Главная > Учебно-методический комплекс

1

Смотреть полностью

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тихоокеанский государственный университет

Факультет математического моделирования и процессов управления

Кафедра физики

Учебно-методический комплекс по дисциплине

«КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

Для специальностей ПИЭ, Ю, ПП, СР, НЭ, ФК, ММЭ, К, СКС

МО, УК

УМКД рассмотрен и утвержден на заседании кафедры

протокол № ______ от «___» _______________ 2006 г.

Завкафедрой ___________ «___» _________ 2006 г. Кныр В.А.

подпись дата

УМКД рассмотрен и утвержден на заседании учебно-методической комиссии и рекомендован к внедрению

протокол № ______ от «___» _______________ 2006 г.

Председатель УМК ________ «___» ________ 2006 г. Син А.З.

подпись дата

Состав учебно-методического комплекса дисциплины «Концепции современного естествознания»

для специальностей ПИЭ, Ю, ПП, СР, НЭ, ФК, ММЭ, К, СКС, МО, УК

  1. Программа. Рабочая программа.

  2. Перечень экзаменационных вопросов.

  3. Тестовые задания для контроля остаточных знаний.

Тихоокеанский государственный университет

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Деканом ФММПУ Начальник учебно-методического

доцент Син А.З. управления

7 сентября 2006 г. доцент Ю.Г. Иванищев

7 сентября 2006 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

для студентов дневной формы обучения

Специальность

Всего час.

В том числе

Семестры изучения отчетность

Шифр направления

Шифр

Наименование

Лек.

Семинар

С2

1

351300

061400

Коммерция

102

34

17

51

Э

060400

060400

Финансы и кредит

119

34

34

51

Э

351400

071900

Информационные системы в экономике

102

34

34

34

Э

060700

060700

Национальная экономика

119

34

34

51

Э

061800

061800

Математические методы и исследование операций в экономике

136

34

34

68

Э

021100

021100

Юриспруденция

136

34

34

68

Э

230500

230500

Социально-культурный сервис и туризм

136

34

34

68

Э

022100

022100

Социальная работа

170

34

34

102

Э

620100

022900

Перевод и переводоведение

102

34

34

34

Э

220500

22050.65

Управление качеством

204

34

34

136

Э

Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственных образовательных стандартов Министерства образования РФ (Москва, 2000 г.) по курсу «Концепции современного естествознания» д.ф.-м.н. профессором В.А. Кныром.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физики 7 сентября 2006 г. (протокол № 1).

Заведующий кафедрой

профессор В.А. Кныр

Одобрена учебно-методической комиссией кафедры физики

Председатель методической комиссии

доцент А.В. Кирюшин

Тихоокеанский государственный университет

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Деканом ФММПУ Начальник учебно-методического

доцент Син А.З. управления

7 сентября 2006 г. доцент Ю.Г. Иванищев

7 сентября 2006 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Концепции современного естествознания»

для студентов ускоренной формы обучения

Специальность

Всего час.

В том числе

Семестры изучения отчетность

Шифр направле-

ния

Шифр

Наименование

Лек.

Переатт.

Семинар

Ауд.

С2

1

351300

061400

Коммерция

102

17

0

17

34

68

зач.

060400

060400

Финансы и кредит

119

17

68

17

34

17

Э

021100

021100

Юриспруденция

119

17

51

17

34

34

зач.

Рабочая программа составлена в соответствии с содержанием и требованиями Государственных образовательных стандартов Министерства образования РФ (Москва, 2000 г.) по курсу «Концепции современного естествознания» д.ф.-м.н. профессором В.А. Кныром.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры физики 7 сентября 2006 г. (протокол № 1).

Заведующий кафедрой

профессор Кныр В.А.

Одобрена учебно-методической комиссией кафедры физики

Председатель методической комиссии

доцент А.В. Кирюшин

2. ЦЕЛЬ И ТРЕБОВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Цель преподавания дисциплины

Дисциплина «Концепции современного естествознания» базируется на синтезе естественных наук (физике, химии и биологии) и содержит наиболее важные результаты этих наук о мире и месте человека в нем.

Знание современных фундаментальных научных положений естествознания, его мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом подготовки специалистов в любой области деятельности и соответствует осуществляемой реформе высшего образования, направленной на усиление его фундаментальности и разносторонности, умению творчески адаптировать последние достижения в своей области к конкретным условиям труда.

Цель курса «Концепции современного естествознания» заключается в формировании у студентов научного мировоззрения и теоретического мышления, способности методологически применять естественнонаучные знания в своей профессиональной деятельности юриста, экономиста, социолога.

2.2. Требования к студентам по дисциплине

Студент должен иметь представление об основных вопросах курса «Концепции современного естествознания», содержащихся в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования России: естественная и гуманитарная культура; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро-, макро- и мега миры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие; дальнедействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутренне строение и история геологического развития Земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы; ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая, географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика; человек, биосфера и космические циклы; ноосфера; необратимость времени; самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; путь к единой культуре.

Студент должен знать и уметь пользоваться в своей профессиональной деятельности фундаментальными концепциями естествознания:

­– системным подходом, направленным на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями;

  • эволюционным подходом к явлениям, событиям и процессам, позволяющим понять их роль в общем процессе развития;

  • концепцией самоорганизации, раскрывающей внутренние причины эволюции

2.3. Печень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентам необходимо для изучения данной дисциплины

Элементарные знания по школьному курсу физики, химии, биологии.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Темы лекций и семинарских занятий

№№ темы (недели)

Темы

Кол-во часов

Лекции

Семинарские занятия

1.

