Главная > Основная образовательная программа


Аннотация учебной программы дисциплины

«История народов Чечни»

подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент»

профиль «Менеджмент организации»

Цели дисциплины :

формирование у студентов знаний об основных этапах истории чеченцев, понятий о общих закономерностях и особенностях исторического развития Чечни, ее месте в процессе исторического развития нашего региона и страны.

Задачи дисциплины :

созданиеосновы для глубокого изучения общественно-политической жизни Чечни, проблем формирования чеченской государственности , территориальных изменений, происходящих на разных этапах его развития : роли Чечни в истории народов Кавказа и всей России.

Требование к результатам освоения дисциплины:

В процессе освоения дисциплины формируются следующие компетенции: ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-10, ОК-11, ОК-12

Место дисциплины в учебном плане: Б 1, ГСЭ.В.2

Содержание дисциплины:

1 часть программы Истории народов Чечни (до ХХ в) состоит из введения и семи разделов , с четкой хронологической периодизацией.Во введении рассматриваются следующие вопросы: роль теории в познании прошлого; история Чечни и мировой исторический процесс; природно-географическая среда; демография; конфессиональный и национальный состав населения. Дается характеристика основных этапов изучения истории Чечни.

В качестве главных тем предложены: состояние территории и населения Чечни, социально-экономическое развитие, общественный и политический строй, внутренняя и внешняя политика, социальные движения. Большое место в программе уделено истории культурного наследия народов Чечни.

История Чечни ХХ в. также прослеживается по этапам. Всего в курсе «История Чечни ХХ в.» выделено 10 этапов, каждому из которых отведен один раздел в программе. В первом освещаются события, связанные с революцией 1917 г., Гражданской войной и вооруженной иностранной интервенцией (1918-1920). Во втором и третьем разделах излагаются обстоятельства и условиях образования и развития СССР и Чечни в условия новой экономической политики (1921-1928), рассматривается период первых двух пятилеток (1928-1937). Следующие разделы посвящены периодам истории СССР и Чечни накануне военных испытаний (1938-1941), эпохе Великой Отечественной войны (1941-1945), послевоенным годам восстановления народного хозяйства (1945-1953), депортации чеченцев и восстановлению ЧИАССР, периоду модернизации страны на путях «десталинизации» в годы хрущевской «оттепели» (1953-1964). Последующее развитие страны рассматривается в рамках периодов раннего (1964-1977) и позднего (1977-1985) «развитого социализма». В специальных разделах освещается «перестройка», становление и первые этапы в истории постсоветской Чечни, что позволяет показать историю общества во взаимодействии различных областей , сфер и сил общества.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы

Основная литература:

  1. Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времѐн до конца XVIII века. М., 2001.

  2. Ахмадов Я.З., Хасмагомадов Э.Х. История Чечни в XIX-XX веках.- М, 2005

  3. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времѐн. Т.1.- М., 1997

Дополнительная литература

1. История Народов Северного Кавказа. – М., 1988.

2. Очерки Истории Чечено-Ингушской АССР. Т.1. - Грозный, 1968.

3. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР. Т. 2.- Грозный, 1972.

Разработчик:

Гарсаев Л.М. – д.и.н., профессор кафедры истории Чечни

Аннотации рабочей программы дисциплины

«Чеченский язык»

подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент»

профиль «Менеджмент организации»

Цель дисциплины

повышение уровня практического владения современным чеченским литературным языком у специалистов технического профиля в разных сферах функционирования чеченского языка в его письменной и устной разновидностях; овладение навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся, что неотделимо от углубленного понимания основных, характерных свойств чеченского языка как средства общения и передачи информации, а также расширение гуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом родного языка студентов.

Задачи дисциплины

формирование у студентов основных навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы по своей специальности и каждый член общества для успешной коммуникации в самых различных сферах: бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной; составления связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения.

Место дисциплины в структуре ООП Б 1, В 3

Дисциплина относится к дисциплинам по выбору гуманитарного цикла. Для изучения курса требуется знание нормативных, коммуникативных и этических аспектов устной и письменной чеченской речи; основных правил чеченской орфографии и орфоэпии, словообразования, словоупотребления (лексики), морфологии и синтаксиса.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору пути ее достижения, владеет культурой мышления (ОК-1);

  • способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2).

В результате освоения дисциплины студент должен

знать:

  • термины по выбранной специальности на чеченском языке,

  • названия флоры и фауны на чеченском языке,

  • основные словари чеченского языка.

уметь:

  • анализировать свою речь и речь собеседника

  • различать, к какой части речи относится то или иное слово

  • оформлять высказывание в соответствии с нормами чеченского правописания.

