Главная > Пояснительная записка


Учебный план МБОУ «СОШ № 10» на 2011-2012 учебный год

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного плана

Учебный план составлен на основе регионального учебного плана для общеобразовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области № 920 от 12.08.2011 г.), разработанного на основе федерального базисного учебного плана, (Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 г. за № 1312) с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 03.06.2011 за № 1994, в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. за № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждений», с учетом преемственности с региональным учебным планом, утвержденным распоряжением министерства образования Иркутской области от 20 апреля 2010 г. № 164-мр.

Учебный план призван обеспечить реализацию целей и задач образования, которые определены:

- Законом РФ «Об образовании»;

- Типовым положением об образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. за №196;

- Письмом Министерства образования Иркутской области «О внедрении превентивных образовательных программ» от 19.05.2010 г. за №55-37-3134/10;

- Государственными образовательными программами по предметам;

- Уставом школы (утвержден приказом председателя комитета МКУ «Комитет по социальной политике и культуре МО Слюдянский район» Скумс Н.С.

Учебный план муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №10» г. Байкальска Иркутской области соответствует статусу учреждения, отвечает требованиям, предъявляемым к содержанию образования, не превышает обязательную и максимально допустимую нагрузку обучающихся.

Через учебный план реализуется социально-гуманитарная функция, способствующая утверждению ценностей гражданского общества и становлению личности обучающихся, культурно-созидательная, профориентационная и воспитательная функции образования.

Реализация данного плана предоставляет возможность получения качественного образования обучающимися, позволяет удовлетворить социальный заказ родителей, образовательные запросы и познавательные интересы обучающихся.

Научно-педагогическими основами учебного плана являются полнота, целостность, преемственность между основным общим и средним (полным) общим образованием и классами (годами) обучения, учет реальных возможностей класса и программно-учебно-методического обеспечения.

Учебный план основного общего образования (5-9 классы) ориентирован на пятилетний нормативный срок освоения образовательных программ. Представлен образовательными областями: Филология, Математика и Информатика, Обществознание, Естествознание, Искусство, Технология, Физическая культура.

Содержание основного общего образования направлено на формирование целостного представления о мире, на приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, на подготовку к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Учебный план среднего (полного) общего образования (10-11 классы) ориентирован на двухлетний нормативный срок освоения образовательных программ с учетом преемственности и социального заказа.

Его содержание призвано содействовать общественному и гражданскому самоопределению, формированию социально грамотной и мобильной личности, осознающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Учебный план основного общего образования и среднего (полного) общего образования выполняется в режиме шестидневной рабочей недели с организацией учебного процесса в одну смену, при 40-минутной продолжительности урока и продолжительности учебного года от 34 до 37 учебных недель с учетом экзаменационного периода, что не противоречит нормативам Сан ПиНа.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» для детей, временно или постоянно не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья», учебным планом предусмотрено обучению на дому.

Структура учебного плана

Учебный план состоит из двух взаимосвязанных частей: инвариантной, включающей федеральный и региональный компоненты, и компонента образовательного учреждения.

Инвариантная часть выполняет функцию государственного образовательного стандарта. Количество учебных часов на изучение каждой образовательной области определено «Региональным учебным планом для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы».

Особенности учебного плана

При проведении занятий по предметам: «Иностранный язык», «Технология», «Информатика и ИКТ» в 5-11 классах осуществляется деление класса на две группы (5А, 6А, 7А, 8А, 9А классах).

При проведении уроков физической культуры обучающиеся 10-11 классов делятся на группы девушек и юношей.

Образовательные области «Обществознание» и «Естествознание» в 5-6 классах изучаются по первому варианту: учебный предмет «Природоведение» (5 класс) – 2 часа; «География» и «Биология» (6 класс) – по 1 часу в неделю.

В образовательной области «Искусство» в 9-х классах 1 час используется на изучение предмета «Черчение» с целью завершения изучения программного материала учебного курса.

В 2011 – 2012 учебном году учебный план для обучающихся 10-11 классов составлен в соответствии с Региональным учебным планом на 2011-2012, 2012-2013 учебные годы и рассчитан на предельно допустимую аудиторную нагрузку - 74 часа при 6-дневной неделе (37/37).

