Главная > Закон


ББК 74.200.50 П 163

Рецензенты:

Г. Н. Волков, действ, чл. РАО, д-р пед. наук, проф.; А. П. Оконешникова, д-р психол. наук, проф.

Научный редактор: В. В. Сериков, чл.-кор. РАО, д-р пед. наук, проф.

Панькин А. Б.

П 163 Этнокультурный парадокс современного образования: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 446 с.

18ВМ 5-88234-529-4

Автор представляет оригинальную концепцию этнокуль­турного подхода к построению системы образования на приме­ре возрождающегося калмыцкого этноса. В монографии изло­жены богатый сравнительно-педагогический материал и прак­тический опыт. Впервые показан синтез идей этнокультурной коннотации личностно-развивающей образовательной модели и билингвизма.

Адресована специалистам в этнопедагогике, разработчикам в системе образования, аспирантам, студентам педвузов.

ББК 74.200.50

18ВЫ 5-88234-529-4

©А. Б. Панькин, 2001

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4

Глава 1. Образование в системе возрождающейся этнической культуры Ю

  1. Возрождение этнической культуры как социально-
    историческая проблема 10

  2. Роль образования в возрождении этнической куль­
    туры 52

Глава 2. Этнокультурная образовательная система: исторический генезис и концептуальные основы современного
развития 83

  1. Закономерности генезиса образовательных систем
    при прогнозе развития этнокультурной системы образования 83

  2. Разработка концепции развития этнокультурной
    системы образования на примере Калмыкии 138

  3. Личностный подход как методологический принцип
    проектирования этнокультурной системы образования — 192

Глава 3. Язык в системе образования. Проблемы и противоречия 246

  1. Концепция этноязыковой системы образования 246

  2. Проблема билингвизма в контексте возрождения
    родного языка 274

Глава 4. Актуализация этнокультуры в системе образования. Опыт проектирования и развития системы образования Республики Калмыкия 317

  1. Формирование системы этнокультурного образования 317

  2. Проектирование и развитие этнокультурно-
    коннотированных учреждений образования 360

Заключение 404

Список литературы 413

Приложение 432

ВВЕДЕНИЕ

Проблема, рассматриваемая в данной работе, связана с радикальными изменениями социально-экономического укла­да жизни и государственного устройства страны, предопределе­на качественным изменением ценностных ориентации, обра­щением к общечеловеческим и этническим ценностям как составной части культуры, противостоящим духовной ассими­ляции и деградации общества и стимулирующим социальное развитие личности.

Исследование закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры ста­новятся актуальной социально-исторической проблемой, приоб­ретают важное значение в формировании личности современно­го человека и признаются этнокультурным парадоксом совре­менности, т. к. это явление сопутствует нарастающей унифика­ции духовной и материальной культуры, процессам глобализа­ции. На глобализацию экономики и конвергенцию мир реаги­рует настойчивым поиском этнокультурной самобытности. Все это обусловливает парадоксальное сосуществование двух альтер­нативных направлений — глобализации и многообразия.

В мировом масштабе проходят процессы, характеризующие­ся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчерк­нуть уникальность культуры и психологического склада, всплес­ком осознания миллионами людей своей принадлежности к определенному этносу — национального самосознания или эт­нической идентичности. Проявляется большой интерес к сво­им корням. Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в первой половине XXI в.

Все чаще и громче говорят об этнокультурном утверждении в поликультурных государствах, в которых в условиях

унифицированной образовательной системы обычно не остается места для сохранения языков этнических меньшинств, для приобще­ния молодого поколения к культуре своего народа, что приво­дит к угасанию формировавшихся веками нравственных и ду­ховных ценностей народов. Все больше людей, прежде всего молодых, вопреки предсказаниям (прежде всего политиков) вглядываются в прошлое, ищут защиту, поддержку и уверенность в себе, в непреходящих, вечных, традиционных ценностях своих предков, стремятся сохранить свою самобытность, уникальную культуру. Интерес к проблеме культуры и языка также обусловлен наличием меньшинств, претендующих на право выражения своей культурной самобытности и испытывающих осо­бые потребности в связи с социальной и экономической инте­грацией в среду обитания. Отсюда процесс самоопределения, по­иск этнической идентичности, рост этнического самосознания, осмысление новых ценностных доминант.

