Главная > Документ


3.6.Инструментальные средства риюза

Инструмент риюза имеет свои особенности, которые и рассмотрены ниже.

3.6.1. Задачи внедрения риюза. В работах [Бар88, Боэм85, Гантер81, Красилов88б, 91а], которые стимулировали появление этого раздела, перечислены основные действия при решении задачи применения риюза. (В данном случае задача - это оперативная тактическая проблема, решение которой определяет целенаправленное эффективное применение риюза.) Такими действиями относительно проекта субпрограммы, кода и документации считаются:

  • познание того, что может делать субпрограмма,

  • понимание того, как это может делать субпрограмма,

  • выделение необходимых частей (идентификация функций и структуры),

  • выбор методов модификации субпрограмм,

  • доконструирование (изменение функций и структуры).

Некоторые характеристики таких понятий, как переносимость, изменяемость, ремонтопригодность и т.п., помогают глубже понять особенности перечисленных действий.

В этой связи можно опять вспомнить главную проблему риюза и переформулировать ее как проблему риюзности субпрограмм, проектов и документации. Свойство риюзности должно быть результатом внедрения промышленных методов проектирования, разработки и сопровождения ПО и мерой качества любого субпрограммного продукта. В таком аспекте обеспечение риюзности субпрограмм - это одна из главных задач технологии программирования (ПП и ИП). Проектирование риюза неотделимо от процесса проектирования и реализации ЖЦ субпрограммы. Проектирование риюза - это реализация принципа непрерывного программирования на протяжении ЖЦ. Свойство риюзности субпрограмм - это качество, обеспечивающее накопление интеллектуального продукта. Познание и понимание субпрограмм с необходимостью включают поиск ошибок, умение сопровождать субпрограммы и применять их в разнообразных ситуациях, находить новое использование субпрограмм. Для реализации понимания, познания, выделения и доконструирования обычно должны проделываться обширные работы следующего содержания [Красилов91а]:

  • активное исследование субпрограмм прогонами, экспериментами (методами черного ящика),

  • изучение документации и изданий,

  • использование машинного самообучения,

  • организация обучения без анализа схемы выполнения субпрограмм,

  • обращение за помощью к специалистам (получение консультации),

  • поиск подсказки,

  • постановка вопросов, соответствующих знаниям,

  • поиск знаний в случае его недостаточности,

  • групповая учеба.

Некоторые работы автоматизированы в ИП (см. т.7).

Языки высокого уровня и языки спецификаций способствуют быстрому пониманию субпрограмм. Это же относится и к языку Ада и в особенности к ЯПП. Здесь уместно заметить, что достоинства языка Ада, обеспечивающие модульность, структурированность, читабельность и документируемость субпрограмм, подтверждают роль языка высокого уровня для риюза. Например, модульность и структурированность субпрограмм позволяют выполнить действие по выделению ее частей. Полная автоматизация переработки знаний, представленных на ЯПП обеспечивают весьма высокое понимание субпрограмм.

Пожалуй, самым неопределенным среди указанных действий является «доконструирование». По-видимому, эта неопределенность связана с отсутствием подходящих методов спецификации субпрограмм, изменение которых обеспечивало бы быстрое изменение самих субпрограмм. Здесь могут существенно помочь методы пошагового программирования. Возможно, что имеются и другие подходы. Можно привести примеры автоматической спецификации и автоматический синтез субпрограмм.

3.6.2. Инструментарий. Будем использовать в этом разделе еще одно английское слово со следующей транслитерацией - кит (в переводе слово kit обозначает ранец, багаж, инструмент). Это слово как нельзя лучше всего подходит ко всем вопросам создания инструментальных средств для риюза. Отметим несколько главных кит`ов.

Первый кит - кит визуализации. Это средство должно обеспечить максимальное познание субпрограммы и документации. Главное требование к этому кит`у состоит в абстрагировании от второстепенного. Важно, чтобы визуализация субпрограмм существенно отличалась от дампа всякого рода. Избирательность, форма и средство визуализации составляют своего рода проблему системного программирования, которая не решена в современной информатике.

Второй кит - кит документирования. Это средство должно обеспечивать в самых лучших традициях документами все стадии риюза. При анализе проблем документирования, каждый системный программист может сформулировать требования и задачи такого кит`а.

