Главная > Закон


Перевод с французского:

Вера Семенова-Флюр,

Член Французского cоюза профессиональных переводчиков (SFT), преподаватель университета Париж-3 (Новая Сорбонна)

Закон 78-17 от 6-го января 1978 г., с учетом последующих изменений

Акты, которыми были внесены изменения:

Закон № 88-227 от 11 марта 1988 г. («Журналь офисьель» от 12 марта 1988 г.),
Закон № 92-1336 от 16 декабря 1992 г. («Журналь офисьель» от 23 декабря 1992 г.),
Закон № 94-548 от июля 1994 г. («Журналь офисьель» от 2 июля 1994 г.),
Закон № 99-641 от 27 июля 1999 г., («Журналь офисьель» от 28 июля 1999 г.),
Закон № 2000-321 от 12 апреля 2000 г., («Журналь офисьель» от 13 апреля 2000 г.),
Закон № 2002-303 от 4 марта 2002 г., («Журналь офисьель» от 5 марта 2002 г.),
Закон № 2003-239 от 18 марта 2003 г. («Журналь офисьель» от 19 марта 2003 г.),
Закон № 2004-801 от 6 августа 2004 г. («Журналь офисьель» от 7 августа 2004 г.),
Закон № 2006-64 от 23 января 2006 г. («Журналь офисьель» от 4 января 2006 г.),
Закон № 2009-526 от 12 мая 2009 г. («Журналь офисьель» от 13 мая 2009 г.).

Статьи:
Глава I

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
 1 - 2 - 3 - 4 - 5

Глава II

УСЛОВИЯ ЗАКОННОСТИ ОБРАБОТОК ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
6 - 7 - 8 - 9 - 10 

Глава III

НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И СВОБОДАМ
11 - 12 - 13 - 14 - 15 - 16 - 17 - 18 - 19 - 20 - 21 

Глава IV

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПЕРЕД ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБРАБОТОК
 22 - 23 - 24 - 25 - 26 - 27 - 28 - 29 - 30 - 31 

Глава V

ОБЯЗАННОСТИ ОПЕРАТОРОВ ОБРАБОТОК И ПРАВА ЛИЧНОСТИ
32 - 33 - 34 - 35 - 36 - 37 - 38 - 39 - 40 - 41 - 42 - 43

Глава VI

КОНТРОЛЬ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ОБРАБОТОК
 44 

Глава VII 

МЕРЫ ВЗЫСКАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КОМИССИЕЙ ПО ИНФОРМАТИКЕ И СВОБОДАМ 
45 - 46 - 47 - 48 - 49

Глава VIII

НОРМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА
50 - 51 - 52 

Глава IX 

ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
53 - 54 - 55 - 56 - 57 - 58 - 59 - 60 - 61  

Глава X 

ОБРАБОТКИ МЕДИЦИНСКИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ С ЦЕЛЬЮ ОЦЕНКИ И АНАЛИЗА ОПЫТА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЛЕЧЕБНОЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
62 - 63 - 64 - 65 - 66 

Глава XI 

ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ЖУРНАЛИСТИКИ, ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
67

Глава XII 

ПЕРЕДАЧИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В СТРАНЫ, НЕ ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ЧЛЕНАМИ ЕС
68 - 69 - 70 

Глава XIII 

ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
71 - 72 

Закон № 78-17 от 6 января 1978 года
«Об информатике, файлах и свободах»

Принят Национальным Собранием и Сенатом.

Президент Республики утверждает закон нижеследующего содержания:

ГЛАВА I – ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Статья 1

Информатика должна служить интересам каждого гражданина. Ее развитие должно происходить в рамках международного сотрудничества. Она не должна посягать на личность и права человека, на неприкосновенность частной жизни, на личные и общественные свободы.

Статья 2

Действие настоящего Закона распространяется на автоматизированные обработки персональных данных, а также на неавтоматизированные обработки персональных данных, представленных в файлах либо для этого предназначенных (за исключением случаев, когда обработка осуществляется для целей деятельности, имеющей исключительно личный характер), при условии соответствия операторов обработок требованиям, приведенным в статье 5.

Персональными данными считаются любые сведения, относящиеся к физическому лицу, идентифицированному или идентифицируемому, прямо или косвенно, путем указания его идентификационного номера либо какого-либо другого сведения или совокупности сведений, присущих именно ему. Идентифицируемость физического лица определяется совокупностью средств для его идентификации, имеющихся в распоряжении или в пределах доступа оператора обработки или любого другого лица.

