Главная > Статья


II. Этапы инновационного развития

Модель инновационного социально ориентированного развития наряду с использованием традиционных конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе предполагает создание и активизацию новых факторов экономического роста, отвечающих вызовам долгосрочного периода. Это - прорыв в повышении эффективности человеческого капитала и создании комфортных социальных условий, либерализация экономических институтов и усиление конкурентности бизнес-среды, ускоренное распространение новых технологий в экономике и развитие высокотехнологичных производств, активизация внешнеэкономической политики. Действие этих факторов суммарно обеспечивает выход российской экономики на траекторию долгосрочного устойчивого роста со средним темпом около 106,4 - 106,5 процента в год.

Инновационное развитие российской экономики в 2008 - 2020 годах будет проходить в 2 этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики государства.

Первый этап (2008 - 2012 годы) базируется на реализации и расширении тех глобальных конкурентных преимуществ, которыми обладает российская экономика в традиционных сферах (энергетика, транспорт, аграрный сектор, переработка природных ресурсов). Одновременно будут создаваться институциональные условия и технологические заделы, обеспечивающие на следующем этапе системный перевод российской экономики в режим инновационного развития.

Данный этап характеризуется следующими условиями социально-экономического развития:

адаптация экономики к негативным явлениям на мировых финансовых рынках;

сужение возможностей форсированного наращивания энергетического и сырьевого экспорта, адаптация экономики к ухудшению внешнеэкономической конъюнктуры и снижению мировых цен на нефть и сырье, а также развертыванию мирового финансового и экономического кризиса;

сокращение предложения трудовых ресурсов в связи со снижением численности населения в трудоспособном возрасте, обострение дефицита профессиональных кадров;

негативное влияние на экономику ограничений со стороны энергетической и транспортной инфраструктуры;

усиление конкуренции на внутренних рынках, связанной, с одной стороны, с возрастанием требований потребителей к качеству товаров, с другой - с исчерпанием ценовых конкурентных преимуществ обрабатывающих производств;

изменение макроэкономической ситуации, прекращение укрепления рубля в связи со снижением внешнеторгового сальдо.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на данном этапе включают следующее:

в области развития человеческого потенциала:

принятие неотложных мер в сфере демографии и здоровья населения, направленных на стабилизацию демографической обстановки в обществе, снижение смертности в трудоспособном возрасте;

выход минимальной заработной платы на уровень прожиточного минимума, внедрение новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений, ориентированных на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг и учитывающих сложность и объемы выполняемой работы;

решение основных социальных проблем военнослужащих;

преодоление проблемы бедности пенсионеров (минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016 - 2020 годам);

структурная и технологическая модернизация здравоохранения, образования и других отраслей социальной сферы, обеспечивающая доступность качественных социальных услуг для населения;

создание механизмов доступности качественного жилья, решение проблемы ветхого и аварийного жилья, модернизация жилищно-коммунального хозяйства;

улучшение состояния окружающей среды, повышение экологических стандартов, создание эффективной системы утилизации отходов производства и потребления, повышение обеспеченности населения качественной питьевой водой;

возрождение массовой физической культуры и вовлечение населения в систематические занятия физической культурой и спортом;

создание основ современной индустрии туристско-рекреационных услуг и повышение ее конкурентоспособности на международном рынке;

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

развитие конкурентных рынков товаров и услуг, капитала, рабочей силы, создание инфраструктуры международного финансового центра в г. Москве;

либерализация экономической среды, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, налаживание институтов частно-государственного партнерства;

создание эффективного государства, снижение уровня коррупции;

поддержание макроэкономического равновесия, обеспечение стабильного курса рубля и снижение инфляции до 5 - 6,5 процента в год;

сокращение избыточной части государственного и муниципального секторов экономики;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки и профессионального образования;

содействие модернизации высокотехнологичных отраслей экономики, в том числе в кооперации с ведущими мировыми производителями, выходу на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

содействие повышению конкурентоспособности массовых обрабатывающих производств промышленности (в том числе переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, автомобилестроение, пищевая промышленность) с целью рационализации импорта и увеличения экспорта продуктов переработки;

содействие развитию малого и среднего бизнеса;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;

завершение крупномасштабных проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;

реализация масштабных проектов по развитию транспортной сети, повышение качества и снижение стоимости транспортных услуг для населения и бизнеса;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

формирование таможенного союза со странами ЕврАзЭС, включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики;

расширение сотрудничества по осуществлению взаимных инвестиций, в том числе со странами ЕврАзЭС, для обеспечения устойчивости торговых и кооперационных связей и повышения трансграничной мобильности факторов производства;

развитие устойчивых производственных кооперационных связей со странами - технологическими лидерами, в том числе в целях осуществления совместных проектов выхода на глобальные рынки;

завершение процесса присоединения к Всемирной торговой организации и создание инфраструктуры полноценного участия России в этой организации, вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития;

в области сбалансированного пространственного развития:

создание новых центров развития на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья, развитием рекреационной инфраструктуры;

формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской частях России.

