Главная > Документ


СОДЕРЖАНИЕ

Краткая характеристика Петрозаводского государственного университета 3

Основные этапы развития системы обеспечения качества подготовки специалистов в ПетрГУ: 5

Критерий 1. ЛИДИРУЮЩАЯ РОЛЬ РУКОВОДСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 10

1а. Каким образом руководство демонстрирует свою приверженность культуре качества 11

1б. Как и в какой степени руководство вовлечено в деятельность, обеспечивающую разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента вуза 13

1в. Каким образом руководство участвует в работе с заинтересованными сторонами (потребителями, поставщиками, партнерами и другими организациями) 15

1г. Как и в какой степени руководство содействует процессам улучшения качества подготовки специалистов, обеспечивая персоналу помощь, оценивает, поддерживает, поощряет усилия и достижения отдельных преподавателей, сотрудников, студентов, а также групп (ВТК, проектных команд и прочее) 19

Критерий 2. ПЛАНИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 20

2а. Как определяются существующие и будущие потребности и ожидания заинтересованных сторон в целях разработки политики и стратегии 20

2б. Как и в какой степени собирается и используется разносторонняя информация для разработки политики и стратегии 22

2в. Как осуществляется разработка, анализ и актуализация политики и стратегии для обеспечения качества подготовки специалистов 23

2г. Как и в какой степени, стратегия, цели и планы вуза доводятся до подразделений, персонала и обучаемых 24

Критерий 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, СОТРУДНИКОВ, ОБУЧАЕМЫХ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 25

3а. Как осуществляется планирование, управление и совершенствование работы с персоналом и обучаемыми 25

3б. Как поддерживаются и развиваются способности и квалификация преподавателей и сотрудников 28

3в. Как и в какой степени обеспечивается согласованность целей отдельных преподавателей, сотрудников, обучаемых, групп и вуза в целом 28

3г. Как поощряются и признаются инициатива и участие персонала и обучаемых в деятельности по обеспечению качества подготовки специалистов 29

3д. Каким образом осуществляется общение между преподавателями, сотрудниками и руководителями 30

3е. Как обеспечивается в организации социальная защита персонала 30

Критерий 4. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ 31

4а. Как осуществляется управление финансовыми ресурсами) 31

4б. Как осуществляется управление информационными ресурсами 33

4в. Как осуществляется взаимодействие с поставщиками (учебными заведениями, предприятиями и т.д.) и управление закупками (оборудование, материалы, услуг и т.д.) 33

4г. Как осуществляется управление зданиями, оборудованием и другим имуществом 35

4д. Как осуществляется управление технологиями обучения и интеллектуальной собственностью 36

Критерий 5. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССАМИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 38

5а. Каким образом определяются процессы, наиболее важные для результатов работы вуза, как оценивается влияние этих процессов на качество подготовки специалистов 38

5б. Как осуществляется систематическое управление процессами 38

5в. Каким образом осуществляется анализ процессов, устанавливаются цели по их совершенствованию 39

5г. Каким образом совершенствуются процессы на основе нововведений и использования творческой активности сотрудников и обучаемых 39

5д. Каким образом вносятся изменения в процессы и оценивается эффективность измененных процессов 41

Критерий 6. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (РЫНКА ТРУДА) КАЧЕСТВОМ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ 41

6а. Степень удовлетворенности потребителей качеством подготовки выпускников вуза. 41

6б. Каким образом вуз оценивает удовлетворенность потребителей качеством подготовки специалистов 44

Критерий 7. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СОТРУДНИКОВ РАБОТОЙ В ВУЗЕ 45

7а. Степень удовлетворенности преподавателей и сотрудников работой в вузе. 45

7б. Самооценка вуза в отношении степени удовлетворенности работой преподавателей и сотрудников. 46

Критерий 8. ВЛИЯНИЕ ВУЗА НА ОБЩЕСТВО 46

8а. Уровень восприятия вуза обществом. 46

8б. Самооценка вуза в отношении его воздействия на общество. 47

Критерий 9. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ВУЗА 48

9а. Основные финансовые показатели работы вуза. Состояние материально-технической базы. 48

9б. Качество подготовки специалистов и другие результаты работы вуза. 49

ПРИЛОЖЕНИЕ I 51

ПРИЛОЖЕНИЕ II 71

Краткая характеристика Петрозаводского государственного университета

[При анализе отчета по данному критерию используются также аналитические диаграммы рис. 2 -14, 28 -31, схемы ";Модель учебного процесса"; 1994 и 2003 года, и другие]

Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) был образован в 1940 году по постановлению СНК СССР №1209 от 10.07.1940 г. ";Об открытии Карело-Финского государственного университета";, Приказом министра высшего образования СССР № 601 от 24.07.1956 г. был переименован в Петрозаводский государственный университет. За свою более чем 60-летнюю историю ПетрГУ подготовил около 40000 специалистов высшей квалификации. В числе его выпускников академики, министры, деятели науки и культуры с мировой известностью, руководители предприятий и работники разных отраслей промышленности Северо-Западного и Северного экономического районов России.

ПетрГУ является крупнейшим вузом на Европейском Севере России и включает в себя 16 факультетов, на которых в настоящее время (вместе с филиалами) обучается более 16000 студентов и аспирантов, в том числе около 10000 по дневной форме, включая более 2400 в филиалах, около 6000 - на заочном и вечернем отделении. Динамика изменения контингента и структуры по специальностям с 1942 года представлена на диаграммах (см. также рис.9,10,12). В ПетрГУ работают более 800 преподавателей и 1400 сотрудников (см. также рис.28 - 30).

Ниже приведены структура Университетского комплекса ПетрГУ и основные партнеры университета (см. также рис.4, 7).

1. Образовательные, научные и организационно-методические подразделения ПетрГУ:

- 16 факультетов (Эколого-биологический, Исторический, Лесоинженерный, Математический, Медицинский, Политических и социальных наук, Прибалтийско-финской филологии и культуры, Строительный, Сельскохозяйственный, Физико-технический, Филологический, Экономический, Юридический, Постдипломного медицинского образования, Повышения квалификации, Подготовительный)

- 78 кафедр, 6 филиалов кафедр в Карельском НЦ РАН и на предприятиях;

- 3 филиала в Республике Карелия (РК) и 1 филиал в Мурманской области.

Структурные подразделения:

- Карельский региональный институт управления, экономики и права ПетрГУ при Правительстве РК; Северный НИИ рыбного хозяйства; Карельский НИИ лесопромышленного комплекса; НИИ историко-теоретических проблем зодчества; Региональный центр новых информационных технологий; Издательство; Научная библиотека.

Региональные и общеуниверситетские центры:

- Региональный центр Минобразования РФ по международному сотрудничеству на Европейском Севере России; Региональный центр развития сельского образования на Европейском Севере; Региональный Центр дистанционного образования на Европейском Севере; Карельский информационный центр Европейского союза; Карельский информационный Баренц-Центр; Центр канадских исследований; Образовательно-инновационный центр; Центр Интернет; Инновационно-технологический центр ";Полярная звезда";; Технопарк; Центр изобретательства; Отраслевой базовый региональный центр Минобразования РФ по обучению и проверке знаний по охране труда.

Диссертационные советы:

- 3 докторских (7 специальностей) и 4 кандидатских (6 специальностей).

Учебно-научно-производственные подразделения факультетов:

- Центр подготовки и переподготовки кадров лесного комплекса; Центр математического моделирования и автоматизации производства; Центр ПетрГУ-Метсо систем автоматизации; Учебно-методический центр по подготовке и аттестации профессиональных бухгалтеров; Центр политических и социальных исследований; Учебно-методический комплекс САПР; Центр строительных технологий; Эколого-правовой центр; Юридическая клиника; Биостанция; Ботанический сад; Научно-исследовательские лаборатории кафедр и факультетов.

Творческие и спортивные подразделения и коллективы:

- Академический хор; Хор преподавателей и сотрудников; Театральная студия; Творческая лаборатория; Фольклорный ансамбль ";Тойве";; Спортивно-оздоровительный лагерь ";Шотозеро";; Спортивно-оздоровительный центр; Санаторий-профилакторий; Спортивный клуб; Турклуб ";Сампо";.

2. Организации, в которых ПетрГУ является соучредителем:

- Университетский лицей, Гуманитарная и медико-биологическая гимназии в г. Петрозаводске (совместно с Министерством образования и по делам молодежи РК, Администрацией г.Петрозаводска); Открытый Университетский лицей в районах Республики Карелия (12 отделений совместно с Администрациями местного самоуправления); Университетская гимназия в г.Костомукша; Центр развития образования с.Коткозеро); Координационный республиканский центр Всероссийской программы ";Шаг в будущее"; (совместно с Министерством образования РК, Администрацией г. Петрозаводска, Университетским лицеем, лицеями N 1, 40); Карельский научный медицинский центр (совместно с Правительством РК, Северо-западным отделением Российской Академии медицинских наук, ОАО ";Кондопога";); Карельская Ассоциация энергоэффективности; Северо-Европейский открытый университет (24 российские и зарубежные организации); Ассоциация классических университетов России; Баренцев виртуальный университет; Совет ректоров вузов Республики Карелия.

