Главная > Основная образовательная программа


обеспечение социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся;

  • укрепление взаимодействия всех участников образовательного процесса для обеспечения условий духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

  • совершенствование работы по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

  • совершенствование системы непрерывного профессионального развития педагогических работников и наращивание необходимого и достаточного кадрового потенциала школы;

  • совершенствование системы мониторинга по оценке результатов образовательного процесса, в том числе с привлечением механизма внешней экспертизы качества образования.

    В концепции школы мы исходим из идеи, что каждый человек обладает особой индивидуальностью, предзаданностью, которую он реализует в своей жизни и которая во многом определяет процесс самоопределения человека, его выбор того или иного рода деятельности и средств достижения цели. Основная задача образования, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь ребенку выработать и развить те качества личности, которые позволили бы ему максимально реализовывать себя, руководствуясь гуманистическими ценностями.

    Философским основанием концепции самоопределения является представление об индивидуальности человека как потенциальности, предзаданности, определяющей возможные пути самореализации человека в той или иной культурной среде. В таком случае процесс становления личности можно одновременно представить как самореализацию индивидуальности человека в тех или иных формах жизнедеятельности (т.е. как стихийный процесс) и как специально организованный процесс образования: поиск, узнавание, складывание своего Я.

    В современной философии речь идёт о трёх «блоках» внутреннего движения личности к самореализации: когнитивном, поведенческом, регулятивном.

    Когнитивный блок (Что я могу знать?) составляют самоощущение, самонаблюдение, самопознание, самооценка, самомодель.

    Поведенческий блок (Что я должен делать?) – самоподготовка, самообразование, самовоспитание и саморазвитие.

    Регулятивный блок (На что я могу надеяться?) – самоконтроль, саморегуляция и самодисциплина.

    Таким образом, под самоопределением мы понимаем практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований и черт характера через ту или иную сферу его социальной деятельности с пользой для себя самого, коллектива и социума.

    Такая стратегия школы позволит всем выпускникам найти себя, самоопределиться

    Профильное обучение в «Концепции профильного обучения» рассматривается как средство индивидуализации обучения, когда за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

    Введение профильного обучения в старшей школе соответствует направленности деятельности школы на расширение фона определения профессиональных предпочтений учащихся в условиях сознательного выбора ими одного или нескольких видов деятельности на основе сформированного интереса и творческих способностей, т.к. профильное обучение – система специализированной подготовки старшеклассников, направленная на то, чтобы сделать процесс их обучения на последней ступени общеобразовательной школы более индивидуализированным, отвечающим реальным запросам и ориентациям, способная обеспечить осознанный выбор школьниками своей профессиональной деятельности (т.е. самореализацию в профессиональной сфере). Задача профилизации в школе – создать такие условия, чтобы каждый ученик нашёл себя, понял, к какой сфере деятельности он склонен и наиболее способен.

    В реализации поставленных образовательных целей и решении задач в практической деятельности школы используется целый ряд общенаучных и практикоориентированных педагогических подходов.

    Наиболее важным из них является необходимость организации внутришкольного образовательного пространства (среды), прежде всего, четырёх её сегментов:

    1. Предметно-пространственное окружение (среда), которая позволит приобщать ребенка к опыту жизни в цивилизованных условиях (в условиях жизни человека данной цивилизации).

    2. Социально-педагогическое окружение (коммуникативная среда), организованная по принципу педагогической целесообразности.

    Четырьмя отличительными характеристиками такой среды должны стать:

    • диалогизация - выстраивание педагогического взаимодействия в парадигме субъект-субъектных отношении, сотрудничества:

    • проблематизация - организация содержания и процесса образования, позволяющая видеть противоречия и учить их решать как в познавательных, так и в нравственных сферах,

    • индивидуализация - педагог опирается на индивидуальные достижения ребенка, не отказываясь от сравнения индивидуальных достижений с социальной нормой;

    • персонификация - включение в педагогическое взаимодействие личностного опыта ребенка и взрослого.

    3. Информационное окружение (среда). В общее образование должно войти обучение отслеживанию информационных потоков, их анализ, умение ориентироваться в быстрой смене социальной информации.

    Особенной проблемой становится проблема защиты ребенка от избыточной, разрушающей информации, в том числе за счет уменьшения перегруженности учебных предметов фактическим материалом. С другой стороны, обнаруживающаяся в последнее время тенденция к частым контактам с техникой и изоляции людей друг от друга, приводит к необходимости организации обмена информации между людьми, то есть организации концертов, встреч, посещения театров, концертов.

