Главная > Документ


Раздел 4

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

В СЕЛЬСКИХ ШКОЛАХ

С.П.Анисимова, Е.В.Рыльцева

Томский государственный университет

МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ И РЕСУРСОВ ЗАОЧНЫХ ШКОЛ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Разработка модели мониторинга качества обучения является актуальной задачей на современном этапе развития образовательной системы. От ее решения во многом зависит успех программы модернизации российской школы.

Самым общим образом мониторинг можно определить как «постоянное непрерывное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или исходному положению» [1].

В данной работе рассматриваются основные моменты мониторинговых исследований качества обучения в заочных школах Томского государственного университета (ТГУ). В связи с этим «мониторинг» можно определить как систему организации сбора, хранения, анализа и представления информации о качестве предоставляемых образовательных услуг в заочной школе.

Технологии спутникового Интернета позволяют качественно изменить характер образовательных программ, обеспечить максимально широкий охват аудитории и создание распределенных групп учащихся, а также обеспечить доступ в Интернет для отдаленных сельских школ. Заочная школа ТГУ включает в себя три открытые профильные школы: заочная физико-математическая школа (ФМШ), школа «Юный химик» (ЮХШ) и школа «Юный биолог» (ЮБШ), – каждая из которых ведет обучение по двум направлениям – по программам довузовской подготовки для учащихся 11-х классов и по программам открытых школ профильной подготовки для учащихся 9 – 11-х классов. Кроме того, ведется обучение по дополнительным программам довузовской подготовки.

Распределение учащихся по Томской области определяется географическим положением районных ресурсных центров (РРЦ), созданных на базе средних общеобразовательных школ в рамках реализации программы создания единой образовательной информационной среды Томской области.

Основу обучения по всем предметам составляют лекционные занятия, проводимые с применением технологий спутникового IP-вещания. Помимо лекционных занятий, обучение включает разные организационные формы обучения: контрольные работы и консультации на основе сетевых технологий (чат, видеоконференцсвязь, электронная почта), самостоятельную работу учащихся с учебными материалами и т.д. В организации учебного процесса участвуют школьные педагоги, выступающие в роли тьютора. В каждом учебном центре тьютор организует занятия, консультирует учащихся по вопросам компьютерной грамотности, контролирует своевременное выполнение заданий и их пересылку преподавателям для проверки. Обучение осуществляется посредством автоматизированной системы сопровождения и управления учебным процессом.

В настоящее время в заочных школах ТГУ обучаются более 200 учащихся. В мониторинге качества обучения в заочных школах приняли участие школьники из 15 населенных пунктов Томской области, всего 115 человек, что составляет около 60% всех обучающихся в заочной школе.

Мониторинг качества образовательных программ и ресурсов в Томском государственном университете осуществляется в соответствии с разработанной методикой оценки качества образовательных программ и ресурсов на основе использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Мониторинг оценки качества образовательных услуг, предоставляемых в заочной школе, проводился в два этапа:

  • сбор и первичная обработка информации о качестве обучения в заочных школах;

  • анализ полученной информации в целях удовлетворения потребностей учащихся заочных школ в качестве предоставляемых образовательных услуг.

В соответствии с разработанной методикой собраны и проанализированы данные за 2005 – 2006 учебный год.

Сбор информации осуществляется посредством информационной автоматизированной системы мониторинга, которая содержит разработанную анкету-опросник, необходимую для заполнения учащимися заочных школ. Данная система позволяет автоматически осуществлять сбор и первичную обработку информации, а на промежуточных этапах мониторингового исследования – более углубленный анализ полученных сведений.

Оценка качества образовательных программ и ресурсов на данном этапе мониторинга проводится самими учащимися заочной школы, что позволяет проанализировать предоставляемые образовательные услуги с позиций ученика.

Мониторинг оценки качества обучения позволил проанализировать работу заочных школ Томской области по ряду позиций.

Показатели качества условий:

  • мотивация поступления в заочную школу;

  • условия обучения в заочной школе.

Показатели качества процессов:

  • занятость учащихся во внеурочное время;

  • качество учебных материалов (в первую очередь, видеоуроков).

Показатели качества результатов:

  • динамика успеваемости учащихся;

  • желаемые учащимися профессиональные перспективы на будущее.

Проведенный мониторинг оценки качества образовательных программ и ресурсов заочной школы позволил сделать следующие выводы.

  1. Предлагаемая методика оценки качества образовательных программ и ресурсов обеспечивает сбор материала, на основании которого можно оценить качество образовательных программ и ресурсов по отдельным предлагаемым критериям (показатели качества условий, качества процессов и качества результатов). В дальнейшем необходима более детальная разработка критериев качества образовательных услуг.

