Главная > Примерная программа


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

2

5

6

7

8

9

10

11

12

1.

Социология организаций

+

+

+

+

+

2.

Государственное и муниципальное управление

+

+

+

+

+

+

+

3.

Социология профессий

+

+

+

+

+

+

+

4.

Трансформации правовых институтов российского общества

+

+

+

+

+

+

+

+

+

5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин

СРС

Все-го

час.

1.

Социология права как отрасль социологии

4

2

8

14

2.

Классические традиции в социологии права: Э. Дюркгейм и М. Вебер

4

2

8

14

3.

Российская традиция в западной социологии права

2

2

8

12

4.

Национальные школы и ведущие теоретические направления современной западной социологии права

4

2

8

14

5.

Право как интегративный механизм

2

2

6

10

6.

Право как инструмент социальных

изменений

2

6

8

7.

Право и политика

4

2

8

14

8.

Право и культура

2

2

8

12

9.

Право и социальный контроль

2

6

8

10.

Юридическая профессия

2

2

8

12

11.

Исследования юридической профессии в современной России

4

8

12

12.

Судебная система как объект социологического исследования

4

2

8

14

6. Лабораторный практикум: не предусмотрен.

7. Семинары

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика практических занятий (семинаров)

Трудо-емкость

(час.)

1.

1

Социология права как отрасль социологии

2

2.

2

Классические традиции в социологии права: Э. Дюркгейм и М. Вебер

2

3.

3

Российская традиция в западной социологии права

2

4.

4

Национальные школы и ведущие теоретические направления современной западной социологии права

2

5.

5

Право как интегративный механизм

2

6.

7

Право и политика

2

7.

8

Право и культура

2

8.

10

Юридическая профессия

2

9.

12

Судебная система как объект социологического исследования

2

8. Примерная тематика рефератов, докладов, эссе.

  1. Предмет, структура и функции социологии права в системе социальных наук.

  2. Соотношение социологии права с философией права, теорией права и социологической юриспруденцией.

  3. Гносеологические принципы и методы изучения права.

  4. Этапы становления и развития западной социологии права.

  5. Классические традиции в социологии права: сравнительный анализ концепций Э. Дюркгейма и М. Вебера.

  6. Особенности национальных школ в социологии права.

  7. Российская традиция в западной социологии права.

  8. Проблемы институционализации социологии права в России: дореволюционный и современный периоды.

  9. От социологической юриспруденции к социологии права: сравнительный анализ концепций Е. Эрлиха и Л.И. Петражицкого.

  10. Право как социальный контроль: сравнительный анализ концепций Р. Паунда и Ж. Гурвича.

  11. Право как социальный институт.

  12. Системный подход к правовой подсистеме общества: Т. Парсонс.

  13. Право за пределами политики и морали: Н. Луман.

  14. Возможности и ограничения функционалистского и неофункционалистского подходов к исследованию правовой сферы.

  15. Традиция «критической теории» в социологии права: сравнительный анализ концепций М. Фуко и Ю. Хабермаса.

  16. Правовые институты и дисциплинарная власть: М. Фуко.

  17. Факторы и стадии юридизации общества: П. Бурдье и Ю. Хабермас.

  18. Проблема легитимности правовых норм в современном обществе: Ю. Хабермас и Дж. Александер.

  19. Концепция гражданской сферы Дж. Александера между социологией и философией права.

  20. Влияние общественного мнения на процесс правообразования и нормотворчества.

  21. Формирование и трансформации юридической профессии: сравнительный анализ США, европейских стран и России.

  22. Институт присяжных заседателей: взаимодействие между носителями юридического капитала и непрофессионалами.

  23. Интегративная функция права как вызов современному праву.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Основная литература

  1. Бурдье П. Власть права: основы социологии юридического поля // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб.: Алетейя, 2005. С.75–128.

  2. Карбонье Ж. Юридическая социология. М.: Прогресс, 1986.

  3. Масловская Е.В., Масловский М.В. Социология права. Классические и современные теории. Учеб. пособие. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2008.

  4. Масловская Е.В. Становление современных концепций западной социологии права. Н.Новгород: НИСОЦ, 2009.

  5. Мейхью Л. Социология права // Американская социология: перспективы, проблемы, методы / Под ред. Г. В. Осипова. М.: Прогресс, 1972. С.220–234.

  6. Тадевосян Э. В. К вопросу о социологии права // СОЦИС. 1997. № 11. С.62–68.

