Главная > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждено

на заседании Ученого совета

«____» ________________2011 г.

Председатель Ученого совета

Ректор ТГПУ___________ В.В. Обухов

программа

Итогового государственного междисциплинарного экзамена

«Теория и практика адаптивной физической культуры»

для слушателей, обучающихся по программе профессиональной переподготовки по профилю основной профессиональной образовательной программы
032102 «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)»

Томск, 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Итоговый государственный междисциплинарный экзамен слушателя, окончившего курсы профессиональной переподготовки, предназначен для комплексной оценки уровня знаний слушателя с учетом целей обучения, вида дополнительной профессиональной образовательной программы, установленных требований к содержанию программы обучения; для установления соответствия уровня знаний слушателя квалификационным требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура); для рассмотрения вопросов о предоставлении слушателю по результатам обучения права вести профессиональную деятельность в сфере адаптивной физической культуры и выдаче диплома о профессиональной переподготовке. Итоговый государственный междисциплинарный экзамен проводится в форме итогового междисциплинарного по программе обучения, включающего вопросы следующих дисциплин: «Теория и организация адаптивной физической культуры», «Социальная защита инвалидов», «Физиология человека», «Врачебный контроль в адаптивной физической культуре», «Научно-методическая деятельность» и основных дисциплин специальности: «Психология болезни и инвалидности», «Физическая реабилитация», «Специальная психология», «Специальная педагогика», «Частные методики адаптивной физической культуры», «Технологии физкультурно-спортивной деятельности».

Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена составлена в соответствии с Рекомендациями по итоговой государственной аттестации слушателей образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Настоящая программа включает: требования к уровню подготовки слушателя, процедуру проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена, критерии оценок ответов слушателей, вопросы итогового государственного междисциплинарного экзамена, списки основной и дополнительной рекомендуемой литературы.

Требования к уровню подготовки слушателя по программе профессиональной переподготовки по профилю основной профессиональной программы

032102 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

В области общепрофессиональных дисциплин слушатель должен знать:

  • историю, закономерности принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;

  • отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма;

  • эффективности средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола;

  • морфо-функциональные особенности людей разного возраста и пола санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля профилактику травматизма;

  • психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;

  • психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, спортивных команд, психопедагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой;

  • организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;

  • психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;

  • факторы, определяющие профессиональное мастерство в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;

  • психолого-педагогические особенности профессионального общения;

  • специальную терминологию физкультурно-спортивной отрасли;

  • состояние информационного обеспечения в сфере физической культуре и спорта;

  • основы моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной деятельности;

  • основы математизации и формализации знаний о физической культуре и спорта;

  • компьютерные программы, обеспечивающие решение практических задач в сфере физической культуре и спорта.

Слушатель должен уметь:

  • определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека;

  • планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;

  • применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудивизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику и т.п.);

  • с позиций достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и использовать полученную информацию при построении и планировании занятий;

  • использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирование здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных занятиях;

  • организовать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности;

  • используя педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их;

  • оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

  • использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;

  • использовать компьютерную технику для решения конкретных задач физкультурно-спортивной направленности;

  • владеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандисткой работой по вовлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельности;

  • владеть образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе;

  • уметь корректировать собственную преподавательскую, тренерско-педагогическую и спортивно-организаторскую деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

  • иметь навык самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой.

В области специальных дисциплин слушатель должен знать:

  • содержание, формы и методы планирования и организации учебно-тренировочной и соревновательной работы по базовым видам физкультурно-спортивной деятельности и воспитательной работы в коллективе занимающихся;

  • основы теории и методики обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности;

  • историю, теорию и методику избранной физкультурно-спортивной специализации;

  • принципы устройства основных спортивно-оздоровительных сооружений и оборудования и правила их эксплуатации;

  • основные требования, предъявляемые к личности специалиста в области физической культуры и спорта, основы формирования профессионального мастерства специалиста;

  • приемы общения специалиста по физической культуре и спорту с коллективом занимающихся и каждым индивидумом и межличностного общения в коллективе;

  • технику безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью;

  • медико-биологические и психические факторы, определяющие уровень мастерства в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;

  • медико-биологические и психологические основы и технологию тренировки в сфере высшего спортивного мастерства;

  • организационные и экономические основы профессионального спорта.