    4. Событийное окружение (событийная среда) – внутришкольная рефлексируемая жизнь, проживая в которой каждый сможет самоопределиться в культурных смыслах Бытия. С кем я? Кто я?

    Одним из основных подходов формирования содержания образования школы и выбора образовательных технологий является личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся. Средства реализации такого подхода – индивидуализация образования, направленность образовательного процесса на развитие творческих художественно-эстетических и гуманитарных способностей учащихся, использование развивающих технологий в образовательном процессе.

    Основными управленческими подходами являются интегративный, направленный на объединение всех компонентов образовательной системы школы в единое целое; маркетинговый, предполагающий ориентацию в управлении на максимально возможное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся, их родителей.

    Основными образовательными принципами, обеспечивающими проектирование и реализацию образовательной программы школы, являются:

    1. Принцип гуманизации образования.

    Это основополагающий принцип деятельности, предусматривающий переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их человекообразующих функций. Основным смыслом педагогического процесса в школе становится развитие ученика.

    Утверждая принцип гуманизации образования, школа ориентируется на свободное развитие человека в любой сфере. Основной формой обучения становится диалог. Соответственно образование выходит за рамки простого обслуживания социально-экономического развития, всё более становясь основным началом сохранения и воспроизводства культуры.

    2. Принцип развивающего обучения.

    Развивающее обучение в школе опирается на зону ближайшего развития ребенка и способствует ускорению его развития.

    Развивающее обучение предполагает отказ от преимущественно репродуктивных методик и применение методов творческой деятельности и самообразования учащихся.

    Развитие умственных способностей предполагает использование новейших педагогических технологий, которыми формируются навыки умственного рационального труда.

    3. Принцип индивидуализации обучения.

    Под индивидуализацией обучения мы понимаем всесторонний и всеобъемлющий учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ стимулирования и коррекции развития способностей.

    Индивидуализация обучения предполагает формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого учащегося.

    Индивидуализация обучения имеет своей обязательной задачей повышение учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.

    4. Принцип дифференциации обучения.

    Под дифференциацией обучения понимается такая структура школы, при которой всецело учитываются индивидуальные способности учащихся.

    С целью осуществления дифференцированного обучения в старших классах школы вводится профильное обучение с учетом индивидуальных способностей и потребностей учащихся.

    5. Принцип целостности образования.

    Под целостностью образования в школе понимается:

    • единство процессов развития, обучения и воспитания учащихся;

    • сбалансированность отраслей знаний в содержании образования;

    • адекватность педагогических технологий содержанию и задачам обучения.

    6. Принцип непрерывности, который предполагает создание целостной образовательной системы, органически объединяющей все три ступени полного среднего образования и предусматривающей установление преемственности школы и вузов.

    7. Принцип «само…». Под ним подразумевается способность ученика самостоятельно строить собственную деятельность, самоопределяться по отношению к социальным и культурным феноменам, быть ответственным за свой выбор; ориентироваться в многообразии, задумываться о своём предназначении, обнаруживать его и реализовывать в своей жизнедеятельности.

    8. Принцип открытости подразумевает открытость социуму: ориентация ученика в широком мире человеческих деятельностей и профессий, способность к выбору своего пути.

    Наиболее актуальные технологии в образовательном процессе МБОУ СОШ № 113:

    1. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса:

      • Дифференцированное обучение, целью которого с психолого-педагогической точки зрения является индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника. Цель дифференцированного обучения с социальной точки зрения – целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.

    2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

    • Проблемное обучение, предполагающее создание (моделирование) под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению;

    • Технология коммуникативного обучения;

    • Метод проектов;

    • Технология развивающего общения, построенная с учётом природы функционирования человеческого мышления, которая вооружает учителя логикой выстраивания учебной деятельности: ученику предоставляются относительно естественные в рамках урока условия для диалогового общения, которое непременно носит развивающий характер, т.е. общение на уроке не самоцель, а способ педагогического воздействия;

    • Технология активизации мыслительной деятельности на основе решения исследовательских задач.

    3. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструкции материала:

    • Укрупнение дидактических единиц, основная задача которого – интенсификация образовательного процесса на основе создания информационно более совершенной последовательности разделов и тем, обеспечивающей их единство и целостность.

    Ведущими условиями реализации основных принципов и достижения поставленных целей коллектив школы считает:

    1. Постоянно растущий уровень общей и психолого-педагогической культуры, профессионального мастерства каждого педагога.

