Главная > Государственный образовательный стандарт


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Российской Федерации

В.Д. Шадриков

“ 05апреля 2000 г.

Номер государственной регистрации

283 инф/сп

----------------------------------------------------

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность: 075200 – Компьютерная безопасность.

Квалификация: математик.

Вводится с момента утверждения

Москва 2000 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 - КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

1.1 Специальность утверждена приказами Минобразования России №2719 от 30.12.1997 г., № 686 от 2.03.2000 г. и №1010 от 6.04.2000 г.

1.2 Квалификация выпускника – математик.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации по специальности 075200 – компьютерная безопасность при очной форме обучения составляет 5 лет 6 месяцев.

1.3 Квалификационная характеристика выпускника.

1.3.1. Область науки и техники, охватывающая совокупность проблем, связанных с построением и доказательным анализом качества защищенных компьютерных систем.

1.3.2. Объектами профессиональной деятельности выпускника по специ­альности 075200 – компьютерная безопасность явля­ются: защищенные компьютерные системы и средства обработки, хране­ния и передачи информации; службы защиты информации; математичес­кие модели процессов, возникающих при защите информации.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности.

Выпускник в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:

  • производственно-технологическая;

  • организационно-управленческая;

  • экспериментально-исследовательская.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разработанной вузом.

Математик подготовлен к решению следующих типов задач:

а) производственно-технологическая деятельность:

  • выполнение полного объема работ, свя­занных с разработкой и анализом средств обеспечения информационной безопасности компьютерных систем на осно­ве разработанных программ и методик, в том числе с обеспечением требований, вытекающих из документов, регламентирующих режим соблюдения государствен­ной тайны;

  • анализ существующих методов и средств, применяемых для контроля и защиты информации, и разработка предложений по их совер­шенствованию и повышению их эффективности;

  • анализ материалов с учетом специфики учреждений, организаций и предприятий и особен­ностей их деятельности с целью подготовки принятия ре­шений по обеспечению защиты информации в них;

  • оценка технико-эконо­мического уровня и эффективности предлагаемых и реализуемых организационно-технических решений, связанных с применением программно-технических средств защиты информации, с учетом перспектив и направлений их совер­шенствования;

  • проведение стандартных и сертификационных испытаний программных продуктов и изделий, содержащих программно-технические средства защиты информации;

б) организационно-управленческая деятельность:

  • разработка предложений по совершенствованию и повышению эффективности принимаемых технических мер и организационных мероприятий;

  • изучение и обобщение опыта работы других учреждений, организаций и предприятий по способам обеспечения информационной безопасности с целью повышения эффективности и совершенствования работ по защите информации и сохранению государственной тайны;

  • выбор оптимального решения по уровню информационной безопасности как компромисса между различными требованиями (безопасности, качества разработки, стоимости и сроков исполнения);

  • организация работы профессионального коллектива исполнителей, принятие управленческих решений;

с) экспериментально-исследовательская деятельность:

  • разработка и исследование специальных технических и программно-аппаратных средств защиты информации в компьютерных системах;

  • разработка математических моделей безопасности компьютерных систем;

  • подбор, изучение и обобщение научно-технической литературы, нормативных и методических материалов по программно-аппаратным средствам и способам обеспечения информационной безопасности компьютерных систем;

  • составление информационных обзоров по вопросам компьютерной безопасности;

  • изучение и анализ информационной безопасности современных информационных технологий.

Выпускник по специальности 075200 – “Компьютерная безопасность” – в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие первичные должности: специалист по защите информации, инженер по защите информации, а также аналогичные по выполняемым обязанностям должности, специфические для отдельных отраслей.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника.

Математик, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 075200 – “Компьютерная безопасность”, подготовлен для продолжения образования в аспирантуре по профильным специальностям.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА.

  1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.

  2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 – КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

  1. Основная образовательная программа подготовки математика разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

  2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки математика к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

  3. Основная образовательная программа подготовки математика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

  4. Основная образовательная программа подготовки математика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл ДС – дисциплины специализации; ФТД - факультативные дисциплины, а также итоговую государственную аттестацию.

  5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки математика обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАТЕМАТИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 – КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Индекс

Наименование дисциплин и их основные разделы

Всего часов

1

2

3

ГСЭ

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины

1800

ГСЭ.Ф.00

Федеральный компонент

1260

ГСЭ.Ф.01

Иностранный язык

Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной комму­никации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (быто­вая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеоло­гических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки, обеспечивающие коммуникацию общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, науч­ном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использова­нием наиболее употребительных и относительно простых лекси­ко-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.

Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тези­сы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография.

340

ГСЭ.Ф.02

Физическая культура

Физическая культура в общекультурной и профессиональной под­готовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодатель­ство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физи­ческая культура личности.

Основы здорового образа жизни студента. Особенности исполь­зования средств физической культуры для оптимизации работоспособ­ности.

Общая физическая и специальная подготовка в системе физичес­кого воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физичес­ких упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.

408

ГСЭ.Ф.03

Отечественная история

Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России –неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государствен­ности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Осо­бенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социаль­но-политические процессы становления русской государственности. Приня­тие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика фор­мирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формиро­вание сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолю­тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.

Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевла­дения. Крепостное право в России. Мануфактурно – промышленное производс­тво. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций ин­тернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной мо­дернизации России. Российские реформы в контексте общемирового разви­тия в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Ре­волюция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и пос­ледствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие стра­ны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.

Курс на строительство социализма в одной стране и его последс­твия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режи­ма личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.

Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государствен­ного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглаше­ния. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Куль­тура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

ГСЭ.Ф.04

Культурология

Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культур­ная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.

Методы культурологических исследований.

Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, мор­фология культуры, функции культуры, субъект культуры, культуроге­нез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культур­ные традиции, культурная картина мира, социальные институты куль­туры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.

Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфичес­кие и ";серединные"; культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.

Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобаль­ные проблемы современности.

Культура и личность. Инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05

Политология

Объект, предмет и метод политической науки. Функции полито­логии.

Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место поли­тики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая тради­ция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Осо­бенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. По­литическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический ме­неджмент. Политическая модернизация.

Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности ми­рового политического процесса. Национально-государственные инте­ресы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы по­литического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.06

Правоведение*

Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государс­тва. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридичес­кие лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности суп­ругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответс­твенность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответс­твенность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за соверше­ние преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодатель­ные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и го­сударственной тайны.

ГСЭ.Ф.07

Психология и педагогика

Психология : предмет, объект и методы психологии.

Местопсихологии в системенаук. История развития психологическо­го знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Ос­новные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Мозг и психика. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы. Ощущение. Восприятие. Представле­ние. Воображение. Мышление и интеллект. Творчество. Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.

Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, мето­ды педагогики.

Основные категории педагогики: образование, воспи­тание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое вза­имодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образо­вания, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конфе­ренция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагоги­ческим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социо­культурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

ГСЭ.Ф.08

Русский язык и культура речи

Стили современного русского литературного языка. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и пись­менная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникатив­ные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка. Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языко­вых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер дея­тельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унифика­ции языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных до­кументов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инс­труктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистичес­ком стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, по­иск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные прие­мы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и вы­разительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.09

Социология

Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская со­циологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобиль­ность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Обществен­ное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Кон­цепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10

Философия

Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее историчес­кого развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Пространс­тво, время. Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерми­низм. Динамические и статистические закономерности. Научные, философс­кие и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе соци­альных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, сво­бода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общест­венного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответс­твенность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетичес­кие ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рацио­нальное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема исти­ны. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рацио­нальности. Наука и техника. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимо­действие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.11

Экономика*

Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической те­ории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские пред­почтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ры­ночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предло­жение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип мак­симизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрас­ли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Мо­нополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирова­ние. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостоя­ние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот до­ходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инф­ляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-на­логовая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отноше­ния. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс. Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

270

ГСЭ.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

270

* - дисциплины, рекомендуемые УМО в качестве обязательных.

ЕН

Общие математические и естественнонаучные дисциплины

2800

ЕН.Ф.00

Федеральный компонент

2300

ЕН.Ф.01

Математика

Математический анализ:

вещественные и комплексные числа; последова­тельности и их пределы; свойства пределов последовательностей; частичные пределы, верхний и нижний пределы и их свойства; непрерывные функции и их основные свойства; точки разрыва функций и их классификация; основные элементар­ные функции; производные и дифференцируемые функции; производные высших порядков; формула Тейлора; первообразные и неопределенные интег­ралы; числовые ряды, признаки сходимости; абсолютно сходящиеся ряды; функциональные последо­вательности и ряды; признаки равномерной сходи­мости; степенные ряды и их свойства; тригоно­метрические и обратные тригонометрические функ­ции; ряд Тейлора; интеграл Римана-Стилтьеса; интеграл Римана; критерии интегрируемости; функции ограниченной вариации; спрямляемые кри­вые; длина кривой; метрические пространства; фундаментальные последовательности; полные пространства; компактные множества; связные множества; равномерная непрерывность; дифферен­цируемые отображения; полная производная; диф­ференциал; якобианы; формула и ряд Тейлора для вещественной функции многих переменных; услов­ные и безусловные экстремумы; несобственные ин­тегралы; признаки сходимости; интегралы, за­висящие от параметра; равномерная сходимость; признаки равномерной сходимости; эйлеровы ин­тегралы; бета и гамма-функции и их свойства; интегралы Фурье; ряды Фурье; признаки сходи­мости; кольца, полукольца, алгебры; понятие ме­ры; свойства меры на кольце; продолжение меры; измеримые функции и их свойства; абстрактный интеграл Лебега и его основные свойства; связь интегралов Лебега и Римана; кратные интегралы; замена переменных; произведение мер; теорема Фубини.

Алгебра:

элементы комбинаторики; внутренние бинарные операции на множестве; основные алгебраические структуры: полугруппы, группы, кольца, поля и их простейшие свойства; операции над матрицами; элементарные преобразования матриц; определите­ли матриц; обратимые матрицы; ранг матрицы над полем; система линейных уравнений над полем; система линейных неравенств; делимость и деле­ние с остатком в кольце целых чисел; основная теорема арифметики; поле комплексных чисел; кольца вычетов; уравнения в кольце вычетов и сравнения; кольцо многочленов; каноническое разложение многочлена; свойства элементов груп­пы, подгруппы группы; разложение группы в смеж­ные классы и классы сопряженных элементов; про­изведение подгрупп; группа подстановок; нор­мальные делители группы; конечные абелевы груп­пы; векторное пространство; конечномерные век­торные пространства; подпространства; линейные преобразования векторных пространств; подобие матриц над полем; евклидовы и унитарные прост­ранства; квадратичные формы; основные свойства элементов кольца, подкольца и идеалы кольца; прямые суммы колец и идеалов; классификация расширений полей; простые поля; поле разложения многочлена; конечные поля; многочлены над ко­нечными полями; нормальные формы матрицы над полем; граф линейного преобразования конечного пространства; линейные рекуррентные последова­тельности над полем; системы линейных уравнений над кольцом вычетов; свойства групп подстано­вок, связанные с транзитивностью.

Геометрия: 156

векторная алгебра; системы координат на плоскости и в пространстве; прямая линия на плоскости; кривые второго порядка на плоскости; прямая линия и плоскость в пространстве; по­верхности второго порядка; поверхности враще­ния; цилиндрические, конические поверхности; аффинные преобразования плоскости и простран­ства; группы преобразований плоскости и прост­ранства; элементы проективной геометрии.