Третий кит - кит информирования, то есть должен быть обеспечен весь процесс риюза хорошими средствами выдачи сообщений о процессе риюза. Знание и контроль всех шагов риюза допускает оперативное вмешательство разработчика повторно используемых субпрограмм на всех этапах.

Четвертый кит - кит анализа потоков данных, операций и управления. Это средство должно способствовать максимальному пониманию субпрограммы и документации.

Пятый кит - кит критики перекликается с кит`ом анализа. Это инструментальное средство должно задавать вопросы пользователю для того, чтобы обратить внимание на все тонкие места в программе.

Шестой кит - кит подсказок является инструментальным средством, подчиненным всем другим кит`ам. Это средство схоже с ЭС и должно базироваться на богатой БЗ, накопленной в течении длительного времени.

Седьмой кит - кит обучения, способствующий познанию и пониманию всех составных частей программы или документации. Автоматизированное обучение, связанное с данным программным продуктом, важно для передачи опыта программирования вообще. Каждому ясно, какое значение придается средствам обучения при передаче субпрограмм.

Восьмой кит - кит объяснения должен отвечать на вопросы программиста, занимающегося риюзом. Этот кит сложен и требует, например, реализации диалогового интерфейса на ЕЯ. Пожалуй, эта особенность - главная и трудоемкая.

Последний, девятый кит - кит доконструирования является самым сложным кит`ом. Проблем в доконструировании более всего, и этому кит`у необходимо уделить самое пристальное внимание. Эта проблема еще не рассматривалась программистами широко. Простой пример решения проблемы - редактирование текстов программ.

Перечисленные инструментальные средства, как это можно обнаружить при внимательном рассмотрении, имеют свои специфические особенности, отличные от особенностей инструментальных средств программирования. Риюз вносит новые идеи и методы построения инструментальных средств в информатике. Здесь приходится признать, что дан только перечень инструментов, но не рассмотрены методы построения таких средств. Область информатики, изучающая инструментальные средства риюза, является новой и требует специального рассмотрения.

До сих пор мы рассматривали риюз субпрограмм и документации. Но риюз можно рассматривать и несколько шире. Риюз в общих чертах распространяется на повторное проектирование предмета, повторение процедур проектирования. Эти подходы характеризуют, и достаточно эффективно, информатику и ее методологию. Имеется еще ряд методик, которые примыкают к риюзу и должны снабжаться соответствующими инструментальными средствами. Во - первых, это создание прототипов субпрограмм и внедрение концепции прототипирования как метода информатики, включаемому в риюз с одной стороны. И, во-вторых, это макетирование, или построение макета субпрограмм или документов, как эффективный метод информатики, включаемый в риюз с другой стороны.

В заключении раздела заметим, что ИП опирается на инструментарий, который автоматизирует значительно большую часть операций и представляет пользователю соответствующие средства. Интеллсист представляет инструментальные средства для риюза знаний.

3.7. Оценка повторного использования и проблемы риюза

Все рассмотренные средства риюза хороши, полезны и приносят экономические выгоды. Они поддерживают и существенно улучшают характеристики технологии программирования, к которым можно отнести:

  • использование накопленного опыта современного программирования,

  • использование готовых субпрограммных и текстовых материалов,

  • существенное уменьшение общих затрат на создание субпрограммного продукта и СВТ,

  • обучение программистов хорошим субпрограммам и хорошему стилю в информатике, в применении ВМ,

  • существенное повышение надежности субпрограмм и процесса программирования,

  • существенное повышение эффективности субпрограмм и процессов создания субпрограмм, и, следовательно, повышения производительности труда программистов,

  • выработка прогрессивных требований к языкам, субпрограммам и документации.

Заметим, что оценка риюза сталкивается с вопросами развития программирования и информатики, раскрывает новый раздел современного программирования ВМ. Также заметим, что оценка риюза должна базироваться не только на качественных показателях, но и на количественных. К сожалению, сегодня еще рано обсуждать количественные оценки, их просто нет. Однако прогнозировать количественные оценки можно, отталкиваясь от качественных.

Основная оценка риюза должна связываться со степенью уменьшения дублирующих разработок, которые по оценкам некоторых специалистов достигает 70-80%. Полное устранение дублирующих промышленных разработок будет самой высокой оценкой риюза, характеризуемой повышением общей производительности труда в 4-5 раз. Сказанное не относится к рыночной конкуренции, стимулирующей улучшение качества субпрограммной продукции.