Слушатель должен уметь:

  • в зависимости от возраста, пола, подготовленности занимающихся формировать цели и задачи физкультурно-спортивных занятий;

  • планировать уроки, учебно-тренировочные занятия, другие формы занятий с учетом медико-биологических, санитарно-гигиенических, психолого-педагогических основ физкультурно-спортивной, оздоровительной, рекреационной деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей занимающихся;

  • организовывать и проводить физкультурно-спортивные занятия с различными контингентами занимающихся от новичков до квалифицированных спортсменов и физкультурников;

  • применять на занятиях по физической культуре и спорту средства и методы, адекватные поставленным задачам;

  • использовать разнообразные формы занятий с учетом возрастных, морфо-функциональных и индивидуально-психических особенностей занимающихся, уровня их физической и спортивной подготовленности, состояния здоровья;

  • с помощью комплекса тестов оценивать уровень общей и специальной работоспособности занимающихся и на основе этого вносить коррективы в тренировочный процесс;

  • оценивать эффективность используемых средств и методов тренировки;

  • использовать технические средства и инвентарь для повышения эффективности физкультурно-спортивных занятий;

  • определять причины типичных ошибок у лиц, вовлеченных в физкультурно-спортивную деятельность, определять приемы и средства к их устранению, создавать условия самоанализа и самосовершенствования;

  • уметь применять комплекс методов и средств для формирования у обучающихся представлений и потребности здоровом образе жизни, навыков соблюдения личной гигиене, профилактике и контроля за состоянием своего организма;

  • критически оценивать и корректировать свою профессиональную деятельность;

  • разрабатывать и составлять финансовую отчетность, заключать договора на аренду, и приобретать физкультурно-спортивный инвентарь;

  • организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности.

Слушатель должен отвечать следующим требованиям:

  • знаком с основными учениями в области гуманитарных и социально-экономических наук, способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать методы этих наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

  • знает основы Конституции Российской Федерации;

  • знает этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, умеет учитывать их при разработке информационных, экологических и социальных проектов;

  • имеет целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимает возможности современных научных методов познания природы и владеет ими на уровне, необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и возникающих при выполнении профессиональных функций;

  • способен продолжить обучение и вести профессиональную деятельность в иноязычной среде (требование рассчитано на реализацию в полном объеме в течение 10 лет);

  • имеет научное представление о здоровом образе жизни, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями;

  • владеет культурой мышления, знает его общие законы, способен в письменной и устной речи правильно (логично) оформить его результаты;

  • умеет на научной основе организовать свой труд, владеет компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

  • способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

  • понимает сущность и социальную значимость своей будущей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видит их взаимосвязь в целостной системе знаний;

  • способен к проектной деятельности в профессиональной сфере на основе системного подхода, умеет строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ;

  • способен поставить цель и сформулировать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций, умеет использовать для их решения методы изученных им наук;

  • способен с позиции гуманистических и демократических ценностей анализировать отношения занимающихся к физической культуре, как части общечеловеческой культуры и здорового образа жизни, владеет умениями и навыками физического и духовного самосовершенствования;

  • готов к кооперации с коллегами по работе в коллективе, знаком с методами управления, умеет организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в условиях различных мнений, знает основы педагогической деятельности;

  • методически и психологически готов к изменению вида и характера своей деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Слушатель должен:

Знать:

  • Историю, принципы и методы отечественной системы физического воспитания различных контингентов населения, их роль и место в общей системе физической культуры;

  • Отечественный и зарубежный опыт массовой оздоровительной работы и туризма;

  • Теорию и методику обучения основным видам физических упражнений, основы тренировки в избранном виде спорта, основы организации и проведения спортивно-массовой и оздоровительной работы с различными группами населения;

  • Методы и средства проведения методической работы в области физической культуры и спорта;

  • Дидактические возможности различных методов и средств физической подготовки подрастающего поколения и взрослого населения, включая инвалидов и лиц с ограниченными функциональными возможностями, и отклонениями в состоянии здоровья;

  • Морфофункциональные особенности организма человека в норме и при различных заболеваниях, включая инвалидность, санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения врачебно-педагогического контроля, профилактику травматизма, оказание первой доврачебной помощи;

  • Организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры.

Уметь:

  • Определять общие и конкретные цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и профилактико-оздоровительной работы как составной части гармонического развития личности, укрепления ее здоровья;

  • Планировать уроки, другие формы, с учетом санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;

  • Применять в профессиональной деятельности современные методы и приемы (аудио визуальные средства, тренажеры, микропроцессорную технику и др.);

  • Осуществлять комплексный контроль в процессе занятий физическими упражнениями;

  • С позиций современных достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и каждого отдельного ученика, овладевающего физической культуры;

  • Использовать накопленные в области физической культуры и спорта ценности для воспитания патриотизма и любви к отечеству, здоровому образу жизни, потребности в регулярных физкультурно-оздоровительных занятиях;

  • Организовывать и проводить в доступных формах научные исследования в сфере профессиональной деятельности;

  • Корректировать собственную физкультурно-спортивную деятельность и деятельность занимающихся в зависимости от результатов контроля.

