Главная > Документ


Цель данного руководства — помочь преподавателю приобрести навыки по разработке сетевых учебно-методических информационных комплексов (далее – СУМИК).

Подробно о портале дистанционного обучения, принципах работы, пользовательского интерфейса излагается в методических указаниях по ПДО «Moodle», руководстве пользователя системой «Moodle».

Значки и пиктограммы

Кратко остановимся на некоторых пиктограммах (значках) встречающихся в системе «Moodle»

- значок элемента курса ФОРУМ, новостной ФОРУМ,

- значок элемента курса ЧАТ,

- значок элемента ГЛОССАРИЙ,

- значок РЕСУРС,

- удалить элемент, ресурс

- значок отобразить,

- значок скрыть,

- значок интерактивной помощи,

Термины и сокращения

ПДО – портал дистанционного обучения,

АИС «Platonus» – автоматизированная информационная система

СУМИК – сетевой учебно-методический информационный комплекс

ДО – дистанционное обучение

ОПОДОТ – отдел программного обеспечения и дистанционных образовательных технологий

Содержание

Значки и пиктограммы……………………………………………………………………..

2

Термины и сокращения……………………………………………………………………

3

1.

Открытие портала дистанционного обучения KazUEFMT-Moodle…………………….

5

2.

Профиль пользователя – личная карточка………………………………………………..

5

3.

Создание курса…………………………………………………………………………….

7

4

Личное общение……………………………………………………………………………

24

5

Созданию тестовой базы в программе ДО……………………………………………….

28

1 Открытие портала дистанционного обучения KazUEFMT-Moodle

Для открытия портала KazUEFMT-Moodle можно воспользоваться несколькими способами: 1. Из корпоративной вводим с строке URL любого браузера адрес, или по ссылке из внешней сети - Интернета http://kuef.kz ↵ Дистанционное обучание ↵ Портал ДО↵ (или по щелчку на значке баннера «Дистанционное обучение»).

2. В строке URL вводите адрес портала http://uef-astana.kz

После открывшегося окна вводим свой логин и пороль в панели авторизации в левом верхнем углу окна.

Рисунок 1 – Главная станица портала KazUEFMT-Moodle

2 Профиль пользователя – личная карточка

Профиль пользователя играет очень важную роль, так как позволяет оставить расширенную информацию о себе и прикрепить свою фотографию. Также с помощью настроек в профиле пользователя, можно эффективно управлять многими аспектами общения. Для того чтобы попасть на страницу редактирования своего профиля, необходимо перейти по ссылке, содержащей ваше имя и фамилию.

Все сведения о пользователе сайта содержаться в его личной карточке. Щелкнув на своей фамилии и имени на любой странице сайта, можно просмотреть и изменить личную информацию (рисунок 2).

Рисунок 2 – Пользователи на партале KazUEFMT-Moodle вкладка «О пользователе».

Вкладка «Редактировать информацию» позволяет изменять информацию о себе (Рис.- 3).

Рисунок 3 - Вкладка «Редактировать информацию»

Большинство полей интуитивно понятны, а некоторые требуют особого внимания. Поля, выделенные красным цветом, либо помеченные красной звездочкой, обязательны для заполнения. При заполнении студентом полей «Имя», «Фамилия» псевдонимы не допустимы. Рассмотрим возможности настроек, которые предоставляются в системе дистанционного обучения. На рисунке 3 представлены следующие настройки:

- e-mail: адрес электронной почты студента, который указан при создании учетной записи. Здесь можно его изменить. Пользователи должны иметь реальный почтовый ящик.

-Показывать e-mail: здесь можно выбрать, будет ли показываться ваш

электронный адрес и, если будет, то кому именно – всем или только другим

слушателям курсов.

-E-mail активирован: здесь можно включить либо полностью отключить

рассылку писем системой на ваш электронный адрес.

Примечание!!! Учтите, что кроме сообщений с форумов, Вы можете рассылать важные сообщения о событиях курса, а также различные служебные сообщения (например, сообщения о проверке контрольных работ, заданий с оценкой и комментариями), поэтому полное отключение своего электронного адреса крайне нежелательно.

- Формат e-mail: формат писем, которые будут присылаться вам системой.

Возможны два варианта: в виде текста и в html-формате. Размер писем в html-формате чуть больше по размеру, но при этом предоставляет дополнительные возможности для форматирования текста в сообщении.

- Тип отправляемого дайджеста: сообщения с форумов можно получать разными способами – одно письмо на каждое сообщение, ежедневный дайджест со всеми сообщениями, ежедневный дайджест только с новыми темами в форумах.

- Автоподписка на форум: здесь можно указать, хотите ли вы быть автоматически подписаны на форум, если отправили в него хотя бы одно сообщение.

