогнозов, Москва, ноябрь 2004, № 11, С. 26-29.

Тема 9.9. Оценивание государственных программ

Программно-целевой метод реализации государственной политики. Программы: понятие и виды, нормативно-правовая база, вопросы формирования и реализации программ. Методология оценки программ: подходы, типы оценки, критерии, показатели, организационные механизмы.

Использование программно-целевого подхода к реализации политики в России: федеральные целевые программы, ведомственные целевые программы, национальные проекты и пр. Федеральные целевые программы: приоритеты, структура, опыт реализации и оценки. Государственные программы: особенности, опыт реализации и оценки. Аудит эффективности.

Инструментарий оценки и ранжирования федеральных программ в США (Program Assessment Rating Tool (PART): методология, опыт использования и перспективы.

Основная литература:
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 №594 «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация».

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 №239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

  • Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. N 259 ";Об утверждении Положения о разработке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на 2006 - 2008 годы";

  • Постановление Правительства РФ от 14 ноября 2007 г. № 779 ";Об утверждении Положения о Правительственной комиссии по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти";

  • Тексты федеральных целевых программ, методические рекомендации по оценке результативности и эффективности мероприятий федеральных целевых программ ()

  • Методика проведения аудита эффективности использования государственных средств. Принята решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 23 апреля 2004 года, протокол № 13 (383). Эл. документ: /Information/Bibliography/art14/art2

  • Program Assessment Rating Tool. – OMB, 2004. (http://www.omb.gov/part/)

Дополнительная литература:

  • Polivka L, Stryker L.T. Program Evaluation and the Policy Process in State Government: An Effective Linkage. Public Administration Review, Vol. 43, No. 3 (May - Jun., 1983).

  • Pollitt, Christopher/ Bouckaert, Geert, Evaluating public management reforms: An international perspective, in: Wollmann, Hellmut (ed.) 2003, Evaluation in Public-Sector Reform, Concepts and Practice in International Perspective, Cheltenham/Northhampton: Edward Elgar, pp. 1 ff.

Раздел 10. Оценки воздействия

Тема 10.1. Оценка регулирующего воздействия

Оценивание между рационализацией и легитимацией. Концепция audit society Майкла Пауэра.

Состояние и перспективы развития оценки программ и профессиональной деятельности в мире и в России. Доноры и заказчики на международном уровне. Интернет-ресурсы по оценке. Наднациональные ассоциации по оценке (IOCE, IDEAS).

Развитие рынка оценки в России и СНГ. Оценка в некоммерческом и корпоративном секторе. Оценивание в контексте административной и бюджетной реформы. Возможности для профессионального роста.

Основная литература:
  • Кашанин А.В., Глава 7. Практические методики оценки эффективности правовых предписаний // Эффективность закона в экономической сфере: научно-практическое исследование / отв. ред. Ю.А. Тихомиров. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – с. 158-268.

  • Мадер Л. Европейский опыт оценки законов – от нормативного идеализма к законодательству, опирающемуся на эмпирические доказательства / Приоритетные национальные проекты и задачи совершенствования российского законодательства // под редакцией С.В. Кабышева, Г.В. Минха, О.В. Афанасьевой. – М., 2007. – С. 132-151.

  • Система оценки воздействия актов законодательства: мировой опыт и предпосылки внедрения в Узбекистане. Ташкент, 2008. Эл. документ: /ifcext/uzbeksme.nsf/AttachmentsByTitle/RIA_digest/$FILE/RIA_digest.pdf

  • Kirkpatrick, Colin: Regulatory Impact Assessment: Towards Better Regulation? (Competition, Regulation and Development), 2007.

Дополнительная литература:

  • Архипов В.М., Емельянов А.М. Оценка социальной ставки дисконтирования // Финансы и кредит, № 17 (221), 2006.

  • Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 336 ";О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» / Бюллетень «Собрание законодательства Российской Федерации» . N 21. 24 мая 2010 г. - Ст. 2602.

  • Порядок подготовки заключений об оценке регулирующего воздействия (утвержден Приказом Минэкономразвития России от 31 августа 2010 года N 398) / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 43. 25 октября 2010 г.