Владеть:

  • Методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работы по вовлечению населения в занятии спортом, рекреационной деятельностью;

  • Навыками самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой;

  • Образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе.

Вопросы по теории и практике адаптивной физической культуры, выносимые на государственный экзамен

  1. Основные виды адаптивной физической культуры и их краткая характеристика.

  2. Характеристика объекта педагогической деятельности в адаптивной физической культуре.

  3. Основные аксиологические концепции отношения к лицам с устойчивыми отклонениями в состоянии здоровья: «инвалидизм», «социальная полезность инвалидов», «личностно-ориентированная концепция».

  4. Цель и основные задачи адаптивной физической культуры.

  5. Задачи и методика лечебной физической культуры при сколиозах.

  6. Характеристика двигательных качеств (ловкость, гибкость, сила, выносливость, быстрота).

  7. Механизм действия физических упражнений у лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов.

  8. Организация адаптивного физического воспитания для лиц с отклонениями в состоянии здоровья в системе специального и массового образования.

  9. Адаптивная физическая культура и ее роль в формировании социального статуса инвалида.

  10. Характеристика функций адаптивной физической культуры.

  11. Характеристика принципов адаптивной физической культуры.

  12. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с отклонениями в состоянии здоровья.

  13. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением зрения.

  14. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением слуха.

  15. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением интеллекта.

  16. История развития адаптивного спорта среди лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

  17. Методы обучения двигательным действиям в адаптивной физической культуре.

  18. Междисциплинарная команда специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; роль и место специалиста по адаптивной физической культуре в этой команде.

  19. Физическая реабилитация при нарушениях осанки.

  20. Этапы физической реабилитации при переломах конечностей, цели и задачи каждого этапа.

  21. Развитие и совершенствование силовых способностей у глухих и слабослышащих.

  22. Развитие и совершенствование скоростных способностей у слепых и слабовидящих.

  23. Развитие и совершенствование выносливости у детей с поражением опорно-двигательного аппарата.

  24. Развитие и совершенствование гибкости у детей с нарушением интеллекта.

  25. Цель, задачи и организация адаптивной двигательной рекреации.

  26. Цель, задачи и организация физической реабилитации.

  27. Паралимпийское движение инвалидов как модель спорта здоровых спортсменов.

  28. Дозирование физических нагрузок в адаптивной физической культуре.

  29. Классификация форм занятий в адаптивном физическом воспитании, их особенности и характеристика.

  30. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 3-4 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения.

  31. Задачи, содержание, особенности организации и проведения уроков адаптивного физического воспитания в коррекционных школах 1-2 вида, психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха.

  32. Особенности воспитания и обучения детей с ранним детским аутизмом, причины и проявления раннего детского аутизма.

  33. Методика лечебной физической культуры при бронхиальной астме.

  34. Понятие о физическом дефекте, его структура, соотношение параметров первичного дефекта и особенности образования вторичных нарушений.

  35. Игра и ее роль в психическом развитии дошкольника с отклонениями в состоянии здоровья на примере слепых и слабовидящих

  36. Основные принципы коррекционно-воспитательной работы с детьми с задержкой психического развития, классификация задержек психического развития.

  37. Особенности физической реабилитации при заболеваниях легких.

  38. Педагогический эксперимент (понятие, виды, организация и методика проведения).

  39. Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности ее формирования.

  40. Этапы физической реабилитации при сердечно-сосудистой патологии.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 210100

    Программа
    ... «____»_________ 2004 г. ПРОГРАММА итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 210100 «Управление ... области; 1.3. Регламент проведения итогового государственного междисциплинарного экзамена Программа и примеры тестов ...
  2. Итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению 032300 - «регионоведение» для студентов бакалавриата (профили «европейские исследования» «североамериканские исследования») санкт-петербург

    Программа
    ... Н. Новикова __________________________ ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА по направлению 032300 - ... работы. 2.Структура государственного междисциплинарного экзамена Государственный междисциплинарный экзамен по направлению ...
  3. Итогового государственного междисциплинарного экзамена по направлению «международные отношения» 030700 для студентов бакалавриата санкт-петербург

    Программа
    ... отношений профессор К.К.Худолей __________________________ ПРОГРАММА ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА по направлению «Международные отношения» 030700 ...
  4. ПРОГРАММА проведениЯ итоговОГО государственнОГО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ЭКЗАМЕНА

    Решение
    ... , что отражается в Программе итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности. 23. Итоговый государственный междисциплинарный государственный экзамен включает контрольные вопросы ...
  5. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена для студентов по специальности 070601 «дизайн» москва 2009

    Программа
    ... МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММА итогового государственного междисциплинарного экзамена для ... Т.В., архитектор Цветков В.А. Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 070601 «Дизайн». ...

Другие похожие документы..