Естественно-научая и гуманитарная культура

2

2

2.

История естествознания

2

2

3.

Современная естественнонаучная картина

2

2

4.

Концепция относительности пространства и времени

2

2

5.

Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

2

2

6.

Концепция атомизма и элементарные частицы

2

2

7.

Принципы симметрии и законы сохранения

2

2

8.

Динамические и статистические законы природы

2

2

9.

Принцип возрастания энтропии

2

2

10.

Процессы самоорганизации в открытых системах

2

2

11.

Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы

2

2

12.

Происхождение и эволюция Вселенной

2

2

13.

Образование и эволюция Земли

2

2

14.

Сущность и происхождение жизни

2

2

15.

Эволюция жизни на Земле

2

2

16.

Человек, как предмет естествознания

2

2

17.

Биосфера и космические циклы

2

2

Для студентов специальностей Юу, Ку, ФКу объединяются попарно в одно занятие лекции (темы) и соответствующие семинарские занятия 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8, 9 и 10, 11 и 12, 13 и 14, 15 и 16. Для студентов специальности Ку объединяются семинарские занятия 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6, 7 и 8, 9 и 10, 11 и 12, 13 и 14, 15 и 16.

Такой план предполагает уделение особого внимания компактному изложению основных принципов и концептуальных основ естествознания. При этом необходимо избежать ";философского"; пути преподавания курса, как правило страдающего абстрактностью. Первейшее внимание следует уделить именно богатому миру естественнонаучных концепций, революциям в их сфере.

Раздел 1

Естествознание в системе науки и культуры (12 часов)

Тема 1 (4 часа). Естественнонаучная и гуманитарная культура

Лекция1 (2 часа). Предмет естествознания. Естественные науки: физика, химия, биология, астрономия, геология. Математика, как язык естественных наук. Естествознание и философия. Естествознание и религия. Диалектический и метафизический методы изучения природы. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Гуманитарные науки. Естественнонаучная и гуманитарная культура.

Контрольные вопросы по теме

  1. Что изучает естествознание?

  2. Охарактеризуйте основные естественные науки.

  3. Что такое научный метод и на чем он основывается?

  4. В чем заключается единство научного метода?

  5. Чем язык современной науки отличается от обычного человеческого языка?

  6. Чем отличается естественно-научная культура от гуманитарной?

Вопросы семинарского занятия ( 2 часа)

  1. Предмет естествознания. Естественные науки.

  2. Естествознание и философия.

  3. Естествознание и религия.

  4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  5. Гуманитарные науки.

  6. Естественнонаучная и гуманитарная культура.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания, Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 15 – 25.

  4. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания, Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 10 – 29.

  5. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина), Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 8 – 56.

  6. Е. Ф. Солопов. Концепции современного естествознания, Москва, ВЛАДОС, 1998, стр. 7 – 24, 46 – 59.

  7. Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1998, стр. 7 – 41.

Дополнительная литература по теме

  1. Б. Раушенбах. Пристрастие. Москва, 1997

  2. В. И. Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды, Москва, 1993, стр. 520 – 555

  3. В. И. Кузнецов, Г. М. Идлис, В. Н. Гущина. Естествознание. Москва, 1996, стр. 5 – 33

  4. П. Л. Капица. Эксперимент, теория, практика. Москва, Наука, 1981, стр. 189 – 195, 466 – 484.

Тема 2 (4 часа). История естествознания

Лекция 2 (2 часа). Зарождение эмпирического научного знания. Античный и средневековый период развития естествознания. Становление естествознания в современном его понимании. Развитие естествознания в XVIII – XIX веках.

Контрольные вопросы по теме

  1. Что характерно для натурфилософского понимания природы?

  2. Назовите основные принципы атомистического учения Демокрита?

  3. Что включает в себя космология Аристотеля?

  4. Каково значение геоцентрической системы мира, обоснованной Птолемеем?

  5. Расскажите о создании экспериментального естествознания.

  6. Какова роль Ньютона в развитии естествознания?

Вопросы семинарского занятия

  1. Натурфилософия и ее место в истории естествознания.

  2. Естествознание эпохи Средневековья.

  3. Создание классической механики и экспериментального естествознания.

  4. Диалектизация естествознания.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания, Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 33 – 46.

  4. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина), Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 57 – 107.

  5. Е. Ф. Солопов. Концепции современного естествознания, Москва, ВЛАДОС, 1998, стр. 31 – 38.

  6. Т. Г. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1998, стр. 42 – 89.

Дополнительная литература по теме

  1. В. И. Вернадский. Избранные труды по истории науки. Москва, 1981.

  2. С. И. Вавилов. Развитие идеи вещества. Москва, 1970.

  3. П. С. Кудрявцев. Курс истории физики. Москва, 1992.

  4. Дж. Бернал. Наука в истории общества, Москва, 1956.

Тема 3 (4 часа). Современная естественнонаучная картина мира

Лекция 3 (2 часа). Революция в естествознании в первой половине XX века и установление современной естественнонаучной картины мира. Панорама современного естествознания (физика, химия, биология). Тенденции развития.

Контрольные вопросы по теме

  1. В чем суть специальной теории относительности?

  2. Как изменились взгляды на природу в связи с исследованием процессов в микромире?

  3. Что называется парадигмой в науке?

  4. Назовите основные достижения в современной физике.

  5. Назовите основные достижения в современной химии.

