Главная > Основная образовательная программа


При формировании системы педагогических технологий в системе дополнительного образования, мы исходим из того, что это должны быть прежде всего технологии развития индивидуальности и внутреннего мира обучаемых, их «самости»: саморазвития, самопознания, самоопределения, самореализации. Конкретно эти механизмы выступают через использование технологий, образно обозначенных С.Д. Поляковым как технологии «Узнай себя», «Выбери себя», «Проявляй себя», «Твори совместно», «Меняй себя ради себя».

  1. Технология «Узнай себя» направлена на создание возможностей для самопознания. Это система заданий на самооценивание проделанной работы по заданному или самостоятельному плану, схеме или алгоритму. Она требует:

  • сделать вывод о том, что получилось, что не получилось, где ошибка, в чем ее причина и т.д.;

  • задания на анализ и самооценку использованного способа работы над учебным содержанием по критериям: рациональность способа решения и оформления результатов, оригинальность, личностная окрашенность изложения, последовательность действий в работе и т.п.;

  • оценка школьником себя как субъекта учебной деятельности (умение ставить учебные цели и планировать свою работу, организовывать и корректировать собственные действия, контролировать и оценивать свои результаты);

  • задания на анализ и оценку своей активности в деятельности, роли и позиции во взаимодействии с другими участниками работы, своей активности и изобретательности, своего вклада в общую работу.

  1. Технология, стимулирующая учащихся к самоопределению («Выбери себя»).

  • создание условий для аргументированного выбора различного учебного содержания (источников, фактов, факультативов, кружков и т.д.);

  • выбор заданий различной качественной направленности (на креативность, теоретичность – практичность, аналитичность или деятельность синтезирующего или обобщающего характера);

  • для аргументированного выбора уровня трудности или способа учебной работы, характера учебного или социального взаимодействия с товарищами и педагогом, формы отчетности по какому-либо виду работы;

  • для выбора нравственной, научной, эстетической позиции;

  • определение обучающимся собственной зоны развития путем выбора видов и учреждений дополнительного образования, различных видов социальной практики и т.п.

  1. Технология создания возможностей для самореализации учащихся («Проявляй себя!»):

  • стимулирование творчества учеников (придумывание содержания задач, заданий, вопросов; написание работ, выходящих за рамки репродуктивного уровня);

  • задания, требующие творчества в учебной работе (переработка учебного содержания в схемы, диаграммы, опорные конспекты, моделирование учебного материала), в социальной или коммуникативной практике;

  • самостоятельная – не по образцу, постановка опытов и работ; самостоятельное планирование прохождения учебного материала и др.;

  • выбор различных жанров творческих заданий: научный доклад, написание художественного текста, создание инсценировок, иллюстраций и т.п., выбор ролей: оппонент, критик, генератор идей, систематизатор и др.;

  • создание проектов в процессе учебной и социально полезной деятельности.

  1. Технологии – задания, ориентированные на совместное развитие школьников («Твори совместно»).

  • совместное творчество в форме групповой творческой работы: мозговой штурм, театрализация, интеллектуально-командные игры, групповые проекты, деловые игры и т.п.;

  • выполнение совместных творческих заданий;

  • творческая совместная работа со специальным распределением педагогом функций, ролей в группе: руководитель, лаборант, оформитель, экспериментатор, контролер;

  • задания, предполагающие взаимопознание участников совместной работы: интервью на иностранном языке с взаимной фиксацией уровня владения умением; психологические опыты по измерению объема памяти или внимания и т.п.;

  • совместный анализ результата и процесса учебной работы: содержательная оценка степени освоения материала каждым участником групповой работы, слаженность и самостоятельность ее выполнения и проч.;

  1. Приемы организации учебной работы, направленной на развитие у обучающихся стремления изменить себя, изменяться и совершенствоваться («Меняй себя ради себя»):

  • задания, создающие возможность добровольного принятия на себя учебной работы в безоценочной ситуации (рекомендовать учащимся решение задач с целью развития у себя каких-либо сторон интеллекта или личностных качеств);

  • оценивание своей работы на основе заданных педагогом критериев, обращая внимание на динамику в качестве работы после соответствующего тренинга;

  • задание на проработку своих образовательных перспектив (планирование результатов своей образовательной деятельности; построение плана учебной работы);