Теория вероятностей и математическая статистика:

аксиоматика теории вероятностей; комбинаторно­-вероятностные схемы; биномиальная и полиноми­альная схемы; случайные величины и их распреде­ления; случайные векторы и их распределения; многомерное нормальные распределение; виды сходимости последовательностей случайных величин; ха­рактеристические функции и их свойства; закон боль­ших чисел; локальная предельная теорема для решет­чатых случайных величин; различные формы централь­ной предельной теоремы; дискретные цепи Маркова; эргодическая теорема для дискретных цепей Маркова; дискретные марковские процессы с непрерывным време­нем; пуассоновский процесс и его свойства; вине­ровский процесс и его свойства; стохастический ин­теграл; стационарные случайные процессы; теорема о спектральном представлении; точечное и доверитель­ное оценивание параметров распределений; методы по­лучения оценок; критерии согласия; проверка статис­тических гипотез; последовательный анализ; непара­метрические методы математической статистики; метод наименьших квадратов; основы статистической теории распознавания образов; основы статистической теории выделения сигналов на фоне помех.

Теория функций комплексного переменного:

голоморфные функции; условия Коши-Римана; степенные ряды в комплексной области; экспонента и логарифмы в комплексной области; аналитические функции и их основные свойства; нули аналитической функции; по­люсы; мероморфные функции; криволинейные интегралы; гладкие пути; дифференциальные формы; гомотопия; односвязные и звездные области; гармонические функ­ции и их связь с аналитическими функциями; целые функции; теорема Лиувилля; принцип максимума моду­ля; формула Грина; интеграл типа Коши; ряды Лорана; изолированные особые точки и их классификация; вы­четы; принцип аргумента; вычисление интегралов с помощью вычетов.

Дифференциальные уравнения:

общая теория дифференциальных уравнений и систем; задача Коши и краевые задачи; линейные уравнения и системы; теория устойчивости; уравнения в частных производных первого порядка.

1300

ЕН.Ф.02

Физика

физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, за­коны сохранения, основы релятивистской механи­ки, принцип относительности в механике, кинема­тика и динамика твердого тела, жидкостей и га­зов; электричество и магнетизм: электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, уравне­ния Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинами­ке; физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; кванто­вая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности, квантовые состояния, принцип суперпозиции, квантовые уравнения движения, операторы физических величин, энергетический спектр атомов и молекул, природа химической связи; статистическая физика и термоди­намика: три начала термодинамики, термодинами­ческие функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статис­тики, кинетические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние.

400

ЕН.Ф.03

Информатика

понятие информации; общая характеристика процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации; понятие алгоритма; ЭВМ как исполнитель алгоритмов: структура вычислительных машин, принципы их функци­онирования, основные характеристики, история развития; структура программы на языке высокого уровня, представление текста программы, оформ­ление программы; развитие языков программирова­ния; этапы разработки программ; основные типы ЭВМ: архитектура, назначение центрального про­цессора и основной памяти, классы памяти, типы и назначение внешних устройств; представление данных в памяти ЭВМ; обработка данных в цент­ральном процессоре: типы команд, реализация операций и операторов языка высокого уровня на языке ассемблера; особенности организации персональных ЭВМ; оценка производительности ЭВМ; понятие системного программного обеспече­ния: назначение, возможности, структура; опера­ционные системы для различных ЭВМ: файловая система, система управления работой пользовате­лей, командные языки; трансляторы и редакторы связей; этапы работы на ЭВМ; особенности работы на ПЭВМ; основные понятия систем управления ба­зами данных и базами знаний.

100

ЕН.Ф.04

Экология

Биосфера и человек: структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; химические свойства материалов, применяемых в системах защиты информации, химические системы и процессы; реакционная способность веществ; механизмы воздействия электромагнитных излучений на окружающую среду; физико-химическое моделирование процессов взаимосвязи электромагнитных полей с жизнедеятельностью объектов; глобальные проблемы окружающей среды; экологические принципы рационального использования природных ресурсов и охраны природы; основы экономики природопользования; экозащитная техника и технологии; основы экологического права, профессиональная ответственность; международное сотрудничество в области экологии.

100

ЕН.Ф.05

Математическая логика и теория алгоритмов

формулы алгебры высказываний;представление бу­левых функций формулами; критерии полноты систем булевых функций; псевдобулевы функции и их представление рядами Фурье; критерии полноты систем функций К-значной логики; классификация функций К-значной логики; минимизация булевых функций; исчисления высказываний и предикатов, их полнота и непротиворечивость; основные под­ходы к формализации понятия алгоритма; понятие о сложности алгоритмов; вычислительные алгорит­мы; дедуктивные процедуры вывода в логике первого порядка; принцип резолюций для логики высказываний и логики предикатов; реляционная алгебра и реляционное исчисление.

100

ЕН.Ф.06

Дискретная математика

конечные автоматы; автоматные базисы и проблема полноты; эквивалентность в автоматах; автомат­ные языки; понятие формальной грамматики; эксперименты с автоматами; тестиро­вание автоматов; вероятностные автоматы; графы и орграфы; изоморфизмы; деревья; эйлеровы гра­фы; планарные графы; покрытия и независимые множества; сильная связность в орграфах; анализ графа цепи Маркова; алгоритмы поиска кратчайших путей в графах; задача поиска гамильтонова цик­ла в графе; задача о коммивояжере; принцип включения-исключения; рекуррентные соотношения и производящие функции; трансверсали; латинские прямоугольники и квадраты; комбинаторные конфи­гурации, блок-схемы; конечные проективные плоскости; ортогональные латинские квадраты; матрицы Адамара; перечисление графов и отобра­жений; экстремальные задачи; оптимизационные задачи; универсальные задачи; метод ветвей и границ.

