Главная > Примерная программа


Содержание разделов профессионально-ориентированного модуля определяется и разрабатывается профессорско-преподавательским составом на основе современных научных представлений в области исторического знания. Программа направляется на экспертизу и согласование в Научно-методический совет по истории Минобрнауки России.

Содержание разделов элективного модуля определяется и разрабатывается профессорско-преподавательским составом и могут иметь авторский научно-методический характер. Программа обсуждается и утверждается на ученом совете высшего учебного заведения.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

А) Основная литература (учебники и учебные пособия):

  • Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008

  • Данилов А.А., Леонов С.В. и др. История России с древнейших времен до начала XXI века (9-е изд.). М., 2008

  • Россия в мировой истории: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. (под ред. проф. В.С. Порохни). – М., 2003.

  • Семин В.П. Отечественная история. Учебно-методический комплекс. – М., 2009.

  • Леонов С.В., Пономарёв Н.В., Родригес А.М. История ХХ века: Россия-Запад – Восток. М., 2008.

Б) Дополнительная литература:

Методология и источниковедение:

  • Блок М. Ремесло историка. – М., 1986

  • Источниковедение. Учебник для ВУЗов. М.: РГГУ, 1996

  • Философия истории и отечественная историография / Под ред. Р.Г. Пихои. – М., 2006

  • Взгляд на историю как на науку: Первая половина XIX века. Сост. Р.А. Киреева, К.Б. Умбрашко. – М., 2009.

История России:

  • Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009

  • История Отечества с древнейших времен до начала XXI века: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Зотовой. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004

  • Курс отечественной истории IX-XX веков. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебник для вузов / Под ред. Л.И. Ольштынского. – 2-е изд., испр. и доп. – М., ИТРК, 2005

  • Отечественная история новейшего времени: 1985-2008: Учебник для вузов / А.Б. Безбородов и др. – М.: РГГУ, 2009

  • История России для технических вузов: учебник для вузов (под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева). – 3-е изд., перераб., до. – М., 2009.

  • Гумилёв Л. История Евразии. – М., 2009.

  • Россия. Хроника основных событий. IX-XX вв. – М., 2002

Всемирная история:

  • Васильев Л.С. История Востока. В 2-х тт. – М., 1994

  • История Европы. В 5-ти тт. – М., 1996

  • История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов/Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007

  • История средних веков: Учебник для вузов [В 2 т.]/Ред. С.П. Карпов. – М., 1998

  • Мир в XX веке/под ред. А.О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001

  • Мировые войны в ХХ веке. В 4 тт. Отв. ред. О.А.Ржешевский. – М., Наука, 2002

  • Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / Отв. ред. С.П. Пожарская. М.: ИВИ РАН, 2007

  • Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время: Учебник. – М.: Проспект, 2009.

6. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины (методы организации СРС, рекомендуемые образовательные технологии)

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

  • логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

  • развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

  • осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

  • получение, обработка и сохранение источников информации;

  • преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • формировование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.

Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работы.

Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

7. Оценка качества освоения дисциплины (системы оценивания для текущей и промежуточной аттестации, примеры оценочных средств)

При оценивании результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

  • общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

  • тестирование,

  • контрольные работы студентов,

  • творческая работа,

  • итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов необходимо предоставить студенту возможность выбора, предоставив право письменного ответа на определенное количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы должны соответствовать тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить следующие элементы подготовки студентов по истории:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание исторических терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.

Задания могут разделяться на типы:

  1. выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

  2. указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

  3. определение хронологической последовательности;

  4. установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

  5. группировка исторической информации по указанному признаку;

  6. определение общего явления для нескольких фактов.

При составлении контрольных заданий необходимо, чтобы все вопросы имели одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они должны группироваться по отдельным рубрикам.

Общее количество заданий должно соотноситься с количеством лекционных часов.

Авторы программы:

Чубарьян А.О. – академик РАН, председатель НМС по истории МОН РФ, директор Института всеобщей истории РАН, президент Государственного академического университета гуманитарных наук.