владеть:

  • профессионально значимыми жанрами речи, основными интеллектуально-речевыми умениями для успешной работы по своей специальности и успешной коммуникации в самых различных сферах – бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной;

  • отбором языковых единиц и такой их организации, чтобы семантика полученной речевой структуры соответствовала смыслу речи, соединения единиц с точки зрения их соответствия законам логики и правильного мышления, правильного использования средств связности, нахождения различных языковых средств с целью повышения уровня понимания речи адресатом.

Основная литература

  1. Джамалханов З.Д., Мачигов М.Ю. Чеченский язык. Учебник для педучилища. Ч.1, Морфология. – Грозный, 1972.

  2. Вагапов А.Д. Изучение склонений имен существительных на уроках чеченского языка – Грозный, 2008.

  3. Вагапов А.Д., Ахмадова З.М. Изучение названий животных и растений на уроках чеченского языка. – Грозный, 2005.

  4. Тимаев А.Д. Современный чеченский язык. – Грозный, 2007.

Дополнительная литература

  1. Алироев И.Ю. Краткий курс чеченского языка. Самоучитель. – Грозный, 1989.

  2. Вагапов А.Д. Школьный толковый словарь чеченского языка. – Грозный, 2002.

  3. Вагапов А.Д. Словарь синонимов чеченского языка. – Грозный, 2006.

  4. Вагапов А.Д. Словарь неологизмов чеченского языка. – Грозный, 2007.

  5. Вагапов А.Д. Словарь народных географических терминов чеченского языка /для студентов геофака/. – Грозный, 2008.

  6. Джамалханов З.Д., Алироев И.Ю.Словарь правописания чеченского языка. – Грозный, 1992 .

  7. Джамалханов З.Д., Эсхаджиев Я.У. Программы по чеченскому языку для средних школ. 5-11-е классы. – Грозный, 1993.

  8. Джамалханов З.Д., Вагапова Т.М., Эсхаджиев Я.У. Чеченский язык. 8-9 -е классы. – Грозный, 2002.

  9. Джамалханов З.Д., Чинхоева Т.Н. Чеченский язык. 10-11 -е классы. – Грозный, 2002.

  10. Исмаилов А. Слово. – Грозный, 2005.

  11. Оздоева Ф.Г. О междометиях в вайнахских языках. – Грозный, 1964.

  12. Чокаев К.З. Вайнахский язык и история. – Грозный, 1977.

Разработчики.

Вагапов А.Д. - заведующий кафедрой «Практикум чеченского языка», доцент

Ахмадова З.М., Ислангириева А.С., Цукаева М.Р. - старшие преподаватели кафедры «Практикум чеченского языка».

Аннотация учебной программы дисциплины

«Политология»

подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент»

профиль «Менеджмент организации»

Цель дисциплины

дать студентам знания теоретических основ и закономерностей функционирования политологической науки, выделяя ее специфику, раскрывая принципы соотношения методологии и методов политологического знания;

Задачи дисциплины

помочь овладеть этими знаниями во всем многообразии научных политологических направлений, школ, концепций, в том числе и русской политологической школы;

способствовать политической социализации студентов через всестороннее и систематическое изучение основных политологических проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы общества в контексте кардинальных преобразований всех сфер общественной жизни;

Место курса среди других дисциплин учебного плана

В информационном и логическом плане курс по выбору тесно связан с дисциплинами блока гуманитарных и социально-экономических наук: политологией, геополитикой, социологией, правоведением, психологией и др. Политология использует исследовательские достижения этих наук при осмыслении родственных понятий и ряд методологических подходов, но в то же время оказывает и обратное влияние на них своими теоретическими и практическими разработками. Вместе с этими дисциплинами политологию следует рассматривать как составную часть процесса формирования мировоззренческой культуры будущих специалистов.

Место дисциплины в структуре ООП  Б 1, ГСЭ.В. 1

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате освоения дисциплины студент должен :

знать:

  • характер политологии как науки и ее место в системе гуманитарного образования;

  • научное представление об основных эпохах в политологии человечества и их хронологии;

  • основные политические факты, события, даты и имена исторических деятелей;

уметь:

  • работать с политической литературой по политологии, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе политического материала;

  • иметь представления об источниках исторического знания и приемах работы с ними;

владеть:

  • основами политического мышления, уметь выражать и обосновывать свою точку зрения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы

Основная литература:

  1. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория, политическая технология / Учебник для студентов вузов – М.: АСПЕКТ- ПРЕСС, 2004

  2. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию / Учебник для студентов вузов, 4-е изд перераб. И допол. - – М.: АСПЕКТ- ПРЕСС, 2002

  3. Политология: учебник / Под ред. В.А. Ачкасова, В.А. Гуторова. М.:Высшее образование, 2007.