200

ЕН.Ф.07

Теория информации

энтропия вероятностной схемы; аксиомы Хинчина и Фаддеева; условная энтропия; взаимная информация и ее свойства; источники информации; энтропия источников; дискретный источник без памяти; теоремы Шеннона об источниках; марковские и эргодические источники; информационная дивергенция; граница Симмонса; оптимальное кодирование; префиксные коды; неравенство Крафта; линейные коды; параметры кодов и их границы; корректирующие свойства кодов; циклические коды; БЧХ - коды; код Хемминга; сверточные коды; математическая модель канала связи; пропускная способность канала связи; прямая и обратная теоремы кодирования

100

ЕН.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

250

ЕН.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

250

ОПД

Общепрофессиональные дисциплины

3240

ОПД.Ф.00

Федеральный компонент

2750

ОПД.Ф.01

Аппаратные средства вычислительной техники

системы счисления; форматы представления данных и кодирование информации; выполнение арифмети­ческих операций; элементы и узлы ЭВМ; структура центрального процессора; организация и структу­ра памяти; системы прерывания; системы вво­да-вывода; периферийные устройства; микропро­цессорная техника: понятие микропроцессора (МП); виды технологии производства МП, поколе­ния МП и их основные характеристики; обобщенная структура МП; основные промышленные линии микропроцессоров; перспективные МП;ПЭВМ, рабочие станции и серверы: вопросы проектирования ПЭВМ и рабочих станций, системная магистраль, буфе­ризация шин, управление системной магистралью, подключение дополнительных и интерфейсных схем; мини- и микро-ЭВМ; универсальные и специализи­рованные ЭВМ высокой производительности; архи­тектура современных ЭВМ; архитектура, ориенти­рованная на программное обеспечение, баз дан­ных, объектно-ориентированная архитектура.

250

ОПД.Ф.02

Методы программирования

современные технологии программирования; оценка качества программного обеспечения; общие прин­ципы методы и средства проектирования архи­тектуры и структуры, проектирования логики, тестирования и отладки, документирования и соп­ровождения программного обеспечения с учетом повышенных требований к надежности программ и их защищенности от несанкционированного досту­па; особенности разработки и сопровождения программного обеспечения для рабочих групп и в условиях парапрограммирования; CASE-технологии, технологии виртуального программирования и объ­ектно-ориентированного программирования; приме­нение математических методов в проектировании надежного и защищенного программного обеспече­ния: функциональное программирование, логичес­кое программирование, аналитическое программи­рование Дейкстры; структуры данных и абстракции данных; элементарные и простые структуры дан­ных; сложные структуры данных; оценка сложности алгоритмов; модели вычислений; алгоритмы сорти­ровки, алгоритмы поиска; алгоритмы на графах; генерация случайных последовательностей; алго­ритмы на подстановках; параллельные алгоритмы: методы проектирования параллельных алгоритмов, использование транспьютеров при реализации па­раллельных алгоритмов, оценки сложности.

200

ОПД.Ф.03

Языки программирования

общие принципы построения и использования язы­ков программирования; средства описания данных; средства описания действий; абстрактные типы данных: инкапсуляция, спецификация, реализация, параметризация, классы и объекты; обработка файлов; обработка исключений; параллельная об­работка; макрообработка; современные интегриро­ванные среды разработки программ; графичеческий интерфейс пользователя; отладчики; генераторы кода/приложений; библиотеки программ и классов; стандарты языков программирования, общая характеристика языков ассемблера: назна­чение, принципы построения и использования; структура языка, основные группы команд, опера­торы, средства взаимодействия с операционной системой (ОС); языки ассемблера современных ЭВМ; взаимодействие программ на языке ассембле­ра с ОС: стандартные соглашения о связях, осо­бенности использования аппаратных средств при взаимодействии программ с ОС, способы реализации системнозависимых программ; особенности программирования в мультипрограммной и мульти­задачной средах: повторно используемые и реен­терабельные программы, особенности работы в за­щищенных режимах; организация параллельной об­работки; макропроцессоры: особенности макрооб­работки программ на языках ассемблера, способы использования макропроцессоров.

410

ОПД.Ф.04

Операционные системы

общая характеристика операционных систем; наз­начение и возможности систем клона UNIX, систем группы Windows, интерфейс ОС с пользователями; диалоговые и пакетные интерфейсы; управление ресурсами: виды и иерархия ресурсов, виртуальные ресурсы, понятия стратегии и дисциплины управления ре­сурсами; управление процессорами: виртуальные процессоры, обработка прерываний, стратегии и дисциплины диспетчеризации; управление па­мятью: понятие памяти, типы реальной памяти и их основные характеристики, учет и распределе­ние свободной памяти, иерархическая организация памяти, кэш-память, своппинг, представление виртуальной внешней памяти; управление уст­ройствами: назначение и функции системы управ­ления устройствами, драйверы внешних устройств, планирование доступа к устройствам, управление операциями обмена, буферизация, блокирование, спулинг ; файловые системы: назначение, состав, уровни и иерархия функций файловой системы, структура файловой системы и ее элементы, режи­мы использования, типы; управление программа­ми: понятие программы, назначение и функции ре­дактора связей, назначение и функции загрузчи­ка, виртуальные программы; управление процес­сами: состояния процессов, синхронизация про­цессов, обмен сообщениями, стратегии и дисцип­лины планирования, наследование ресурсов, тупи­ковые ситуации, обработка исключений, сохране­ние и восстановление процессов; сопровождение ОС: задачи и принципы сопровождения системного программного обеспечения, генерация, настройка, измерение и модификация систем.

