Главная > Документ


Дошкольное образование (6 подсекций)

Гончар Оксана Владимировна

Сурудина Елена Александровна

МДОУ д/с №210 «Ладушки»

ТЕХНОЛОГИЯ «УЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ» В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Запросы современного общества требуют от педагогов развития в ребёнке стремлений к познанию, свободе и самовыражению. Для реализации этих задач наш детский сад использует педагогическую технологию «Учение через обучение», разработанную педагогами Р. Ренкель, К. Дреус, Р. Крюгер, Ж. Мартан.

Технология «Учение через обучение» основана на трёх аспектах:

  1. Психолого-физиологический развивает у детей потребность в личностном росте;

  2. Поисковый аспект способствует развитию информационной компетентности детей;

  3. Тематический аспект предполагает заинтересованность ребёнка определённой темой.

Используя технологию в экологическом воспитании, мы решаем задачи:

  • формирование основы систематических знаний по экологии, способствующих ориентации в современном мире;

  • развитие творческого подхода к решению конструктивных задач, самостоятельного продумывания и осуществления оригинальных замыслов;

  • формирование навыков поисково-познавательной деятельности экологической направленности, активной позиции в познании.

В процессе работы мы разработали основные этапы применения технологии в практической деятельности:

1. На занятиях и в совместной деятельности предлагаем детям тему, выбранную из программы обучения («Человек-часть природы», «Растения лечат», «Снег и его свойства», «Красная книга»). Раскрывая её, мы мотивируем детей на самостоятельное и более глубокое изучение;

2. На втором этапе каждый ребёнок, используя информационные компетентности, собирает необходимый материал. С этой целью ребёнок обращается к родителям, печатным изданиям, интернет-ресурсам, средствам массовой информации. Поиск новых сведений побуждает его наблюдать, экспериментировать, анализировать, вступать в диалог с другими детьми, с взрослыми, т.е. активно контактировать;

3. На третьем этапе полученный в ходе работы материал мы распределяем по блокам: информационный, наглядный, агитационный, литературный, художественно-эстетический, коллекционный;

4. На этом этапе мы создаем условия для того, чтобы каждый ребёнок мог свободно высказать свои идеи, участвовать в интерактивном взаимодействии. Наблюдаем за тем, чтобы дети поняли обсуждаемую тему и смогли обменяться своими мыслями;

5. На последнем этапе очевиден результат-продукт деятельности: оформление совместно с детьми выставок, издание газет, журналов, книжек-самоделок; собрание коллекций, создание фоторепортажей, мини-библиотеки.

Совместно с родителями в течение года были организованы тематические встречи, КВН «Лес и его обитатели», викторина «Волшебные травы», экологический праздник «Природа и люди», тематические занятия.

Применение технологии «Учение через обучение» в экологическом воспитании дошкольников уже в итоге учебного года дало положительный эффект, так как на результат работали все участники образовательного процесса: педагоги – дети – родители. Наши воспитанники стали коммуникабельными, открытыми, дружелюбными, внимательными друг к другу. Они научились смело высказывать свои мысли, рассуждать, доказывать и отстаивать свои идеи.

Развитие информационных и социально-коммуникативных компетентностей в ДОУ делает обучение ребёнка в школе более доступным, понятным и интересным.

Захарова Надежда Витальевна

МДОУ д/с №7 «Малышка»

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ТРАДИЦИЯМИ НАРОДНОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

Раннее детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений, это время начала формирования ребенка как личности, становления его характера. Мы, взрослые, ведем ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и осознания себя в этом мире. Вот тут нам на помощь приходит детский фольклор. Почему именно фольклор? Фольклор колоритен, богат палитрой эмоциональных переживаний, которые пока еще не возникают в собственной жизни ребенка.

В последнее время перед нашим обществом встала актуальная проблема – сохранение национальных традиций, установление связей между церковно-православной, крестьянской календарно-обрядовой и современной культурами. Нельзя прерывать связь времен и поколений, чтобы не исчезла, не растворилась в необратимой Вселенной душа русского народа, также как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных на Руси праздников.

В практику дошкольных учреждений включаются разнообразные по тематике и форме фольклорные развлечения, но, как правило, они рассчитаны на детей среднего и старшего дошкольного возраста. Мы рекомендуем включать подобного рода развлечения и в культурно-досуговую деятельность детей раннего возраста, с которыми музыкально-воспитательная работа в нашем учреждении на протяжении двух лет ведется с использованием широкого спектра произведений творчества: народной поэзии, песен, игр и танцев.

