Главная > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждено

на заседании Ученого совета

«____» ________________2011 г.

Председатель Ученого совета

Ректор ТГПУ___________ В.В. Обухов

программа

Итогового государственного междисциплинарного экзамена

«Теория и практика адаптивной физической культуры»

для слушателей, обучающихся по программе профессиональной переподготовки по профилю основной профессиональной образовательной программы
032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Томск, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговый государственный междисциплинарный экзамен слушателя, окончившего курсы профессиональной переподготовки, предназначен для комплексной оценки уровня знаний слушателя с учетом целей обучения, вида дополнительной профессиональной образовательной программы, установленных требований к содержанию программы обучения; для установления соответствия уровня знаний слушателя квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура); для рассмотрения вопросов о предоставлении слушателю по результатам обучения права вести профессиональную деятельность в сфере адаптивной физической культуры и выдаче диплома о профессиональной переподготовке. Итоговый государственный междисциплинарный экзамен проводится в форме итогового междисциплинарного по программе обучения, включающего вопросы следующих дисциплин: «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Социальная защита инвалидов», «Физиология человека», «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре», «Научно-методическая деятельность» и основных дисциплин специальности: «Психология болезни и инвалидности», «Физическая реабилитация», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Частные методики адаптивной физической культуры», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности».

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с Рекомендациями по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Настоящая программа включает: требования к уровню подготовки слушателя, процедуру проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена, критерии оценок ответов слушателей, вопросы итогового государственного междисциплинарного экзамена, списки основной и дополнительной рекомендуемой литературы.

Требования к уровню подготовки слушателя по программе профессиональной переподготовки по профилю основной профессиональной программы

032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

В области общепрофессиональных дисциплин слушатель должен знать:

  • историю, закономерности принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;

  • отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма;

  • эффективности средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола;

  • морфо-функциональные особенности людей разного возраста и пола санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля профилактику травматизма;

  • психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;

  • психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, спортивных команд, психопедагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой;

  • организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;

  • психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;

  • факторы, определяющие профессиональное мастерство в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;

  • психолого-педагогические особенности профессионального общения;

  • специальную терминологию физкультурно-спортивной отрасли;

  • состояние информационного обеспечения в сфере физической культуре и спорта;

  • основы моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной деятельности;

  • основы математизации и формализации знаний о физической культуре и спорта;

  • компьютерные программы, обеспечивающие решение практических задач в сфере физической культуре и спорта.

Слушатель должен уметь:

  • определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека;

  • планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;

  • применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудивизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику и т.п.);

  • с позиций достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и использовать полученную информацию при построении и планировании занятий;

  • использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирование здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных занятиях;

  • организовать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности;

  • используя педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их;

  • оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

  • использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;

  • использовать компьютерную технику для решения конкретных задач физкультурно-спортивной направленности;

  • владеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандисткой работой по вовлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельности;

  • владеть образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе;

  • уметь корректировать собственную преподавательскую, тренерско-педагогическую и спортивно-организаторскую деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

  • иметь навык самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой.

В области специальных дисциплин слушатель должен знать:

  • содержание, формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся;

  • основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;

  • историю, теорию и методику избранной физкультурно-спортивной специализации;

  • принципы устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и оборудования и правила их эксплуатации;

  • основные требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста;

  • приемы общения специалиста по физической культуре и спорту с коллективом занимающихся и каждым индивидумом и межличностного общения в коллективе;

  • технику безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;

  • медико-биологические и психические факторы, определяющие уровень мастерства в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;

  • медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в сфере высшего спортивного мастерства;

  • организационные и экономические основы профессионального спорта.

Слушатель должен уметь:

  • в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий;

  • планировать уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей занимающихся;

  • организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами занимающихся от новичков до квалифицированных спортсменов и физкультурников;

  • применять на занятиях по физической культуре и спорту средства и методы, адекватные поставленным задачам;

  • использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;

  • с помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;

  • оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки;

  • использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;

  • определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования;

  • уметь применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребности здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиене, профилактике и контроля за состоянием своего организма;

  • критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;

  • разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь;

  • организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.

Слушатель должен отвечать следующим требованиям:

  • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • знает основы Конституции Российской Федерации;

  • знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке информационных, экологических и социальных проектов;

  • имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

  • способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме в течение 10 лет);

  • имеет научное представление о здоровом образе жизни, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;

  • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

  • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

  • способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

  • способен с позиции гуманистических и демократических ценностей анализировать отношения занимающихся к физической культуре, как части общечеловеческой культуры и здорового образа жизни, владеет умениями и навыками физического и духовного самосовершенствования;

  • готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;

  • методически и психологически готов к изменению вида и характера своей деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Слушатель должен:

Знать:

  • Историю, принципы и методы отечественной системы физического воспитания различных контингентов населения, их роль и место в общей системе физической культуры;

  • Отечественный и зарубежный опыт массовой оздоровительной работы и туризма;

  • Теорию и методику обучения основным видам физических упражнений, основы тренировки в избранном виде спорта, основы организации и проведения спортивно-массовой и оздоровительной работы с различными группами населения;

  • Методы и средства проведения методической работы в области физической культуры и спорта;

  • Дидактические возможности различных методов и средств физической подготовки подрастающего поколения и взрослого населения, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, и отклонениями в состоянии здоровья;

  • Морфофункциональные особенности организма человека в норме и при различных заболеваниях, включая инвалидность, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения врачебно-педагогического контроля, профилактику травматизма, оказание первой доврачебной помощи;

  • Организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры.