300

ОПД.Ф.05

Вычислительные сети

задачи и проблемы распределенной обработки дан­ных; классификация сетей по способам распреде­ления данных, сравнительная характеристика раз­личных типов сетей; основы организации и функ­ционирования сетей; сетевые операционные систе­мы; основные сетевые стандарты; средства взаи­модействия процессов в сетях; распределенная обработка информации в системах клиент-сервер; одноранговые сети; средства идентификации и ау­тентификации; средства повышения надежности функционирования сетей; интеграция локальных сетей в региональные и глобальные сети; неодно­родные вычислительные сети; организация сетей на базе операционной системы UNIX: основные протоколы, службы, функциониро­вание, сопровождение и разработка приложений, особенности реализации на различных платформах; организация сетей на базе операционной системы NetWare: основные протоколы, службы, функционирование, генерация, сопровождение и разработка приложе­ний; организация сетей на базе операционной системы Windows NT: основные протоколы, службы, функционирование, генерация, сопровождение и разработка приложе­ний; организация и функционирование сетей SNA; глобальные сети: Internet, основные службы и предоставляемые услуги, стандарты, перспективы развития; организация корпоративных сетей интранет.

150

ОПД.Ф.06

Системы управления базами данных

общие принципы построения баз данных: реляцион­ная, иерархическая и сетевая модели; распреде­ленные базы данных в сетях ЭВМ; общая характе­ристика, назначение и возможности, классифика­ция систем управления базами данных (СУБД); языковые средства СУБД для различных моделей данных; языковые средства манипулирования данными в реляционных СУБД; языковые средства описания данных реляционных СУБД; особенности средств управления в реализациях реляционных СУБД; проблемы оптимизации доступа к базам данных; средства реализации диалогового интерфейса и подготовки отчетов в языках СУБД; сервисные средства СУБД; средства автоматиза­ции проектирования баз данных: общая характе­ристика, назначение и возможности, классифика­ция, универсальные и специализированные генера­торы программ для СУБД; перспективы развития СУБД.

150

ОПД.Ф.07

Электроника и схемотехника

основные понятия теории электрических цепей; электрические цепи при гармоническом воздействии; анализ цепей в частотной области; сложные электрические цепи; четырехполюсники и фильтры; цепи с распределенными параметрами; радиотехнические сигналы и их спектры; элементы статистической радиотехники; воздействие сигналов на линейные электрические цепи; полупроводниковые приборы; диоды; биполярные и полевые транзисторы, параметры полупроводниковых приборов; усилители; основные каскады усилителей; обратная связь; интегральные схемы; элементы интегральных схем; дифференциальный усилитель; операционные усилители; аналоговые перемножители сигналов; нелинейное и параметрическое преобразование сигналов; модуляция и демодуляция; преобразование частоты; генераторы колебаний; импульсные и цифровые устройства; логические элементы цифровых устройств; триггеры; компараторы; мультивибраторы; цифровая обработка сигналов; аналоговые, дискретные и цифровые сигналы; аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи; быстрые преобразования; цифровые фильтры.

150

ОПД.Ф.08

Системы и сети передачи информации

классификация систем связи; кодирование инфор­мации в системах связи; помехоустойчивое коди­рование; схемная реализация; алгоритмы декоди­рования; методы модуляции в системах связи; основные типы модемов; уплотнение информации в системах связи; цифровая обработка аналоговых сигналов; дискретные вокодеры; особенности циф­ровых систем многоканальных передач сообщений; способы объединения цифровых потоков; особен­ности передачи дискретных сообщений по цифровым каналам; системы телефонной связи; цифровая те­лефония; системы телеграфной связи; коротковол­новые и ультракоротковолновые системы связи; радиорелейные системы связи; телевизионные системы; спутниковые системы связи; волокон­но-оптические системы связи; современные виды информационного обслуживания; факсимильная пе­редача информации; электронная почта; телекон­ференция; видеотекс; телетекс; сети связи; структура сетей связи; методы коммутации инфор­мации; особенности сетей с коммутацией каналов, сообщений и пакетов; эталонная модель взаимо­действия открытых систем; общие сведения о про­токолах эталонной семиуровневой модели; гло­бальные и локальные сети; особенности современных сетевых архитектур; архитектурные особен­ности современных локальных сетей; протоколы физического и канального уровней; технические характеристики и принципы функционирования сов­ременных модемов; маршрутизация и управление потоками в сетях связи; сети интегрального обслуживания.

150

ОПД.Ф.09

Основы информационной безопасности

понятие национальной безопасности; виды безо­пасности; информационная безопасность (ИБ) в системе национальной безопасности Российской Федерации; основные понятия, общеметодологические принципы теории ИБ; анализ угроз ИБ, проблемы информационной войны; государственная информационная политика; проблемы региональной информационной безопасности; виды информации; методы и средства обеспечения ИБ; методы нарушения конфеденциальности, целостности и доступности информации; причины, виды, каналы утечки и искажения информации.

80

ОПД.Ф.10

Теоретические основы компьютерной безопасности

архитектура электронных систем обработки данных; формальные модели; модели безопасности; политика безопасности; критерии и классы защищенности средств вычислительной техники и автоматизированных ин­формационных систем; стандарты по оценке защи­щенных систем; примеры практической реализации; построение парольных систем; особенности приме­нения криптографических методов; способы реали­зации криптографической подсистемы; особенности реализации систем с симметричными и несиммет­ричными ключами; концепция защищенного ядра; методы верификации; защищенные домены; примене­ние иерархического метода для построения защи­щенной операционной системы; исследование кор­ректности систем защиты; методология обследова­ния и проектирования систем защиты; модель политики контроля целостности.

100

ОПД.Ф.11

Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности

Организационно обеспечение:

Анализ и оценка угроз информационной безопасности объекта; оценка ущерба; средства и методы физической защиты объектов; служба безопасности объекта; организация и обеспечение режима секретности; организация пропускного и внутриобъектового режима; защита информации в экстремальных ситуациях; информационная безопасность объекта при осуществлении международного сотрудничества.