Парадокс современного образования заключается в том, что оно претендует на универсальность и объективность, тогда как на самом деле является лишь выражением гегемонии тех или иных культурных разновидностей западного экспансионизма во имя абстрактной технократической эффективности. Эти тенден­ции заставляют рассматривать этническое возрождение как один из путей развития человечества в первой половине XXI в.

В последнее десятилетие в образовательной политике Российской Федерации одним из приоритетных направлений яв­ляется деятельность по возрождению и развитию этнокультурно-ориентированных образовательных учреждений, по форми­рованию национально-региональных систем образования. Акту­альность темы обусловлена задачами, стоящими перед системой образования, необходимостью возрождения культурного потен­циала каждого народа и его раскрытия посредством системы образования, неизбежностью социально-педагогических процес­сов включения в содержание образования этнической культу­ры. Система образования становится важнейшим фактором возрождения, сохранения и развития этнической культуры, са­мосознания. Проблемы этнически ориентированных систем образования отличаются теоретической неразработанностью. Исследования касались в основном проблем частных методик и отдельных аспектов обучения и воспитания. Основные аспекты

изучения и использования народного опыта в развитии де­тей намечены в работах Г. Виноградова, Г. Н. Волкова, А. ТТТ. Гашимова, А. Э. Измайлова, О. Д. Мукаевой, А. П. Оконешниковой, Р. Д. Санжаевой, С. И. Фоминой и др. В научной школе Е. В. Бондаревской проблема этнокультурной школы активно разрабатывается А. Я. Данилюком. Принципы культуросообразности и культуротворчества раскрываются Е. В. Бондаревской и про­ецируются А. Я. Данилюком на проблемы современной школы.

Целенаправленные исследования, кардинально и целостно рассматривающие закономерности процессов возрождения и развития этнокультурных систем образования в структуре возрождающихся этнокультур, раскрывающие их методологические основы, отсутствуют. Необходимость такого рода изысканий диктуется потребностями современных образовательных реалий. Методологической основой нашего исследования является уче­ние об определяющей роли активной сущности человеческой деятельности в становлении личности, о соотношении нацио­нального, общечеловеческого в социокультурной жизни обще­ства; философские и этнографические исследования и этно­логические теории; -современные теории этноса и этнического раз­вития (С. А. Арутюнов, Л. Н. Гумилев, Э. С. Маркарян, Н. Чебоксаров, М. Мид); исследования по личностно ориентированному образованию (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, В. И. Данильчук, В. В. Сериков, В. Д. Шадриков, И. С. Якиманская); системный подход к проектированию образовательных систем (В. В. Краевский, В. Беспалько, Г. Кириллова, В. Максимова, И. Я. Лернер); принцип сочетания этнокультурологического и обще­человеческого подходов в историческом аспекте (В. С. Библер, Г. П. Выжлецов, М. С. Каган, К. Клакхон, А. Кребер, С. В. Лурье, В. Е. Межуев); российский и международный опыт билингвиз­ма (Е. М. Верещагин, Ю. Д. Дешериев, И. Я. Зимняя, И. Ф. Протченко, Д. Фишман, Л. В. Щерба).

Цель данной монографии — разработка научно-педагогических основ технологии развития этнокультурно-ориентированных систем образования. Отправной точкой анализа являлось предположение о том, что этнокультурная система образования как важнейший и неотделимый элемент культуры народа про­ходит вместе с ней взаимозависимый путь развития, а целена­правленное и системное использование прогрессивных достижений этнической культуры является

6

серьезной предпосылкой формирования и совершенствования личностной структуры представителей молодого поколения.

Этнокультурная система образования рассматривается как оригинальный субъект, развивающийся в соответствии с определенными закономерностями, зависящими от развития этноса и социума, как важнейший структурный элемент процесса воз­рождения, сохранения и развития культуры этноса. С позиций процессуально-результативного подхода сущность этнокультур­ной системы образования трактуется как процесс и результат социально-исторического развития этноса, готовность к этни­ческой самоидентификации, как стержневое качество в струк­туре этнической культуры.

На основе этнокультурологического подхода определены сущностные характеристики и основные структурные компоненты этнокультурной системы образования, раскрываются малоизу­ченные аспекты возрождающихся систем образования, в част­ности личностный, этнопедагогический, языковой, билингвистический, нравственный. Обосновывается концепция развивающей­ся этнокультурной системы образования и разрабатываются научно-педагогические основы проектирования и формирова­ния двуязычной этнокультурной школы, работающей в контек­сте личностно ориентированной образовательной парадигмы и ориентирующей личность на общечеловеческие ценности через этническую культуру. Ценностные ориентации этнокультуры обеспечивают системность, целостность формирования личности. Педагогическим условием формирования современной этнокультуры выступает совместная воспитывающая коллективная деятельность учащихся по усвоению социального опыта.

