Главная > Пояснительная записка


Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Таутовская средняя общеобразовательная школа»

Утверждаю:

Директор МОУ «Таутовская СОШ» _________________ С.В.Петухов

Приказ по школе от 10.05.2011года

Согласована:

Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе и введению ФГОС НОО Павловой Е.Ю.

Утверждена:

Протокол № 6 от 10.05.2011

Совета школы по введению ФГОС НОО

и рабочей группой школы по введению ФГОС НОО

Основная образовательная программа начального общего образования

Содержание

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………….…………3

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования…………………………………………...9

  3. Учебный план МОУ «Таутовская СОШ», реализующей основную образовательную программу с УМК «Школа России»………………………...…….. 32

  4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования………………………………………..……35

  5. Программы отдельных учебных предметов……………………………………..……59

  6. Программа духовно-нравственного развития………………………………….…….293

  7. Программа формирования культуры ЗОЖ…………………………………….……..306

  8. Программа коррекционной работы……………………………………………….…..313

  9. Система оценки достижения планируемых результатов………………...…….……319

  10. Приложения……………………………………………………………………..……..344

Пояснительная записка

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому, впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность. Формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Разработчики Основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП НОО) Муниципального общеобразовательного учреждения «Таутовская средняя общеобразовательная школа» Аликовского района Чувашской Республики: Рабочая группа по введению ФГОС НОО

Исполнители Программы:Педагогический коллектив МОУ «Таутовская СОШ», администрация, родительская общественность.

Программа ООП НОО рассмотрена и принята советом по введению ФГОС (протокол № 6 от 10.05.2011 г.).

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Таутовская СОШ» разработана  в соответствии с требованиями ст.14, 15 Закона РФ «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373) на основе анализа деятельности МОУ Таутовская СОШ» с учетом возможностей  УМК  «Школа России».

1.Организационно-правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения

1.1. Устав образовательного учреждения ОУ «Таутовская СОШ» принят на общем собрании работников МОУ «Таутовская СОШ» (протокол №2 от 03 ноября 2009 года, утверждён постановлением главы Аликовского района от 10 декабря 2009 года № 241.

1.2. Юридический и фактический адрес школы: 429260, Чувашская республика, Аликовский район, улица Школьная, дом 2 «В»; телефон 63-2-38

1.3. Наличие свидетельств:

а) о внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц:

Дата регистрации – 09 ноябрь 2010 год, основной регистрационный номер № 1032133001768, государственный регистрационный номер № 2102133009823, наименование регистрирующего органа – межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 3 по Чувашской Республике, серия 21 № 002181492.

б) о постановке на учёт в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации:

Серия 21 № 001410532, дата выдачи свидетельства 15 августа 2003 года.

1.4. Документы, на основании которых осуществляет свою деятельность ОУ: Наличие локальных актов:

  • Устав МОУ «Таутовская СОШ»

  • Образовательная программа

  • Должностные инструкции работников

  • Приказы, распоряжения

  • Коллективный договор

  • Планы работы школы по годам и помесячно

  • Учебный план (учебные планы)

  • Программы обучения по общеобразовательным дисциплинам и дополнительному образованию

  • Расписание уроков всех классов, ГПД, консультаций, спортивных секций, кружков

  • Расписание Государственной /итоговой / аттестации, промежуточной аттестации

  • Графики дежурства администрации, сотрудников по школе

  • График отпусков сотрудников школы (не позднее двух недель до окончания календарного года.)

  • Трудовые договоры

  • Договоры о материальной ответственности

  • Акты инвентаризации, списания материальных и товарных ценностей

  • Договоры с родителями (законными представителями) учащихся

  • Акты аттестации рабочих мест

  • Инструкции по охране труда, пожарной безопасности на рабочих местах

  • Тарификация

  • Ведомости на заработную плату.

  • Положения

Год создания учреждения – 1885 год (в декабре 2010 года МОУ «Таутовская СОШ» отметила 125-летний юбилей).

 Лицензия: серия А № 333467, регистрационный номер №195 от 03 августа 2009 года, срок действия лицензии по 02августа 2015 года.

Свидетельство о государственной аккредитации: серия АА 165173, регистрационный номер №302 от 02 июля 2008 года, срок действия по 02 июля 2013 года.

На основании лицензии школа осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:

1 ступень – начальное образование – 4 года;

2 ступень – основное общее образование – 5 лет;

3 ступень – среднее (полное) общее образование – 2 года;.