Обработка персональных данных – это любая операция или совокупность операций с этими данными, вне зависимости от способа выполнения. В частности, обработками являются: сбор, запись, систематизация, хранение, адаптация или изменение, извлечение, просмотр, использование, сообщение посредством передачи, распространения или любой другой формы предоставления, сопоставление, объединение, а также блокирование, удаление и уничтожение.

Файл персональных данных – это устойчивая структурированная совокупность персональных данных, доступных в соответствии с заданными условиями.

В том, что касается обработки персональных данных, субъектом (или, иначесубъектом персональных данных) называется лицо, к которому относятся обрабатываемые данные.

Статья 3

I.Оператором обработки персональных данных является (если иное в явной форме не сказано в законодательных и нормативных актах, регулирующих эту обработку) лицо, орган власти, служба или учреждение, которое определяет ее цели и средства.

II.Получателем обработки персональных данных называется любое лицо, имеющее право на получение этих данных, но не являющееся ее субъектом, оператором, субконтрактором или лицом, которое, в соответствии с занимаемой должностью, обязано обрабатывать эти данные. При этом те органы, которые имеют законное право, выполняя определенную функцию либо осуществляя свое право на предоставление, истребовать персональные данные у оператора обработки, не считаются получателями.

Статья 4

Положения настоящего Закона не распространяются на временные копии, сделанные в рамках технологических процессов передачи информации или предоставления доступа к цифровой сети, для автоматизированного сохранения, временного и промежуточного, исключительно с целью предоставления всем остальным получателям наилучшего возможного доступа к передаваемой информации.

Статья 5

I. – Обработка персональных данных подпадает под действие настоящего Закона в следующих случаях:

Оператор обработки официально зарегистрирован на территории Франции. Если работа оператора на территории Франции ведется в рамках деятельности учреждения (предприятия, организации) с местонахождением на этой территории, то он считается официально зарегистрированным на ней, независимо от организационно-правовой формы этого учреждения (предприятия, организации);

Оператор обработки, не будучи официально зарегистрированным на территории Франции или на территории другой страны-члена ЕС, применяет средства обработки, находящиеся на территории Франции (за исключением тех случаев, когда единственной целью обработки является транзит по этой территории или по территории другой страны-члена ЕС).

II. – Для обработок, указанных выше в пункте 2° части I настоящей статьи, оператор назначает и указывает Национальной Комиссии по информатике и свободам своего представителя, официально зарегистрированного на территории Франции, который уполномочен замещать его в выполнении обязательств, налагаемых настоящим Законом; это указание не является препятствием для исков, которые могут быть ему предъявлены.

ГЛАВА II – УСЛОВИЯ ЗАКОННОСТИ ОБРАБОТОК ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Раздел 1. Общие положения

Статья 6

Обработка персональных данных может производиться лишь в тех случаях, когда эти данные удовлетворяют следующим условиям:

Они были собраны и обрабатывались законно и добросовестно;

Они собирались для определенных, четко сформулированных и правомерных целей, и в дальнейшем с ними не производилось никаких обработок, несовместимых с этими целями. При этом, любая последующая обработка, которая осуществляется для статистики, научной работы или исторических исследований, считается совместимой с первоначальными целями сбора данных, если она выполняется с соблюдением принципов и правил, представленных в настоящей главе, в главе IV и в разделе 1 главы V, а также в главах IX и X, и если она не используется для принятия решений в отношении ее субъектов;

Они являются адекватными, релевантными и не избыточными по отношению к тем целям, для которых они были собраны, а также по отношению к их последующим обработкам;

Они являются точными, полными и, если требуется, актуальными; должны быть приняты меры, необходимые для того, чтобы данные, которые являются неточными или неполными с точки зрения целей их сбора и последующих обработок, были удалены или исправлены;

Период, в течение которого они хранятся в виде, позволяющем идентифицировать их субъектов, не превосходит срока, необходимого для достижения целей их сбора и последующих обработок.

Статья 7

Обработка персональных данных может производиться только в том случае, если на это имеется согласие субъекта этих данных, либо если она производится по одной из следующих причин:

Выполнение обязанности, возложенной законодательством на оператора обработки;

Защита жизни субъекта данных;

Выполнение оператором или получателем обработки какой-либо задачи службы общественного назначения;
 
Выполнение договора, в котором субъект данных является одной из сторон, либо совершение, по его требованию, действий, предшествующих подписанию договора;

 
Реализация законного интереса оператора либо получателя обработки, при условии неущемления интересов субъекта обработки, а также его основных прав и свобод.

