Главная > Закон


Проект

Нормативные основания внедрения и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при реализации комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования

В качестве нормативных оснований основы внедрения и эффективного использования информационно-коммуникационных технологий при реализации комплекса мер по модернизации региональных систем общего образования выступают следующие основные документы.

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»1. Утверждена Президентом РФ от 4 февраля 2010г. № Пр-2712

  2. Приказ №373 от 06 октября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»3

  3. Приказ №1241 от 26 ноября 2010г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»4

  4. Приказ №1897 от 17 декабря 2010г. «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»5

  5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»6

  6. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»7

  7. Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании»

  8. Приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005г. №137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»

  9. Протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства РФ от 20 мая 2009г. № АЖ-П12-33пр (раздел II, пункт 3) № 06-1254 от 30.09.2009г. «Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому»8

  10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»

  11. Постановление главного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010 вводится с 1 сентября 2011 г. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

  12. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 3 сентября 2010г. № 116 «Об утверждении СанПиН 2.2.2/2.4.2732-10 «Изменение №3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».

  13. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011г. №61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы»9.

  14. Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»10.

  15. ГОСТ 52653-2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения

  16. ГОСТ Р 52657- 2006. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов.

  17. ГОСТ Р 53620-2009. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения.

  18. Постановление Правительства РФ № 436 от 31.05.2011г. О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования11

  19. Письмо Минобранауки РФ от 21.06.2011г. №АФ-241/18. О закупке оборудования для общеобразовательных школ.

В соответствии с положениями [1], Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.

Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой, столовой с вкусной и здоровой едой, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством.

При формировании требований к материально-техническим условиям следует отказаться от предельно детального описания характеристик учебного оборудования.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования [2, 3, 4] нормативно определяется информационно-образовательная среда образовательного учреждения.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты и др.), культурные и организационные формы информационного взаимодействия, компетентность участников образовательного процесса в решении учебно-познавательных и профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ [2].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [3].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности [2]:

  • планирование образовательного процесса;

  • размещение и сохранение материалов образовательного процесса, в том числе работ обучающихся и педагогов, используемых участниками образовательного процесса информационных ресурсов;

  • фиксацию хода образовательного процесса и результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе дистанционное посредством сети Интернет, возможность использования данных, формируемых в ходе образовательного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

  • контролируемый доступ участников образовательного процесса к информационным образовательным ресурсам в сети Интернет (ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся);

  • взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования и с другими образовательными учреждениями, организациями.

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать [3]:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;

  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;

  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;

  • мониторинг здоровья обучающихся;

  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;

  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами ИКТ и квалификацией работников ее использующих и поддерживающих. Функционирование информационной образовательной среды должно соответствовать законодательству РФ [5, 6].

Информационно-методические условия реализации образовательной программ начального и основного общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ. Обеспечение поддержки применения ИКТ является функцией учредителя образовательного учреждения.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы начального общего образования направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления [2].

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления [3].

Образовательное учреждение должно иметь доступ к печатным образовательным ресурсам и ЭОР, в том числе к ЭОР, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР. Библиотека ОУ должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы [2].

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования должно обеспечивать [3]:

  • информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных ИКТ в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета);

  • укомплектованность печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения, дополнительной литературой.

Образовательное учреждение должно иметь интерактивный электронный контент по всем учебным предметам, в том числе, содержание предметных областей, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться [3].

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений [14] представляют собой описание необходимых условий, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ.

Требования включают вопросы по:

  • комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений;

  • учебно-методическому обеспечению учебного процесса;

  • материально-техническому оснащению учебного процесса;

  • информационному обеспечению учебного процесса.

Требования к комплексному оснащению учебного процесса и оборудованию учебных помещений включают создание условий, обеспечивающих возможность (в том числе):

  • использования современных образовательных технологий;

  • активного применения образовательных ИКТ (в том числе дистанционных образовательных технологий);

  • эффективной самостоятельной работы обучающихся и воспитанников.

Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают (в том числе):

  • наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания;

  • безопасный доступ к печатным и ЭОР, расположенным в открытом доступе и (или) в федеральных и региональных центрах ЭОР. При этом должно быть обеспечено ограничение доступа к информации, несовместимой с задачами духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и воспитанников;

  • укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).

Требования к материально-техническому оснащению учебного процесса включают создание условий, обеспечивающих возможность (в том числе):

  • создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видео- и графическим сопровождением, осуществление информационного взаимодействия в локальных и глобальных сетях и др.);

  • получения информации различными способами (поиск информации в локальных и глобальных информационно-телекоммуникационных сетях, работа в библиотеке и др.);

  • проведения экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественно-научных объектов и явлений; цифрового (электронного) и традиционного измерения;

  • наблюдений (включая наблюдение микрообъектов), определения местонахождения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

  • создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

  • обработки материалов и информации с использованием технологических инструментов;

  • проектирования и конструирования, в том числе моделей с цифровым управлением и обратной связью;

  • исполнения, сочинения (аранжировки) музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий (для образовательных учреждений, реализующих основные общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования; для профильных образовательных учреждений);

  • управления учебным процессом (в том числе планирование, фиксирование (документирование) его реализации в целом и (или) отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов), осуществление мониторинга и корректировки);

  • размещения, систематизирования и хранения (накапливания) учебных материалов и работ обучающихся, воспитанников и педагогических работников (в том числе создание резервных копий).