- Слежение за форумами: здесь вы указываете, хотите ли вы, чтобы система выделяла вам новые сообщения в форумах. Если хотите, для каждого форума и темы рядом с названием будет указываться количество не прочтенных сообщений, а при просмотре темы новые для вас сообщения будут обведены оранжевой рамкой.

- Во время редактирования текста: здесь необходимо указать для нашей системы Richtext HTML-редактор.

- Временная зона: не желательно менять значение «Время на сервере».

- Предпочитаемый язык: позволяет выбрать язык интерфейса.

- Описание: в этом поле необходимо указать учебную группу, а также можно оставить расширенный рассказ о себе, своих интересах, увлечениях.

- Текущая картинка: студентам, желательно разместить свою фотографию. Оптимальным является графический jpg или png-файл размером 100х100 пикселей. На портале KazUEFMT-Moodle использование других изображений запрещено!

Далее следуют дополнительные настройки. Здесь необходимо указать свой контактный телефон. После заполнения не забудьте нажать кнопку «Сохранить». Пользователь в любое время может редактировать информацию о себе.

  1. Создание курса

Курсы в системе создаются в соответствии с базой данных АИС «Platonus».

Это необходимо для более глубокой интеграции систем, позволяющей строго разграничить права и удостовериться что все студенты подписаны на те курсы, которые обязаны пройти в рамках своей учебной программы.

Со стороны создателя курса это выглядит так, что он не самостоятельно вводит название курса, а выбирает курс из списка, который в свою очередь загружается из базы данных АИС «Platonus».

При этом курсу автоматически присваивается единый идентификатор, по которому в последующем система будет отслеживать подписку студентов.

Шаг.1. Создание курса начинается с выбора пункта «Добавить/редактировать курсы» из административного меню.

Шаг.2 После входа в систему нажмите на надпись «Курсы» в левом меню «Администрирование» и перейдите по ссылке «Добавить/редактировать курсы».

После этого будет отображен список категорий курсов.

ПРИМЕЧАНИЕ! Рекомендуется сразу выбрать категорию (кафедру) создаваемого курса, «кликнув» указателем мыши по соответствующему пункту списка, будет отображен список курсов уже добавленных в эту категорию (см. рисунок 4), а под ним кнопка «добавить курс». Эта кнопка добавляет курс к выбранной категории.

Рисунок. 4 - Выбор категории курса в режиме редактирования

Шаг. 3 - Выбор категории курса в режиме редактирования

Рисунок5 - Добавление курса в выбранной категории.

Рисунок.6 - Редактирование настроек создаваемого курса

Шаг.4 - Редактирование настроек создаваемого курса.

Так как любой курс должен быть привязан к преподавателю, который его ведет, и к студентам, которые его изучают, первым шагом сотрудника при создании курса является поиск преподавателя создаваемого курса. После того как вы нажали кнопку «добавить курс» в выбранной вами категории курсов (кафедре), вы увидите интерфейс поиска преподавателя как показано на рисунке ниже:

Рисунок.7 - Выбор преподавателя дисциплины создаваемого курса

Шаг.5 Выбор преподавателя дисциплины создаваемого курса

Рисунок. 8 - Выбор названия дисциплины для создания СУМИК

Шаг.6 Выбор названия дисциплины для создания СУМИК

Рисунок.9 - Задание установок курса

Шаг 7. Задаем установки курса

Поле «Формат» указывает формат, в котором будет вестись данный курс. Для кредитной системы обучения рекомендуется использовать формат «Структура» - это позволяет разделить изучаемый курс на модули, и публиковать материалы для каждого модуля отдельно.

Формат «Календарь» - более развернутый формат, в нем курс делится на недели, и преподаватель может разделить материал по неделям, ограничив, таким образом, время на изучение тех или иных тем.

Мы рекомендуем вам использовать формат «Структура».

Поле «Количество недель/тем» задает количество недель (для формата «Календарь») или тем (для формата «Структура»). Если вы выбрали формат «Структура» и ваш предмет предполагает обучения в рамках трех модулей, выберите здесь значение 3.

Поле «Дата начала курса» обозначает дату, когда ваш курс становится доступным для изучения.

Значения остальных параметров вы можете не изменять — в большинстве случаев выставленные в системе параметры подходят наиболее оптимально.

Однако, если вы хотите что-либо изменить, вы можете это сделать. Узнать значение того или иного параметра вы можете нажав на синий кружок с вопросительным знаком.

Рисунок. 10 - Сохранение настроек СУМИК

Шаг.8 Сохраняем настройки СУМИК.

ПРИМЕЧАНИЕ! Параметр - «Курс доступен для самозаписи» в блоке «Подписка». Его значение по умолчанию - «Нет». Это означает, что в курсе могут участвовать только те студенты, которым этот предмет назначен в системе «Platonus». В большинстве случаев рекомендуется оставить этот параметр неизменным, это позволит допустить в курс только тех студентов, которые его должны изучить. Но если вы считаете что ваш курс может быть интересен более широкому кругу студентов, вы можете установить этот параметр в «да» - тогда студенты смогут подписываться на ваш курс самостоятельно в любое время, или «Период» - чтобы указать в какой период студенты могут подписаться.