На первом этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2012 год к 2007 году):

увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2,5 года;

рост валового внутреннего продукта - 137 - 138 процентов;

рост производительности труда - 140 - 141 процент;

снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 81 - 83 процента;

рост реальных располагаемых доходов населения - 153 - 154 процента;

рост инвестиций в основной капитал - 180 - 185 процентов;

расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 1,4 - 1,6 процента валового внутреннего продукта;

расходы на образование (частные и государственные расходы) - 5,5 - 5,7 процента валового внутреннего продукта;

расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 5,2 - 5,4 процента валового внутреннего продукта.

Второй этап (2013 - 2020 годы) - рывок в повышении глобальной конкурентоспособности экономики на основе ее перехода на новую технологическую базу (информационные, био- и нанотехнологии), улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды, структурной диверсификации экономики.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

ожидаемой новой технологической инновационной волной в ведущих странах мира, связанной с распространением новых технологий, качественно меняющих свойства выпускаемых товаров, процессы производства и потребления;

повышением демографической нагрузки на трудоспособное население, способным усилить напряженность в пенсионной системе;

наличием созданных в предшествующий период экономических институтов, стимулирующих предпринимательскую и инвестиционную активность, и национальной инновационной системы;

интенсивным расширением среднего класса, формирующим спрос на комфортное жилье, качественные услуги образования и здравоохранения;

преодолением в основном ограничений в экономике со стороны энергетической и транспортной сетей;

возрастанием требований к экологическим параметрам производства.

Основные приоритеты социальной и экономической политики на втором этапе включают следующее:

в области развития человеческого потенциала:

распространение стандартов здорового образа жизни;

переход к индивидуализированному непрерывному образованию, доступному всем гражданам;

внедрение инновационных технологий в здравоохранении и образовании, решение проблемы их кадрового обеспечения;

выход на современные стандарты жилищных условий, реализация новых технологий строительства жилья;

распространение механизмов социального партнерства, обеспечение сбалансированности заработной платы и производительности труда;

создание эффективной пенсионной системы на принципах страхования и накопления;

установление минимального размера оплаты труда на уровне восстановительного потребительского бюджета (превышающего прожиточный минимум трудоспособного населения в 2 - 2,2 раза);

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

адаптация экономических институтов к требованиям глобальной мобильности факторов производства и трансграничной производственной кооперации;

обеспечение глобальной конкурентоспособности банковского сектора, финансовых рынков;

снижение инфляции до 3 - 3,5 процента в год;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

интеграция национальной инновационной системы в глобальную инновационную систему, интеграция науки, образования и бизнеса;

расширение позиций российских компаний на мировых высокотехнологичных рынках, превращение высокотехнологичных производств и отраслей экономики знаний в значимый фактор экономического роста;

обеспечение интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий, формирование центров глобальной компетенции в обрабатывающей промышленности, сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики, решение проблемы обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

масштабное внедрение новых ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике (включая чистые угольные технологии), расширение производства электроэнергии на атомных электростанциях;

расширение ресурсной базы экономики, активное освоение месторождений углеводородов арктического шельфа и Восточной Сибири;

завершение формирования опорной транспортной сети, интегрированной в мировую транспортную систему, наращивание экспорта транспортных услуг;

транспортное обеспечение комплексного освоения и развития территорий Сибири и Дальнего Востока и разработки новых месторождений полезных ископаемых;

внедрение новых транспортных (перевозочных) и транспортно-логистических технологий, обеспечивающих повышение качества и доступности транспортных услуг;

переход сельского хозяйства к устойчивому режиму развития при значительном укреплении позиции России на мировых рынках продовольствия;

опережающее развитие энергетической инфраструктуры, преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), завершение реформы электроэнергетики, развертывание масштабных инвестиционных проектов в отрасли;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

обеспечение полномасштабного функционирования таможенного союза и формирование единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС;

формирование зон свободной торговли с заинтересованными странами-соседями на евразийском пространстве;

расширение гибких разносторонних отношений с мировыми экономическими центрами, расширение участия в региональных организациях Азиатско-Тихоокеанского региона;

превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства;

превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту;

в области сбалансированного пространственного развития:

комплексное развитие территорий Сибири и Дальнего Востока, закрепление населения в восточных регионах страны;

снижение территориальной социально-экономической дифференциации до уровня, обусловленного объективными различиями регионов;

обеспечение сбалансированности доходной базы и расходных обязательств регионов;

развитие на инновационной основе центров экономического роста (в перспективных специализациях) на Урале, в Поволжье, на Северо-Западе, формирование новых центров расселения и концентрации высокотехнологичного бизнеса в Центральной России.

На втором этапе будут достигнуты следующие целевые макроэкономические индикаторы (2020 год к 2012 году):

увеличение ожидаемой продолжительности жизни - 2 года;

рост валового внутреннего продукта - 164 - 166 процентов;

рост производительности труда - 171 - 178 процентов;

снижение энергоемкости валового внутреннего продукта - 70 - 75 процентов;

рост реальных располагаемых доходов населения - 164 - 172 процента;

рост инвестиций в основной капитал - 215 - 223 процента;

расходы на НИОКР (частные и государственные расходы) - 3 процента валового внутреннего продукта;

расходы на образование (частные и государственные расходы) - 6,5 - 7 процентов валового внутреннего продукта;

расходы на здравоохранение (частные и государственные расходы) - 6,7 - 7 процентов валового внутреннего продукта.