Рассмотрим проблемы риюза, как стратегические задачи, решения которых интересны по существу, но трудны из-за необходимости уточнения постановки задач и поиска подходящих методов их решения. Среди проблем отметим главные:

  • построение автоматизированного процесса ознакомления пользователя с наличием субподпрограмм в библиотеках или архивах,

  • изучение и внедрение действий, указанных в разделе 3.6,

  • определение понятий наследования субпрограмм и документации, а также выявление свойств соответствующих объектов,

  • создание и реализация иерархии языков представления данных, субпрограмм, спецификаций проблем, требований и целей,

  • исследование и разработка методики образования цены субпрограммы и документации для риюза,

  • создание условий для обеспечения риюза в процессе разработки субпрограмм и документации (экономических, технических, юридических),

  • внедрение средств автоматического получения субпрограмм.

Перечень проблем приводит к предварительной формулировке достаточных условий поддержки риюза:

  • автоматическое накопление БЗ из субпрограмм и описаний процессов программирования,

  • автоматическое использование БЗ для целей риюза,

  • учет в языках программирования средств обеспечения риюза,

  • автоматизация доконструирования и внесения изменений в субпрограммы и документацию,

  • автоматизация разработки и применения каждого инструментального средства, указанного в разделе 8,

  • автоматическое выполнение запросов на обучение методам риюза.

Перечисленные условия внедрения риюза должны учитываться на всех этапах, фазах и работах при создании повторно используемого субпрограммного продукта. Вместе с методами программирования и информатики методология риюза образуют фундаментальную архитектуру интеллектуальной среды проектирования субпрограмм. Здесь усматриваются основные проблемы и центр тяжести современного программирования и применения ВМ именно в риюзе - повторном использовании субпрограмм. Внедрение методологии риюза и реализация соответствующей инструментальной поддержки обеспечит основные атрибуты субпрограммы и процесса программирования: надежность и эффективность.

Вместе с общими проблемами можно указать на частные проблемы, например:

  • как эффективно видоизменять субпрограммы и документацию,

  • как собирать знания о работе субпрограммы,

  • при каких условиях можно и нужно применять риюз,

  • как применять инструментальные средства.

Этим перечнем мы хотели обратить внимание читателя на широту поля для исследователя современного состояния программирования и информатики. Заметим, что проблем и вопросов много, и они не зависят от того, что история риюза имеет такую же протяженность, как и само программирование. Заметим также, что данные выше перечни не претендуют на полноту. Например, кроме упомянутых выше методов реализации риюза (прямой риюз, использование модификаций, адаптация и настройка) имеются еще и такие: самоадаптация, самонастройка и генерация - все они требуют специального рассмотрения.

Глава 4. Методы, поддерживающие изобретание

Творчество - процесс получения нового знания. Информатика - технология получения нового знания. Творчество и информатика связаны между собой именно таким образом. Информатика исследует методы всех четырех этапов создания новой информационной вещи (под таким названием мы понимаем информацию или знание о предметах, явлениях и процессах). Наиболее новым и интересным является этап изобретания. Несмотря на уже достаточное количество публикаций по теме об алгоритме изобретения (многие идеи взяты из [Альтшуллер73 и 79]) на лицо имеется весьма слабая пропаганда методов и приемов получения нового знания. Роль информатики и состоит главным образом в изучении и применении таких методов и способов с применением ВМ (или без них). Для других этапов информацию по методологии информатики поставляет программирование и большая жизненная практика инженерии на ВМ. Первый же этап опирается на теорию изобретательства и многое заимствовано из нее так же, как другие три этапа заимствовали методы из программирования. Ясно, что методы изобретания не исчерпываются приведенными в данной главе, но они являются показательными для творчества в различных сферах деятельности человека. За более подробными сведениями необходимо обратиться к приведенной литературе.

Введение

С изобретания начинается творческая работа над новой вещью или новым знанием. Известными методами общего характера являются эволюция старого, наброски нового, перенос свойств старого на новое, выбор методики поиска новой вещи, поиск противоречий в старой и разрешение противоречий для создания новой вещи и др. Чаще всего в материальном производстве используются законы развития технических систем:

1. Развиваться, превращая систему в подсистему и опираясь на знание статики, кинематики и динамики развивающейся системы.

2. Работоспособность системы должна распределяться равномерно между своими частями с учетом времени жизни каждой части.

3. Энергия любого вида должна проходить насквозь по всем частям системы в пропорциях возможностей каждой части.

