Главная > Документ


МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ

В ОБРАЗОВАНИИ

Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием

4-6 апреля 2011 года

I том

МУРМАНСК

2012

Печатается по решению редакционно-издательского совета Мурманского государственного гуманитарного университета

Редколлегия:

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент (МГГУ) (отв. ред.);

Т.В.Тучкова, канд. филос. наук, доцент (МГГУ);

О.Н.Оконешникова, канд психол. Наук, доцент (МГГУ);

А.В. Науменко, ассистент (МГГУ);

Ю.В. Орябинская, специалист по УМР (МГГУ)

Рецензенты:

А.В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой социальной работы и психологии Российского государственного социального университета (филиал в г. Мурманске);

Е.Г. Трудкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования, социально-культурной деятельности и

народного художественного творчества, заместитель декана по УР

Факультета художественного образования, технологии и дизайна МГГУ

Коллектив авторов

Актуальные проблемы психологии в образовании: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 4-6 апреля 2011 года /Отв. ред. И.А. Синкевич. - Мурманск: МГГУ, 2012. – 1 том - 333 с.

В первом томе сборника представлены научные статьи участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием«Актуальные проблемы психологии в образовании», в которых раскрываются основные психолого-педагогические проблемы завершающего этапа модернизации Российского образования; представлены проблемы внедрения новых образовательных технологий в систему образования; проблемы формирования профессионального сознания педагога в современных социокультурных условиях; раскрывается психологическая основа системы комплексных исследований детской одаренности, творческих способностей, креативности и художественного творчества.

Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии и др.

ISBN Мурманский государственный

гуманитарный университет

(МГГУ), 2012

ВВЕДЕНИЕ

На современном этапе актуальным становится формирование наиболее благоприятных для каждого человека и общества в целом социальных отношений через систему российского образования. Объявленная Президентом России национальная инициатива «Наша новая школа» - это приоритетный национальный проект сбережения, развития и формирования инновационных человеческих ресурсов - проект социокультурной модернизации общества на основе системы образования.

Таким образом, меняется идеология системы образования, которая должна ориентироваться на высшую ценность - человека, реализующего свой творческий потенциал во взаимодействии с миром, природой, обществом. Новая цель российского образования – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Перед высшей школой стоит проблема совершенствования психолого-педагогической подготовки и переподготовки педагогических кадров.

В апреле 2011 года в Мурманском государственном гуманитарном университете проходила Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы психологии в образовании», в которой приняли участие ведущие преподаватели высших и средних учебных заведений, практические психологи, социальные работники из разных городов России и зарубежья: г. Мурманска и Мурманской области (г. Апатиты, г. Гаджиево, г. Заполярный, г. Кировск, п. Молочный, г. Могчегорск, п. Никель, г. Североморск); г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Астрахани, г. Волгограда, г. Екатеринбурга, г. Казани, г. Нижнего Новгорода, г. Пскова, г. Пятигорска, г. Таганрога, г. Ярославля; Ямало-Ненецкого Автономного округа (г. Ноябрьск), Республики Беларусь (г. Минск), Удмуртской Республики (г. Глазов), Венгрии (г. Будапешт), Германии (г. Аугсбург).

В I томе сборника научные статьи участников конференции раскрывают основные психолого-педагогические проблемы завершающего этапа модернизации Российского образования; представлены проблемы внедрения новых образовательных технологий в систему образования; проблемы формирования профессионального сознания педагога в современных социокультурных условиях; раскрывается психологическая основа системы комплексных исследований детской одаренности, творческих способностей, креативности и художественного творчества.

Предложенные материалы могут заинтересовать специалистов в области теоретической и практической психологии, педагогики и социологии и др.

Раздел I. Психолого-педагогические проблемы модернизации российского образования

А.В. Гущина

К ВОПРОСУ О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА

В нашем представлении «концепция» понимается как основная точка зрения на предмет, руководящая идея. При разработке Концепции ППИ были учтены следующие ведущие направления развития высших учебных заведений, в соответствии с законопроектом «Об образовании»:

  1. Реализация основных образовательных программ высшего образования, соответствующих международным стандартам качества образования.

  2. Осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации психолого-педагогических кадров на основе применения современных образовательных технологий для развития региона.

  3. Выполнение прикладных научных исследований по психолого-педагогическому спектру наук, обеспечение интеграции науки, образования и производства, в том числе путем доведения результатов интеллектуальной деятельности до практического применения.

