Главная > Вопросы к экзамену


  1. Как успешно сдать экзамены

Экзамены — пора усталости, страхов, слез. Можно ли сдать их легко, без ненужных волнений, которые так истощают молодой организм?

Проецируйте успех

Чтобы успешно сдавать любые экзамены, нужно самому в первую очередь настроиться на хороший ответ. Готовясь к экзамену, представляйте, будто уже отвечаете. Мысленно представьте педагога, которому будете сдавать экзамен, обста­новку кабинета — потом, попав в уже «знакомую» ситуацию, вам будет проще изложить материал. Вспомните случай, когда вам удалось получить хорошую отметку. Какой это был предмет, во что вы были одеты, какая была погода? Вспомните ту ситуацию, ког­да вы были уверены, что можете свернуть горы, прочувствуйте этот позитивный настрой и в таком настроении идите на экзамен.

Не хотите мыть голову — не мойте. Ходить на экзамены в одной и той же одежде, не мыть голову накануне, ставить свечку в церкви, «зомбировать» себя на конкретный билет… Ничего плохого в этих «заморочках» нет: таким способом человек создает себе программу позитивного настроя, уверенности. Если такие методы работают, можете придерживаться их.

Старайтесь понравиться педагогу. Учащиеся, отвечая на экзаменах, пересказывают материал своими словами. У каждого преподавателя есть набор любимых слов, фраз, которые он повторяет чаще всего. С самой первой лекции записывайте такие словечки и выражения лектора, а на экзамене старайтесь говорить его язы­ком — тогда он почувствует в вас единомышленника.

Пишите шпаргалки. Людей можно разделить на три типа: с образной, слуховой и моторной памятью. Образное (или зритель­ное) восприятие преобладает у тех, кому, чтобы хорошенько усвоить информацию, необходимо видеть текст, схемы, формулы. Звуковое — у тех, кто легко воспринимает текст и задачи на слух. Реже всего встречаются люди, восприятие которых основано на ощущениях: они запоминают только то, что своей рукой написа­ли, начертили, нарисовали.

Подумайте, как вам легче всего запомнить материал: прочитать, прослушать или записать? В первом случае готовьтесь к экзамену с помощью книг, записей и наглядных пособий, во втором — записывайте лекции на диктофон и прослушивайте перед экзаменом. Если же не получается ни так, ни этак — ничего не подела­ешь, готовьте шпаргалки. Они заставят работать вашу моторную память, а на экзамене… вовсе не понадобятся. Ни пуха ни пера!

2. Как научиться сдавать экзамены?

И надо ли специально этому учиться? Ведь экзамены — проверка знаний: знаешь хорошо предмет — хорошо и ответишь. Но каждому, кто хоть раз в жизни их сдавал, особенно устные, известно, что у преподавательского стола происходит не только проверка знаний, но и проверка личности — трудная, часто требующая мобилизации всех умственных и душевных сил. Психологи относят экзамены к наиболее сложным стрессовым ситуациям, предъявляющим особое требование к человеку, его личностным качествам, к его психической устойчивости.

Умение не теряться в сложных ситуациях, даже если они повто­ряются достаточно часто (как, например, ответ у доски), само собой не приходит — нужны специальные занятия. И во много раз увеличивается необходимость такой тренировки при подготовке школьника и студента к экзаменам.

Часто на экзаменах бывает такое: вышел отвечать — руки затряслись, в глазах потемнело, все вылетело из головы. Это объясняется различием в эмоциональных состояниях: спокойном, расслабленном при домашней подготовке и напряженном, взволнованном при ответе на устном экзамене. А так как волнение во много раз больше, чем при обычном ответе у доски, то и возника­ет паническое ощущение: «Ничего не помню...»

При подготовке к экзаменам рекомендуется обратить особое внимание на упражнения, позволяющие сблизить эти разные состояния. Представим последовательность этой подготовки.