  2. Свое поступление в заочную школу значительное количество учащихся сельских школ мотивировали подготовкой к сдаче единого государственного экзамена по профильным предметам. С этой же причиной тесно связана еще одна – поступление в вуз на приоритетное направление. Однако следует отметить, что большинство школьников желали бы повысить уровень знаний и систематизировать их, тем самым, расширив свой кругозор.

  3. Результаты мониторинга показали, что большинство школьников сельской местности имеют возможность обучаться в заочной школе в домашних условиях благодаря наличию компьютера, подключенного к сети Интернет. Доступ к ресурсам глобальной сети позволяет им использовать сетевые материалы при подготовке к занятиям, общаться с преподавателями по электронной почте, а также принимать участие в чат-консультациях. Однако следует отметить, что между собой ребята внутри распределенной группы практически не общаются. Это можно объяснить тем, что культура сетевого общения в среде учащихся еще только формируется.

  4. Качественная успеваемость школьников, поступивших в заочную школу в 2005-2006 гг., остается стабильной, хотя сами учащиеся отмечают, что занятия по программам заочной школы позволили им улучшить успехи в школьных предметах и усилили интерес к изучаемым наукам.

  5. Электронные видеоресурсы, предлагаемые школьникам заочной школы, подавляющему большинству учащихся представляются понятными, содержательными и интересными. Тем не менее, высказываются отдельные мнения о том, что в них иногда наблюдается недостаток наглядного материала (презентаций, опытов и др.).

  6. Выбор своей будущей профессиональной деятельности большинство учащихся так или иначе связывают с направлением, по которому они обучаются в заочной школе. Таким образом, уже на данном этапе школьники имеют возможность благодаря обучению в заочной школе определять для себя перспективы на будущее.

  7. Большинство учащихся во внеурочное время помимо занятий в заочной школе посещают различные спортивные секции, факультативные занятия по школьным предметам, разнообразные кружки, что говорит о наличии стремления в среде сельских школьников к преумножению своих знаний, а также к активному отдыху и полезному времяпрепровождению.

Результаты мониторинга ФМШ и ЮХШ опубликованы на сайтах этих школ (/schools/physmat/ и /schools/chem/).

Проведение мониторинговых исследований по оценке качества обучения в заочной и школе по различным образовательным программам с применением информационно-коммуникационных технологий позволяет сделать выводы о качестве проводимых занятий, о высоком уровне преподавания, о соответствии программ поставленным целям обучения, о востребованности программ и степени мотивации учащихся. Полученные результаты дают возможность выявить сильные и слабые стороны в организации обучения, разработке учебных материалов, а главное прогнозировать дальнейшее развитие событий и расширение образовательного рынка.

В настоящее время качественная интерпретация значений тех или иных показателей с точки зрения качества или достигнутого уровня затруднена отсутствием норм по большинству используемых показателей, неразработанностью методологии интерпретации качественных показателей. Предлагаемая методика обеспечивает сбор фактографического материала, на основании которого в дальнейшем могут быть разработаны критерии качества предоставляемых образовательных услуг.

Работа выполнена при поддержке НФПК (договоры № ELSP/B3/Gr/001/02-05 и № ELSP/B3/Gr/001/03-05).

Литература

  1. Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.150 с.

О.В.Анисихина, А.М.Король, Н.Г.Флейдер

Министерство образования Хабаровского края,

А.В.Павличенко, Р.А.Яншин

ООО «Дизайн-центр «Приамурские ведомости», г. Хабаровск

ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ

ДИСКОВ-ПРЕЗЕНТАЦИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ХАБАРОВСКОГО КРАЕВОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с компетенцией субъекта Российской Федерации в 1996 году в Хабаровском крае разработан и утвержден Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования (ХКК ГОС ОО), устанавливающий дополнительные краевые требования к образовательным областям, предусмотренным федеральным Базисным учебным планом.

Хабаровский краевой компонент государственного образовательного стандарта общего образования выражает реально материализованное влияние (воздействие) краевой системы общего образования на все сферы жизнедеятельности Хабаровского края.

В соответствии с Концепцией развития Хабаровского края через образование и культуру «Пайдейя-регио-Хабаровск» (авторы Е.Д. Бляхер, А.В. Мендель, В.И. Пахомов, А.М. Печенюк, Г.И. Мызан, А.М. Король, В.Ю. Шубин) реализация ХКК ГОС ОО направлена на формирование социально-антропологического типа «ДАЛЬРОССА», россиянина-дальневосточника, связывающего себя с Дальней Россией и Хабаровским краем, знающего и уважающего свой край, свою землю.