Раздел 2. Положения, относящиеся к отдельным категориям данных

Статья 8

I. – Запрещается собирать и обрабатывать персональные данные, по которым прямо или косвенно можно выявить расовое или этническое происхождение физических лиц, их политические, философские или религиозные взгляды, принадлежность к профессиональным союзам и объединениям, а также персональные данные, относящиеся к состоянию их здоровья либо к их интимной жизни.

II. – Запрет, налагаемый в части I настоящей статьи, не распространяется, для некоторых категорий данных, на нижеперечисленные виды обработок, если это требуется для достижения их целей:

Обработки, на осуществление которых их субъект предварительно дал свое согласие в явной форме, за исключением тех случаев, когда законодательством установлено, что согласие субъекта не является основанием для снятия запрета, налагаемого в части I настоящей статьи;

Обработки, необходимые для защиты человеческой жизни, на которые их субъект не может дать согласие по причине ограниченной правоспособности или физической невозможности;

Обработки, которые осуществляет общественная ассоциация или какая-либо иная некоммерческая организация религиозного, философского, политического или профсоюзного характера:

- только для тех данных, упомянутых в части I настоящей статьи, которые соответствуют целям и задачам этой ассоциации или организации;

- при условии, что субъектами данных являются только члены этой ассоциации или организации, а также лица, с которыми она постоянно взаимодействует в процессе своей деятельности (в случае, если таковые имеются);

- а также при условии, что обрабатываемые данные не передаются третьим лицам, если на это нет явно выраженного согласия их субъектов;

Обработки персональных данных, обнародованных их субъектом;

Обработки, необходимые для установления или осуществления прав, либо для их защиты в суде;

Обработки, необходимые для медицинской профилактики, медицинской диагностики, назначения медикаментов и лечебных процедур, а также для оказания медицинских услуг, при условии, что они осуществляются работниками здравоохранения или другими лицами, которые, в силу занимаемой должности, обязаны соблюдать профессиональную тайну, согласно статье 226-13 Уголовного кодекса;

Статистические обработки, выполняемые Национальным институтом статистики и экономических исследований либо статистической службой какого-либо министерства, согласно требованиям закона № 51-711 от 7-го июня 1951 года «О правовых обязательствах, координации и конфиденциальности в области статистики», в соответствии с указаниями Национального совета по статистической информации и в порядке, который определен в статье 25;

Обработки, необходимые для исследований в области здравоохранения, согласно правилам, установленным в главе IX.

III. – Если персональные данные, о которых идет речь в части I настоящей статьи, должны в скором времени быть обезличены способом, который Национальная Комиссия по информатике и свободам признала соответствующим положениям настоящего Закона, то эта Комиссия может разрешить, с учетом поставленных целей, выполнение некоторых обработок, согласно правилам, установленным в статье 25. Положения глав IX и X в таком случае применяться не могут.

IV. – Аналогично, запрет, налагаемый в части I настоящей статьи, не распространяется на автоматизированные и не автоматизированные обработки, выполняемые для достижения общественно-полезных целей и разрешенные в порядке, определенном в части I статьи 25 или в части II статьи 26.

Статья 9

Обработки персональных данных, имеющих отношение к правонарушениям, их осуждению, а также к принимаемым мерам по обеспечению безопасности, могут выполняться только лицами, перечисленными в нижеследующем списке:

Суды, органы власти и юридические лица, которые управляют службами общественного назначения, при условии, что они действуют в рамках своих компетенций, определенных законодательством;

Вспомогательные судебные службы, строго в пределах необходимости выполнения их функций, определенных законодательством;
 
[Положения, признанные не соответствующими Конституции решением Конституционного суда № 2004-499 DC от 29-го июля 2004 г.;]

Юридические лица, упоминаемые в статьях L. 321-1 и L. 331-1 Кодекса по интеллектуальной собственности, действующие на основании прав, которыми они управляют, или от имени и по поручению потерпевших от нарушений прав, определенных в книгах I, II и III того же Кодекса, с целью обеспечения защиты этих прав.

Статья 10

Никакое судебное решение, означающее оценку поведения человека, не может основываться на результатах автоматизированной обработки персональных данных, осуществляемой для выявления тех или иных черт его характера.

Никакое иное решение, имеющее правовые последствия в отношении физического лица, не может быть вынесено только на основании автоматизированной обработки персональных данных, которая осуществляется для установления биографии этого лица или для выявления тех или иных черт его характера.

Не считаются имеющими в качестве единственного основания автоматизированную обработку персональных данных те решения, которые были приняты в процессе заключения или выполнения договора и относительно которых субъект обработки имел возможность представить свои замечания, а также те решения, которые были приняты для удовлетворения запросов субъекта.