  4. Обеспечение развития высшего образования региона, являясь научным и методическим центром.

Реализация Концепции потребует структурной модернизации с акцентом на подготовку специалиста нового уровня в области практической педагогики и психологии. Ядром этого модернизационного процесса и должен стать психолого-педагогический институт, интегрирующий потенциал высококвалифицированных специалистов данного профиля. Психолого-педагогический институт является структурным подразделением МГГУ, основная цель которого – объединение в единую систему общего, специального педагогического, психологического образования Северо-Западного региона.

В рамках подготовки специалистов в ППИ действуют:

  1. Лаборатории:

  • «Исключительный ребенок как субъект образовательного процесса»;

  • «Современные проблемы дошкольного и начального образования»;

  • «Духовно-нравственное воспитание: в эпоху трансформации общества».

  1. Студенческий дискуссионный клуб «Школьный психолог»

  2. Проблемные группы:

  • «Семейное воспитание детей с нарушениями речи»;

  • «Проявление копинг-поведения и механизмов психологической защиты у студентов»;

  • «Школьный социальный педагог»;

  • «Лингвистическое развитие детей и подростков»;

  • «Здоровье и молодежь»;

  • «Технологическое обеспечение экологического воспитания детей»;

  • «Младший школьник как субъект обучения и воспитания».

  1. Центр «Поддержка инклюзивного образования».

Миссия института – «производство» технологий в области педагогики, психологии как прикладных наук, а также подготовка, переподготовка кадров, способных позитивно влиять на региональные процессы. Предлагаемая Концепция ППИ предусматривает реализацию его ведущей идеи – «Образование как основная составляющая успешности» (непрерывное образование), она позволяет удовлетворить все возрастные социокультурные потребности человека. Этим обусловлена ведущая проблематика научной работы Института: «Психолого-педагогические механизмы развития и формирования личности на разных этапах социализации».

Р
еализация ведущей идеи модели ППИ - «Образования как основная составляющая успешности (непрерывное образование)

Исходя из ведущих направлений Законопроекта «Об образовании», на основании программы развития университета и для достижения стратегической цели развития психолого-педагогического института необходимо решить следующие задачи:

  1. М
    одернизация научно-образовательной инфраструктуры ППИ:

  1. Модернизация учебного процесса:

  2. Развитие системы непрерывного образования в рамках регионального кластера «образование - наука - бизнес». Интеграция задач социально-экономического развития региона и программ подготовки специалистов:




  1. Участие в региональных проектах:

С
оздание механизма включения ППС в процесс разработки и реализации инновационных программ развития региона.

5. Развитие кадрового потенциала, повышение квалификации и переподготовка преподавателей:

6. Модернизация материально-технической, научно-исследовательской, учебно-методической базы института. Внедрение современных информационных и образовательных технологий на всех этапах процесса непрерывного образования:




Решение поставленных задач будет достигаться за счет реализации следующего комплекса мероприятий:

Этапы реализации задач:

  • планирование (разработка программы развития ППИ) - 2010-2011 гг.;

  • реализация программы развития ППИ - 2011-2013 гг;

  • закрепление позиций в региональном научно-образовательном пространстве - 2013-2014 гг.;

Содержание I этапа состоит в подготовке условий:

  • кадровых;

  • материально-технических;

  • организационных.

При максимальном использовании ранее приобретенных преимуществ, выделении приоритетных областей научной и образовательной деятельности, включая определение ведущих направлений научных исследований.

2010 г. - год функционирования новой структуры ППИ.

Содержание II этапа:

  • завершение формирования новой структуры ППИ, переход на уровневую систему подготовки, кредитно-модульную систему образовательного процесса;

  • выход на качественно новый уровень научно-педагогического состава ППИ (увеличение доли докторов, профессоров и кандидатов наук);

  • расширение спектра образовательных услуг;

  • выход на доходный режим работы институтского комплекса (комерциализация деятельности);

  • превращение ППИ в ключевое звено региональной системы подготовки специалистов психолого-педагогического направления.

Содержание III этапа:

  • закрепление позиций ППИ как креативного научно-образовательного и инновационного центра в региональном пространстве, а именно расширение научно-образовательных приоритетных областей.

