Главная > Документ


Приложение №2

Методическое письмо

О ПРЕПОДАВАНИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012/2013 УЧЕБНОМ ГОДУ»

Автор-составитель: О.К. Мясникова, доцент кафедры государственного и муниципального управления Мурманского ИПКРОиК

Характеристика учебного предмета «Информатика и ИКТ». Нормативно-правовое и инструктивно-методическое обеспечение преподавания предмета

Информатика – наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение информационных технологий, базирующихся на этой науке, необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.

По сравнению с начальным периодом информатизации образования сегодня отчетливей стала видна роль информатики в формировании современной научной картины мира, фундаментальный характер её основных понятий, законов, всеобщность её методологии. Становится ясным, что информационные процессы – фундаментальная реальность окружающего мира и определяющий компонент современной информационной цивилизации.

Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы современного естественнонаучного мировоззрения, основанного на триаде: материя – энергия – информация.

Учебный предмет «Информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии)» является единым и при составлении учебных планов, заполнении аттестационных документов не допускается разделять его на два предмета.

Преподавание предмета «Информатика и ИКТ» в образовательных учреждениях Мурманской области в 2012/2013 учебном году должно осуществляться в соответствии с документами МОиНРФ (Приложение 1).

Предусмотрены различные модели непрерывного обучения предмету «Информатика и ИКТ». Продвижение учащихся в обучении информатики требует от школы формирования соответствующих условий изучения предмета на начальной, основной ступенях обучения и разнообразия траекторий обучения школьников на старшей ступени обучения для обеспечения их образовательных интересов в пофильном обучении, в том числе с помощью разнообразия элективных курсов, предусмотренных стандартом.

Преподавание учебного предмета информатика и ИКТ во 2-11 классах в общеобразовательных учреждениях Мурманской области в 2012-2013 учебном году должно осуществляться в соответствии с региональным базисным учебным планом на основе примерной программы по информатике и ИКТ. В ней конкретизировано содержание образовательного стандарта, дано примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможная последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определен минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся. В связи с этим примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая при этом творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

  1. Начальная ступень общего образования

В 3-4 классах «Информатика и ИКТ» может изучаться в качестве модуля в рамках предмета «Технология» или как самостоятельный предмет.

В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

  1. Основная ступень общего образования

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования и региональный базисный учебный план не предусматривают изучение ";Информатики и ИКТ"; в 5-7 классах, но, за счет компонента образовательного учреждения, можно изучать этот предмет в 5-7 классах как пропедевтический базового курса. Это позволит реализовать непрерывный курс обучения информатике, сделать его сквозной линией школьного образования, что непосредственно отвечает задачам информатизации образования.

В региональном базисном учебном плане предмет «Информатика и ИКТ» как самостоятельный учебный предмет федерального компонента государственного стандарта общего образования, представлен с 8 класса по 1 часу в неделю, в 9 классе - по 2 часа в неделю. Всего за 2 года обучения в основной школе - 105 часов. Возможно увеличение количества часов на изучение предмета за счет компонента образовательного учреждения. Рекомендуется введение элективных курсов по предмету «Информатика и ИКТ» в рамках предпрофильного обучения в 9 классе (Приложение 4).

При разработке и организации курсов по выбору в составе предпрофильной подготовки 9-классников следует учитывать следующее:

  • курсы по выбору предпрофильной подготовки можно разделить на два основных вида: предметно – ориентированные и межпредметные;

  • программы курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ, а также их расширение (продолжительность одного курса может составлять четверть или полугодие);

  • программы межпредметных курсов предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов, которые знакомят с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах (продолжительность курса – одна четверть).

3. Старшая ступень общего образования

На старшей ступени общего образования «Информатика и ИКТ» является учебным предметов по выбору на базовом или профильном уровнях.

Базовый уровень преподавания предмета (70 часов) ориентирован на формирование общей культуры и в большей степени связан с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования и задачами социализации учащихся в целях их успешного вхождения в информационное общество.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности;

Базовый уровень изучения предмета «Информатика и ИКТ» может быть реализован при выборе любого профиля.

Профильный уровень выбирается исходя из личных склонностей, потребностей учащегося и ориентирован на его подготовку к последующему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики, построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование, средствам моделирования, информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах;

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя;

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления;

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.

