Главная > Рабочая учебная программа

1

Смотреть полностью

Учреждение образования

«Белорусский государственный университет

информатики и радиоэлектроники»

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета НиДО

________ В.М. Бондарик

__.___.2010.

Регистрационный № УД-___________/р.

ФИЛОСОФИЯ

Рабочая учебная программа для специальности 2:

1-31 03 04 «Информатика»,

1-26 02 03 «Маркетинг»,

1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-40 01 02 «Информационные системы и технологии (в экономике)»,

1-40 03 01 «Искусственный интеллект»,

1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации»,

1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах»

Факультет непрерывного и дистанционного обучения

Кафедра философии

Экзамен 2 курс спец. 1-26 02 03 «Маркетинг»,

1-31 03 04 «Информатика»;

Экзамен 3 курс спец. 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»,

1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах»,

1-40 01 02 «Информационные системы и технологии»,

«Автоматизированные системы обработки информации»,

1-40 03 01 «Искусственный интеллект»


Контрольные работы 1

Всего часов 138 Форма получения

высшего образования дистанционная

2010

Составил (а) Малыхина Галина Ивановна, к.ф.н, доцент

(И.О. Фамилия, степень, звание)

Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы «Философия. Типовая учебная программа для высших учебных заведений», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 15 апреля 2008 г., регистрационный № ТД – СГ.010/тип и учебных планов специальностей 1-31 03 04 «Информатика», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий», 1-40 01 02 «Информационные системы и технологии», 1-40 03 01 «Искусственный интеллект», 1-53 01 02 «Автоматизированные системы обработки информации», 1-53 01 07 «Информационные технологии и управление в технических системах».

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры философии

протокол № 15 от 17.05.2010

Заведующий кафедрой Малыхина Г.И.

СОГЛАСОВАНО

Председатель Совета факультета компьютерного проектирования

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета информационных технологий и управления

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета компьютерных систем и сетей

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета телекоммуникаций

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета факультета радиотехники и электроники

__________________ (ФИО, подпись)

Председатель Совета инженерно-экономического факультета

__________________ (ФИО, подпись)

Начальник ОМОУП______________Ц.С.Шикова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель преподавания дисциплины. Философия занимает одно из центральных мест в социально-гуманитарной подготовке современного студента. Она вносит весомый вклад в формирование мировоззрения личности, способствует становлению его активной гражданской и патриотической позиции, позволяет адекватно оценить фундаментальные особенности развития современной культуры и цивилизации.

Изучение философии ориентированно на освоение студентами наследия мировой и отечественной философской мысли, формирование у них творческого отношения к этому наследию, развитие навыков самостоятельного философского мышления. В этой связи особой задачей является изучение динамики философского знания в широком историко-культурном контексте, взаимосвязи его эволюции с логикой развития духовной культуры человечества, философским осмыслением современных социальных реалий. Предлагаемая программа курса призвана способствовать решению этой задачи и расширению горизонта философского видения студентом современного мира и собственной жизненной позиции.

Изучение курса «Философия» имеет целью формирование социально-личностных компетенций на основе гуманистического мировоззрения и современной философской культуры, развитие творческого мышления студентов, выработку навыков исследовательской деятельности в сфере науки и техники.

Задачи изучения дисциплины. Поставленная цель достигается в результате решения следующих задач:

  1. усвоения философской терминологии;

  2. понимания структуры философского знания и проблематики;

  3. освоения богатства историко-философского наследия;

  4. изучения современных тенденций в развитии философии;

  5. использования философских знаний в различных областях социально-политической и профессиональной практики.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины.

№ пп

Название дисциплины

Тема

1.

Логика

Понятие (имя) – исходная форма человеческого мышления.

Логические основы аргументации и критики. Разнообразие форм аргументации и ее критическое значение в науке. Аргументация и идеология

К

у

р

с

Название и содержание тем

Контрольная работа (номер и тема по п.1)

Оснащение контрольных и лабораторных работ

(по п.3)

Литература

(по п. 2)

Рекомендуемый объем для изучения

(в часах)

Форма контроля знаний (зачет по контрольной работе, тесты, защита лабораторной работы, защита курсового проекта, экзамен, зачет)

1

2

3

4

5

6

7

1.

Философия, круг её проблем и роль в обществе.

Философия как способ самопознания человека и особая форма сознания. Философия и мировоззрение. Философия как особый, рационально-теоретический тип мировоззрения и социокультурная мера цивилизованности человека и общества.

Философия в системе культуры. Функции философии. Общественное предназначение философии. Приоритет общечеловеческих ценностей, идей и идеалов гуманизма.

1.1, 1.2

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.1– 2.2.6

6

экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.

Генезис философии. Этапы развития мировой философии. Классическая философия Древнего Востока.

Возникновение философии. Величайшие цивилизации Древнего Востока. Своеобразие философии Древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания и проблематика. Особенности философского образа мыслей Древнего Китая, ее рационально-прагматическая направленность. Основные школы и категории древнекитайской философии: конфуцианство, даосизм, легизм, инь-ян, моизм. Роль и значение философии Древнего Востока в исторической динамике культуры.

1.3, 1.4

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.7–2.2.9

6

экзамен

3.

Классическая философия Античности.

Особенности древнегреческой цивилизации, культуры и античной философской традиции. Философия классического периода: рационально-идеалистическая интерпретация космоса в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель). Эллинистическая философия и ее школы: проблема отношений человека и космоса в учениях скептиков, эпикурейцев, стоиков и киников.

1.5, 1.6, 1.7

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.10–2.2.16

6

экзамен

4.

Философия средневековья и эпохи Возрождения.

Особенности культуры средневековья. Философия и религия. Принципы средневекового образа философской мысли: теоцентризм, креационизм, символизм, дуализм духа и тела, провиденциализм, эсхатологизм.