Данилов А.А. - д.и.н., профессор, заместитель председателя НМС по истории МОН РФ, заведующий кафедрой истории Московского Педагогического Государственного Университета

Пивовар Е.И. – член-корреспондент РАН, заместитель председателя НМС по истории МОН РФ, ректор Российского государственного гуманитарного университета

Порохня В.С. – д.и.н., профессор, заместитель председателя НМС по истории МОН РФ, директор Межвузовского центра по историческому образованию в технических вузах РФ, заведующий кафедрой истории Московского авиационного института (государственный технический университет).

Фомин-Нилов Д.В. – к.и.н., ученый секретарь НМС по истории МОН РФ, ученый секретарь Государственного академического университета гуманитарных наук

Галкина Е.С. – д.и.н., профессор Московского педагогического государственного университета

Секиринский Д.С. – методист Государственного академического университета гуманитарных наук, м.н.с. Института всеобщей истории РАН

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИМЕРНАЯПРОГРАММА

дисциплины:

";Философия";

Рекомендуется для всех направлений подготовки и специальностей,

кроме направления 030100 ";Философия";

Квалификации (степени) выпускника:

бакалавр, специалист

1. Цели и задачи дисциплины:

Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; овладение базовыми принципами и приемами философского познания; введение в круг философских проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации, умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение проблем и способов их разрешения; овладение приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

2. Место дисциплины в структуре ООП:

дисциплина цикла ГСЭ;

специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента не предусматриваются;

является предшествующей для специальных философских дисциплин (напр., ";философия науки";, философия техники";), если таковые предусмотрены учебным планом.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие основных общекультурных компетенций (напр., способности использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных наук; способности выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования; способности следовать этическим и правовым нормам; толерантность; способности к социальной адаптации; способности критически переосмысливать свой социальный опыт и т.д.)

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: основные направления, проблемы, теории и методы философии, содержание современных философских дискуссий по проблемам общественного развития.

Уметь: формировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по различным проблемам философии; использовать положения и категории философии для оценивания и анализа различных социальных тенденций, фактов и явлений.

Владеть: навыками восприятия и анализа текстов, имеющих философское содержание, приемами ведения дискуссии и полемики, навыками публичной речи и письменного аргументированного изложения собственной точки зрения.

Демонстрировать способность и готовность к диалогу и восприятию альтернатив, участию в дискуссиях по проблемам общественного и мировоззренческого характера.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы (не менее 4 зачетных единиц – 144 час.)

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

3 (3-4)

Аудиторные занятия (всего)

72-108

72-108

В том числе:

-

-

-

Лекции

36-54

36-54

Семинары (С)

36-54

36-54

Самостоятельная работа (всего)

72-108

72-108

В том числе:

-

-

-

Творческая работа (эссе)

24-36

24-36

Другие виды самостоятельной работы

48-72

48-72

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Общая трудоемкость часы

зачетные единицы

144-216

144-216

4-6

4-6

5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1.

Философия, ее предмет и место в культуре

Философские вопросы в жизни современного человека. Предмет философии. Философия как форма духовной культуры. Основные характеристики философского знания. Функции философии.

2.

Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

Возникновение философии Философия древнего мира. Средневековая философия. Философия XVII-XIX веков. Современная философия. Традиции отечественной философии.

3.

Философская онтология

Бытие как проблема философии. Монистические и плюралистические концепции бытия. Материальное и идеальное бытие. Специфика человеческого бытия. Пространственно-временные характеристики бытия. Проблема жизни, ее конечности и бесконечности, уникальности и множественности во Вселенной.

Идея развития в философии. Бытие и сознание. Проблема сознания в философии. Знание, сознание, самосознание. Природа мышления. Язык и мышление.

4.

Теория познания

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания. Познание и творчество. Основные формы и методы познания. Проблема истины в философии и науке. Многообразие форм познания и типы рациональности. Истина, оценка, ценность. Познание и практика.

5.

Философия и методология науки

Философия и наука. Структура научного знания. Проблема обоснования научного знания. Верификация и фальсификация. Проблема индукции. Рост научного знания и проблема научного метода. Специфика социально-гуманитарного познания. Позитивистские и постпозитивистские концепции в методологии науки. Рациональные реконструкции истории науки. Научные революции и смена типов рациональности. Свобода научного поиска и социальная ответственность ученого.

6.

