Главная > Закон


МИНИСТРЕСТВО КУЛЬТУРЫ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ

СБОРНИК ТИПОВЫХ ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ

МОСКВА

2006

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан и иные муниципальные правовые акты.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Конституцией Российской Федерации гарантировано право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Одним из основных ресурсов обеспечения прав граждан являются муниципальные организации культуры, составляющие более 90% учреждений культуры Российской Федерации, основная часть которых расположена в сельской местности.

Муниципальная сеть традиционно представлена библиотеками, клубами различной типологии (Дома культуры, Дома ремесел, Дома народного творчества), музеям, детскими школами искусств и музыкальными школами, кинотеатрами и парками культуры и отдыха. Статистика свидетельствует о том, что муниципальные учреждения культуры регулярно посещает более 40% процентов от общего числа жителей муниципальных образований, основное количество посетителей составляют дети и молодежь. Доля частных организаций, обеспечивающих услуги культуры и досуга в муниципальных образованиях составляет 15% от общего количества организаций культуры, доля общественных организаций в сфере культуры составляет 0,2 % процента. Общественные и частные организации культуры сосредоточены в основном в городах и крупных поселениях.

Таким образом, очевидно, что основное производство и потребление услуг культуры и досуга происходит на уровне муниципальных образований.

Учредителями муниципальных организаций культуры являются администрации муниципальных районов в лице отделов (управлений культуры) и комитетов по управлению муниципальным имуществом.

Объем недвижимого имущества муниципальных объектов культуры составляет 80% районного имущества по отношению к 20% процентам имущества сельских администраций. Оборудование, средства коммуникации и транспорт на 90% являются собственностью района.

Оплата труда, финансирование коммунальных расходов и программ развития культуры обеспечиваются за счет консолидированного бюджета района.

Этим обусловлено наличие организационных конструкций, таких как централизованные библиотечные системы, районные дома культуры, музейно-выставочные комплексы, имеющие филиалы, расположенные на территории сельских населенных пунктов и использующие аккумулированные ресурсы для обеспечения услуг культуры.

Организацию культурного процесса обеспечивают органы управления культурой, входящие в состав районной администрации.

На основании анализа регионального законодательства о культуре, региональных программ развития культуры, других нормативных документов субъектов Российской Федерации можно сделать вывод о том, что на уровне субъекта проблеме развития культуры на муниципальном уровне уделяется большое внимание. В частности, в бюджетах субъектов Российской Федерации предусматриваются ассигнования на капитальные расходы, на социальную поддержку работников культуры (доплаты и надбавки к заработной плате), а так же на творческие проекты муниципальных образований.

Вновь введенный Федеральным законом № 131-ФЗ порядок предполагает полную организационную и финансовую самостоятельность муниципальных образований, которые обязаны обеспечить население услугами организаций культуры и услугами досуга в объеме имеющихся полномочий и собственных ресурсов.

Исходя из требований Федерального закона, в соответствии с полномочиями должно произойти перераспределение имущественных и финансовых обязательств на уровень поселенческих бюджетов.

В ходе подготовки муниципальных бюджетов произошла массовая ликвидация районных организаций культуры, что повлекло за собой дробление на мелкие сетевые единицы, которые не могут быть зарегистрированы в качестве самостоятельных организаций культуры, а, следовательно, они так же должны быть ликвидированы.

На основании мониторинга, проводимого Минкультуры России в регионах в рамках программы «Культура России» можно прогнозировать обрушение сети муниципальных учреждений культуры (порядка 60 % процентов).

В условиях разграничения полномочий между органами местного самоуправления важнейшей задачей становится установление порядка управления ресурсами культуры с учетом специфики создания услуг культуры и их структурного обеспечения. Особенностью менеджмента сферы культуры является то, что управленческий персонал имеет в качестве базового образования специальности по творческим профессиям.

В настоящем Сборнике, подготовленном Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти даны ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

  1. Вопросы местного значения муниципальных образований

Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органам и местного самоуправления и затрагивает интересы каждого гражданина.

На уровне поселения к числу вопросов местного значения относятся вопросы формирования, утверждения, исполнения и контроля за исполнением местного бюджета, распоряжение муниципальным имуществом, содержание и строительство автомобильных дорог, обеспечение малоимущих граждан жильем, предоставление жителям муниципального образования услуг связи, транспорта, общественного питания и бытового обслуживания, организация досуга населения, вопросы благоустройства и озеленения поселения, вывоза твердых бытовых отходов и ряд других вопросов (статья 14 Федерального закона).

При этом часть вопросов, таких как, например, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом, решается жителями муниципального образования и органами местного самоуправления совместно, поскольку требует привлечения к работе специализированных организаций.