Философия и культура эпохи Ренессанса. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения. Гуманизм и проблема человеческой

индивидуальности (Данте А., Э. Роттердамский, Пико делла Мирандолла).

Роль философии эпохи Возрождения в развитии европейской науки и философии. Белорусское возрождение. Особенности просветительской и социально-философской мысли в Беларуси XVI–XVII столетий (Фр. Скорина, С. Будный, С. Полоцкий и др.).

1.8, 1.9, 1.10

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.17–2.2.24

6

экзамен

5.

Философия Нового времени и эпохи Просвещения. Классическая немецкая философия.

Характерные черты новой эпохи, их отражение в философской мысли. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм как основные гносеологические позиции в философии XVI–XVII вв. Философия и идеология: проблема общего и различия.

Диалектика мирового разума.

1.11, 1,12, 1.13

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.25–2.2.32

6

экзамен

6.

Постклассическая философия XIX–XX вв. Классика и неклассика.

Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии.

Психоаналитическая философия. Проблема бессознательного в философии. Структура психики в классическом психоанализе (З. Фрейд): Я, ОНО и Сверх-Я.

Теория «психоаналитических типов» К.-Г. Юнга.

1.14

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.33–2.2.56

6

экзамен

7.

Неклассическая западная философия XX–XXI вв. Русская и отечественная философия в исторической динамике культуры.

Характерные черты общественно-политической жизни, научно-технического прогресса и духовной культуры XX в. и их отражение в философской мысли.

Философская мысль Беларуси. Особенности и основные этапы развития философской мысли Беларуси.

Русская философия.

Славянофилы и западники.

1.14, 1.15, 1.16, 1.17,1.19 1.20, 1.21

3.1–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.57–2.2.67

6

экзамен

8.

Онтология. Философия бытия.

Онтология как философское учение о бытии. Философский смысл проблемы бытия.

Бытие и материя. Материя как современная философская категория.

Динамическая организация бытия.

Пространственно-временная организация бытия. Философия природы.

Понятие материи в истории познания. Материя как современная философская категория.

1.22, 1.24, 1.35

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.68–2.2.77

6

экзамен

9.

Диалектика как теория связи и развития. Диалектика и синергетика.

Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории.

1.23

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.68–2.2.77

6

экзамен

10.

Философская антропология. Проблема человека в философии и науке.

Проблема человека в философии. Человек как мера всех вещей и высшая ценность.

Учение о человеке в постклассической философии.

Философские проблемы человеческого существования. Сущность и существование. Свобода, гуманизм, отчуждение.

1.25

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.79, 2.2.81, 2.2.83, 2.2.84, 2.2.85, 2.2.87, 2.2.90, 2.2.92, 2.2.94, 2.2.97, 2.2.97, 2.2.99

6

экзамен

11.

Сознание человека как предмет философского анализа.

Сознание, его происхождение, сущность, структура и функции. Сознание как предмет философского исследования.

Функции сознания.

1.26

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.78, 2.2.80, 2.2.84, 2.2.86, 2.2.88, 2.2.89, 2.2.91, 2.2.95, 2.2.96, 2.2.100

6

экзамен

12.

Гносеология. Теория познания. Проблема истины в философии.

Гносеология как философская теория познания. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Социокультурная детерминация познания. Структура познавательного действия.

Познание как творчество.

1.27

3.2–3.5

2.1.1– 2.1.13,

2.2.103–2.2.106, 2.2.107, 2.2.109, 2.2.112, 2.2.113, 2.2.114–2.2.116

6

экзамен

13.

Философия науки и методология познания.

Понятие науки, ее гносеологический и социокультурный статус. Наука как форма представления знаний, специфический вид деятельности и социальный институт. Наука в ее историческом развитии. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.

1.28

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.101, 2.2.102, 2.2.108, 2.2.110, 2.2.111, 2.2.117, 2.2.118, 2.2.119

6

экзамен

14.

Социальная философия. Общество как объект философского анализа. Социальная философия и ее проблемы.

Понятие социальной философии и ее место в системе философского знания и социально-гуманитарных наук. Понятие социальной реальности. Становление социальной философии. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.

1.29

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.120, 2.2.121, 2.2.125, 2.2.136

6

экзамен

15.

Общество как саморазвивающаяся система. Проблемы социодинамики и общественного прогресса. Философия социального действия.

Общество как целостная саморазвивающаяся система. Деятельность как способ существования и развития общества. Основные формы человеческой деятельности. Понятие социальной синергии.

Основные факторы социальной динамики.

1.30, 1.31

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.124, 2.2.129, 2.2.130, 2.2.135, 2.2.137, 2.2.138, 2.2.140, 2.2.145, 2.2.147

6

экзамен

16.

Научно-технический прогресс и перспективы цивилизации. Философия техники.

Единство и многообразие мировой истории.

Понятие общественного прогресса и проблема его критериев.

Философия техники. Понятие техники. Основные подходы и интерпретации сущности техники как социоприродного явления.

Социальная информатика. Проблема реальности в информатике. Виртуальная реальность как социокультурный феномен информационного общества.

Человек в техносфере.

Глобальные проблемы современности: общая характеристика, типология, причины возникновения и возможные пути решения. Экологические и социальные последствия научно-технического прогресса.

1.32, 1.33, 1.35

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.122, 2.2.123, 2.2.132, 2.2.134, 2.2.139, 2.2.143, 2.2.144, 2.2.146

6

экзамен

17.

Заключение. Философия культуры. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI в.

Понятие культуры и многообразие его значений: способ человеческой деятельности, критерий индивидуального и общественного развития, критерий прогресса, совокупность ценностей, историческая память человечества, знаково-информационная программа и технология деятельности, творчество и новаторство, нормы поведения, уровень мышления и др.