Тема 10.2. Оценки воздействия в области экологии и развития конкуренции

Оценка регулирующего воздействия как часть куста «оценок влияния» (impact assessment).

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС, англ. - environmental impact assessment). Цели проведения ОВОС: характер, интенсивность и степень опасности влияния любого вида планируемой хозяйственной деятельности на состояние окружающей среды и здоровье населения. Деятельность Международной ассоциации по оценке воздействия на окружающую среду (International Association for Impact Assessment).

Оценка воздействия на конкуренцию (англ. - competition assessment). Процесс оценки государственных норм регулирования, нормативных и/или законодательных актов, направленный на выявление тех норм, которые без необходимости препятствуют конкуренции. Помощь в пересмотре норм, создающих препятствия конкуренции без особой необходимости. Регулярность анализа воздействия решений, принимаемых государственными органами с точки зрения их влияния на конкуренцию.

Другие виды оценок влияния (оценка воздействия на бедность, оценка воздействия последствий внедрения техники).

Основная литература:
  • Бейкер Дж., Оценка воздействия проектов на бедность: практическое руководство / Перевод с англ. яз. Всемирный Банк, 2000. /WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTPOVERTY/EXTISPMA/0,,contentMDK:20194235~pagePK:148956~piPK:216618~theSitePK:384329,00.html

  • Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

  • Competition Assessment Toolkit OECD (2007), Русская версия. /dataoecd/15/44/39680133.pdf

  • European Commission Impact Assessment Guidelines (2009), Brussel. http://ec.europa.eu/governance/impact/commission_guidelines/commission_guidelines_en.htm

Дополнительная литература:

  • Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. Практика: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005.

  • Рекомендации Совета ОЭСР по оценке воздействия на конкуренцию. Париж. 2009. /horizontal/oecdacts.nsf/linkto/C%282009%29130

  • Lizaso, F. and Reger, G. (2004), Scenario-based roadmapping – a conceptual view / EU-US Scientific Seminar on New Technology Foresight, Forecasting & Assessment Methods, 13-14 May 2004, Seville, Spain.

  • A User’s Guide to Poverty and Social Impact Analysis (2003), Washington: World Bank. /WBSITE/EXTERNAL/TOPICS/EXTPOVERTY/EXTPSIA/0,,contentMDK:20454976~menuPK:1107972~pagePK:148956~piPK:216618~theSitePK:490130,00.html

Формы контроля

Текущий контроль заключается в обеспечении участия магистра в выполнении заданий на семинаре. Задания сформулированы таким образом, что предполагают знание студентом соответствующих тематических разделов программы. Для обеспечения участия студента в выполнении заданий на семинаре обсуждаемый материал включается в задания итоговой письменной работы.

Промежуточный контроль осуществляется в виде оценки качества реферата, проверки контрольной работы (по разделу «Оценка программ и политик») и домашнего задания.

Итоговый контроль – экзамен - состоит в оценке качества итоговой письменной работы. Задание итоговой письменной работы содержит два открытых вопроса. Пользоваться какими-либо источниками при написании итоговой работы запрещено.

Вес каждого открытого вопроса при оценке итоговой работы – 50%.

Время написания итоговой работы – 50 минут.

Итоговая оценка студента складывается из:

  • Работа на семинарских занятиях (10% итоговой оценки);

  • Выполнение домашнего задания (10% от итоговой оценки);

  • Написание реферата (15% итоговой оценки);

  • Выполнение контрольной работы (25% итоговой оценки);

  • Итоговая письменная работа – экзамен (40% итоговой оценки)

Требования к реферату

Реферат пишется на семинарском занятии. Студент предварительно изучает (и может принести с собой) все предлагаемые для реферирования статьи. Время написания реферата – 60 минут. При оценке реферата учитывается способность студента к пониманию поставленного вопроса и качество изложения мыслей.

Требования к контрольной работе

Проводится по группам: как минимум два различных варианта в каждой группе по 3-4 вопроса различной сложности (закрытые, открытые).

Перечень примерных вопросов для контрольной работы:

  1. Дайте краткую характеристику каналам «просачивания» научного знания в политику

  2. Охарактеризуйте «top-down»-подход в изучении имплементации политик. Каковы важнейшие изучаемые переменные?

