Главная > Пояснительная записка


Министерство труда и социального

развития Российской Федерации

Московский государственный социальный

университет (Брянский филиал)

Кафедра общеобразовательных

и гуманитарных дисциплин

А.А. Чубур

КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО

ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Учебно-методические материалы

Специальности:

021100 «Юриспруденция»,

350500 «Социальная работа и администрирование»,

060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Брянск 2002

ББК 20 я73

Ч-81

Чубур Артур Артурович кандидат исторических наук

Концепции современного естествознания.

Учебно-методические материалы.

Брянск, издательский комплекс БФ МГСУ, 2002. – 20 с.

Для студентов и преподавателей дневного и заочного отделений БФ МГСУ, а также студентов-гуманитариев и преподавателей Брянских ВУЗов.

Настоящие учебно-методические материалы одобрены, утверждены и рекомендованы к изданию на заседании кафедры общеобразовательных и гуманитарных дисциплин Брянского филиала Московского государственного социального университета 1.09.2002. (Протокол № 1).

© Издательский комплекс БФ МГСУ. 2002

© А. А. Чубур. 2002.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по соответствующим направлениям. На изучение дисциплины отводится от 16 до 42 часов лекционных занятий в течение 1 семестра, а также семинары (на дневном отделении) и выполнение контрольных работ (на заочном отделении).

Эта общеобразовательная дисциплина предназначена для подготовки специалистов по гуманитарным направлениям. Ее назначение – содействовать получению широкого базового высшего образования, способствующего дальнейшему развитию личности. Изучение «Концепций современного естествознания» преследует цели ознакомления студентов с неотъемлемым компонентом единой культуры – естествознанием, и формирования целостного взгляда на окружающий мир. Тенденция к гармоничному синтезу двух традиционно противостоящих компонентов культуры созвучна потребности современного общества в целостном мировоззрении. Идея курса заключается в передаче гуманитариям элементов естественнонаучной грамотности, представлений об основополагающих концепциях различных естественных наук, складывающихся в единую картину мира. Основное содержание дисциплины – целостное описание природы и человека как части природы на основе научных достижений, концепций и парадигм, в историческом контексте.

Это междисциплинарное динамичное описание основных явлений и законов природы и научных открытий, которые послужили началом революционных изменений в технологиях, мировоззрении, общественном сознании. Методология курса состоит в рассмотрении сначала места естествознания в научной картине мира, затем – истории естествознания, формирования современных естественнонаучных концепций, а после этого – структуры мира: от основополагающих концепций пространства-времени к его иерархическим и организационным эволюционирующим уровням материального мира: микромир и мегамир, макромир, жизнь, человек как биопсихосоциальное существо, взаимодействие биосферы и цивилизации и разум во Вселенной.

Практическая цель дисциплины – воспитание естественнонаучной культуры мышления и грамотного отношения к природе и живым существам (бытовой экологической культуры).

Специалист должен знать:

  • специфику гуманитарного и естественнонаучного компонентов культуры, ее связи с особенностями мышления, природы отчуждения и необходимости их воссоединения на основе целостного взгляда на окружающий мир.

  • задачи и возможности рационального естественнонаучного метода.

  • сущность фундаментальных законов природы, определяющих облик современного естествознания, к которым сводится множество частных закономерностей физики, химии и биологии.

  • представления о физической картине мира как основе целостности и многообразия природы.

  • сущность жизни, принципов основных жизненных процессов, организации и эволюции биосферы.

  • возможные сценарии развития человечества в связи с кризисными явлениями в биосфере, роль естественнонаучного знания в решении социальных проблем и сохранении жизни на Земле.

  • о революциях в естествознании и смене научных парадигм как ключевых этапах развития естествознания.

  • представления о принципах эволюционизма и синергетики.

  • роль исторических и социокультурных факторов в процессе развития естествознания и техники, в процессе диалога науки и общества.

  • о корпускулярной и континуальной традициях описания природы.

  • о физиологических основах психики, социального поведения.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕН.Ф.03

Концепции современного естествознания.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро- макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизико-геохимическая; географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов - основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровья, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы: ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма; пути к единой культуре.

189

Программа дисциплины

";Концепции современного естествознания";

(заочное отделение)

Тема 1. Место естествознания в современной научной картине мира. Движущие силы науки.

Наука. Научное познание. Три уровня познания мира. Естествознание. Концепция. Мировоззрение. Парадигмы и их смена. Движущие силы науки. Культура и ее дуализм. Трансляция культуры. Дифференциация и интеграция наук. Научно-техническая революция. Глобальные проблемы человечества.