В 2010-2011 учебном году для обучающихся 10 классов, согласно Региональному учебному плану на 2010-2011 и 2011-2012 учебные год, предельно допустимая аудиторная нагрузка составляла 36 часов, данный учебный план полностью выполнен.

В 2011-2012 учебном году предельно допустимая аудиторная нагрузка для обучающихся 11 классов, согласно Региональному учебному плану на 2011-2012 и 2012-2013 учебные годы составляет 37 часов, итого на 2011-2012 учебные годы для обучающихся 10-11 классов аудиторная нагрузка – 73 часа на 2 года.

На инвариантную часть выделяется 56 часов. В предметной области «Искусство» вводится МХК (2 часа на 2 года), при условии кадрового, программно-учебно-методического и учебно-материального обеспечения. Часы переносятся в компонент образовательного учреждения, если условия не созданы. В МБОУ «СОШ №10» 2 часа МХК взято на усиление школьного компонента, таким образом инвариант составляет 54 часа на 2 года, региональный компонент – 2 часа на 2 года, школьный компонент – 18 часов на 2 года.

На область «Обществознание» выделено 10 часов: история - 4 часа, обществознание (включая экономику и право) – 4 часа, география – 2 часа. Итого: для обучающихся 10 класса – 5 часов и 11 класса – 5 часов.

На предметную область «Физическая культура» выделено 8 часов (физическая культура-6 часов и ОБЖ-2 часа).

В 2010-2011 учебном году на область «Обществознание» в 10 классе было выделено 4 часа из инвариантной части и 1 час на изучение Право из регионального компонента. Всего 10 часов на 2 года.

На область «Физическая культура» из инвариантной части выделено 2 часа на изучение физической культуры и 2 часа из регионального компонента на изучение ОБЖ-1 час и 1 час на физическую культуру. Всего 8 часов за 2 года.

Таким образом учебный план для обучающихся 10 класса в 2010-2011 учебном году реализован полностью (36 часов). Для обучающихся 11 классов в 2011-2012 году учебный план рассчитан на 37 часов, что в сумме составляет 73 часа за 2 года.

С учетом преемственности и запросов обучающихся 10-11 классов распределение количества учебных часов сохраняется по годам обучения в образовательных областях:

- «Филология» (на изучение предметов «Русский язык» – 1 час, «Литература» – 3 часа, «Иностранный язык»– 3 часа);

- «Естествознание» (на изучение предметов «Физика» – 2 часа, «Химия» – 1 час – в 10 классе, 2 часа – в 11 классе, «Биология» – 1 час);

- «Обществознание» (на изучение предметов «История» – 2 часа, «Обществознание» – 1 час, «Право» - 1 час в 10 классе, «Экономика» - 1 час в 11 классе, «География» – 1 час).

С целью изучения образовательной области «Математика» для обучающихся 10-11 классов на предмет «Алгебра» запланировано 3 часа, на предмет «Геометрия» - 1,5 часа в 2011-2012 и 2012-2013 учебных годах согласно программным требованиям.

В связи с возрастающей ролью информационных технологий в жизни современного общества, учетом образовательных запросов обучающихся в образовательной области «Технология» (мальчики) в 10-11 классах введен курс «Информационные технологии» (1 час) с целью развития навыков работы в различных программных средах, что не противоречит программным требованиям учебного предмета «Технология» в 10-11 классах.

Региональный компонент учебного плана направлен на формирование компьютерной грамотности, сохранение и укрепление здоровья обучающихся, получение и закрепление знаний, навыков безопасности жизнедеятельности, изучение социально-экономических особенностей, истории и культуры Иркутской области.

Региональный компонент учебного плана определен следующими предметами: «Русский язык» (5-6 классы) – 3 часа, (7 класс) – 1 час, «Литература Восточной Сибири» (5-6 классы) – 1 час, «ОБЖ» (5, 6, 7, 9 классы) – 1 час, «Информатика и ИКТ» (5-7 классы) - 1 час, «География Иркутской области» (8, 9 классы) – 0,5 часа, «Технология» и «Черчение» (8, 9 классы) – 1 час.

Курс «География Иркутской области» в 9-х классах (0,5 часа) изучается в первом полугодии учебного года, в 8-х классах (0,5 часа) - во втором.

