Главная > Рабочая программа


Рабочая программа 10 класс

«Согласовано»

методист Южного округа

_________ / Бутенина И.А./

«Утверждаю»

директор ГОУ СОШ № 502 им. Героя РФ А.Н. Рожкова

______ / Е.В.Альпидовская./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

изучения курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии»
для 10 класса
(2 часа в неделю)

Учитель информатики
Астанина Е.В.

Москва

2011 год

Содержание

1. Пояснительная записка. 7

2. Цели обучения в 10-м классе 8

3. Особенности изучения учебного материала в данном классе. 8

Информационные процессы, модели, объекты 9

Информационная технология работы с объектами текстового документа 9

Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети 9

Информационная технология представления информации в виде презентаций 9

Так как тема «Основы алгоритмизации» в основной школе не изучалась, то перед изучением темы «Основы программирования» предлагается изучить основные положения этой темы по учебнику Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Базовый уровень и Практикуму 8-9 класса. 9

4. Программное и методическое обеспечение. 9

1. Н.В. Макарова. Информатика и ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция).-СПб.:Питер,2007 9

2. Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень/ Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008 10

3. Информатика и ИКТ. 10 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008 10

4. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008 10

5. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Практикум / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2009 10

6. Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 классы. Базовый уровень. / Под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008 10

5. Содержание обучения в 10-м классе 10

Часть 1. Информационная картина мира 10

Раздел 1. Информационные процессы, модели, объекты. 10

Тема 1.1. Информация и данные. Свойства информации 10

какой смысл вкладывается в понятие информации; 10

какой смысл вкладывается в понятие данные; 10

отличие информации от данных; 10

каковы важные свойства информации и как они проявляются; 10

понятие адекватности информации и цель использования этого свойства; 10

понятие выборки данных, как и для чего она формируется. 10

приводить примеры из окружающей жизни для иллюстрации свойств информации; 10

определять объем информации в сообщении; 10

на примере геоинформационной системы проиллюстрировать основные свойства информации; 10

приводить примеры информации, представленной в разной форме. 10

Тема 1.2. Информационный процесс 11

понятие процесса; 11

понятие информационного процесса; 11

как воспринимается и проявляется информационный процесс в человеческом, животном и растительном мире. 11

приводить примеры процессов и информационных процессов из окружающей жизни; 11

проводить сравнение информационных процессов для человеческого, животного и растительного мира. 11

Тема 1.3 Информационная модель объекта 11

понятие модели и цель ее создания; 11

какую роль играет информация при создании модели; 11

понятие информационной модели и цель ее создания; 11

понятие адекватности информационной модели и методы ее оценки. 11

четко формулировать цель при создании модели любого типа; 11

разрабатывать информационную модель любого объекта (процесса) и оценивать ее адекватность приближенным способом; 11

представлять информационную модель в табличной форме. 11

Тема 1.4. Представление об информационном объекте 11

что такое информационная картина мира; 12

понятие информационного объекта; 12

что вкладывается в понятие «отчужденности» от объекта-оригинала; 12

в чем принципиальное отличие информационной модели от информационного объекта. 12

приводить примеры информационных объектов из окружающей жизни; 12

приводить примеры информационных объектов, существующих в компьютерной среде. 12

Тема 1.5. Моделирование в электронных таблицах 12

особенности класса задач, ориентированных на моделирование в табличном процессоре; 12

этапы построения моделей для электронной таблицы; 12

особенности формирования структуры компьютерной модели для электронной таблицы; 12

технологию проведения моделирования в среде табличного процессора. 12

составлять план проведения поэтапного моделирования в среде табличного процессора; 12

проводить моделирование в среде табличного процессора задач из разных областей; 12

проводить анализ результатов моделирования и делать выводы по его окончанию. 12

Часть 2. Программное обеспечение информационных технологий. 12

Раздел 2. Информационная технология работы с объектами текстового документа в среде Word. 12

Тема 2.1. Текстовые документы и текстовые процессоры 13

особенности основных видов текстовых документов; 13

назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов; 13

особенности интерфейса среды текстового процессора Word 2003; 13

объекты текстового документа. 13

отличать интерфейс текстового процессора от интерфейса других сред и представить эту информацию в виде таблицы; 13

провести классификацию объектов текстового документа 13

Тема 2.2. Форматирование объектов текста 13

возможности программной среды по форматированию объектов текстового документа; 13

