Главная > Методические рекомендации


Методическиерекомендации для специалистов центров дистанционного образования в субъектах Российской Федерации «Особенности организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям» с целью поддержки реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов»

Москва

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации предназначены для специалистов центров дистанционного образования (далее - ЦДО) в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с «Рекомендациями по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому» (Приложение 1), подготовленными Департаментом государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации, дистанционное обучение детей-инвалидов может осуществляться непосредственно ЦДО или его филиалом. Также возможна организация дистанционного обучения на базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося. ЦДО при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и организацию консультативно-методической помощи в дистанционном режиме.

Настоящие методические рекомендации описывают некоторые подходы к формированию модели организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям, когда дистанционное обучение осуществляется непосредственно в ЦДО. В этом случае обучающиеся зачисляются в ЦДО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате ЦДО и работающими здесь по основному месту работы или по совместительству.

Как показывает анализ моделей обучения детей-инвалидов, в настоящее время опыт применения второй модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов, при которой ЦДО обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения, обучающего детей-инвалидов по месту их жительства, сформирован в субъектах Российской Федерации недостаточно, в связи с чем его обобщение — задача будущих этапов развития проекта.

Методические рекомендации могут быть использованы для формирования структуры и штатного расписания ЦДО, для разработки образовательной программы, для разработки внутренних регламентов, для создания программ методической поддержки профессионального развития педагогов, при формировании плана воспитательной работы. В методических рекомендациях даны некоторые примеры организации обучения детей-инвалидов в ГОУ Центре образования «Технологии обучения» (Москва), которые помогут специалистам центров дистанционного образования в субъектах Российской Федерации в организации процесса обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Нормативно-правовая база дистанционного обучения детей-инвалидов

Нормативно-правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов составляют прежде всего Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 ";Об образовании";, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ ";О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. №137 ";Об использовании дистанционных образовательных технологий"; (Приложение 2).

На основании статьи 18 Федерального закона ";О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому определяется законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

Вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте Российской Федерации должны быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Дистанционное обучение в системе образования

Система образования должна быть способна не только вооружать знаниями обучающегося, но и, вследствие постоянного и быстрого обновления знаний в нашу эпоху, формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, умения и навыки самообразования. Образование должно в итоге стать таким социальным институтом, который был бы способен предоставлять человеку разнообразные наборы образовательных услуг, позволяющих учится непрерывно.

По мнению ведущих отечественных специалистов в области образования, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:

  • повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;

  • обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;

  • обеспечение большей доступности образования для населения путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

  • повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).

В настоящее время процесс информатизации общества стал одним из наиболее значимых глобальных процессов современности. Информатизация как объективная закономерность является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития страны, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения образования.

В современных социально-экономических условиях одной из задач, которая стоит перед российской системой образования, является предоставление широким слоям населения качественного и доступного образования. Исследование рынка образовательных услуг в России показывает, что оформился контингент лиц, остро нуждающихся в образовательных услугах, выходящих за рамки традиционной системы образования. К их числу относятся и дети-инвалиды.

Историко-педагогический анализ проблем становления и развития ДО в России и за рубежом показал, что в настоящее время в мире накоплен положительный опыт реализации систем дистанционного обучения (СДО). В России также интенсивно развиваются система ДО в высшей школе и корпоративное ДО, начинает развиваться система ДО в общем и дополнительном образовании школьников.

Анализ отечественной и зарубежной теории и практики ДО позволяет отметить характерные особенности, присущие ДО. Среди них:

  1. «Гибкость». Обучающиеся, занимаются в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учится столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным дисциплинам.

  2. «Модульность». В основу программ ДО закладывается модульный принцип. Каждая отдельная дисциплина (учебный курс) который освоен обучаемся, адекватен по содержанию определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых учебных курсов формировать учебный план, отвечающий индивидуальным или групповым потребностям.

  3. «Дальнодействие». Расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения (при условии качественной работы связи) не является препятствием для эффективного образовательного процесса.

  4. «Асинхронность». Подразумевает тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый работают по удобному для каждого расписанию.

  5. «Охват». Эту особенность иногда называют также «массовостью». Количество обучающихся не является критичным параметром.

  6. «Рентабельность». Под этой особенностью подразумевается экономическая эффективность ДО.

  7. «НИТ» (новые информационные технологии). В ДО используются все виды информационных технологий, но преимущественно новые информационные технологии, средствами которых являются компьютеры, компьютерные сети, мультимедиа системы и т. д.

  8. «Социальность». ДО в определенной степени снимает социальную напряженность, обеспечивая равную возможность получения образования независимо от места проживания и материальных условий.

  9. «Интернациональность». ДО обеспечивает удобную возможность экспорта и импорта образовательных услуг.

Перечисленные особенности определяют преимущества ДО перед другими формами получения образования, но одновременно предъявляют определенные специфические требования как к преподавателю, так и к учащемуся.

Дистанционное обучение в идеальном случае:

  • предоставляет возможность проходить обучение, не покидая места жительства и в процессе производственной деятельности;

  • обеспечивает широкий доступ к образовательным отечественным и мировым ресурсам;

  • предоставляет возможность получить образование для решения разных жизненных задач и при любом уровне начального образования и подготовки;

  • предоставляет возможность организации процесса самообучения наиболее эффективным для себя образом и получения всех необходимых средств для самообучения;

  • предоставляет возможность прерывания и продолжения образования в зависимости от индивидуальных возможностей и потребностей;

  • значительно расширяет круг людей, которым доступны все виды образовательных ресурсов без возрастных ограничений;

  • снижает стоимость обучения за счет широкой доступности к образовательным ресурсам;

  • позволяет формировать уникальные образовательные программы за счет комбинирования курсов, предоставляемых образовательными учреждениями;

  • позволяет повысить уровень образовательного потенциала общества и качества образования;

  • повышает социальную и профессиональную мобильность населения, его предпринимательской и социальной активности, кругозора и уровня самосознания;

  • сохраняет и развивает единое образовательное пространство на территории РФ и зарубежных стран, где проживает русскоязычное население.

Дистанционное обучение обладает рядом качеств, которые делают его весьма эффективным при работе с детьми-инвалидами. За счет применения дистанционых образовательных технологий не только реализуется право детей-инвалидов на образование — они получают возможность общения со сверстниками. Оказывается возможным реализовать такие модели образовательного процесса, которые не осуществимы в обычной школе. Например, в обычной школе сложно реализовать индивидуализацию, хотя бы потому, что невозможно «рассадить» множество детей по отдельным помещениям. Для детей, которые большую часть времени учатся, находясь у себя дома, проблема индивидуализации получает очевидное решение, хорошо это или плохо, но дети уже «рассажены». Каждый ребенок занимается по удобному для него расписанию и в удобном для него темпе; каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины. Поскольку предлагаемые учащемуся учебные материалы имеются в цифровом (электронном) виде, то не возникает и проблемы, как учащимся с разным уровнем подготовки и способностей пользоваться одним учебником. Для каждого можно подобрать материал, соответствующий его зоне ближайшего развития, и корректировать его объем и трудность в соответствии с результатами учащегося.

Органично реализуются различные модели совместной деятельности учащихся: совместное решение учебных задач, совместное выполнение проектов, обмен знаниями.

При дистанционном обучении учитель ведет за руку каждого ученика. Специальная учебная среда позволяет прокомментировать каждую работу ученика, дать рекомендации по исправлению ошибок – работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи.

Интеграция современных информационных технологий в систему основного и дополнительного образования детей-инвалидов и внедрение системы дистанционного обучения позволит решить такие проблемы как:

  • приобретение недостающих навыков и знаний по изучаемым предметам (доступ к многочисленным информационным ресурсам);

  • получение детьми-инвалидами дополнительного образования по предметам, способствующим их социализации, развитию творческих способностей, активизации учебного процесса;

  • развитие творческих способностей и приобретение начальных профессиональных навыков, которые лягут в основу будущей профессии;

  • приобретение нового опыта общения с высококвалифицированными педагогами, со сверстниками, друзьями, решение коллективных задач, создание и работа над проектами;

  • использование новейших технологий в качестве средств социальной реабилитации и адаптации инвалидов в общество;

  • обучение инвалидов работе с новейшими компьютерными технологиями, работе в компьютерных сетях и Интернета.