    2. Овладение технологиями, превращающими ученика из объекта в субъект собственного воспитания, обучения и развития. Использование в образовательной практике принципов развивающего и личностно-ориентированного обучения, организация исследовательской деятельности учащихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

    3. Совершенствование сети кружков, секций, факультативов, курсов, индивидуальных занятий в помощь ученикам 5-9 классов в определении своей дальнейшей профессиональной направленности.

    4. Внедрение профильной дифференциации в старших классах на основе маркетингового исследования спроса на образовательные услуги и с учетом специфики и традиций школы.

    6. Расширение социального партнерства ОУ с учреждениями и организациями для совершенствования УВП.

    2.3. Внеучебная деятельность и дополнительное образование учащихся

    Усилению воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования, способствующего утверждению ценностей гражданского общества и правового демократического государства, становлению личности ученика способствует воспитательная система школы, планомерно и систематично организованная внеучебная деятельность учащихся, которая предоставляет учащимся широкое поле деятельности для формирования ключевых компетенций.

    Концепция дополнительного образования в МБОУ СОШ № 113

    Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общее образование не способно в полной мере удовлетворять потребности развивающейся личности.

    В Российской Федерации сложилась и продолжает развиваться государственная система дополнительного (внешкольного) образования детей, не имеющая аналогов в мире. С каждым годом возрастает роль дополнительного образования в обеспечении занятости детей и подростков, организации их социально значимого досуга, профилактике правонарушений, наркомании, безнадзорности и других асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

    Дополнительное образование, являясь полноправным партнером школьного образования, частью общей системы образования, выступает как необходимое звено, обеспечивающее развитие личности и ее раннюю профессиональную ориентацию.

    Дополнительное образование в условиях модернизации образования – возможность найти школе источник гуманистического обновления педагогических технологий, широкий культурный фон, возможности развития одаренности ребенка, его самореализации, социальной защиты – это расширение стартовых возможностей на рынке труда и профессионального самоопределения воспитанников.

    Статья 9 Закона РФ «Об образовании» еще требует своего решения: это направленность дополнительных образовательных программ на повышение уровня общей культуры личности, адаптации ее к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

    Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.

    Приоритетные принципы организации дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждениии:

    1. свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;

    2. ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

    3. возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

    4. единство обучения, воспитания, развития;

    5. практико-деятельностная основа образовательного процесса.

    Перечисленные позиции составляют концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения.

    Развитие системы дополнительного образования детей в МБОУ СОШ №113 предполагает решение следующих задач:

    • изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей;

    • определение содержания дополнительного образования детей, его форм и методов работы с обучающимися с учетом их возраста, особенностей его социокультурного окружения;

    • формирование условий для создания единого образовательного пространства;

    • расширение видов творческой деятельности в системе дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях по интересам;

    • создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования детей большего числа обучающихся среднего и старшего возраста;

    • создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания толерантности, уважения к истории и культуре своего и других народов;

    • обращение к личностным проблемам обучающихся, формирование их нравственных качеств, творческой и социальной активности.

    В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании детей ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач.

    Важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательная доминанта, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на ";незаметное";, а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, развивая определенные навыки, помнить о приоритетности воспитания. Умение ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, в решении своих личных проблем, эмоционально и психологически поддерживать его и определяет во многом успешность развития дополнительного образования детей в целом и тем более в условиях общеобразовательного учреждения.

    Дополнительное образование детей предполагает расширение воспитательного ";поля"; школы, т.к. включает личность в многогранную, интеллектуальную и психологически положительно насыщенную жизнь, где есть условия для самовыражения и самоутверждения.

    Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения. По данным специалистов, более 60% детей не имеют ярко выраженных склонностей, у них неустойчивые интересы к профессиональной деятельности.

    Для социальной адаптации школьников важно и то, что, включаясь в работу различных творческих объединений по интересам, они оказываются в пространстве разновозрастного общения, приобретающего в современных условиях особую ценность: здесь ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

    Особенности развития дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении:

    • создание широкого общекультурного и эмоционально-окрашенного фона для позитивного восприятия ценностей основного образования и более успешного освоения его содержания;

    • осуществление ";ненавязчивого"; воспитания, благодаря включению детей в личностно значимые творческие виды деятельности, в процессе которых происходит ";незаметное"; формирование нравственных, духовных, культурных ориентиров подрастающего поколения;

    • ориентация школьников, проявляющих особый интерес к тем или иным видам деятельности (художественной, технической, спортивной и др.), на реализацию своих способностей в учреждениях дополнительного образования детей;

    • компенсация отсутствия в основном образовании тех или иных учебных курсов, которые нужны школьникам для определения индивидуального образовательного пути, конкретизации жизненных и профессиональных планов, формирования важных личностных качеств.