Вопросы организации ритуальных услуг и содержание мест захоронения в населенных пунктах, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора население вправе и может решить самостоятельно.

Активное участие в решении вопросов местного значения поселений принимает муниципальный район. В исключительных случаях вопросы местного значения вправе решать органы государственной власти. К таким случаям относятся: отсутствие органов местного самоуправления и невозможность их формирования в связи со стихийным бедствием, катастрофой или иной чрезвычайной ситуацией, неудовлетворительное финансовое состояние муниципального образования или в случае нецелевого использования бюджетных средств муниципальным образованием. Кроме того, поводом для государственного вмешательства в дела муниципального образования могут стать установленные в судебном порядке случаи нарушения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных актов, допущенные со стороны органов местного самоуправления.

  1. Вопросы местного значения в сфере культуры и толкование некоторых терминов

Объем полномочий местных органов власти по вопросам культуры можно условно разделить на 6 самостоятельных групп:

1) организация библиотечного обслуживания и комплектование библиотечных фондов;

2) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;

3) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов;

4) создание условий для массового отдыха жителей поселений, и организация обустройства мест массового отдыха;

5) организация предоставления дополнительного образования;

6) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия местного значения;

7) формирование и содержание муниципального архива;

8) возможность создания музеев.

Рассмотрим позиции, представляющие наибольшую сложность при толковании, а именно – полномочия по второй группе.

  • «Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры» логично будет объединение с третьей группой о «Создании условий для массового отдыха жителей поселений, и организации обустройства мест массового отдыха».

При толковании понятия «условия для организации досуга», вероятно надо исходить из определения самого термина «досуг», который означает – время, не занятое работой или другим делом, или отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. (См. Толковый словарь русского языка). Большинство исследователей отождествляют досуг со свободным временем. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, отметим тот факт, что наличие свободного времени является одним из главных условий организации досуга населения. На основании исследований социологов, проведенных ВЦИОМ в 2002г. на тему «Как россияне проводят свой досуг и используют свободное время», в результате репрезентативной выборки ответы можно условно разделить на группы: - информационный досуг, физкультурно-спортивный досуг, развлекательно – «тусовочный» досуг, семейно-ориентированный досуг.

В нашем случае, если законодатель объединяет «создание условий для организации досуга» союзом «и» с «обеспечением жителей услугами организаций культуры», то, вероятно, он подразумевает возможность: 1) содержать сеть соответствующих организаций или 2) закупать услуги организаций культуры в других территориях, например, организовывать гастроли театров, приглашать отдельных артистов, организовывать выставки, обеспечивать услугами передвижных учреждений культуры. Таким образом, понятие «условия для организации досуга», вероятно, подразумевают ряд ответственных действий по обеспечению материальной базы, финансирования и других ресурсов в целях создания условий для организации досуга.

Основная проблема заключается не столько в толковании самого термина, сколько в проблеме обеспечения населения УСЛУГАМИ независимо от сетевых структур организаций культуры. Дело в том, что организация досуга традиционно строилось на сетевом обеспечении, которое предусматривало концентрацию всех ресурсов по производству услуг на уровне района.

Сегодня все уровни публичной власти должны разделить свои полномочия и, соответственно, ресурсы для их исполнения. Недостаточность бюджетной обеспеченности многих муниципальных образований поселенческого уровня не позволит содержать весь сетевой комплекс. Даже используя механизмы делегирования отдельных полномочий и объединяя ресурсы в целях решения вопросов местного значения, будет очень сложно производить качественные конкурентоспособные услуги в условиях ликвидации монополии бюджетных учреждений на производство услуг культуры и досуга.

Ранее законодатель относил к предметам ведения местного самоуправления «создание условий для деятельности учреждений культуры» (ст. 6 ФЗ-154 от 28.08.1995г.), а также был определен перечень вопросов, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления в ст. 40 Закона Российской Федерации № 3612-1 от 09.10.1992г. Перечень предусматривал ряд ответственных действий по осуществлению культурной политики, созданию, реорганизации и ликвидации организаций культуры и органов управления культурой, а также регулирование вопросов собственности и финансирования.

Следует заметить, что в прежней редакции, так же как и в редакции ФЗ №131, речь идет о создании условий для организации жителей услугами организаций культуры.

Современную формулировку необходимо рассматривать в контексте реформы бюджетного сектора, которая предусматривает замену принципа финансирования сети на финансирование услуг.1

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О бюджетной политике 2004г.» сказано, что государство должно отказаться от сметного финансирования бюджетной сети и перейти к принципу оплаты бюджетных услуг в соответствии с получаемыми обществом результатами. При этом должны быть приняты конкретные меры по оптимизации бюджетных расходов, внедрены современные методы бюджетного планирования, ориентированного на достижение конечных результатов.

