Главная > Методическое пособие


Федеральное агентство по образованию

Московский психолого-социальный институт Федеральный институт развития образования

МЕТОДИКА

ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ

НА МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ ОСНОВЕ

ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Методическое пособие

Москва - 2006


УДК 377.12 ББК 74.56

Я 77

Авторы - составители:

Г.В. Ярочкина, канд. пед. наук, профессор (глава 1-4). С.Л.Ефимова, канд. пед. наук (глава 5)

Под научным руководством докт. пед. наук, профессора М.В. Никитина

Рецензент:

А.М. Новиков, академик РАО, докт. пед. наук, профессор

Ярочкина Г.В., Ефимова С.А.

Я 77 Методика проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального об­разования. Методическое пособие. — М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 2006. — 177 с. 5-8379-0157-4

Методическое пособие подготовлено в рамках реализации Федеральной про­граммы развития образования по государственному контракту от 27.09.2005 г. № 750 «Обновление структуры ч содержания начального и среднего профессиональ­ного образования»

В методическом пособии проведен анализ практики создания учебных мате­риалов для системы довузовского профессионального образования. Представлена сущность компетснтностного подхода, даны рекомендации по проектированию учеб­ных материалов (стандартов, программ) на модульно-компетентностной основе с уче­том научных исследований российских и зарубежных специалистов.

Методическое пособие предназначено разработчикам модульных учебных ма­териалов для системы довузовского образования, а также специалистам в области на­учно методического обеспечения довузовского профессионального образования.

18В1Ч 5-8379-0157-4

© Ярочкина Г.В.. Ефимова С'.Л., 2006 © Московский психолого-социальный институт. 2006

© Федеральный институт развития обра­зования, 2006

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

ГЛАВА 1. Анализ практики проектирования учебных материалов для

системы довузовского профессионального образования 8

  1. Современная структура учебных материалов 8

  2. Базовые требования к качеству проектирования учебных

материалов 11

ГЛАВА 2. Компетентностный подход как методологическая основа

проектирования учебных материалов 14

  1. Компетет постный подход как основа обновления содержания до­
    вузовского профессионального образования 14

  2. Особенности компетентное/гной модели специалиста в националь­
    ных образовательных системах 23

  3. Ключевые (базовые) компетенции 30

  4. Профессиональные компетенции 43

  5. Функции учебной деятельности, необходимые для формирования

компетенций 53

ГЛАВА 3. Проектирование содержания квалификационных стандартов

в системе довузовского профессионального образования 55

  1. Управление качеством профессионального образования 55

  2. Основные понятия о квалификационных стандартах 58

  3. Создание единого квалификационного пространства 60

  4. Проектирование структуры квалифицированного специалиста 62

3.5.Анализ структуры и содержания стандартов начального и среднего
профессионального образования 72

ГЛАВА 4. Модульный подход в обучении 76

  1. Основные положения модульного обучения 76

  2. Принципы проектирования модульной образовательной

программы 81

4.3. Принципы модульного обучения. Структура модульной

программы 82

ГЛАВА 5. Методика проектирования образовательных программ на

основе модульно-компетентностного 1 юдхода 90

  1. Общая характеристика модульно-компетентностного подхода в
    профессиональном образовании 90

  2. Этапы проектирования модульных образовательных программ 96

Тезаурус исследования 115

Краткая библиография 133

Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Отечественная система образования является важным фактором сохра­нения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки и образования.

Изменения, происходящие в экономике страны, вхождение России в общеевропейское и мировое образовательное пространство требуют новых подходов в образовательной политике.

На съезде российского союза ректоров высших учебных заведений в декабре 2002 г., президент России В.В. Путин отметил: «Проблемы образова­ния волнуют всю нашу страну, все общество ... высокий уровень российского образования — это один из немногих факторов, которые позволяют нам нахо­диться в числе ведущих стран мира».