Региональный компонент учебного плана для обучающихся 10-11 классов выполняется полностью через изучение курсов:

- по психологии социальной и межкультурной компетенции – «Этика психологии семейной жизни» - в 10-м классе – 1 час;

- по изучению историко-культурного наследия области, района, города – «История Сибири» в 11-ом классе – 1 час.

Компонент образовательного учреждения обеспечивает реализацию спроса на образовательные услуги. Его использование нацелено на создание условий для развития образовательных запросов обучающихся, готовности к социальной адаптации, дальнейшей профессиональной ориентации, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся.

При распределении часов школьного компонента учтены результаты диагностики познавательных интересов обучающихся к различным предметным областям.

В 2011-2012 учебном году на вариативную часть учебного плана для обучающихся 5-9 классов с учетом деления класса на группы выделено 24.5 часов, для обучающихся 10-11 классов – 18 часов.

Школьный компонент учебного плана для обучающихся 5-9 классов реализуется полностью.

С целью формирования орфографической зоркости, развития творческих способностей и культуры речи обучающихся введены факультативные курсы: «Русские языковые афоризмы» (8 класс) – 1 час и элективный курс «Деловой русский язык» (9 класс) – по 1,5 часа.

В настоящем учебном году для изучения природы родного края введен факультатив «Байкаловедение» (5 класс) – 1час.

Элективный курс «Юный географ» (6 класс) – 1 час, - способствует формированию широкого взгляда на мир, человечество и природу, ответственного отношения к окружающей среде.

Для качественного усвоения учебного курса химии и формирования устойчивого познавательного интереса к предмету введен 1 час на изучение «Пропедевтического курса химии» в 7 классе и «За страницами школьного учебника химии» (8 класс).

Факультативные курсы по английскому языку: «Современный английский этикет», «Английский на каждый день» в среднем звене направлены на совершенствование навыков устной речи, расширение кругозора обучающихся о странах изучаемого языка.

Для формирования у обучающихся навыков алгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средства обработки информации в школьный компонент включены Факультативные курсы: «Создание презентаций Power Point» (8 класс) – 1 час; «Maromedia Flash – анимация» (9 класс) – 0.5 часа.

Проблему реализации новых подходов к организации внеклассной работы, дающей возможность развития навыков исследовательской деятельности, призван решать элективный курс «Основы исследовательской деятельности» (5,8 класс) 1час в неделю.

Согласно рекомендации Министерства образования Иркутской области за № 55-37-3134/10 от 19.05.2010 г. в учебный план введен пропедевтический курс «Полезные навыки» (8 класс) – 1 час.

С целью овладения обучающимися методов и приемов самовоспитания важнейших качеств личности вводится курс «Самосовершенствование личности» Г.К. Селевко (6,7,8,9 класс) – 1 час в неделю.

На информирование и ориентацию для дальнейшего самоопределения в будущей профессиональной деятельности введены следующие факультативные и элективные курсы по выбору:

- в образовательной области «Филология» - «Русские языковые афоризмы» (8 класс) – 1 час; «Деловой русский язык» (9 класс) – 1.5 часа;

- в образовательной области «Математика» - «Решение задач повышенной сложности» (9 класс) – 1,5 часа;

- для ведения профориентационной работы - «Психология и выбор профессии» (9 класс) – 3 часа;

Часы компонента образовательного учреждения для обучающихся 10-11 классов реализуются полностью и направлены на организацию образовательного процесса, максимально обеспечивающего запросы обучачающихся и их родителей, достижение целей формирования социально грамотной и социально мобильной личности.

В образовательной области «Филология» введен факультатив «Слово. Образ. Смысл» (11 класс) 1 час, «Говорим и пишем правильно» (11 класс) 1 час.

Факультатив «Деловой английский» (10 класс) 1 час - способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.

В образовательной области «Математика» факультатив «Исследование функции элементарными методами» (10 класс), «Замечательные неравенства» (11 класс) - способствуют расширению знаний обучающихся, развитию их функциональной грамотности (по 1 часу).

Для завершения и углубления содержания образования в области «Естествознание» введены факультативные курсы: «Глобальные проблемы человечества» (10 класс), «Наследственность и здоровье», «Физика в задачах» (10-11 классы) по 1 часу, «Строение органических веществ» (10 класс) – 1 час.