ГЛАВА III – НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И СВОБОДАМ

Статья 11

Национальная Комиссия по информатике и свободам является независимым административным органом. Она выполняет следующие функции:

Уведомляет всех субъектов персональных данных и всех операторов обработок об их правах и обязанностях; 

2° Следит за тем, чтобы все обработки персональных данных осуществлялись в соответствии с положениями настоящего Закона.

И для этого: 

a) Она разрешает обработки, перечисленные в статье 25, выдает заключения об обработках, перечисленных в статьях 26 и 27, и получает декларации обо всех других обработках;

b) Она утверждает и публикует стандарты, о которых говорится в части I статьи 24 и издает, в случае надобности, типовые регламенты с целью обеспечения безопасности систем;

c) Она получает претензии, заявления и жалобы по вопросам осуществления обработок персональных данных и информирует их авторов о результатах разбирательства;

d) Она отвечает на запросы на выдачу заключений, поступающие от органов государственной власти и, в соответствующих случаях, от судебных органов, и проводит консультации для физических и юридических лиц, которые осуществляют или собираются осуществлять автоматизированные обработки персональных данных;

e) Она незамедлительно извещает прокурора Республики о правонарушениях, которые стали ей известны, и может представлять свои замечания в процессе уголовного разбирательства, согласно статье 52 настоящего Закона;

f) Она может своим специальным решением поручить одному или нескольким своим членам либо сотрудникам своих служб, в порядке, определенном в статье 44, провести проверки всех обработок и, в соответствующих случаях, получить копии всех документов и носителей информации, нужных для выполнения ее функций;

g) Она может, в порядке, определенном в главе VII, вынести решение о применении в отношении оператора обработки одной из мер взыскания, перечисленных в статье 45;

h) Она отвечает на запросы о предоставлении доступа к данным, которые задействованы в обработках, упомянутых в статьях 41 и 42;

По запросам профессиональных организаций, а также учреждений, состоящих в основном из операторов обработок, Комиссия выполняет следующие действия:

a) Она выдает заключение о том, соответствуют ли положениям настоящего Закона представленные ей проекты профессиональных инструкций и правил, а также продукты и процедуры, целью которых является защита физических лиц в связи с обработкой персональных данных либо с их обезличиванием;

 
b) После того как профессиональные инструкции или правила были признаны ею соответствующими положениям настоящего Закона, она дает оценку предоставляемых ими гарантий, с точки зрения обеспечения основных прав личности;
 
c) После того как продукты или процедуры, предназначенные для защиты физических лиц в связи с обработкой персональных данных, были признаны ею соответствующими положениям настоящего Закона, она присваивает им знак качества. На этапе предварительного рассмотрения вопроса о присвоении Комиссией знака качества, ее Председатель может привлечь любого независимого специалиста для оценки продуктов и процедур (при условии, что это требуется по причине их сложности). Стоимость проведения такой оценки оплачивается предприятием, которое подало запрос о присвоении знака качества;

Она постоянно следит за развитием информационных технологий и, в надлежащих случаях, публикует свое мнение о том, как его результаты влияют на осуществление прав и свобод, упомянутых в статье 1 настоящего Закона;

Для этого:

a) Она должна быть привлечена к обсуждению каждого проекта законодательного или нормативного акта, имеющего отношение к вопросам защиты личности в связи с автоматизированными обработками персональных данных. Для каждого законопроекта возможно опубликование заключения Комиссии, если этого требует председатель одной из постоянных комиссий, наличие которых предписано статьей 43 Конституции;


b) Она предлагает Правительству законодательные и нормативные меры по обеспечению соответствия средств защиты свобод новейшим достижениям в области информационных технологий и методов;

 
c) Она может оказывать содействие в области защиты данных, по запросам других независимых административных органов;
 
d) По запросу премьер-министра, она может быть включена в число участников процесса подготовки и определения позиции Франции в международных переговорах в области защиты персональных данных. По запросу премьер-министра, она может иметь своих делегатов в составе представительств Франции при международных и европейских организациях, действующих в этой области.

Для выполнения своих функций, Комиссия может выпускать рекомендации и принимать разовые либо нормативные решения в случаях, предусмотренных настоящим Законом.

Комиссия ежегодно представляет президенту Республики, премьер-министру и парламенту открытый отчет о проделанной ею работе.

Статья 12

Национальная Комиссия по информатике и свободам имеет в своем распоряжении средства, необходимые ей для того, чтобы выполнять свои функции. На управление этими средствами не распространяются положения закона от 10 августа 1922 года «О финансовом контроле». Проверку бухгалтерской отчетности Комиссии осуществляет Счетная палата.