  6. Назовите основные достижения в современной биологии.

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Революция в естествознании в первой половине XX века.

  2. Современная физическая картина мира.

  3. Современная химическая картина мира.

  4. Современная биологическая картина мира.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 25 – 29, 98 – 112, 121 – 129, 238 – 252, 265 – 276, 378 – 393.

  4. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 33 – 54.

  5. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 82 – 91, 104 – 115.

  6. Е. Ф. Солопов. Концепции современного естествознания, Москва, ВЛАДОС, 1998, стр. 39 – 42.

  7. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1998, стр. 98 – 106.

Дополнительная литература по теме

  1. Я. Б. Зельдович, М. Ю. Хлопов. Драма идей в познании природы: частицы, поля, заряды. Москва, Наука, 1988.

  2. И. Пригожин, И. Стенгерс. Время, хаос, квант. Москва, 1994.

  3. А. Эйнштейн, Л. Инфельд. Эволюция физики. Москва, 1965.

  4. Р. Оппенгеймер. Летающая трапеция (три кризиса в физике). Москва. Атомиздат, 1967.

  5. Н. Бор. Избранные научные труды, т. 2. Москва, Наука, 1971, стр. 379 – 385.

Раздел 2

Современное естествознание о микро -, макро - и мегамирах (40 часов)

Тема 4 (4 часа). Концепция относительности пространства и времени

Лекция 4 (2 часа). Развитие представлений о пространстве и времени. Принцип относительности в классической механике. Специальная теория относительности и ее роль в науке. Понятие пространства-времени в специальной теории относительности. Общая теория относительности.

Контрольные вопросы по теме

  1. Как рассматривались понятия пространства и времени в классической механике?

  2. Сформулируйте принцип относительности Галилея.

  3. Какие два постулата лежат в основе специальной теории относительности?

  4. Что собой представляют преобразования Лоренца?

  5. Как изменяется характер времени в движущейся и покоящейся инерциальных системах отсчета? Объясните, исходя их этого, парадокс близнецов.

  6. Какой принцип лежит в основе общей теории относительности?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Развитие представлений о пространстве и времени.

  2. Механический принцип относительности.

  3. Основные положения специальной теории относительности.

  4. Следствия специальной теории относительности.

  5. Основные положения общей теории относительности.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естествознания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 31 – 49.

  5. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 58 – 77.

  6. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 117 – 125.

  7. Е. Ф. Солопов. Концепции современного естествознания, Москва, ВЛАДОС, 1998, стр. 61 – 67.

  8. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1998, стр. 125 – 143.

Дополнительная литература по теме

  1. А. Эйнштейн, Л. Инфельд. Эволюция физики. Москва, 1966.

  2. Р. Оппенгеймер. Летающая трапеция (три кризиса в физике). Москва. Атомиздат, 1967, стр. 6 – 34.

  3. Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. Фейнмановские лекции по физике, т. 2. Москва, Мир, 1967, стр. 5 – 52.

  4. Кл. Э. Суорц. Необыкновенная физика обыкновенных явлений, т. 1. Москва, Наука, 1986, стр. 233 – 271.

  5. А. В. Кокин. Концепции современного естествознания. Москва, ПРИОР, 1998, стр. 58 – 63.

  6. А. Д. Чернин. Физика времени. Москва, Наука, 1987.

Тема 5 (4 часа). Корпускулярная и континуальная концепции описания природы

Лекция 5 (2 часа). Волны де Бройля. Вероятностный характер описания микрочастиц в квантовой механике. Корпускулярно – волновой дуализм материи. Состояние. Принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности.

Контрольные вопросы по теме

  1. В чем заключается смысл волн де Бройля?

  2. Обладают ли макротела волновыми свойствами?

  3. В чем заключается корпускулярно – волновой дуализм материи?

  4. С какой точностью можно определить одновременно координату и импульс частицы?

  5. Справедливо ли для микрочастиц понятие траектории движения?

  6. В чем заключается принцип дополнительности?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Волны де Бройля и их экспериментальное обоснование.

  2. Корпускулярно – волновой дуализм материи.

  3. Принцип суперпозиции.

  4. Принцип неопределенности.

  5. Принцип дополнительности.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 391 – 393, 444 – 449, 452 – 457.

  5. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 80 – 90.

  6. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, ВЛАДОС, 1998, стр. 165 – 168.

  7. А. В. Кокин. Концепции современного естествознания. Москва, ПРИОР, 1998, стр. 50 – 55.

Дополнительная литература по теме

  1. П. Девис. Суперсила. Москва, Мир, 1989. Стр. 48 – 57.

  2. Р. Фейнман. Характер физических законов. Москва, Мир, 1968, стр. 135 – 162.

  3. Л. В. Тарасов. Основы квантовой механики. Москва, Высшая школа, 1978, стр. 29 – 42.

  4. М. Борн. Физика в жизни моего поколения. Москва, Изд-во иностранной литературы, 1963, стр. 77 – 101.

  5. Н. Бор. Избранные научные труды, т. 2. Москва, Наука, 1971, стр. 180 – 191, 204 – 212, 526 – 532.

  6. Р. Оппенгеймер. Летающая трапеция (три кризиса в физике). Москва, Атомиздат, 1967, стр. 35 – 54.

Тема 6 (4 часа). Концепция атомизма и элементарные частицы

Лекция 6 (2 часа). Развитие идей атомизма. Модели атома Томсона, Резерфорда, Бора. Объяснение строения атома на основе квантовой механики. Элементарные частицы. Виды взаимодействий. Кварки. Теория великого объединения.