  4. Сирота Н.М. Политология. Курс лекций. СПб.: Питер, 2006.

Дополнительная литература

  1. Политология: Учеб. для студ. юрид. и гум. факультетов. Изд. 2-е, дополненное //Мухаев Р.Т., ПРИОР, Москва, 2002, стр. 432

  2. Конституция Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 1993.

  3. Бачинин В.А. Политология: энциклопедический словарь. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.

Разработчик:

    Газиев В. – ст.преподаватель кафедры истории, геополитики и политологии

    Аннотация рабочей программы дисциплины

    «Философия ислама»

подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент»

профиль «Менеджмент организации»

Цели и задачи дисциплины

Дать общую характеристику особенностей мусульманской цивилизации; изучить основные течения и школы классической арабо-мусульманской философии; уделить внимание изучению первоисточников. Овладеть теоретическими и тематическими знаниями в области философии ислама.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина относится к базовой части гуманитарного цикла. Для изучения курса требуется знание: философии, истории, культурологии, религиоведения. У дисциплины есть междисциплинарные связи с философией и религиоведением.

В свою очередь, данный курс, помимо самостоятельного значения, является сопутствующей дисциплиной для вайнахской этики, психологии, политологии и социологии.

Философия. История становления и развития средневековой философии. Западноевропейская христианская теологическая философия. Арабо-мусульманская средневековая философия.

Отечественная история. Основные разделы: этнокультурные и социально-политические процессы, связанные с распространением ислама.

Политология. Основные разделы: роль и место политики в жизни современных обществ; гражданское общество, его происхождение и особенности.

Социология. Основные разделы: общество и социальные институты; социальное взаимодействие и социальные отношения; общность и личность, личность как социальный тип; классические и современные социологические теории; социальные изменения, революции и реформы.

Культурология. Основные разделы: культура и природа, культура и общество, культура и глобальные проблемы современности; культура и личность; элитарная и массовая культура; восточные и западные типы культуры; взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация», культурные ценности, нормы, традиции.

Место дисциплины в структуре ООП Б 1,ГСЭ.В 2

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-7, ОК-11.

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития современного общества (ОК-1);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

способен понимать сущность и проблемы развития современного общества (ОК-7);

способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • историю развития философских представлений о религии, основные религиозные и философские концепции ислама;

  • содержание вероучения, этапы развития религии,

  • теологические принципы, основные столпы ислама;

  • основные направления, проблематику и персоналии, основные течения и школы классической арабо-мусульманской философии;

  • сунну и ее роль в развитии исламского духовного комплекса;

  • основные положения мусульманской догматики.

уметь:

  • использовать полученные знания в профессиональной и повседневной деятельности;

  • уметь практически осуществлять аргументационный процесс в контексте диалога религиозного и нерелигиозного мировоззрений на обыденном и теоретическом уровнях знания;

  • самостоятельно фиксировать и изучать актуальные проблемы ислама,

  • раскрывать роль науки в развитии цивилизации.

владеть:

  • представлениями о методах и задачах в изучении арабской философии;

  • представлять общую картину развития философского знания в средневековой Европе и Арабском халифате;

  • ориентироваться в современных концепциях и исследованиях по данной тематике.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы

    Разработчик:

Денильханова Р.Х. канд. филос. наук, доцент кафедры философии

    Аннотация рабочей программы дисциплины

    «Социология»

подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент»

профиль «Менеджмент организации»

Цель дисциплины

формирование социологического видения мира, умение критически смотреть на обыденные суждения, социальные стереотипы и предрассудки, существующие в массовом сознании.

Задачи дисциплины

сформировать целостное системное социологическое мышление, которое поможет слушателю занять в обществе активную социальную позицию.

дать представление о социологическом подходе к личности, факторах ее формирования и формах регуляции социального поведения, о природе социальных общностей и групп, видах и исходах социальных процессов и владеть основами социологического анализа.

