Главная > Документ


  1. Общие положения программы обеспечения развивающего

обучения.

    1. Методическая тема.

Одно из направлений изменения существующей системы образования –

переход от традиционной к адаптивной школе. Это провозглашено в законе РФ «Об образовании». В связи с этим методической темой школы педагогический коллектив избрал «Формирование творческого потенциала в условиях развивающей направленности обучения», полагая, что лишь творчески работающий учитель может эффективно осуществить развивающую направленность обучения, помогая ученику реализовывать свои способности. Выбранная тема стала основой для создания внутришкольной программы обеспечения развивающего обучения.

    1. Цели программы.

Под развивающим обучением мы понимаем способ в педагогической практике, пришедший на смену объяснительно-иллюстративному способу. В процессе развивающего обучения педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет наследственные данные личности. Однако нельзя утверждать о наличии развивающего обучения в процессе преподавания, если педагогический коллектив не имеет необходимой подготовки к его реализации.

Таким образом, главными целями программы являются:

  • Рост уровня педагогического мастерства учителя и педагогического коллектива.

  • Повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

    1. Задачи программы

Методическая деятельность определяется нами как система мер, основанная на достижениях науки и практики, она направлена на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. В связи с этим методическая служба школы ставит пред собой следующие задачи:

1.3.1 Общие задачи

  • Изучение и использование передового педагогического опыта

  • Диагностика состояния процесса для верного выбора используемых технологий.

  • Обеспечение условий для эффективного повышения профессиональной квалификации преподавательского состава.

  • Организация оптимального учебно-воспитательного процесса на базе личностно ориентированного подхода.

1.3.2 Задачи плановой методической деятельности

  • Оказание реальной организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании учащихся.

  • Выбор направления и руководство работой методических объединений и творческих групп.

  • Эффективность деятельности в системе повышения квалификации педагогов, подготовка и проведение семинаров, конкурсов, деловых игр среди педагогов.

  • Систематизация наставнической деятельности и руководство ею («Школа молодого специалиста»)

  • Повышение эффективности системы самообразования

  • Анализ результативности деятельности школы и результатов обученности учащихся

  • Системное привлечение к реализации развивающего обучения всех участников учебного процесса

  • Обобщение и пропаганда передового опыта учителей школы

  • Создание оптимальных условий для реализации творческого потенциала учителей и учащихся.

2. Состояние и структура методической деятельности

2.1 Анализ текущего состояния методической деятельности

Одним из важнейших принципов методической работы в школе является ее системность и направленность на высокие конечные результаты.

В методический совет школы входят директор школы и руководители всех подразделений (все завучи, руководители МО, руководитель психолого-педагогической и социальной служб, библиотекарь). Работа МС организована по кафедральному типу:

  • аналитическая группа - решает вопросы выбора направления методической деятельности, определяет и утверждает темы самообразования учителей, темы плановых методических мероприятий, определяет составы групп активного методического сопровождения и творческих групп . Анализирует методическую деятельность школы и на основе анализа разрабатывает стратегию и тактику процесса повышения квалификации учителей с целью реализации развивающего обучения (завучи, руководители МО)

  • группа диагностики – составляет и редактирует базы данных различных категорий учащихся, проводит психолого – педагогические мониторинги с целью изучения потребностей и создания индивидуальных маршрутов обучения учащихся (заместители директора по УВР, ВР, социальный педагог, психолог, классные руководители)

  • аттестационная группа - осуществляет сопровождение учителей в период аттестации, организует курсовую переподготовку учителей (администрация, руководители МО, высокопрофессиональные педагоги)

  • группа информационно-методической поддержки - изучает информационные запросы педкадров, собирает, систематизирует и предоставляет для изучения все необходимые нормативные документы, программную, учебную и методическую литературу, литературу, пропагандирующую передовой педагогический опыт в вопросах развивающего обучения (завучи , зав. метод. кабинетом, библиотекари)

  • группа наставников – организует работу «Школы молодого специалиста», осуществляет сопровождение молодых специалистов и учителей, нуждающихся в методической помощи и поддержке (завучи , высокопрофессиональные педагоги)