Развитие после 2020 года будет направлено на закрепление лидирующих позиций России в мировом хозяйстве и превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста, формирование сбалансированной социальной структуры общества.

Условия социально-экономического развития на данном этапе характеризуются:

переходом России в группу стран с высоким уровнем дохода на душу населения, доминированием массового среднего класса в социальной структуре общества;

развертыванием новых инфраструктурных проектов, направленных на развитие атомной энергетики и использование альтернативных видов топлива и энергии, а также высокотехнологичных транспортных систем;

эффективной интеграцией России в систему мирового разделения труда, что позволит реализовать ее конкурентный потенциал в сферах высоких технологий, экономики знаний, энергетики и транспорта;

расширением передовых позиций российской науки по приоритетным направлениям научных исследований;

ужесточением экологических требований.

Приоритеты социальной и экономической политики в этот период включают следующее:

в области развития человеческого потенциала:

улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;

ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;

переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;

снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран;

в области создания высококонкурентной институциональной среды:

развитие государственного управления экономикой, адаптированного к сетевым международным формам ведения бизнеса, системам глобальной кооперации;

развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций;

создание полноценной финансовой системы, интеграция банковской и финансовой систем в мировое хозяйство;

снижение инфляции до уровня менее 3 процентов в год;

в области обеспечения структурной диверсификации и инновационного развития:

устойчивое развитие высокотехнологичного сектора как составной части мирового рынка высокотехнологичной продукции;

формирование новых высококонкурентных отраслей, основанных на экономике знаний;

расширение интеграции обрабатывающих отраслей в мировую экономику на основе их встраивания в глобальные цепочки производства добавленной стоимости;

развитие экологически чистых производств;

в области расширения глобальных конкурентных преимуществ в традиционных отраслях:

развитие экологически чистых способов производства энергии;

интеграция транспортной и энергетической систем в структуры глобальной экономики, эффективное функционирование международных транспортных коридоров;

повышение качества транспортных услуг и внедрение новых транспортных технологий;

в области укрепления внешнеэкономических позиций России:

обеспечение функционирования работоспособных экономических объединений на евроазиатском экономическом пространстве с участием и при лидирующей роли России;

достижение ключевой роли России в выработке мирового экономического порядка и решении глобальных проблем в рамках участия в международных институтах сотрудничества;

в области сбалансированного пространственного развития:

обеспечение высокой территориальной мобильности населения и сопоставимых условий жизни на всей территории страны;

обеспечение высокой экономической активности в восточных и южных регионах страны.

За пределами 2020 года накопленный потенциал знаний и капитала, соответствующий передовым экономикам мира, определит сохранение тенденций устойчивого социально-экономического развития страны с опорой на инновационные высокотехнологичные сектора экономики и сектор услуг как основные движущие силы экономического роста. К 2030 году валовой внутренний продукт может вырасти по сравнению с 2007 годом в 3,8 раза, а валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности достичь 51 тыс. долларов США (в ценах 2005 года).

III. Развитие человеческого потенциала

Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов:

направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;

улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.

Они охватывают среднесрочные и долгосрочные цели, приоритеты и основные направления демографической политики, политики модернизации здравоохранения и образования, развития пенсионной сферы и социальной помощи, развития культуры, формирования эффективных рынков труда и жилья.

Создание комфортной и безопасной социальной среды также связано со значительным снижением уровня преступности, повышением эффективности системы защиты граждан от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая принятие необходимых технических регламентов в этой сфере, а также развитие системы страхования гражданской ответственности в сфере функционирования потенциально опасных объектов.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 27 июля 2006 года n 149-фз " об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Статья
    ... из них связано с состоянием нормативно ... системы для стратегического управления и ... Федеральнымзакономот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ ... Федеральномзаконеот10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" *(162): "электронный документ - документ ...
  2. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ " Об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Статья
    ... из них связано с состоянием нормативно ... системы для стратегического управления и ... Федеральнымзакономот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ ... Федеральномзаконеот10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" *(162): "электронный документ - документ ...
  3. Экономико-правовой комментарий к федеральному закону от 24 июля 2007 г n 209-фз " о развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации"

    Статья
    ... Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Федеральные конституционные законы, федеральныезаконы ... 37 Федеральногозаконаот06.10.2003 N 131-ФЗ структура ... изфедеральногозакона, иных нормативных ...
  4. Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года n 28-фз " о гражданской обороне"

    Закон
    ... Федеральногозаконаот10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями от 28 апреля 2009 г.). Федеральныйзаконот ... является одним из основных документовстратегическогопланирования в Российской ...
  5. Федеральный закон о внесении изменений в законодательные акты российской федерации

    Закон
    ... 155 данного документа). Статья 140 Внести в Федеральныйзаконот10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране ...

Другие похожие документы..