Главная > Учебно-методический комплекс


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования

РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра моделирования в экономике и управлении

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Учебно-методический комплекс для специальности

№ 080505 «Управление персоналом»

Для дневной формы обучения

Москва – 2009


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

Учебно-методический комплекс

Автор-составитель:

А.Е. Алексейчук канд.техн.наук , доц.

Ответственный редактор:
Муромцев В.В. канд.техн.наук , доц.

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры МЭУ

18.11.2008 , протокол № 12

Российский государственный
гуманитарный университет, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 5

Программа курса 6

Содержание учебной дисциплины 8

Тематический план
курса «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ » (в часах) 20

Вопросы к зачету (экзамену) 22

Темы итоговых письменных контрольных работ 26

Список источников и литературы 28

Планы лабораторных занятий. 30

Вопросы к лабораторным работам 32

Методические указания по выполнению лабораторных работ 37

Система текущего и итогового контроля знаний студентов 52

Материально-техническое и программное обеспечение дисциплины 54

Приложение 1 55

Предисловие

В последние десятилетия все большую актуальность в самых различных областях деятельности человека приобретает понятие «информация» и «информационные технологии».

Информационная технология (ИТ) – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов. Изучение данной дисциплины вносит необходимый вклад в достижение ожидаемых результатов в профессиональной части программы подготовки специалистов кадрового менеджмента.

Дисциплина нацелена на приобретение студентами комплекса знаний об информационных технологиях, используемых в системе управления персоналом на предприятии и в государственном и муниципальном управлении, современных технологиях сбора, обработки и передачи информации для принятия решений и обучение студентов работе в компьютерных сетях на основе полученных представлений о принципах создания и функционирования информационных систем в управлении персоналом на производственных предприятиях и в государственном и муниципальном управлении.

Курс “Информационные технологии управления персоналом” предназначен для студентов третьего и четвертого курса очной формы обучения, обучающихся по специальности № 080505 - “управления персоналом”.

УМК состоит из

программы курса, включающей пояснительную записку, содержание тем курса, тематический план курса, список источников и литературы и контрольные вопросы к зачету;

плана лабораторных работ, включающего пояснительную записку, тематических планов лабораторных работ по каждой специальности и отдельным видам обучения, описания технологии выполнения лабораторных работ;

Примерного перечня вопросов контрольных работ;

Тематики итоговых письменных контрольных работ;

Системы текущего и итогового контроля знаний студентов.

Данная дисциплина базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплины

“Информатика”.

Программа курса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Организационно-методический раздел

Программа учебной дисциплины «Информационные технологии управления персоналом» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (второго поколения) и предназначена для студентов, обучающихся по специальности № 080505 «Управление персоналом» очной формы обучения.

Дисциплина входит в цикл «Специальные дисциплины» учебного плана специальности.

Роль и значение данной дисциплины в образовательной программе:

  1. содержит теоретические основания по автоматизированным информационным технологиям управления персоналом (далее – АИТУП) как одному из распространенных классов информационных систем;

  2. адаптирует общетеоретические представления студентов об информационных системах и технологиях к конкретной предметной области экономики – управлению персоналом как будущей сфере их профессиональной деятельности.

Место данной дисциплины среди других дисциплин (межпредметные связи): увязывает знания студентов между общими, ранее получаемыми знаниями об информационных технологиях в рамках дисциплины «Информатика», и позднее изучаемыми проблемами в рамках информационных технологий и систем в области управления персоналом, налогообложения, финансов и др.

Основные задачи данной дисциплины: освоение теоретических основ АИТУП; изучение методологии построения АИТУП; получение навыков в анализе и синтезе основных компонент АИТУП.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования студенты в результате изучения дисциплины должны

знать и уметь использовать:

- основные понятия теории АИТУП;

- функциональную и обеспечивающую части структуры АИТУП;

- методы и средства обработки данных АИТУП;

- методологию построения АИТУП;

иметь опыт:

  1. постановки задач, связанных с построением и функционированием АИТУП;

  2. анализа структуры АИТУП;

  3. анализа методов и средств обработки данных АИТУП;

  4. оценки эффективности и качества АИТУП и выбора предпочтительного варианта на основе критериев;

иметь представление:

  1. об информационных технологиях управления персоналом как об особом виде информационных систем;

  2. о программных средствах, применяемых в обработке данных информационных технологий управления персоналом, в том числе и по профилю налогообложения, финансово-кредитной деятельности, бухгалтерского учета, анализа и аудита;

  3. о тенденции развития информационных технологий управления персоналом.

Для изучения данной дисциплины студенты должны иметь знания по информатике, вычислительной технике, математике в объеме программы средней школы и начального этапа вузовской подготовки.