1.34

3.2–3.14

2.1.1– 2.1.13,

2.2.126–2.2.128, 2.2.131, 2.2.133, 2.2.141, 2.2.142, 2.2.148–2.2.161

6

экзамен

1. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

Контрольная работа является формой обучения и одной из важнейших форм отчетности студента-дистанционника. Тематика контрольных работ определяется кафедрой. Контрольная работа представляется студентом на рецензирование до начала сессии. Если студент не выполнил работу или получил неудовлетворительную оценку, то он не допускается к экзамену. Прежде чем приступить к написанию контрольной работы, необходимо тщательно изучить рекомендованную литературу, законспектировать ее и уяснить смысл. Лишь после этого следует составить план работы и приступить к письменному изложению материала.

Контрольная работа должна отвечать следующим требованиям:

  1. Работа должна соответствовать теме, а ее содержание плану.

  2. В ней необходимо обосновать актуальность рассматриваемой темы и показать ее практическое и теоретическое значение.

  3. Работа должна быть выполнена с использованием рекомендованных к теме первоисточников, а также с самостоятельным осмыслением дискуссионных вопросов.

  4. Излагать материал следует логично и аргументированно. Работа должна быть написана грамотно, литературным языком.

  5. Работу необходимо соответствующим образом оформить. Она должна быть выполнена с использованием компьютера на пронумерованных страницах, с полями для заметок преподавателя. На титульном листе работы указываются фамилия и инициалы студента, номер зачетной книжки, домашний адрес; на первой странице текста – номер темы, ее название и план. Завершает работу список использованной литературы. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись студента.

№ пп

Тема

Характеристика

Рекомендуемый объем в часах

1.1.

ТЕМА № 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Предмет и определение философии.

  2. Круг философских проблем, основные вопросы философского познания.

  3. Структура философского знания и основные функции философии.

  4. Философия в системе культуры.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.2.

Тема № 2. Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Понятие мировоззрения, его структура и функции.

  2. Исторические типы мировоззрения.

  3. Философия как особый тип мировоззрения.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.3.

Тема № 3. Генезис философии. Философия Древней Индии: проблемы, школы, категории

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Социокультурные особенности Древней Индии. Специфика ведического образа философской мысли.

  2. Основные школы древнеиндийской философии: ортодоксальные и неортодоксальные даршаны.

  3. Философия и этика буддизма.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.4.

Тема № 4. Генезис философии. Философия Древнего Китая: проблемы, школы, категории

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Истоки самобытности древнекитайской философии. «И-цзин» и «Шу-цзин» как древнейшие письменные источники философии Древнего Китая.

  2. Рационально-прагматическая направленность, проблемное поле и основные школы древнекитайской философии.

  3. Конфуцианство как социально-этическое учение.

  4. Проблемы и категории философии даосизма.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.5.

Тема № 5. Генезис философии. Проблема первоначала в философии досократиков

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Цивилизационные и культурные предпосылки возникновения древнегреческой философии, ее основные черты (натурфилософия, космоцентризм, логоцентризм).

  2. Проблема первоначала в философии досократиков.

  3. Концепция атомизма Левкиппа и Демокрита.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.6.

Тема № 6. Рационально-идеалистическая интерпретация космоса и человека в классической античной философии (Сократ, Платон, Аристотель)

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Основные характеристики классического периода античной философии.

  2. Диалектический метод Сократа: новое понимание предмета и задач философии.

  3. Объективно-идеалистическая модель мира Платона.

  4. Метафизика Аристотеля: поиск истины и критика Платона.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.7.

Тема № 7. Проблема отношений человека и космоса в философии эллинизма (скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм, неоплатонизм)

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Пересмотр предмета и задач философии, смена ценностных установок, смысла и целей человеческой жизни (эпикуреизм, скептицизм, кинизм, стоицизм).

  2. Космополитизм как феномен римской философии и эллинистическая трактовка человека и его предназначения.

  3. Неоплатонизм как религиозно-мистическое философское учение позднего эллинизма.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.8.

Тема № 8. Принципы средневекового философского мышления. Проблема соотношения разума и веры в средневековой философии

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Социально-исторические, духовно-культурные и философские предпосылки возникновения средневековой философии.

  2. Основные принципы философского средневекового мышления.

  3. Античная философия и христианство: проблема соотношения разума и веры.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.9.

Тема № 9. Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля. Дискуссии о природе универсалий

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Периодизация средневековой философии, трансформация ее основных проблем и задач.

  2. Разработка христианской догматики в ранней средневековой философии.

  3. Дискуссия о природе универсалий в поздней средневековой философии. Доказательства бытия Бога.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.10.

Тема № 10. Характерные черты философии Ренессанса и ее роль в развитии европейской философской традиции

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Социокультурные предпосылки мировоззренческой революции эпохи Возрождения. Коперниковская революция в астрономии и развитие гелиоцентрической модели Вселенной.

  2. Основные натурфилософские системы Ренессанса.

  3. Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.

  4. Социально-политические идеалы эпохи Ренессанса.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.11.

Тема № 11. Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

1) Развитие естествознания и формирование научной картины мира в философии Нового времени.

2) Опытно-индуктивная методология Ф. Бэкона и ее основные характеристики.

3) Правила рационалистического метода Р. Декарта.

4) Борьба эмпиризма и рационализма в гносеологии XVI–XVII вв.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.12.

Тема № 12. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Материалистическая философия французского Просвещения и ее достижения.

  2. Идея «естественных прав» человека и концепция «общественного договора» (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо).

  3. Идея свободы и вера в социальный прогресс как идеологическая платформа развития новоевропейской культуры и цивилизации.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.13.

Тема № 13. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Немецкая классическая философия как образец философии классического типа.

  2. Особенности и основные идеи теория познания И. Канта.

  3. Философская система и диалектический метод Г. Гегеля.

  4. Учение о человека, обществе и религии в антропологическом материализме Л. Фейербаха.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.14.

Тема № 14. Становление постклассической философии

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Иррационализация философствования в постклассической философии. «Философия жизни», иррационализм и волюнтаризм философии А. Шопенгауэра.

  2. Критика философской классики в творчестве С. Кьеркегора и Ф. Ницше.