Правовое обеспечение:

законодательство РФ в области информационной безопасности, защиты государственной тайны и конфиденциальной информации; виды защищаемой информации; государственная тайна как особый вид защищаемой информации; конфиденциальная информация; система защиты государственной тайны; правовой режим защиты государственной тайны; лицензионная и сертификационная деятельности в области защиты информации; правовые основы защиты информации с использованием применения технических средств (защиты от технических разведок, применение и разработка шифровальных средств и т.д.); защита интеллектуальной собственности средствами патентного и авторского права; правовая регламентация охранной деятельности; международное законодательство в области защиты информации; преступления в сфере компьютерной информации; экспертиза преступлений в области компьютерной информации; криминалистические аспекты проведения расследований.

100

ОПД.Ф.12

Технические средства и методы защиты информации

Виды, источники и носители защищаемой информации; демаскирующие признаки объектов наблюдения и сигналов; опасные сигналы и их источники; побочные электромагнитные излучения и наводки; структура, классификация и основные характеристики технических каналов утечки информации; классификация технической разведки; возможности видов технической разведки; концепция и методы инженерно-технической защиты информации; методы и средства инженерной защиты и технической охраны объектов; скрытие объектов наблюдения; скрытие речевой информации в каналах связи; энергетическое скрытие акустических информативных сигналов; обнаружение и локализация закладных устройств, подавление их сигналов; подавление опасных сигналов акустоэлектрических преобразователей; экранирование и компенсация информативных полей; подавление информативных сигналов в цепях заземления и электропитания; подавление опасных сигналов; характеристика государственной системы противодействия технической разведке; нормативные документы по противодействию технической разведке; виды контроля эффективности защиты информации; основные положения методологии инженерно-технической защиты информации; методы расчета и инструментального контроля показателей защиты информации.

100

ОПД.Ф.13

Криптографические методы защиты информации

история криптографии; прос­тейшие шифры и их свойства; композиции шифров; системы шифрования с открытыми ключами; виды информации, подлежащие закрытию, их модели и свойства; криптографическая стойкость шифров; модели шифров; основные требования к шифрам; совершенные шифры; теоретико-информационный подход к оценке криптостойкости шифров; вопросы практической стойкости; имитостойкость и поме­хоустойчивость шифров; принципы построения криптографических алгоритмов с симметричными и несимметричными ключами; различие между программными и аппаратными реализациями; методы получения случайных и псевдослучайных последовательностей; прог­раммные реализации шифров; вопросы организации сетей засекреченной связи; понятие криптографического протокола; криптографические хеш-функции; электронная цифровая подпись; криптографические стандарты.

200

ОПД.Ф.14

Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности

Защита программ и данных:

программно-аппаратные средства защиты ПЭВМ; методы и средства ограничения доступа к компонентам ЭВМ; методы и средства привязки программного обеспечения к аппаратному окружению и физическим носителям; методы и средства хранения ключевой информации; защита программ от изучения; защита от разрушающих программных воздействий; защита от изменения и контроль целостности.

Защита в операционных системах:

типовая структура подсистемы безопасности ОС и выполняемые ей функции: идентификация и аутентификация, разграничение доступа, аудит, подотчетность действий, повторное использование объектов, точность и надежность обслуживания, защита обмена данных; реализация подсистем безопасности; средства обеспечения безопасности в ОС семейств UNIX и Windows; домены безопасности; критерии защищенности ОС.

Защита в сетях:

Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности в вычислительных сетях; протоколы аутентификации при удаленном доступе; средства и методы обеспечения целостности и конфиденциальности; защита серверов и рабочих станций; средства защиты локальных сетей при подключении к Интернет; защитные экраны; защита виртуальных локальных сетей.

Защита в СУБД:

Средства обеспечения защиты информации в СУБД; средства идентификации и аутентификации объектов баз данных, управление доступом; средства контроля целостности информации, организация аудита; типы контроля безопасности: потоковый, контроль вывода, контроль доступа; многоуровневая защита; модели безопасности, применяемые при построении защиты в СУБД; использование транзакции для изолирования действий пользователей; блокировки; ссылочная целостность триггерная и событийная реализации правил безопасности; причины, виды, основные методы нарушения конфиденциальности в СУБД; получение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации путем логических выводов; особенности применения криптографических методов; совместное применение средств идентификации и аутентификации, встроенных в СУБД и в ОС; критерии защищенности БД и АИС; технологии удаленного доступа к системам баз данных, тиражирование и синхронизация в распределенных системах баз данных; кластерная организация серверов баз данных; задачи и средства администратора безопасности баз данных.

250

ОПД.Ф.15

Основы управленческой деятельности: 70

стиль руководства коллективом; управление кад­рами, деятельностью коллектива; организационная структура управленческой деятельности в учреж­дении; технология разработки и принятия управ­ленческих решений; информационная база управ­ленческой деятельности, управление информационной безопасностью объекта.

60

ОПД.Ф.16

Безопасность жизнедеятельности

Человек и среда обитания; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; безопасность и экологичность технических систем; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; основы электробезопасности; безопасность систем связи; анатомо-физиологические и психологические воздействия на человека опасных и вредных факторов при работе с защищенными автоматизированными системами.

100

ОПД.Р.00

Национально-региональный (вузовский) компонент

250

ОПД.В.00

Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом

240

ДС

Дисциплины специализации

890

ДС.Ф.01

Криптографические протоколы

криптографические протоколы и основные требования к ним; протоколы “рукопожатия”; протоколы установ­ления подлинности; протоколы идентификации и аутентификации; парольные системы разграни­чения доступа; протоколы генерации ключей; протоколы распределения ключей; рекомендации Х.509; протоколы разделения секретов; протоколы с нулевым разглашением; доказательства нулевого разглашения; протоколы ";игры в покер";.

100

ДС.Ф.02

Теретико-числовые методы в криптографии

сложность основных целочисленных алгоритмов в кольце целых чисел, кольцах вычетов и конечных полях; дискретное преобразование Фурье для кольца целых чисел; квадратичные вычеты и невычеты, квадратичный закон взаимности Гаусса; цепные дроби; асимптотический закон распределения простых чисел; проверка чисел на простоту; построение больших простых чисел; методы разложения чисел на множители; алгоритмы дискретного логарифмирования в конечном поле, криптографическая система RSA, потокол Диффи-Хеллмана.

