Главная > Статья
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
┌─────────────┐┌───────────┐┌─────────────┐┌────────────┐┌───────────┐┌──────────┐┌─────────┐
│ Разработка ││Утверждение││ Разработка ││Согласование││Рассмотре- ││Устранение││Утвержде-│
│ проекта ││ концепции ││ проекта ││ ││ние на за- ││замечаний ││ние Пра- │
│ концепции ││ ││ целевой ││ ││седании ││ ││вительст-│
│ ││ ││ программы ││ ││Правитель- ││ ││вом Рос- │
│ ││ ││ ││ ││ства Рос- ││ ││сийской │
│ ││ ││ ││ ││сийской ││ ││Федерации│
│ ││ ││ ││ ││Федерации ││ ││ │
└─────────────┘└───────────┘└─────────────┘└────────────┘└───────────┘└──────────┘└─────────┘
┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Год, предшествующий принятию федерального закона о федеральном бюджете на очередной │
│ финансовый год │
│ август - октябрь ноябрь - февраль апрель апрель май │
│ сентябрь январь │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────┐┌───────────┐┌─────────────┐┌────────────┐┌───────────┐┌──────────┐┌─────────┐
│Отбор проблем││Определение││Формулирова- ││Согласование││Цели и за- ││Доработка ││Постанов-│
│ ││государст- ││ние конкрет- ││перечня ме- ││дачи ││программы ││ление │
│Цели и задачи││венного за-││ных целей и ││роприятий и ││ ││по итогам ││Прави- │
│на вариантной││казчика ││задач ││ресурсной ││Утверждение││обсуждения││тельства │
│основе ││ ││ ││части с Мин-││государст- ││Правитель-││Россий- │
│ ││Утверждение││Разработка ││экономразви-││венного за-││ством Рос-││ской Фе- │
│Целевые инди-││целей и за-││конкретных ││тия России, ││казчика ││сийской ││дерации │
│каторы и по- ││дач ││мероприятий ││Минфином ││ ││Федерации ││об утвер-│
│казатели (на ││ ││(инвестицион-││России, Мин-││Целевые ин-││ ││ждении │
│вариантной ││Целевые ин-││ные проекты, ││обрнауки ││дикаторы и ││Уточнение ││программы│
│основе) - ук-││дикаторы и ││НИОКР, прочие││России ││показатели ││объемов ││ │
│рупненные ││показатели ││нужды) ││ ││ ││финансиро-││Утвержде-│
│ ││(на вариан-││ ││Документаль-││Сроки реа- ││вания ││ние госу-│
│Государствен-││тной осно- ││Установление ││ное подтвер-││лизации ││программы,││дарствен-│
│ные заказчики││ве) ││конкретных ││ждение фи- ││программы ││перечней ││ного за- │
│(предполагае-││ ││целевых инди-││нансирования││ ││мероприя- ││казчика │
│мые) ││Источники ││каторов и по-││из источни- ││Объемы фи- ││тий и ││программы│
│ ││финансиро- ││казателей ││ков помимо ││нансирова- ││объемов их││ │
│Источники фи-││вания ││ ││федерального││ния из фе- ││финансиро-││Утвержде-│
│нансирования,││ ││Разработка ││бюджета ││дерального ││вания ││ние сро- │
│в том числе ││Установле- ││технико-эко- ││ ││бюджета по ││ ││ков реа- │
│из федераль- ││ние пре- ││номического ││ ││направлени-││ ││лизации │
│ного бюджета ││дельных ││обоснования и││ ││ям и годам ││ ││программы│
│(на вариант- ││объемов фи-││расчеты эф- ││ ││и конкрет- ││ ││ │
│ной основе) ││нансирова- ││фективности ││ ││ным меро- ││ ││Утвержде-│
│ ││ния, в том ││использования││ ││приятиям ││ ││ние объе-│
│Предваритель-││числе из ││средств, вы- ││ ││ ││ ││мов фи- │
│ные объемы ││федерально-││деляемых на ││ ││Утверждение││ ││нансиро- │
│финансирова- ││го бюджета ││разработку ││ ││перечней ││ ││вания │
│ния, в т.ч. ││по направ- ││программы ││ ││мероприя- ││ ││програм- │
│из федераль- ││лениям с ││ ││ ││тий, в том ││ ││мы, пе- │
│ного бюджета ││учетом по- ││Разработка и ││ ││числе ин- ││ ││речней │
│(на вариант- ││казателей ││обоснование ││ ││вестицион- ││ ││мероприя-│
│ной основе) -││социально- ││ресурсного ││ ││ных проек- ││ ││тий и │
│укрупненно на││экономичес-││обеспечения ││ ││тов, НИОКР,││ ││объемов │
│весь период и││кого разви-││ ││ ││прочие нуж-││ ││их финан-│
│по годам ││тия страны ││Подготовка ││ ││ды ││ ││сирования│
│ ││(укрупнен- ││приложения, ││ ││ ││ ││ │
│Сроки реали- ││но) ││предусматри- ││ ││ ││ ││ │
│зации (на ва-││ ││вающего пере-││ ││ ││ ││ │
│риантной ос- ││Подготовка ││чень объектов││ ││ ││ ││ │
│нове) ││решения ││капитального ││ ││ ││ ││ │
│ ││Правитель- ││строительства││ ││ ││ ││ │
│ ││ства Рос- ││с расшифров- ││ ││ ││ ││ │
│ ││сийской Фе-││кой объемов ││ ││ ││ ││ │
│ ││дерации ││финансирова- ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││ния по годам ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││реализации ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││(не утвержда-││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││ется Прави- ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││тельством ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││Российской ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││Федерации) ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││Методика ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││оценки эффек-││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││тивности реа-││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││лизации прог-││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││раммы ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││Организация ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││контроля и ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││мониторинга ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││реализации ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││программы ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││ ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││Система уп- ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││равления ││ ││ ││ ││ │
│ ││ ││программой ││ ││ ││ ││ │
└─────────────┘└───────────┘└─────────────┘└────────────┘└───────────┘└──────────┘└─────────┘