Опираясь на методические разработки и собственные знания, мы разработали методику по ознакомлению детей до трех лет с народным искусством, а также приемы обучения исполнению народных песен и танцев, применяя их в ясельных группах детского сада.

Использование фольклорных форм также решает задачу развития общей и мелкой моторики малыша. Ребенок учится разнообразным выразительным движениям (показывает, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на разных музыкальных инструментах). Благодаря детскому фольклору обогащается эмоциональная сфера, дети учатся выражать свои чувства и эмоции.

Народное искусство соединяет в себе слово, музыку и движение. В соединении этих трех компонентов образуется гармоничный синтез, достигающий большой силы эмоционального воздействия. Поэтому приобщение детей к фольклору проходит при взаимосвязи трех компонентов.

Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды, связанной с местом организации развлечений и занятий по их подготовке и другой атрибутике, соответствующим содержанию каждого народного праздника.

Мы привлекаем к нашей работе родителей воспитанников, которые с воодушевлением поддерживают наши начинания и оказывают помощь не только в организации праздников, разъясняя детям смысл предстоящих праздников и традиционных действий, связанных с ними.

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни приобщать его к народной поэзии. Именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развивать музыкальные способности, сформировать у детей, начиная с раннего возраста, положительное отношение к музыкальным произведениям.

Машанова Светлана Ивановна

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 171 «Крепыш»

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОСНОВАМИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период становления личности ребёнка.

С целью формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Мы поставили задачи:

1. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

2. Воспитывать уважение и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности,; языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.)

3. Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод, чувства ответственности ( за другого человека, за данное слово и т. д.)

4. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

5. Разъяснять общественные нормы и правила поведения

Для решения поставленных задач организовали работу по трём направлениям:

- с педагогами,

- с родителями,

- с детьми.

Организуя работу по данному направлению, мы опирались на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Организовали:

  • проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению проблемных ситуаций и задач, разработки совместных с воспитателем проектов и т. п.)

  • продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов, буклетов и их презентация)

  • в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовали сказки, стихи, пословицы, поговорки.

В этой непростой ситуации не обойтись только силами сотрудников дошкольных образовательных учреждений. В данном вопросе просто необходима помощь родителей, тесное сотрудничество с семьёй. Так различные формы работы с семьями воспитанников помогли реализовать поставленные задачи по правовому воспитанию детей, дать азы правовой культуры маленьким гражданам в понятной и доступной для них форме, ведь дети верят в любовь и доброе отношение и очень надеются на защиту.

Для оценки результативности работы применяли входной, текущий и итоговый контроль. Формы входного контроля: анкетирование, устный опрос, собеседование с детьми и родителями. Формы текущего контроля: тестовые задания, творческие задания, наблюдение, собеседование. Итоговый контроль в форме итоговых текстовых заданий, диагностического анкетирования детей и родителей, выставки, оформление альбомов и т.д. Таким образом, данные нашей диагностики позволили сделать вывод, что цикл занятий по правовому воспитанию даёт положительные результаты.

Повернова Наталья Николаевна

МДОУ № 21 «Карасик»

ИГРЫ С ЗАГАДКАМИ

Загадки появились очень давно и всегда были проверкой не только знаний человека, - они требовали наблюдательности, умения видеть в самых обыденных предметах их сходства и различия, требовали способности воспринимать окружающий мир образно, поэтически.

Загадки придумывают люди и по сей день. Это очень увлекательное занятие – игры с загадками мы используем в своей работе с детьми ОНР.

В качестве объекта познания используются растения, животные, птицы, явления природы, насекомые. Игра в загадки выстроена по определенному алгоритму, который последовательно и постепенно вводит ребенка в поэтический мир фольклора.

I. Вначале ребенок учится интуитивно сопоставлять рисунок (зрительный образ) и народные загадки о нем (словесный, поэтический образ). Например, рисунок сосны и ели и загадки о них:

«Зимой и летом одним цветом»;

«Эко ты дерево, и зиму, и лето зелено».

На данном этапе, разгадывая загадки, ребенок развивает доказательную речь – сложносочиненные предложения с союзами (а, но) и сложноподчиненные с союзами (потому что, так как).