профессиональная подготовка 19203 Тракторист – 2 года;

профессиональная подготовка «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» (код 16199) – 3 года.

1.5. Учредитель: Администрация Аликовского района Чувашской Республики

2. Право владения. Использование материально-технической базы.

2.1. Общая площадь, занимаемая МОУ «Таутоввская СОШ» составляет 27828,50 кв.м.

Свидетельство о государственное регистрации права: серия 21АА №346788 от 15.04.2008 года, выданное управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской республике на право оперативного управления.

Кадастровый номер 080702:52

2.2. Юридический адрес МОУ «Таутовская СОШ» - 429260, Чувашская Республика, Аликовский район, ул. Школьная, дом 2 «В».

  • Общая площадь здания 1801,4 кв.м.

2.3 Паспорт готовности ОУ к 2010/2011 г.

2.4. Школа состоит из одного здания. Здание построено по проекту, 2-х этажное, отдельно стоящее, материал стен – кирпич, год постройки – 1974, общая площадь – 1801,4 кв.м.

Территория в хорошем состоянии, в соответствии с требованиями; имеется ограждение в хорошем состоянии; на территории расположены 1 игровая площадка; 1 спортивная площадка и 1 стадион; оборудование достаточное, в удовлетворительном состоянии, безопасно для эксплуатации. Спортивный зал оснащен спортивным оборудованием. Весь инвентарь пригоден для безопасной эксплуатации.

1. Спортивный зал -1

2. Тренажерный зал -1

3. Школьный стадион и площадка -2

4. Зон активной подвижности -3

5. Теннисная площадка

6. Хоккейная площадка-1

Школа имеет собственную столовую. Тип пищеблока – столовая сырьевая. Обеденный зал рассчитан на 54 посадочных мест, в санитарном состоянии выдержан, технологическое оборудование в исправном состоянии

Здание школы состоит из двух этажей :

Учебные кабинеты – 17-S – 893,7 кв.м;

Спортивный зал – 1 - 148,4 кв.м;

Актовый зал – 1 – 127,8 кв.м;

Административные площади – 4 – 46 кв.м;

Столовая – зал обеденный –127,8кв.м;

Кабинеты психологической службы (всп. помещения) – 21,8 кв.м;

Медицинский кабинет – 1 – 14,6 кв.м;

Компьютерный класс –1 – 44,8 кв.м;

Лаборантская – 15,1 кв.м.

В кабинетах физики, химии, биологии – лаборантские.-31,7

Библиотека –44,9 кв.м;

Хранилище – 18,2 кв.м.

В библиотеке имеются:

Читательские места (10), пункт выдачи и приема литературы, места для работы с каталогами.

Библиотека подключена к Интернету.

Начальная школа расположена на 1 этаже. За каждым классом закреплен кабинет.

С 5 класса – кабинетная система.

На 1 этаже расположены столовая, гардероб.

Кабинет технологии – 66 кв.м;

Кухня – 53,3 кв.м.

2.5. Наличие ТСО

№ п/п

Наименование

Количество

1.

Компьютерный класс

1(12 компьютеров)

2.

Компьютеры в предметных кабинетах

16

3.

Телевизор

1

4.

Видеомагнитофон

1

5.

Ксерокс

9

6.

Мультивидеопроектор

8

7.

Музыкальный центр

1

8.

Переносная акустическая система

1

9.

Интерактивная доска

2

3. Контингент образовательного учреждения.

 3.1. Общая численность учащихся на 1 сентября 2010 года - 202 человек, на 10 января 2011 года – 197 обучающихся. Сокращение контингента обучающихся связано с общей демографической ситуацией в стране

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

Количество учащихся в школе

222

223

209

197

Количество классов

16

14

12

12

В 2010/2011 учебном году средняя наполняемость классов – 16 человек, на одного учителя приходится 8 обучающихся.

2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год

2009-2010

учебный год

2010-2011

учебный год

Средняя наполняемость классов

13 обуч.

16 обуч.

17 обуч.

16 обуч.

На одного учителя приходится

7 обуч.

7 обуч.

8 обуч.

8 обуч.

Режим работы школы – 6-ти дневная учебная неделя во 2 – 11 классах, 5-ти дневная учебная неделя в 1 классе.

Обучение проводится в одну смену, начало занятий с 8.30 час.

Школа реализует программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, профессиональная подготовка 19203 Тракторист, профессиональная подготовка «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» (код 16199).

3.2. Наличие и комплектование классов по типам.