  3. Проблема бессознательного и структура психики в психоанализе З. Фрейда.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.15.

Тема № 15. Проблемы и этапы развития марксистской философии

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Социально-исторические и идейные источники философии марксизма. Материалистическое понимание истории и его методологическое значение в социальном познании.

  2. Значение философии марксизма для развития социально-критической традиции неомарксизма и постмарксизма.

  3. Критический анализ современного капитализма в теории коммуникативного действия Ю. Хабермаса.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.16.

Тема №16. Проблемы и исторические формы позитивистской философии

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Критика классической философии и программа преодоления метафизики в философии позитивизма. Основные исторические формы позитивизма.

  2. «Позитивная философия» О. Конта.

  3. Эволюция неопозитивизма: от «психологизма» эмпириокритиков к аналитической философии.

  4. Постпозитивизм и философия науки.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.17.

Тема № 17. Современная западная религиозная философия

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Религия и философия как исторические типы мировоззрения. Общая характеристика современной религиозной философии.

  2. Неотомизм как официальная философия современной католической церкви.

  3. Религия и наука как альтернативные формы познания мира человеком. Синтез современной науки и религии в философии П. Тейяра де Шардена.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.18.

Тема № 18. Проблема человеческого существования в экзистенциализме

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Человеческое существование как предмет исследования в философии экзистенциализма. Основные школы и представители.

  2. Проблема сущности и существования как основной вопрос философии экзистенциализма.

  3. Проблема свободы, гуманизма и ответственности в экзистенциальной философии.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.19.

Тема № 19. Современная философия Запада на рубеже ХХ-ХХI веков (герменевтика, структурализм, постмодернизм)

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Проблема познания и понимания в современной философской герменевтике. «Герменевтический манифест» Х.- Г. Гадамера.

  2. Методологические основания исследования языка и культуры в философии структурализма и поструктурализма.

  3. Современная социокультурная ситуация и философия постмодернизма (Ж. Делёз, Ж.Ф. Лиотар, Ж. Деррида и др.).

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.20.

Тема № 20. Философия и национальное самосознание. Философская мысль Беларуси

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Философская мысль Беларуси как форма осмысления национальных культурных традиций и становление национального самосознания.

  2. Основные этапы, проблемы и представители философской мысли Беларуси.

  3. Значение идей белорусского Просвещения в реализации программы национального Возрождения и становлении национальной идеи как консолидирующей духовной силы современного белорусского общества (Ф. Скорина, С. Будный, А. Волан и др.).

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.21.

Тема № 21. Основные направления развития и типологические характеристики русской философии

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Национальное своеобразие, типологические характеристики и основные этапы развития русской философии.

  2. Идейная борьба славянофилов и западников.

  3. Философия русского космизма второй половины XIX в.–начала XX в.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.22.

Тема № 22. Онтология как философское учение о бытии. Категория материи: атрибуты и структурные уровни организации

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Онтология как философское учение о бытии. Основные типы, уровни и формы бытия.

  2. Бытие и материя. Эволюция представлений о материи в философии и науке. Современная наука о строении материи.

  3. Движение как способ существования материи и его основные формы.

  4. Пространственно-временная организация материального мира. Специфика социального пространства и времени.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по учетному учебному номеру студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.23.

Тема № 23. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Диалектика и синергетика

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Диалектика и ее исторические формы. Объективная и субъективная диалектика. Особенности социальной диалектики.

  2. Диалектика как теория всеобщей связи и развития. Элементы диалектики. Диалектика бытия и мышления.

  3. Диалектика и синергетика. Роль синергетики в осмыслении эволюционных процессов. Принцип системности и синергетическое видение мира.

  4. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по учетному учебному номеру студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.24.

Тема № 24. Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Понятие природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Понятие естественной и искусственной среды обитания.

  2. Самоорганизация и развитие природы. Понятие биосферы и ноосферы (В. И. Вернадский).

  3. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.25.

Тема № 25. Проблема человека в философии и науке

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Проблема человека в философии и науке. Человек как космобиопсихосоциодуховное существо.

  2. Проблема антропогенеза и варианты ее решения в философии и науке.

  3. Индивид, индивидуальность, личность.

  4. Гуманистическая направленность современной философской антропологии.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.26.

Тема № 26. Сознание как предмет философского анализа

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции сознания.

  2. Психика и сознание: эволюция, структура, функции.

  3. Структура сознания. Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.

  4. Творческая природа и социокультурная размерность сознания.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.27.

Тема № 27. Проблема познаваемости мира и многообразие форм познания. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Познавательное отношение человека к миру и его формы. Проблема познаваемости мира в философии.

  2. Структура познавательного процесса: уровни и формы познания.

  3. Проблема истины в философии и ее интерпретации. Особенности научной истины.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.28.

Тема № 28. Наука как деятельность, социальный институт и система знания

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Особенности научного познания и научной истины. Формы развития научного знания.

  2. Понятие метода и методологии. Уровни и методы научного познания.

  3. Наука как социальный институт. Гуманистическое измерение современной науки.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.29.

Тема № 29. Предмет и проблемы социальной философии

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Понятие социальной философии и ее проблемы.

  2. Специфика социальной реальности и основные стратегии ее исследования в современной философии.

  3. Общество как система и особый тип действительности.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.30.

Тема № 30. Общество как саморазвивающаяся система

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Общество как синергийно развивающаяся система. Эвристический потенциал синергетической методологии в анализе социальной реальности.

  2. Проблема источников и движущих сил социальной динамики.

  3. Проблема направленности истории. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.31.

Тема № 31. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Предмет философии истории, круг ее проблем. Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса.

  2. Формационный подход к исследованию динамики исторического процесса. Развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций.

  3. Понятие цивилизации. Цивилизационные модели социальной динамики.

  4. Значение цивилизационного и формационного подходов к анализу человеческой истории в современной философии.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.32.