II. На следующем этапе ребенок сам составляет таблицу – опору о животном, птице, насекомом, растении и природном явлении. Глядя на рисунок, он просто отвечает на вопросы. Например, туча:

1) - а) Какая? – черная; б) На что (кого) похожа? - на ночь; в) Чем отличается? – видна при ясном солнце.

2) - а) Что делает? – плывет; б) На что (кого) она похожа – на корабль; в) Чем отличается? – плывет не по волнам.

При составлении таблицы, ребенок попеременно опирается то на логическое мышление, отвечая на вопросы: «Какой?» и «Что делает?», то на образное мышление, память и воображение при ответе на вопрос: «На что похоже?».

Для проведения данного этапа нами была проведена большая работа по накоплению картинного материала, который широко использовался в работе. Составив таблицу, ребенок рассказывает истории об описываемых предметах. Познание ребенка об описываемом предмете расширяется, более того, он сам деятельно участвует в «рисовании» его словесного портрета. При этом развивается любознательность ребенка, увеличивается его словарный запас, речевая активность, что так необходимо для детей с диагнозом ОНР. Следует обратить внимание на то, что у ребенка активизируется умение сравнивать предметы по признакам. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что будет загадано, зависит простота или сложность загадки.

III. На третьем этапе ребенок по таблице– опоре сам составляет своюзагадку, например, о пчеле:

Пушистая, как сибирский кот, да без хвоста,

Мохнатая, как медвежонок, да о шести лапах,

С хоботом, как слон, да жужжит.

Или: Живет большой семьей, как муравей, да в улье,

Летает, как птица, да без клюва,

Жалит, как скорпион, да с крыльями.

IV. На последнем этапе ребенок разгадывает народные загадки. На этом этапе, так же как и на первом, он больше опирается на свою интуицию, воображение. Таким образом, игры с загадками, построенные в определенной последовательности, позволят детям с ОНР упражняться в придумывании и составлении загадок путем использования приема сравнения.

Садовская Светлана Валерьевна

АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с №169 «Лесная сказка»

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-КОМУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Проводимая диагностика социально-комуникативной компетентности детей показала недостаточный уровень развития детей по следующим показателям: умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого и рассказать о нем; умение получать необходимую информацию в общении; умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; умение спокойно отстаивать свое мнение; умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Социально-комуникативные навыки развиваются прижизненно и, как любая высшая психическая функция, являются результатом опыта ребенка. Обогащение и развитие этого опыта как раз и являлось целью наших занятий с детьми 5-7 лет. Протяженность цикла: 28 занятий по 25-30 минут.

Задачи: развитие эмоциональной сферы: научить детей понимать свое собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей; формирование у детей умения сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в конфликтных ситуациях; обучение детей умению слушать и слышать другого, умению гибко использовать мимику, пантомимику и голос в общении; развитие у детей доброжелательного отношения к окружающим; обучение детей расслаблению и приемам саморегуляции.

Алгоритм проведения занятий.

I этап. Разминка. Цель: создание комфортной обстановки для каждого ребенка, мотивация на последующую работу.

II этап. Основной. Цель: развитие и закрепление у детей навыков общения.

III этап. Заключительный. Цель: обучение детей приемам расслабления сначала по контрасту с напряжением, затем по представлению. Интенсификация положительного эмоционального состояния детей.

Для осуществления индивидуального подхода, а также для того, чтобы получить сопоставимый материал о развитии каждого ребенка и группы в целом и установить, в чем конкретно состоял результат, проводится проверка эффективности развивающей работы. В ходе проверки результаты, полученные на контрольном этапе, сравниваются с результатами, полученными на этапе констатации.

Диагностика проводится по следующим диагностическим заданиям: «Отражение чувств», «Интервью», «Необитаемый остров», «Не поделили игрушку» (авторы: О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, А.Ю. Кузина, И.В. Груздова);«Тест Розенцвейга».

Психотерапевтический эффект будет заключаться в развитии у ребенка доверия сверстникам, стремления к контакту с ними, открытости и интересе к занятиям; в снижении эмоциональной напряженности, психологическом комфорте и позитивных чувствах; в отреагировании и разрядке негативных эмоциональных переживаний; в снижении частоты конфликтов и ссор с детьми.