Приложение N 2
к Порядку разработки и реализации
федеральных целевых программ и
межгосударственных целевых
программ, в осуществлении которых
участвует Российская Федерация
ПАСПОРТ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ (МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ) ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
Наименование программы ___________________________
Дата принятия решения о разработке
программы, дата ее утверждения
(наименование и номер
соответствующего нормативного акта) ___________________________
Государственный заказчик ___________________________
Государственный заказчик-координатор ___________________________
Основные разработчики программы ___________________________
Цели и задачи программы ___________________________
Важнейшие целевые индикаторы
и показатели ___________________________
Сроки и этапы реализации программы ___________________________
Перечень подпрограмм ___________________________
Объемы и источники финансирования ___________________________
Ожидаемые конечные результаты
реализации программы и показатели
социально-экономической эффективности ___________________________
Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 17.11.2008 г. № 1662-р (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года)
Утверждена
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. N 1662-р
КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Введение
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - Концепция) разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г.
Цель разработки Концепции - определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008 - 2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе.
В соответствии с этой целью в Концепции сформулированы:
основные направления долгосрочного социально-экономического развития страны с учетом вызовов предстоящего периода;
стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы;
формы и механизмы стратегического партнерства государства, бизнеса и общества;
цели, целевые индикаторы, приоритеты и основные задачи долгосрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и технологий, а также структурных преобразований в экономике;
цели и приоритеты внешнеэкономической политики;
параметры пространственного развития российской экономики, цели и задачи территориального развития.
I. Стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития
1. Итоги 1990 - 2000-х годов: возвращение России в число мировых экономических держав
В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм и других институтов, обеспечивающих развитие рыночных отношений. На повестке дня стоит задача повышения эффективности деятельности этих институтов.
Достигнута высокая степень открытости российской экономики. Внешнеторговый оборот в 2007 году составил 45 процентов валового внутреннего продукта, что является одним из наиболее высоких показателей для стран с развитой экономикой.
В целом обеспечена макроэкономическая стабильность. Экономика защищена от внешних шоковых воздействий международными резервными активами Российской Федерации.
Сформировался мощный слой развивающихся компаний, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках и активно привлекающих капитал для своего развития. Российский фондовый рынок стал важным фактором привлечения инвестиций и обеспечения экономического роста страны. В условиях развивающегося мирового финансового кризиса российская финансовая система (при активной поддержке государства) показала свою устойчивость.
Преодолены тенденции социальной конфронтации в обществе, наблюдавшиеся в 90-е годы. Развиваются институты гражданского общества. Снизились политические и экономические риски ведения предпринимательской деятельности. О международном признании успехов России свидетельствует получение ею статуса страны с рыночной экономикой и инвестиционного кредитного рейтинга.
Формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода.
Проведены реформы налоговой и бюджетной системы, принят пакет законов о земельной и судебной реформе, реализованы меры по снижению административной нагрузки на малый бизнес, проведена реформа электроэнергетики. Начавшаяся реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила значительно модернизировать эти сферы, устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций.
Главные цели национальных проектов в основном достигнуты: экономический рост приобрел устойчивый характер, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений. Сегодня перед российской экономикой стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.
Показатели социально-экономического развития Российской Федерации, достигнутая макроэкономическая стабильность и финансовая устойчивость свидетельствуют о результативности проведенных системных преобразований. Последние 5 лет темпы роста российской экономики значительно превышают среднемировой уровень (около 107 процентов и 104,6 процента соответственно).
Преодолен спад производства и потребления 90-х годов. В 2007 году объем валового внутреннего продукта составил к уровню 1991 года 110 процентов. При этом в структуре экономики повышается доля отраслей, ориентированных на рыночный спрос.
Объем валового внутреннего продукта (по паритету покупательной способности) в 2008 году превысил 2 трлн. долларов США, и по этому показателю Россия вышла на 6-е место в мире. По оценке, в 2009 году объем валового внутреннего продукта в 2 раза превысит уровень 1999 года (удвоится за 10 лет).
Таким образом, за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы.