  7. Тимашев Н.С. Что такое социология права? // СОЦИС. 2004. № 4. С.107–112.

Дополнительная литература:

  1. Александер Дж. После неофункционализма: деятельность, культура и гражданское общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. М.: Интеллект, 1998. С.231–249.

  2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.

  3. Батыгин Г.С., Подвойский Д.Г. История социологии. Учебник. М.: Издательский Дом ";Высшее образование и наука";, 2007.

  4. Берман Г. Вера и закон: примирение права и религии. М.: Ad Marginem, 1999.

  5. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ, 1998.

  6. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. М., 1997.

  7. Бурдье П. Дух государства: генезис и структура бюрократического поля // Поэтика и политика (сборник статей). СПб.: Алетейя, 1999. С.125–166.

  8. Бурдье П. От ";королевского дома"; к государственному интересу: модель происхождения бюрократического поля // Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах российско-французского центра социологии и философии Института социологии РАН. СПб.: Алетейя, 2001. С.141–176.

  9. Варчук В. В. Социология права – отрасль социологии // СОЦИС. 1996. № 10. С.102–109.

  10. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.

  11. Вебер М. История хозяйства. Город. М.: КАНОН-Пресс-Ц, 2001.

  12. Вебер М. Переход России к псевдоконституционализму // Полис. 2006. № 2. С.77–89.

  13. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007.

  14. Гергилов Р.Е. Право как социальный контроль: концепция Георга Гурвича // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № 3. С.71–78.

  15. Гидденс Э. Социология. М: Эдиториал УРСС, 1999.

  16. Глазырин В.А. Определение права в социологии Макса Вебера // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № 3. С.59 –70.

  17. Голосенко И.А., Гергилов Р.Е. Георгий (Жорж) Гурвич как социолог // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. № 1. С.17–33.

  18. Голосенко И.А. Николай Тимашев как историк социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. № 2. С.32-41.

  19. Голосенко И.А. Питирим Сорокин о внутренних нарушениях социального порядка // СОЦИС. 2000. № 4. С.108–116.

  20. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: Книжный дом ";Университет";, 1997.

  21. Гофман А.Б. Социология и гражданская религия в современной России // Социология и современная Россия / Под ред. А. Б. Гофмана. М.: ГУ ВШЭ, 2003. С.84-107.

  22. Гревцов Ю.И. Социология права. Курс лекций. СПб.: Изд-во ";Юридический центр Пресс";, 2001.

  23. Гурвич Г.Д. Будущность демократии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. № 1. С.34–53.

  24. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. М.: Мартис, 1998.

  25. Девятко И.Ф. Социологические теории деятельности и практической рациональности. М.: Аванти плюс, 2003.

  26. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М.: Наука, 1991.

  27. Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н. Современная социология права. М., 1995.

  28. Кареев Н.И. Основы русской социологии. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 1996.

  29. Карнозова Л., Климова С. Суд присяжных в постсоветской России – институт гражданского общества? // Социальная реальность. 2006. № 9.

  30. Кистяковский Б.А. Философия и социология права. СПб., 1998.

  31. Корнеева А.Е. Современные адвокаты: профессиональная практика в процессе трансформации // Журнал социологии и социальной антропологии. 2006. Том IХ. № 2. С. 132–151.

  32. Коэн Дж., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2003.

  33. Лапаева В.В. Социология права. М.: Норма, 2004.

  34. Луман Н. Дифференциация. М.: Изд-во ";Логос";, 2006.

  35. Луман Н. Общество как социальная система. М.: Изд-во ";Логос";, 2004.

  36. Луман Н. Теория общества // Теория общества. Сборник / Под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Канон-Пресс-Ц, 1999. С.196–235.

  37. Масловская Е.В. Национальные школы современной социологии права // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. Х. № 3. С. 52–64.

  38. Масловская Е.В. Социологические теории права и анализ правовых институтов российского общества. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2007.

  39. Масловская Е.В. Суд присяжных в современной России: юридический дискурс и социологический анализ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 244–248.

  40. Масловская Е.В. Трансформации юридического поля в СССР и постсоветской России // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9. Вып. 2 (36). С.292–304.

  41. Масловская Е.В. Эволюция западных концепций социологии права и гражданской сферы // СОЦИС. 2010. №12. С.70-79.

  42. Масловская Е.В., Масловский М.В. Современное прочтение социологии права Макса Вебера // Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № 3. С.47–58.