Системообразующим фактором формирования современной культуры выступает гуманистически направленная, обществен­но-значимая совместная деятельность учащихся — представи­телей различных этносов. Культурно-педагогическое наследие каждого этноса содержит в себе уникальный образовательный потенциал, который может быть успешно реализован посред­ством системы образования. От ориентации системы образо­вания на этнокультуру как интегративное личностное образо­вание зависит расширение, углубление и личностное принятие объектом образовательного процесса общечеловеческих цен­ностей.

7

Для реализации проблемы вводится понятие «этнокультур­ная коннотация», которая представляет собой социальный фе­номен и подчеркивает этнокультурную особенность современ­ной образовательной системы. Результаты исследования содер­жат решение научной проблемы формирования этнокультурно-коннотированной системы образования.

Этнокультурно-коннотированное образование предполагает учет не только этнопсихологических особенностей учащихся, но и этносемиотических механизмов, обусловливающих их специ­фику в каждом отдельном регионе. Образование рассматрива­ется как важнейший структурный элемент процесса возрожде­ния, сохранения и развития культуры этноса. Теоретически обо­снована и экспериментально подтверждена эффективная техно­логия формирования этнокультурно-коннотированной системы образования; обосновывается представление об этнокультурно-коннотированной системе образования как подсистеме полиэтнической образовательной супердержавы; показана сущность этнокультурной детерминации деятельности современной шко­лы; показана роль родного языка как носителя этнокультурной специфики; исследованы проблемы соотношения языков нацио­нальных меньшинств и основного государственного языка на примере калмыцко-русского двуязычия. Система образования рассматривается как важнейший структурный элемент процес­са возрождения, сохранения и развития культуры этноса.

Актуализация традиционных педагогических взглядов, достижений культуры этносов должна стать главным фактором форми­рования нравственно-этической и социальной базы личности.

В процессе подготовки данного исследования автор разрабо­тал «Концепцию развития калмыцкой национально-региональ­ной системы образования, возрождающей, сохраняющей и развивающей родной язык — основу национальной культуры и самосознания», «Базисный учебный план общеобразовательных школ Республики Калмыкия», программы развития системы образования г. Элисты на 1991—1995, 1995-2000, 2001—2005 го­ды, программы развития различных учреждений образования Республики Калмыкия, принял участие в выполнении региональной научной программы «Калмыкия», сформированной Министерством образования Российской Федерации и прави­тельством Республики Калмыкия, а также в

8

Качестве ответственного исполнителя проекта «Региональное строительство и управление системой образования Республики Калмыкия».

Автор выражает признательность Н. М. Бадмахалгаевой, Н. Э. Басаевой, Г. М. Борликову, Г. Н. Волкову, О. Д. Мукаевой, И. С. Немгировой, А. П. Оконешниковой, В. М. Полтавской, Р. Д. Санжаевой, В. В. Учурову за поддержку и помощь в реа­лизации основных идей исследования.

Особая благодарность научному редактору — член-корреспонденту РАО, доктору педагогических наук, профессору В. В. Серикову за глубокое проникновение в проблемы этно­культурного образования и оказание неоценимой поддержки в подготовке монографии.

Глава 1. ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ВОЗРОЖДАЮЩЕЙСЯ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Возрождение этнической культуры как социально-                 историческая проблема

На рубенсе тысячелетий в мировом масштабе проходят процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность культуры и психологического склада, всплеском осознания миллионов людей своей принадлежности к определенному этносу — националь­ного самосознания или этнической идентичности. Проявляется большой интерес к своим корням. Призывы к исконным цен­ностям становятся все сильнее. В поликультурных государствах все чаще говорят об этнокультурном утверждении. Все больше людей, прежде всего молодых, вопреки предсказаниям (прежде всего политиков) вглядываются в прошлое, ищут защиту, под­держку и уверенность в себе, в непреходящих, вечных, традици­онных ценностях своих предков, стремятся сохранить свою са­мобытность, уникальную культуру. Возрастающее влияние куль­туры и религии вступает в резкое противоречие с тезисом конвер­генции. Этническое возрождение рассматривается как одна из основных черт развития человечества в первой половине XXI в. Исследование закономерностей развития межпоколенных стабильных общностей (этносов), возрождение их культуры ста­новятся актуальной социально-исторической проблемой, приоб­ретают важное значение в формировании личности современно­го человека и признаются этнокультурным парадоксом современности, т. к. сопутствуют все нарастающей унификации ду­ховной и материальной культуры, процессам глобализации, поскольку глобализации экономики и мировому распространению единообразия и конвергенции противостоит этнокультурная самобытность. Это обусловлено прежде всего наличием непрекращающихся международных конфликтов, опасности ядерной