Тема № 32. Проблемы философии техники. Техника и ее роль в истории цивилизаций

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Техника, ее роль и функции в истории цивилизаций. Философия техники и ее проблемы.

  2. Понятие системы хозяйствования и ее историческая динамика. Понятие и структура способа производства.

  3. Человек в техносфере. Технофобия и технократия. Антропологические проблемы современной техники и технологии (нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии).

  4. Информационное общество и его техноструктура в условиях глобализации.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.34.

Тема № 34. Философия культуры. Философские и ценностные приоритеты в культуре ХХI века

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Понятие культуры и многообразие подходов к ее определению. Философия культуры и культурология.

  2. Культура как система. Материальная и духовная культура, их единство и различие. Элитарная и массовая культура.

  3. Культура и духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.

  4. Культура и цивилизация. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

1.35.

Тема № 35. Проблема устойчивого развития и современные стратегии социодинамики

Целью контрольной работы является раскрытие темы по предлагаемым вопросам:

  1. Концепция устойчивого развития – новая трактовка взаимоотношений в системе «человек-общество-природа».

  2. Природа и общество в цивилизационной динамике – эволюция мировоззренческих оснований. Понятия биосферы и ноосферы.

  3. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и перспективы устойчивого развития.

Объем работы 14000-16000 знаков. Выбор варианта контрольной работы осуществляется по последним двум цифрам зачетной книжки студента. Список рекомендованной литературы см. п. 2

20

2. ЛИТЕРАТУРА

2.1. Основная

А. Учебники и учебные пособия

2.1.1. История философии: учебник /Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

2.1.2. Орлов, С. В. История философии / С. В. Орлов. – СПб., 2006.

2.1.3. Скирбекк, Г. История философии: учеб. пособие для студентов вузов / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М., 2000.

2.1.4. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин. – М., 1999.

2.1.5. Философия XX века: школы и концепции. – СПб., 2003.

2.1.6. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / отв. ред. В. П. Кохановский. – Ростов н/Д., 1999.

2.1.7. Философия: учебник / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

2.1.8. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю. А. Харина. – 9-е изд. – Минск, 2008.

2.1.9. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В. С. Степин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск, 2007.

Б. Хрестоматии и антологии

2.1.10. Антология мировой философии: в 4-х тт. – М., 1969–1972.

2.1.11. Мир философии: в 2 ч. – М., 1991.

2.1.12. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов н/Д., 2002.

В. Информационно-справочные издания

2.1.13. Философский словарь студента / под общ. ред. В. Ф. Беркова и Ю. А. Харина. – Минск, 2003.

2.2. Дополнительная литература

Введение. Философия и жизненный мир человека

2.2.1. Виндельбанд, В. Что такое философия / В. Виндельбанд // Избранное: дух и история. – М., 1995.

2.2.2. Гильдебрант, Д. Что такое философия? / Д. Гильдебрант. – СПб., 1997.

2.2.3. Келигов, М. Ю. Философы о философии / М. Ю. Келигов. – Ростов н/Д., 1995.

2.2.4. Ортега-и-Гассет, Х. Что такое философия? /Х. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

2.2.5. Путь в философию. Антология. – М., 2001.

2.2.6. Философия и мировоззрение. – М., 1990.

Философия Древней Индии

2.2.7. Габрусь, И. Ф. Исторические образы философской мысли: учеб.-метод. пособие для студ., магистрантов и аспирантов БГУИР / И. Ф. Габрусь. – Минск, 2005.

2.2.8. Чанышев, А. Н. Философия древнего мира / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

Философия Древнего Китая

2.2.9. Лукьянов, А. Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А. Е. Лукьянов. – М., 1992.

Философия Древней Греции

2.2.10. Адо, П. Что такое античная философия? / П. Адо. – М., 1999.

2.2.11. Аристотель. Вторая аналитика / Аристотель // Сочинения: в 4 т. – М., 1978. – Т. 2.

2.2.12. Асмус, В. Ф. Античная философия / В. Ф. Асмус. – М., 1999.

2.2.13. Дюмон, Ж.-П. Античная философия / Ж.-П. Дюмон. – М., 2006.

2.2.14. Платон. Пир / Платон // Сочинения: в 4 т. – М., 1970. – Т. 2.

2.2.15. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997.

2.2.16. Чанышев, А. Н. Философия древнего мира / А. Н. Чанышев. – М., 2003.

Философия средневековья

2.2.17. Абеляр, П. История моих бедствий / П. Абеляр. – М., 1992.

2.2.18. Августин (Аврелий). Исповедь / Августин (Аврелий) // История моих бедствий. – М., 2006.

2.2.19. Майоров, Г. Г. Формирование средневековой философии / Г. Г. Майоров. – М., 1979.

2.2.20. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997.

2.2.21. Соколов, В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. – М., 1979.

Философия эпохи Возрождения

2.2.22. Горфункель, А. Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения / А. Х. Горфункель. – М., 1977.

2.2.23. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997.

2.2.24. Соколов, В. В. Европейская философия XV-XVIII веков: учебник / В. В. Соколов. – 2 изд., испр. и доп. – М., 1996.

Философия Нового времени

2.2.25. Бэкон, Ф. Новый Органон. / Ф. Бэкон // Сочинения: в 2 т. – М., 1978. – Т. 2.

2.2.26. Декарт, Р. Рассуждения о методе / Р. Декарт // Сочинения: в 2 т. – М., 1989. – Т. 1.

2.2.27. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – Ростов н/Д., 1998.

2.2.28. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997.

Немецкая классическая философия

2.2.29. Гегель, Г. В. Ф. Наука логики / Г. В. Ф. Гегель // Энциклопедия философских наук: в 3 т. – М., 1974. – Т. 1.

2.2.30. Гулыга, А. В. Немецкая классическая философия / А. В. Гулыга. – М., 1986.

2.2.31. Кант, И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука / И. Кант // Собрание сочинений: в 8 т. – М., 1994. – Т. 4.