Тема 2. становление и История естествознаиния.

Протонаучное повседневное стихийно-эмпирическое знание. Мифологическая картина мира. Магия. Неолитическая революция. Естествознание Древнего Египта, Двуречья, Европы. Античная натурфилософия: математическая и атомистическая программы. Эллинизм: Александрийская библиотека. Средневековое сознание. Университеты. Схоластическая, герметическая, опытно-эмпирическая традиции познания. Арабская средневековая наука. Сознание эпохи Ренессанса, ее достижения в области биологии, химии и медицины. Космогоническая революция, небесная механика. Классическая механика. Золотой век просвещения: достижения биологии, концепция флогистона. Открытие атомного веса, органической химии, периодической системы элементов. Термодинамика. Закон сохранения и превращения энергии.

Тема 3. пространство-время.

Квант пространства и квант времени. Абсолютное и относительное время. Абсолютное и относительное пространство. Пространство Евклида. Пространство Римана-Лобачевского. Трехмерность пространства. Многомерность. Гипотеза фридмонов. Время и его свойства. Три концепции понимания времени. Гипотезы профессора Козырева и его причинная механика.

Тема 4. Релятивистская революция в физике.

Оптика – корпускулярная и волновая концепции света. Концепция мирового эфира. Опыты А. Майкельсона. А. Эйнштейн и его Специальная и Общая теории относительности. Относительность времени и пространства. Парадокс близнецов. Релятивистские эффекты.

тема 5. квантовая революция в физике

Учение об электричестве и магнетизме. Парадоксы «ультрафиолетовой катастрофы» и фотоэффекта и их квантовое объяснение. М. Планк и идея квантов. Двойственные свойства фотонов. Мировоззренческие следствия квантовой теории: принципы неопределенности и дополнительности, концепция атома. Постулат Н. Бора. Лазер. Радиоактивность.

Тема 6. Микромир.

Мегамир, макромир, микромир. Элементарные частицы и их свойства: масса покоя, электрический заряд, спин, время жизни. Поле и вещество. Гравитационные, электромагнитное, ядерные, сильные, слабые взаимодействия. Попытки создания Теории фундаментального поля. Адроны, лептоны, глюоны. Кварки. Концепция суперструн. Симметрия. Нулевые колебания пространства и виртуальные частицы. Концепция Д. Уилера: материя, как геометрия пустоты.

Тема 7. Мегамир.

Звезды, их рождение, жизнь, смерть. Термоядерная реакция. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Типы звезд. Нейтронные звезды, пульсары. Черные дыры. Галактика. Метагалактика. Квазары. Проблема гамма-всплесков. Проблема скрытой массы во Вселенной. Красное смещение. Теория Большого Взрыва. Физический и квантовый вакуум. Этапы образования Вселенной.

Тема 8. Макромир.

Распространенность планетных систем в Галактике. Три группы веществ в планетной системе и их распределение. Внешние (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и внутренние (Меркурий, Венера, Земля, Марс) планеты. Плутон. Астероиды. Облако Оорта. Кометы. Кометная опасность. Метеорные потоки. Землеведение. Общие сведения о Земле. Геосферы: магнитосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, мантия, ядро, мантия, литосфера. Типы горных пород. Концепция тектонических литосферных плит А. Вегенера. Гипотеза о геокристалле.

тема 9. жизнь.

Понятия жизни и живого. Организация и самоорганизация. Синергетика. Эволюционизм и креационизм. Гипотеза А.И. Опарина о возникновении жизни в первичном Океане. Панспермия. Проблема механизма перехода к современной биохимии и механизма образования информации. Дезоксирибонуклеиновая кислота, генетическая информация. Принцип комплиментарности и биосинтез белка. Догма молекулярной биологии: ДНК – РНК – белок. Гипотеза редукции. Три ветви древа жизни: эукариоты, прокариоты, архебактерии. Анаэробы и аэробы. Криптозой. Возникновение эукариотных клеток, как результат симбиоза. Появление полового размножения. Появление многоклеточных существ. Фанерозой: палеозой, мезозой, кайнозой. Появление организмов со скелетом. Выход жизни на сушу. Появление позвоночных и их эволюция. Теория непрерывной эволюции (борьба за существование и естественный отбор). Теория прерывистой эволюции. Неокатастрофизм. Синтетическая теория эвоюции. Генетика. Законы Менделя. Вирусы. Генная инженерия и ее достижения. Биотехнологии. Клонирование. Научная этика.