Место дисциплины в структуре ООП Б 1,ГСЭ.В 3

Социология является интегративной, междисциплинарной наукой, в которой содержатся основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием естественных наук: математики, демографической, экономической и социальной статистики, информатики, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества и способствуют появлению самостоятельных направлений в социологии, таких как: социогеография, социомедицина, социобиология и т.д., которые помогают объяснять и прогнозировать события и процессы социальной среды. Плодотворна связь социологии с социальными науками: историей, социальной философией, экономикой, социальной психологией, политологией, культурологией, социальной антропологией и т.д. Материал курса социологии может быть использован при изучении курсов социальной философии, политологии, культурологии, истории.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-7, ОК-11

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития современного общества (ОК-1);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

способен понимать сущность и проблемы развития современного общества (ОК-7);

способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:

  • основные этапы развития социологической мысли, важнейшие социологические школы и учения, назначение и смысл жизни человека, особенностях функционирования знания в современном обществе,

  • эстетические ценности, их значения в творчестве и повседневной жизни, структуру общества,

  • методы исследования общественного мнения, социальные институты;

уметь:

  • ориентироваться в них;

  • раскрывать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы,

  • ценность научной рациональности и ее исторических типов,

  • познакомить со структурой, формами и методами научного познания, их эволюцией;

владеть:

  • навыками логико-методического анализа научного исследования и его результатов, методики системного анализа предметной области и проектирования профессионально-ориентированных информационных систем,

  • методами (методологиями) проведения научно-исследовательских работ.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 2 зачетные единицы

    Основная литература:

  1. Кравченко А.И. Социология, учебник: М., 2005;

  2. Кравченко А.И. Общая социология: М., 2004;

  3. Нартов Н.А. Бельский В.Ю Социология. М., 2005;

    Дополнительная литература:

  1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 1998;

  2. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.,1998;

  3. История теоретической социологии. В 4-х т. Т.1-3., 1997

Интернет ресурсы:

  1. Сайт APSA – /

  2. Международный журнал политической философии – www.sage.pub.co.uk/jornals/details/j0026.htm1

  3. Политические исследования – журнал РАН -

Разработчик:

Денильханова Р.Х. канд. филос. наук, доцент кафедры философии

    Аннотация рабочей программы дисциплины

    «История мировых религий»

подготовки бакалавра по направлению «Менеджмент»

профиль «Менеджмент организации»

1. Цели и задачи дисциплины

Дать студентам-гуманитариям знания, необходимые для выработки собственного подхода к религиозным феноменам, подхода, который не зависел бы ни от господствующих установок, ни от веяний моды. Религия при этом понимается и как феномен культуры, и как мировоззрение, и как механизм выработки ценностей и норм, на которых основывается общечеловеческая мораль.

Место дисциплины в структуре ООП Б 1,ГСЭ.В 3

Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного цикла. Для изучения курса требуется знание: истории, культурологии, правоведения, этнологии, фольклористики, философии. У дисциплины есть междисциплинарные связи с историей, культурологией, философией, политологией.

В свою очередь, данный курс, помимо самостоятельного значения, является предшествующей дисциплиной для политологии, социологии, философии, вайнахской этики.

Отечественная история. Основные разделы: этнокультурные и социально-политические процессы, оказавшие влияние на формирование единого российского государства; принятие христианства, распространение ислама, взаимодействие России с европейскими и азиатскими культурами; особенности и основные этапы экономического развития России, особенности общественного движения, реформы, модернизации, революции, социальные трансформации общества; становление новой российской государственности; особенности современной культуры и социально-экономической модернизации.

Политология. Основные разделы: роль и место политики в жизни современных обществ; гражданское общество, его происхождение и особенности, специфика его становления в России; понятие политической системы, власти, политического лидерства, режима, политические организации и движения.

Социология. Основные разделы: общество и социальные институты; социальное взаимодействие и социальные отношения; общность и личность, личность как социальный тип; классические и современные социологические теории; социальные изменения, революции и реформы.

Культурология. Основные разделы: культура и природа, культура и общество, культура и глобальные проблемы современности; культура и личность; элитарная и массовая культура; восточные и западные типы культуры; взаимосвязь понятий «культура» и «цивилизация», культурные ценности, нормы, традиции.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-7, ОК-11

Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способен использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития современного общества (ОК-1);

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2);

способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений (ОК-3);

способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5);

способен понимать сущность и проблемы развития современного общества (ОК-7);

способен уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-11);



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»____________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 030600 История ФГОС ВПО утвержден ...
  2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (1)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»_______________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 032000 Зарубежное регионоведение ФГОС ВПО ...
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Основная образовательная программа
    ... : Ректор ЧГУ __________ З.А.Саидов «_____»____________2011г. ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 072300 Музеология и охрана объектов культурного ...
  4. Негосударственное аккредитованное основная образовательная программа высшего профессионального образования направление подготовки 030300 62 «психология»

    Основная образовательная программа
    ... АККРЕДИТОВАННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (НАЧОУ ВПО СГА) ОСНОВНАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯНАПРАВЛЕНИЕПОДГОТОВКИ 030300 ...
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (3)

    Документ
    ... РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОсновнаяобразовательнаяпрограммавысшегопрофессиональногообразованияНаправлениеподготовки 100700 «Торговое дело» ФГОС ВПО ...

Другие похожие документы..