  • субъективно трудные задания, выполнение которых не оценивается и интерпретируется педагогом как акты саморазвития: выполнение работ, цель которых повысить собственный уровень понимания чего-либо или рассуждения и аргументации подходов, суждений и т.п.;

  • социальное проектирование, разработка своих жизненных планов и профессиональных намерений;

Развитие «самости», мотивации к деятельности, умения самостоятельно ставить цели, объективности оценок и критичности мышления, умения налаживать коммуникации – необходимые качества, обеспечивающие профессиональный и жизненный успех человека. Однако жизнь состоит не только из успехов, а значит немаловажным качеством является и умение испытывать неудачу, вставать и снова пытаться достичь намеченного. Стремление к достижению цели и умение стойко переносить неудачу являются вместе с развитием всех проявлений «самости», мотивации к деятельности и ключевых компетенций определяющими характеристиками внутреннего мира школьника и залогом его успешности как потенциального профессионала.

Концепция воспитательной работы школы

Закон РФ “Об образовании” определяет образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Осмысливая подходы к воспитанию, необходимо определить суть самого понятия “воспитание”.

“Истинное воспитание не что-то налагаемое извне, а рост, развитие свойств и способностей, с которыми каждый человек появляется на свет”. (Дьюи Дж. Школы будущего.)

“Воспитание – это постоянное духовное обогащение ребенка”. (Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором.)

Воспитание – это педагогическое управление процессом развития личности. (По В. Караковскому, Л. Новиковой, Л. Фридману, Е. Бондаревской и другим современным российским ученым и практикам).

Абсолютной ценностью воспитания является ребенок, ЧЕЛОВЕК “как мера всех вещей” (Протагор). В школе демократического общества “… ребенок – исходная точка, центр и конец всего”. (Дьюи Дж. Школа и ребенок.)

Личностный подход основывается на том, что каждый ребенок универсален. Наука воспитания должна следовать и подчиняться закономерностям развития природы ребенка, сделать объектом познания его внутренний мир.

Одним из главных приоритетов образования провозглашена гуманизация. Педагогически управляемый процесс видится сегодня как гуманистически личностно-ориентированное воспитание (в дальнейшем – воспитание).

Основным механизмом воспитания является собственная активность личности, включенная в воспитательный процесс в качестве его субъекта и соавтора.

Источниками активности человека являются его потребности. Потребности образуют основное содержание мотивов поведения ребенка, внутреннюю программу его саморазвития.

К ним можно отнести (по И.П. Павлову, Л.С. Выготскому, А.В. Петровскому и другим):

  • потребность быть здоровым (“быть, существовать” – биологическая потребность человека),

  • потребность быть личностью (“Я – концепция” – психологическое ядро личности, гармония внутреннего мира ребенка, чувство собственного достоинства, социального статуса в среде товарищей),

  • потребность в творческой деятельности, самореализация (познание собственного “Я”, возможностей своих и среды, определение смысла жизни, выбор собственного пути и своего места в условиях сегодняшней жизни),

  • потребность в радости, положительных эмоциях, счастье (развитие чувств, переживаний ребенка, способности к сопереживанию, со-радости).

Средствами воспитания выступают: слово, книга, дело и живые человеческие отношения.

Слово учителя – ничем не заменимый инструмент воздействия на душу ребенка. Искусство воспитания включает воздействие на душу ребенка через искусство живого и прочитанного слова, через коллективные творческие дела, школьные и классные, где каждый ученик чувствует себя комфортно, а деятельность приносит эмоциональное удовлетворение.

Ориентация воспитания на личностный подход позволяет восстановить разумные отношения между личностью и коллективом, основанные на понимании того, что личность – основа коллектива, а не наоборот.

Ценности воспитания:

  • ЧЕЛОВЕК – величайшая из ценностей мира. Человек – это и дело, и результат, и главный критерий оценки качества воспитания.

  • КУЛЬТУРА как среда, растящая и питающая личность. Культура – это совокупность отношений человека, любой личности к природе, обществу и самому себе. Школа сегодня выпускает человека знающего, но не культурного, у которого не сформирована система отношений.

  • Важнейшим элементом культуры является образование.

  • ТВОРЧЕСТВО как способ развития человека в культуре. Потребность в творческой деятельности – одна из основных в структуре личности. В интенсивной, разнообразной деятельности ребенок развивается физически, психически, социально.

Принципы воспитания

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. (Закон РФ “Об образовании”, ст.2).