При изучении дисциплины используются прогрессивные методы и средства: рационализация времени аудиторной и самостоятельной работы, способы семантической концентрации информации, применение средств информационно-образовательных технологий, способов структурирования и фильтрации информации и др.

Общий объем дисциплины составляет для всех форм обучения 240 часов. Дисциплина преподается на 3 и 4 курсах в 5, 6 и 7 семестрах. Объем аудиторных занятий для очной формы обучения составляет 124 часов, в том числе лекции – 60 часов, лабораторные работы – 64 часа, самостоятельная работа – 120 часов.

Промежуточный семестровый контроль знаний студентов очной формы обучения осуществляется в форме докладов и участия в их обсуждении на семинарских занятиях. Доклады являются текущими контрольными работами по избранной и согласованной с преподавателем теме.

По окончании изучения дисциплины студенты сдают экзамен.

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Введение. Основные положения АИТУП

Роль и место АИТУП в экономике и информатизации народного хозяйства. Генезис информационных технологий в экономике и управлении персоналом. Понятия: «информация», «данные», «знания», «количество и качество информации», «экономическая информация», «документы», «показатели», «реквизиты». Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере. Информация для управления персоналом как часть информационного ресурса общества. Классификация экономической информации и информации для управления персоналом. Фазы существования информации для управления персоналом. Измерение информации для управления персоналом.

Организация как сложная вероятностная система. Понятия «черный ящик», «обратная связь», «эмерджентность». Понятие автоматизированной информационной технологии управления персоналом. Информационный контур управления. Понятие управляющей и управляемой системы. Запаздывания по выработке и реализации решения. Дискретность управления.

Информационная система, информационная технология, информационный менеджмент. Информационные ресурсы. Информационные продукты и услуги. Характеристика литературы по курсу и методика работы с ней.

Тема 2. Понятие информационной технологии

Понятие информационной технологии. Эволюция информационных технологий; их роль в развитии экономики и общества; свойства информационных технологий; понятие платформы. Определение профилей. Методы науки об информационных технологиях.

Тема 3. Классификация информационных технологий

Предметная технология; информационная технология; обеспечивающие и функциональные информационные технологии; понятие распределенной функциональной информационной технологии; объектно-ориентированные информационные технологии; стандарты пользовательского интерфейса информационных технологий, критерии оценки информационных технологий. Свойства профилей. Организационные структуры в области стандартизации ИТ. Классы OSI профилей. Аттестация на соответствие профилю.

Тема 4. Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс и его виды; технология обработки данных и его виды; технологический процесс обработки и защиты данных; графическое изображение технологического процесса, меню, схемы данных, схемы взаимодействия программ. Пакетная технология. Технология командной строки. Графический интерфейс. Речевая технология. Биометрическая технология.

Тема 5. Информационные технологии на рабочем месте

Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя, автоматизированное рабочее место, электронный офис. Графические интерфейсы и средства их разработки. Основные особенности интерфейса семейства Windows. Использование объектной модели. Важнейшие объекты. Технология «перетащил и бросил». Правило двух кнопок и контекстное меню. Глобальная связь данные - приложение. Технология OLE. Использование буфера обмена. Приложения как конверторы. Окна импорта-экспорта.

Тема 6. Информационные технологии баз данных

Использование технологий баз данных и информационных хранилищ в управлении организацией. Технология баз данных. Основные понятия. Виды баз данных. Модели баз данных. Реляционные базы данных. Понятие первичного ключа. Понятие нормализации, нормальные формы. Системы управления базами данных. Языки баз данных. Хранилища данных. Распределенные хранилища данных. Приложения клиент-сервер и хранилища данных. Объектно-ориентированные базы данных.

Тема 7. Сетевые информационные технологии

Сетевые информационные технологии: сетевые операционные системы, электронная почта, телеконференции, доска объявлений; авторские информационные технологии; гипертекстовые и мультимедийные информационные технологии. Язык HTML. Структура прикладного программного обеспечения ПК, подключенного к локальной сети TCP/IP. CASE - технологии.

Тема 8. Интеграция информационных технологий

Интеграция информационных технологий: распределенные системы обработки данных; технологии «клиент-сервер»; информационные хранилища; системы электронного документооборота. Сетевые СУБД. Технологии создания распределенных информационных систем.

Тема 9. Технологизация социального пространства

Геоинформационные системы; глобальные системы; видеоконференции и системы групповой работы; корпоративные информационные системы. Понятие технологизации социального пространства. Структура ИПС для интернет. Принципы и подходы к созданию корпоративных решений. Методы реализации корпоративных решений.

Тема 10. Информационная система.