Особенности структуры, штатного расписания ЦДО

Структура, штатное расписание ЦДО должны обеспечивать реализацию целей его деятельности по дистанционному обучению детей-инвалидов, в соответствии с Уставом, Положением, образовательной программой. При разработке структуры, штатного расписания ЦДО необходимо учитывать задачу развития инновационного потенциала образовательного учреждения, его активную роль в развитии системы образования в субъекте Российской Федерации. Структура, штатное расписание ЦДО должны обеспечивать высокую технологичность образовательного процесса и коммуникационных потоков, документооборота.

В зависимости от содержания и основных направлений деятельности, в штате ЦДО могут быть предусмотрены должности методиста, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, врачей-специалистов, медицинской сестры, специалиста по ЛФК, педагога дополнительного образования, оператора, техника, инженера ИТ, инженера-программиста, системного администратора, социолога, лаборанта, водителя и другие.

Введение в штатное расписание специалистов инженерно-технической службы обосновано тем, что они выполняют необходимые для эффективной деятельности ЦДО функции, в том числе:

  • осуществляют техническое администрирование информационной среды ЦДО, контролируют и поддерживают ее работоспособность;

  • обучают и консультируют разработчиков курсов по вопросам создания учебного контента информационной среды;

  • обеспечивают техническое сопровождение оборудования и информационных сетей;

  • осуществляют поиск новых электронных средств обучения, включают их в информационную среду;

  • осуществляют аппаратную и программную поддержку педагогов, обеспечение их специализированными техническими средствами;

  • консультируют учащихся, их законных представителей, педагогический состав ЦДО по вопросам использования специализированного программного обеспечения, комьютерного и периферийного оборудования.

Введение в штатное расписание специалистов коррекционно-психологической службы службы обосновано тем, что они выполняют необходимые для эффективной деятельности ЦДО функции, в том числе:

  • организуют и проводят первичную и текущую психодиагностику учащихся;

  • составляют индивидуальные психолого-педагогические портреты учащихся и рекомендации для педагогов по особенностям работы с конкретными учащимися;

  • оказывают психологическую поддержку учащимся на всех этапах учебной деятельности;

  • участвуют в формировании малых групп по принципу психологической совместимости;

  • изучают профессиональные планы обучающихся и ведут профориентационную работу;

  • проводят семейное консультирование и консультирование педагогов дистанционного обучения;

  • проводят логопедическое обследование при нарушениях письменной речи;

  • составляют рекомендации психолого-валеологического и психолого-педагогического характера для обучающихся и их родителей.

Подобные обоснования могут быть приведены специалистами ЦДО по любой категории работников, в зависимости от содержания и основных направлений деятельности образовательного учреждения.

Ниже приведена структура ГОУ Центра образования «Технологии обучения», которая может быть использована в качестве ориентира при разработке структуры и штатного расписания ЦДО в субъектах Российской Федерации.