  • группа активного методического сопровождения - занимается подготовкой и проведением методических семинаров, семинаров-практикумов, тематических педсоветов, мастер-классов, методических дней, формирует, систематизирует и пополняет школьную методическую копилку форм, методов и приемов развивающего обучения. Состав группы мобилен и зависит от методической темы мероприятия. (руководитель группы – завуч )

  • группа творческого поиска – организует работу творческих групп, обобщает и пропагандирует передовой педагогический опыт, способствует участию работников школы в конкурсах различных уровней, осуществляет публикации авторских разработок и статей «Из опыта работы» в различных периодических изданиях. (руководитель группы – завуч )

  • экспертный совет - осуществляет сопровождение и мониторинг экспериментальных процессов, определяет темы и объекты для внутреннего экспериментирования, формирует экспертные группы, систематизирует результаты и предоставляет всю полученную информацию в аналитическую группу (руководители подразделений)

  • группа контроля – осуществляет контроль процесса самообразования учителей, контроль выполнения рекомендаций по повышению квалификации (индивидуальные и общего порядка), контроль выполнения программ и соответствия нормативным документам. (администрация)

Традиционной структурой в системе методической деятельности МОУ сош №5 являются методические объединения учителей-предметников. В большинстве своем школьные МО являются цикловыми, т.е. объединяют учителей, преподающих смежные предметы:

- МО «Начальная школа» учителей начальной школы.

Руководитель: Коптелова Т.Н.

Методическая тема: «Обеспечение личностно-ориентированного подхода к учащимся в условиях развивающегося обучения и здоровьесберегающего пространства».

- МО «Словесник» учителей русского языка и литературы.

Руководитель: Гайнутдинова Д.Г.

Методическая тема: «Преемственность основной и средней школы в организации комплексного подхода к подготовке учащихся к ЕГЭ».

- МО «Точные науки» учителей математики и информатики.

Руководитель: Дацко О.И.

Методическая тема: 1)«Организация эффективного усвоения и устойчивого сохранения общеучебных умений и навыков».2)«Формы и методы организации эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ».

- МО «Общественные науки» учителей истории, обществознания, экономики.

Руководитель: Ананьева М.В.

Методическая тема: «Использование передовых технологий (проектных, информационных, критического мышления и т.д.) с целью повышения качества подготовки учащихся.»

- МО «Естествознание» учителей физики, химии, биологии, географии

Руководитель: Цивилева Е.Б.

Методическая тема: «Освоение новых методик для подготовки учащихся к ЕГЭ».

- МО «Лингвист» учителей иностранных языков.

Руководитель: Абдуллина Л.Х.

Методическая тема: «Освоение инновационных методов преподавания иностранных языков с целью совершенствования лексических и коммуникативных навыков учащихся».

- МО «Технолог» учителей технологии, черчения, автодела

Руководитель: Капустина Н.А.

Методическая тема: «Использование традиционных и инновационных (проектных) технологий с целью формирования жизненно-необходимых и начальных профессиональных навыков».

- МО «Искусство» учителей ИЗО, музыки, МХК, технологии (д)

Руководитель: Полякова Г.И.

Методическая тема: «Развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся»

- МО «ЗОЖ» учителей физической культуры, ОБЖ

Руководитель: Деревскова Г.И.

Методическая тема: «Формирование потребности здорового образа жизни».

Основными направлениями деятельности школьных МО являются :

  • Организация и повышение эффективности процесса самообразования учителей, повышение квалификации и формирование портфолио.

  • Контроль и анализ результатов обученности и формирование на его основе рекомендаций для дальнейшей деятельности.

  • Разработка собственных и апробация авторских программ элективных курсов.

  • Изучение и использование передового педагогического опыта.

  • Научно-исследовательская и внеклассная деятельность по предмету.

2.2 Дефицитные моменты текущего состояния методической

деятельности.

- требующая разнообразия внеклассная деятельность по предметам .

    1. Структура методической деятельности

(смотри Приложение к программе)

  1. Реализация структурных компонентов

методической деятельности школы.