Для реализации требований ХКК ГОС ОО в Хабаровском крае разработаны примерные программы общеобразовательных дисциплин, учитывающие геополитические, природные, экономические, экологические, социокультурные, этнические и другие особенности края, изданы соответствующие учебные пособия и учебники, являющиеся дополнениями к учебным пособиям и учебникам федерального комплекта (более подробная информация размещена на сайте регионального информационного центра учебного книгоиздания ).

В целях методического обеспечения разработанных в крае региональных курсов по заданию министерства образования Хабаровского края ООО «Дизайн-центр «Приамурские ведомости» изготовило и выпустило достаточным тиражом за счет средств краевого бюджета для всех общеобразовательных учреждений края мультимедийные диски-презентации, основанные на региональном материале:

1. Мультимедийный диск «Времена года» изготовлен по мотивам хрестоматии С.Д. Шлотгауэр «Времена года» (Шлотгауэр С.Д., Времена года: Хрестоматия дальневосточной природы. – Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2002. - 256 с., ил.), имеющей рекомендательный гриф ХКК ГОС ОО. Диск предназначен для использования на уроках природоведения с целью воспитания у школьников осознания своей связи с родной природой. Диск, используя мультимедийные средства, красочно представляет четыре времени года — четыре сезонных цикла, в каждом из них растения имеют свой облик, свою красоту. В качестве звукового сопровождения использована музыка А. Вивальди «Четыре времени года».

В отличие от оригинального «бумажного» учебника, работа с диском представляет собой не просто чтение текста, изложенного на электронных страницах, но интерактивный процесс. Интерактивность реализуется за счет дополнительных функциональных возможностей, активируемых нажатием на соответствующие кнопки: «В Красной книге Хабаровского края», «Фотоснайпер», «Уголок следопыта», «Алфавитный указатель», «Что читать», «Охраняемые природные территории». Данные кнопки доступны на любой странице презентации.

2. Игровой диск «Путешествие по краю Вселенной» для учащихся от 7 до 17 лет. Назначение издания — дополнительное образование в области краеведения, досугово-игровая деятельность.

Область применения — уроки по краеведению (дополнительный материал по краеведению в игровой развлекательной форме).

Фактическое содержание диска базируется на данных официального сервера Правительства Хабаровского края (http://www.).

В издании используются современные наименования муниципальных образований городских округов и муниципальных районов Хабаровского края в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 06.10.03 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»).

Сюжет игры: Земля. Начало третьего тысячелетия по местному летоисчислению. Совет Конфедерации Планетарных Систем проводит повторное исследование Дальнего Востока России. Миссия — изъять данные о Хабаровском крае из специальных записывающих устройств — Регистраторов информации, оставленных предыдущей экспедицией Совета.

Игровая программа позволяет «запоминать» пройденные муниципальные образования, отображая это степенью насыщенности цветов окраски территорий на карте.

Учительский режим позволяет просматривать физические карты муниципальных образований, а также проводить тестирование.

В практике использования диска в условиях общеобразовательного учреждения возможна организация соревнований между учащимися на скорость изучения муниципальных образований.

3. Познавательный диск «Виртуальная экскурсия по Хабаровскому краевому краеведческому музею им. Н.И. Гродекова». Мультимедийная презентация представляет собой виртуальную экскурсию по музею, является познавательным диском для учащихся 5–11 классов и предназначена для знакомства с историей Хабаровского края через экспонаты и иные материалы музея.

Область применения - уроки по краеведению (дополнительный материал по краеведению на материалах Хабаровского краевого краеведческого музея им. Н.И. Гродекова).

Презентация рассчитана на распространение по всем школам Хабаровского края, а не только города Хабаровска, поэтому в презентации учтено, что многие из школьников никогда не были в краеведческом музее и данная презентация должна дать им возможность увидеть экспонаты своими глазами и как можно реальней и подробней.

Изюминка презентации - использование сферических панорам, позволяющих создать эффект присутствия. Управляя панорамой с помощью клавиатуры, пользователь получает доступ к экспонатам экспозиции.

Презентация не содержит тестового режима, однако ее сюжетная легенда (о том, что презентация является не просто виртуальной экскурсией, а «Детской виртуальной школой экскурсоводов-краеведов») позволяет предложить школьникам в качестве проверки качества усвоения материалов презентации провести экскурсию по музейным залам для своих одноклассников, друзей, родителей с помощью диска или при непосредственном посещении музея.