Уметь:

  • Определять общие и конкретные цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и профилактико-оздоровительной работы как составной части гармонического развития личности, укрепления ее здоровья;

  • Планировать уроки, другие формы, с учетом санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;

  • Применять в профессиональной деятельности современные методы и приемы (аудио визуальные средства, тренажеры, микропроцессорную технику и др.);

  • Осуществлять комплексный контроль в процессе занятий физическими упражнениями;

  • С позиций современных достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и каждого отдельного ученика, овладевающего физической культуры;

  • Использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к отечеству, здоровому образу жизни, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях;

  • Организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности;

  • Корректировать собственную физкультурно-спортивную деятельность и деятельность занимающихся в зависимости от результатов контроля.

Владеть:

  • Методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по вовлечению населения в занятии спортом, рекреационной деятельностью;

  • Навыками самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой;

  • Образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе.

Вопросы по теории и практике адаптивной физической культуры, выносимые на государственный экзамен

  1. Основные виды адаптивной физической культуры и их краткая характеристика.

  2. Характеристика объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре.

  3. Основные аксиологические концепции отношения к лицам с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья: «инвалидизм», «социальная полезность инвалидов», «личностно-ориентированная концепция».

  4. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры.

  5. Задачи и методика лечебной физической культуры при сколиозах.

  6. Характеристика двигательных качеств (ловкость, гибкость, сила, выносливость, быстрота).

  7. Механизм действия физических упражнений у лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

  8. Организация адаптивного физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в системе специального и массового образования.

  9. Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.

  10. Характеристика функций адаптивной физической культуры.

  11. Характеристика принципов адаптивной физической культуры.

  12. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

  13. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением зрения.

  14. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением слуха.

  15. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением интеллекта.

  16. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

  17. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

  18. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде.

  19. Физическая реабилитация при нарушениях осанки.

  20. Этапы физической реабилитации при переломах конечностей, цели и задачи каждого этапа.

  21. Развитие и совершенствование силовых способностей у глухих и слабослышащих.

  22. Развитие и совершенствование скоростных способностей у слепых и слабовидящих.

  23. Развитие и совершенствование выносливости у детей с поражением опорно-двигательного аппарата.

  24. Развитие и совершенствование гибкости у детей с нарушением интеллекта.

  25. Цель, задачи и организация адаптивной двигательной рекреации.

  26. Цель, задачи и организация физической реабилитации.

  27. Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов.

  28. Дозирование физических нагрузок в адаптивной физической культуре.

  29. Классификация форм занятий в адаптивном физическом воспитании, их особенности и характеристика.

  30. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 3-4 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

  31. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 1-2 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

  32. Особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом, причины и проявления раннего детского аутизма.

  33. Методика лечебной физической культуры при бронхиальной астме.

  34. Понятие о физическом дефекте, его структура, соотношение параметров первичного дефекта и особенности образования вторичных нарушений.

  35. Игра и ее роль в психическом развитии дошкольника с отклонениями в состоянии здоровья на примере слепых и слабовидящих

  36. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития, классификация задержек психического развития.

  37. Особенности физической реабилитации при заболеваниях легких.

  38. Педагогический эксперимент (понятие, виды, организация и методика проведения).

  39. Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности ее формирования.

  40. Этапы физической реабилитации при сердечно-сосудистой патологии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 210100

    Программа
    ... «____»_________ 2004 г. ПРОГРАММА итоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена по специальности 210100 «Управление ... области; 1.3. Регламент проведения итоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена Программа и примеры тестов ...
  2. Итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 - «регионоведение» для студентов бакалавриата (профили «европейские исследования» «североамериканские исследования») санкт-петербург

    Программа
    ... Н. Новикова __________________________ ПРОГРАММА ИТОГОВОГОГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА по направлению 032300 - ... работы. 2.Структура государственногомеждисциплинарногоэкзаменаГосударственныймеждисциплинарный экзамен по направлению ...
  3. Итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению «международные отношения» 030700 для студентов бакалавриата санкт-петербург

    Программа
    ... отношений профессор К.К.Худолей __________________________ ПРОГРАММА ИТОГОВОГОГОСУДАРСТВЕННОГОМЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГОЭКЗАМЕНА по направлению «Международные отношения» 030700 ...
  4. ПРОГРАММА проведениЯ итоговОГО государственнОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

    Решение
    ... , что отражается в Программе итоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена по специальности. 23. Итоговыйгосударственныймеждисциплинарныйгосударственный экзамен включает контрольные вопросы ...
  5. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена для студентов по специальности 070601 «дизайн» москва 2009

    Программа
    ... МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММА итоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена для ... Т.В., архитектор Цветков В.А. Программа итоговогогосударственногомеждисциплинарногоэкзамена по специальности 070601 «Дизайн». ...

Другие похожие документы..