    1. Информационно-методическое сопровождение учителей

Чтобы человек качественно исполнил определенную работу необходимо выполнение трех условий:

- он должен быть уверен, что эта работа действительно важна и необходима

(не «для галочки»),

- он должен знать, как он будет ее выполнять (хотя бы с чего начать),

- он должен быть уверен, что лучше него эту работу никто не сделает.

Таким образом, методический совет МОУ сош №5 организуя сопровождение учителей, действует в режиме сотрудничества.

Школьный методический кабинет и учебно-методический отдел школьной библиотеки располагают исчерпывающим банком нормативных, программных, учебно-методических материалов, в том числе и на электронных носителях (школьная медиатека содержит около 190 наименований). Содержание банка соответствует Федеральным стандартам и реестрам учебников, систематически пополняется, обновляется. Регулярные обзоры новой литературы (книги и диски), выставки, методические и тематические подборки, а также возможность выхода в Интернет, предоставляют педагогическому коллективу достаточно широкую информационную поддержку. Так, например, методическим кабинетом организовываются обзоры и методические подборки по следующим темам:

- Нормативные документы МОРФ: «Методические письма о преподавании

предметов в новом учебном году», «Федеральный стандарт и программное

обеспечение» и т.д. (по планам работы МО)

- тематические (например «Малые технологии развивающего обучения» и

т.д.) в плане подготовки и проведения школьного методического семинара,

методического всеобуча, педагогических чтений.

- «Приемы педагогической техники»

(в плане работы «Школы молодого специалиста»)

- «Применение информационных технологий в организации учебно -

воспитательного процесса МОУ сош №5»- подборка электронных

образовательных ресурсов (ЭОР)

- «Применение информационных технологий в организации экологического

образования (НРК) и во внеклассной работе по предмету» - подборка ЭОР

- Информационное обеспечение научно-исследовательской деятельности –

выход в Интернет.

- «Программное обеспечение учебного процесса»

- Учебно – тренировочные материалы для подготовки к выпускным

экзаменам.

и т.д.

Кроме того в школе существует система микро-пед.чтений, включающая в себя выступления учителей по темам самообразования на заседаниях школьных МО и тематические занятия в «Школе молодого специалиста».

(подробнее смотри раздел 3.2 «Повышение профессионального мастерства»).

Мощным информационно-теоретическим моментом в организации методического всеобуча является процесс подготовки к …

- тематическим методическим дням («Школа молодого специалиста»),

- ежегодному школьному методическому семинару

- тематическим педсоветам

В каждом конкретном случае создаются группы активного методического сопровождения (смотри раздел 2.1), к работе в которых привлекается максимально большое количество учителей. Каждый из них получает конкретное задание по вопросам теории и методики преподавания. Таким образом, реализуется активный методический всеобуч.

Например, для подготовки к традиционному ежегодному семинару формируются следующие группы:

- группа разработчиков

Ее задачами являются: создание сценария, решение организационных

вопросов и техническое обеспечение.

- группа методистов

Учителя, готовящие выступления по вопросам теории или обмена опытом,

согласно сценарию и теме семинара. Причем по вопросам теории выступать

может не только высокопрофессиональный педагог, но и молодой

специалист в целях самообразования.

- группа апробации

Учителя этой группы дают открытые уроки по теме семинара и предлагают

теоретическое обоснование использованным во время урока методам.

- группы активного наблюдения

Их обычно 10-12, количество зависит от числа открытых уроков в плане

семинара. Каждый член педагогического коллектива обязан принять

участие в работе двух таких групп по своему желанию, т.е. в ходе семинара

побывать на двух открытых уроках (открытые уроки даются в два потока) и

высказать свое мнение по каждому из них.

- руководители групп активного наблюдения

Перед ними поставлена задача: организовать обсуждение открытого урока,

выслушать все мнения и грамотно проанализировать урок. В их функции

также входит оформление протокола обсуждения и подготовка краткого

резюме для выступления.

- группа информационной поддержки

В нее входят представители других подразделений: библиотекарь, психолог,

соц.педагог, медицинский работник, родители, представители городских

служб и т.д. чья информация является актуальной на данный момент.

Таким образом, в подготовке и проведении семинара принимает участие практически весь педагогический коллектив, что и позволяет осуществлять активный методический всеобуч.