Административно-управленческий персонал

Наименование должности

Количество ставок

Директор

1

Зам. директора по учебной работе

1

Зам. директора по информационным

технологиям

1

Зам. директора по АХЧ

1

Зам. директора по безопасности

1

Зам. директора по экспериментальной работе

1

Руководитель отдела платных

образовательных услуг

1

Итого

7

Отдел кадров

Руководитель отдела

1

Документовед

1

Специалист по кадрам

1

Итого

3

Школьное подразделение

Руководитель – Зам. директора по учебной

работе

Наименование отделов

Количество ставок

Учебный отдел

50.5

Отдел психолого-педагогического

сопровождения

15

Отдел дополнительного образования

9

Итого

74.5

Учебный отдел

Руководитель - Зам. директора по учебной

работе

Зам. директора по учебно-воспитательной

работе в начальной ступени

1

Зам. директора по учебно-воспитательной

работе в средней ступени

1

Зам. директора по учебно-воспитательной

работе в старшей ступени

1

Зам. директора по воспитательной работе

1

Секретарь учебной части

1.5

Библиотекарь

1.5

Делопроизводитель

1

Методист

10

Инженер по информационным технологиям

9.5

Техник

10

Ст. лаборант

3

Лаборант

6

Зав. складом

1

Кладовщик

1

Подсобный рабочий

2

Учителя

Согласно тарификации

Итого

50.5 без учета учителей

Отдел психолого-педагогического сопровождения

Руководитель отдела

1

Педагог-психолог

9

Социальный педагог

3

Учитель-дефектолог

согласно тарификации

Учитель-логопед

согласно тарификации

Техник

2

Итого

15

Отдел дополнительного образования

Руководитель отдела

1

Социальный педагог

6

Ст. лаборант

1

Лаборант

1

Педагог дополнительного образования

согласно тарификации

Итого

9

Финансово-экономическое подразделение

Руководитель – зам. директора по

экономическим вопросам

Наименование отделов

Количество ставок

Бухгалтерия

8.5

Отдел по работе с контрактами

6

Итого

17

Бухгалтерия

Главный бухгалтер

1

Зам. главного бухгалтера

1

Бухгалтер

4

Экономист

1.5

Кассир

1

Итого

8.5

Отдел по работе с контрактами

Руководитель отдела

1

Зам. руководителя отдела

1

Специалист по работе с контрактами

1

Инженер по информационным технологиям

1

Методист

2

Итого

6

Информационно-коммуникационное подразделение

Руководитель – Зам. директора по

информационным технологиям

Наименование отделов

Количество ставок

Отдел оперативной обработки

коммуникационных обращений

20

Отдел обеспечения Интернет-деятельности

11

Отдел технической поддержки

11

Итого

42

Отдел оперативной обработки коммуникационных обращений

Руководитель отдела

1

Администратор АТС

1

Оператор цифровой АТС

6

Оператор базы данных

8

Оператор диспетчерского движения

1

Инженер по информационным технологиям

3

Итого

20

Отдел обеспечения Интернет - деятельности

Системный администратор

2

Инженер-программист

5

Инженер по информационным технологиям

1

Техник

3

Итого

11

Отдел технической поддержки

Инженер по обслуживанию техники

4

Системный администратор

1

Оператор базы данных

3

Техник

3

Итого

11

АХЧ-подразделение

Руководитель – зам. директора по АХЧ

Наименование подразделений

Количество ставок

Хозяйственный отдел

29.5

Итого

29.5

Хозяйственный отдел

Руководитель - зам. директора по АХЧ

Инженер по обслуживанию зданий и сооружений

1

Инженер по технике безопасности

1

Завхоз

1

Механик

1

Техник

1

Рабочий по комплексному обслуживанию

(уборщица, дворник)

7.5 по нормативу

Рабочий по текущему ремонту зданий

3

Водитель

11

Гардеробщик

2

Дворник

2

Итого

29.5

ИТОГО по ГОУ Центра образования «Технологии

обучения»

169.5




Похожие документы:

  1. ПРОЕКТ Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по модернизации общеобразовательных учреждений путем организации в них систем дистанционного обучения Москва 2011 Оглавление

    Методические рекомендации
    ... 2011г.). 4 Рекомендациипо созданию условий длядистанционногообучениядетей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому /dok/akt/6311; Методическиерекомендациипо теме «Особенностиорганизацииобучениядетей-инвалидовподистанционнымтехнологиям» ...
  2. Аналитические материалы о состоянии гражданско-патриотического образования в субъектах российской федерации оглавление введение

    Аналитические материалы
    ... организации правового пространства ОУ методическимрекомендациям федерального Центра гражданского образования; проанализировать состояние повышения квалификации по проблемам развития ...
  3. Нормативные основания внедрения и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при реализации комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования

    Закон
    ... / 12 Рекомендациипо созданию условий длядистанционногообучениядетей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому /dok/akt/6311; Методическиерекомендациипо теме «Особенностиорганизацииобучениядетей-инвалидовподистанционнымтехнологиям» ...
  4. Проект комплексные рекомендации органам исполнительной власти субъектов российской федерации

    Закон
    ... органами управления образованиемсубъектаРоссийскойФедерации. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3. МЕТОДИЧЕСКИЕРЕКОМЕНДАЦИИДЛЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВРОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОРЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ...
  5. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных учреждений осуществляющих обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий

    Учебно-методическое пособие
    ... пореализации Закона КО "О социальной поддержкеинвалидов" (с изменениями, 2010г.) организационно-методическое обеспечение образованиядетей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий осуществляет ...

Другие похожие документы..