Школьнику необходимо:

  • Составить и как можно лучше выучить план ответа на каждый вопрос в билетах. Кстати, ЕГЭ целесообразно также сдавать по билетам. Во всяком случае, их стоит подготовить дома и готовиться к ответу на каждый вопрос, составляя подробный письменный план.

  • Нужно оставить один день перед экзаменом на то, чтобы рас­сказать материал билетов другу или кому-то из родителей, слов­но отвечаете комиссии на экзамене. Если придется экзаменовать себя самому (перед зеркалом!), школьнику или студенту надо мысленно оценить, как он управляет своей мимикой, голосом, жестами. Билеты надо брать не по порядку (первый, второй), а вразбивку. Каждый раз, прежде чем отвечать, полезно написать план ответа. Отвечая, надо пользоваться этим планом — ведь на экзамене можно обращаться к записям, сделанным при подготовке.

  • К каждому билету требуется решить задачу, разобрать предложение и т. п. полностью, как на экзамене. Стоит продумать, ка­кие могут быть дополнительные вопросы, и подробно на них ответить.

  • За несколько дней до экзамена надо мысленно «проиграть», представить себе во всех деталях то, как будет проходить экзамен и как вы будете отвечать.

Попробуйте представить себе ситуацию, как будто дело касается совсем постороннего человека — и найдите для него лучший ответ, лучшую форму поведения.

  • Накануне экзамена, наоборот, стоит постараться «увидеть» си­туацию экзамена, представив ваши чувства, переживания, во­образить себя в том эмоциональном состоянии. Можно представить себе и страх в тот момент, когда будете брать билет, а затем — как этот страх пропадет...

Нужно, чтобы студент или школьник мысленно увидел себя собранным (пусть представит, как это происходит), спокойно и чет­ко отвечающим на все вопросы. Важно «видеть» все рельефно, живо, в деталях, представить все возможные варианты переживаний и действий.

3. Как вести себя во время экзамена?

  • Взяв билет, надо продумать план ответа (не пугайтесь, если не вспомните тот, который записывали дома) и записать его (не забыв в каждом пункте привести необходимые примеры). Если, кажется, что ничего не помните, самое главное — не впа­дать в панику. Надо разделить лист бумаги на две части: на ле­вой написать — «Что я знаю», на правой — «Что мне неизвестно». Затем, вспоминая, как вы отвечали на вопросы билета дома, надо в левой части записать все, что вы смогли вспомнить: правила, примеры, отдельные положения, элементы доказа­тельств и т. п. Не беда, если это будет записано в беспорядке. В правой части надо указать, что именно вы не можете вспом­нить. Обе части листа заполняются одновременно, но время от времени надо просматривать правую часть и вычеркивать то, что уже вспомнилось. Даже если вы ответите не все, но изложите то, что знаете, четко и логично, это будет лучше, чем демон­стрировать экзаменаторам словесную и смысловую «кашу». Данные рекомендации полностью относятся и к сдаче ЕГЭ, поскольку на его подготовку в аудитории дается время. Постарайтесь правильно его распределить.

  • Тщательно выполните решение задачи (грамматический разбор), продумайте, какие вопросы могут быть вам заданы.

  • Подготовку надо постараться закончить на одну-две минуты раньше того, как вы пойдете отвечать. В это время, не заглядывая в листок, можно повторить план ответа и вспомнить ход решения задачи или выполнения другого задания и воссоздать в памяти то состояние, в котором вы находились, когда отвечали на вопросы билета дома.

• Отвечая на экзамене, обязательно надо пользоваться письмен­ным планом, приводить примеры, которые вы приводили при под­готовке к ответу.