90

ФТД

Факультативы

450

ФТД.01

Военная подготовка

450

Всего часов теоретического обучения – 9180 час. (170 недель).

Практики - не менее 12 недель.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 – КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

  1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации при очной форме обучения составляет 286 недель, в том числе:

  • теоретическое обучение – не менее 170 недель;

  • экзаменационные сессии – не менее 39 недель;

  • практики – не менее 12 недель;

  • итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы – не менее 15 недель;

  • каникулы (включая последипломный отпуск) – не менее 40 недель.

  1. Очно-заочная (вечерняя) и заочная форма освоения основной образовательной программы подготовки математика не предусматривается.

  1. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

  1. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Реальный объем аудиторных занятий может за­висеть от возможностей вуза по учебно-методическому, материально-­техническому и кадровому обеспечению.

  2. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.

  3. При наличии возможностей по учебно-методическому, материально-тех­ни­чес­­ко­му и кадровому обеспечению вуз имеет право увеличивать длительность освоения программы и расширять перечень видов профессиональной деятельности выпускника.

6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 – КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

6.1 Требования к разработке основной образовательной программы подготовки математика.

  1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки Математика на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

По все дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.

  1. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  • изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин и дисциплин, входящих в цикл, в пределах 10%;

  • формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин, приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: ";Иностранный язык"; (в объеме не менее 340 часов), ";Физическая культура"; (в объеме не менее 408 часов), “Отечественная история”, “Философия”. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки и специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамка цикла ГСЭ;

  • осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам, разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

  • устанавливать необходимую глубину преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин, в соответствии с профилем цикла дисциплин специализации;

  • в каждом блоке дисциплин использовать часы национально-регионального (вузовского) компонента для образования новых дисциплин этого блока и/или усиления дисциплин федерального компонента;

  • определять по согласованию с УМО в установленном порядке наименование специализаций, наименований дисциплин специализаций, их объем и содержание, сверх установленного настоящим государственным образовательным стандартом, а также форму контроля за их освоением студентами;

  • реализовывать основную образовательную программу подготовки математика в сокращенные сроки для студентов высшего учебного заведения, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование. Сокращение сроков проводится на основе имеющихся знаний, умений и навыков студентов, полученных на предыдущих этапах профессионального образования. При этом продолжительность обучения должна составлять не менее 3-х лет. Обучение в сокращенные сроки допускается также для лиц, уровень образования или способности которых являются для этого достаточным основанием.

  • устанавливать дополнительные практики в пределах срока освоения основной образовательной программы не предусмотренные настоящим государственным образовательным стандартом.

  1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели дисциплин в области методов и средств обеспечения информационной безопасности и дисциплин специализации, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Доля преподавателей, имеющих ученую степень (звание) и реализующих цикл общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, должна составлять не менее 60%, а по остальным дисциплинам не менее 50% от общего числа преподавателей.

  1. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными и аудио-видеоматериалами.

Лабораторными практикумами должны быть обеспечены следующие дисциплины: физика; информатика; электроника и схемотехника; аппаратные средства вычислительной техники, программно-аппаратные средства обеспечения ИБ; технические средства и методы защиты информации, криптографические методы защиты информации, а также дисциплины специализации. Лабораторная база высшего учебного заведения должна быть оснащена современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать информационные технологии, в соответствии с реализуемыми вузом специальностью и специализациями.

Практические и семинарские занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам в соответствии с примерным учебным планом по специальности 075200 – “Компьютерная безопасность”.

Студенту должна быть обеспечена возможность выхода во всемирную глобальную сеть Internet и работа в ней в соответствии с требованиями основной образовательной программы.

Компьютерные классы должны быть оснащены современной вычислительной техникой и необходимым программным обеспечением.

Библиотечный фонд вуза должен быть укомплектован учебниками, учебными пособиями, монографиями, учебно-методической документацией, руководствами к лабораторным работам и соответствующими задачниками, включая литературу для выполнения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ. В библиотечном фонде должны быть соответствующие профилю подготовки научно-технические и реферативные журналы в печатной или электронной форме. Обеспеченность учебной литературой по дисциплинам федерального компонента должна составлять не менее 0,5 экземпляра на одного студента.

  1. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, предусмотренных примерным учебным планом и научно-исследовательской работой студентов.

  1. Требования к организации практик.

Практика студента является средством связи теоретического обучения с практической деятельностью, обеспечивающую прикладную направленность и специализацию обучения.

Содержание практики определяется выпускающими кафедрами с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется программами по ее видам. Программы практик утверждаются вузом на основе примерных программ практик, рекомендуемых УМО по образованию в области информационной безопасности.

6.5.1. Целью производственной практики является: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин общепрофессионального цикла и дисциплин специализации, приобретение и развитие необходимых практических умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника (п. 7.1); изучение обязанностей должностных лиц предприятия, обеспечивающих решение проблем компьютерной безопасности; формирования общего представления об технологиях обеспечения компьютерной безопасности систем, методов и средств ее обеспечения; изучение источников информации и системы оценок эффективности применяемых мер обеспечения компьютерной безопасности. Место проведения практики: профильные организации, учреждения и предприятия, а в качестве исключения – кафедры и научные подразделения вуза.

6.5.2. Целью преддипломной практики является: подготовить студента к решению задач обеспечения компьютерной безопасности систем обработки данных предприятия и к выполнению выпускной квалификационной работы. Место проведения практики: профильные предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения, обладающие кадровым и научно-техническим потенциалом, необходимым для подготовки студентом выпускной квалификационной работы.

6.5.3. Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 – КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

  1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Математик должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного стандарта.