За последние годы существенно изменились требования к специалистам со стороны работодателей. Если раньше были востребованы узко специализи­рованные умения и навыки, то сегодня необходимы специалисты, владеющие широким спектром видов профессиональной деятельности, способные поль­зоваться компьютерными программами, владеющие знаниями по экономике, готовые к изменению характера и содержания труда.

В концепции модернизации российского образования отмечается необхо­димость повышения уровня профессиональной подготовки специалистов всех уровней, в том числе профессиональных рабочих и специалистов среднего звена.

Одним из главных аспектов обновления содержания образования, явля­ется компетептностый подход, цель которого — обеспечение высокого ка­чества подготовки специалистов, адекватного требованиям современного рынка труда.

Профессиональное образование — базис социально-экономического развития общества, основа научно-технического прогресса, и многих других сфер жизнедеятельности государства, средство формирования, развития, са­моутверждения личности.

Преобразования в экономике обусловили приоритетную роль учрежде­ний профессионального образования — подготовка конкурентоспособного специалиста-профессионала. Вопрос повышения конкурентоспособности ра­ботника на рынке труда обусловлен повышением требований работодателей к уровню квалификации работников.

Следует отметить, что подготовка в нашей стране специалистов на­чального и среднего звена находится в некотором несоответствии с мировой практикой. В настоящее время Россия находится на стадии становления сис­темы подготовки кадров начального и среднего звена, способных работать в сложившихся экономических условиях. Профессиональное образование не может в должной мере решить проблему «кадрового голода», обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечается необходимость обеспечить опережающее развитие на­чального и среднего профессионального образования, поскольку на современ­ном этапе возрастает потребность народного хозяйства в высококвалифици­рованных работниках. Надлежит существенно повысить качество профессио­нальной подготовки на этих уровнях образования с ориентацией ее на между­народные стандарты качества, интенсифицировать деятельность по укрупне­нию и интеграции профессий.

Образовательные учреждения начального и среднего профессионально­го образования должны ориентироваться на подготовку выпускников, для ко­торых характерны:

  • профессиональная компетентность;

  • высокое профессиональное мастерство и качество труда;

  • способность самостоятельно планировать, осуществлять и контроли­
    ровать свою трудовую деятельность;

  • умение пользоваться современной вычислительной и информацион­
    ной техникой;

  • умение самостоятельно принимать решения, предвидеть их возмож­
    ный экономический и социальный результат, нести ответственность за прини­
    маемые решения и результаты своей деятельности.

Эти требования должны быть заложены в основном документе, норми­рующем подготовку специалиста, а именно в государственном образователь­ном стандарте (ГОС), в котором предусматривается определенный минималь­ный уровень знаний, умений и навыков по каждой специальности.

В настоящее время, многие учебные учреждения начального и среднего профессионального образования России, открывают новые специальности, пользующиеся спросом, совершенствуют учебные планы и программы, модер­низируют содержание стандартов, углубляют уровень подготовки по сущест­вующим специальностям, изучают и адаптируют отечественный и зарубежный опыт подготовки кадров и т. д. Однако, эти мероприятия, при всей их очевид­ной целесообразности и необходимости, имеют, как правило, разобщенный ха­рактер. Таким образом, обновление учебно-методического обеспечения обра­зовательного процесса очень часто осуществляется на основе экстенсивного подхода к проектированию и разработке учебно-методических материалов.

Поэтому весьма актуальной представляется попытка подойти к реше­нию проблемы обеспечения повышения качества подготовки специалистов, посредством создания методики учебных материалов для учреждений началь­ного и среднего профессионального образования на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно-компетентностный подход.