В целях реализации реформы были внесены ФЗ №122 соответствующие изменения и дополнения в законодательные акты по вопросам, регулирующим бюджетные правоотношения на всех уровнях.

Реформа призвана провести ряд существенных преобразований на рынке предоставления услуг населению, в том числе провести реструктуризацию бюджетных учреждений, в ходе которой должны быть проведены мероприятия по преобразованию обширной бюджетной сети в другие организационно-правовые формы. Реформа предполагает, что ответственные структуры, в данном случае органы местного самоуправления, в целях обеспечения своих полномочий, будут закупать услуги у всех участников рынка. Закупка бюджетных услуг будет происходить на основании реестра бюджетных обязательств (см. ст. 87 Бюджетного кодека). Предоставление государственных или муниципальных услуг будет происходить в соответствии с 176 статьей Бюджетного кодека, где установлено правило, что распорядителю бюджетных средств (в нашем случае это может быть орган управления культурой) и бюджетному учреждению устанавливаются задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг в зависимости и от цели функционирования конкретного главного распорядителя бюджетных средств, бюджетного учреждения или муниципального унитарного предприятия. При расчете финансирования государственного или муниципального заказа должны быть использованы нормативы финансирования, утвержденные в установленном порядке.

В предложенных условиях сеть бюджетных учреждений, в том числе организаций культуры других организационно-правовых форм, может быть рассмотрена как базовое условие для создания услуг культуры и досуга.

В целях исследования нашего вопроса обратимся к первоисточнику, дающему определение понятию «организации культуры», а именно к «Положению об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации № 609 от 26.06.1995 г. Под организацией культуры понимается организация, созданная учредителем для осуществления культурной деятельности некоммерческого характера, финансируемая им полностью или частично и пользующаяся имуществом учредителя на праве оперативного управления. В п.8 указанного Положения сказано, что деятельность организаций культуры направлена на сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению в различных формах и видах.

Традиционно услуги досуга и массового отдыха населения на муниципальном уровне предоставлялись организациями культуры и спорта. Организации культуры муниципального уровня представлены сетевыми структурами библиотек, музеев, учреждений дополнительного образования, кинотеатрами, учреждениями культуры клубного типа, последние составляют 41% в структуре организаций культуры муниципальной сети.

Согласно примерному Положению «О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», утвержденному решением Коллегии Минкультуры России от 29.05. 2002 № 10 под клубным учреждением понимается организация, основной деятельностью которой является предоставление населению разнообразных услуг социокультурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера, создание условий для развития любительского художественного творчества. Клубные учреждения создаются учредителем в целях удовлетворения общественных потребностей в развитии художественного творчества, социокультурной активности населения, организации его досуга и отдыха.

В учреждении клубного типа услуга носит интегрированный характер и может быть предложена потребителю в массовой камерной, индивидуальной, интерактивной форме. Эти укрупненные формы могут быть представлены в виде художественных представлений или общественных акций, кинопоказов, демонстраций предметов искусства, местного быта, других экспонатов. Формы клубной услуги могут быть выражены в виде деловых и развлекательных игр, обучающих семинаров и курсов, групповых и индивидуальных занятий художественным и прикладным творчеством. Клубная услуга реализуются в таких конечных продуктах, как концерт, конкурс, народное гуляние, фестиваль, дискотека, выставка. Получить продукты услуг культуры потребитель может в зрительном или танцевальном, выставочном зале, на площади, на околице, на ферме, в рабочем цеху, в учебном учреждении. Важнейшим результатом многогранной деятельности клубного учреждения является сохранение нематериального культурного наследия народов России, художественное и патриотическое воспитание молодежи, поддержка общественных инициатив, таких как «за здоровый образ жизни», экологических движений, краеведческих исследований, а также работа по социальной реабилитации инвалидов и пожилых людей. Необходимым условием создания услуг клубного учреждения является такой базовый элемент, как наличие творческих коллективов и самодеятельных любительских объединений, силами которых, при помощи специалистов, готовятся все вышеназванные продукты культуры и досуга. Участие самодеятельных коллективов в создании продуктов культуры и досуга является специфической особенностью учреждения клубного типа, позволяющей использовать труд волонтеров, который не оплачивается. А, следовательно, создание услуг культуры и досуга силами самодеятельности и любительских общественных объединений, с точки зрения экономии муниципальных средств, является наиболее предпочтительным, чем разовая закупка отдельных продуктов культурной деятельности. Но значительно больший положительный эффект заключается в том, что наличие творческих коллективов различной художественной, познавательной или общественной направленности создает неповторимую среду местной идентичности и, в конечном итоге, работает на повышение жизни местного сообщества.