И последнее. Для некоторых студентов и школьников, как правило, неуверенных, очень большое значение имеет оценка, которую они должны (как им представляется) получить на экзамене. При этом они чаще всего «видят» лишь одни крайние отметки: либо «5», либо «2». Это объясняется неустойчивостью самооценки мо­лодых людей. Ведь неуверенность в себе — это колебания между высокой и низкой оценкой своих возможностей и достижений. И внешняя оценка (особенно в такой важной ситуации, как экза­мен) как бы призвана разрешить этот конфликт, доказав школь­нику и студенту, что он действительно способный человек или, напротив, утвердив его в представлениях о собственной никчемности. Поэтому промежуточные отметки — «4», «3» —часто не устраивают таких школьников и студентов, воспринимаются ими как неуспех. Экзамен для них в значительно большей степени, чем для остальных,— не просто проверка знаний по определенному предмету, а оценка способностей в целом.

Такое отношение к экзамену еще больше усиливает эмоциональное возбуждение экзаменующегося. А психологам известно, что и слишком большое возбуждение, и подавленность, апатия ведут к ухудшению результатов деятельности. Таким образом, получается как бы заколдованный круг. И чтобы разорвать этот круг, ро­дителям следует постоянно ориентировать своих детей не на полу­чение отметки, а на получение знания. Детям полезно внушать, что знать можно (и нужно) на «твердую четверку», «пятерка» на экзамене — это дело случая. Полезно также познакомить их с точ­ными критериями оценок (за что ставится «5», «4» и т. д.) и в процессе подготовки к экзамену придирчиво обсуждать, на какую отметку «тянет» каждый ответ, а не выносить приговор способностям и жизненным перспективам своего сына или дочери.

4. Как быстро подготовиться к экзамену Что учить

Прежде чем что-то учить, надо определиться, какие источники вы будете использовать. Обычно информации либо слишком много, либо слишком мало.

В первом случае советуют из множества учебников выбрать один-два (если это, например, история России — стоит изучить школьные учебники и краткий курс лекций преподавателя того вуза, в который поступаешь или в котором учишься). Прекрасно, если есть возможность использовать видео- и аудиоматериалы — они лучше запомнятся. Если есть конспекты — обязательно их изучите.

Если предмет технический — лучше обратить внимание на формулы. Если формула слишком длинная или труднозапоминаемая — обратите внимание на составляющие, которые ее образуют. Если формулу вам еще сможет подсказать сосед, то объяснять преподавателю, «что такое X с чертой», будете вы сами.

Обычно на лекциях преподаватели рекомендуют большое коли­чество литературы. Иногда в библиотеке вуза хранятся отпечатанные курсы лекций преподавателей.

Репетитор — это, конечно, хорошо, но этот вариант отличается тем, что стоит денег. Если денег нет — это тоже не конец света. Да, надо постараться разобраться во всем самому. К репетитору, к зна­комому отличнику, к преподавателю лучше приходить с конкретным вопросом или с конкретной темой, которая непонятна. Этим вы сэкономите и свое, и его время.

Интернетом при подготовке лучше пользоваться, когда знаете, что именно вас интересует, иначе процесс поиска информации займет больше времени, чем ее усвоение.

Ваши друзья или знакомые будут полезны только в том случае, если они хорошо знают материал; вы знаете, что у них надо спро­сить. Кроме того, далеко не каждый человек обладает способностью понятно объяснять. Если данным критериям ваши знакомые не соответствуют — восемьдесят процентов из ста, что вы напрасно потеряете время. Примите это к сведению.

Важный вопрос: как запоминать материал? На этот счет существуют разные мнения. Удачный способ запоминания — мнемотех­ника (мнемоника). Что это такое? Система эта комплексная, вклю­чающая в себя, в частности, запоминание ассоциативное.

Надо запомнить дату — попробуйте вспомнить, что эта дата значит для вас лично. Может, это день рождения вашего друга? А может, в этот день вы впервые что-то сделали, куда-нибудь съез­дили? Или эта дата напоминает чей-то телефон?

Надо запомнить формулу? Нужно посмотреть на нее под другим углом. Попробуйте прочитать ее как слово. Сопоставьте каждое выражение.