История родных мест, городов, поселков, сел, поселений, коренных народностей, школ неразрывно связана с событиями жизни всей страны. Много населенных пунктов появилось в Хабаровском крае, но много и исчезло с карты края. Жизнь показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинает стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события и явления «по горячим следам», то позже их изучение и воссоздание исторических событий потребуют много сил и средств.

Мультимедийные презентации, игровые программы, разработанные ООО «Дизайн-центр «Приамурские ведомости» по заказу министерства образования Хабаровского края играют немаловажную роль в формировании у пользователей знаний об истории, обычаях предков, природных, культурных особенностях Хабаровского края. Они не только информативны и красочны, но и создают дополнительный эффект при организации краеведческого пространства образовательного учреждения.

Е.В.Богачева

Институт управления, бизнеса и права, г. Ростов-на-Дону,

В.М.Пегушин

Управление образования Администрации района,

с. Покровское, Неклиновский район, Ростовская область

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ СЕЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ПРАКТИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ ПО ИТ

Творческий опыт педагогов Неклиновского района Ростовской области в сфере широкого использования информационных технологий в образовательном процессе уже несколько лет заслуженно пользуется вниманием со стороны педагогической общественности региона. Свои учебно-методические инновации сельские учителя ежегодно представляют на традиционных районных майских педагогических чтениях, где они встречаются с коллегами для обсуждения наиболее актуальных проблем информатизации общего образования в условиях сельского социума.

В 2004 году по программе конференции «ИТО-2004» (г. Ростов-на-Дону) МОУ Покровская СОШ № 2 на своей базе проводила мастер-класс «Информационные технологии в реализации программы профильного обучения в сельских школах (направление «Технологии сельскохозяйственного производства»). Коллегам из школ области были представлены электронные информационные издания и ресурсы по направлению «Технологии сельскохозяйственного производства», проходившие адаптацию в школе в рамках Договора с Институтом информатизации образования Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова о творческом сотрудничестве в области информатизации профильного обучения в сельских школах.

Практика проведения учительских форумов в районе вызвала инициативу со стороны Министерства образования Ростовской области, Донского института информатизации образования по организации в рамках конференции «ИТО-2005» (г. Ростов-на-Дону) выездного практического семинара в Неклиновском районе.

На заседании Областного Совета информатизации образования семинар получил название «Информационные технологии в образовательной системе Неклиновского района», и его цели были обозначены следующим образом:

  • анализ состояния и перспектив развития информатизации муниципальной (районной) системы образования);

  • популяризация лучшего педагогического опыта и творчества учащихся в области информатизации образования.

Место проведения: Неклиновский район, с. Покровское, МОУ Покровская СОШ №2, МОУ Покровская СОШ «НОК». Следует отметить, что оба эти образовательные учреждения блестяще подтвердили свой инновационный статус, выиграв грант национального проекта по образованию.

Категория участников: руководители органов управления образованием, специалисты РУО, руководители МОУ, завучи по учебно-воспитательной и внеклассной работе учителя информатики, учителя предметники, педагоги дополнительного образования.

Содержание семинара:

    1. Организационно–управленческий аспект внедрения ИТ в условиях сельской территории и кадрового обеспечения информатизации образования в Неклиновском районе.

    2. Опыт участия школ Неклиновского района в ежегодном Донском образовательном фестивале «Образование. Бизнес. Карьера».

    3. Роль ресурсного информационного центра во внедрении ИТ в системе образования сельского района.

    4. Опыт освоения информационного обеспечения школьной программы профильного обучения (на примере Покровской СОШ № 2).

    5. Внедрение информационных технологий в системе дополнительного образования.

    6. Система подготовки специалистов школьных медиацентров образовательных учреждений в сельском районе.

В рамках семинара состоялись три мастер-класса. Местом проведения одного из них – «Формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования в сельской школе», была выбрана МОУ Покровская СОШ «НОК» (научно-образовательный комплекс). Благодаря инициативам управления образования Неклиновского района и педагогического коллектива, НОК в настоящее время имеет собственную значительную инфраструктуру информационно-коммуникационных технологий, успешно реализуемую как в учебном процессе, так и в управлении образовательным учреждением.

Категория участников мастер-класса: руководители органов управления образованием, руководители МОУ, завучи по информатизации, учителя информатики, учителя предметники. Содержание мастер-класса:

  1. Формирование информационно–технологической структуры системы образования в «НОК».

  2. Использование технических ресурсов, как необходимое условие развитие мультимедийных технологий.

  3. Разработка электронных средств поддержки и развития образовательного процесса.

  4. Подведение итогов, обсуждение и выработка рекомендаций в резолюцию конференции «ИТО-2005».