Требования к информационному обеспечению учебного процесса включают возможность в электронной форме:

  • управлять учебным процессом;

  • создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации;

  • формировать и отрабатывать навыки клавиатурного письма;

  • создавать, обрабатывать и редактировать звук;

  • создавать, обрабатывать и редактировать растровые, векторные и видеоизображения;

  • индивидуально и коллективно (многопользовательский режим) создавать и редактировать интерактивные учебные материалы, образовательные ресурсы, творческие работы со статическими и динамическими графическими и текстовыми объектами;

  • работать с геоинформационными системами, картографической информацией, планами объектов и местности;

  • визуализировать исторические данные (создавать ленты времени и др.);

  • размещать, систематизировать и хранить (накапливать) материалы учебного процесса (в том числе работы обучающихся и педагогических работников, используемые участниками учебного процесса информационные ресурсы);

  • проводить мониторинг и фиксировать ход учебного процесса и результаты освоения основной образовательной программы общего образования;

  • проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять адаптивную (дифференцированную) подготовку к государственной (итоговой) аттестации;

  • осуществлять взаимодействие между участниками учебного процесса, в том числе дистанционное (посредством локальных и глобальных сетей) использование данных, формируемых в ходе учебного процесса для решения задач управления образовательной деятельностью;

  • осуществлять взаимодействие образовательного учреждения с органами, осуществляющими управление в сфере образования, с другими образовательными учреждениями и организациями.

Согласно [19] в целях повышения результативности и социально-экономической эффективности бюджетных расходов, снижения рисков приобретения некачественного оборудования при размещении заказов на поставку оборудования для общеобразовательных учреждений Министерство рекомендует включать в конкурсную документацию (документацию об аукционе) и соответственно в государственные (муниципальные) контракты на комплексную поставку оборудования для общеобразовательных учреждений следующие условия исполнения контрактов:

  1. предоставление участником размещения заказа (поставщиком) гарантии на поставляемое оборудование, срок действия которой не может составлять менее трех лет и должен быть не менее чем срок действия гарантии производителя данного оборудования, включая обеспечение сервисного обслуживания и ремонтных работ поставляемого оборудования в регионах поставки оборудования;

  2. предоставление участником размещения заказа (поставщиком) обязательства по обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание поставляемого оборудования;

  3. обеспечение участником размещения заказа (поставщиком) функционирования службы технической и информационной поддержки, позволяющей обеспечить эффективное использование поставляемого оборудования в образовательном процессе.

Поставляемое оборудование должно соответствовать требованиям санитарных норм допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления СанПиН 001-96, а также требованиям ГОСТов, указанных в номенклатуре продукции, в отношении которой законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация, либо соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии. Все оборудование, подлежащее обязательной сертификации, должно иметь сертификат соответствия системы сертификации ГОСТ Росстандарта России.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ПРОЕКТ Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по модернизации общеобразовательных учреждений путем организации в них систем дистанционного обучения Москва 2011 Оглавление

    Методические рекомендации
    ... ресурсов В качестве нормативныхоснований основы внедрения и эффективногоиспользованияинформационно-коммуникационныхтехнологийприреализациикомплексамерпомодернизациирегиональныхсистемобщегообразования выступают следующие основные ...
  2. Постановление от 15 февраля 2012 г n 45-п о комплексе мер по модернизации системы общего

    Документ
    ... на модернизациюрегиональной системы общегообразования + Министерство образования и науки Астраханской области 5. Заключение соглашений о взаимодействии пореализациикомплексамерпомодернизации муниципальных системобщегообразования ...
  3. Доклад «о реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в 2011 году» москва март 2012 года

    Доклад
    ... софинансирование расходных обязательств регионов, возникающих приреализациикомплексамерпомодернизациирегиональныхсистемобщегообразования, а именно: приобретение оборудования; приобретение транспортных ...
  4. Информационно-аналитические материалы к августовским совещаниям 2012 г москва август 2012г оглавление

    Документ
    ... , что в оценке эффективностииспользования и соблюдения условий предоставления федеральных субсидий на реализациюкомплексовмерпомодернизациирегиональныхсистемобщегообразования применяется только ...
  5. Информационно-аналитические материалы к августовским совещаниям 2012 г москва август 2012г оглавление (1)

    Аналитические материалы
    ... , что в оценке эффективностииспользования и соблюдения условий предоставления федеральных субсидий на реализациюкомплексовмерпомодернизациирегиональныхсистемобщегообразования применяется только ...

Другие похожие документы..