3. Органы власти, организации и предприятия, с которыми университет сотрудничает на основе долгосрочных договоров: Правительство Республики Карелия; Администрации местного самоуправления районов РК; Лицеи, гимназии и школы; Профессиональные лицеи, техникумы и колледжи; Российские университеты и научные организации; Зарубежные университеты и организации; Российские и зарубежные предприятия; Петрозаводская Епархия.

В соответствии с Уставом ПетрГУ управление университетом осуществляют конференция университета, Ученый Совет ПетрГУ и ректор университета. При ректоре организован коллективный орган – ректорат (производственное совещание), который рассматривает вопросы оперативного управления университетом и в который входят проректоры, деканы, руководители структурных подразделений и управлений, руководители профсоюзных организаций. В университете действуют Учебно-методический Совет (рук. – проректор по учебной работе), Научно-технический Совет (рук. – проректор по научной работе), Редакционно-издательский Совет (рук. – проректор по учебной работе). В ПетрГУ успешно работает Попечительский Совет, возглавляемый выпускником ПетрГУ - Главой Республики Карелия С.Л.Катанандовым.

В 1999 г. ПетрГУ успешно прошел государственную аттестацию и аккредитацию и подтвердил статус многопрофильного классического университета, ведущего подготовку по широкому спектру специальностей в сфере довузовского, высшего, послевузовского и дополнительного образования.

Научная библиотека университета насчитывает более 1,2 миллиона томов (вместе с филиалами) и является одной из крупнейших библиотек на Европейском Севере России.

На 78 кафедрах работают более 800 преподавателей, из них - более 80 - докторов наук, более 400 – кандидатов наук, доцентов (см. также рис. 28 -30). Среди преподавателей - более 40 академиков и членов-корреспондентов государственных и общественных академий России. Почетное звание ";Заслуженный деятель науки РФ";, ";Заслуженный работник высшей школы РФ"; присвоено 18 профессорам и доцентам ПетрГУ, звание ";Почетный работник профессионального образования РФ"; - 61. Более 70 преподавателей и сотрудников имеют почетные звания ";Заслуженный деятель науки РК";, ";Заслуженный работник образования РК";, награждены орденами и медалями РФ и СССР. В 1999 г. проректору по информатизации Н.С.Рузановой присуждена Государственная премия Правительства РФ в области образования. В 2002-2003г. университетом получены следующие награды: Гран-при Четвертой выставки-ярмарки ";Современная образовательная среда";, кубок за лучший Web-сайт среди университетов России, Золотая медаль Ассоциации содействия развитию промышленности (Франция), Научный кубок России III степени Программы «Шаг в будущее» и другие награды.

В последние годы возросла роль университета в жизни республики и г. Петрозаводска. Ученые ПетрГУ являются членами советов и коллегий при Главе РК и администрации г. Петрозаводска, советниками и консультантами Главы Республики Карелия и главы администрации г. Петрозаводска, членами советов и коллегий ряда российских и республиканских министерств, депутатами Законодательного Собрания РК и городского Совета.

ПетрГУ является головной организацией в республике по выполнению важнейших научно-технических и образовательных программ, проведению экспертных и консультационных работ, осуществляет координацию деятельности Федеральных экспериментальных площадок Минобразования России в РК (например, Университетского лицея и Коткозерского сельского социокультурного комплекса).

Основные этапы развития системы обеспечения качества подготовки специалистов в ПетрГУ:

  • В ПетрГУ имеется достаточное ясное понимание идеи: ";качество – это качество системы управления производством";. И сейчас считается, что внедрение стандартов качества серии ИСО 9000 дает мощный импульс к автоматизации деятельности предприятия. В ПетрГУ фактически всегда велась работа в этом направлении, особенно активно с момента начала внедрения первых элементов АСУ, в развитии которых университет остается на передовых позициях. Достаточно сказать, что подсистемы АСУ, разработанные в ПетрГУ, были переданы в более чем100 вузов страны. Разработка автоматизированных систем управления, в свою очередь, неизбежно стимулирует внедрение стандартов качества. Сегодня в ПетрГУ идет очередной этап смены и развития поколений информационных систем управления: не прекращая эксплуатации семейства АРМов, действующих практически в каждом ключевом процессе, осуществляется перевод базы данных в интегрированную аналитическую информационную систему (ИАИС) на базе Oracle. Автоматизированная система управления, несет в себе одновременно и документирование процессов, тем самым является хорошей основой для обучения новых кадров управленческого персонала.