Контрольные вопросы по теме

  1. В чем заключается идея атомизма?

  2. Как устроен атом в модели Резерфорда?

  3. Что принципиально нового содержит модель атома Бора по сравнению с моделью атома Резерфорда?

  4. Какие виды взаимодействий в природе Вы знаете?

  5. Какие из этих видов взаимодействий относятся к близкодействующим? дальнедействующим?

  6. Какие частицы называются элементарными?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Развитие идей атомизма.

  2. Модель атома Резерфорда.

  3. Виды взаимодействий в природе.

  4. Классификация элементарных частиц. Кварковая структура адронов.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 238 – 261.

  5. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 138 – 147.

  6. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1998, стр. 111 – 124.

Дополнительная литература по теме

  1. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 107 – 111, 131 – 133.

  2. Е. Ф. Солопов. Концепции современного естествознания, Москва, ВЛАДОС, 1998, стр. 67 – 76.

  3. А. В. Кокин. Концепции современного естествознания. Москва, ПРИОР, 1998, стр. 46 – 47, 56 – 58.

  4. П. Девис. Суперсила. Москва, Мир, 1989, стр. 79 – 151.

  5. Л. Б. Окунь. Современное состояние физики элементарных частиц. Журнал «Успехи физических наук», т. 168, №6, стр. 625 – 629.

  6. Дж. Гарднер. Атомы сегодня и завтра. Москва, Знание, 1979, стр. 12- 28

  7. В. Вайскопф. Наука и удивительное. Москва, Наука, 1965, стр. 67 – 85.

Тема 7 (4 часа). Принципы симметрии и законы сохранения

Лекция 7 (2 часа). Симметрия в природе. Теорема Нетер. Внешние симметрии. Закон сохранения энергии, как следствие однородности времени. Закон сохранения импульса, как следствие однородности пространства. Закон сохранения импульса, как следствие изотронности пространства. Внутренние симметрии.

Контрольные вопросы по теме

  1. Дайте определение и приведите примеры симметрии.

  2. Что такое внешние симметрии? внутренние симметрии?

  3. Что такое энергия? Какие виды энергии Вы знаете?

  4. Сформулируйте закон сохранения энергии.

  5. Дайте определение импульса. Сформулируйте закон сохранения импульса.

  6. Дайте определение момента импульса. Сформулируйте закон сохранения момента импульса.

Вопросы семинарного занятия (2 часа)

  1. Симметрия в природе. Внешние и внутренние симметрии.

  2. Энергия и закон ее сохранения.

  3. Импульс и закон его сохранения.

  4. Момент импульса и закон его сохранения.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 74 – 94.

  5. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 125 – 126, 140 – 142, 145 - 150.

  6. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1998, стр. 156 – 163.

Дополнительная литература по теме

  1. Р. Фейнман. Характер физических законов. Москва, Мир, 1968, стр. 85 – 113.

  2. П. Девис. Суперсила. Москва, Мир, 1989, стр. 67 – 78.

  3. Л. В. Тарасов. Этот удивительно симметричный мир. Москва, Просвещение, 1982.

  4. Кл. Э. Суорц. Необыкновенная физика обыкновенных явлений, т. 1. Москва. Наука, 1986, стр. 143 – 153, 166 – 177.

  5. Фейнмановские лекции по физике, т. 1. Москва, Мир, 1967, т. 1, стр. 71 – 84; т. 4, стр. 237 – 258.

Тема 8 (4 часа). Динамические и статистические законы природы

Лекция 8 (2 часа). Лапласовский детерминизм. Законы динамики. Движение планет. Вероятностный детерминизм. Законы статистической физики (распределение молекул по скоростям, распределение молекул в поле тяжести Земли). Описание движения микрочастиц в квантовой механике.

Контрольные вопросы по теме

  1. Какие два вида детерминизма Вы знаете?

  2. Что такое лапласовский детерминизм?

  3. Что такое вероятностный детерминизм?

  4. Приведите примеры динамических законов?

  5. Какой детерминизм характерен при описании вращения Земли вокруг Солнца? Почему?

  6. Какой детерминизм характерен при описании движения микрочастицы в квантовой механике? Почему?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Динамические законы и механический детерминизм.

  2. Статистические законы и вероятностный детерминизм.

  3. Описание движения микрочастиц в квантовой механике.

  4. Соотношение динамических и статистических законов.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 106 – 110, 121 – 129.

  5. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 94 – 103.

  6. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1998, стр. 144 – 155.

Дополнительная литература по теме

  1. Г. Я. Мякишев. Динамические и статистические закономерности в физике. Москва, 1973.

  2. Л. В. Тарасов. Мир построений на вероятности. Москва, Просвещение, 1984, стр. 114 – 126, 161 – 164.

  3. Кл. Э. Суорц. Необыкновенная физика обыкновенных явлений, т. 1. Москва. Наука, 1986, стр. 100 – 110, 320 – 324.

  4. Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. Фейнмановские лекции по физике. Москва. Мир, 1967, т. 1, стр. 157 – 173; т. 8, стр. 25 – 37.

Тема 9 (4 часа). Принцип возрастания энтропии

Лекция 9 (2 часа). Первое и второе начало термодинамики. Энтропия, как мера неупорядоченности системы. Принцип возрастания энтропии. «Стрела времени». Проблема тепловой смерти Вселенной.

Контрольные вопросы по теме

  1. Сформулируйте первое начало термодинамики.