После того, как вы установите все параметры, нажмите кнопку «Сохранить». Вы увидите страницу для назначения ролей в контексте курса. Мы рекомендуем вам не изменять эти параметры и нажать кнопку с надписью «Нажмите для входа в курс».

Рисунок.11 - Вид структуры СУМИК после задания настроек

В соответствии с вузовскими требованиями УМКД, СУМИК так же имеют похожие структуру, с учетом возможностей портала СУМИК обладает рядом дополнений и преимуществ.

ПРИМЕЧАНИЕ!!! Количество модулей можете выбирать столько сколько вы предусматриваете в своей дисциплине, однако советуем придерживаться университетских требований к УМКД. В данном разделе «Заголовок тем» сразу после вступления будут располагаться все необходимые документы касающиеся данного курса:

Следующий этап это создание содержимого СУМИК, то есть наполнение учебным контентом, создание элементов курса и подключение необходимых ресурсов в различных форматах.

При нажатии на кнопку «Редактировать» появляется следующее окно

Рисунок 12 - Режим редактирования курса

Для наполнения курса будем руководствоваться требованиями к содержимому УМКД по ГОСТу.

И организуем расположение в следующем порядке:

  1. Вступление курса:

  • Рабочая учебная программа,

  • Силлабус,

  • Методические указания по изучению дисциплин,

  • Глоссарий, Справочники ( анкеты и т.д)

  • Новостной форум дисциплины,

  • Методические указания по выполнению курсовой работы (проекта)/дипломной работы (проекта),

  • ЧАТ по дисциплине,

  • Задания, Опросы (для тех дисциплин, по которым есть курсовой проект, СР, рефераты, ЭССе).

  1. Основной компонент:

  • Модуль № 1 (Лекции, СРСП, практические, семинарские, лабораторные, контрольные вопросы, тесты самоконтроля, источники литературы).

  • Модуль № 2 (Лекции, СРСП, практические, семинарские, лабораторные, контрольные вопросы, тесты самоконтроля, источники литературы).

3. Дополнительный компонент:

      • Презентации,

      • Видеолекции,

      • Электронные учебники, издания,

      • Ссылки на ресурсы Интернет,

      • Ссылки на системы электронных библиотек и др.

Рассмотрим пошаговый процесс размещения учебного контента:

Шаг1. Для создания вступления к курсу нажимаем по значку - и вводим вручную с клавиатуры необходимый текст и нажимаем кнопку

Рисунок 13 - Окно ввода вступительного текста.

Шаг 2. Следующий шаг создание Силлабуса. Силлабус мы создадим в виде веб-страницы:

Рисунок 14 - Создание СИЛЛАБУСА. Выбор формата.

Для выбора формата веб-страницы нажимаем значок стрелка вниз справа от слова «Добавить ресурс». В появившемся меню выбираем «веб-страница». Появляется окно показанное на рисунке 15.

Рисунок 15 - Создание СИЛЛАБУСА. Вставка текста силлабуса.

Шаг 3. В данном окне в поле «Название» вводим название документа, которое мы хотим разместить на ПДО как ресурс, т. е. «Силлабус».

Шаг4. Аналогично шагу 3 выполняем создание нового ресурса – методических указаний по изучению дисциплины:

Рисунок 16 - Создание методических рекомендаций по изучению дисциплины

Шаг 5. Сохраним и вернемся в курс. В верхней части Вы видите минимальный набор необходимых ресурсов, на рисунке 17.

Рисунок 17 - Методические указания созданы.

Шаг 6. Следующее действие: это создание Модуля. Кликнув по значку возле цифры 1 откроется окно показанное на рисунке 18

Рисунок 18 - Редактировать вступление модуля.

Нажав на значок редактировать вы можете назначить параметры объекта. Например нажав на этот значок рядом с цифрой 1 (первого элемента структуры курса) вы можете задать заголовок, например «Модуль 1»:

Рисунок 19 - Задание названия модуля

Аналогично выполнению Шага 2-Шаг 5 создаются Лекции курса в формате веб-страницы.

ПРИМЕЧАНИЕ! Выбор формата лекционных ресурсов зависит от желания преподавателя, можно разместить его как скачиваемый файл текстового формата.

В результате размещения всех материалов интерфейс имеет вид:

Рисунок 20 - Переключение между ролями. Режим студент.

Шаг 7. Для просмотра как наш курс выглядит в режиме роли «Студента» можно переключится при помощи выбора роль «Студент» из выпадающего меню в правом верхнем углу.