  • В ПетрГУ всегда велась работа над повышением качества подготовки специалистов через решение проблем достаточного ресурсного обеспечения и совершенствование процесса управления, причем осуществлялся достаточно целостный подход к развитию системы управления, работа над совершенствованием качества проводилась, прежде всего через штатные структуры – от канцелярии и традиционного делопроизводства и, в свое время, соцсоревнования, до современного этапа формирования интегрированной аналитической информационной системы;

  • в 80-х годах – система Организационно-методических комиссий (председатель ОМК профессор Р.И.Аюкаев, четкий график и комплекс методических указаний по проверке качества по всем уровням деятельности и во всех структурах, Петрозаводск, 1983 г.);

  • в конце 70-начале 80-х развитие подсистем АСУ (п/с Контингент начала внедряться с 1976 года). Подсистема АСУ ";Стажировка"; с 1981 по 1994 год – это работа по контролю качества ";на выходе";, контроль и борьба за качество ";на входе"; в эпоху снижения конкурса – в начале 80-х, проведение университетом контрольных работ во всех (!) выпускных классах республики и активная профориентация в районах Карелии;

  • в конце 80-х, начале 90-х годов, в ";эпоху перестройки"; - система дополнилась технологией опросов ";Преподаватель глазами студентов";, технология в ПетрГУ применялась массово и также с и пользованием компьютерных технологий;

  • современный этап – акцент на совершенствование общей структуры управления; разработка процессной идеологии управления качеством (см. схему ";Модель управления учебным процессом"; 2003 года); создание группы специалистов из двух человек в конце 2002 года в Учебно-методическом управлении, специально ориентированной на задачи TQM; новый уровень управления качеством через дальнейшее развитие информационных технологий, мониторинг учебного процесса, плюс международный аспект и широкое взаимодействие с обществом (в лице исполнительных и законодательных, выборных структур); разработка обновленной документации по ключевым процессам;

  • основная особенность современного этапа связана с резким изменением (ухудшением) в 90-е годы условий формирования основных ресурсов, прежде всего, финансовых, необходимых для жизнедеятельности университета. В результате, для обеспечения сначала выживания, а потом и развития, в рамках осуществления миссии университета как центра образования, науки и культуры в Карелии и на Севере России, руководство университета изменило подходы к взаимодействию с ";внешней средой"; - обществом. Сформулированы новые задачи и определены новые функции, появились новые структуры, в частности, в 1999 году создан Попечительский Совет ПетрГУ под председательством Председателя Правительства Республики Карелия и в состав которого входят руководители крупных предприятий и организаций, авторитетные представители общественности. Внесены конкретные изменения и внутри университета – в 1999-2000 годы усилен кадровый состав финансовых и экономических служб, в основном, уже к концу 2000 года оформилась структура Управления бухгалтерского учета и финансового контроля, Управления экономики, Учебно-методического управления, в которое наряду с учебно-методическим отделом, диспетчерской и студенческим архивом вошло специально созданное подразделение – отдел по работе с филиалами и районами республики. Значительно укрепился РЦ НИТ, управление научных исследований и получили развитие международные службы. Таким образом, было подкреплено движение к самостоятельному поиску новых ресурсов и усилению взаимодействия с территориями и обществом в целом. Исходя из истории развития университета и в предвидении демографической ";ямы"; в наступившем десятилетии, сделан выбор политики и стратегии на повышение качества подготовки специалистов и развитие сети образовательных структур, базирующихся на новых информационных технологиях, на расширении международных контактов в области образовательной деятельности и создание структур ";вторичных";, дополнительных образовательных услуг послевузовской переподготовки и повышения квалификации;