Удобно запоминать какие-либо определения, сведения, соотнося их с тем, что вы уже знаете. Заучиваете какое-то длинное определение — попробуйте его упростить. Важно понять суть определения, а не заучивать его. Редко кто из преподавателей воспри­нимает в штыки ваше изложение определения своими слова­ми вместо заученного варианта. Ведь если вы можете переска­зать определение своими словами — значит, вы его понимаете, а, следовательно, знаете материал.

Людям с развитой зрительной памятью полезнее будет читать материал. Тем, у кого развита моторная память, лучше будет еще раз записать материал.

Вечером позвольте себе расслабиться — прогуляйтесь, поболтай­те с приятелями по телефону, почитайте детектив, зайдите в гос­ти к друзьям... Но вернитесь домой до полуночи. Если вы не выс­питесь — «сон» на экзамене чреват пересдачей!

Перед сном советую просмотреть пройденные материалы: глядя на заголовок, вспомнить общее содержание вопроса (если не получается — посмотрите раздел). Психологи утверждают, что лучше всего запоминается информация на сон грядущий и во время пробуждения.

Можно писать шпаргалки! Во время написания шпаргалок вы еще раз прорабатываете материал. Но пользоваться ими не стоит. Когда в кармане лежит шпаргалка — голова работает плохо. Так что лучше написать и оставить дома.

5. Как сдавать ЕГЭ

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Учителям следует активнее вводить те­стовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что «нельзя научиться плавать, стоя на берегу». Особый интерес в этом плане представляют издаваемые Центром тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по 11-й класс, с их помощью можно оценить уровень усвоения материала. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструк­ции тестовых заданий, учащийся практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

При этом основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и пр., то есть в слу­чаях, когда обстановка не столь эмоционально напряженная. Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к ним, позволяют более успеш­но вести себя во время таких испытаний, но и способствуют развитию навыков мыслительной работы, в общем, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, управлять собственными эмоциями.

6. Советы родителям: Как помочь детям подготовиться к экзаменам

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после его сдачи. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным критерием его возможностей.

  • Старайтесь не беспокоить ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Детям всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент не могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может на это эмоциональ­но отреагировать.

  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, ведь чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.

• Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из до­машних ребенку не мешал. Обратите внимание на его питание: во время интенсивного умственного напряжения необходима разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.

  • Помогите ребенку распределить темы для подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не име­ет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику изложения материала. Очень полезно делать краткие схематиче­ские выписки и составлять таблицы, чтобы упорядочить изучаемый материал. Основные формулы и определения можно выписать и повесить над письменным столом, над кроватью и т. д.

  • Просмотрите различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество подобных сборников). Боль­шое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

  • Во время тренировки по выполнению тестовых заданий приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распреде­лять. Тогда у ребенка будет развит навык умения концентриро­ваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте их ему на экзамен.

  • Накануне сдачи ЕГЭ обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • Нужно пробежать глазами весь текст, чтобы определить, какого типа задания он содержит, это поможет настроиться на работу.

  • Необходимо внимательно читать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования — не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать).

  • Если ребенок не знает ответа на вопрос или не уверен в его правильности, следует пропустить этот вопрос и отметить, чтобы потом к нему вернуться.

  • Если ребенок не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить благоприятные условия для за­нятий.

Советы выпускникам: Как подготовиться к сдаче экзаменов

  • Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, ручки и т. п.

  • Можно включить в интерьер желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картины или эстампа, выдержанных в этих тонах.

  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально исполь­зуй утренние и вечерние часы. Составляя план подготовки на каж­дый день, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться, какие именно разделы и темы.

  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен.

  • Чередуй занятия и отдых; скажем, удобен следующий режим: 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

  • Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал с помощью составления планов, схем, причем в письменном виде. Планы полезно писать и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

  • Выполняй как можно больше различных тестов по этому предмету. Таким образом, ты ознакомишься с основными конструкци­ями тестовых заданий.

  • Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на выполнение одного задания в части А в среднем уходит 2 минуты).

  • Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, напротив, мысленно рисуй себе картину успеха.

  • Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить планы ответов, остановиться на самых трудных вопросах.

7. Накануне экзамена

  • Некоторые считают: для того, чтобы как следует подготовить­ся к экзамену, не хватает всего одной, последней ночи. Это невер­но. Ты уже устал, и не стоит переутомляться. Вечером накануне экзамена передохни: прими душ, сходи на прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением «бое­вого» настроя. Ведь экзамен — это своеобразное состязание, в ко­тором нужно проявить себя, показать свои возможности и способ­ности.

  • На экзамен ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами. Если в шко­ле холодно, не забудь тепло одеться, ведь экзамен идет 3 часа.

Во время тестирования:

  • В начале тестирования вам сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т. д.). Будь внимателен! От этого зависит правиль­ность твоих ответов!

  • Бланк ответов (область регистрации, сами ответы и пр.) ты заполняешь только печатными буквами! Обрати внимание на то, как пишутся некоторые буквы, например, буква «а». Часть информации записывается в кодированной форме — объяснения вам дадут перед началом тестирования.

• Экзаменационные материалы состоят из трех частей: А, В, С.

  1. В заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков отве­тов с заголовком «Номера заданий под выбором ответа из предло­женных вариантов» ты должен под номером задания пометить знаком «х» ту клеточку, номер которой соответствует номеру вы­бранного ответа.

  2. В заданиях части В ответ дается в виде одного слова или чис­ла. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком «Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора», куда ты аккуратно вписываешь печатными буквами свой ответ (слово или число) рядом с номером задания. Запись формул или математических выражений, каких-либо комментариев не допускается.

  3. В заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдель­ном бланке. Очень важно указать на специальном поле в правом верхнем углу бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные све­дения о вас (фамилия, имя, класс) не пишутся.

  • Исправления в бланке ответов крайне нежелательны. Если все-таки исправления неизбежны, то помни, что их можно делать только в заданиях типа А, используя резервные поля с заголовком «Отмена ошибочных меток». Исправления делаются только в со­ответствии с инструкцией организаторов. Количество допускае­мых исправлений — не больше шести.

  • В процедуре заполнения бланков возможны некоторые измене­ния, о которых вас обязательно проинформируют.

При получении результатов тестирования ты имеешь право ознакомиться с проверенной работой и, если не согласен с оцен­кой,

  • можешь подать апелляцию (в течение 3 дней после объявле­ния результата) в специальную комиссию.

8. Несколько универсальных рецептов для более успеш­ной тактики выполнения тестирования.

  • Сосредоточься! После выполнения предварительной части тес­тирования (заполнения бланков) постарайся сосредоточиться. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламен­тирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Пе­ред тем как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

  • Начни с легкого!Сначала отвечай на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые мо­гут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова нач­нет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты освободишься от нервозности, и вся энергия позднее будет направ­лена на решение более трудных вопросов.

  • Пропускай!Надо пропускать трудные и непонятные задания. Помни: в тексте много таких вопросов, с которыми ты обязатель­но справишься. Просто глупо недобрать очки только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, из-за того, что задержался на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

  • Читай задания до конца!Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких заданиях.

  • Думай только о текущем задании!Когда ты видишь новое задание, забудь о предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны между собой, поэтому знания, которые ты использовал в одном случае, как правило, только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать очки.

  • Исключай!Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно ис­ключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позво­ляет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти — семи (что гораздо труднее).

  • Запланируй два «прохода»!Рассчитай время так, чтобы потратить две трети всего отведенного времени на все легкие задания (первый «проход»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков в этих заданиях, а потом вернуться и спокойно подумать над труд­ными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй «проход»).

  • Проверяй!Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть хотя бы пробежать ее глазами и заметить явные ошибки.

  • Угадывай!Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, ";имеет большую вероятность.

