Главная > Документ


Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Утверждаю:

Директор школы

__________________

В.М.Насирова

Приказ № 4 от 07.04.2011г.

Принята

на пед.совете

Протокол № 4 от 08.04.2011г.

«Степновская начальная школа – детский сад»

.

Федеральный государственный образовательный стандарт

начального общего образования

Основная образовательная программа

МОУ «Степновская начальная школа – детский сад»

(начальная школа)

2011 год

Содержание

1.Пояснительная записка

3

Принципы и подходы к формированию ООП НОО

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

2.1. Формирование универсальных учебных действий

4

7

9

3.Учебный план образовательного учреждения

3.1.Сетка часов учебного плана начальной школы Внеурочная деятельность

37

40

41

4.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

4.1.Ценностные ориентиры начального общего образования

4.2.Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

4.3.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов 4.5.Обеспечение преемственности программы формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию

118

118 119

122 130

5.Программы отдельных учебных предметов

5.1.Основное содержание учебных предметов на ступени начального общего образования

142 142

6.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

238

7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

263

8.Программа коррекционной работы

276

9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

288

1.Пояснительная записка

Образовательная программа начального общего образования МОУ«Степновская начальная школа – детский сад» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы общеобразовательного учреждения (2010 г.) для начальной школы.

Данная программа разработана с учётом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, осуществляемого в МОУ «Степновская начальная школа – детский сад», отраженных в программе развития школы.

Разработка основной образовательной программы начального общего образования осуществлена с привлечением органа самоуправления, обеспечивающего государственно-общественный характер управления образовательным учреждением.

Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья.

Основная образовательная программа формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный

· с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

· с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

· с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

· с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

· с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

· с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

· развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования:

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

- переход к образовательному процессу, включающему личностно-ориентированное, метапредметное, практико-ориентированное содержание образования и активные, мотивирующие формы организации образовательного процесса, способствующие эффективному развитию процессов личностного самоопределения обучающихся с разным уровнем возможностей, познавательных интересов и склонностей;

- оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности.

Задачи основной образовательной программы начального общего образования:

  • воспитать высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России;

● воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающим, интерес к учению;

  • сформировать у обучающихся основы гражданской идентичности личности, психологические условия развития общения, сотрудничества;

  • развить ценностно-смысловой сферы личности;

  • развить умения учиться, самостоятельность, инициативу и ответственность;

  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье и безопасность учащихся, обеспечить их эмоциональное благополучие;

развить творческие способности школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранить и поддержать индивидуальности каждого ребенка;

● формировать желания и умения учиться, освоение основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира, и опыта его применения и преобразования в условиях решения учебных и жизненных задач.

  • сформировать у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; дать им опыт осуществления различных видов деятельности;

  • создать педагогические условия, обеспечивающие не только успешное образование на данной ступени, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;

  • помочь школьникам овладеть основами грамотности в различных ее проявлениях: учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественно-научной,  технологической;

  • дать каждому ребенку опыт и средства ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности.

Принципы и подходы к формированию ООП НОО

Основная образовательная программа (ООП) МОУ«Степновская начальная школа – детский сад» учитывает требования к образованию, которые предъявляют стандарты второго поколения. Принципиальным походом к формированию ООП начального общего образования стал учёт изменения социальной ситуации развития современных детей. Наряду со знаниевым компонентом в программном содержании обучения представлен деятельностный компонент, что позволяет установить баланс теоретической и практической составляющих содержания обучения. Определение в программе содержание тех знаний, умений и способов деятьельности, которые являются надпредметными, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, что обеспечивает интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира. ООП построена с учётом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

· личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

· метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

· предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

· переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

· ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

· признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

· учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

· разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) предъявляет новые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Достижение новых результатов образования достигаются благодаря УМК «Перспективная начальная школа» .

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности.

Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование. Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Разработанная основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Степновская начальная школа – детский сад» предусматривает:

·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

·организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников;

·включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия.

МОУ «Степновская начальная школа – детский сад» обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей), педагогов как участников образовательного процесса:

·с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

·с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре (Приложение 1), отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Степновская начальная школа – детский сад» содержит следующие разделы:

·пояснительную записку;

·планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

·учебный план образовательного учреждения;

·программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

·программы отдельных учебных предметов, курсов;

·программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

·программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

·программу коррекционной работы;

·систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Педагогическим советом МОУ «Степновская сош»

    Программа
    ... Федерации «Об образовании»; Федеральный государственный образовательный стандарт начальногообщегообразования; Кадровое обеспечение. Педагоги школы. Имеют: первую ...
  2. Реестр свидетельств образовательных учреждений 201 1 год

    Документ
    ... г. 1. Начальноеобщееобразование 2. Основноеобщееобразование - - Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области муниципальное дошкольное образовательное учреждение Лемешкинский детскийсад ...
  3. Руководителям государственных специальных (коррекционных) школ-интернатов для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

    Методические рекомендации
    ... Муниципального образовательного учреждения Горушинская начальная общеобразовательная школа-детскийсад Даниловского ... дому по образовательнымпрограммамначальногообщего, основногообщего и среднего (полного) общегообразования, которые могут ...
  4. Управление алтайского края по образованиюи делам молодёжи итоги развития системы образования

    Автореферат диссертации
    ... по образовательнымпрограммамначального, основного, среднего (полного) общегообразования и дополнительного образования. На базе краевой государственной бюджетной общеобразовательной школы ...
  5. Управление алтайского края по образованиюи делам молодёжи итоги развития системы образования

    Автореферат диссертации
    ... по образовательнымпрограммамначального, основного, среднего (полного) общегообразования и дополнительного образования. На базе краевой государственной бюджетной общеобразовательной школы ...

Другие похожие документы..