С целью обеспечения прочного и сознательного овладения обучающимися знаний о процессах преобразования, передачи, использования информации из компонента образовательного учреждения выделены часы на следующие курсы в области «Информатика»: «Компьютерная графика» (10 класс) – 1 час, «Информатика в задачах» (11 класс) – 1 час.

В образовательной области «Обществознание» введен факультатив «Основы предпринимательства» и элективный курс «Менеджмент» в 10 классе по 1 часу.

Элективный курс «Основы делового общения» (10-11 классы по 1 часу) направлен на успешную социализацию личности обучающихся.

С целью дальнейшего формирования научно-поисковой активности обучающихся 10-11 классов введен элективный курс «Основы исследовательской деятельности» по 0,5 часа.

Факультативный курс «Самосовершенствование личности» (11 класс) 1 час направлен на практическую самореализацию личности.

Программно-учебно-методическое обеспечение составляет 100%. По предметам используются учебные программы, утвержденные Министерством образования Российской Федерации.

Включение в компонент образовательного учреждения учебных, факультативных и элективных курсов осуществляется на основе «Положения об авторских педагогических разработках», утвержденного приказом Главного Управления общего и профессионального образования Иркутской области от 25.06.2004 г. за № 1163.

Выполнение учебных программ обеспечено подготовкой и наличием кадров по всем учебным дисциплинам, включая компонент образовательного учреждения.

Учебный план позволяет педколлективу создавать условия для обеспечения развития школьников с учетом их индивидуальных возможностей, способностей и образовательных потребностей, обеспечить условия для достижения гарантированного уровня образования каждым обучающимся в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Сетка часов учебного плана

Приложение № 1

7. Программно-методическое обеспечение учебного плана и используемые педагогические технологии

Программно-методическое обеспечение

Приложение № 2

Педагогические технологии

Помочь учителю ознакомиться, выбрать, осознать информацию в содержании, методах обучения на личностно-ориентированном уровне, помочь ему выбрать индивидуальный вариант технологий – задачи, стоящие перед методической службой

Образовательные технологии, используемые коллективом, и их результативность:

Технология

Предмет

% учит, использ. техноло гию

Показатели эффективности

использования

Перспективы развития школы в связи с использованием

Проблемное обучение

Все предметы базового компонента

75%

Творческое овладение знаниями, развитие мыслительных способностей, организация активной самостоятельной деятельности

Формирование личности способной к самоопределению и самореализации

Разноуровневое обучение

Математика (5-9)

Физик (7-9 кл.)

Химия (8-9 кл.)

Биология (8-9 кл.)

Английский язык (8-9 кл.)

72%

Повышение уровня мотивации учения. Каждый ребенок обучается на уровне его возможностей и способностей.

Формирование базы обучения с использованием принципа разноуровневого обучения

Технология игрового обучения

История (5-8 кл.)

География (5-8 )

Английский (5-8)

60%

Удовлетворение потребности личности в самовыражении, самоутверждении. Формирование интереса у учебной деятельности.

Усилении здоровьесберегающего компонента.

Технология «Дебаты»

История Обществозн

Литература

Английский

65%

Развитие навыков публичного выступления

Выступления на конкурсах, конференциях.

Лекционно-семинарско-зачетная система

История, Обществозн., Право,

Литер

(9-11 кл.)

45%

Помощь учащимся в подготовке к обучению в вузах. Дает возможность преподносить и изучать материал как единое целое.

Успешное обучение в вузах.

Модульная технология

Физика (10-11)

5%

Возможность концентрировать материал в блоки, контроль проводить по предварительной подготовке.

Успешное обучение в сузах и вузах.

Тестовая технология

Все предметы базового компонента

80%

Проверка значительного объема учебного материала, возможность быстрой оценки.

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

Технология проектов

Предметы базового компонента

60%

Формирование навыков проектной деятельности. Дает возможность развивать индивидуальные творческие способности.

Профессиональ-ное и социальное самоопределение.

Организация исследовательской деятельности

Элементы технологии используются на предметах базового компонента.