Однако решение поставленной проблемы сопряжено с немалыми трудностями, связанными в первую очередь с тем, что в российской системе про­фессионального образования существуют несколько уровней, в том числе начальное профессиональное образование (НПО) и среднее профессиональное образование (СПО). Для удобства восприятия предлагаем далее систему на­чального и среднего профессионального образования, называть системой до­вузовского профессионального образования. При этом мы принимаем в рас­чет, что в настоящее время, НПО и СПО представляют собой две достаточно автономные подсистемы, каждая из которых имеет свои Государственные об­разовательные стандарты, собственную терминологию, иерархию квалифика­ций. Преемственность между этими подсистемами остается весьма 01рани-ченной и сводится, в основном, к возможности выпускников профессиональ­ных училищ продолжить образование по полученной специальности на более высоком уровне. Вопросы же горизонтальной мобильности остаются нере­шенными. Это обусловлено, прежде всего, разрывом в системах присваивае­мых квалификаций, отсутствием возможности постепенного «накопления ква­лификаций», и, следовательно, отсутствием механизмов оценки и сертифика­ции компетенций, лежащих в основе квалификаций. Кроме того, преодолению этого разрыва препятствуют различные подходы к проектированию и разра­ботке учебно-методических материалов, обеспечивающих образовательный процесс.

Ни начальное, ни среднее профессиональное образование еще не осу­ществили переход на компетенции, которые позволяют измерить соответст­вие работника требованиям рабочего места и учет которых обеспечивает гиб­кость образовательных траекторий и возможность более оптимального и эко­номически эффективною «доучивания» или переобучения работников при пе­реходе с одного рабочего места на другое.

Используемые ныне для обучения стандарты и образовательные материалы не ориентированы на результат обучения, не соответствуют современ­ным требованиям, не отражают требований работодателей.

Поэтому реально встает проблема модернизации структуры и содержа­ния существующих учебных материалов (стандартов, программ) и переходу к учебным материалам нового поколения на модульно-компетентностной оспоке, ориентирующие подготовку специалиста ни результат.

Анализ имеющихся учебных материалов показал, что необходима серь­езная работа по созданию единой методической и понятийно-терминологической базы модульно-компетентностного обучения, обладающей необходимой логикой, последовательностью и прозрачностью для российских разработчиков и потребителей модульных учебных материалов в системе до­вузовского профессионального образования.

На решение указанных задач и направлены предлагаемые методические рекомендации по разработке образовательных материалов для системы довузов­ского профессионального образования на модульно-компетентностной основе.

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ДОВУЗОВСКОГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1. Современная структура учебных материалов

Вопросы нонышснпя качества российского профессионального образо­вания являются предметом исследования многих ученых (В.С. Аванесов, А.Д. Гладун, В.П. Панасюк, В.М. Соколова, А.И. Субетто и др.). На уровне начального и среднего профессионального образования они изучались П.Ф. Анисимовы.м, Г.И. Ибрагимовым, Г.И. Кирилловой, А.Н. Лейбовичем, Т.В. Лопуховой, Г.В. Мухаметзяновой, В.Е. Сосонко, И.П. Смирновым, О.Б. Читаевой и др.

Решение проблем качества образования в педагогических исследовани­ях связывается с совершенствованием и развитием системы управления каче­ством образования, призванной обеспечить сбалансированное соответствие профессионального образования многообразным и изменяющимся потребно­стям, целям, требованиям, нормам, условиям. В самом общем определении, под управлением качеством образования, понимается воздействие на процес­сы становления, обеспечения, поддержания развития (улучшения) качества по отношению ко всем объектам и процессам в образовании (в цепи их жизнен­ных циклов) со стороны «субъекта управления» и организация им обратной связи (контроля, оценки и анализа) в соответствии со сформулированными целями, нормами, стандартами. В качестве основных обобщенных критериев качества обучения выдвигаются возможность трудоустройства выпускника, его компетентность и способность к адаптации к новым условиям труда.

К объектам такого управления относятся разнообразные учебные и учебно-методические материалы (учебно-методические пакеты, комплексы), проектируемые и создаваемые руководителями и преподавателями учебных заведений довузовского профессионального образования.