  • Не огорчайся!Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рас­считаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

«Психология счастья. Простые решения сложных вопросов» Н.А. Шукшин

Советы бывалого…

Рекомендации учащимся по сдаче ЕГЭ

1. Советы ученикам:

У многих учеников ситуация экзамена вызывает такие яркие отрицательные эмоции, что в результате на связанную с экзаменом тревогу тратится куда больше сил, чем собственно, на то, чтобы подготовится и сдать его.

Как же подготовиться к экзаменам максимально эффективно, не тратя попусту энергию? И как действовать на самом экзамене, чтобы показать свои лучшие стороны и добиться хорошего результата?

Некоторые рекомендации по подготовке к ЕГЭ:

- не нужно экономить время на сон! Экономия времени на сне ведет к тому, что снижается продуктивность интеллектуальной деятельности в другое время суток;

- нужно относиться к экзаменам более осмысленно и потратить интеллектуальные усилия на то, чтобы выделить ключевые вопросы, смысловые блоки курса;

- делать мини-конспекты, смысловые схемы ответов;

- настраивайте себя на успех.

К ЕГЭ и подготовке к нему нужно относиться как к важной части обучения, а не как к некому препятствию, которое требуется преодолеть.

Формула самовнушения:

- Я полностью контролирую свое поведение. Я вижу трудности на своем пути и это возможности моего личностного роста.

- Я контролирую свои мысли и чувства.

- Я с каждым днем чувствую себя более уверенным.

- Я в состоянии достичь своей цели, и я достигну своей цели.

- Я представляю себя счастливым, здоровым и успешным.

- Я буду таким, каким себя представляю.

- Я спокоен и уверен в себе.

2. Советы учителям:

Учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения учащихся с 5-11 классы практически по всем предметам, выносимым на ЕГЭ. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отработать у них навык работы с тестовыми заданиями.

Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи ЕГЭ реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ЕГЭ, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовав себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Рекомендации психологов

1. Объясняйте правила заполнения бланков последовательно, четко и не спеша, чтобы облегчить учащимся понимание инструкции.

2. Наибольший вред учащимся причиняет монотонность вашей речи. Акцентируйте важные слова как способ привлечения и удержания внимания выпускников. Используйте с этой целью такие приемы, как изменение темпа речи и интонирование. Это придаст выразительность вашим словам. Если вы хотите подчеркнуть что-то, уменьшите темп и используйте приемы выразительной речи.

3. Старайтесь дать ответы на все вопросы, заданные учащимися. Перед началом экзамена предупредите выпускников, на вопросы какого характера они могут получить от вас ответ и на какие вопросы вы не имеете права отвечать.

4. Учащемуся, задавшему вопрос, отвечайте индивидуально. Это поможет избежать шума в аудитории, так мешающего учащимся сосредоточиться на выполнении задания.

5. Подбирая себе одежду, помните, что цветовое пятно может поднять настроение и, наоборот, сочетание некоторых цветов может вызвать раздражение окружающих. Постарайтесь избежать чересчур ярких, кричащих цветосочетаний, слишком вызывающих деталей костюма. Выберите туфли на «мягком» каблуке.

6. Своим поведением во время проведения экзамена показывайте пример выпускникам: сдерживайте свои эмоции. Ситуация экзамена уже сама по себе вызывает эмоциональное напряжение у экзаменующихся. Ваши реакции могут усилить состояние напряженности и беспокойства.

7. При опросе учащиеся отмечали, что во время сдачи экзамена они находятся в состоянии беспокойства, переживают отсутствие безопасности, нуждаются в подбадривании. Именно поэтому ваш стиль общения во время экзамена должен способствовать ослаблению отрицательных переживаний учащихся. Проанализируйте свой стиль общения, постарайтесь не стать дополнительной причиной волнения выпускников.

8. Помните о правилах эффективного общения.