    Таким образом, дополнительное образование детей в общеобразовательном учреждении мы рассматриваем как сферу, которая, обладая самоценностью, в первую очередь, ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование детей расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников в личностной, социокультурной, профессиональной областях, включению их в различные виды творческой деятельности, позитивному отношению к ценностям образования и культуры, развитию нравственных качеств и эмоциональной сферы школьников.

    Компетентность педагогов ДО отличается следующим: помимо собственной профессиональной подготовки они имеют подготовку, носящую внепрофессиональный и надпрофессиональный характер. Это компоненты, получившие название «базисных квалификаций»: самостоятельность, творческий подход к любому делу, умение постоянно учиться и обновлять свои знания, владение «сквозными» умениями (работа на компьютерах, пользование базами и банком данных), понимание, экономики и бизнеса.

    Создавая, а в последующем развивая систему дополнительного образования в ОУ, мы основывались на четырех базовых принципах, сформулированных в программе ЮНЕСКО «Образование для XXI века»:

    Научиться жить, чтобы содействовать расцвету собственной личности, развитию общих и специальных способностей. Для этого в области образования не следует пренебрегать ни одной из потенциальных возможностей, оставлять невостребованными ни один из талантов, которые, как сокровища, спрятаны в каждом ребенке: память, способность к размышлению, эстетические чувства, физические возможности, способность к коммуникации. Одновременно все это подтверждает необходимость каждому воспитаннику лучше познать самого себя, а педагогам - помочь им в этом.

    Научиться познавать, сочетая достаточно широкую общую культуру с возможностью углубленной работы в области эстетической, технической, коммуникативной деятельности. Это означает уметь учиться, чтобы воспользоваться возможностями, которые предоставляет образование для успешного сочетания достаточно широких общих культурных знаний с возможностью глубокого постижения ограниченного числа предметов.

    Научиться делать, чтобы приобрести не только систему знаний, но и компетентность, помогающую справляться с различными ситуациями, которые невозможно предвидеть заранее. Научиться работать в различных социальных и производственных условиях. Эта компетентность станет более доступной, если воспитанники будут иметь возможность проверить свои способности и приобрести опыт, принимая участие параллельно обучению в различных видах социальной деятельности.

    Научиться жить вместе, воспитывая понимание другого и ощущение взаимозависимости. Получить знания о других, их истории, традициях и образе мышления, осуществлять общие проекты и быть готовым к урегулированию конфликтов в условиях взаимопонимания и мира.



  • Скачать документ

    Похожие документы:

    1. Образовательная программа (13)

      Основная образовательная программа
      ... №436/01-13 Содержание образовательнойпрограммы Введение. - Обоснование образовательнойпрограммы……………………………………………….4 - Нормативно-правовая обеспеченность……………………………………………………6 Раздел ...
    2. Образовательная программа (23)

      Основная образовательная программа
      ... обязанностями. • организация разработки образовательнойпрограммы и программы развития школы; • проведение анализа образовательной ситуации в школе; • руководство ...
    3. Образовательная программа (27)

      Основная образовательная программа
      ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММА “ШКОЛА 2100”* 1. Общие положения Под Образовательнойпрограммой (ниже – Программа) в настоящем документе понимается общероссийская общественная ...
    4. Образовательная программа (32)

      Основная образовательная программа
      ... целей: повышение рентабельности образовательной услуги, образовательнойпрограммы; продвижение образовательной услуги; адаптация образовательной услуги к спросу со ...
    5. Образовательная программа (39)

      Основная образовательная программа
      ... блока дополнительного образования определяется образовательнымипрограммами (модернизированными и авторскими); образовательныепрограммы разработаны и адаптированы с учетом возрастных ...
    6. Образовательная программа (42)

      Основная образовательная программа
      ... образовательнойпрограмме 2.. Образовательнаяпрограмма основного общего образования ii ступень обучения (5 – 9 классы) 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММ ... Пояснительная записка к образовательнойпрограмме лицея Образовательнаяпрограмма – это нормативный ...

    Другие похожие документы..