Развивающий эффект занятий проявится в развитии у детей интереса и желания эти занятия продолжать; в улучшении взаимоотношений между детьми; в развитии адекватности оценки ребенком своих взаимоотношений в группе; в самостоятельном использовании детьми полученных умений в ходе общения друг с другом.

Отдаленные результатыбудут состоять в профилактике неврозов и невротических реакций детей, нарушений их поведения, конфликтов детей со сверстниками;в коррекции эмоционального самочувствия детей, снятии эмоциональной напряженности, снижении агрессивности и деструктивных форм детского поведения, в том числе негативизма, невротического избегания, тревожности, беспокойства, расторможенности;в развитии способности ребенка выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, развитии продуктивности и контактности детей во взаимоотношения со сверстниками, в возможности осуществлять саморуководство и саморегуляцию.

Солодянкина Ирина Павловна

МОУ прогимназия № 162 «Олимпия»

СЕМЕЙНАЯ МЕДИАТЕКА

Сегодня, в век новых информационных технологий, значительно расширилась степень влияния окружающего мира на подрастающее поколение. Современные люди являются свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, может служить и мощным техническим средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии ребенка.

Мы попробовали расширить возможности использования компьютерных и информационных технологий в нашей работе с родителями.

Несомненным остается тот факт, что семейное воспитание занимает лидирующие позиции в становлении личности ребенка. А мы, педагоги, только помогаем родителям в этом. Мы проводим с ними беседы, консультируем, анкетируем, предлагаем ознакомиться с материалами по различным направлениям деятельности. Как правило, родитель соглашается с предлагаемой информацией. Но представьте себе качество и количество усвоенной информации человеком, который провел на работе восемь часов, не считая дороги в детский сад! Можно раздать родителям листовки и буклеты… Но информации по рассматриваемой проблеме очень-очень много, и один буклет не способен отразить ее всю!

Именно в этот момент нам на помощь приходят современные информационные технологии. Мы нашли им применение в виде семейной медиатеки.

В течение года в нашей прогимназии проводятся декады, недели и месячники различной проблематики: правовое воспитание, профилактика дорожно-транспортного травматизма, формирование здорового образа жизни, сезонные профилактические мероприятия и прочее. Все это находит свое отражение в стенгазетах, памятках, буклетах, консультациях и прочих наглядных формах работы с родителями. Для того чтобы предоставить им более полную информацию по рассматриваемой теме, мы делаем электронные сборники, включающие в себя все вышеперечисленное, а также различные дополнительные материалы: стихи, сказки, раскраски, дидактические и развивающие игры. Любому желающему позаниматься с ребенком дома, да и просто родителю, заботящемуся о разностороннем развитии собственного ребенка, мы записываем диски по выбранной им теме.

В нашей семейной медиатеке есть уже несколько разделов:

- Безопасность на улицах и дорогах города;

- Маленьким детям – большие права;

- Мой маленький художник;

- Будем здоровы…

Информация по каждому из разделов легко умещается на CD-диск или флэш-носитель. Кроме того, наши дети также принимают активное участие в пополнении активов медиатеки. В этом нам помогает освоенный нашими педагогами метод проектов. Например, проект «Витаминка» в группе «Почемучки». Ребята с родителями нашли много полезной информации о пользе витаминов и продуктах, в которых они содержаться. С помощью медиатеки они готовы поделиться результатами проекта со всеми детьми и родителями нашей прогимназии.

Таким образом, наши родители могут дома, отдохнув от дневных забот, более подробно познакомиться с полезной информацией, которая, несомненно, поможет им в воспитании ребенка. А малыш сможет разукрасить тематические рисунки, собранные на диске, с помощью стандартного графического редактора.

Акимова Светлана Владимировна

Штапакова Наталья Анатольевна

АНО ДО «Планета детства «Лада»

д/с № 137 «Чижик

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Невозможно представить себе современный мир без компьютера, сотового телефона и всех сверх новых достижений человечества. Ребёнок XXI века растёт и развивается в окружении цифровых фото-и видеокамер, домашних кинотеатров, флеш-карт и т.д. Российское правительство, президент Д.А. Медведев, одним из национальных приоритетов считают развитие сферы образования на основе использования информационных технологий. В связи с требованиями текущего времени, мы не можем обойтись в своей деятельности без новейшей аппаратуры, включая музыкальные центры, магнитофоны, различные микрофоны, плееры, музыкальные синтезаторы и видеотехнику (телевизор, проектор).