технологию форматирования базовых объектов текстового документа: символов, абзацев, списков; 13

какой тип списка лучше выбрать для форматирования фрагмента текстового документа. 13

выделять необходимый объект текстового документа; 13

форматировать объекты (символ и абзац) текстового документа; 13

применять технологию оформления текста в виде списка; 13

задавать необходимые параметры для маркированного, нумерованного и многоуровневого списка. 13

Тема 2.3. Создание и редактирование графических изображений 13

понятие и особенности растровой графики; 14

понятие и особенности векторной графики; 14

технологию создания и редактирования векторной графики в программной среде Word; 14

основные действия с графическим объектом. 14

располагать графический объект в тексте, применяя технологию «обтекания»; 14

вставлять в текстовый документ готовые графические объекты из разных источников; 14

создавать и редактировать графический объект в программной среде Word; 14

Тема 2.4. Создание и редактирование табличных объектов 14

структуру таблицы и состав ее объектов; 14

свойства таблицы; 14

технологию работы с таблицами. 14

создавать и редактировать таблицу, как простой, так и сложной формы; 14

форматировать объекты таблицы. 14

Тема 2.5. Информационная технология работы со структурой текстового документа 14

форматы бумаги, используемые для печати текстовых документов; 14

структурные объекты текстового документа в целом (страница, разделы, колонтитулы); 14

технологию работы со структурными объектами текстового документа. 14

изменять установки параметров страницы; 15

разбивать текстовый документ на страницы; 15

разбивать текстовый документ на разделы; 15

применять технологию работы с многоколоночным текстом; 15

создавать, редактировать и форматировать колонтитулы. 15

Раздел 3. ИКТ работы в компьютерной сети. 15

Тема 3.1. Разновидности компьютерных сетей 15

назначение типовой состав компьютерной сети; 15

классификацию компьютерных сетей и характеристику каждого класса; 15

понятие и отличия сетевой и информационно-коммуникационной технологий. 15

рассказать о различиях между сервером и рабочей станцией; 15

дать характеристику локальной сети; 15

дать характеристику корпоративной сети; 15

дать характеристику глобальной сети. 15

Тема 3.2. Представление о сервисах Интернет 15

основные системы глобальной сети Интернет и их назначение; 15

правила формирования URL-адреса информационного ресурса Интернет; 15

привести характеристику каждой системы Интернет; 15

объяснить назначение каждой составляющей адреса Интернет-ресурса. 15

Тема 3.3 Информационная технология передачи информации через Интернет 16

работать в почтовой системе открытого доступа (на примере ); 16

работать в среде программы удаленного доступа HiperTerminal. 16

Тема 3.4. Этика сетевого общения 16

понятие этики сетевого общения 16

правила общения в чатах, по электронной почте, в телеконференциях. 16

корректно общаться в сети; 16

организовывать телеконференции и соблюдать этику общения; 16

проводить анализ электронных писем с точки зрения этики сетевого общения; 16

использовать сокращенные словоформы по необходимости. 16

Тема 3.5. Информационная технология поиска информации в Интернет 16

назначение поисковых систем и особенности профессионального поиска; 16

назначение основных компонент поисковой системы: робота, индекса, программы обработки запроса; 16

правила поиска по рубрикатору; 16

правила поиска по ключевым словам. 16

правила формирования сложных запросов в поисковой системе Яндекс. 16

искать информационный ресурс по URL-адресу; 17

искать информационный ресурс по рубрикатору; 17

искать информационный ресурс по ключевым словам; 17

формировать сложный критерий поиска (расширенный поиск). 17

Тема 3.6. Информационная безопасность сетевой технологии работы 17

основные меры информационной безопасности при работе в компьютерной сети; 17

основные антивирусные программы и технологию работы с ними; 17

основные меры, применяемые в технологии защиты от спама; 17

назначение брандмауера при защите информации; 17

основные правила обеспечения достоверности получаемой в результате поиска информации. 17

выполнять на собственном компьютере основные организационные меры информационной безопасности; 17

производить автоматическое обновление антивирусных программ; 17

соблюдать приведенные в учебнике рекомендации по получению достоверной информации. 17

Раздел 4. Логические основы построения компьютера 17

суть понятий высказывания, утверждения, рассуждения, умозаключения, логического выражения; 17

таблицы истинности основных логических операций: конъюнкции, дизъюнкции, отрицания; 17