  3. Какая разница между internal и external evaluation? Приведите развернутые примеры.

  4. Охарактеризуйте практику Best value regime в New Public Management в Великобритании при М. Тэтчер и Т. Блэре.

  5. Причины возникновения imlementation research. Развернутые примеры (минимум два).

  6. Развитие evaluation в России – роль научного сообщества, возможные заказчики, глобальные и местные факторы, влияющие на становление направления.

  7. Опишите взаимодействие политика (бюрократа) и социального ученого в процессе policy consulting.

  8. Возникли ли evaluation research на этапе ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую политику? Обоснуйте Ваш ответ.

  9. Каково происхождение implementation research ?

  10. Что понимается под “ex-post”, “ex-ante” и “ongoing”-evaluation?

  11. Какие проблемы возникли на Западе в связи с переносом заказных исследований из университетов в коммерчески-ориентированные консультационные центры?

  12. Какая перспектива доминировала в момент зарождения policy analysis в США - “ex-post” или “ex-ante”? Почему?

  13. Что общего и чем отличается «третья волна» evaluation в англосаксонских странах, с одной стороны, и Германией – с другой?

  14. Дайте краткую характеристику трех волн в Program Evaluation.

  15. Перечислите, кратко раскрыв, основные методы evaluation research.

  16. Опишите различия между внутренней и внешней оценкой регулирующего воздействия. В чем состоят достоинства и недостатки каждого из подходов?

  17. С чем, по Вашему мнению, связанно существенно более широкое использование подхода ex-post при проведении оценочных исследований? В чем заключаются основные трудности проведения ex-ante оценивания?

  18. В чем состоят принципиальные отличия между предварительной и сопровождающей оценкой, каждая из которых, в некоторой степени, представляет собой ex-ante подход?

  19. Назовите основные способы принятия решений в политическом процессе. Каковы их преимущества и недостатки?

  20. Как бы Вы определили место оценивания в процессе разработки содержания нормативных правовых актов?

  21. Дерегулирование, сокращение административных барьеров, оптимизация регулирования – какова, на Ваш взгляд, роль оценки регулирующего воздействия в указанных процессах?

  22. Какова, на Ваш взгляд, оптимальная структура процесса оценки регулирующего воздействия?

  23. Что, по Вашему мнению, включает в себя термин «легиспруденция»?

  24. Охарактеризуйте роль общественных обсуждений и консультаций при проведении оценки регулирующего воздействия?

  25. Опишите оптимальную, на Ваш взгляд, последовательность мероприятий по внедрению процедуры оценки регулирующего воздействия в государственных органах власти.

  26. Опишите основные инструменты, применяемые при проведении оценки регулирующего воздействия, их достоинства, недостатки, ограничения в использовании.

  27. В чем состоит процедура доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику?

  28. Какие преимущества предоставляет институционализация оценки регулирующего воздействия?

  29. Опишите возможности применения количественных и качественных методов при проведении оценки регулирующего воздействия? Каковы их преимущества, недостатки? С какими ограничениями связано применение качественных и количественных методов оценивания?

  30. Опишите роль анализа рисков при проведении оценки воздействия.

Требования к домашнему заданию

Домашнее задание выполняется в малых группах и заключается в подготовке позиции в соответствии с заданием (ролью) малой группы в деловой игре «Заседание рабочей группы по подготовке предложений по разработке административных регламентов федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы». Домашнее задание оформляется в письменном виде с подписями всех участников группы.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

  1. Теория общественного договора как основа формирования государства. Ее значение для функционирования современной бюрократии.

  2. Функции государственного управления. Концепция Л. Гулика и Л. Урвика.

  3. Виды государственного управления и управленческие последствия их реализации.

  4. Типологии методов государственного управления.

  5. Государственное управление и менеджмент: общее и различия.

  6. «Классическая дихотомия» В.Вильсона и Ф.Гуднау. Современные подходы к решению вопроса.

  7. «Идеальная бюрократия» М.Вебера. Концепция и основные направления критики. Оценка актуальности.

  8. Школа человеческих отношений (Мак-Грегор, Фоллет, Мэйо, Маслоу) и ее вклад в развитие теории государственного управления.