Рисунок 21 - Режим студента.

Аналогично мы размещаем лекции всех модулей, темы СРС, материал практических (семинарских) и лабораторных работ, их методические указания по выполнению, литературу, контрольные вопросы и т.д.

Для размещения ресурсов на сервере с целью их дальнейшего отображения на ПДО рассмотрим следующие шаги.

Шаг 8. Нажать в верхнем правом углу кнопку «Редактировать», из выпадающего списка Рисунок 22 - «Добавить ресурс» выбор «Ссылка на файл или веб-страницу»

Рисунок 22 - Добавление скачиваемого ресурса на сервер.

Шаг 9. В поле Название рекомендуется указывать номер лекции и ее тему, например «Лекция 5: или иное название документа-ресурса.

Шаг 10. Далее следует загрузить файл лекции. Для этого нажмите «Выбрать или загрузить файл», появится окно выбора файла:

Рисунок 23 - «Создание каталога» или «Закачка файла»

Шаг 11. Если вы хотите структурировать файлы в своем курсе, вы можете нажать кнопку «Создать каталог» и добавить каталог для лекций. Например, если вы будете загружать еще лабораторные работы, то удобнее будет создать каталоги «Лекции» и «Лабораторные», чтобы они не смешивались. Это не обязательно и делается только для вашего удобства, студенты не будут видеть в каком каталоге лежит тот или иной файл.

Шаг 12. Если вы создали каталог, перейдите в него нажав на название каталога.

Шаг 13. Далее нажмите кнопку «Закачать файл», на появившейся странице нажмите «Выбрать файл» и в появившемся диалоговом окне выберите файл с вашей лекцией или другим добавляемым скачиваемым ресурсом.

Шаг 14. Нажмите кнопку «отправить».

После загрузки файла на сервер, будет снова отображен список файлов.

Рисунок 24 - Список файлов отображаемых на ПДО

Шаг 15. Нажмите ссылку «Выбрать» напротив файла, который вы загрузили. Помните, что все имена файлов автоматически транслитерируется на латиницу, другими словами, если файл на вашем компьютере назывался «Лекция1.pdf», то после загрузки на сервер он будет переименован в «Lekcija1.pdf», это необходимо для лучшей совместимости с web-обозревателями клиентов.

Шаг 16. После выбора файла, вы вернетесь на страницу редактирования лекции, поле «размещение» будет заполнено автоматически на основании вашего выбора файла:

Рисунок 25 - Сохранение и возврат в курс

Остальные параметры можете оставить по умолчанию.

Шаг 17. Нажмите кнопку «Сохранить и вернуться в курс», которая находится внизу страницы, чтобы сохранить изменения и перейти к просмотру курса.

После создания ресурсов и элементов курс имеет примерно следующий вид показанный на рисунке 26.

Рисунок 26 - Вид СУМИК после создания элементов и ресурсов курса.

3. 2 Создание элементов курса

Для добавления элементов курса нажмите кнопку «Редактировать» в правом верхнем углу или на панели «Управления», после этого будут активированы дополнительные элементы управления:

Рисунок 27 - Режим редактирования

Выпадающие списки «Добавить элемент курса» позволяют добавлять элементы курса. Эти объекты добавляются именно в ту часть курса, списком в которой вы воспользовались.

С подробным описанием каждого типа объектов вы можете ознакомиться нажав на кнопку рядом с интересующим вас списком (знак вопроса в синем кружке).

ПРИМЕЧАНИЕ!!! Создателям курса (преподавателям) рекомендуется располагать материал таким образом, чтобы студентам было ясно, в какие сроки им нужно его освоить. Элементы, которые должны быть доступны на протяжении всего курса, должны быть добавлены сразу под надписью «Заголовки тем».

Рассмотрим наполнение курса с выбранным типом «Структура» и разделенным на 3 модуля, если вы используете другой тип курса (например «Календарь»), то руководствоваться следует этим же принципом, но разделяя элементы на недели.

ПРИМЕЧАНИЕ! Не рекомендуется загружать весь текст лекций или тесты по дисциплине в общие объекты курса. Исключение составляют тесты, которые студенты должны пройти до прохождения курса. Например, если вы хотите узнать с каким уровнем знаний студенты приступают к изучению вашей дисциплины.

С помошью ЧАТа преподаватель и участники курса могут общаться между собой в режиме реального времени. Гибкие настройки ЧАТов позволяют проводить конференции только в определенные дни и часы, либо сделать ЧАТ доступным постоянно.

3.2.1 Создание элемента ЧАТ

Шаг 1. Включив режим редактирования курса выбрать строку ЧАТ из выпадающего списка «Добавить элемент курса»

Откроется страница с параметрами создаваемого чата:

Рисунок 28 - Добавление элемента ЧАТ

Шаг 2. В поле «Название» коротко напишите цель этого Чата, например «Общение участников курса», или «Выполнение Лабораторной работы1» (например если лр1 предполагает групповое общение студентов).