Тема 10. человек.

Антропосоциогенез. Общая теория эволюции и гипотеза происхождения человека от обезьян. Проблема происхождения человечества как социума. Моноцентризм и полицентризм. Ископаемые останки гоминид. Дриопитек. Австралопитек. Человек умелый. Человек выпрямленный. Человек разумный и два его древних подвида – неандерталец и кроманьонец. Родовое общество. Человеческий мозг. Высшая нервная деятельность: сознание, подсознание и интуиция. Психология. Взаимосвязь психических и соматических процессов. Исследования Н.П. Бехтеревой. Асимметрия мозга. Парапсихология. Биолокационный эффект. Мышление. Комбинаторный взрыв Концепция иерархии языков Л.И. Верховского. Н. Винер. Кибернетика. Проблема искусственного интеллекта.

тема 11. Экология. Учение о ноосфере.

Русский космизм: В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Лосский, Л. Толстой и др.). В.И. Вернадский и его учение. Биосфера. Живое вещество. Биогеоценозы. Экология. Экологические проблемы и техногенные катастрофы. Экосистемы. Трофические связи. Биологическая цивилизация. П. Тейяр де Шарден и конвергирующая Вселенная. Ноосфера. Эволюция космического типа.

Тема 12. Внеземной разум.

Калужский мечтатель К.Э. Циолковский. Проблема поиска и обнаружения ВЦ. И.А. Ефремов о параллельности эволюционных путей. Поиск чужих планетных систем. Проблема поиска разумных радиосигналов из космоса. Гипотеза И. С. Шкловского об уникальности человечества. Астроархеология. Уфология и проблема НЛО.

Программа дисциплины

";Концепции современного естествознания";

(дневное отделение)

Тема 1. Место естествознания в современной научной картине мира. Движущие силы науки.

Наука. Научное познание. Три уровня познания мира. Естествознание. Концепция. Мировоззрение. Парадигмы и их смена. Движущие силы науки. Культура и ее дуализм. Трансляция культуры. Дифференциация и интеграция наук. Научно-техническая революция. Глобальные проблемы человечества.

Тема 2. Становление естествознания.

Протонаучное повседневное стихийно-эмпирическое знание. Наука и искусство. Возникновения счета и зачатков астрономических знаний. Первые попытки классификации знаний. Мифологическая картина мира. Магия. Неолитическая революция. Естествознание Древнего Египта, Двуречья, Европы. Миф об Атлантиде. Античная натурфилософия. Математическая программа: Пифагор, Платон, Аристотель и его первоэлементы и стихии. Атомистическая программа: Фалес, Гераклит, Демокрит, Эпикур. Эллинизм: Александрийский музей, библиотека. Евклид, Архимед, Птолемей, Гиппократ, Плиний, Лукреций.

Тема 3. История естествознаиния.

Средневековое сознание. Университеты. Три традиции познания: схоластическая (Оккам, Скот, Аквинат, Буридан), герметическая (алхимия), опытно-эмпирическая (Гроссетест, Р. Бэкон). Средневековая арабская наука. (Аль-Фараби, Аль-Бируни, Авиценна, Гебер, Улугбек и др.). Естествознание на Руси. Сознание эпохи Ренессанса. Достижения в области биологии, химии и медицины (Везалий, Парацельс, Левенгук). Энциклопедисты (да Винчи, Ф. Бэкон, Декарт и др.). Космогоническая революция, небесная механика (Коперник, Бруно, Браге, Кеплер). Классическая механика (Галилей, Ньютон) Оптика. Корпускулярная и волновая концепции света. Золотой век просвещения. Космогония Канта и Лапласа. Достижения в области биологии: Линней и бинарная номенклатура. Взгляды на развитие органического мира Ламарка, Кювье, Лайеля. Концепция флогистона и ее крах (Шталь, Лавуазье, Ломоносов, Кавендиш). Открытие атомного веса (Дальтон), органической химии (Берцелиус), периодической системы химических элементов (Менделеев). Термодинамика и ее законы (Максвелл, Больцман и др.). Закон сохранения и превращения энергии (Джоуль, Майер, Гельмгольц). Оптика Юнга и Френеля. Учение об электричестве и магнетизме (Грей, Дюфе, Франклин, Кулон, Эрстед, Якоби, Вольта, Ампер, Фарадей).