4. Должна соблюдаться согласованность ритмики всех частей системы.

5. Развитие систем идет в направлении увеличения степени идеальности частей и всей системы.

6. Неравномерность развития частей системы допускается только в том случае, когда учтены все предыдущие пункты или законы и свойства ремонтопригодности.

7. Система включается в подсистему только при сохранении законов развития новой итоговой системы.

8. Система развивается в такой последовательности: вначале на макроуровне, а затем на микроуровне.

9. Направление развития системы определяется или изменяется с увеличением ее вепольности.

Никогда не отвергайте как очевидный никакой принцип, так как только осознанное применение таких принципов может принести успех.

Принципы для изобретания. Выше перечислены главные законы развития систем. Кроме них целесообразно руководствоваться аксиомами искусства открытия, которые вытекают из следующих принципов. В [Эксперт89] приводятся принципы логического подхода к изобретанию, из которых сформулированы следующие (см. также [Альтшуллер79]) принципы изобретания, которые кроме их формулировок проиллюстрированы частными примерами из областей разработки технологии ИП, инструментария ИП и Интеллсист.

Принцип 1. Прежде чем начать действовать, необходимо задать себе четыре вопроса: что мы имеем, зачем все делается, чем мы должны воспользоваться для достижения цели, как обеспечить согласованность средств и цели.

Перед созданием Интеллсист предусматривались такие ответы на вопросы первого принципа: имеется богатейший опыт процедурного программирования, доступного лишь программистам, Интеллсист реализовывался для обеспечения всех прямых пользователей ИП средствами решения задач без программистов, для реализации Интеллсист использован опыт создания знаниеориентированных программ, цели ИП и известные программистские средства согласованы, в частности, путем использования готовых программ и автоматического синтеза новых программ.

Принцип 2. Рассуждения и план первичны, действие вторично.

Для ИП рассуждения первичны, а выполнение программы вторично (действие ВМ). Примеров применения принципа много, так как он выполняется повсеместно. Первая фраза указывает на частный случай применения в технологии Интеллсист.

Принцип 3. Все подвергай сомнению, в особенности когда имеется мнение об очевидности рассматриваемой вещи.

Любознательность отличает человека от животного. Еще большее отличие замечается в том случае, когда все подвергается сомнению. Имелись большие сомнения относительно возможности автоматического синтеза программ. Анализ разрешений запросов в Интеллсист показал на возможность построения СП.

Принцип 4. Недостатки являются потенциальными достоинствами, если их правильно использовать.

В процессе разработки технологии и инструментария ИП обнаруживалось много недостатков программ Интеллсист, которые обращались в достоинства системы, так как они подсказывали пути введения новых ее свойств.

Принцип 5. Все время принимать во внимание средства и ресурсы реализации, чтобы цель была достижимой. Средства и ресурсы должны быть согласованы.

Как и второй принцип в этом принципе указан прием, которые в большинстве случаев используется для организации эффективной работы.

Принцип 6. Создатели универсальных средств не дали себе труда продумать, для каких конкретных задач они годятся. Всегда необходимы дополнительные знания.

Интеллсист в основе своей является универсальным средством для решения задач или построения программ только на основе введенных знаний. Продуманы также конкретные задачи, для которых годится система. Интеллсист применима только к тем задачам, которые согласуются со знаниями в БЗ и запросе.

Принцип 7. Согласуйте цель со средствами. Они должны быть согласованы.

Кроме согласования средств и ресурсов должны быть согласованы цель и ресурсы. Поэтому Интеллсист строится и улучшается от версии к версии. Невозможно заведомо реализовать последнюю и окончательную версию.

Принцип 8. Любая формализация (абстракция от второстепенного) должна выражать своеобразие целей.

Цель Интеллсист реализовать на основе знаний в БЗ логический вывод ответа на запросы пользователя. Исходный текст на ЯПП постепенно формализуется в соответствии с целью системы.

Принцип 9. Определения выбираются в соответствии с целью.

Новое определение информатики построено в соответствии с целью применения ВМ для самых разнообразных областей знания.

Принцип 10. Ничего лишнего: ни знаков, ни описаний, ни языков, ни понятий, ни фактов, ни теорий, ни алгоритмов и ни систем. Лишнее не должно мешать процессу создания вещи. Лишнее может только увеличить надежность.