Следует обратить внимание еще и на то, что темы массовых педагогических чтений, тематических педсоветов и традиционного ежегодного семинара перекликаются. Это связано с тем, что методический совет школы серьезно и ответственно подходит к рассмотрению и всестороннему изучению вопросов методики. Темы для изучения на новый учебный год формулируются на основе анализа методической и практической учебной деятельности прошлых лет. При этом учитываются как слабые стороны, так и необходимость обобщения опыта работы школы.

Изучение психологии школьников – один из факторов повышения активизации урока. С этой целью для учителей школы регулярно проводятся психолого – педагогические практикумы, на которых рассматриваются возрастные физиологические особенности учащихся, разбираются сложные ситуации в отношениях ученик – учитель, ученик – ученик, учитель- родители, предлагаются рекомендации психолога.

Занятия проводятся в трех видах:

- психолого-педагогический всеобуч,

Август, тема «Особенности психики слабоуспевающего ученика,

проблемного ученика, ученика из «группы риска»

- мини - практикумы по плану работы «Школы молодого специалиста»

В течение года, традиционные темы:

1) Физиологические особенности возраста.

2) Конфликтная ситуация, что делать?

3) Разговор с родителями, с чего начать?

Кроме рассмотрения традиционных тем, психолого - педагогическая

помощь оказывается учителям по обстоятельствам индивидуальным

порядком.

- рекомендации школьного психолога и социального педагога

классным руководителям на педконсилиумах по результатам классно-

обобщающего контроля.

Совместная реализация школьных программ информатизации и обеспечения развивающего обучения предлагает учителям

методическую поддержку

а) в виде тематических педсоветов, оформленных в виде презентаций и использующихся не только в работе на весь коллектив посредством мультимедиа, но и в индивидуальной работе с молодыми специалистами, а также в работе отдельных учителей над темами самообразования

б) следующий вид методической поддержки - раздел школьного сайта «В помощь учителю» где собраны советы, рекомендации и на конкретных примерах разобраны возможные ситуации учебного процесса. Предложены советы и рекомендации по работе с родителями.

содержательную помощь

в виде Методической копилки, которая состоит из 3-х разделов:

  1. медиатека – банк готовых электронных продуктов, полученных из КО и приобретенных школой;

  2. второй раздел – это более 2-х десятков разработок уроков и целых тем (ЭОР), авторами которых являются учителя и учащиеся;

  3. и, наконец, 3-й раздел Методической копилки – это авторские мультимедийные проекты из разных областей знаний.

Аттестационная группа методического совета школы тщательно контролирует своевременное прохождение учителями курсовой переподготовки и обязательный отчет о ней на заседаниях МО или педсоветах. Ежегодно от 10 до 30% учителей обучаются на курсах повышения квалификации.

3.2 Повышение профессионального мастерства

Цель этого структурного компонента в методической деятельности школы - сформировать у педагогических кадров потребность непрерывного профессионального роста. Одним из факторов к достижению этой цели является созданная в МОУ сош №5 система самообразования. Самообразование учителей организовано в школе таким образом, что активность этого процесса является непрерывной и не ограничивается рамками аттестационного периода.

Процесс самообразования включает несколько составляющих:

- карта самообразования

Ежегодно обновляется каждым учителем. В нее вносится тема

самообразования, выбранная учителем и утвержденная МО. МО следит за

тем, чтобы тема была актуальной, т.е. либо способствовала решению

профессиональных проблем учителя, либо перекликалась с методическими

темами МО и школы.

В карту вносится план работы по изучению и реализации выбранной темы

с указанием мероприятий и сроков. (подбор и изучение литературы,

разработка учебных материалов, выступление по теме, открытый урок и

т.д.)

- выступление по теме самообразования

Является обязательным для всех учителей МОУ сош №5, но уровень

выступления определяется индивидуальным порядком от сообщения на

занятии «Школы молодого специалиста» до выступления по обмену опытом

на мероприятиях районного и областного уровня.

- открытый урок

Является обязательным для всех учителей МОУ сош №5. Так же как и

выступление, открытый урок может быть дан на разных уровнях.