2.2.32. Кузнецов, В. Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – нач. XIX в. / В. Н. Кузнецов. – М., 1990.

Постклассическая философия

2.2.33. Аналитическая философия: становление и развитие: антология. – М., 1998.

2.2.34. Больнов, О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов. – СПб., 1999.

2.2.35. Витгенштейн, Л. Логико-философский трактат / Л. Витгенштейн // Философские работы: в 2 ч. – М., 1994. – Ч. 1.

2.2.36. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Х.-Г. Гадамер. – М., 1988.

2.2.37. Гуссерль, Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология / Э. Гуссерль // Философия как строгая наука. – Новочеркасск, 1994.

2.2.38. Ильин, И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. / И. П. Ильин. – М., 1996.

2.2.39. Камю, А. Миф о Сизифе / Камю А. //Творчество и свобода. – М., 1990.

2.2.40. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. – М., 1997.

2.2.41. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – М., 1975.

2.2.42. Ленин, В. И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений: в 55 т. – 5-е изд. – М., 1980. – Т. 18.

2.2.43. Маркс, К. К критике политической экономики. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. – М., 1985. – Т.13.

2.2.44. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – М., 1995.

2.2.45. Поппер, К. Логика и рост научного знания / К. Поппер. – М., 1983.

2.2.46. Рассел, Б. История западной философии / Б. Рассел. – Ростов н/Д., 1998.

2.2.47. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1994–1997.

2.2.48. Рикер, П. Герменевтика. Этика. Политика / П. Рикер. – М., 1995.

2.2.49. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.

2.2.50. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки / П. Фейерабенд. – М., 1986.

2.2.51. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1990.

2.2.52. Фуко, М. Археология знания / М. Фуко. – Киев, 1996.

2.2.53. Хайдеггер, М. Бытие и время / М. Хайдеггер. – М., 1997.

2.2.54. Чуешов, В. И. Введение в современную философию / В. И. Чуешов. – Минск, 1998.

2.2.55. Энгельс, Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии / К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. – 2-е изд. – М., 1965. – Т. 21.

2.2.56. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

Философская мысль Беларуси

2.2.57. Абдзіраловіч, І. Адвечным шляхам: даследзіны беларускага съветапогляду / І. Абдзіраловіч. – Мінск, 1993.

2.2.58. Козел, А. А. Философская мысль Беларуси / А. А. Козел. – Минск, 2004.

2.2.59. Майхрович, А. С. Янка Купала и Якуб Колас: вопросы мировоззрения / А. С. Майхрович. – Минск, 1987.

2.2.60. Скарына, Ф. Прадмовы і пасляслоўі / Ф. Скарына. – Мiнск, 1969.

2.2.61. Философская и общественно-политическая мысль Белоруссии и Литвы. – Минск, 1987.

Русская философия

2.2.62. Бердяев, Н. А. Русская идея. О России и русской философской культуре / Н. А. Бердяев. – М., 1990.

2.2.63. Зеньковский, В. В. История русской философии: в 2-х т. / В. В. Зеньковский. – Л., 1991.

2.2.64. Лосев, А. Ф. Вл. Соловьев / А. Ф. Лосев. – М., 1994.

2.2.65. Лосский, Н. О. История русской философии / Н. О. Лосский. – М., 1991.

2.2.66. Новиков, А. И. История русской философии / А. И. Новиков. – СПб., 1998.

2.2.67. Русский космизм. Антология философской мысли. – М., 1993.

Философия бытия

2.2.68. Ахутин, А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время («фюсис» и «натура») / А. В. Ахутин. – М., 1988.

2.2.69. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. – М., 1989.

2.2.70. Вязовкин, В. С. Бытие и мышление. / В. С. Вязовкин, Т. М. Тузова. – Минск, 2000.

2.2.71. Губин, В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии / В. Д. Губин. – Минск, 1998.

2.2.72. Доброхотов, А. Л. Категория бытия в классической и западноевропейской философии / А. Л. Доброхотов. – М., 1986.

2.2.73. Дубровский, Д. И. Концепции пространства и времени / Д. И. Дубровский. – М., 1991.
2.2.74. Моисеев, Н. Н. Человек и ноосфера / Н. Н. Моисеев. – М.,1990.

2.2.75. Основы онтологии: учеб. пособие для студентов филос. фак. – СПб., 1997.

2.2.76. Пригожин, И. Порядок из хаоса / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986.

2.2.77. Философия природы в античности и в средние века. – М., 2000.

Философская антропология

2.2.78. Дубровский, Д. И. Информация, сознание, мозг / Д. И. Дубровский. – М., 1980.

2.2.79. Жильсон, Э. Философ и теология / Э. Жильсон. – М., 1995.

2.2.80. Ильенков, Э. В. Диалектика идеального / Э. В. Ильенков // Философия и культура. – М.,1991.

2.2.81. Киркегор, С. Болезнь к смерти / С. Киркегор // Страх и трепет. – М., 1993.

2.2.82. Мамардашвили, М. К. Сознание как философская проблема / М. К. Мамардашвили // Вопросы философии. – 1990. – № 10. – С. 3–19.

2.2.83. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. – М., 1994.

2.2.84. Марков, Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории / Б. В. Марков. – СПб.,1997.

2.2.85. Маркузе, Г. Одномерный человек / Г. Маркузе. – М.,1994.

2.2.86. Михайлов, Ф. Г. Сознание и самосознание / Ф. Г. Михайлов. – М., 1991.

2.2.87. Плеснер, Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию / Х. Плеснер. – М., 2004.

2.2.88. Портнов, А. Н. Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии ХIХ–ХХ вв. / А. Н. Портнов. – Иваново, 1994.

2.2.89. Проблема сознания в философии и науке. – М., 1996.

2.2.90. Проблема человека в западной философии. – М., 1988.

2.2.91. Сознание в социокультурном измерении. – М., 1990.