Компоненты информационной системы (ИС). Автоматизированные и неавтоматизированные информационные системы. Управленческая и информационная пирамиды. Функции управления и функции информационных систем. Классификационные признаки информационных систем. Основные направления автоматизации управления: САПР, АСУ ТП, АСУП, АСУ ГПС, ИАСУ. Типы и роль различных информационных систем в организации. Эволюция концепций информационных систем. Трансформация роли и характера использования информационных систем. Стратегические информационные системы. Понятие ";Корпоративные информационные системы (КИС)";.

Тема 11. Управление информационными системами: информационная поддержка бизнеса.

Внешняя и внутренняя информационная среда организации. Информационные ресурсы бизнеса. Роль и задачи информационного менеджмента в управлении информационными ресурсами и информационной системой организации. Функции информационного менеджмента и их реализация на различных уровнях управления. Объекты и процессы информационного менеджмента. Предмет управления: определение информационных потребностей организации, обеспечение создания эффективных информационных систем для удовлетворения информационных потребностей организации, создание необходимой организационной и технической базы для информационной системы.
Ответственность менеджеров в области информационных систем и технологий.
Роль информационного менеджмента в достижении конкурентных преимуществ Информация и право собственности.

Тема 12. Информационная система и организация.

Взаимоотношения между организацией и информационной системой. Причины создания информационной системы. Место информационной системы в организационной структуре. Централизованное расположение информационной системы: достоинства и недостатки. Децентрализованное расположение: достоинства и недостатки. Владение данными. Отдел организации, ответственный за информационную систему. Интеграция организаций на базе информационных технологий.
Влияние информационной системы на организацию. Влияние информационной системы на организационную структуру. Централизация власти. Вертикальное и горизонтальное распределение власти. Влияние информационной системы на работников. Изменения в формализации. Занятость. Обучение. Влияние информационной системы на отдельных людей. Информационная система и культура организации. Организационное сопротивление изменениям.

Основные направления автоматизации управления: системы автоматизации проектирования (САПР), автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП), автоматизированные системы предприятий (АСУП), автоматизированные системы управления гибкими производственными системами (АСУ ГПС), интегрированные автоматизированные системы управления (ИАСУ). Типы и роль различных ИС в организации. Эволюция концепций ИС. Трансформация роли и характера использования ИС.

Стратегические информационные системы. Корпоративные информационные системы (КИС).

Взаимоотношения между организацией и ИС. Причины создания ИС. Место ИС в организационной структуре. Централизованное расположение ИС: достоинства и недостатки. Децентрализованное расположение: достоинства и недостатки. Владение данными. Отдел организации, ответственный за ИС. Интеграция организаций на базе информационных технологий.

Влияние ИС на организацию. Влияние ИС на организационную структуру. Централизация власти. Вертикальное и горизонтальное распределение власти. Влияние ИС на работников. Изменения в формализации. Занятость. Обучение. Влияние ИС на отдельных людей. ИС и культура организации. Организационное сопротивление изменениям.


Тема 13. Построение информационных систем (ИС) и информационных технологий(ИТ).

Подходы к построению ИС. ИС как среда реализации функций управления. Основные модули ИС. Стандарты рекомендаций по управлению производством (MRP II, ERP, CSRP, и другие подходы). Типичные представители данного подхода. Автоматизация управления как процесс - ориентированной деятельности. Понятие бизнес - процесса. Основные характеристики данного подхода. Представители группы: системы Workflow. Технологии виртуальных предприятий. Ориентация на поддержку интеллектуальной составляющей управления. Основные характеристики данного подхода. Типичные представители данного подхода.
Разработка ИС под конкретную организацию. Реинжиниринг бизнес - процессов. Управление процессом разработки ИС. Жизненный цикл ИС и ИТ. Понятие программного продукта (изделия). Жизненный цикл программного изделия. Методы проектирования программного продукта: методы нисходящего и восходящего проектирования, каскадная, поэтапная (итерационная) и спиральные модели. Этапы разработки. Инструментальные средства для поддержки проектирования: современные языки программирования, программные комплексы для поддержки проектных работ, автоматизированные системы проектирования (использование CASE-систем для проектирования приложений и баз данных). Достоинства и недостатки данного подхода к построению ИС. Построение ИС на основе прототипов. Достоинства и недостатки данного подхода к построению ИС.
Построение ИС на основе пакетов программ. Критерии оценки пакетов программ. Достоинства и недостатки данного подхода к построению ИС.
Информационная система организации на основе аутсорсинга. Преимущества и недостатки использования ресурсов извне.
Рынок ИС и ИТ. Рынок специалистов и организаций разработчиков ИС и ИТ. Консалтинг в области информационных технологий.
Тема 14. Эксплуатация ИС и ИТ.