Шаг 3. Поле «Вступительный текст» участники Чата будут видеть при входе в чат. Здесь можете более подробно описать для чего предназначен этот Чат, и по каким правилам в нем рекомендуется общаться.

Шаг 4. Выбрав пункт «Следующее время чата» - это время когда чат станет доступен в следующий раз, а так же можно выбрать «Повторять сессии» - (Например: Еженедельно в четверг в это же или другое выбранное время)

ПРИМЕЧАНИЕ!!! При входе на портал, студенты будут видеть в своем календаре на главной странице дни, на которые у них назначены Чаты, так что они всегда будут в курсе событий, а Чат будет доступен именно в то время, когда преподаватель войдет на портал KazUEFMT-Moodle.

ПРИМЕЧАНИЕ!! Следует так же обратить внимание на параметр «Количество запоминаемых сообщений», особенно если вы создаете Чат, который будет доступен постоянно. Этот параметр указывает, сколько дней хранить сообщения в чате. Указывайте такое количество дней, чтобы с одной стороны вы могли просмотреть сообщения, которые писали участники курса в ваше отсутствие, но с другой стороны, чтобы не хранились слишком старые, уже не нужные сообщения. В большинстве случаев 60 дней более чем достаточно.

Шаг 5. Остальные параметры надо оставить по умолчанию, нажать кнопку «Сохранить и вернуться в курс».

ПРИМЕЧАНИЕ!!! Создавать или нет общий Чат для курса — остается на ваше усмотрение. С практической точки зрения большее значение имеет общий Форум курса, а Чат лучше назначать на то время, когда вы сами сможете общаться со студентами.

3.2.2 Создание элемента Форум

Форумы предоставляют возможность так называемого off-line общения (асинхронного), это означает, что для нормального, полноценного общения не требуется чтобы все участники обсуждения были одновременно в сети. Таким образом, участник курса может задать вопрос, или вынести какую-либо тему для обсуждения, а ответы получать позднее, когда другие пользователи выйдут в сеть.

Для всех создаваемых курсов по умолчанию создается «Новостной форум», этот форум предназначен для публикации и обсуждения новостей.

Рекомендуется создавать дополнительный форум для общения участников курса.

Шаг 1. Для создания нового форума перейдите в режим редактирования курса и в списке «Добавить элемент курса» выберите «Форум».

Шаг 2. Обязательными полями являются «Название форума» и «Вступление для форума». Введите название и коротко опишите форум. В остальных параметрах вы можете оставить значения по умолчанию.

Шаг 3. Перейдите в конец страницы и нажмите кнопку «Сохранить и вернуться в курс» - форум будет создан.

Рисунок 29 - Общий Форум ПДО

3.3 Настройка установок теста

Тестирование студентов является одной из важных составляющих курса. С помощью тестирования вы можете проконтролировать знания студентов по своей дисциплине, как до начала изучения курса, так и после.

Шаг 1. Для создания теста, нужно выбрать строку «Тест» из выпадающего списка «Добавить элемент курса» во время редактирования курса. После этого откроется страница с общими параметрами создаваемого тестирования:

Рисунок 30 - Создание теста

Шаг 1. Обязательным к заполнению является только поле «Название».

ПРИМЕЧАНИЕ!!! Однако мы рекомендуем так же заполнить параметр «Вступление», чтобы более подробно раскрыть суть теста, который предстоит пройти студенту. В этом поле вы можете описать, что представляет элемент тест, какие вопросы в него включены, как лучше подготовиться к прохождению теста и другую информацию, которая может быть полезна студентам. Однако постарайтесь не писать слишком длинных описаний в этом поле.

Шаг 2. Следующим, очень важным параметром, является «Тип теста». Этот параметр указывает на необходимость экспорта результатов тестирования в систему Platonus.

ВНИМАНИЕ! В данный момент существует три типа тестирования:

  1. Без учета в Platonus - результаты теста этого типа не переносятся в систему Platonus, этот тип используется для таких тестов, когда преподаватель хочет проверить знания студентов не выставляя оценку в Platonus (например вступительный тест для курса или тест самоконтроля).

  2. ВСК 1 - результаты тестирования выставляются в систему Platonus как результаты первого внутрисеместрового контроля.

  3. ВСК 2 - результаты тестирования выставляются в систему Platonus как результаты второго внутрисеместрового контроля.

  4. Экзамен - результаты тестирования выставляются в систему Platonus как результаты итогового экзамена по дисциплине.

Шаг 3. Если вы указываете тип теста отличный от 1. «Без учета в Platonus», вы обязательно должны указать дату и время окончания тестирования. Это дата, когда все оценки за тестирование в портале ДО будут перенесены в систему Platonus на основании выбранного вами метода оценивания (указывается ниже).