К сожалению, проблеме проектирования и разработки учебных и учебно-методических материалов для системы довузовского профессионального образо­вания уделяется явно недостаточно внимания. При всем различии подходов к оп­ределению сущности учебно-методического пакета (комплекса) в самом общем виде под ним понимается целостный набор учебных и методических материалов для педагога и обучающихся, позволяющий решать учебно-воспитательные задачи и создавать условия для самостоятельной работы студентов. Такие пакеты созда­ются для специальности, учебной дисциплины и цикла учебных дисциплин.

Комплексное учебно-методическое обеспечение дисциплин (КУМО) — это научно-обоснованная совокупность учебно-методических ма­териалов и средств обучения, адекватная целям, содержанию и процессу под­готовки специалистов в соответствии с требованиями Государственных обра­зовательных стандартов по специальностям и потребностями рынка труда.

Как показал анализ практики разработки учебно-методических ком­плексов в учебных заведениях, их структура значительно варьируется в зави­симости от существующей в учебном заведении концепции развития, дейст­вующих локальных нормативных актов, целей и задач образовательной дея­тельности, региональных особенностей и пр.

Основу КУМО составляют следующие учебно-методические мате­риалы и документы:

  • примерная программа учебной дисциплины по специальности;

  • рабочая программа учебной дисциплины, разработанная в учебном заведении и утвержденная заместителем директора по учебной работе;

  • учебники, учебные пособия, первоисточники, дополнительная научно-методическая литература;

  • методические указания, рекомендации, инструкции по дисциплине
    для всех видов занятий: теоретических, практических, лабораторных (как для студентов, так и для преподавателей);

  • учебно-методические материалы: курсы лекций, опорные конспекты,
    опережающие задания, познавательные задания с проблемными и логически­
    ми ситуациями;

фонд контрольных заданий для повторения, закрепления материала,
вводного, промежуточного, итогового контроля, индивидуальные задания по
темам, зачетные задания, обязательные контрольные работы, контрольные

тесты и задания, экзаменационные билеты по дисциплинам, для курсовых и государственных экзаменов;

  • перечень специализированных аудиторий и лабораторий с указанием
    оборудования, приборов, вычислительной техники. ТСО, дидактических
    средств к занятию, теме, курсу;

  • методические материалы по проведению курсового и дипломного
    проектирования, различных видов практики;

  • методические материалы, педагогические средства для осуществле­
    ния внеаудиторной и воспитательной работы.

1.2. Базовые требования к качеству проектирования учебных материалов

Представляется возможным дополнить приведенный перечень элемен­тов учебно-методического комплекса концепцией (моделью) обучения уча­щихся по специальности (дисциплине, циклу дисциплин), в основу формиро­вания которой кроме общенаучных и общепедагогических принципов может быть положен модульно-компетентностный подход.

В этом случае цели, задачи, результаты обучения должны быть описа­ны в терминах приобретаемых учащимися профессиональных компетенций, что требует, в свою очередь, разработки критериев и процедур оценки данных компетенций.

Концепция должна содержать описание составляющих процесса накоп­ления учащимися компетенций, т. е. единиц (квалификаций), из которых (или из набора которых) формируются модули, обеспечивающие гибкость системы профессионального образования и обучения.

Сложность реализации модульного подхода обусловлена необходимо­стью координации и взаимодействия между субъектами профессионального

обучения и его организаторами. Кроме того, остается недостаточно разработан­ным вопрос о типах модулей. Как известно, они могут в себя включать базовые общеобразовательные модули, базовые профессиональные модули, конкретные модули, связанные с выполнением реальной деятельности и которые могут быть освоены посредством различных образовательных траекторий.

Не менее важным вопросом является и вопрос контроля качества, на­пример, признания модульных профилей умений на рынке труда.

В рамках исследования, была изучена практика разработки учебно-программной и учебно-методической документации, входящей в структуру КУМО, особенно в части примерных учебных планов и программ.