В школе имеются классы:

-         общеобразовательные – 1-11 кл.– 197 человек.

В данный момент обучается 197 человек, 12 классов – комплектов.

  • I ступень – начальные классы (1 – 4) – 4 класса – комплекта,

70 обучающихся;

  • II ступень – основная школа (5 – 9) – 6 классов – комплектов,

100 обучающихся;

  • III ступень – средняя школа (10 – 11) – 2 класса – комплекта, 27 обучающихся.

В МОУ «Таутовская СОШ» сложилась система образования, которую можно охарактеризовать как открытую, саморазвивающуюся (эволюционизирующую), действующую в соответствующей правовой среде, с учетом складывающихся динамичных социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов и перспектив развития территориального сообщества, семьи и личности.

Особенность кадров МОУ «Таутовская СОШ» определяется высоким уровнем профессионализма педагогов, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Большинство педагогов прошли обучение и владеют современными образовательными технологиями.

Характеристика и состав педагогического коллектива начальной школы:

  • всего в начальной школе работает 4 учителя начальных классов, учитель музыки, учитель информатики, учитель английского языка

  • Из них имеют высшее образование 7 человек

По стажу работы:

свыше 20 лет – 7 чел

По квалификационным категориям:

имеют высшую квалификационную категорию - 2 человека

имеют первую квалификационную категорию - 4 человека

имеют вторую квалификационную категорию - 1 человек

Учебные кабинеты начальной школы оснащены необходимым оборудованием (мебель, аудио-, видеотехника, компьютеры. Кроме того классы оснащены наглядными, раздаточными, дидактическими материалами.

Учителя школы создают условия для успешного продвижения ребёнка в рамках образовательного процесса, формируют учебную деятельность младших школьников, организовывают постановку учебных целей, создавая условия для их «усвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждают и поддерживают детские инициативы, направленные на поиск средств и способов достижения учебных целей; организовывают усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы; осуществляют функции контроля и оценки, постепенно передавая их ученикам); создают условия для продуктивной творческой деятельности ребенка, обеспечивают презентацию и социальную оценку результатов творчества учеников через выставки, конкурсы.

классные руководители осуществляют индивидуальное или групповое педагогическое сопровождение образовательного процесса;

администрация обеспечивает условия для эффективной работы специалистов, осуществляет контроль и текущую организационную работу

Образовательная программа «Школа России»  представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности школы. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения.

Образовательная программа  «Школа России» в соответствии с требованиями ФГОС  содержит следующие разделы:

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;

  • учебный план УМК «Школа России»;

  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;

  • программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Школа России»;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Школа России»;

  • программа коррекционной работы на основе  принципов деятельности в УМК «Школа России»;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.

Целью реализации образовательной программы «Школа России» является:

  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  •  достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС  и на основе УМК «»Школа России».

Задачи реализации образовательной программы «Школа России»:

  • Достижение личностных результатов учащихся:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • сформированность мотивации  к обучению и познанию;

  • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

    • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  • Достижение предметных результатов:

    • Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

• определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

• определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

• выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

С этой целью в структуре планируемых результатов по каждой учебной программе (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания.

Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам учебной программы. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие личности обучающихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.

Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу учебной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения

опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа начального общего образования содержание ооп ноо

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияСодержание ООП НОО 1 ... ООП НОО. Данная основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена ...
  2. Основная образовательная программа начального общего образования содержание ооп ноо

    Основная образовательная программа
    ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияСодержание ООП НОО ... фундаментальное ядро содержания современного общегоначальногообразования. Данная основнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразования МОУ средней ...
  3. Основная образовательная программа начального общего образования содержание (2)

    Основная образовательная программа
    ... ФГОС НОО ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияСодержание Пояснительная записка ……………………………………………………….…………3 Планируемые результаты освоения обучающимися основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования ...
  4. Основная образовательная программа начального общего образования содержание 1 пояснительная записка 4

    Основная образовательная программа
    ... школы Мироненко Т.В. ________________ «____»__________2011 г. ОсновнаяобразовательнаяпрограмманачальногообщегообразованияСодержание 1. Пояснительная записка_______________________________________________4 2. Планируемые результаты освоения ...
  5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии № 1526

    Основная образовательная программа
    ... оценки достижения планируемых результатов освоения основнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования. Содержаниеосновнойобразовательнойпрограммыначальногообщегообразования формируется с учётом социокультурных особенностей ...

Другие похожие документы..