Еще один мастер-класс состоялся на базе МОУ Покровская СОШ № 2. Руководители МОУ, завучи по информатизации, завучи по учебно-воспитательной и внеклассной работе, учителя информатики, учителя предметники обсуждали общую тему «Мультимедийная поддержка уроков как одна из технологий повышения качества образования». Представленные доклады и сообщения участников достаточно полно раскрыли содержание мастер-класса:

  • методика создания мультимедийных разработок по различным предметам;

  • использование их на уроках и в самостоятельной работе;

  • электронные работы учителей-победителей районных и областных конкурсов;

Кроме этого, участники практического семинара смогли ознакомиться с материалами еще одного мастер-класса: «Создание электронных продуктов – одна из форм самостоятельной работы учащихся». В свете новых требований к качеству обучения, которые ставит перед каждым общеобразовательным учреждением достигнутая в результате предыдущих федеральных и региональных программ техническая оснащенность школ, эта тема представляется одной из важнейших для формирования у сельских школьников навыков в сфере не только поиска, но и создания учебной информации.

Место проведения мастер-класса: МОУ Покровская СОШ № 2. Категория участников: завучи по информатизации, завучи по учебно-воспитательной и внеклассной работе, учителя информатики, учителя предметники, педагоги дополнительного образования. Содержание мастер-класса:

  1. Организация и проведением школьных конкурсов по созданию электронных продуктов в различных программах.

  2. Участие в районных и областных конкурсах.

  3. Электронные работы учащихся-победителей районных конкурсов.

  4. Использование их на уроках и в самостоятельной работе.

  5. Подведение итогов, обсуждение.

В проведении практического семинара «Информационные технологии в образовательной системе Неклиновского района» приняли участие более ста двадцати представителей сельских школ практически всех районов Ростовской области. Коллеги отметили высокий уровень и значительные результаты внедрения высоких технологий в образовательный процесс на всех его уровнях: от управления деятельностью образовательного учреждения до обучения, воспитания и развития сельских школьников в современных условиях информатизации общества.

Следует особо отметить, что итоги семинара получили широкое обсуждение в педагогической среде Ростовской области. Так, с опытом работы Неклиновского района были подробно ознакомлены завучи по учебно-воспитательной и внеклассной работе Сальского района на семинаре, проводимом в Сальском филиале института управления, бизнеса и права (ИУБиП). Представленные технологии подготовки сельских учителей в области ИТ позволили организовать для сальских педагогов учебные курсы пользования персональным компьютером, на которых в 2005/06 уч.г. были обучены более ста двадцати учителей района и г. Сальска.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Опыт создания интернет-ресурсов педагогами оренбуржья

    Автореферат диссертации
    ... основа информационной инфраструктуры муниципальной системы образования Саракташского района………………..……………...… 66 Ширшова О.А. Опытиспользования Интернет-ресурсов ...
  2. Многоуровневый комплексный подход к использованию информационных ресурсов в управленческой деятельности (на примере органов местного самоуправления г Тольятти) (ИТ)

    Исследование
    ... , программно- технический, информационно коммуникационный, экономический) к использованиюинформационнымиресурсами и, как следствие, ... богатый теоретический и практический опыт расчетов на основе ... принятия решений можно разделить на три этапа: ...
  3. ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТА ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Автореферат диссертации
    ... виртуального пространства, и те разделы законодательства, с которыми оно ... РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯИНФОРМАЦИОННЫХРЕСУРСОВ СЕТИ ИНТЕРНЕТ 2.1 Понятие и виды информационныхресурсовИнформационныересурсы - ... разных стран перенимают опыт друг друга, ...
  4. Информационные ресурсы определение основные понятия параметры особенности открытого потока информации помехи возникающие в каналах поступления информации

    Автореферат диссертации
    ... практический опыт. ... информационныхресурсов приведена в Разделе 2. Раздел 2: КЛАССЫ ИНФОРМАЦИОННЫХРЕСУРСОВ = ИНФОРМАЦИОННЫЕРЕСУРСЫ ... использованииинформационныхресурсов. = 2.3.2. КРИЗИСНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯДАННОГО КЛАССА ИНФОРМАЦИОННЫХРЕСУРСОВ ...
  5. Использование информационно – коммуникационных технологий в процессе обучения физике как средство повышения качества знаний школьников

    Автореферат диссертации
    ... к опыту ………………………………………………………..17 Раздел I. Информация об опыте ... результатов. 1.5. Диапазон опыта Опыт «Использованиеинформационно- коммуникационных технологий в процессе ... проблемных технологий. Использования интернет - ресурсов, электронных учебников ...

Другие похожие документы..