Г.Л. Филиппова

Акмеологическое сопровождение профессионально-педагогической подготовки студентов

В решении педагогических проблем подготовки будущего специалиста акмеологический подход стал одним из важнейших методологических направлений. Традиционно акмеологию понимают как науку, помогающую достичь наивысших результатов в профессиональной деятельности. Вместе с тем, акмеология разрабатывает как теорию и методологию, так и технологии, способы, практику, которые обеспечивают реальное совершенствование человека – профессионала (Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач). Таким образом, акмеология разрешает большую теоретико-прикладную задачу формирования нового направления: акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития специалиста.

Сейчас, как никогда ранее, крайне актуальной стала проблема формирования не просто активной и творческой личности, а человека, настроенного на достижение высших профессиональных и социальных вершин, акме. Для системы профессионального образования эта проблема является тем более первостепенной, так как для большинства молодых людей их формирование как специалистов начинается именно в этой системе. Следовательно, направляющими векторами в подготовке будущего специалиста становятся карьерное развитие специалиста и индивидуальные стратегии этого развития, которые помогают предупреждать, избегать и корректировать отрицательные последствия, возникающие в результате профессионального становления, личностного роста студента и его профессиональной деятельности. В этом мы видим одну из главных целей акмеологического сопровождения профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития будущего специалиста. Схематически это можно представить следующим образом:

Акмеологическое сопровождение


Карьерное развитие Индивидуальные стратегии развития

Акмеологическое сопровождение в подготовке специалистов в системе профессионального образования можно условно свести к трем составляющим: 1) ранняя диагностика призвания (это специфика именно учреждения профессионального образования, с которого начинается профессиональная ориентация, профессиональный отбор, профессиональное обучение); 2) создание условий реализации профессионального призвания, включая вооружение студентов инструментарием для акмеологически направленного обучения и самообучения; 3) обеспечение процесса подготовки специалистовпедагогами – новаторами, ориентированными на достижение высших профессиональных результатов и владеющими акмеологическим инструментарием.

Выбрав в качестве общеметодической темы «Акмеологическое сопровождение подготовки специалистов в условиях колледжа», мы определили для себя в качестве первостепенных задач исследования следующие: 1) выявление социально-демографической и психолого-педагогической характеристики современного студента; 2) формирование индивидуальных образовательных траекторий; 3) развитие сильных сторон интеллекта; 4) определение степени влияния содержания и технологий педагогического образования на личностное и профессиональное развитие будущего учителя. Именно гармоничное развитие личности составляет ту непосредственную цель, к которой мы стремимся, говоря о личностно-профессиональном развитии специалиста. Только в комплексе объективных и субъективных критериев можно изучить личность человека, так как важны и субъективные переживания и объективные явления. Формирование личности будущего специалиста зависит от наследственности, здоровья родителей, от физических условий развития. Пагубное влияние на личность оказывают неблагоприятные гигиенические, экологические, экономические и другие условия, ведущие к физическому ослаблению и болезням, особенно если это переутомление начинается с раннего возраста.

Для реализации указанных целей необходимо провести интегрированное исследование с участием педагогов, психологов, методистов. При этом педагогический компонент является интегрирующим, системообразующим, поскольку изучаются условия и степень влияния процессов профессионального обучения и воспитания на личностный рост будущего учителя, на его познавательно-ценностный, творческий, коммуникативный и операционально-деятельностный потенциалы. Начиная работу, мы выдвинули гипотезу о том, что успехи студентов в учебе, эффективность становления их профессионально-педагогической компетентности связаны с тем, в какой степени учитывается при проектировании образовательного процесса комплекс социально-демографических, биолого-физиологических и психолого-педагогических параметров сегодняшнего студента.

Среди множества показателей, определяющих «социальный портрет» современного студента, наиболее значимыми были следующие: место жительства: 1) роль семьи, её состав; 2) тип ОУ, которое закончил будущий студент; 3) условия быта; 4) состояние здоровья (физического, психического); 5) мотивы выбора профессионального образовательного учреждения и предполагаемой профессии; 6) уровень самооценки, притязаний; 7) сформированность личностных и профессионально-ценностных ориентаций; 8) характер внеучебных интересов, их широта.

В ходе работы применялись такие методы, как анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ продуктов учебной деятельности студентов и т.д. Социально-демографические характеристики семей студентов оказались вполне прогнозируемые и ожидаемыми. Практически половина студентов проживает в области, другая половина (48%) – в Мурманске. Более 47% от числа студентов воспитываются в неполных семьях, и только 53% имеют обоих родителей. Кроме того, около 83% от числа студентов проживают в семьях, имеющих 2-х и более детей; родители находятся в зрелом возрасте (средний возраст отца – 49 лет, матери – 47 лет). В учреждениях образования разного уровня работают 96% от числа родителей студентов, из них 60% - в ССУЗах, 32% - в ДОУ, 4% - в учреждениях дополнительного образования.