2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода
В середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.
Первый вызов - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.
Основными характеристиками развития мировой экономики, оказывающими серьезное влияние на социально-экономические процессы в России, в ближайшие 10 - 15 лет будут:
вероятное возобновление в 2010 году, после преодоления кризиса, динамичного роста мировой экономики (в среднем около 4 процентов в год). Это предъявляет высокие требования к темпам и качеству роста российской экономики, необходимым для увеличения ее экономического веса в мире, обеспечения регионального лидерства и сокращения отставания от развитых стран;
превращение Китая и Индии в основные локомотивы мирового экономического роста, появление новых мировых центров экономического развития в Азии и Латинской Америке, рост их влияния в результате финансового кризиса;
преодоление энергетических барьеров роста, в том числе за счет повышения энергоэффективности и расширения использования альтернативных видов энергии при сохранении тенденции к удорожанию энергоносителей;
усиление влияния экологических факторов, рост дефицита пресной воды и изменение климата, что создает дополнительные возможности для России, имеющей огромные запасы пресной воды и экологически благополучные территории;
сохранение и возможное усиление дисбалансов в области мировой торговли, движении капиталов, что будет способствовать изменению курсов мировых валют и перестройке институтов мировой экономики (мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры;
старение населения в развитых странах на фоне быстрого роста населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые миграционные процессы и увеличивать нагрузку на социальные системы развитых стран.
Предстоящий период характеризуется структурной перестройкой мирового хозяйства, связанной с изменением баланса между ее экономическими центрами, возрастанием роли региональных экономических союзов. Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться балансом между сложившейся тенденцией поступательной глобализации мировой экономики и тенденциями регионализации как реакции на рост напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в мировой торговле и финансовой системе.
Следствием мирового финансового кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009 - 2010 годах. Сочетание кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции может привести к развитию стагфляции, которая наблюдалась в мировой экономике в 80-е годы. Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики России и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышают актуальность перехода России на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы.
Развитие глобальной экономической конкуренции сопровождается усилением геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.
Для России трансформация мировой экономики создает новые возможности для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала.
Второй вызов - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние многих традиционных факторов роста.
В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
Для России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для:
обеспечения технологического лидерства по ряду важнейших направлений;
формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;
увеличения стратегического присутствия России на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;
модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.
В то же время отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность российской экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества.
Третий вызов - возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются:
сокращением численности населения и уровня занятости в экономике;
растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров;
низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.
Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.
Кроме того, в условиях трансформации мировой экономики конъюнктура мирового рынка энергоносителей весьма неустойчива. При этом конкурентоспособность российских энергоресурсов может несколько снизиться, в том числе в связи с повышением требований к их качеству, стремлением стран-импортеров к расширению источников поставок и сокращению доли России в топливно-энергетическом балансе. Необходимость укрепления потенциала российского топливно-энергетического комплекса, его модернизации, развития ресурсной базы и инфраструктуры требует значительных финансовых ресурсов, что может привести к повышению уровня издержек в экономике.
Обозначились новые внутренние ограничения роста, обусловленные недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и дефицитом квалифицированных инженерных и рабочих кадров. При сохранении сложившихся тенденций действие данного фактора может привести к резкому замедлению темпов экономического роста.
Действие структурных ограничений усиливается нерешенностью ряда социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются следующие:
высокий уровень социального неравенства и региональной дифференциации;
высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, в том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными барьерами, недостаточным уровнем защиты прав собственности, непрозрачностью системы земельных отношений, низкой корпоративной культурой;
слабое развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса и общества, низкий уровень доверия в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления;
низкий уровень конкуренции на ряде рынков, не создающий для предприятий стимулов к повышению производительности труда;
недостаточный уровень развития национальной инновационной системы, координации образования, науки и бизнеса.
Похожие документы:
Комментарий к федеральному закону от 27 июля 2006 года n 149-фз " об информации информационных технологиях и о защите информации"
Статья... из них связано с состоянием нормативно ... системы для стратегического управления и ... Федеральнымзакономот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ ... Федеральномзаконеот10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" *(162): "электронный документ - документ ...Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ " Об информации информационных технологиях и о защите информации"
Статья... из них связано с состоянием нормативно ... системы для стратегического управления и ... Федеральнымзакономот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ ... Федеральномзаконеот10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" *(162): "электронный документ - документ ...Экономико-правовой комментарий к федеральному закону от 24 июля 2007 г n 209-фз " о развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации"
Статья... Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Федеральные конституционные законы, федеральныезаконы ... 37 Федеральногозаконаот06.10.2003 N 131-ФЗ структура ... изфедеральногозакона, иных нормативных ...Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года n 28-фз " о гражданской обороне"
Закон... Федеральногозаконаот10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями от 28 апреля 2009 г.). Федеральныйзаконот ... является одним из основных документовстратегическогопланирования в Российской ...Федеральный закон о внесении изменений в законодательные акты российской федерации
Закон... 155 данного документа). Статья 140 Внести в Федеральныйзаконот10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране ...