Главная > Статья


III. Формирование целевой программы

9. Формирование межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой участвует Российская Федерация, производится с Российской Стороны государственным заказчиком целевой программы в соответствии с заключенным соглашением и решением Правительства Российской Федерации.

10. Целевая программа состоит из следующих разделов:

характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;

основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения;

мероприятия целевой программы;

обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;

механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков целевой программы;

оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы по форме согласно приложению N 2.

10.1. К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования:

а) первый раздел целевой программы должен содержать постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития и целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Указанный раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Целевые программы, которые содержат НИОКР гражданского назначения, разрабатываются с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1243-р;

б) второй раздел целевой программы должен содержать формулировки целей и задач целевой программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям целевой программы:

специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);

достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);

измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);

привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Требования, предъявляемые к задачам целевой программы (дополнительно к требованиям, предъявляемым к целям целевой программы):

необходимость и достаточность задач для достижения целей целевой программы;

срок решения задачи не может превышать срок достижения соответствующей цели.

Целевые индикаторы и показатели являются инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий целевой программы и должны быть запланированы по годам ее реализации, количественно заданными и измеряемыми по данным федерального государственного статистического наблюдения. В случае если значения целевых индикаторов и показателей определяются расчетным методом, к целевой программе прилагается проект методики сбора исходной информации и расчета целевых индикаторов и показателей.

В раздел включаются обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей целевой программы и обоснование сроков решения задач и реализации целевой программы с описанием основных этапов реализации и указанием значений целевых индикаторов и показателей по годам и этапам реализации, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы;

в) третий раздел целевой программы должен содержать мероприятия по направлениям ";капитальные вложения"; (строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, приобретение оборудования, не входящего в смету строек), ";научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы"; и ";прочие нужды"; (в том числе услуги, оказываемые государственному заказчику целевой программы при осуществлении его деятельности, связанной с реализацией целевой программы) с указанием годовых размеров расходов с разбивкой по источникам финансирования. По объектам капитального строительства, включаемым в целевую программу, также приводятся сведения о мощности и сроках реализации инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства.

По решению государственного заказчика целевой программы по объекту капитального строительства государственной собственности Российской Федерации допускается указание общего размера финансирования с разбивкой по источникам финансирования без распределения его по годам реализации инвестиционного проекта в отношении объекта капитального строительства.

В случае привязки показателей объектов капитального строительства к целевым индикаторам и показателям целевой программы по годам реализации допускается объединение взаимосвязанных инвестиционных проектов по отдельным объектам капитального строительства в укрупненный инвестиционный проект, включающий однотипные объекты капитального строительства или объекты капитального строительства, увязанные в рамках укрупненного инвестиционного проекта, с приведением сведений о мощности, сроках его реализации и расходах на его реализацию с разбивкой по источникам финансирования. При этом в состав целевой программы включается методика, определяющая порядок детализации укрупненного инвестиционного проекта.

В случае если в целевой программе предусматриваются расходные обязательства Российской Федерации по предоставлению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или на предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов (далее - субсидии), в целевой программе может указываться адресное распределение для каждого объекта с указанием общего размера расходных обязательств по ним с разбивкой по годам, в том числе размера субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, и (или) распределение субсидий по категориям указанных объектов. Дальнейшее пообъектное распределение субсидий осуществляется актом федерального органа исполнительной власти - государственного заказчика целевой программы по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации. В обязательном порядке указываются объекты капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, без которых невозможны ввод в действие и (или) функционирование объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации либо необходимость строительства (реконструкции) которых вытекает из международных обязательств Российской Федерации.

Мероприятия целевой программы, в том числе укрупненные инвестиционные проекты, требующие дальнейшей расшифровки после утверждения целевой программы по представлению государственного заказчика целевой программы, подлежат согласованию в части расходов на:

НИОКР гражданского назначения - с Министерством образования и науки Российской Федерации;

капитальные вложения - с Министерством экономического развития Российской Федерации;

прочие нужды - с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласованные предложения по детализации укрупненных мероприятий по направлениям ";НИОКР гражданского назначения"; и ";прочие нужды"; представляются государственным заказчиком целевой программы в Министерство экономического развития Российской Федерации и учитываются при проведении оценки эффективности целевой программы в части установления взаимоувязки детализированных мероприятий и целевых индикаторов и показателей целевой программы.

Мероприятия целевой программы должны содержать следующие сведения:

наименование мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта);

сроки реализации (начало и окончание) каждого мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта);

ожидаемые результаты мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта);

стоимость выполнения мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) в ценах соответствующих лет за счет всех источников ресурсного обеспечения;

взаимосвязь мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) и ожидаемых результатов с целевыми индикаторами и показателями;

при необходимости наименование государственного заказчика мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта), если государственный заказчик мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) не является получателем средств федерального бюджета, подведомственным государственному заказчику целевой программы;

заинтересованные в реализации каждого мероприятия (укрупненного инвестиционного проекта) организации или группы населения.

Объекты капитального строительства проходят интегральную оценку и проверку на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 590 ";О порядке проведения проверки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения";. Если объект капитального строительства, в отношении которого предусмотрена проверка на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, получил отрицательное заключение Министерства экономического развития Российской Федерации, то соответствующий объект капитального строительства должен быть исключен из проекта целевой программы. В противном случае Министерство экономического развития Российской Федерации не имеет право давать положительное заключение на проект целевой программы.

В целевые программы не включаются объекты капитального строительства, не прошедшие интегральную оценку эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проведенную государственным заказчиком целевой программы.

Результаты интегральной оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, проведенной государственным заказчиком целевой программы, и материалы, необходимые для проведения проверки на предмет эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, представляются в Министерство экономического развития Российской Федерации совместно с проектом целевой программы.

Объекты капитального строительства, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, также подлежат проверке на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств соответствующих бюджетов в порядке и случаях, которые установлены соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Мероприятия целевой программы должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

Предоставление бюджетных инвестиций в уставный капитал открытых акционерных обществ осуществляется в целях реализации инвестиционных проектов на принадлежащих им объектах капитального строительства. Объекты капитального строительства открытых акционерных обществ отражаются в целевой программе с указанием наименования открытого акционерного общества, общего размера расходов на реализацию инвестиционного проекта, бюджетных ассигнований и целевого назначения выделенных ассигнований. При этом средства федерального бюджета в рамках целевых программ не могут использоваться для проведения проектных и изыскательских работ и (или) подготовки проектной документации на указанные объекты;

г) в четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования.

Обоснование ресурсного обеспечения включает следующие сведения:

общие размеры средств, необходимые для реализации целевой программы, в том числе бюджетных ассигнований федерального бюджета, с распределением по годам реализации, по направлениям ";капитальные вложения";, ";научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы"; и ";прочие нужды";, а также по государственным заказчикам целевой программы (в ценах соответствующих лет). Направление ";капитальные вложения"; включает в себя расходные обязательства публично-правовых образований федерального, регионального и муниципального уровней, включаемые в соответствующий бюджет в формах бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства соответствующей собственности, субсидий, бюджетных инвестиций в целях осуществления строительства, реконструкции, технического перевооружения объектов капитального строительства, находящихся в собственности юридических лиц, не являющихся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) предприятиями, а также бюджетных инвестиций в основные средства (оборудование, не входящее в смету стройки) и обязательства юридических лиц;

действующие расходные обязательства Российской Федерации по предлагаемым к включению в целевую программу объектам и мероприятиям.

Раздел должен включать в себя также обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий целевой программы и описание механизмов привлечения этих средств. В целях обоснования ресурсного обеспечения также представляются документы и расчеты, позволяющие оценить необходимость и достаточность ресурсного обеспечения для выполнения мероприятий целевой программы, достижения целевых индикаторов и показателей целевой программы, документы, подтверждающие готовность открытых акционерных обществ участвовать в реализации инвестиционных проектов целевой программы на условиях передачи в собственность Российской Федерации части акций этих организаций при предоставлении бюджетных инвестиций в их уставный капитал в целях реализации инвестиционных проектов по строительству принадлежащих им объектов капитального строительства;

д) основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII настоящего порядка.

В случае если в целевой программе предусматриваются расходные обязательства Российской Федерации по государственной поддержке реализации аналогичной целевой программы, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), в указанном разделе устанавливаются правила предоставления и распределения бюджетных ассигнований в форме субсидий, если иное не установлено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Субсидии, предоставляемые из федерального бюджета, не могут направляться на проведение проектных и изыскательских работ и (или) подготовку проектной документации по объектам, включенным в целевые программы;

е) шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации целевой программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации;

ж) в составе целевой программы Правительством Российской Федерации утверждаются приложения, которые содержат:

табличные материалы по отдельным разделам целевой программы;

методику оценки эффективности целевой программы, разрабатываемую государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы с учетом специфики целевой программы.

При наличии в целевой программе оснований для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) совместно с целевой программой представляется в качестве приложения перечень аналогичных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);

з) в составе пояснительной записки к проекту целевой программы должна быть приведена информация о включенных в него объектах капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности с указанием объемов всех источников ресурсного обеспечения по годам реализации. Информация подписывается руководителем государственного заказчика-координатора целевой программы и руководителями государственных заказчиков целевой программы по соответствующим направлениям.

10.2. Проект целевой программы согласовывается государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и с приложением пояснительной записки, социально-экономических и технико-экономических обоснований, положительного заключения государственной экологической экспертизы (по целевым программам, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду), соглашений (договоров) о намерениях между государственным заказчиком целевой программы и участниками целевой программы с указанием возможных сроков, объемов и источников ресурсного обеспечения представляется в Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерство регионального развития Российской Федерации (в части целевых программ комплексного территориального развития) и Военно-промышленную комиссию при Правительстве Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства).

Представленные материалы должны содержать необходимые данные для проведения анализа проекта целевой программы, особенностей сегмента рынка, на которые ориентируется указанный проект, возможностей реализации этой целевой программы в предполагаемые сроки, оценки эффективности и осуществления контроля за ходом ее выполнения.

12. Согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих НИОКР гражданского назначения), Министерством регионального развития Российской Федерации (в части целевых программ комплексного территориального развития) и Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации (в части целевых программ, содержащих мероприятия по обеспечению обороны страны, правоохранительной деятельности и безопасности государства) проект целевой программы представляется в Министерство юстиции Российской Федерации государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы для подготовки заключения.

После получения положительного заключения Министерства юстиции Российской Федерации государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации согласованный проект целевой программы с приложением материалов, указанных в абзаце первом пункта 10.2.

IV. Рассмотрение и оценка целевой программы

13. Министерство экономического развития Российской Федерации оценивает представленный проект целевой программы, обращая при этом особое внимание на:

приоритетный характер проблемы, предлагаемой для программного решения;

обоснованность, комплексность и экологическую безопасность программных мероприятий, сроки их реализации;

привлечение прежде всего внебюджетных средств, средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации целевой программы в увязке с возможностями ее государственной поддержки за счет средств федерального бюджета;

эффективность механизма осуществления целевой программы;

социально-экономическую эффективность целевой программы в целом, ожидаемые конечные результаты реализации целевой программы и ее влияние на структурную перестройку экономики России.

14. По результатам рассмотрения проекта целевой программы Министерство экономического развития Российской Федерации дает заключение о соответствии представленных материалов требованиям настоящего порядка.

При наличии замечаний и предложений Министерства экономического развития Российской Федерации государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы совместно с ее разработчиками проводит доработку проекта целевой программы. Доработка проекта межгосударственной целевой программы, в осуществлении которой участвует Российская Федерация, проводится совместно с заказчиками и разработчиками других стран.

Доработанный проект целевой программы повторно направляется государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) целевой программы на согласование в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с пунктом 10.2 настоящего порядка.

При наличии неурегулированных разногласий между федеральными органами исполнительной власти по проекту целевой программы государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы организует и проводит согласительное совещание в соответствии с пунктом 59 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260. В этом случае проект целевой программы представляется в Министерство экономического развития Российской Федерации с протоколом согласительного совещания и подлинниками замечаний, подписанными имеющими разногласия соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями.

15. В случае положительной оценки проекта целевой программы Министерством экономического развития Российской Федерации государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) целевой программы представляет проект целевой программы, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Министерством финансов Российской Федерации, и заключение Министерства юстиции Российской Федерации в Министерство экономического развития Российской Федерации для последующего внесения на утверждение в Правительство Российской Федерации.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Комментарий к федеральному закону от 27 июля 2006 года n 149-фз " об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Статья
    ... из них связано с состоянием нормативно ... системы для стратегического управления и ... Федеральнымзакономот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ ... Федеральномзаконеот10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" *(162): "электронный документ - документ ...
  2. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ " Об информации информационных технологиях и о защите информации"

    Статья
    ... из них связано с состоянием нормативно ... системы для стратегического управления и ... Федеральнымзакономот 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ ... Федеральномзаконеот10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" *(162): "электронный документ - документ ...
  3. Экономико-правовой комментарий к федеральному закону от 24 июля 2007 г n 209-фз " о развитии малого и среднего предпринимательства в российской федерации"

    Статья
    ... Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания. Федеральные конституционные законы, федеральныезаконы ... 37 Федеральногозаконаот06.10.2003 N 131-ФЗ структура ... изфедеральногозакона, иных нормативных ...
  4. Комментарий к федеральному закону от 12 февраля 1998 года n 28-фз " о гражданской обороне"

    Закон
    ... Федеральногозаконаот10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (с изменениями от 28 апреля 2009 г.). Федеральныйзаконот ... является одним из основных документовстратегическогопланирования в Российской ...
  5. Федеральный закон о внесении изменений в законодательные акты российской федерации

    Закон
    ... 155 данного документа). Статья 140 Внести в Федеральныйзаконот10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране ...

Другие похожие документы..