правило построения таблиц истинности сложных логических выражений; 17

основные логические элементы И, ИЛИ, НЕ, используемые в схемах компьютера. 17

написать таблицу истинности для типовых логических операций; 17

построить таблицу истинности для нетипового логического выражения. 17

Раздел 5. Алгоритмизация и основы программирования. 18

основные свойства алгоритмов; 18

типы алгоритмических конструкций; 18

способы записи алгоритмов; 18

правила записи арифметических выражений на Free Pascal; 18

команды ввода и вывода данных, присваивания; 18

команды организации цикла; 18

команды, реализующие логические условия в разветвляющемся алгоритме; 18

правила оформления и отладки программы; 18

выполнять и строить простые алгоритмы для различных исполнителей: Водолей, Черепашка, Вычислитель, Робот; 18

определять результат выполнения вычислительного алгоритма по его записи в виде блок-схемы и программы; 18

производить необходимые действия с программой; 18

разрабатывать программы на Free Pascal для основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл. 18

Раздел 6. Информационная технология представления информации в виде презентации в среде Power Point. 18

Тема 6.1 Возможности программной среды подготовки презентаций PowerPoint 2003 18

назначение и функциональные возможности приложения Power Point 2003; 18

объекты и инструменты приложения Power Point 2003; 18

Тема 6.2. Информационная технология создания презентации с помощью Мастера автосодержания на тему «Техника безопасности в компьютерном классе» 19

основные объекты презентации; 19

назначение и виды шаблонов для презентации; 19

основные элементы управления презентацией; 19

технологию работы с каждым объектом презентации. 19

создавать и оформлять слайды; 19

изменять настройки слайда; 19

выбирать и настраивать анимацию текстового и графического объекта; 19

вставлять в презентацию звук и видеоклип; 19

создавать управляющие элементы презентации: интерактивное оглавление, кнопки управления, гиперссылки. 19

. 19

6. Календарно-тематическое планирование 20

7. Тесты по темам курса. 27

8. Зачетные практические работы. 34

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе федерального компонента государственного стандарта базового уровня общего образования по информатике и ИКТ (утвержден приказом Минобразования России 05.03.2004 №1089), с учетом примерной программы среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ», кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений в 2012 году и авторской программы Н.В. Макаровой.

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

Системно-информационная концепция изучения в школе образовательной области «Информатика» в учебном предмете «Информатика и ИКТ» определяет три образовательных уровня: начальный (пропедевтический) уровень; базовый уровень в основной школе; базовый уровень в старшей школе.

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающий вклад информатики в формирование целостной научной картины мира;

  • формирование понимания роли информационных процессов в биологических, социальных и технических системах; освоение методов и средств автоматизации информационных процессов с помощью ИКТ;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом ИКТ, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитания ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиции системного подхода.

Курс информатики старшей школы строится на основе содержательных линий, представленных в общеобразовательном стандарте. Эти содержательные линии можно сгруппировать в три направления: «Информационные процессы», «Информационные модели», «Информационные основы управления». Основная задача базового курса старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

2. Цели обучения в 10-м классе

Основными целями изучения информатики в 10-м классе являются:

  • развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;

  • развитие умений технологии поиска информации в Интернет;

  • закрепление и развитие навыков по моделированию и технологии обработки данных в среде табличного процессора;

  • закрепление знаний по базовым понятиям информатики;

  • закрепление и развитие навыков по технологии работы с объектами текстового документа;

  • освоение информационной технологии представления информации;

  • освоение информационной технологии проектной деятельности;

  • воспитание этического и правового отношений в информационной деятельности;

  • освоение основ программирования.

3. Особенности изучения учебного материала в данном классе.

Уровень подготовки учащихся по предмету на входе старшей школы различен. Часть учащихся изучала предмет в рамках курса Информационные технологии с 7-го класса (1 час в неделю), часть – с 9-го класса – в рамках предпрофильной подготовки (1 час в неделю). Кроме того, методической основой преподавания информатики в основной школе служили учебники и учебные пособия, где заложена концепция обучения, отличная от данной.

В соответствии с рекомендациями автора учебного комплекта, это не явилось препятствием при выборе в качестве методического обеспечения рекомендуемых учебников и учебных пособий, которые обеспечивают необходимую поддержку учебного процесса на протяжении последних двух лет обучения в школе.

Модульность представления учебного материала позволила сформировать маршрут изучения этой предметной области в соответствии с выделенным объемом часов и уровнем подготовки учеников. При этом использована возможность адаптировать содержание учебника следующими путями:

  • в изучении раздела «Информация и информационные процессы» добавлены темы «Вероятностный и алфавитный подход к определению количества информации», поэтому сокращены часы на изучение п. 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 в урочное время. Эти темы должны быть изучены в нужном объеме учащимися в рамках самостоятельной работы дома с последующей проверкой в классе.

  • так как темы «Логические основы построения компьютера» и «Алгоритмизация и основы программирования» не изучались учащимися ранее, они добавлены и будет изучаться по учебнику и практикуму для 8-9 класса;

  • тема «Основы программирования» будет изучаться на примере Free Pascal, а не Visual Basic, что допускается автором программы

  • в связи с недостатком времени, не изучается тема «Информационная технология разработки проекта»;

  • для организации контроля уровня усвоения учащимися учебного материала в планирование включены тестирования и зачетные практические работы по темам курса.

Учебный процесс по дисциплине строится на основе материала учебника. Темы по моделированию и программированию изучаются на базе соответствующих учебных пособий, указанных ниже.

Тематическое планирование по базовому курсу информатики и ИКТ для 10-го класса приведено в приложении.

Отведенное в школьном учебном плане время на изучение предмета в 10-м классе составляет 68 часов, т.е. 2 часа в неделю.

Основной акцент на этом уровне обучения ставится на расширение и углубление знаний и умений, приобретенных учеником по данному предмету на предыдущем уровне обучения как по теоретической, так и по практической части.

Учебный материал для базового уровня в старшей школе представлен в учебнике «Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса.Базовый уровень» разделами:

    • Информационные процессы, модели, объекты

    • Информационная технология работы с объектами текстового документа

    • Информационно-коммуникационные технологии в компьютерной сети

    • Информационная технология представления информации в виде презентаций

В тематическом плане дополнительно к приведенному выше содержанию предусмотрены три темы, посвященные освоению основ алгоритмизации, основ программирования и моделирования.

Так как тема «Основы алгоритмизации» в основной школе не изучалась, то перед изучением темы «Основы программирования» предлагается изучить основные положения этой темы по учебнику Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Базовый уровень и Практикуму 8-9 класса.

«Основы программирования» предлагается изучать в среде Free Pascal. В качестве методического обеспечения используется учебное пособие «Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. 10-11 классы. Базовый уровень».

Закрепление знаний по основам моделирования предлагается реализовать посредством освоения технологии моделирования в табличном процессоре в процессе решения разнообразных задач из разных предметных областей, например физики, математики, биологии и пр. В качестве методического обеспечения используется учебное пособие «Информатика и ИКТ. Задачник по моделированию. 9-11 классы. Базовый уровень», где этой теме посвящен раздел «Моделирование в электронных таблицах». Предварительно повторяется тема «Основные этапы моделирования».



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Программа курса «информатика и информационно-коммуникационные технологии»

    Программа курса
    ПРОГРАММАКУРСА «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для10 – 11 классов Составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Информатика и ИКТ» является ...
  2. Программа курса «информатика и информационно-коммуникационные технологии»

    Программа курса
    ПРОГРАММАКУРСА «Информатика и информационно-коммуникационныетехнологии» общеобразовательный курс (базовый уровень) для10 – 11 классов Составители: Семакин И.Г., Хеннер Е.К. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Информатика и ИКТ» является ...
  3. Рабочая программа учебного курса «информатика и икт» для 9 класса

    Рабочая программа
    ... планы. Цели: Изучениеинформатики и информационно-коммуникационныхтехнологий в 9 классе направлено на ... рабочей учебной программы заключается в следующем: - конкретизирована программадля данного курса обучения: предлагается распределение часов ...
  4. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании предмета «информатика и информационно-коммуникационные технологии» в 2007-2008 учебном году»

    архив
    ... неделюдля углубленного изученияинформатики и ИКТ Класс /уровень изучения Необходимое количество часов в неделю по программе 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс10класс 11 класс Углубленное изучение 2 2 Грифованные программыдля данных классов ...
  5. По информатике и информационно-коммуникационным технологиям

    Рабочая программа
    ... курса по информатике и информационно-коммуникационнымтехнологиямдля 9-х классов 68 часов (2 ч. в неделю) учителя физики и информатики - Рухмановой В.В. 2006г. Пояснительная записка Рабочаяпрограмма по информатике и информационнымтехнологиямдля ...

Другие похожие документы..