  2. Сформулируйте второе начало термодинамики.

  3. Почему невозможно построение вечных двигателей первого и второго рода?

  4. Из чего следует, что энтропия является мерой неупорядоченности системы?

  5. Дайте статистическое толкование второго начала термодинамики.

  6. Что такое «стрела времени»?.

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Первое начало термодинамики.

  2. Второе начало термодинамики.

  3. Энтропия. Статистическое толкование второго начала термодинамики.

  4. Проблема тепловой смерти Вселенной.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 169 – 213, 348 – 352, 639 – 650.

  5. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 107 – 111.

  6. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 150 - 186.

  7. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1998, стр. 168 – 170.

  8. А. А. Горелов. Концепции современного естествознания. Москва, ЦЕНТР, 1997, стр. 72 – 80.

Дополнительная литература по теме

  1. Кл. Э. Суорц. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Москва. Наука, 1986, т. 1, стр. 277 – 347.

  2. Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. Фейнмановские лекции по физике. Москва. Мир, 1967, т. 4, стр. 99 – 123, 138 – 151.

  3. Л. В. Тарасов. Мир построений на вероятности. Москва. Просвещение, 1984, стр. 77 – 105, 132 – 141.

  4. Я. А. Смородинский. Температура. Москва, Наука, 1987.

Тема 10 (4 часа). Процессы самоорганизации в открытых системах

Лекция 10 (2 часа). Стационарные неравновесные состояния в термодинамике. Принцип локального равновесия. Теорема Пригожина о минимуме производства энтропии в стационарных неравновесных состояниях. Флуктуации. Хаос. Бифуркация. Образование новых упорядоченных структур. Примеры самоорганизующихся систем: конвективная ячейка Бенара, реакция Белоусова – Жаботинского, переход лазера в режим генерации. Процессы самоорганизации в живой природе и обществе.

Контрольные вопросы по теме

  1. Что представляют собой стационарные неравновесные состояния?

  2. Сформулируйте теорему Пригожина.

  3. Что такое флуктуация?

  4. Что представляет собой бифуркация?

  5. Как протекает процесс самоорганизации в открытых системах?

  6. Приведите примеры самоорганизации.

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Стационарные неравновесные состояния в термодинамике.

  2. Самоорганизация в открытых неравновесных системах.

  3. Примеры самоорганизующихся систем.

  4. Процессы самоорганизации в живой природе.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 683 – 729.

  5. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 111 – 119.

  6. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 186 - 190.

  7. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1997, стр. 201 – 210.

Дополнительная литература по теме

  1. А. А. Горелов. Концепции современного естествознания. Москва, Центр, 1997, стр. 81 – 89.

  2. И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Москва, Прогресс, 1986, стр. 153 – 200.

  3. А. И. Осипов. Самоорганизация и хаос. Москва, Знание, 1986

  4. Л. А. Шелепин. Вдали от равновесия. Москва, Знание, 1987.

Тема 11 (4 часа). Концептуальные уровни в познании веществ и химические системы

Лекция 11 (2 часа). Химические элементы. Периодическая система элементов Менделеева. Валентность элементов. Химические соединения. Ионная, ковалентная и водородная связи. Химические реакции. Энергетика химических процессов. Экзотермические и эндотермические реакции. Скорость протекания химических реакций. Катализаторы. Ценные реакции.

Контрольные вопросы по теме

  1. Какие виды химических связей Вам известны? Как их объяснить с точки зрения строения атома?

  2. Чем определяется валентность элемента?

  3. В чем отличие между эндотермическими и экзотермическими реакциями?

  4. От чего зависит скорость протекания химической реакции?

  5. Что такое катализаторы? Приведите примеры.

  6. Какие реакции называются цепными? Приведите примеры.

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Периодическая система элементов Менделеева и ее значение в науке.

  2. Связь химии с физикой и биологией.

  3. Химические реакции. Катализ.

  4. Цепные реакции.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  3. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 238 – 240, 243 – 246, 311 – 335.

  4. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 150 – 160.

  5. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 192 - 206.

  6. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1997, стр. 210 – 258.

Дополнительная литература по теме

  1. А. В. Кокин. Концепции современного естествознания. Москва, ПРИОР, 1998, стр. 37 – 44.

  2. В. И. Кузнецов, Г. М. Идлис, В. Н. Гущина. Естествознание. Москва, 1996, гл. V – VIII.

  3. Л. Полинг. Общая химия. Москва, Мир, 1964.

  4. В. Вайскопф. Наука и удивительное. Москва, Наука, 1965, стр. 116 – 133.

  5. Р. Фейнман, Р. Лейтон, М. Сэндс. Фейнмановские лекции по физике. Москва, Мир, 1967, т. 1, стр. 55 – 57.

Тема 12 (4 часа). Происхождение и эволюция Вселенной

Лекция 12 (2 часа). Космологические модели Вселенной. Теория Большого Взрыва. Происхождение элементов. Образование галактик. Звезды и их эволюция. Белые карлики. Нейтронные звезды. Черные дыры.

Контрольные вопросы по теме

  1. Какие модели развития Вселенной вам известны?

  2. Когда по стандартной модели произошел Большой Взрыв?

  3. Как происходило образование элементов во Вселенной по модели Большого Взрыва?

  4. Что свидетельствует о разбегании галактик?

  5. В состав, какой Галактики входит Солнце?

  6. Какие основные этапы проходит Звезда в процессе эволюции?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Космологические модели Вселенной.