Принцип интегративно-гуманитарного подхода (ведущий) предполагает:

  • личностное восприятие (“это затрагивает или может затрагивать лично меня”),

  • глобальное восприятие (“это нужно знать всем – значит, это важно и для меня”),

  • сопричастность (“этого достигли люди, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне”),

  • ориентацию на консенсус (“я признаю за другими право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы”),

  • личную ответственность (“я отвечаю за последствия своей деятельности для других и для природы”).

Принцип природосообразности. Природа вложила в человека целостный и самодостаточный механизм самостроительства. Человек строит себя САМ и достигает ровно того, на что достает его собственных сил и своевременной помощи извне. Воспитание заключается именно в своевременной помощи развитию ребенка на основе имеющегося его природного потенциала.

Принцип целостности. Человек являет собой единство трех сущностей: природной, социальной и культурной. Однако они не существуют в ребенке каждая сама по себе. Человек – существо целостное. Целостность понимается как объединение в познавательной деятельности всех физических, умственных, эмоционально-волевых сил ребенка.

Принцип возрастной. Во всей школьной деятельности – учебной и внеклассной – содержание образования определяется с учетом сензитивных периодов развития психики ребенка.

Воспитательная работа в МБОУ СОШ № 113 реализуется на основе программы Н.Е. Щурковой «Программа воспитания школьника».

Задачи воспитательной работы:

  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся (продуманность режима учебных занятий, создание благоприятного нравственно-психологического климата, обучение способам снятия стрессовых ситуаций);

  • формирование общечеловеческого подхода к нравственным ценностям. (оказывать помощь в поисках и обретении ценностей и смысла жизни, развивать модели поведения, мотиваций и установок, которые соответствуют общечеловеческим ценностям);

  • обеспеченность самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;

  • создать условия для самоутверждения каждого учащегося, для обретения им уважения, социального статуса в среде товарищей. Организовать разнообразную личностно и общественно значимую деятельность учащихся.

Основным субъектом развития личности учащегося является семья. Изучать семью, помогать ей и использовать ее опыт, стремиться к совместной продуктивной деятельности ученика, учителя и родителей – одно из основных направлений в воспитательной работе школы.

Основными параметрами оценки деятельности педагога-воспитателя выступают:

  • организация урока (кружка, секции, факультатива) должна исходить из особенностей класса (группы), а не из сложившихся в педагогике стереотипов;

  • характер взаимоотношений ученика и учителя должен строиться на взаимоуважении, сотрудничестве, доверии;

  • психологический климат должен способствовать развитию в ребенке чувства собственного достоинства, свободы, защищенности;

  • возможность самореализации, самоутверждения учащегося, отстаивания своей точки зрения.

Развитие ученического самоуправления в школе

Работа по воспитанию активности и самостоятельности учащихся ведется на протяжении всей истории школы 113. В прошлом эта работа велась через октябрятскую, пионерскую и комсомольскую организации. В нашей школе в 90-х годах был создан Штаб досуга, где собирались неравнодушные, заинтересованные, творческие школьники и совместно с организаторами досуга создавали и проводили различные мероприятия для ребят школы, а также выпускали стенгазету «Школьный вестник», которая и рассказывала о событиях школьной жизни.

Цель ученического самоуправления в школе: способствовать успешной самореализации личности обучающихся, развитию лидерских качеств, гражданственности и демократической культуры через различную деятельность, направленную на организацию интересной и значимой внеурочной жизни школьников.

Принципы ученического самоуправления:

  1. Принцип открытости и доступности – ученические органы самоуправления открыты для членов классных коллективов и доступны им. Все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности Совета Школьного Актива.

  2. Принцип равенства и сотрудничества – в ученических коллективах все их члены: выборочный актив и рядовые члены занимают равные положения. Классные коллективы строят свои взаимоотношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства

  3. Принцип добровольности и творчества – первичным ученическим коллективам или объединениям предоставляется свободный выбор содержания деятельности, форм работы для достижения личных и коллективных целей.

  4. Принцип единого планирования означает, что в школе создается один общий план внеурочной деятельности, исполнителями и организаторами которого являются сами органы ученического самоуправления. Этот план является основным механизмом включения в организацию внутришкольной жизни всех участников педагогического процесса.

  5. Принцип выборности – каждый желающий принимать активное участие в деятельности ученического самоуправления может быть избран представителем в Совет Школьного Актива. Старшеклассники, начиная с 8 класса, могут быть избраны на пост ученического президента, при наличии элементарного опыта организации коллективного дела.

  6. Принцип непрерывности и перспективности – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время. Учащиеся могут создавать постоянные и временные объединения для реализации поставленных целей.

Детское самоуправление – это демократическая форма организации коллектива детей, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии решений для достижения групповых целей. Самоуправление – явление развивающееся. Главный показатель изменений, которые происходят в коллективе детей в процессе самоуправления – развитие самостоятельностив принятии и реализации решений. Для этого в школе создаются условия, чтобы каждое организуемое в школе дело, любая деятельность пробуждали бы активность детей. В качестве системообразующего фактора процесса развития самоуправления выступает цельдеятельности, которая должна вытекать из актуальных проблем и потребностей данного коллектива, а также потребностей отдельных учеников класса.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы.

В самом начале создания классного самоуправления очень велика роль и влияние классного руководителя. Его активность и заинтересованность в делах и проблемах каждого ученика и класса в целом. Но постепенно, по мере взросления детей и становления их самостоятельности, роль классного руководителя становится менее активной, но, тем не менее, значимой.

Среди важнейших функций детского самоуправления в классе – сплочение детского коллектива и формирование общественного мнения, которое напрямую зависит от мнения наиболее авторитетных членов ученического коллектива. Органы детского самоуправления в процессе своей деятельности регулируют межличностные и межгрупповые отношения в коллективе. Выполняя общественные поручения по решению органов детского самоуправления, учащиеся вступают в отношения руководства и подчинения, взаимных ответственности и зависимости контроля.

Важнейшей социально-психологической функцией, реализуемой органами детского самоуправления, является оптимистический коллективный настрой, который создается при справедливых, доброжелательных отношениях в коллективе.

Среди специфических функций самоуправления выделяются:

  • самоактивизация – предполагает вовлечение как можно большего числа учащихся в решение управленческих проблем;

  • организационное саморегулирование – предполагает устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач;

  • коллективный контроль – предполагает постоянный самоанализ своей деятельности и поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

Орган ученического самоуправления Совет Школьного Актива (США) действует в школе с 2003 года. В Совет входят представители 5-11 классов по 2-3 активных представителя от каждого класса. Возглавляет США ученический президент и его помощник (вице-президент). Также по разным направлениям внеурочной деятельности школьников созданы министерства:

  • Культуры и просвещения

  • Спорта и туризма

  • Экологии и правопорядка

  • Печати и информации

  • Досуга и отдыха

  • Социальной поддержки

Выборы ученического президента проходят через 1 – 2 года (в зависимости от возраста и активности действующего президента).

Ученические президенты и вице-президенты Совета Школьного Актива школы № 113

  1. Гайсина Лилия, Пенькова Екатерина – 2003-2004 учебный год;

  2. Зыков Иван, Ужегов Алексей (2 срока) – 2004-2005, 2005-2006 учебные годы;

  3. Богомолова Ольга, Глухова Светлана – 2006-2007 учебный год;

  4. Чернышева Елена, Логинов Сергей, Князева Мария – 2007-2008 учебный год;

  5. Объединение «Перспектива» (Юматова Анастасия, Бэер Анастасия) – 2008-2009 учебный год;

  6. Избран Ахмедов Ниджат, но в конце 1 четверти взял самоотвод и передал полномочия Объединению «Свежие идеи» (Зыкова Наталья, Умникова Мария) занявших 2 место по количеству голосов – 2009-2010;

  7. Объединение «Свежие идеи» (Зыкова Наталья, Умникова Мария)2010-2011 учебные годы;

  8. Корякин Дмитрий 2011-2012 , который не оправдал надежд и был отстранен от должности.

Вице-президент Рузанова Елена выбрана и.о. ученического Президента до конца 2011- 2012 учебного года.

Модель ученического самоуправления

Совета Школьного Актива школы 113

Для активизации внеурочной деятельности классных коллективов, для проявления разнообразных талантов и способностей учащихся в 2005 году в нашей школе был организован общешкольный конкурс «Самый звездный класс» по следующим номинациям:

- Знания

- Творчество

- Спорт

- Труд

- Помощь младшим

- Самоуправление

- Внешний вид

За участие в делах школы, инициативу и творческий подход учащимся присуждаются «звезды» и по результатам учебного года определяется «Самый звездный класс» среди 5-11 классов, который награждается памятным подарком и дипломом.