  43. Масловская Е.В., Масловский М.В. Социологические теории права // Социологический журнал. 2005. № 1. C. 5-20.

  44. Медушевский А.Н. Социология права. М., 2006.

  45. Парсонс Т. Система современных обществ. М.: Аспект Пресс, 1998.

  46. Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб.: Изд-во ";Лань";, 2000.

  47. Попова А.Д. Суд присяжных в зеркале общественного мнения // Социологические исследования. 2007. № 3. С.99–104.

  48. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002.

  49. Соломон П. Советская юстиция при Сталине. М., 1998.

  50. Соломон П. Судебная власть в России: сквозь призму административной юстиции // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 3 (44). С.108–124.

  51. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.

  52. Тимашев Н.С. Куда движется американская социология права? // Журнал социологии и социальной антропологии. 2000. Том III. № 2. С.15–17.

  53. Тимашев Н.С. Развитие социологии права и ее сфера // Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Изд-во иностранной литературы, 1961. С.479–508.

  54. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999.

  55. Хабермас Ю. Демократия, разум, нравственность. М.: Academia, 1995.

  56. Хаски Ю. Российские адвокаты и советское государство: происхождение и развитие советской адвокатуры, 1917-1939. М., 1993.

  57. Шлюхтер В. Действие, порядок и культура: основные черты веберианской исследовательской программы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 2. С.22–50.

  58. Шойер Й. Социология Н.С. Тимашева // СОЦИС. 1994. № 4. С.119–124.

  59. Alexander J. The civil sphere. Oxford: Oxford University Press, 2006.

  60. Anleu S. Law and social change. London: SAGE, 2000.

  61. Baumgartner M. The sociology of law in the United States // The American Sociologist. 2001. Vol. 32. № 2. P.99–113.

  62. Black D. The behavior of law. N.Y.: Academic Press, 1976.

  63. Cotterrell R. The sociology of law: An introduction. 2nd edition. London: Butterworths, 1992.

  64. Deflem M. Sociology of law. Visions of a scholarly tradition. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

  65. Hunt A., Wickham G. Foucault and law: Towards a sociology of law as governance. London, 1994.

  66. Machura S. German sociology of law // The American Sociologist. 2001. Vol.32. № 2. P.41–60.

  67. Noreau P., Arnaud A.-J. The sociology of law in France: Trends and paradigms // Journal of Law and Society. 1998. Vol.25. № 2. P.257–283.

  68. Simon J. Between power and knowledge: Habermas, Foucault and the future of legal studies // Sociological perspectives on law / Ed. by R. Cotterrell. Aldershot, 2001. Vol.1. P.415-429.

  69. Teubner G. Evolution of autopoietic law // Autopoietic law: A new approach to law and society / Ed. by G. Teubner. Berlin, 1988. P.217-241.

  70. Turner S., Factor R. Max Weber: The lawyer as social thinker. London: Routledge, 1994.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

- Федеральный информационный портал «Экономика. Социология. Менеджмент» (Разделы: Книги и статьи; Учебные программы; Журнальный зал);

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Ноутбук, проектор, звуковые колонки, микрофон, экран, доска.

11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Итоговая оценка формируется из четырех составляющих:

посещаемость семинарских занятий - 10%;

активность на семинарских занятиях -20%;

реферат или эссе - 35%;

зачет -35%.

1 Трудоемкость экзамена входит в трудоемкость соответствующей дисциплины.

2 Введение профилей не является обязательным: вуз может по своему усмотрению предоставить студенту возможность выбора из перечня дисциплин (см. Приложение 2.2, с. 18).

3 Из них 328 часов выделяются на реализацию дисциплины ";Физическая культура"; сверх нормативно определенного часового эквивалента для двух зачетных единиц.

4 Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза (п.8.6 ФГОС ВПО подготовки бакалавра социологии). При этом возможно соответствующее увеличение трудоемкости подготовки выпускной квалификационной работы.

 профиль не является обязательным элементом программы; вуз может по своему усмотрению включать профиль в вариативную часть профессионального цикла или предоставить студенту возможность выбора из перечня дисциплин.

5 Макет примерной программы разработан Консорциумом вузов и содержит минимальные требования к освоению обязательной дисциплины в соответствии с ФГОС. На основе Макета вузы формируют собственную программу дисциплины, исходя из трудоемкости, форм промежуточного контроля и места дисциплины в учебном плане вуза. Каждый из разделов Макета может быть дополнен в соответствии с ООП вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

6 Раздел содержит сведения об основных рекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза

* Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

7 По работам С.Голода.