ИП использует только ЕЯ. Понятия, описания, теории, алгоритмы, системы и факты создаются самим пользователем. ФЯ можно использовать также по заказу пользователя. Его поиски нового зависят от него самого, поэтому применение этого принципа остается в силе для пользователя.

Принцип 11. Часто встречающиеся вещи необходимо переводить в неявную форму. Важен метод умолчания, сводящийся к сохранению известного (часто встречающегося) в малодоступном месте.

Инструментарий ИП выполняет этот принцип. Меню обеспечивает умолчание во всех формах, в нем скрыты правила ФЯ Лейбниц. Важно также сохранение действий пользователя, которые часто им применяются. Поэтому по умолчанию выполняются именно часто используемые действия.

Принцип 12. Новые понятия вводите только по необходимости.

Такой принцип остается для пользователя также, как в его специальности. Информатика и ИП вводят чрезвычайно мало новых понятий по сравнению с уже известными. Однако без новых понятий не обойтись, так как область обработки знаний является молодой и еще мало изученной. Новые понятия в информатике вводятся в соответствии с данной в определении информатики классификацией основных понятий или с новой областью применения.

Принцип 13. Не существует вещи, которая не могла бы быть выражена в общеупотребительных терминах. И только когда будет убеждение в отсутствии термина, его следует сочинить.

Этот принцип поддерживается в ИП и обеспечивает пользователя всеми средствами для его эффективного применения. Хорошим примером тому служат средства определения синонимов, которые не вводят новых понятия, а только их имена, что свойственно любой конкретной области знаний.

Принцип 14. Путь к конкретизации лежит через максимальное обобщение.

Максимальным обобщением в информатике являются понятия типы данных (множества смыслов понятий), которые выбирает или формирует пользователь. Этого обобщения достаточно для описания конкретных фактов или утверждений о фактах, его достаточно для формализации знаний.

Принцип 15. Каждый формализм должен обладать строгой математической интерпретацией.

В информатике и ИП используется формализм ИЛ, который имеет строго математическую интерпретацию (см. том 5). ИЛ положена в основу построения Интеллсист, его ядра, МЛВ и МАВ.

Принцип 16. Не все интерпретируется полностью. Если бы отсутствовали неизвестные вещи, то не существовало бы проблем.

Этот принцип является главным при формулировке запросов пользователя. Все величины в запросе подразделяются на исходные и искомые. Наличие искомых величин определяет задание или задачу поиска нового знания (относительно искомых величин).

Принцип 17. Формализуйте (пробуйте отвлекаться от второстепенного) смело, отвлекайтесь от многих сторон действительности. Безжалостная критика - путь получения правильного решения.

Если за пользователем остается процедура формализации во время выбора типов данных, то Интеллсист выполняет принцип 17 полностью: трансляция текстов ЕЯ на ФЯ и обнаружение тринадцати классов ошибок, как метод критики знаний и запросов.

Принцип 18. Интересна не истина, а условия достижения истины.

Интеллсист решает главную задачу: определить условия, при которых запрос становится истинным. Система полностью удовлетворяет этому принципу и реализует его в полном объеме.

Принцип 19. Используйте незнание как можно более эффективно.

Интеллсист использует незнание для решения многих проблем. Среди них можно отметить следующие: поиск искомых величин и формирование вопросов для пользователя о частичной недостаточности знаний.

Принцип 20. В плохой форме не удержится и не уместится хорошее содержание.

Этот принцип послужил критерием построения интерфейсов пользователь-ВМ, ВМ-СУБД и пользователь-СП.

Принцип 21. Не все недостатки надо устранять. В первую очередь необходимо развивать достоинства, а не устранять недостатки.

Процесс разработки инструментария ИП строится именно по такому принципу. Каждая программа проектируется по версиям и редакциям с постепенным устранением ее недостатков. Обычно недостатками являются: наличие ошибок, меньшее число реализованных функций и меньший охват требований пользователя, которые предъявляются перед проектированием программы. Интеллсист является программой, которая развивается по такому принципу.

Принцип 22. У каждой вещи необходимо рассматривать все ее свойства для различения с другими вещами, по форме, природе, определению, способу представления, обобщению и применению вещи, в особенности, при ее синтезе.

Принцип рассмотрения всех свойств выполнялся при проектировании Интеллсист путем заимствования всего хорошего, что было в известных программных системах трансляции, редактирования и поиска информации.

Принцип 23. Необходимо отличать одну вещь от другой по любым признакам, свойствам и характеристикам.