Таким образом, муниципальные образования, реализуя свои полномочия по обеспечению услугами организаций досуга, и созданию условий для массового отдыха жителей поселений, могут использовать в этих целях сеть организаций культуры.

3. Каковы механизмы реализации вопроса местного значения муниципального образования по созданию условий для развития местного традиционного народного художественного творчества?

Статьей 29 Федерального закона от 31.12.2005 № 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» внесены изменения в часть 1 статей 14, 15 и 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В том числе расширен перечень вопросов местного значения муниципального района в области культуры дополнительными пунктами 191 и 192 следующего содержания:

«191) создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

192) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района;».

Расширен перечень вопросов местного значения поселений в части создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;

Данные изменения и дополнения позволяют органам местного самоуправления муниципального района создавать в своей структуре органы управления культуры, создавать и содержать организации культуры для выполнения полномочий по вопросам местного значения в области культуры, создавать и содержать коллективы традиционного народного художественного творчества муниципального района, в том числе со званием «Народный» согласно Положению о Народном самодеятельном коллективе. Органы местного самоуправления поселений обязаны в равной степени с другими полномочиями создавать условия для развития местного традиционного народного художественного творчества, участвовать в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении. Это полномочие предполагает выделение и содержание помещений для занятий местным традиционным художественным творчеством, например содержание учреждения культуры клубного типа, ресурсное обеспечение коллективов традиционного художественного творчества, обеспечение сбора фольклорного материала, участие творческих коллективов традиционного художественного творчества в фестивалях и конкурсах.

Минкультуры России считает нецелесообразным передавать полномочия, а соответственно и имущество подведомственных учреждений культуры, муниципального района в ведение поселений. В связи с недостаточностью доходной части местных бюджетов поселений содержать крупные учреждения культуры и решать вопросы межпоселенческого характера органы местного самоуправления поселений не имеют возможности.

Согласно части 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления муниципального района вправе передать часть своих полномочий поселениям, входящим в состав муниципального района за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений только на основании заключенного соглашения. Передача имущества, предназначенного для реализации полномочий муниципального района из собственности муниципального района в собственность поселения противоречит законодательству и данная операция признается незаконной. Таким образом положением пункта 17 части 3 статьи 50 закона № 131-ФЗ имущество муниципального района предназначенного для реализации полномочия в области культуры не может передаваться в собственность поселения.

К сокращению штатных единиц учреждений культуры поселения может привести резкое сокращение объема предоставляемых услуг этим учреждением в связи с резким сокращением численности населения поселения или функционированием на данной территории организации дублирующей функции учреждения культуры. При наличии широкого спектра услуг в области культуры различными организациями органы местного самоуправления должны обеспечить доступность услуг культуры, в том числе бесплатных социально направленных услуг, и гарантировать обеспечение конституционных прав граждан.

4. По каким вопросам местного значения необходимо принимать нормативные правовые акты?

 

В Федеральном законе № 131-ФЗ утвержден перечень вопросов, которые требуют принятия на уровне поселений нормативно-правовых актов. К их числу относятся:

1) утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;

3) определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения:

4) определение порядка обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

5) определение правил транспортного обслуживания населения в границах поселения;



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебные программы и методические материалы кафедры

    Учебно-методическое пособие
    ... ответы на поставленные вопросы ... 13. Сборник руководящих материалов по коренизации. ... 51-56. 8.Об электронной торговле. Типовой закон ЮНСИТРАЛ. Принят в ... некоторых мерах по реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного ...
  2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ЦЕНТР ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ "

    Закон
    ... по общим вопросам организации системы образования в регионе. Ряд субъектов Российской Федерации на основе Федерального закона об ... 8 комментируемой статьи закреплены принципы реализации образовательных программ высшего профессионального образования ...
  3. АССОЦИАЦИЯ СИБИРСКИХ И ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫХ ГОРОДОВ (4)

    Отчет
    ... по всему спектру вопросов реализации Федерального закона «Об общих принципах организации ... организации своевременного направления ответов по всем ... сборников) Деятельность АСДГ по организации ... и реализации предложений по созданию типовых проектов ...
  4. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по республике башкортостан

    Документ
    ... данных по системе показателей, характеризующих масштабы приватизации в стране. В целях информационного обеспечения реализации Федерального закона «Об общих принципах организации ...
  5. УДК 342 531 ББК 67 620 61 (Рос) Д63 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» /

    Доклад
    ... (по вопросу принесения присяги членом Совета Федерации)»; № 430923-4 «О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных ...

Другие похожие документы..