  • перспектива – поэтапное внедрение стандартов серии ИСО 9001, вплоть до сертификации отдельных программ и учебного процесса в целом, в той степени, которая определится реальной политикой в этой области Минобразования России и реальными финансовыми возможностями ПетрГУ; Что касается политики в области качества – она сейчас конкретизируется, разрабатывается проект открытия кафедры качества, идет подготовка и обучение кадров (6 доцентов в 2000 году в Европейском Центре по качеству на базе МИЭМ, Москва), по курсам, соответствующим модулям IQA A11 и IQA A12, сертифицированные Институтом обеспечения качества (Великобритания). В 2002 году один сотрудник учебно-методического управления прошел обучение на семинаре (с получением сертификата Российского Морского регистра) ";Внутренний аудит системы менеджмента качества"; в Великом Новгороде. Обучение ведется также и в рамках образовательных стандартов для студентов ряда специальностей (спецкурсы). Дальнейший импульс указанным перспективам развития системы обеспечения качества подготовки специалистов (ресурсы и управление) обеспечивает новый этап проектирования ИАИС (интегрированная аналитическая информационная система управления вузом), а также развитие международного сотрудничества ПетрГУ со странами, в которых система TQM является естественной и повсеместно принятой и обязательной при осуществления деловых взаимоотношений.

Общая характеристика потребителей: отраслей, предприятий, учреждений и организаций, в которых работают выпускники.

[При анализе отчета по данному критерию используются также аналитические диаграммы рис. 3 - 6, 11, 12, 14 и другие]

В основном потребители выпускников ПетрГУ – это практически все отрасли экономики и социальной сферы Карелии и Севера Европейской части России – машиностроение, лесной, горно-металлургический и строительный комплексы, транспорт, сельское хозяйство, промышленные предприятия и коммерческие организации, предприятия малого и среднего бизнеса, образование, здравоохранение и культура. Структура специальностей, в основном, соответствует потребностям и структуре потребителей (рис. 11, 12, 14, 21) – безработных среди выпускников ПетрГУ практически нет (рис.21), Конкурс среди поступающих, в том числе и на платное обучение, достаточно высок (рис.17), т.о., рассматривая в качестве потребителя и личность (первый приоритет по Закону об образовании), ПетрГУ мог бы вести и более широкую подготовку специалистов, что сдерживается состоянием материальной базы, прежде всего учебными площадями. Это также подтверждается и анализом анкетирования студентов по ответам на вопрос о причине поступления в ПетрГУ (рис.23). С целью развития материальной базы в отчетный период предпринимались немалые усилия, давшие значительный результат и обещающие в перспективе еще большую отдачу, причем, здесь надо отметить большую помощь именно от предприятий и отраслей - потребителей выпускников (например, рис.34).



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Отчет о результатах самообследования по состоянию на 01 06 2008 года (3)

    Отчет
    ... послевузовский этапы), б) подготовке (аспирантов ... ПетрГУ для качественного изменения деятельности в направлении развитиясистемы управления качествомподготовкиспециалистов ... Основные направления деятельности лаборатории: Обеспечение потребностей ПетрГУ ...
  2. Сводные данные образования науки и инноваций на 2009 г (1)

    Документ
    ... «Основные направления и проблемы развития ... конференция «Внутривузовские системыобеспечениякачестваподготовкиспециалистов» ГУ цветных ... проблемы респираторной медицины» ПетрГУ, медицинский ф-т, каф ... как прогрессивный этапразвитиясистемы образования ...
  3. Сводные данные образования науки и инноваций на 2009 г (2)

    Документ
    ... «Основные направления и проблемы развития ... конференция «Внутривузовские системыобеспечениякачестваподготовкиспециалистов» ГУ цветных ... проблемы респираторной медицины» ПетрГУ, медицинский ф-т, каф ... как прогрессивный этапразвитиясистемы образования ...
  4. Сводные данные (план) международных научно-технических мероприятий на 2007 г

    Документ
    ... современного этапаразвития образовательно-реабилитационных ... конференция "Внутривузовские системыобеспечениякачестваподготовкиспециалистов" ГУ цветных ... и сточных вод” ПетрГУ, строительный ф-т, каф. ... Семинар "Основные направления реформирования ...
  5. Сводные данные (план) международных научно-технических мероприятий на 2007 г

    Документ
    ... современного этапаразвития образовательно-реабилитационных ... конференция "Внутривузовские системыобеспечениякачестваподготовкиспециалистов" ГУ цветных ... и сточных вод” ПетрГУ, строительный ф-т, каф. ... Семинар "Основные направления реформирования ...

Другие похожие документы..