  2. Теория Большого Взрыва.

  3. Образование галактик и звезд.

  4. Звезды и их эволюция.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 463 – 508.

  5. Г. И. Рузавин. Концепции современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 122 – 135.

  6. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1997, стр. 171 – 195.

Дополнительная литература по теме

  1. А. В. Кокин. Концепции современного естествознания. Москва, ПРИОР, 1998, стр. 64 – 96.

  2. С. Вайнберг. Первые три минуты. Москва, Энергоиздат, 1981.

  3. Т. Редже. Этюды о Вселенной. Москва, Мир, 1985.

  4. П. Девис. Суперсила. Москва, Мир, 1989.

  5. И. С. Шкловский. Вселенная, жизнь, разум. Москва, Наука, 1980.

  6. И. С. Шкловский. Проблемы современной астрофизики. Москва, Наука, 1982.

  7. И. Д. Новиков. Как взорвалась Вселенная. Москва, Наука, 1988.

  8. А. Д. Чернин. Звезды и физика. Москва, Наука, 1984.

Тема 13 (4 часа). Образование и эволюция Земли

Лекция 13 (2 часа). Образование Солнца и планет солнечной системы. Источник энергии Солнца. Земля. Химическая и геологическая эволюция Земли. Строение Земли. Литосфера. Гидросфера и атмосфера Земли.

Контрольные вопросы по теме

  1. Что является источником энергии Солнца?

  2. Какие общие свойства планет солнечной системы свидетельствуют об их едином происхождении?

  3. Какие гипотезы происхождения планет Вам известны?

  4. Расскажите о строении Земли?

  5. Поясните суть гипотезы дрейфа континентов.

  6. Какой состав атмосферы Земли?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Образование Солнечной системы.

  2. Источник энергии Солнца.

  3. Строение Земли.

  4. Гидросфера Земли.

  5. Атмосфера Земли.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 510 – 538.

  5. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1997, стр. 195 – 200.

Дополнительная литература по теме

  1. А. В. Кокин. Концепции современного естествознания. Москва, ПРИОР, 1998, стр. 97 – 124.

  2. А. В. Бялко. Наука планета – Земля. Москва, Наука, 1983.

  3. Л. В. Тарасов. Физика в природе. Москва. Просвещение, 1988, стр. 233 – 262.

Раздел 3

Современное естествознание о живой природе и человеке (20 часов)

Тема 14 (4 часа). Сущность и происхождение жизни

Лекция 14 (2 часа). Отличие живого от неживого. Клетка, как структурная и функциональная единица живого. Состав и строение клетки. Аминокислоты. Белки. ДНК и РНК. Гены. Генная инженерия.

Теория Опарина о происхождении жизни на Земле. Современные концепции о происхождении жизни: голобиоз и генобиоз.

Контрольные вопросы по теме

  1. В чем заключается отличие живого от неживого?

  2. Расскажите о строении клетки.

  3. Что такое ДНК и РНК и какую роль они играют в клетке?

  4. Что такое гены?

  5. Что такое молекулярная хиральность?

  6. В чем состоит отличие голобиоза и генобиоза?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Клетка, как основа единства живых организмов.

  2. Молекулярно – генетические основы наследственности и изменчивости.

  3. Теория Опарина о происхождении жизни на Земле.

  4. Современные концепции происхождения жизни на Земле.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Проблемы современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 397 – 419, 564 – 610.

  5. Г. И. Рузавин. Проблемы современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 163 – 175.

  6. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 307 – 323.

  7. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1997, стр. 259 – 280, 301 – 307.

  8. Е. Ф. Солопов. Концепции современного естествознания. Москва, ВЛАДОС, 1998, стр. 106 – 117, 133 – 136, 138.

Дополнительная литература по теме

  1. А. В. Кокин. Концепции современного естествознания. Москва, ПРИОР, 1998, стр. 125 – 131.

  2. В. Вайскопф. Наука и удивительное. Москва, Наука, 1965, стр. 164 – 186.

  3. Э. Шредингер. Что такое жизнь? Москва, 1972.

  4. Н. П. Дубинин. Генетика и человек. Москва, 1978.

  5. А. И. Опарин. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. Москва, 1960.

  6. А. А. Горелов. Концепции современного естествознания. Москва, ЦЕНТР, 1997, стр. 90 – 105.

  7. М. Д. Франк – Каменецкий. Самая главная молекула. Москва, Наука, 1988.

  8. А. Ю. Гросберг, А. Р. Хохлов. Физика в мире полимеров. Москва, Наука, 1989.

Тема 15 (4 часа). Эволюция жизни на Земле

Лекция 15 (2 часа). Исторические этапы развития жизни (докембрийский период; палеозойская, мезозойская, кайнозойская эры). Приматы. Австралопитеки. Древние люди: пятикантроп, неандерталец, кроманьонец. Гомо сапиенс.

Эволюционная теория Дарвина. Основные факторы и движущие силы эволюции. Синтетическая теория эволюции.

Контрольные вопросы по теме

  1. Когда и почему произошел массовый выход живых организмов из воды на сушу?

  2. Когда вымерли динозавры? Какой предполагается причина их гибели?

  3. Когда появился современный человек (гомо сапиенс) и чем он отличался от своих предков?

  4. Сформулируйте основные положения теории Дарвина.

  5. В чем заключается главный недостаток теории Дарвина?

  6. Что такое мутации?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Исторические этапы развития жизни.

  2. Происхождение человека.

  3. Эволюционная теория Дарвина.