В основу воспитательной работы по развитию ученического самоуправления в школе № 113 легла технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова. Технология коллективного творческого воспитания – это такая организация совместной деятельности взрослых и детей, при которой все участвуют в коллективном творчестве, планировании и анализе результатов.

Концептуальные идеи, принципы:

  • идея включения детей в улучшение окружающего мира;

  • идея соучастия детей в воспитательном процессе;

  • коллективно – деятельностный подход к воспитанию: коллективное целеполагание, коллективная организация деятельности, коллективное творчество, эмоциональное насыщение жизни, организация соревновательности и игры в жизнедеятельности детей;

  • комплексный подход к воспитанию;

  • личностный подход, одобрение социального роста детей.

Таким образом, развитие ученического самоуправления в последние 2 года ориентировано на более эффективную из воспитательных технологий – социальное проектирование, результатом которого являются дела и события, направленные на организацию школьной жизни.

Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждениях. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.

Под социальным проектированием понимается деятельность:

  • социально-значимая, имеющая социальный эффект;

  • результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте;

  • задуманная, продуманная и осуществленная подростком или группой;

  • в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, взрослой культурой, социумом; через которую формируются социальные навыки подростка.

Социальное проектирование является одной из множества деятельностей современного подростка и молодого человека, сочетаясь и пронизывая другие ее виды. Социальное проектирование можно рассматривать как мотивационную компоненту, как методический прием организации образовательного процесса. Неотъемлемой составляющей проектирования представляется межличностное общение.

Социальное проектирование – деятельность по созданию проекта социально-значимого для авторов и целевой аудитории. А проект представляет собой описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных шагов по ее реализации. Еще проект – это средство управления деятельностью, наиболее приземленная, конкретная и выполнимая форма для класса и школы.

Социальное проектирование есть способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Социальный проект – это модель предлагаемых изменений в ближайшем социальном окружении в виде:

а) словесного описания предполагаемых действий по осуществлению указанных изменений;

б) графического изображения (чертежей, схем и т.д.);

в) числовых показателей и расчетов, необходимых для осуществления планируемых действий.

В настоящее время в арсенале воспитательных средств в школе 113 социальное проектирование занимает прочное место.

В течение 2 лет Совет Школьного Актива принимает активное участие в деятельности районного объединения старшеклассников САМ «Лидер».

Социальные проекты – участники районного этапа конкурса социально-политических проектов «Будущее за нами»:

  • «Сохраняя прошлое» - обустройство школьного архива (Чернышева Е., Логинов С.);

  • «Школьная газета – своими руками» (Зыкова Н., Умникова М.);

  • « Мы строим школьный парк» - 3 место (Зыкова Н., Умникова М., Чересельская И.);

  • «Организация фестиваля социальных проектов 5-10 классов «САМИ с усами» Зыкова Н., Умникова М.).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Образовательная программа (13)

    Основная образовательная программа
    ... №436/01-13 Содержание образовательнойпрограммы Введение. - Обоснование образовательнойпрограммы……………………………………………….4 - Нормативно-правовая обеспеченность……………………………………………………6 Раздел ...
  2. Образовательная программа (23)

    Основная образовательная программа
    ... обязанностями. • организация разработки образовательнойпрограммы и программы развития школы; • проведение анализа образовательной ситуации в школе; • руководство ...
  3. Образовательная программа (27)

    Основная образовательная программа
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА “ШКОЛА 2100”* 1. Общие положения Под Образовательнойпрограммой (ниже – Программа) в настоящем документе понимается общероссийская общественная ...
  4. Образовательная программа (32)

    Основная образовательная программа
    ... целей: повышение рентабельности образовательной услуги, образовательнойпрограммы; продвижение образовательной услуги; адаптация образовательной услуги к спросу со ...
  5. Образовательная программа (39)

    Основная образовательная программа
    ... блока дополнительного образования определяется образовательнымипрограммами (модернизированными и авторскими); образовательныепрограммы разработаны и адаптированы с учетом возрастных ...
  6. Образовательная программа (42)

    Основная образовательная программа
    ... образовательнойпрограмме 2.. Образовательнаяпрограмма основного общего образования ii ступень обучения (5 – 9 классы) 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММ ... Пояснительная записка к образовательнойпрограмме лицея Образовательнаяпрограмма – это нормативный ...

Другие похожие документы..