10

войны, террористической и экологической угрозы, глобализаци­ей духовной жизни, парадоксальным сосуществованием двух противоборствующих направлений — глобализации и многообразия. Ощущение нестабильности уменьшает оптимизм и веру в светлое будущее. Причиной возрождения интереса к своим корням является протест как следствие несостоятельности раз­личных типов универсализма. Идея всеобщего мира и братства изжила себя. «Социалистические» ценности не оправдали ожи­даний из-за искажений, которые они претерпели на практике. Наднациональный капиталистический порядок также не стал подходящей альтернативой.

Когда в 80-е годы глобализация индустрии западной культуры проникла в самые отдаленные уголки мира, наиболее вос­приимчивые культуры отреагировали на это мерами, направленными на сохранение самобытности. Эта тенденция застави­ла осознать амбивалентность современности. Геополитический контекст ограничен всеобъемлющим процессом глобализации не только экономики, но и западной культуры. На глобализа­цию мир реагирует настойчивым поиском этнической и куль­турной самобытности.

Реакцией на процесс глобализации, ориентированный на придание единообразия и конвергенцию стиля жизни, стало направ­ление, основанное на таких ценностях, как культурные корни и этничность. Последовавший за этим процесс этнокультурного утверждения приобрел мировой масштаб. Рудольф Ставенхаген (Кис1о1:С 81;ауеппа&еп) ввел понятие этничности в исследова­ния вопросов развития1.

В некоторых частях мира в результате этнокультурного самоутверждения возникают новые современные формы и выражения самобытности, такие как азиатская современность, ис­ламское возрождение и распространение местных культур в Африке. В сегодняшнем мире цели развития и средства его достижения пересматриваются и определяются незападными странами. Возрождение мусульманской культуры, стихийное движение христианских общин в странах Латинской Америки, возобновление споров между славянофилами и западниками в России, мессианское движение в странах Африки, а также

1 Stivenhagen R. Ethnodevelopment: a neglechtad dimension in development thinking// Apthorpe, P., eds, 1986. Development studies: critigue and reneval. Leiden, E.J. Brill.

восторги новейшими азиатскими технологиями (в Японии, Сингапуре и Малайзии) — все это указывает на растущее разочарова­ние в секуляризованных материалистических теориях разви­тия. Возрожденное чувство основополагающих ценностей спо­собствует усилению этнокультурных потребностей. Представления глобализации и секуляризации не в состоянии справить­ся с этими потребностями.

Согласно парадигме модернизма социальная, политическая и экономическая сферы жизни объяснимы и управляемы. По­этому нашу жизнь пытались планировать и направлять. Гос­подство технологической цивилизации, вредные последствия модернизации и чрезмерное единообразие обостряют чувство отчуждения у индивида и повышают ценность малых и боль­ших общностей и этнической самобытности. Пробуждение ин­тереса к своим корням — это протест против модернизации, подрывающей традиционные ценности, разрушающей вековые общности и обесценивающей этнокультурные традиции. Дина­мичные процессы, происходящие в культуре и религии, сломали «клетку» модернизма и активизировали индигенизацию. На передний план вышли силы, оттесненные на обочину истории или сдерживаемые модернизмом. Этнокультурные традиции меньшинств кажутся более привлекательными и интересными. Человек начал поиск своих ценностей в прошлом.

Постмодернизм признает и уважает аутентичность и этно­культурную специфику, представленную незападными «други­ми», пропагандируемую группой философов и публицистов. Наиболее влиятельные из них — это У. Эко, Д. Харви, Т. Кюн, Л. Лаудан, Ж.-Ф. Лиотар, Э. Морен, Р. Ротри, С. Тулмен и В. Уэлш. Ключевыми словами эпохи постмодернизма стали «самобыт­ность», «различие», «основополагающие ценности» и «много­образие». Все эти тенденции заставляют рассматривать этни­ческое возрождение как одну из основных черт развития чело­вечества в первой половине XXI в.