Наиболее ярким примером применения принципа различения вещей является процедура сравнения Интеллсист с ЭС и прологовыми системами (см. том 7).

Принцип 24. Стремитесь к совершенному познанию вещи, знанию всех сведений о ней, надо по возможности все знать о вещи и все объяснять.

Наиболее ярким предметом является информатика, о которой исследованы все свойства и объяснены все ее стороны. Этого потребовало новое определение информатики.

Принцип 25. Имеется один эффективный путь познания: начинать с простого и упорно идти к сложному.

Поскольку информатика исследует технологию обработки знания, ее законы предусматривают полный путь познания любой вещи от простого к сложному, от описательного, языкового, понятийного, фактического исследования вещи, от теоретического и алгоритмического обоснования к систематической выработке нового знания.

Принцип 26. Классифицировать и классифицировать везде и всюду.

Все описание информатики базируется на классификации познавательного процесса, связанной с цифрой 7. До формирования нового определения информатики было построено и исследовано более 150 классификаций. Некоторые из них излагаются в каждом томе.

Принцип 27. Документировать и документировать и по возможности не на бумаге, а в памяти ВМ, и перед непосредственной разработкой.

Та разработка будет успешной и качественной, которая придерживается такого принципа. Чтобы построить Интеллсист, необходимо было создать 7 томов настоящего текста информатики, описать все приемы кодировки и построения схем программ.

Законы развития систем и принципы (аксиомы) подхода к изобретанию лежат в основе построения методов информатики, поддерживающих этап информационного изобретания любой вещи (предмета, явления или процесса). Общий алгоритм изобретания включает следующую последовательность этапов (например, см. [Альтшуллер73, 79]):

  1. сбор (возможно дополнительных) знаний,

  2. построение модели задачи из общей ее формулировки,

  3. построение идеального конечного результата,

  4. анализ модели задачи,

  5. устранение ";физических"; противоречий,

  6. предварительная оценка результатов в сопоставлении его с идеальным конечным результатом,

  7. развитие ответа на решение задачи (построение обратных связей в процессах поиска решения),

  8. анализ хода решения с окончательной оценкой итогового результата.

Реализация алгоритма может варьировать шаги или его разделы, он может служить образцом для реальной работы. Методы и способы, которые рассматриваются ниже, раскрывают почти все шаги этого алгоритма.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Моу «якутский городской лицей» п у б л и ч н ы й о т ч ё т 2009-2010 г г

    Документ
    ... ПОЛНЫЕ СЕМЬИ НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ ОПЕКУНЫ МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ 487 ... Гин А. - исследовательские методы в обучении - технология внутриклассной ... Е.Н., учитель информатики Жиркова М.М., учитель информатики Замятина А.В., ... программы ЯГЛ, в том числе и в процессах ...
  2. Образовательная программа (61)

    Основная образовательная программа
    ... (в том числе ЕГЭ ... малообеспеченных семей, для ... и проектный методы, игровые методики ... 3 3 литература 2 2 2 2 2 2 иностранный язык 3 3 3 3 3 3 математика 5 5 5 5 5 5 информатика и ИКТ 1 1 1 1 2 1 история 2 2 2 2 2 2 обществознание 1 1 1 1 1 1 география 2 ...
  3. «создание единого информационного пространства»

    Программа
    ... информатики 1 13 1 1 1 Кабинет информатики 2 13 1 1 1 Кабинет информатики 3 13 1 1 1 Кабинет информатики 4 13 1 1 1 Кабинет информатики 5 11 1 1 1 Кабинет информатики ... исследовательские методы обучения ... незащищенных семей и ... курсов, в том числе с ...
  4. За 2011-2012 учебный год (7)

    Анализ
    ... Информатика 9 82 % Ветрова Т.А. Информатика 8 Б 93 % Ветрова Т.А. Информатика 10 А 100 % Ветрова Т.А. Информатика 10 Б 92 % Ветрова Т.А. Информатика ... методы, используемые для диагностики и определения категорий учащихся и их семей ... благодаря тому ...
  5. А а красилов информатика в семи томах том 1 основы информатики

    Книга
    ... ИНФОРМАТИКА В СЕМИТОМАХТом 1. Основы информатики (Введение в информатику) Москва 1997 - 2003 ИНФОРМАТИКАТом 1. Основы информатики (Введение в информатику) Том 2. Информатика смысла (Машинная лингвистика) Том ...

Другие похожие документы..