2.2.92. Степин, В. С. Философская антропология и философия науки / В. С. Степин. – М., 1992.

2.2.93. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. – М., 1987.
2.2.94. Трубников, Н. Н. О смысле жизни и смерти / Н. Н. Трубников. – М., 1996.

2.2.95. Фрейд, З. Психология масс и анализ человеческого «Я» / З. Фрейд // Психоаналитические этюды. – Минск, 1990.

2.2.96. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – Минск, 1994.

2.2.97. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. – М.,1991.

2.2.98. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XIX век. – М.,1995.

2.2.99. Энгельс, Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства / Ф. Энгельс // К. Маркс, Ф. Энгельс // Сочинения: в 50 т. – 2-е изд. – 1965. – Т. 21.

2.2.100. Юнг, К. Коллективное бессознательное / К. Юнг. – М., 1995.

Теория познания и философия науки

2.2.101. Автономова, Н. С. Рассудок. Разум. Рациональность / Н. С. Автономова. – М., 1988.

2.2.102. Берков, В. Ф. Философия и методология науки / В. Ф. Берков. – Минск, 2004.

2.2.103. Бернал, Дж. Наука в истории общества / Дж. Бернал. – М., 1956.

2.2.104. Гайденко, П. П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П. П. Гайденко. – М., 2000.

2.2.105. Голстейн, М. Как мы познаем / М. Голстейн, И. Голстейн. – М.,1984.

2.2.106. Границы науки / под. ред. Л. А. Маркова. – М., 2000.

2.2.107. Ильин, В. В. Теория познания. Введение. Общие проблемы / В. В. Ильин. – М., 1993.

2.2.108. Кочергин, А. Н. Методы и формы научного познания / А. Н. Кочергин. – М., 1990.
2.2.109. Лекторский, В. А. Эпистемология классическая и неклассическая / В. А. Лекторский. – М., 2001.

2.2.110. Лешкевич, Т. Г. Философия науки: учеб. пособие / Т. Г. Лешкевич. – М., 2005.

2.2.111. Микешина, Л. А. Философия науки: учеб. пособие/ Л. А. Микешина. – М., 2005.

2.2.112. Наука в зеркале философии ХХ века. – М., 1992.

2.2.113. Наука в системе социальных ценностей. – М.,1995.
2.2.114. Познание в социальном контексте. – М., 1994.

2.2.115. Проблема истины в современной западной философии науки. – М., 1987.

2.2.116. Проблема ценностного статуса науки на рубеже ХХI в. – СПб., 1999.

2.2.117. Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы / Б. Рассел. – Киев, 1997.

2.2.118. Современная философия науки: знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. – М., 1996.

2.2.119. Философия науки: учеб. пособие / Е. Ю.Бельская [и др.]; под. ред. Ю. В. Крянева, Л. Е. Моториной. – М., 2007.

Социальная философия

2.2.120. Арефьева, Г. С. Общество как предмет социально-философского анализа / Г. С. Арефьева. – М., 1995.

2.2.121. Бабосов, Е. М. Конфликтология / Е. М. Бабосов. – Минск, 1997.

2.2.122. Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования / Д. Белл. – М., 1999.

2.2.123. Бердяев, Н. А. Смысл истории / Н. А. Бердяев. – М., 1990.

2.2.124. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990.

2.2.125. Власть. Очерки современной политической философии Запада. – М., 1989.

2.2.126. Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С. Гуревич. – М., 1995.

2.2.127. История и философия культуры. – М., 1996.

2.2.128. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. – СПб., 1996.

2.2.129. Кемеров, В. Е. Введение в социальную философию / В. Е. Кемеров. – М., 1996.

2.2.130. Момджян, К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997.

2.2.131. Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994.

2.2.132. Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986.

2.2.133. Ортега-и-Гассет, Х. Восстание масс // Х. Ортега-и-Гассет // Дегуманизация искусства. – М., 1991.

2.2.134. Панарин, А. С. Философия политики / А. С. Панарин. – М., 1999.

2.2.135. Парсонс, Т. О социальных системах / Т. Парсонс. – М., 2002.

2.2.136. Сергейчик, М. Е. Философия истории / М. Е. Сергейчик. – СПб., 2002.

2.2.137. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия. – М., 2001.

2.2.138. Структура общества и массовое сознание. – М., 1999.

2.2.139. Тавризян, Г. Техника, культура, человек / Г. Тавризян. – М., 1986.

2.2.140. Тойнби, А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. – М., 2001.

2.2.141. Философия. Глобализация. Интеграция / под общей ред. проф. Чуешова В. И. – Минск, 2006.

2.2.142. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

2.2.143. Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

2.2.144. Философия техники: история и современность. – М., 1997.

2.2.145. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб., 2000.

2.2.146. Шпенглер, О. Закат Европы: в 2 т. / О. Шпенглер. – М., 1993, 1998.

2.2.147. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

Заключение. Философия и ценностные приоритеты в культуре XXI столетия

2.2.148. Бек, У. Что такое глобализация? / У. Бек. – М., 2001.

2.2.149. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб., 2001.

2.2.150. Василькова, В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В. В. Василькова // Синергетика и теория социальной организации. – СПб., 1999.

2.2.151. Водопьянов, П. А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П. А.Водопьянов, В. С. Крисаченко. – Минск,, 1993.

2.2.152. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

2.2.153. Глобальный эволюционизм. – М.,1994.

2.2.154. Медоуз, Д. Пределы роста / Д. Медоуз. – М.,1991.

2.2.155. Медоуз, Д. Х. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу, обеспечить устойчивое будущее / Д. Х. Медоуз, Д. Л. Медоуз, Й. Рендерс. – М., 1994.

2.2.156. Моисеев, Н. Н. Современный рационализм / Н. Н. Моисеев. – М., 1995.

2.2.157. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – Минск, 1997.

2.2.158. Панарин, А.С. Искушение глобализмом / А.С. Панарин. – М., 2000.