Категории «этнос», «культура», «традиция», «личность» явля­ются базовыми и общими для многих наук. Решаемая нами проблема взаимосвязи и взаимообусловленности этносоциолин-гвокультурологических закономерностей и закономерностей функционирования современного образования и этнокультуры требует прежде всего анализа таких категорий, как «этнос» и «нация». Несмотря на смысловую идентичность и взаимозаменяемость,

12

каждая из них несет предметную определенность, охва­тывающую ту или иную сторону или грань отражаемых и ис­следуемых объектов. В. Г. Бабаков и В. М. Семенов считают, что если в понятии «этнос» аккумулируются территориально-языковые и культурно-психологические компоненты, то в «на­ции», помимо собственно этнического, актуальны процессы, наи­более важные из которых — движения за удовлетворение госу­дарственно-политических интересов.

Нация выступает как высшая ступень социально-этническо­го ряда, в котором синтезированы, во-первых, этническое — язык, устоявшиеся формы материальной культуры, народное искусст­во, фольклор, традиции, обычаи, особенности психического скла­да людей как наиболее устойчивые, консервативные элементы в национальном; во-вторых, социальное, включающее в себя социально-классовую структуру, систему социальных отношений, политические институты1. Нация считается наивысшей ступенью развития этноса, когда степень его самосознания, социокультур­ная и институциональная зрелость могут привести к образова­нию государства — нации. Это основная характеристика нации, сформулированная Ф. Энгельсом и М. Вебер, К. Каутским и В. И. Лениным. Не существует детерминизмов, при наличии которых нации образуются автоматически.

Опираясь на мнение классиков, мы в своем исследовании определение «нация» будем употреблять по отношению ко всей формирующейся российской общности, а определение «этнос» — к отдельным общностям. Поэтому предметом нашего исследо­вания являются не «национальные» проблемы, что традицион­но для большинства известных работ, а «этнические», наиболее актуальные в наше время.

«Народ», «народность», «нация», «племя», «родовой союз» — все эти понятия обозначаются в этнологии термином «этнос». Каждый человек принадлежит к тому или иному этносу — наи­более универсальной форме жизни, естественно-исторически сложившейся устойчивой общности людей, противопоставля­ющей себя всем другим аналогичным общностям, что определя­ется ощущением комплиментарности (симпатия — антипатия),

1 Бабаков В. Г., Семенов В. М. Национальное сознание и национальная культура (методологические проблемы). М., 1996. 70 с.

- Аверьянов Ю. И. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993. С. 212.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. П 163 Этнокультурный парадокс современного образования

    Закон
    ... . РАО, д-р пед. наук, проф. Панькин А. Б. П 163Этнокультурныйпарадокссовременногообразования: Монография. — Волгоград: Перемена, 2001. — 446 ...
  2. Образование для коренных народов сибири

    Книга
    ... первой добычей мальчика-охотника)163. Инициацию у аборигенов Сибири ... политики, учитывающей конкретные этнокультурные традиции. Этническая ориентация ... сфере образования гендерный конфликт Е.П. Ильин раскрывает следующим образом: «Парадокссовременной ...
  3. кудаев региональной системы образования республики адыгея с учетом современных тенденций монография

    Книга
    ... Ингуши 23 - - - - - - 23 Кабардинцы и балкарцы 163 2 - - - - 1 166 Карачаевцы и черкесы 107 1 - 2 - - ... образования на фоне глобализации, универсализации и унификации современной цивилизации представляет основной этнокультурныйпарадокссовременности, ...
  4. Современный политический экстремизм

    Автореферат диссертации
    ... б) Этнокультурная евроцентристская концепция Г. Рюккерта 197 в) Этнокультурная концепция ... и клановостью. Парадокс религиозно-политического ... обществом к совре­менномуобразованию. Методическая службы ... СПб., 2006. С. 163. 1 Креншо М. Терроризм ...
  5. Наследие и судьбы народов Евразии история современность перспективы

    Сборник статей
    ... наблюдается своеобразный парадокс. Несмотря ... —- СПб.: Астерион. 163 А. Г. Васильев ЕВРАЗИЙСКАЯ ... исследовании данной проблематики. Современныеэтнокультурные и социокультурные процессы ... Назарбаевым, является современноеобразование и профессиональная ...

Другие похожие документы..