В нашем детском саду № 137 имеются все вышеперечисленные достижения прогресса, которыми мы очень активно и успешно пользуемся. Трудно представить себе, что можно сделать в современных условиях без чистого, точного звучания, для этого существует компьютер, CD ( компактные диски), DVD (видео диски) и незаменимый МР3, которые включают в себя массу полезной информации с большой памятью. На всех открытых и праздничных мероприятиях звучит музыка самого различного содержания хорошего качества (от классической, современной, до детской популярной).

Большим достижением в своей работе мы считаем использование видеопроектора на различных мероприятиях, будь то: педсоветы, театрализованная деятельность, различные конкурсы, открытые мероприятия, праздники и развлечения.

На педсовете по теме: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности», использовали видеофрагменты картин известных художников, сопровождаемые художественным словом знаменитых поэтов и классической музыкой. По мнению педагогов, мероприятие прошло интересно, было актуальным, в духе времени.

Не прошло незамеченным участие коллектива детского сада в театральном мастер-классе. Спектакль сопровождали видеофрагменты по содержанию постановки, дополнявшие, разнообразившие театральное действо новыми красками. Экран выполнял роль действующего лица, «жил» вместе с исполнителями. Увлекательным моментом данной работы стало озвучивание фонограммы, создание как бы второго, звукового сценария. Здесь мы осуществляли звукорежиссёрские задачи: умение вводить музыку в действие, создавать музыкальные наплывы, подбирать музыкальные заставки для смены действия, органически сочетать музыку со словом. На предварительном показе для родителей постановка имела большой успех, так как мамы и папы наших воспитанников молоды и современны.

Конкурс юных чтецов сопровождали видеопоказы портретов знаменитых детских поэтов и иллюстраций к детским книгам.

Музыкально-литературную композицию, посвящённую 65-й годовщине со дня Победы над фашизмом, украсили и обогатили видеозаставки, иллюстрирующие выразительное чтение стихов детей подготовительных к школе групп и исполнение песен военной поры.

Таким образом, можно сделать вывод:

  • информационные технологии вносят разнообразие в повседневую жизнь и праздничные мероприятия детского сада, создают соответствующую атмосферу, помогают осмыслить важность того или иного события;

  • наличие современной техники усиливает мотивацию детей дошкольного возраста к обучению, вызывает большой интерес и повышает детское внимание;

  • педагогический коллектив имеет возможность усовершенствовать свои занятия с детьми, получить новый заряд знаний и творческий импульс.

Антилогова Татьяна Александровна

АНО ДО “Планета детства “Лада” д/с № 192 “Ручеёк”



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Экологическое воспитание - новое направление дошкольной педагогики

    Книга
    ... Технологияэкологическоговоспитания: общий подход 134 Экологическоевоспитаниедетей младшего дошкольноговозраста 137 Экологическоевоспитаниедетей средней группы 139 Экологическоевоспитаниедетейстаршей группы 141 Экологическоевоспитаниедетей ...
  2. Формирование валеологической культуры с целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни

    Литература
    ... . Экологические проблемы ... окружающими. Здоровые детистаршегодошкольноговозраста обладают эмоционально ... детейдошкольноговозраста. – Самара: издательство СамГПУ, 1999г. Екжанова Е.А., Стребелеав Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание ...
  3. Дошкольная педагогика ( каталог статей из журнала)

    Документ
    ... - патриотическое воспитаниедетейдошкольноговозрастачерез чувственные отношения к родственникам 4 47 Кузьмина И.В. Формирование семейных ценностей у детейстаршегодошкольноговозраста 4 49 ...
  4. Ii всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку по экологической проблематике

    Конкурс
    ... экологического музея «Зеленый сад» в организации экологическогообучения и воспитания ... учения на основе компетентности и экологического ... область Экологическоевоспитаниедетейстаршегодошкольноговозраста в рамках ... педагогические технологиичерез ...
  5. В детском саду физическому воспитанию детей уделяется большое внимание

    Документ
    ... детей в старшемдошкольномвозрасте Особенности организации совместного образа жизни старших дошкольников. Нравственное воспитаниедетейстаршегодошкольноговозраста. Воспитание ... для воспитателей "Экологическоевоспитание". История развития первых ...

Другие похожие документы..