2.2.159. Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. – М., 1991.

2.2.160. Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф. Фукуяма. – М., 2004.

2.2.161. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций / С. Хангтинтон. – М., 2003.

3. ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ, НАГЛЯДНЫХ И ДРУГИХ ПОСОБИЙ, МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ И МАТЕРИАЛОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ1

3.1. Габрусь И.Ф. Исторические образы философской мысли: Учебно-методическое пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР. Мн.: БГУИР, 2005.

3.2. Гуманизация духовной синергии современного белорусского общества в контексте идеологических вызовов современности: Учебное пособие по курсу философии и культурологии для студентов всех специальностей БГУИР, аспирантов и магистрантов / Г. И. Малыхина, В.И.Миськевич, Ю.А. Харин; под ред. В.И. Миськевича. Мн.: БГУИР, 2004.

    1. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. И. Богута. – М., 1995.

    2. Канке, В. А. Философия : учеб. пособие / В. А. Канке. – М., 2001.

3.5. Малыхина Г.И., Харин Ю.А. , Александрова Л.Н., Ермолович Д.В. Идеология и мировоззренческая культура личности: пособие для студентов, магистрантов и аспирантов БГУИР. - Мн.: БГУИР, 2006.

3.6. Малыхина Г.И., Ю.А. Харин, В.А. Иноземцев, И.Ф. Габрусь. ЭУМК «Философия».

    1. Методические рекомендации по философии для аспирантов и соискателей нефилософских специальностей БГУИР. – Минск : БГУИР, 2002.

    2. Планы семинарских занятий по курсу «Философия» для студ. днев. и вечерней форм обуч. – Минск : БГУИР, 2002.

    3. Рабочая программа по курсу «Философия».

    4. Спиркин А. Г. Философия : учебник для техн. вузов / А. Г. Спиркин. – М., 2000.

    5. Философия в современном мире : учеб.-метод. пособие для магистрантов БГУИР днев. и заоч. форм обуч. / Сост. И. Ф.Габрусь, Г. И. Малыхина, Ю. А. Харин. – Минск, БГУИР, 2004 .

3.12. Философия: Практикум для студентов вечерней, заочной и дистанционной форм обучения / Сост. Л.Н.Александрова, И.Ф. Габрусь, В.А.Иноземцев, Г.И.Малыхина, Ю.А.Харин. Мн.: БГУИР, 2005

    1. Философия : учеб.-метод. комплекс для студ. заоч. и дистанц. форм обуч. / Сост. И. Ф. Габрусь, Г. И. Малыхина, Ю. А. Харин. – Минск : БГУИР, 2003.

    2. Человек. Культура. Синергия / под ред. проф. Ю.А.Харина. – Минск : БГУИР, 2000.

4. Протокол согласования учЕбной программы

по изучаемой учебной дисциплине

С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

Название дисциплины,

с которой требуется согласование

Кафедра, обеспечивающая изучение этой дисциплины

Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой дисциплине

Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с ука- занием даты и но- мера протокола)

Политология

Кафедра

гуманитарных дисциплин

нет

Протокол №10 от 31 мая 2010 г.

Социология

Кафедра

гуманитарных дисциплин

нет

Протокол №10 от 31 мая 2010 г.

Основы идеологии белорусского государства

Кафедра

гуманитарных дисциплин

нет

Протокол №10 от 31 мая 2010 г.

Зав. кафедрой философии Г.И. Малыхина

1 Примечание: С электронными учебно-методическими комплексами можно ознакомиться в Центре дистанционного обучения (корп. 3, к. 107). Остальные материалы можно найти на электронной странице кафедры философии по адресу: www.bsuir.by, далее по ссылке: Образование / Факультеты / Факультет компьютерных систем и сетей / Кафедра философии / Учебно-методическая работа.

1

Смотреть полностью


Скачать документ

Похожие документы:

  1. Регистрационный № УД- /р Культурология Рабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»

    Рабочая учебная программа
    ... Никульшин ___.___.2008 РегистрационныйУД-______/р. Культурология Рабочаяучебнаяпрограммадляспециальностей 1-40 01 01 «Программное ... соч.: В 2 т. М., 1990. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. М., 1991. Психоанализ и культура: Избран ...
  2. Регистрационный № УД- /р Логика Рабочая учебная программа для специальностей 1-40 01 01 «Программное обеспечение информационных технологий»

    Рабочая учебная программа
    ... Никульшин ___.____.2008 РегистрационныйУД-____/р. Логика Рабочаяучебнаяпрограммадляспециальностей 1-40 01 01 «Программное ... С. И. О теории и практике спора / С. И. Поварнин // Вопросы философии. – 1990. – №3. Поварнин, С. И. Спор. О теории и ...
  3. Регистрационный № УД- /р КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рабочая учебная программа для специальности

    Рабочая учебная программа
    ... Бондарик __.___.2010 РегистрационныйУД-___________/р. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Рабочаяучебнаяпрограммадляспециальности : 1-40 01 01 ... «Философия». Протокол согласования учЕбнойпрограммы по изучаемой учебной дисциплине С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ...
  4. Регистрационный № УД- /р ЛОГИКА Рабочая учебная программа для специальности

    Рабочая учебная программа
    ... В.М. Бондарик __.___.2010. РегистрационныйУД-___________/р. ЛОГИКА Рабочаяучебнаяпрограммадляспециальности : 1-31 03 04 « ... С. И. О теории и практике спора / С. И. Поварнин // Вопросы философии. – 1990. – №3. Поварнин, С. И. Спор. О теории и ...
  5. Философия средневековья и возрождения учебная программа для специальности 1-21 02 01 «философия»

    Программа
    ... РегистрационныйУД-_135_/р. Философия Средневековья и Возрождения Учебнаяпрограммадляспециальности: 1-21 02 01 «Философия» Факультет философии и социальных наук Кафедра философии ... качестве рабочего варианта на заседании кафедры философии культуры ...

Другие похожие документы..