- карта профессионального мастерства

Индивидуальный банк достижений учителей школы

Контролируя и анализируя процесс самообразования с учетом результатов мониторинга, школьные МО осуществляют необходимую коррекцию в деятельности учителей и совместно с ШМС организуют методическую помощь и патронаж либо выносят предложение об обобщении опыта работы учителя.

Все документы и разработки, появляющиеся в процессе самообразования, формируют портфолио учителя и являются серьезным подспорьем в период аттестации.

В каждом новом учебном году учителями школы заявляется определенное количество открытых уроков (каждый учитель сам определяет удобные для себя сроки), которые следующим образом распределяются по уровням квалификации:

Открытые уроки молодых учителей по плану ШМС

Открытые

уроки –

отчеты

по теме самообра-зования

Открытые уроки

в период аттестации

Открытые уроки в рамках школьного методического семинара

Мастер – класс

***

***

***

***

***

Мощным развивающим стимулом к повышению профессионального мастерства является научно-исследовательская деятельность.

В МОУ сош №5 исследовательские процессы осуществляются в двух областях:

- В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИКИ

Серьезно изучаются и апробируются инновационные технологии, а также

технологии являющиеся новыми для школы или конкретного учителя .

Прежде всего, это непрерывное глубокое и детальное изучение

технологий ЕГЭ и постепенное использование (апробация) их не только

на третьей ступени обучения, но и на более ранних стадиях.

Систематическое пополнение и совершенствование банка тестовых

материалов.

По-прежнему актуальны для школы и представляют интерес для учителей

проектные технологии. Обобщен опыт работы школы в этом

направлении. Оформлены печатные материалы.

Традиционно интересными для учителей школы остаются

технологии развивающего обучения (критического мышления,

мозгового штурма, «метод заданных альтернатив», моделирования и т.д.)

Процесс апробации и дальнейшего использования этих технологий

достаточно активен.

В рамках осуществления преемственности первой и

второй ступеней обучения широко изучается вопрос применения игровых

технологий.

Научно-педагогической деятельностью мы считаем и создание авторских

элективных курсов.

В школе положено начало разработкам авторских

мини – программ (подпрограмм) реализации отдельных тем или блоков федеральных предметных программ или НРК

«Русские народные игры» - авторская программа реализации раздела «Подвижные игры» федеральной учебной программы по физическому воспитанию. Автор – разработчик - учитель физической культуры Деревскова Г.И.

«Малый бизнес. Презентация фирмы» - авторская программа реализации раздела обобщающего повторения федеральной учебной программы по экономике.Автор – разработчик - учитель экономики Каримова Е.Р. Программа является интегрированной (экономика + информатика).

и т.д.

Научно – педагогическая деятельность осуществляется и в области управления школой. В 2005-2006 учебном году обновлены внутришкольные образовательные программы:

- программа внутришкольного контроля

- программа обеспечения развивающего обучения

- программа профильного обучения

- программа сопровождения одаренных детей «Школьная академия»

- программа социальной адаптации «Все дети – наши»

- программа информатизации

- программа здоровья «Эликсир»

- В ОБЛАСТИ ПРЕДМЕТНЫХ НАУК

Предметная научно-исследовательская деятельность ведется в школе пока

лишь в рамках научного общества учащихся. Учителя занимаются

научными исследованиями, являясь руководителями ученических

проектов.

Хорошим показателем повышения профессионального мастерства является результативное участие педагогического коллектива в конкурсах различных видов и уровней, а также публикации статей.

3.3 Деятельность методической службы по сопровождению учащихся.

Ученик, точнее, получение им максимально возможного качественного образования, соответствующего его возможностям. Вот то, ради чего все и затевалось. Развивающее обучение – основа личностно-ориентированного подхода. Таким образом, деятельность методической службы школы направлена, в конечном итоге, на создание комфортных условий для расширения зоны развития каждого ученика. Работа ведется в нескольких направлениях. Прежде всего это мониторинг. Психолого-педагогический, социальный, медицинский, мониторинг учебного процесса. По результатам мониторингов в школе создан и ежегодно корректируется информационный банк, включающий базы данных по разным категориям учащихся. Среди них, например, база данных на учащихся с проблемами в обучении и развитии, база данных на одаренных детей, база данных на «резервистов», база данных на учащихся, определившихся в конкретном, узком направлении развития и т.д. Основательное изучение баз данных позволяет корректировать процесс обучения, прописывать индивидуальные маршруты обучения для учащихся различных категорий.