38%

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения

Выступления на уроках-обобщениях, конференциях конкурсах

Информационные технологии

Алгебра (8-11), Геометрия (8 кл.), Русский, Литера тура (7-11), География (6-11), Черчение (9 кл.)

68%

Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей, возможность работать с электронными изданиями.

Развитие навыков работы в Интернет, разработка презентаций, программ.

Здоровьесберегающие технологии

На предметах базового компонента.

95%

Равномерное распределение различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками, рациональное время на проведение самостоятельных и контрольных работ.

Грамотность учащихся по вопросам сохранения здоровья.

8. Оценка качества реализации образовательной программы

На уровне школы разрабатывается система критериев и показателей, которая позволяла бы судить о том, насколько эффективно реализуется образовательная программа.

Система критериев:

- обученность школьников по отдельным предметам;

- сформированность общеучебных умений и навыков;

- воспитанность обучающихся;

- уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся;

- состояние здоровья учеников и здоровьесберегающий потенциал образовательного учреждения;

- актуальность содержания образования для современного человека, обеспечиваемого образовательной программой;

- наличие подготовленных и мотивированных педагогических кадров.

Ступени обучения

Обязательные формы

Формы учета достижений

Текущая

аттестация

Итоговая аттестация

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

5-9 классы,

10-11 классы

  • тестирование;

  • творческие работы;

  • собеседование;

  • устный зачет;

  • письменный зачет;

  • проверочная работа;

  • практическая работа;

  • доклад;

  • контрольная работа;

  • сочинение;

  • различные виды диктантов;

  • изложение;

  • лабораторная работа;

  • домашняя контрольная работа;

  • написание и защита рефератов

  • собеседование;

  • защита рефератов;

  • устный экзамен;

  • письменный экзамен;

  • тестирование

  • ГИА

  • ЕГЭ

  • ведение тетрадей по предметам;

  • анализ текущей успеваемости.

  • анализ внеучебной активности учащихся;

  • участие в предметных олимпиадах;

  • творческие отчеты;

  • участие в выставках, фестиваляхконкурсах, соревнованиях



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Публичный доклад о состоянии и результатах деятельности мбоу сош № 42г томска за 2011-2012 учебный год структура доклада

    Доклад
    ... учебныепланына каждого ребенка-инвалида; - составлены учебныепланы (индивидуальные, учебные), которые утверждены директором МБОУСОШ ... на содержание здания). В 2012году бюджет МБОУСОШ № 42 составил - 34 201 900,88 (Приложение № 6). В 2011-2012году ...
  2. Публичный отчет мбоу сош с вал за 2011-2012 учебный год цель анализа

    Публичный отчет
    ПУБЛИЧНЫЙ ОТЧЕТ МБОУСОШ с.ВАЛ ЗА 2011-2012УЧЕБНЫЙГОД Цель анализа: Выявление ... 10 мин. максимальная (мин.) 40 мин. 20 мин. 20 мин. Учебныйплан школы на2011-2012учебныйгод ... об образовании выполняется. Год назад наша школа, МБОУСОШ с.Вал, активно ...
  3. Образовательная программа на 2011 – 2012 учебный год

    Основная образовательная программа
    ... программы Образовательная программа МБОУ Игидейской СОШ направлена на: воспитание образованного ... УчебныйпланУчебныйплан Игидейской средней общеобразовательной школы на2011-2012учебныйгод разработан на основе федерального базисного учебногоплана ...
  4. Образовательная программа на 2011 – 2012 учебный год (1)

    Основная образовательная программа
    ... программы Образовательная программа МБОУ Игидейской СОШ направлена на: воспитание образованного ... УчебныйпланУчебныйплан Игидейской средней общеобразовательной школы на2011-2012учебныйгод разработан на основе федерального базисного учебногоплана ...
  5. Образовательная программа мбоу «сош №1 им » на 2011-2012 учебный год 1 пояснительная записка к образовательной программе школы

    Основная образовательная программа
    ... программа МБОУ «СОШ №1 им. Созонова Ю.Г.» на2011-2012учебныйгод 1. Пояснительная записка к образовательной программе школы МБОУ «СОШ №1 ... СанПин 2.4.2.№2821-10 Федеральный базисный учебныйплан и примерные учебныепланы для общеобразовательных ...

Другие похожие документы..