Математик должен знать и уметь использовать:

  • основные понятия и методы математического анализа, геомет­рии, алгебры, теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математической статистики;

  • математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;

  • вероятностные модели для конкретных процессов и явлений, проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;

  • основные понятия, законы и методы теоретического и экспериментального исследования в физике;

  • основные понятия и методы математической логики и теории алгоритмов, теории передачи информации, теории кодирования;

  • современные методы программирования и методы разработки эффективных алгоритмов решения прикладных задач;

  • современные средства разработки и анализа программного обеспечения на языках высокого уровня и на ассемблере;

  • современные аппаратные средства вычислительной техники;

  • операционные системы современных ЭВМ;

  • современные программные средства систем и сетей связи;

  • основы проектирования и функционирования сложных компьютер­ных систем передачи и обработки информации;

  • программное обеспечение современных вычислительных сетей;

  • системы управления базами данных;

  • принципы и методы организационной защиты информации в раз­личных сферах деятельности государства;

  • принципы построения современных систем защиты информации в компьютерных системах;

  • руководящие документы по оценке защищенности компьютерных систем;

  • методы проведения анализа надежности системы защиты инфор­мации в компьютерных системах;

  • принципы построения современных криптографических систем;

  • методы криптографического анализа типовых криптографических алгоритмов и протоколов;

  • стандарты в области криптографической защиты информации;

  • основные правовые понятия по проблемам информационной безо­пасности и защиты информации;

владеть:

  • основами программирования для разработки приложений в раз­личных операционных средах, включая системы управления базами дан­ных и сетевые операционные системы;

  • методами проектирования архитектуры и выбора комплекса программно-аппаратных средств функционирования сети с учетом требований безопасности и порядка ее эксплуатации различными категориями пользователей;

  • современными методами анализа и формализации информацион­ных объектов и связей между ними при проектировании баз данных;

  • методами разработки эргономичного программного обеспечения с высоким уровнем надежности;

  • методами анализа программного обеспечения с использованием необходимых отладочных средств, автоматизированных систем тести­рования и моделирования среды функционирования;

  • методами разработки и исследования моделей надежности и безопасности компьютерных систем;

  • методами выбора необходимых технологий и средств защиты;

  • методами организации деятельности подразделений защиты ин­формации;

  • методикой разработки нормативно-методических документов по организационной защите информации;

  • методами определения организационных и технических каналов утечки информации.

Дополнительные требования к специальной подготовке математика определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей спе­циализации.

  1. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

  1. Итоговая государственная аттестация математика включает выпускную квалификационную работу (дипломная работа или дипломный проект) и государственный экзамен по специальности, позволяющий выявить теоретическую готовность выпускника к решению профессиональных задач. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.

  2. Выпускная квалификационная работа математика (дипломная работа или дипломный проект) имеет целью систематизировать и углубить знания, совершенствовать навыки и умения выпускника в решении сложных комплексных научно-технических задач с элементами научного исследования, а также проявить степень профессиональной подготовленности выпускника, ее соответствие данному образовательному стандарту. Дипломная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных задач по специальности (специализации). Результаты работы оформляются в виде текста с приложением графиков, таблиц и, при необходимости, элементов документации рабочего проекта для разработанного программно-технического комплекса. Дипломный проект представляет собой решение конкретной практической задачи, имеющей прикладной характер, или инженерной проблемы с проведением проектно-конструкторских расчетов и разработок, теоретических и экспериментальных исследований. Он оформляется в виде чертежей, расчетно-графических и иных материалов, моделей и пояснительной записки к ним. Конкретные требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 075200 – “Компьютерная безопасность” и методических рекомендаций УМО вузов по образованию в области информационной безопасности.

7.2.3 Междисциплинарный государственный экзамен по специальности имеет целью определение степени соответствия уровня подготовленности выпускников требованиям данного образовательного стандарта. При этом проверяются как теоретические знания, так и практические навыки выпускника в соответствии со специальностью (компьютерная безопасность), квалификацией (математик) и специализацией полученного образования.

Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 075200 – “Компьютерная безопасность” определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов по образованию в области информационной безопасности, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 075200 – “Компьютерная безопасность”.

СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение по образованию в области информационной безопасности.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 075200 протокол № 2 от 06.12.99 года.

Председатель совета УМО Б.А. Погорелов

Заместитель председателя совета УМО Е.Б. Белов

Председатель УМС С.Н. Смирнов

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования.

Начальник управления Г.К. Шестаков

Заместитель начальника управления В.С. Сенашенко

Советник С.П. Крекотень



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Заместитель министра образования (21)

    Государственный образовательный стандарт
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ ЗаместительМинистраобразования Российской Федерации В.Д. Шадриков “ ” ... и среднего профессионального образования. Начальник управления Г.К. Шестаков Заместитель начальника управления В.С. ...
  2. Заместитель министра образования (31)

    Государственный образовательный стандарт
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ ЗаместительМинистраобразования Российской Федерации В.Д. Шадриков “ ” ... и среднего профессионального образования. Начальник управления Г.К. Шестаков Заместитель начальника управления В.С. ...
  3. Заместитель Министра образования (57)

    Диплом
    44 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ ЗаместительМинистраобразования Российской Федерации ________________В.Д.Шадриков «_14____»_____04______2000 г. ...
  4. Заместитель министра образования (13)

    Государственный образовательный стандарт
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ ЗаместительМинистраобразования Российской Федерации В.Д. Шадриков “ 05 ... и среднего профессионального образования. Начальник управления Г.К. Шестаков Заместитель начальника управления В.С. ...
  5. Заместитель министра образования (38)

    Государственный образовательный стандарт
    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УТВЕРЖДАЮ ЗаместительМинистраобразования Российской Федерации В.Д. Шадриков “ 05 ... и среднего профессионального образования. Начальник управления Г.К. Шестаков Заместитель начальника управления В.С. ...

Другие похожие документы..