Не используйте в общении с учащимися:

Угрозы («Если ты не прекратишь ...») Это может вызвать сопротивление, привести к вспышкам раздражения с их стороны. Выйдя из-под вашего контроля, ситуация может вылиться в конфликт. Если выпускник вызывает у вас своим поведением отрицательные эмоции, сообщите ему об этом. Не стоит подавлять гнев, сохранять спокойствие при сильном волнении. Через некоторое время чувство, как правило, прорывается и облекается в резкие слова или действия. Скажите о своих чувствах учащемуся, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, о его поведении.

9. Критику («Сколько раз уже говорили...», «Слушать надо было...»). Такие высказывания негативно влияют на состояние того, к кому обращаются. Под влиянием высказываний такого рода учащийся будет окончательно выбит из равновесия, может перестать думать и выполнять задания. Будьте готовы к тому, что всегда могут возникнуть вопросы, на которые придется дать ответ несколько раз: многие выпускники просто не слышат ответов, которые вы даете другим учащимся, или в силу разных причин пропустили то, что вы говорили для всех.

10. Мораль, нравоучения, проповеди («Ты обязан вести себя как подобает»). Обычно из таких фраз учащиеся не узнают ничего нового. Ничего не изменится оттого, что они услышат это в сто первый раз. Если вы хотите напомнить правило поведения, то предложение, в котором вы говорите о правиле, лучше строить в безличной форме. Например, стоит сказать: «В ситуации сдачи экзамена разговаривать нельзя».

11. Высмеивание («Не будь лапшой...», «Что за тупица...»). Это лучший способ помочь учащемуся разувериться в своих силах. Такими высказываниями вы продемонстрируете лишь уход от разговора. Старайтесь контролировать свои высказывания и не использовать подобные фразы в разговоре с учащимися.

12. Уговоры («Успокойся, это неважно»). Подобные высказывания нисколько не поддерживают учащегося. Они говорят лишь о том, что вы хотите, чтобы учащийся перестал испытывать те чувства, которые он испытывает в данный момент. Лучше озвучить чувства учащегося: «Я понимаю тебя, ты тревожишься (переживаешь, расстроен...)» и предложить ему вспомнить любой приемлемый для него способ снятия эмоционального напряжения.

Не забывайте, что главное препятствие на пути эффективного общения — это автоматические ответы. Поэтому старайтесь уточнить трудности, возникшие у учащегося, при помощи наводящих вопросов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Как успешно сдать экзамены?

    Вопросы к экзамену
    Какуспешносдатьэкзамены? Последний год детства, выпускной класс. ... . – 2002. - №19. – С.63-64. Колодин Е. Какуспешносдатьэкзамены//Куда пойти учиться. – 2002. - №14 ...
  2. Советы психолога как успешно сдать экзамены

    Вопросы к экзамену
    Советы психолога: какуспешносдатьэкзаменыЭкзамены — это всегда волнение и переживания… А вступительные экзамены — еще и огромная ответственность за ... ? Удачи! Какуспешносдать экзамен Создайте у себя положительную установку на сдачу экзамена. Для ...
  3. КАК Я ПОСТУПАЛ В ВУЗ

    Документ
    ... -юристов республиканского вуза нужно было успешносдатьэкзамены по праву (тест), иностранному языку ... язык, «Б» и «Г» классы – немецкий1. Соответственно у меня, как школьника, был выбор, изучать немецкий ...
  4. Что ждать студенту от весны!?

    Вопросы к экзамену
    ... свой первый день рождения Какуспешносдатьэкзамены Опрос: «Что для ... «Ψ - новости» СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА Какуспешносдатьэкзамены Приближается экзаменационная пора с ее ... помогут вам быстро и удачно сдатьэкзамены. При подготовке к экзамену повторение ...
  5. Что нужно знать и сделать чтобы сдать экзамены?

    Документ
    ... нужно знать и сделать, чтобы сдатьэкзамены? памятка выпускнику 11(12) ... аттестат итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое годовых отметок за ... минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний по ...

Другие похожие документы..