  4. Современная теория эволюции жизни на Земле.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 612 – 635.

  5. Г. И. Рузавин. Проблемы современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 211 – 226.

  6. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 207 – 247.

  7. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1997, стр. 286 – 312.

  8. Е. Ф. Солопов. Концепции современного естествознания. Москва, ВЛАДОС, 1998, стр. 118 – 158.

Дополнительная литература по теме

  1. А. В. Кокин. Концепции современного естествознания. Москва, ПРИОР, 1998, стр. 141 – 158.

  2. А. А. Горелов. Концепции современного естествознания. Москва, ЦЕНТР, 1997, стр. 122 – 129.

  3. В. И. Кузнецов, Г. М. Идлис, В. Н. Гутина. Естествознание. Москва, 1996, гл. XIV и XVII.

  4. Н. В. Тимофеев – Ресовский, Н. Н. Воронцов, А. А. Яблоков. Краткий очерк теории эволюции. Москва, Наука, 1977.

  5. Общая биология (под редакцией Н. П. Дубинина), Москва, 1980, стр. 127 – 143.

Тема 16 (4 часа). Человек, как предмет естествознания

Лекция 16 (2 часа). Отличительные признаки человека. Современная наука о сущности и истоках человеческого сознания. Эмоции и творчество. Биоэтика и поведение человека. Здоровье и работоспособность.

Контрольные вопросы по теме

  1. Какие существуют формы отражения?

  2. Почему сознание человека можно рассматривать как высшую форму отражения?

  3. Какие существуют виды памяти?

  4. Что такое интеллект?

  5. В чем различие в биоэтики животных и биоэтики человека?

  6. В чем состоит основные противоречие и единство феноменов здоровья и болезни?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Сознание человека, как высшая форма отражения.

  2. Творческий процесс и влияние на него эмоциональных факторов.

  3. Биоэтика и поведение человека.

  4. Здоровье и работоспособность.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естетсвозания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 291 – 389.

  5. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1997, стр. 313 – 330.

  6. Е. Ф. Солопов. Концепции современного естествознания. Москва, ВЛАДОС, 1998, стр. 158 – 215.

Дополнительная литература по теме

  1. А. А. Горелов. Концепции современного естествознания. Москва, Центр, 1997, стр. 130 – 142, 156 – 173.

  2. Основы физиологии человека (под редакцией Б. М. Ткаченко). Санкт – Петербург, Международный фонд истории культуры, 1994, т. 1, 2.

  3. В. Д. Шадриков. Психология деятельности и способности человека. Москва. Логос, 1996.

  4. Н. Амосов. Раздумья о здоровье. Москва, Молодая гвардия, 1979.

  5. В. Сухарев. Психология интеллекта. Донецк. Сталкер, 1997.

  6. З. Фрейд. Психология бессознательного. Москва, 1989.

  7. Л. П. Гримак. Резервы человеческой психики. Москва, Политиздат, 1989.

Тема 17 (4 часа). Биосфера и космические циклы

Лекция 17 (2 часа). Учение Вернадского о биосфере. Ноосфера. Космические циклы. Исследование Чижевского о влиянии солнечного излучения на процессы, происходящие на Земле. Идеи космизма. Антропный принцип. Человек, как космическое существо.

Принципы универсального эволюционизма. Путь к единой культуре.

Контрольные вопросы по теме

  1. Что такое биоценоз?

  2. Что такое биогеоценоз?

  3. Что такое биосфера?

  4. Что такое ноосфера?

  5. В чем заключаются основные результаты исследований Чижевского?

  6. В чем заключается антропный принцип?

  7. Каковы принципы универсального эволюционизма?

Вопросы семинарского занятия (2 часа)

  1. Учение Вернадского о биосфере.

  2. Ноосфера.

  3. Исследования Чижевского о влиянии солнечного излучения на процессы, происходящие на Земле.

  4. Идеи космизма. Антропный принцип.

  5. Принципы универсального эволюционизма.

Основная литература по теме

  1. А. Д. Суханов, О.Н. Голубева. Концепции современного естествознания, Москва, Агар, 2000.

  2. В. М. Найдыш. Концепции современного естествознания, Москва, Гардарики, 2000.

  3. М. И. Потеев. Концепции современного естествознания. Санкт-Петербург, Питер, 1999.

  4. Т. Я. Дубнищева. Концепции современного естествознания. Новосибирск, ЮКЭА, 1997, стр. 754 – 760.

  5. Г. И. Рузавин. Проблемы современного естествознания. Москва, ЮНИТИ, 1999, стр. 182 – 193.

  6. Концепции современного естествознания (под редакцией С. И. Самыгина). Ростов – на – Дону, Феникс, 1997, стр. 389 – 428.

  7. Т. С. Грушевицкая, А. П. Садохин. Концепции современного естествознания. Москва, Высшая школа, 1997, стр. 331 – 350.

Дополнительная литература по теме

  1. А. А. Горелов. Концепции современного естествознания. Москва, Центр, 1997, стр. 107 – 115, 120 – 121, 147 – 155.

  2. А. В. Кокин. Концепции современного естествознания. Москва, ПРИОР, 1998, стр. 161 – 172.

  3. В. И. Вернадский. Начало и вечность жизни. Москва, Республика, 1989.

  4. В. И. Вернадский. Биосфера и ноосфера. Москва, Наука, 1989.

  5. П. Т. Шарден. Феномен человека. Москва, 1987.