Важнейшим параметром, традиционно определяющим продвижение студентов в образовательном процессе, является мотивация. Побудительные причины, направляющие обучение студентов, распределились следующим образом:

  1. Стремление получить глубокие и прочные знания – 71%,

  2. Желание занять достойное место в обществе – 61%,

  3. Возможность общаться с людьми (с детьми, с коллегами) – 55%,

  4. Стремление получить важную профессию, необходимую в современном обществе – 51%,

  5. Научиться самостоятельно пополнять знания – 29%,

  6. Заниматься учебно-исследовательской работой – 8%.

Анкетирование, беседы и интервью показали, что студенты I - III курсов слабо представляют себе связь полученных знаний с будущей профессиональной деятельностью. Следовательно, если мы хотим в рамках системы профессионального образования воспитать профессионала с большой буквы, то необходимо, прежде всего, определить как можно раньше его призвание, а затем, создать условия для реализации этого призвания, нацеливая воспитанника на достижение внешних результатов, обеспечив ему при этом достойного наставника. Однако проблема раннего определения призвания крайне сложна, следовательно, если мы не хотим допустить ошибки, то, с одной стороны, не должны торопиться с выводами о призвании, но с другой стороны, нельзя долго находиться в неопределенности выбора профессии. Для реализации данной проблемы можно воспользоваться концепцией непрерывности профессионального развития, предусматривающей три основных вектора движения личности в образовательном пространстве:

II. «вектор движения вверх»


При этом первый из обозначенных векторов движения реализуется путем организации повышения квалификации, приобретения дополнительных профессий, совершенствования профессионального мастерства. Реализация второго из векторов предусматривает право и возможность получения нового, более высокого образовательно-профессионального уровня. В третьем из векторов нашло воплощение развитие карьерного роста преподавателя и, таким образом, эффективно решается вопрос сочетания, с одной стороны, личных интересов и образовательных потребностей человека, а с другой – реальных потребностей общества в определенных специалистах.

Анализ работы показал, что современный образовательный процесс возможен на основе моделирования в пространстве образовательного учреждения будущей профессиональной деятельности, дающей образцы педагогической этики, использования современных технологий обучения, гуманистической ориентации образовательного процесса, креативности, акмеологического сопровождения. Осуществление акмеологического сопровождения подготовки будущего специалиста заставило нас ввести факультативы и элективные курсы психолого-акмеологического содержания: «Тренинг личностного роста», «Конфликтологическая грамотность», «Секрет успеха», «Основы педагогического мастерства», «Психолого-педагогическое консультирование и диагностика».

Итак, акмеологический подход в системе профессионального педагогического образования вполне оправдан, так как становление демократических и одновременно рыночных отношений требует от всех членов общества активизации их духовного, интеллектуального, креативного и профессионального потенциалов, что обеспечит жизнедеятельность и конкурентоспособность и преподавателей, и выпускников на рынке труда.

И.И. Друзякина

Обеспечение доступной образовательной среды для лиц с ограниченными возможностями здоровья на примере Центра сопровождения Психолого-педагогического института МГГУ

Включение лиц с ОВЗ в среду обычных сверстников в системе образования – процесс инклюзии – является отражением времени и представляет собой реализацию прав на образование в соответствии с законодательством. Инклюзия – это не просто механическое включение лиц с различными вариантами отклоняющегося развития в образовательное учреждение. В первую очередь, речь идет о создании в учреждении широкого спектра разнообразных условий, необходимых для адаптации особого человека, - создание, в широком смысле, безбарьерной среды – от психологически комфортной атмосферы и атмосферы принятия нестандартной личности всеми специалистами, до внесения технических и архитектурных изменений, необходимых для адаптации и обучения.

Соответственно инклюзивная практика предполагает повышение качества жизни особого человека и его семьи, создание необходимых условий для достижения успеха в социальной адаптации и образовании.

Мировая практика убедительно показала, что человек с особыми образовательными потребностями, попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации.

Таким образом, к основным положениям инклюзии могут быть отнесены следующие:

  1. Каждый человек имеет право расти и развиваться, в том числе обучаться, в среде обычных сверстников.