  9. Концепция «максимизирующего бюрократа» В.Нисканена и ее влияние на понимание проблем государственного управления. Способы противодействия.

  10. «Новое государственное управление»: проблемы и перспективы использования подхода в госуправлении.

  11. Раскройте экономическое содержание и сущность государственно-частного партнерства.

  12. Что такое ГЧП? Дайте определение ГЧП.

  13. Охарактеризуйте роль и место ГЧП в системе современных механизмов управления государственной и муниципальной собственностью.

  14. Чем отличаются приватизация от ГЧП? В какой диалектической связи находятся эти два процесса разгосударствления?

  15. В каких формах проявляется ГЧП? В чем их общие черты и различия?

  16. Какие модели ГЧП реализуются в мировой и отечественной практике?

  17. Охарактеризуйте общие масштабы и отраслевую структуру ГЧП в мире на современном этапе.

  18. Объясните влияние мирового финансового кризиса на развитие проектов ГЧП.

  19. Каковы основные тенденции развития ГЧП в мировой экономике?

  20. Что дает ГЧП государству, бизнесу, обществу?

  21. Охарактеризуйте основные проблемы развития ГЧП и пути их преодоления.

  22. Что такое концессия, каковы ее основные черты, позволяющие ее считать одной из основных форм ГЧП?

  23. В чем заключается сущность и механизм проектного финансирования государственно-частных партнерств.

  24. Приведите классификацию рисков при реализации проектов ГЧП.

  25. Каковы механизмы снижения рисков в проектах ГЧП?

  26. Охарактеризуйте современное состояние и перспективы развития ГЧП в России.

  27. В чем состоит роль и значение ГЧП при проведении государственной инвестиционной политики Правительством Российской Федерации?

  28. Какие специфические инструменты ГЧП разработаны в России?

  29. В чем содержание понятий polity, politics и policy?

  30. Какая перспектива доминировала в момент зарождения policy analysis в США - “ex-post” или “ex-ante”? Почему?

  31. Возникли ли evaluation research на этапе ограничения государственного вмешательства в социально-экономическую политику? Обоснуйте Ваш ответ.

  32. Как развивалось понимание методов evaluation research с 60-х гг.?

  33. Перечислите, кратко раскрыв, основные методы evaluation research.

  34. Какая разница между internal и external evaluation? Приведите развернутые примеры.

  35. Каковы особенности on-going evaluation, monitoring и controlling?

  36. Причины возникновения imlementation research. Развернутые примеры (минимум два).

  37. Какие проблемы возникли на Западе в связи с переносом заказных исследований из университетов в коммерчески-ориентированные консультационные центры?

  38. Дайте краткую характеристику трех волн в evaluation.

  39. Что общего и чем отличается «третья волна» evaluation в англосаксонских странах, с одной стороны, и Германией – с другой?

  40. Развитие evaluation в России – роль научного сообщества, возможные заказчики, глобальные и местные факторы, влияющие на становление направления.

  41. Каковы каналы «просачивания» научного знания в политику?

  42. Опишите взаимодействие политика (администратора) и социального ученого в процессе policy consulting.

  43. В чем отличие оценки программ от экспертизы?

  44. Поясните на примерах сходство и отличия оценки программ и научного исследования.

  45. Каковы условие интеграции policy evaluation в систему государственного управления?

  46. В чем основные пункты критики стадиального подхода к анализу принятия государственно-политических решений?

  47. Что такое policy agenda? Объясните, как нелегальная иммиграция стала важным пунктом policy agenda в США.

  48. В чем точки роста для оценивания в современной России?

  49. В чем различие между фундаментальным, эмпирическим и прикладным типами политического анализа?

  50. Дайте характеристику основным исследовательским направлениям в области оценивания политик.

  51. В чем сильные и слабые стороны основных конкурирующих подходов в оценки эффективности научных исследований?

  52. В чем состоят профессиональная этика и принципы работы оценщиков?

  53. Какие профессиональные специализации существует в сфере оценивания?

  54. Что такое политические риски?

  55. В чем заключается взаимосвязь между разработкой содержательной и формальной моделей при конструировании исследовательского дизайна оценивания?

  56. Какие основные методы сбора и обработки данных традиционно используются в прикладном политическом анализе и оценивании?