Тема 4. Релятивистская и квантовая революции в физике.

Парадоксы «ультрафиолетовой катастрофы» и фотоэффекта и их квантовое объяснение. М. Планк и идея квантов. Двойственные свойства фотонов. Мировоззренческие следствия квантовой теории: принципы неопределенности и дополнительности, концепция атома. Постулат Н. Бора. Лазер. Радиоактивность. Концепция мирового эфира. Опыты А. Майкельсона. А. Эйнштейн и его Специальная и Общая теории относительности. Относительность времени и пространства. Парадокс близнецов. Релятивистские эффекты.

тема 5. Микромир. Современные представления о строении материи.

Мегамир, макромир, микромир. Элементарные частицы и их свойства: масса покоя, электрический заряд, спин, время жизни. Поле и вещество. Гравитационные, электромагнитное, ядерные, сильные, слабые взаимодействия. Попытки создания Теории фундаментального поля. Адроны, лептоны, глюоны. Кварки. Концепция суперструн. Симметрия. Нулевые колебания пространства и виртуальные частицы. Концепция Д. Уилера: материя, как геометрия пустоты.

Тема 6. Пространство и время

Квант пространства и квант времени. Абсолютное и относительное время. Абсолютное и относительное пространство. Пространство Евклида. Пространство Римана-Лобачевского. Трехмерность пространства. Многомерность. Гипотеза фридмонов. Время и его свойства. Три концепции понимания времени. Гипотезы профессора Козырева и его причинная механика.

Тема 7. Мегамир. Звезды. Строение Вселенной.

Звезды, их рождение, жизнь, смерть. Термоядерная реакция. Диаграмма Герцшпрунга-Рассела. Типы звезд. Нейтронные звезды, пульсары. Черные дыры. Галактика. Метагалактика. Квазары. Проблема гамма-всплесков. Проблема скрытой массы во Вселенной. Красное смещение. Теория Большого Взрыва. Физический и квантовый вакуум. Этапы образования Вселенной.

Тема 8. Макромир. Солнечная система.

Распространенность планетных систем в Галактике. Три группы веществ в планетной системе и их распределение. Внешние (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун) и внутренние (Меркурий, Венера, Земля, Марс) планеты. Плутон. Астероиды. Облако Оорта. Кометы. Метеорные потоки. Современные достижения космонавтики и ее перспективы.

Тема 9. Макромир. Планета Земля

Землеведение. Общие сведения о Земле. Геосферы: магнитосфера, атмосфера, гидросфера, литосфера, мантия, ядро, мантия, литосфера. Типы горных пород. Концепция тектонических литосферных плит А. Вегенера. Гипотеза о геокристалле.

тема 10. Эволюционизм и креационизм. Происхождение жизни.

Понятия жизни и живого. Организация и самоорганизация. Синергетика. Эволюционизм и креационизм. Гипотеза А.И. Опарина о возникновении жизни в первичном Океане. Панспермия. Проблема механизма перехода к современной биохимии и механизма образования информации. Гипотеза редукции.

Тема 11. Эволюция жизни на планете Земля.

Три ветви древа жизни: эукариоты, прокариоты, архебактерии. Анаэробы и аэробы. Криптозой: архей и протерозой. Возникновение эукариотных клеток, как результат симбиоза. Появление полового размножения – первая биологическая революция. Появление многоклеточных существ – вторая биологическая революция. Фанерозой: палеозой, мезозой, кайнозой. Появление организмов со скелетом. Развитие беспозвоночных. Выход жизни на сушу. Появление позвоночных. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Динозавры. Птицы. Млекопитающие. Теория непрерывной эволюции Ч. Дарвина (борьба за существование и естественный отбор). Теория прерывистой эволюции С. Гулда и Н. Элдриджа. Неокатастрофизм. Синтетическая теория эвоюции.

тема 12. Генетика, молекулярная биология, генная инженерия.

Генетика. Законы Менделя. Дезоксирибонуклеиновая кислота, генетическая информация. Принцип комплиментарности и биосинтез белка. Догма молекулярной биологии: ДНК – РНК – белок. Вирусы. Генная инженерия и ее достижения. Биотехнологии. Клонирование. Научная этика.

Тема 13. Антропосоциогенез.