ВНИМАИЕ!!! Пожалуйста, указывайте даты академического календаря. Учитывайте, что к моменту сдачи теста типа «Экзамен» тесты с типами «ВСК1» и «ВСК2» должны быть уже занесены в систему Platonus, так как они влияют на расчет итоговой оценки. То есть

строго в соответствии с академическим календарем.



Рисунок 31 - Выбор вида теста (ВСК, экзамен, или др.)

Шаг 4. Остальные параметры тестирования так же являются немаловажными и мы рекомендуем по крайней мере ознакомиться с ними. Если вы не уверены какое значение следует установить - можете оставить то, что установлено по умолчанию.

Здесь мы рассмотрим только самые основные и используемые наиболее часто параметры, со всеми остальными вы можете ознакомиться, самостоятельно нажав «мышкой» на синий кружок со знаком вопроса.

Шаг 5. Параметры «Начало тестирования» и «Окончание тестирования» задают период когда тест доступен. По умолчанию для этих параметров установлен переключатель «Отключен», то есть интервал не задан и тестирование доступно всегда. Вы можете установить только один из параметров чтобы обозначить только начало или только окончание периода доступности теста, или установить оба чтобы обозначить промежуток.

Шаг 6. Параметр «Ограничение времени» задает количество минут, которые отводятся студенту на прохождение тестирования. Чтобы задать этот параметр нужно установить переключатель «Включить» и задать время. Мы рекомендуем всегда использовать ограничение по времени, однако оно должно быть рассчитано таким образом, чтобы студент мог ответить на все вопросы за указанное время.

Шаг 7. Параметр «Задержка по времени между первой и второй попытками» задает время, через которое студент сможет повторно пройти тестирование после первой попытки. Параметр «Задержка по времени между следующими попытками» действует аналогично, с той разницей, что задает интервал между второй и следующими попытками прохождения тестирования студентом.

Мы рекомендует задавать эти параметры, так как это позволит реально проконтролировать знания студентов, и избежать ситуации, когда студент вместо подготовки к тестам по теоретическому материалу снова и снова проходит тест надеясь получить высокий результат.

Задержку между первой и второй попытками рекомендуется установить около двух часов, это позволит студенту, который был готов к тестированию, но по каким-то причинам набрал низкий балл на первой попытке подготовиться ко второй и набрать хорошие баллы.

Задержку между второй и последующими попытками рекомендуется устанавливать в 1 день, чтобы студенты, которые приступают неподготовленными к тестированию имели достаточно времени для подготовки.

Выбирая время задержки, также помните об интервале тестирования, который вы задали параметрами «Начало тестирования» и «Окончание тестирование». Допустим, если тест доступен студентам только один день, ставить задержку между попытками в день не имеет смысла, так как тогда студент не сможет сделать больше одной попытки пройти тест.

ВНИМАНИЕ!!! Следует подробнее остановиться на параметре «Метод оценивания», это метод, по которому будет рассчитываться итоговая оценка за тест, если студент делает несколько попыток сдачи тестирования (количество попыток указывается вами в параметре Количество попыток). В случае, если тип теста указан «ВСК 1», «ВСК 2», «Экзамен», в Platonus выставляется итоговая оценка, рассчитанная по алгоритму указанному здесь.

Существуют следующие методы оценивания:

  1. Высшая оценка - итоговая оценка за тестирование определяется самым лучшим из результатов за попытки тестирования. Например, если студент сделал четыре попытки и получил 50% за первую, 80% за вторую, 76% за третью и 78% за четвертую, итоговая оценка за тестирование будет 80%.

  2. Средняя оценка - итоговая оценка равна среднему арифметическому от всех сделанных попыток. Например, если студент сделал три попытки и получил на первой 60%, на второй 58%, а на третьей 76%, то итоговая оценка рассчитывается следующим образом: (60+58+76)/3 и будет равна 64,66%.

  3. Первая попытка - итоговая оценка равна результату первой попытки. То есть студент из предыдущего примера получит итоговую оценку равную 60%

  4. Последняя попытка - вне зависимости от результатов остальных попыток, в качестве итоговой оценки принимается результат последней попытки студента сдать тестирование.

После того, как все параметры установлены в нужные значения, нажмите кнопку «Сохранить и показать» для перехода к наполнению тестов вопросами.

3.4 Наполнение нужного теста (ВСК1,ВСК2, Экзамен) вопросами

Выбор вопросов, которые будут предложены студенту для ответов производится из базы вопросов курса. После создания теста и если в курсе нет других тестов (то есть база вопросов курса пуста) вы увидите страницу со следующим содержимым:

Рисунок 32 - База вопросов курса

Чтобы добавить вопрос в базу тестирования, вам нужно воспользоваться выпадающим списком под надписью «Создать новый вопрос». Существует несколько типов вопросов доступных в системе:

  1. Вычисляемый - предполагает решение студентом определенной задачи и ввод подсчитанного им ответа. Существует возможность задать определенный числовой интервал правильного ответа, чтобы учесть возможность погрешности при округлениях больших чисел и так далее.