Социальная философия и философия истории

Философское понимание общества и его истории. Общество как саморазвивающаяся система. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация. Многовариантность исторического развития. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Динамика и типология исторического развития. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба (марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека; неолиберальная теория глобализации) Насилие и ненасилие. Источники и субъекты исторического процесса. Основные концепции философии истории.

7.

Философская антропология

Человек и мир в современной философии. Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Смысл жизни: смерть и бессмертие. Человек, свобода, творчество. Человек в системе коммуникаций: от классической этики к этике дискурса

8.

Философские проблемы в области профессиональной деятельности

(содержание раздела определяется вузом в рамках ООП направления или специальности подготовки)

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми

(последующими) дисциплинами (заполняется разработчиками ООП вуза в соответствии с циклом ГСЭ и профилями подготовки)

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

2.

5.3. Разделы дисциплины и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекции

Семинары

СРС

Всего

1

Философия, ее предмет и место в культуре

2

2

2

6

2

Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии.

6-10

6-10

10-14

22-34

3

Философская онтология

6-8

6-8

8-12

20-28

4

Теория познания

4-8

4-8

6-10

14-26

5

Философия и методология науки

4-6

4-6

4-6

12-18

6

Социальная философия и философия истории

6-8

6-8

8-10

20-32

7

Философская антропология

4-8

4-8

6-10

14-26

8

Философские проблемы области профессиональной деятельности

2-4

2-4

2-4

6

Творческая работа (эссе)

24-36

24-36

Всего

36-54

36-54

72-108

144-216

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) основная литература (учебники и учебные пособия)

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия — М,: Проспект, 2009

Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия — М.: Высшее образование, 2009.

Марков Б.В. Философия — СПб.: Питер, 2009

Налетов И.З. Философия. — М.: Инфра-М, 2007.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной — М.: Гардарики, 2008

Философия: учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина — М,: Проспект, 2009

Философия: учебник/ под ред. В.Н. Лавриненко — М.: Юристъ, 2008



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерный учебный план для образовательных учреждений реализующих основную образовательную программу при использовании в образовательном процессе УМК «Перспектива»

    Закон
    ... - физическая культура При определении структуры примерногоучебногоплана учитывалось, что особую роль в ... В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся примерныйучебныйплан (часть, формируемая участниками образовательного процесса ...
  2. Примерные учебные планы и программы подготовки кадров для ст 3 работа руководителя инструктора тренера (по уровням) специализированный уровень – углублённая специализация вида су - 3 учебно-воспитательная подготовка

    Документ
    Примерныеучебныепланы и программы подготовки ... Требования к слушателям учебных мероприятий. Взаимосвязь учебныхпланов и программ обучения ... по учебномуплану, подготовка и проведение учебно-тренировочного похода. 3.3.Учебная работа инструктора ...
  3. Примерный учебный план (2)

    Самостоятельная работа
    ПРИМЕРНЫЙУЧЕБНЫЙПЛАН специальности 350800 Документоведение и ... Наименование ЧАСОВ (из них) ПРИМЕРНОЕ распределение по семестрам дисциплин ... проектирование + Государственный экзамен + экз. Учебныйплан составлен, исходя из следующих данных ...
  4. Примерный учебный план по направлению 522600 востоковедение африканистика

    Документ
    ПРИМЕРНЫЙУЧЕБНЫЙПЛАН по направлению 522600 Востоковедение, африканистика ( ... 46гум/маг 14.03.2000 УЧЕБНЫЙПЛАН Формы контроля Ч а с ы Распределение кур- ВСЕ ...
  5. Примерный учебный план образовательной программы " медиация курс подготовки тренеров медиаторов"

    Программа
    Примерныйучебныйплан образовательной программы "Медиация. ... Методические разработки программы. Специфика учебного процесса. Области обучения: знания ... профессиональной основе, преподавать медиацию в рамках учебной программы "Медиация. Базовый курс". ...
  6. Примерный учебный план среднего профессионального образования базового уровня по специальности 060108 фармация

    Документ
    Примерныйучебныйплан среднего профессионального образования базового ... Всего часов максимальной учебной нагрузки студента В т.ч. часов обязательных учебных занятий Теоретическое ... 372 Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения ...

Другие похожие документы..