Антропосоциогенез. Ч. Дарвин. Общая теория эволюции и гипотеза происхождения человека от обезьян. Ф. Энгельс и проблема происхождения человечества как социума. В.П. Алексеев и выделенное им семейство гоминид. Моноцентризм и полицентризм. Ископаемые останки гоминид. Дриопитек. Австралопитек. Человек умелый и олдувайская культура. Человек выпрямленный и ашельская культура. Человек разумный и два его древних подвида – неандерталец и кроманьонец. Родовое общество. Мустьерская и верхнепалеолитическая культуры. Неолит. Бронзовый и железный века.

Тема 14. сознание, подсознание, интуиция. кибернетика, Искусственный интеллект.

Человеческий мозг. Высшая нервная деятельность: сознание, подсознание и интуиция. Психология. Взаимосвязь психических и соматических процессов. Исследования Н.П. Бехтеревой. Асимметрия мозга. Парапсихология. Биолокационный эффект. Мышление. Комбинаторный взрыв Концепция иерархии языков Л.И. Верховского. Н. Винер. Кибернетика. Проблема искусственного интеллекта.

тема 15. Экология. Учение о ноосфере.

Русский космизм: В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Лосский, Л. Толстой и др.). В.И. Вернадский и его учение. Биосфера. Живое вещество. Биогеоценозы. Экология. Экологические проблемы и техногенные катастрофы. Экосистемы. Трофические связи. Биологическая цивилизация. П. Тейяр де Шарден и конвергирующая Вселенная. Ноосфера. Эволюция космического типа.

тема 16. Ритмы в природе и в истории.

Хронобиология. Суточные ритмы и физический, эмоциональный и интеллектуальный биоритмы у людей. Стадии человеческой жизни. Ритмы Солнца и их влияние на человечество. Теория пассионарного этногенеза Л.Н. Гумилева. Ритмы истории.

Тема 17. Внеземной разум.

Калужский мечтатель К.Э. Циолковский. Проблема поиска и обнаружения ВЦ. И.А. Ефремов о параллельности эволюционных путей. Поиск чужих планетных систем. Проблема поиска разумных радиосигналов из космоса. Гипотеза И. С. Шкловского об уникальности человечества. Проблема НЛО.

Учебно-тематический план по курсу «Концепции современного естествознания» для специальностей Юриспруденция, Социальная работа и администрирование, Бухгалтерский учет, анализ, аудит (заочное отделение)

темы

Количество часов

Контрольные мероприятия – экзамен

Всего

Лекции

1

Место естествознания в современной научной картине мира.

1

1

2

Становление и история естествознания

1

1

3

Пространство и время.

1

1

4

Релятивистская революция

1

1

5

Квантовая революция

1

1

6

Микромир.

1

1

7

Мегамир

2

2

8

Макромир

2

2

9

Жизнь

2

2

10

Человек

2

2

11

Биосфера, ноосфера,

1

1

12

Внеземной разум

1

1

Всего

16

16



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Концепции современного естествознания (3)

    Учебное пособие
    ... Государствен­ным стандартом РФ по дисциплине «Концепциисовременно­гоестествознания», входящей в цикл общих математических ... с историей науки и важнейшими концепциямисовременногоестествознания помогут читателю объективно сориентироваться в ...
  2. «концепции современного естествознания» (2)

    Документ
    ... .– 256 с. Дубнищева Т.Я. Концепциисовременногоестествознания. – Новосибирск, 1997. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепциисовременногоестествознания. – М., 2003. Горелов А.А. Концепциисовременногоестествознания. – М.,2003. Афанасьев ...
  3. «концепция современного естествознания»

    Документ
    «Концепциясовременногоестествознания» Содержание понятия «естествознание». Естествозна́ние — область науки, ... которые столь характерны для современ­ногоестествознания. В современноместествознании органически перепле­таются два противоположных ...
  4. Концепции современного естествознания (14)

    Автореферат диссертации
    ... . 2000. 166 с. Концепциисовременногоестествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000. Концепциисовременногоестествознания / Под ред ...
  5. Концепции современного естествознания (28)

    Автореферат диссертации
    ... . 2000. 166 с. Концепциисовременногоестествознания / Под ред. В.Н. Лавриненко и В.П. Ратникова. М.: ЮНИТИ, 2000. Концепциисовременногоестествознания / Под ред ...
  6. Концепции современного естествознания (21)

    Документ
    Концепциисовременногоестествознания: социогуманитарная интерпретация специфики современной науки: Учеб. пособие / Т.Г. ... дефицит интерпретационного подхода в курсе «Концепциисовременногоестествознания». ВВЕДЕНИЕ 3 Раздел 1. ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ...

Другие похожие документы..