  2. Описание - не является вопросом, используется только для отображения некоторого текста. Если вопросы в вашем тесте выдаются подряд, а не в случайном порядке, вы можете использовать этот тип вопроса перед переходом к следующему разделу теста.

  3. Эссе - предполагает ввод пользователем ответа в ручную. Студенту может быть предложено написать эссе на некоторую тему, или выполнить какое-либо упражнение и ввести текст.

  4. На соответствие - Студенту предлагается поставить в соответствие некоторые фразы или слова. Может использоваться для проверки знаний студента в области иностранных слов или профессиональных терминов.

  5. Embedded answers - вопрос в специальном формате. Подробное описание скриптового языка для создания вопроса вы можете найти (http://192.168.0.2/help.php?module=qtype_multianswer&file=multianswer.html&forcelang=), эта страница документации будет переведена позднее.

  6. Множественный выбор - стандартные вопросы для тестов - студенту предлагается выбрать один или несколько ответов на поставленный вопрос.

  7. Короткий ответ - пользователю предлагается ввести короткий ответ на поставленный вопрос, после чего его ввод сверяется с введенными вами ответами и в соответствии с этим ему начисляются баллы.

  8. Числовой ответ - то же что и «Короткий ответ», только ответ дается в виде числа, допускается задание единиц измерения и допустимой погрешности.

  9. Случайный вопрос на соответствие - выводятся несколько случайных вопросов, ответы на которые предлагается выбрать пользователю.

  10. Верно/Не верно - пользователю дается некоторое утверждение, и предлагается определить, является ли данное утверждение верным.

4 Личное общение

Специфика дистанционного обучения такова, что личное общение студента и преподавателя сводится к минимуму. Для устранения этой проблемы в портале дистанционного обучения имеются возможности интерактивного общения со студентами посредствам Форумов, Чатов и Блогов. Форумы и Чаты входят в структуру курса и описаны выше, на Блогах остановимся подробнее.

4.1 Блоги. Общие сведения

Блог - страница, основное содержимое которой — регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах).

О чем писать в блоге

Преподавателям рекомендуется периодически (например, раз в неделю) рассказывать в своем блоге о новых событиях своей жизни связанных с профессиональной деятельностью, публиковать новую интересную информацию, которая может быть полезна студентам, рассказывать о идеях и предполагаемых нововведениях, высказывать свое мнение на те или иные события. Запись в блоге не должна быть слишком короткой и должна доводить до читателя, какую либо законченную мысль. То есть посредством блога вы можете рассказать своим коллегам и студентам о своей поездке в командировку за границу и приложить фотографии, или высказать свое мнение о увиденной научно-популярной передачи по телевидению, но записей состоящих только из фразы «всех приветствую!» следует избегать. Рекомендуется выделить себе время, и спокойно приниматься за написание записи в блог.

Создание записи

Шаг 1. На главной странице портала ДО, в центральной части располагается ссылка «Блоги», она ведет на страницу содержащую последние записи всех блогов портала. В верхней части страницы располагается ссылка «Добавить запись», нажав на которую вы попадаете на страницу создания записи.

Шаг 2. В поле «Название записи» необходимо коротко указать тему записи, в текстовую область «Тело записи блога» вводится само содержание записи.

Шаг 3. «Теги» - это ключевые слова, вы можете выбрать несколько ключевых слов из «официальных тегов» - тегов общих для всего ПДО, и ввести несколько собственных.

Например, если вы пишете о своей поездке в Англию, вы можете через запятую указать такие ключевые слова как: «командировка, поездка, Англия, Лондон».

Шаг 4. Ключевые слова используются для упрощения поиска по записям в блогах. Например, если пользователь хочет прочитать все записи о командировках, он «кликнет» по тегу «командировка» и получит все записи содержащие такой тэг.

Шаг 5. Сохранение записи, после чего она станет доступной всем пользователям и появится на странице «блоги» портала.

  1. Созданию тестовой базы в программе ДО

Для того чтобы создать тесты можно использовать автономный вариант, в утилите ДО, который можно установить на любой компьютер (на работе, дома) самим преподавателем. Данный вариант создания тестовой базы позволяет независимо он портала ДО и Интернет разработать тест в читаемом формате ПДО KazUEFMT-Moodle. Данный файл преподаватель может получить в отделе ПО и ДОТ, или скачать с ПДО с демонстрационного курса.