8 По работе Т.Парсонса.

9 По работам Коллонтай, Залкинда, Макаренко.

10 По работе Н.Чодороу.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

11 Подчеркнута основная литература по теме. Остальная литература – дополнительная.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

 Раздел содержит сведения об основныхрекомендуемых источниках и дополняется в программе дисциплины каждого вуза.

12 Авторы: Н.С. Кирабаев (РУДН), А.П. Алексеев (МГУ им. М.В. Ломоносова), В.В. Сербиненко (МФТИ государственный университет).

13 Авторы: А.О. Чубарьян, А.А. Данилов, Е.И. Пивовар, В.С Порохня, Д.В.Фомин-Нилов, Е.С. Галкина, Д.С. Секиринский.

14 Авторы: А.А.Чувакин, Т.В.Чернышова, И.Ю.Качесова, Л.А.Кощей, Н.В.Панченко.

15 Доклад Н.Н. Комисаровой на Международной научно-методической конференции «Уровневое финансово экономическое образование в России: проблемы внедрения компетентностного подхода», 5-6 апреля 2011 г.

 в дополнение к компетенциям, предусмотренным ФГОС для профессионального цикла (ОК-1,8,9,11,13,14; ПК-2,3,5,7-9,11,12)

16 А.С. Демидов. Исследование компетенций выпускников московских вузов

 в дополнение к компетенциям, предусмотренным ФГОС для профессионального цикла (ОК-1,8,9,11,13,14; ПК-2,3,5,7-9,11,12)

 Не предусмотрен.

 Не предусмотрен.

 Не предусмотрен.

 Не предусмотрен.

 Не предусмотрен.

 Не предусмотрен.

 Не предусмотрен.

 Данная дисциплина не входит в состав Примерного учебного плана, однако, по желанию вуза, может использоваться в качестве одной из вариативных дисциплин профессионального цикла (например, в случае отсутствия профиля).

 Данная дисциплина не входит в состав Примерного учебного плана, однако, по желанию вуза, может использоваться в качестве одной из вариативных дисциплин профессионального цикла (например, в случае отсутствия профиля).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерный учебный план для образовательных учреждений реализующих основную образовательную программу при использовании в образовательном процессе УМК «Перспектива»

    Закон
    ... - физическая культура При определении структуры примерногоучебногоплана учитывалось, что особую роль в ... В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся примерныйучебныйплан (часть, формируемая участниками образовательного процесса ...
  2. Примерные учебные планы и программы подготовки кадров для ст 3 работа руководителя инструктора тренера (по уровням) специализированный уровень – углублённая специализация вида су - 3 учебно-воспитательная подготовка

    Документ
    Примерныеучебныепланы и программы подготовки ... Требования к слушателям учебных мероприятий. Взаимосвязь учебныхпланов и программ обучения ... по учебномуплану, подготовка и проведение учебно-тренировочного похода. 3.3.Учебная работа инструктора ...
  3. Примерный учебный план (2)

    Самостоятельная работа
    ПРИМЕРНЫЙУЧЕБНЫЙПЛАН специальности 350800 Документоведение и ... Наименование ЧАСОВ (из них) ПРИМЕРНОЕ распределение по семестрам дисциплин ... проектирование + Государственный экзамен + экз. Учебныйплан составлен, исходя из следующих данных ...
  4. Примерный учебный план по направлению 522600 востоковедение африканистика

    Документ
    ПРИМЕРНЫЙУЧЕБНЫЙПЛАН по направлению 522600 Востоковедение, африканистика ( ... 46гум/маг 14.03.2000 УЧЕБНЫЙПЛАН Формы контроля Ч а с ы Распределение кур- ВСЕ ...
  5. Примерный учебный план образовательной программы " медиация курс подготовки тренеров медиаторов"

    Программа
    Примерныйучебныйплан образовательной программы "Медиация. ... Методические разработки программы. Специфика учебного процесса. Области обучения: знания ... профессиональной основе, преподавать медиацию в рамках учебной программы "Медиация. Базовый курс". ...
  6. Примерный учебный план среднего профессионального образования базового уровня по специальности 060108 фармация

    Документ
    Примерныйучебныйплан среднего профессионального образования базового ... Всего часов максимальной учебной нагрузки студента В т.ч. часов обязательных учебных занятий Теоретическое ... 372 Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения ...

Другие похожие документы..