3.4 Экспериментальная деятельность методического совета школы

3.4.1. Внешнее экспериментирование.

Педагогический коллектив принимает участие в трех экспериментах, проводимых Министерством образования Российской Федерации:

- по совершенствованию структуры и содержания образования,

- по введению ЕГЭ и новой формы сдачи государственных экзаменов в

основной школе,

- по организации профильной и предпрофильной подготовки.

3.4.2. Внутреннее экспериментирование.

Внутришкольным экспериментом является создание и апробация системы аттестаций учащихся. На данном этапе система полностью себя оправдала, дает положительные результаты, включена в Правила внутреннего распорядка и является обязательной к исполнению.

Еще один школьный эксперимент посвящен введению обязательного экзамена по обществознанию для выпускников основной школы, который также себя оправдал. Многие вузы на гуманитарных факультетах в качестве конкурсного ввели экзамен по обществознанию. Обязательный экзамен по обществознанию для выпускников основной школы включен в Правила внутреннего распорядка МОУ сош №5.

В новом учебном году в качестве эксперимента методический совет школы предлагает апробацию «Рейтинговых листов» с целью повышения качества успеваемости. Эксперимент предполагается осуществлять с помощью института классного руководства.

  1. Резюме

4.1. Общие выводы

Методическая деятельность школы в достаточной степени систематизирована, охватывает все стороны и направления обеспечения развивающего обучения. В ее структуре предусмотрены все необходимые составляющие для осуществления качественного процесса образования. Методический совет самодостаточен и способен поддерживать активность процесса повышения квалификации учителей.

Однако просматриваются и проблемные моменты. Не достаточно эффективно срабатывает структура МО, необходима более четкая систематизация баз данных учащихся, много работы предстоит по организации предпрофильной подготовки.

4.2. Рекомендации

1) Активизировать деятельность МО и усилить контроль за ней со стороны

МС.

2) Упорядочить базы данных различных категорий учащихся.

3) Привести в систему рабочую и аналитическую документацию.

4) Расширить масштабы участия преподавателей и учащихся школы в

конкурсах различных видов и уровней. Доводить обобщение опыта школы

и отдельных учителей до уровня публикаций в различных печатных

изданиях.

4.3. Эксперимент

1) В целях повышения качества обученности и согласовываясь с

рекомендациями школьной программы сопровождения одаренных детей в

продолжить апробацию «Рейтинговых листов» с привлечением школьной

психолого – педагогической и социальной службы и института классного

руководства.

2) Продолжить работу по созданию системы профильного обучения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Примерное положение об учебном кабинете начального общего образования 1 Общие положения 1 1

    Документ
    ... основной образовательной программы начального общего образования 1.Общие положения Программа коррекционной работы ... -методическое обеспечение: использование коррекционно-развивающих программ, диагностического и коррекционно-развивающего инструментария ...
  2. - формирование общей культуры обучающихся

    Основная образовательная программа
    ... 8. ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 8.1.Общие положения Программа коррекционно-развивающего образования (в дальнейшем Программа КРО) ... содержания основной образовательной программы. Обеспечение непрерывности процесса сопровождения ...
  3. Разделы программы (1)

    Программа
    ... -технической базы для реализации программы. Обеспечение специалистов нормативно-правовой методической ... на ступени начального общего образования Общие положения Программа коррекционно-развивающего образования (в дальнейшем Программа КРО) рассматривается ...
  4. Разделы программы (3)

    Программа
    ... -технической базы для реализации программы. Обеспечение специалистов нормативно-правовой методической ... на ступени начального общего образования Общие положения Программа коррекционно-развивающего образования (в дальнейшем Программа КРО) рассматривается ...
  5. Программы кандидатских экзаменов

    Программа-минимум
    ... 2003. Приложение 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Программа кандидатского экзамена по любой ... управлении организацией. Функциональное обеспечение процессов централизованного и ... технологии: адаптивные, развивающие, личностно-ориентированные, ...

Другие похожие документы..