Рассмотрим процесс установки и создания тестовой базы:

Шаг.1 Для установки программы ДО (по созданию тестов в автономном режиме) необходимо дважды кликнуть на установочном файле и система автоматически установит его в нужное место на Вашем ПК.

Шаг.2 Выполните Пуск- Все программы – ДО- Создать банк вопросов

После этого открывается окно создания вопросов

Рисунок 33 – Окно шаблона тестов

Шаг.3 Необходимо нажать на кнопку «Параметры»

Рисунок 34 – Параметры

Шаг.4 После этого в появившемся окне выбираем «Включить это содержимое»

Рисунок 35 – Включение макросов

Шаг.5 После подключения надстроек появляется еще одна вкладка под названием «Надстройки»

Рисунок 36 – Параметры вкланки «Настройка»

Шаг.6 Для создания тестов необходимо очистить содержимое страницы, для этого необходимо выделить содержимое страницы и удалить его (CTRL+A) или переместите указатель к левому краю текста документа так, чтобы он принял вид стрелки, направленной вправо, и щелкните трижды и нажмите клавишу Delete.

Шаг.7. Теперь в вкладки Надстройка выбираем: Вопросы- Множественный выбор

Рисунок 37 – Тип вопроса «Множественный выбор»

Шаг.8 После написания вопроса нажимаем клавишу Enter и появляются ОТВЕТЫ

Для того чтобы выбрать правильный ответ необходимо: выбрать ответ и нажать на кнопку «Верный/Неверный ответ»

Рисунок 38 – Тип вопросов «Верно/Неверно»

Шаг.9. Зеленым цветом выбирается правильный ответ, а красным неверный.

После этого необходимо экспортировать документ для чего из вкладки «Надстройки» в меню «Вопросы» выбираем «Экспортировать». После этого необходимо сохранить документ в том формате, в котором запросит программа после экспортирования и далее автоматически создается zip архив.

Шаг.10 В меню «Вопросы» выбрать «Проверить» в появившемся окне нажать «ОК»

Шаг.11 В меню «Вопросы» выбрать «Экспортировать».

По всем вопросам работы с тестом и порталом ДО, можно получить интерактивную справку на портале KazUEFMT-Moodle uef-astana.kz, просмотрев видеофайлы в демонстрационном курсе или обратившись к сотрудникам отдела ПО и ДОТ ФДОи ИТ.

Для проверки правильности процедуры экспорта ответов, необходимо сделать проверку тестов, для этого в окне необходимо нажать закладку «Просмотр»

Рисунок 39 – Просмотр тестов на портале ДО.

Рисунок 40 – Просмотр содержимого вопросов и вариантов ответов.

ПРИМЕЧАНИЕ! Во избежание часто возникающих ситуаций ошибочной загрузки тестов на портал, когда тест у студентов не отображает ответы, вопросы, или возникают лишние символы, картинки не отображаться и т.п., необходимо обязательно пройти процедуру проверки тестов как указано выше (рисунок 39-40).

33



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информатика и вычислительная техника контрольные вопросы и ответы

    Контрольные вопросы
    ... с возможностью вывода различных условных изображений (значков, пиктограмм) наличие большого числа разнообразных прикладных ... вкладки производится щелчком. Понятие пиктограммы (значка) в WINDOWS. Пиктограмма представляет собой небольшой рисунок, ...
  2. Русско-английский словарь компьютерной лексики Англо-русский и русско-английский словарь компьютерной лексики Москва «ОЛМА-Пресс Образование» 2004

    Документ
    ... пересылки управляющих сообщений icon 1. пиктограмма, значок, иконка, (условный графический) ... значиться be; be mentioned значок 1. (пиктограмма) icon; 2. (пометка) ... изображений) iconics иконка (пиктограмма, значок) icon иконоскоп iconoscope или ...
  3. Англо-русский и русско-английский словарь компьютерной лексики

    Документ
    ... пересылки управляющих сообщений icon 1. пиктограмма, значок, иконка, (условный графический) ... значиться be; be mentioned значок 1. (пиктограмма) icon; 2. (пометка) ... изображений) iconics иконка (пиктограмма, значок) icon иконоскоп iconoscope или ...
  4. Англо-русский и русско-английский словарь компьютерной лексики

    Документ
    ... пересылки управляющих сообщений icon 1. пиктограмма, значок, иконка, (условный графический) ... значиться be; be mentioned значок 1. (пиктограмма) icon; 2. (пометка) ... изображений) iconics иконка (пиктограмма, значок) icon иконоскоп iconoscope или ...
  5. Методическое пособие по по дисциплине «теоретические основы автоматизированного управления» и указания к выполнению лабораторных работ

    Методическое пособие
    ... для объекта будет показана соответствующая пиктограмма (значок множественного или одиночного объекта). На ... и файлов DLL используются знач­ки спецификации пакета или значки компонента. Пиктограмму тела пакета применяют ...

Другие похожие документы..