Для обязательного изучения информатики и информационных технологий на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне отводится 280 часов, в том числе в Х классе - 140 учебных часов и XI классе - 140 учебных часов из расчета 4 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 30 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.

Таблица 1

Количество часов на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в профильных классах (по федеральному базисному плану)

Профиль

Число недельных учебных часов за два года обучения

Социально-экономический

2

Информационно-технологический

8

Индустриально-технологический

2

Физико-математический

8

Универсальный

2

Содержание обучения определяется государственными образовательными стандартами, которые представляют собой инвариантное ядро, обязательное для усвоения всеми учащимися, независимо от профиля обучения.

Повышение уровня информационно-технологической подготовки учащихся профильной школы может быть достигнуто за счет элективных курсов, которые позволяют учащимся расширить и углубить знания отдельных тем или тематических блоков курса информатики, вызывающих особое внимание школьников в зоне профильных интересов в интеграции с другими предметами.

Элективные курсы реализуются за счёт компонента образовательного учреждения. В настоящее время разработаны программы элективных курсов по информатике и информационным технологиям (Приложение 5). Дополнительную информацию можно получить на сайте: http://www.profile-edu.ru

При проведении учебных занятий по предмету «Информатика и ИКТ» осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек. При наличии необходимых средств возможно деление классов на группы с меньшей наполняемостью (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»).

Обзор действующих учебно-методических комплексов, обеспечивающих преподавание предмета

Федеральный Закон «Об образовании» (статья 32, п.23) устанавливает выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе (далее - федеральный перечень учебников). Выбор учебников относится к компетенции образовательного учреждения.

Необходимо помнить, что перечни учебников, утвержденные на 2012/2013 учебный год (Приложение 2), ориентируют общеобразовательные учреждения на учебники, которые будут использованы в классах, в которых ранее не изучался предмет «Информатика и ИКТ». Все остальные классы продолжают изучение предмета по уже выбранным линиям УМК.

В федеральном перечне учебников учебники по информатике и ИКТ для 5, 6 и 7 классов не представлены, так как для этих классов нет часов в базисном учебном плане. Реализация непрерывного курса информатики и ИКТ рекомендуется на основе учебно-методического комплекса Л.Л. Босовой или Н.В. Макаровой.

Таблица 2

Некоторые варианты преподавания непрерывного курса информатики и ИКТ в основной школе

Вариант

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

1

Босова Л.Л.
(1 час)

Быкадоров Ю.А.

(1 час)

(2 часа)

2

Босова Л.Л.
(1 час)

Угринович Н.Д.

(1 час)

(2 часа)

3

Босова Л.Л.
(1 час)

Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А.

(1 час)

(2 часа)

4

Босова Л.Л.
(1 час)

Семакин И.Г.

(1 час)

(2 часа)

5

Под ред. Макаровой Н.В.

(1 час)

Под ред. Макаровой Н.В.

(1 час)

(2 час)

(2 часа)

В настоящее время авторы учебной литературы выпускают не отдельные учебники и пособия, а учебно-методические комплекты (УМК) для каждого класса, которые включают в себя:

  • учебник (обычно с компьютерным практикумом);

  • задачник;

  • рабочую тетрадь для учащихся;

  • методическое пособие для учителя;

  • компакт-диск с программно-методическим обеспечением;

  • комплект плакатов (обычно на компакт-диске).

С целью сохранения единого образовательного пространства на территории Мурманской области рекомендуется использовать следующие авторские линии УМК: Угриновича Н.Д., Семакина И.Г., Макаровой Н.В.

УМК «Информатика и ИКТ» 8-11 классы, автор Н.Д. Угринович

Авторская мастерская /authors/informatika/1/

УМК «Информатика и ИКТ», основная школа, 8-9 классы, автор Н.Д. Угринович

Состав УМК:

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый курс», 8 класс;

  • учебник «Информатика и ИКТ. Базовый курс», 9 класс;

  • практикум по информатике и информационным технологиям, 8-11 классы;

  • методическое пособие для учителя «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы;

  • И.Е. Астафьева, С.А. Гаврилова и др. «Информатика в схемах»;

  • «Информатика и ИКТ. Основная школа», комплект плакатов»;