  6. А. Л. Чижевский. Земное эхо солнечных бурь. Москва, Мысль, 1976.

4. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

Текущий контроль знаний осуществляется путем опроса студентов по темам семинарских занятий.

Выходной контроль знаний студентов осуществляется при проведении экзамена.

Вопросы выходного контроля

(вопросы, выносимые на экзамен)

  1. Естествознание и философия. Диалектический и метафизический методы изучения природы.

  2. Естествознание и религия.

  3. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

  4. Естественнонаучная и гуманитарная культура.

  5. Натурфилософия и ее место в истории естествознания.

  6. Естествознание эпохи Средневековья.

  7. Создание классической механики и экспериментального естествознания.

  8. Развитие естествознания в XVIII – XIX веках.

  9. Революция в естествознании в первой половине XX века.

  10. Современная естественнонаучная картина мира (физика).

  11. Современная естественнонаучная картина мира (химия).

  12. Современная естественнонаучная картина мира (биология).

  13. Развитие представлений о пространстве и времени.

  14. Основные положения и следствия специальной теории относительности.

  15. Корпускулярно – волновой дуализм материи.

  16. Принцип неопределенности.

  17. Развитие идей атомизма.

  18. Виды взаимодействий в природе.

  19. Элементарные частицы.

  20. Симметрия в природе. Внешние и внутренние симметрии.

  21. Внешние симметрии и законы сохранения энергии, импульса и момента импульса.

  22. Динамические законы и механический детерминизм.

  23. Статистические законы и вероятностный детерминизм.

  24. Соотношение динамических и статистических законов.

  25. Энтропия как мера неупорядочности системы. Принцип возрастания энтропии.

  26. Самоорганизация в открытых неравновесных системах.

  27. Химические реакции. Энергетика химических процессов. Скорость протекания химических реакций. Катализаторы.

  28. Химические элементы. Валентность элементов. Химические соединения. Ионная, ковалентная и водородная связи.

  29. Космологические модели Вселенной.

  30. Теория Большого Взрыва.

  31. Звезды и их эволюция.

  32. Образование Солнца и планет солнечной системы.

  33. Источник энергии Солнца.

  34. Строение Земли.

  35. Гидросфера и атмосфера Земли.

  36. Клетка, как структурная и функциональная единица живого. Состав и строение клетки.

  37. Молекулярно-генетические основы наследственности и изменчивости.

  38. Теория Опарина о происхождении жизни на Земле.

  39. Исторические этапы развития жизни на Земле.

  40. Происхождение человека

  41. Эволюционная теория Дарвина.

  42. Современная наука о сущности и истоках человеческого сознания.

  43. Эмоции и творчество.

  44. Биоэтика и поведение человека.

  45. Здоровье и работоспособность.

  46. Учение Вернадского о биосфере.

  47. Ноосфера.

  48. Исследования Чижевского о влиянии Солнца на природные и общественные явления.

  49. Идеи космизма. Антропный принцип.

  50. Принципы универсального эволюционизма.

5. учебно-методическое обеспечение

5.1. Список литературы

Кафедра

Шифр специальности

Дисциплина

Авторы

Наименование литературы

Год

издания

Характер

Кол-во экз. в библ.

«Физика»

061400

060400

071900

060700

061800

021100

230500

022100

Концепции современного естествознания

под. ред.

Самыгина С.И.

Концепции современного естествознания

1997 –

2004

ОУ

5

Дубнищева Т.Я.

Концепции современного естествознания

1997

ОУ

2

Грушевицкая Т.Г.

Садохин А.П.

Концепции современного естествознания

1998

ОУ

2

Потеев М.И.

Концепции современного естествознания

1999

ОУ

1

Найдыш В.М.

Концепции современного естествознания

1999

ОУ

8

Рузавин Г.И.

Концепции современного естествознания

1997--2004

ОУ

240

Горелов А.А.

Концепции современного естествознания

1997-1998

ОУ

56

Под. ред. Лавриненко В.М.

Концепции современного естествознания

1997-2000

ОУ

72

Солопов Е.Ф.

Концепции современного естествознания

1998-1999

ОУ

75

Карпенков С.Х.

Концепции современного естествознания

2000

ОУ

9

Горохов В.Г.

Концепции современного естествознания

2000

ДУ

5

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания»

    Учебно-методический комплекс
    ... записка Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовременногоестествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подисциплине «Концепциисовременного ...
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (2)

    Учебно-методический комплекс
    ... и менеджмента сервиса Одобрено Учебно-методической комиссией БГУЭП Учебно-методическийкомплексподисциплине «концепциисовременногоестествознания» Программа и методические указания по изучению курса Специальность ...
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «концепции современного естествознания» (3)

    Учебно-методический комплекс
    ... и менеджмента сервиса Одобрено Учебно-методической комиссией БГУЭП Учебно-методическийкомплексподисциплине «концепциисовременногоестествознания» Программа и методические указания по изучению курса Специальность ...
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине Концепции современного естествознания

    Учебно-методический комплекс
    ... 2011 Автор-составитель: Евдокимов В.В., к.с-х.н., доцент Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовременногоестествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного ...
  5. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ» для специальностей 080107 – Налоги и налогообложение 080105 – Финансы и кредит 080502 – Экономика и управление на предприятии 080111 – Маркетинг

    Рабочая программа
    ... , низкий уровень культуры исполнения заданий. Учебно-методическийкомплексподисциплине «Концепциисовремен-ного естествознания» предназначен для студентов, обучающихся ...

Другие похожие документы..