Статья 13

I. - Национальная Комиссия по информатике и свободам состоит из семнадцати членов, в число которых входят:

Два депутата и два члена Сената, назначаемые, соответственно, Национальным собранием и Сенатом;

Два члена Экономического и Социального совета, избираемые этим Советом;

Два члена или бывших члена Государственного Совета, в ранге не ниже советника, избираемые общим собранием Государственного Совета;

Два члена или бывших члена Кассационного суда, в ранге не ниже советника, избираемые общим собранием Кассационного суда;

Два члена или бывших члена Счетной палаты, в ранге не ниже советника-мэтра, избираемые общим собранием Счетной палаты;
 
Три квалифицированных специалиста в области информатики или личных свобод, назначаемые декретами;
 
Два квалифицированных специалиста в области информатики, назначаемые, соответственно, председателем Национального собрания и председателем Сената.

Комиссия выбирает из числа своих членов Председателя и двух его заместителей, один из которых получает статус первого заместителя. Втроем они составляют Бюро Комиссии.

«Узкий состав» Комиссии состоит из Председателя, двух его заместителей и трех членов, избираемых Комиссией из своего состава на весь срок их полномочий.

Если при голосовании голоса разделяются поровну, то принимается то решение, за которое проголосовал Председатель.
 
II. – Срок полномочий каждого из членов Комиссии, перечисленных в пунктах 3°, 4°, 5°, 6° и 7° части I настоящей статьи, составляет пять лет; по окончании этого периода полномочия можно один раз возобновить на такой же срок. Срок полномочий каждого из членов Комиссии, перечисленных в пунктах 1° и 2°, истекает вместе с их исходными полномочиями (члена Национального собрания, Сената или Экономического и Социального совета); их членство в Национальной Комиссии по информатике и свободам не может длиться более десяти лет.


Член Комиссии, прекращающий исполнение своих обязанностей до истечения срока своих полномочий, заменяется другим лицом, назначаемым или избираемым по тем же правилам, на период, оставшийся до окончания полномочий выбывшего члена.

Помимо отставки, исполнение членом Комиссии своих обязанностей может быть прекращено только в случае наличия препятствий, зафиксированных Комиссией в установленном ею порядке.

Комиссия принимает свой внутренний регламент. В нем устанавливаются правила организации и работы Комиссии. В частности, регламент определяет правила проведения обсуждений, предварительного рассмотрения дел и их представления на заседании Комиссии, а также порядок, согласно которому производится присвоение знака качества, предусмотренного подпунктом ";c"; пункта 3° статьи 11.

Статья 14

I. – Статус члена Комиссии несовместим со статусом члена Правительства.

II. – Ни один член Комиссии не имеет права:

- принимать участие в обсуждении вопросов или проведении проверок, имеющих отношение к учреждению (предприятию, организации), в котором он принимает прямое или косвенное участие, исполняет обязанности или пользуется полномочиями;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... ГОУ ... РСФСР 1978 ... 78 ... 4 статьи 4 Федерального законаот17января 1992 г. N 2202 ... осуществления последующих избирательных ... быливнесеныизменения Федеральным закономот 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ. Ожидается, что строгий учет ... отдельный акт, который прилагается ...
  2. Комментарий к федеральному закону от 10 января 2003 года n 19-фз " о выборах президента российской федерации"

    Закон
    ... ГОУ ... РСФСР 1978 ... 78 ... 4 статьи 4 Федерального законаот17января 1992 г. N 2202 ... осуществления последующих избирательных ... быливнесеныизменения Федеральным закономот 4 октября 2010 г. N 263-ФЗ. Ожидается, что строгий учет ... отдельный акт, который прилагается ...
  3. Е ж е к в а р т а л ь н ы й о т ч е т открытое акционерное общество «квадра - генерирующая компания» код эмитента 43069-a за 2 квартал 2010 г

    Документ
    ... /47 от17.07.2007) внесеныизменения в ... совершении которых имелась заинтересованность и которыебыли ... последующимиизменениями и дополнениями; Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ, с последующимиизменениями ...
  4. 17 ноября 2009 года Утреннее заседание

    Документ
    ... от общего объема бюджетных средств. Проектом Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), котораявнесена ... были учтены и заложены с учетом ... росписи фонда с последующим внесением изменений в закон в течение календарного ... только с 1 января 2011 года. ...
  5. 17 ноября 2009 года Утреннее заседание

    Заседание
    ... от общего объема бюджетных средств. Проектом Инвестиционной программы Республики Саха (Якутия), котораявнесена ... были учтены и заложены с учетом ... росписи фонда с последующим внесением изменений в закон в течение календарного ... только с 1 января 2011 года. ...

Другие похожие документы..