  2. Индивидуальные особенности развития личности рассматриваются, не как его недостатки или негативы, а как барьеры на пути к овладению той или иной компетенцией или знанием.

  3. Особый человек и его окружение должны взаимно приспосабливаться. Это «движение» на встречу.

  4. Нет необучаемых (в широком смысле), а есть неадекватные возможностям личности содержание, приемы и методы воспитания и обучения.

  5. Любой человек полноценнее развивается в интегративной среде – и особый, и обычный.

  6. Право выбора образовательной траектории (инклюзивное или специальное) принадлежит самой личности.

Мурманский государственный гуманитарный университет (МГГУ) решает проблемы обучения инвалидов с учетом специальной государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы».

На основании приказа Минобрнауки РФ от 30.12.2010 г. №2211 «О базовых образовательных учреждениях ВПО, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» МГГУ с 01.09.2011 г. на базе Психолого-педагогического института (ППИ) открывает Центр сопровождения (далее Центр) профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Основной целью деятельности Центра является обеспечение доступности высшего профессионального и дополнительного образования для инвалидов и лиц с ОВЗ г.Мурманска и Мурманской области для улучшения качества их жизни, доступности образовательной среды, обеспечения государственных прав и гарантий.

Основные задачи Центра:

  • создание образовательной среды, обеспечивающей доступность ВПО для инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • содействие созданию в Университете инфраструктуры, необходимой для получения высшего профессионального образования инвалидами и лицами с ОВЗ;

  • адаптация программно-методических средств к особенностям обучения инвалидов и лиц с ОВЗ;

  • реализация образовательных программ ВПО и дополнительного образования для инвалидов и лиц с ОВЗ г.Мурманска и Мурманской области в очной и заочной формах обучения;

  • осуществление довузовской подготовки, обеспечение функционирования подготовительного отделения, оказание помощи при обучении, а также в выборе его форм (дистанционной, интегрированной, смешанной).

Направления деятельности Центра:

  • создание банка данных и дальнейшее ведение учета инвалидов и лиц с ОВЗ, обучающихся в Университете;

  • организация учебного процесса по образовательным программам ВПО по направлениям подготовки Университета и программам дополнительного образования;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

Структура и основные направления деятельности Центра будут представлены следующим образом:

Директор Центра



Специалист по Учебно-методической работе



Факультет истории и социальных наук

Факультет художественного образования, технологии и дизайна

Факультет естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности



Факультет филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций

Факультет физико-математического образования, информатики и программирования

Психолого-педагогический институт



Студент с ограниченными возможностями здоровья


Обучение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется по очной и заочной формам обучения по направлениям подготовки Университета. Прием инвалидов и лиц с ОВЗ в ВУЗ осуществляется как на основании результатов ЕГЭ так и на основании вступительных испытаний, проводимых Университетом самостоятельно, согласно правилам приема в ГОУ ВПО МГГУ.

Инвалиды и лица с ОВЗ поступившие в МГГУ могут быть зачислены в центр на основании личного заявления и заключения ФГУ «Медико-социальная экспертиза» (далее МСЭ) с целью реализации индивидуальной программы реабилитации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. М инистерство науки и образования российской федерации актуальные проблемы психологии в образовании

    Документ
    ... МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫПСИХОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Материалы всероссийской научно- ... конференции с международным участием «Актуальныепроблемыпсихологии в образовании», в которых представлены основные ...
  2. Актуальные проблемы высшего музыкального образования

    Документ
    АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2010. №2(14) АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Научно-аналитический ... пространство; 2. Музыкальное произведение; 3. Психология восприятия; 4. Условия создания фонограммы. Ключевые ...
  3. Актуальные проблемы высшего музыкального образования

    Документ
    АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2010. №1(13) АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Научно- ... слухового стимула // Экспериментальная психология: в 2 т. – М., 1963. Т.2. ПРОБЛЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ © 2010 ...
  4. «образование и общество актуальные проблемы психологии и педагогики»

    Программа
    ... основных компонента: «Образование и общество», «Актуальныепроблемыпсихологии и педагогики» и «Основы профессиональной культуры педагога». Компонент «Актуальныепроблемыпсихологии и педагогики» ...
  5. Удк 78(079) актуальные проблемы высшего музыкального образования (2)

    Документ
    АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ № 2 (18) 2011 УДК 78(079) АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Научно-аналитический ... давно подобные вопросы активно изучаются психологами, лингвистами. Тем удивительнее, что сегодня ...

Другие похожие документы..