Как показал анализ методической литературы, нормативно-правовой документации, реальной практики создания учебно-методической документа­ции, обычно вначале создаются учебные планы, в которых определяются нор­мативы часов на теоретическое и практическое обучение, включая лаборатор­ные и практические занятия, курсовое проектирование. Затем создаются учеб­ные про!тхшмы и разрабатываются учебные материалы. Как отмечают Л.Г. Семушина и Н.Г. Ярошенко, это приводит к тому, что «в содержании обучения отсутствуют нужные практические занятия, обнаруживается избы­точный учебный материал, дублирование учебной информации, не выявлены связи между учебной информацией в разных учебных предметах и между формируемыми профессиональными умениями» [64].

Происходит это потому, что составителям учебных программ дается за­каз на программу в виде количества часов на теоретическое и практическое изучение без учета места предмета в учебном плане, порой без ориентации на основные функции специалиста. В результате учебная дисциплина формиру­ется исходя из логики науки, на основе которой она строится, иногда — по аналогии с соответствующей вузовской дисциплиной, иногда — эмпирически, на основе логических посылок составителя учебной программы.

Практические занятия также планируются не с ориентацией на целост­ную профессиональную деятельность, а исходя из содержания и логики кон­кретного учебного предмета. В результате система практических занятий не обеспечивает формирования в полном объеме необходимых профессиональ­ных компетенций.

Довольно сложная ситуация сложилась в области разработки учебных материалов для самостоятельной работы студентов. Они часто либо вообще отсутствуют, либо составлены без учета требований к материалам такого ха­рактера, плохо структурированы, не учитывают реальных затрат времени на их исполнение.

Об имеющихся проблемах и недостатках в проектировании и разра­ботке учебных материалов для системы довузовского профессионального образования свидетельствуют множество публикаций преподавателей-практиков в периодической печати (журналы «Профессиональное образова­ние», «Среднее профессиональное образование», «Специалист», «Мето­дист», газета «Вестник СПО»).

Обучение преподавателей методике проектирования и разработки учебных материалов на основе сочетания традиционных и инновационных подходов не представляется возможным без анализа сущности и методологи­ческих основ модульно-компетентностного подхода к профессиональному обучению.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Пояснительная записка (570)

    Пояснительная записка
    ... конструирования. - Народное образование. – 2003. - № 5. 7. Ярочкина Г.В., Ефимова С.А. – Методикапроектированияучебныхматериаловнамодульно-компетентностнойосноведлясистемыдовузовскогопрофессиональногообразования. Методическое пособие ...
  2. Ахметзянова гулия наильевна педагогическая система формирования профессиональной компетентности специалистов автомобильного профиля в условиях непрерывного образования 13 00 08 – теория и методика профессионального образования диссертации на

    Автореферат диссертации
    ... -87. Ахметзянова Г.Н. Теоретические основыпроектирования и реализации педагогической системы непрерывного профессиональногообразованиядля подготовки персонала автомобильного профиля ...
  3. Регламент разработки оценочных материалов для оценки профессиональных компетенций лиц прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования в условиях взаимодействия субъектов государственной и корпоративной систем

    Программа
    ... проектирования содержания данных программ в модульной компоновке и в рамках такой структуры учебного ... -измерительных материаловдля оценки компетентностных образовательных результатов в системедовузовскогопрофессиональногообразования: Методические ...
  4. Паспорт программы профессионального модуля дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)

    Документ
    ... 2006.- 276с. 4.Модульно - компетентностный подход в Российской системедовузовскогопрофессиональногообразования: Теория и практика: ... Учебная литература»,2006. – 192с. 5.Проектирование технологий специальной и практической подготовки специалистов для ...
  5. Дочкин сергей александрович модернизация дополнительного профессионального образования в условиях формирования информационного общества

    Автореферат диссертации
    ... программ довузовскогопрофессиональногообразования [Текст]: учебное ... длясистемыпрофессиональногообразования области [Текст] / С. А. Дочкин // Модернизация системыпрофессиональногообразованиянаоснове регулируемого эволюционирования: Материалы ...

Другие похожие документы..