Методические рекомендации для преподавателя

Данный курс может быть использован не только для факультета «Государственное и муниципальное управление», но также может быть рекомендован и для иных специальностей, где предполагается взаимодействие с государственными структурами, знание методов и процедур их деятельности.

Для проведения семинарских занятий необходимо активно использовать методы работы в малых группах, вовлечение в индивидуальную работу. Задача преподавателя состоит в максимальном отказе от роли лектора, его функции состоят главным образом в модерации дискуссий.

Материалы для занятий необходимо обновлять ежегодно, учитываю изменяющиеся условия.

Семинар по теме Электронного правительства проводится в компьютерном классе. Студенты самостоятельно изучают сайты органов власти в соответствии с предложенным им гайдом.

Методические рекомендации для студента

Программа курса ориентирована на изучение современных технологий государственного управления, что обуславливает ограниченный перечень литературы на русском языке. Для успешного освоения материалов курса рекомендуется не ограничиваться русскоязычными источниками.

Семинарские занятия предполагают активное использование навыков презентации, работы в группах, подготовки групповых работ.

Рекомендации по использованию информационных технологий

Рекомендуется работа с материалами информационных сайтов и веб-ресурсов:

1) Сайты госорганов и т.п.:

  • Администрация Президента РФ (/mainpage.shtml)

  • Правительство РФ (/government/)

  • Государственная Дума Федерального Собрания РФ (/)

  • Центр мониторинга права при Совете Федерации (/wps/wcm/connect/parliament/ru/monitoring_centre/.html/)

  • Центр стратегических разработок (/)

  • Счетная палата РФ (/)

  • Счетные палаты России (/)

  • Департамент ОРВ Минэкономразвития РФ (/minec/about/structure/depRegulatingInfluence/)

2) Ассоциации по оцениванию:

  • Международная организация по кооперации в оценивании (/)

  • Ассоциация оценщиков в области международного развития ()

  • Международная сеть «Оценка программ» (/)

  • Европейское общество по оцениванию (/)

  • Degeval e.V. – Германское общество по оцениванию (http://www.degeval.de)

  • Американское общество по оцениванию (/)

3) Ресурсы по оцениванию (методики, гайды и т.п.):

  • Проект «Оценка программ и политик» на Википедии (/wiki/Категория:Оценка_программ_и_политик)

  • Раздел по оцениванию политик и программ сайта Политанализ.Ру, /art_list_108.html

  • Раздел «Библиотека» компании «Процесс-консалтинг», /main.php?chapter=26

  • Раздел «Материалы» Института оценки программ и политик, /a/matherials/

  • Материалы сайта «Административная реформа в Российской Федерации» /ru/about/assistance/donors/mission/

Авторы Н.Е. Дмитриева

В.Ф. Елисеенко

А.В. Клименко

Н.Н. Клищ

Д.Н. Платыгин

О.В. Сизова

И.К. Суворова

Д.Б. Цыганков

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (23)

    Документ
    ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  2. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (101)

    Документ
    ... ПравительстваРоссийскойФедерации" (Собрание законодательства РоссийскойФедерации, 2010, № 31, ст. 4273). Председатель ПравительстваРоссийскойФедерации В.Путин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением ПравительстваРоссийскойФедерации ...
  3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (368)

    Документ
    ... «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации»ПравительствоРоссийскойФедерации п о с т а н о в л я е т : 1. Утвердить прилагаемые: значительный, крупный и особо ...
  4. Правительство российской федерации (49)

    Пояснительная записка
    ... -ФЗ «Об исполнительном производстве». Постановление ПравительстваРоссийскойФедерации от 07 июля 1998 г. N 723 ... от 17 декабря 1997 г. № 3-ФКЗ «О ПравительствеРоссийскойФедерации»; Закон РоссийскойФедерации от 3 сентября 1992 г. № 3520 ...
  5. Правительство российской федерации (158)

    Учебно-методический комплекс
    ... в РоссийскойФедерации (2 ч.) Природа и предназначение исполнительной власти. ПравительствоРоссийскойФедерации в системе органов государственной власти РоссийскойФедерации. Формирование и состав Правительства ...

Другие похожие документы..