  • методические рекомендации по использованию плакатов «Информатика и ИКТ. Основная школа»;

  • программа базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) (Угринович Н.Д.). // Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. / Сост. М.Н. Бородин. –6-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Электронное сопровождение УМК:

  • Авторская мастерская Н.Д. Угриновича (/authors/informatika/1/ )

  • ЭОР клавиатурный тренажер «Руки солиста» (/catalog/rubr/e66d4719-53e2-43e8-b493-78766646c3c1/77774/?interface=pupil&class=49&subject=19 )

  • ЭОР на CD и DVD (комплект из 4-х дисков) к методическому пособию Н.Д.Угринович «Информатика и ИКТ. Методическое пособие» 8 – 11 классы.

Состав комплекта на компакт-дисках:

Диск 1 «Windows-CD» содержит свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютерные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;

Диск 2 «Visual Studio-CD» (выпускается по лицензии Microsoft) содержит дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual , Visual C# и Visual J#;

Диск 3 «Linux-DVD» (выпускается по лицензии компании AltLinux) содержит операционную систему Linux и программную поддержку курса;

Диск 4 «TurboDelphi-CD» (выпускается по лицензии компании Borland), содержит систему объекто-ориентированного программирования TurboDelphi.

Содержание учебников «Информатика и ИКТ» Угриновича Н. Д. для 8 и 9 классов соответствует утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации Государственному стандарту основного общего образования по информатике и информационным технологиям (федеральный компонент) и Примерной программе основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

В соответствии с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Информатизация образования»: подключение школ Российской Федерации к ресурсам сети Интернет) в учебнике «Информатика и ИКТ» для 8 класса большое внимание уделяется теме «Коммуникационные технологии», в которой рассматриваются вопросы различных способов подключения к Интернету, его сервисы и т. д.

Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса занимает тема «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного программирования». В этой теме рассматриваются все основные алгоритмические структуры и их кодирование на трех языках программирования:

  • алгоритмическом языке OpenOffice Basic, который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux;

  • объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft;

  • объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux), который распространяется по лицензии компании AltLinux.

В соответствии с реализацией приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Информатизация образования»: использование пакета свободного программного обеспечения) в учебниках «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов компьютерный практикум строится на использовании свободно распространяемых программ или программ, тиражируемых по лицензиям компаний – разработчиков программного обеспечения.

Кроме того, учебники «Информатика и ИКТ» для 8 и 9 классов являются мультисистемными, так как практические работы компьютерного практикума могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. В случае выделения на предмет «Информатика и ИКТ» количества часов не более, чем в Федеральном базисном учебном плане, рекомендуется выполнять практические задания компьютерного практикума в одной операционной системе (Windows или Linux).

Практические работы компьютерного практикума методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических заданий во внеурочное время в школе или дома.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо (5)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... целом. II. Нормативно-правовое и инструктивно-методическоеобеспечениепреподаванияпредмета «Информатика и ИКТ». Преподаваниепредмета «Информатика и ИКТ» в общеобразовательных учреждениях Саратовской области в 2012/2013 учебном году осуществляется ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... 2011 г. Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииучебногопредметаИнформатика ”в 2011/2012 учебном году» Учебныйпредмет «Информатика» изучается в VI ...
  3. Методическое письмо по преподаванию математики i содержание школьного математического образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Методическоеписьмо по преподаванию математики авторы-составители: Ищенко В.М., зав. кафедрой математики и информатики ... нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов/ Сост. Л.О. Рослова.– М.: Просвещение, 2005. 3. Характеристика структуры ...
  4. Методическое письмо по преподаванию математики i содержание школьного математического образования

    Инструктивно-методическое письмо
    ... Методическоеписьмо по преподаванию математики авторы-составители: Ищенко В.М., зав. кафедрой математики и информатики ... нормативно-правовых и инструктивно-методических материалов/ Сост. Л.О. Рослова.– М.: Просвещение, 2005. 3. Характеристика структуры ...
  5. Методическое письмо (9)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... триаде: материя – энергия – информация. II. Нормативно-правовое и инструктивно-методическоеобеспечениепреподаванияпредмета «Информатика и ИКТ». С целью сохранения единого образовательного пространства ...

Другие похожие документы..