Управление: исправление ошибок, поддержка состояния и работы, улучшение ИС. Проблемы старения ИС и ИТ. Проблемы безопасности и технологии защиты управленческой информации. Основные понятия защиты информации и информационной безопасности. Уровни важности информации. Свойства информации, требующие защиты. Работы по построению системы защиты информации. Принципы построения системы защиты. Каналы утечки и несанкционированного доступа к информации. Нарушители системы защиты. Вирусы и защита от них. Технологии архивирования, антивирусов, распределения доступа

Тема 15. Информационная система управления персоналом.

Понятие автоматизированной информационной системы управления персоналом (далее – АИСУП). АИСУП как особая модель объекта экономики. Предметная область АИСУП.

Классификация АИСУП. Основные требования, предъявляемые к АИСУП. Понятие цели АИСУП. Целеориентирование АИСУП. Иерархия целей АИСУП.

Понятие задачи АИСУП. Универсальные задачи АИСУП. Функциональные задачи АИСУП.

Понятие функции АИСУП. Состав и характеристика основных функций АИСУП. Особенности функций по классам АИСУП.

Тема 16. Структура АИСУП

Понятие структуры АИСУП. Структура и целостность системы. Понятие целостности АИСУП. Функциональные и обеспечивающие подсистемы АИСУП. Структура обеспечивающей части АИСУП. Подсистемы обеспечивающей части АИСУП.

Информационное обеспечение АИСУП. Понятие подсистемы «Информационное обеспечение».

Лингвистическое обеспечение АИСУП. Документальные информационно-поисковые языки. Классификационные информационно-поисковые языки. Классификаторы технико-экономической информации. Индексирование документов и запросов. Критерий смыслового соответствия. Представление данных в памяти ЭВМ.

Комплекс технических средств АИСУП. Понятие подсистемы «Техническое обеспечение». Особенности комплекта оборудования АИСУП. Периферийные устройства ввода-вывода данных. Средства передачи данных и связи АИСУП. Средства копирования, тиражирования и хранения информации АИСУП.

Программно-математическое обеспечение АИСУП. Понятие подсистемы «Программно-математическое обеспечение» АИСУП. Особенности комплекса математических моделей, алгоритмов и программ АИСУП. Структура программного обеспечения. Базовое и прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Операционные системы, применяемые в АИСУП. Понятие платформы. Основные направления использования прикладного программного обеспечения для управления персоналом.

Прикладное программное обеспечение АИСУП. Задачи управления персоналом. Стандартные модули АИСУП. Перспективы развития рынка АИСУП. Российский рынок АИСУП. Зарубежные АИСУП. Требования к программному обеспечению по автоматизации управления персоналом. Автоматизированная система по управлению персоналом БОСС-Кадровик. Функциональные возможности, отличающие систему БОСС-Кадровик от конкурентов.

Справочно-правовые информационные системы (СПС) нового поколения. Особенности российских СПС. Структура рынка отечественных СПС. СПС КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс, Юсис. Свойства и параметры СПС, наиболее важные для пользователей.

Характеристика программных продуктов в области финансов и кредита, бухгалтерского учета, налогообложения, администрирования и др. Средства программирования АИСУП.

Организационно-правовое обеспечение АИСУП. Понятие подсистемы «Организационно-правовое обеспечение АИСУП». Состав подсистемы. Основной штатный персонал АИСУП. Основные должностные и функциональные обязанности персонала. Проектно-техническая документация АИСУП. Технологическая и организационная документация АИСУП. Понятие функциональной структуры АИСУП. Функциональная структура АИСУП.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационные технологии в антикризисном управлении учебно-методический комплекс

    Учебно-методический комплекс
    ... 2 2 2 9. Информационныетехнологии в финансовом менеджменте 6 2 2 2 10. Информационныетехнологииуправленияперсоналом 6 2 4 11. Информационныетехнологии производственного менеджмента на предприятии 6 2 2 2 12. Информационныетехнологииуправления ...
  2. Управление персоналом организации библиографический указатель ульяновск 2002

    Библиографический указатель
    ... . - N6. - С.67-69. 64. Дорохова А. Информационныетехнологии: управлениеперсоналом /А. Дорохова //Управлениеперсоналом. - 2002. - N9. - С.25. 65 ...
  3. Управление персоналом организации библиографический указатель

    Библиографический указатель
    ... . - N6. - С.67-69. 64. Дорохова А. Информационныетехнологии: управлениеперсоналом /А. Дорохова //Управлениеперсоналом. - 2002. - N9. - С.25. 65 ...
  4. Специальность 080505 «управление персоналом»

    Документ
    ... , имеющего выход в Интернет 45 Информационныетехнологииуправленияперсоналом Электронная коллекция УГАТУ /cgi-bin ... simple-fulltxt.xsl+rus Костюкова, Т. П. Информационныетехнологииуправленияперсоналом [Электронный ресурс] : [учебное пособие для ...
  5. Кибанов управления персоналом м инфра-м 2005 304 с

    Список учебников
    ... «Организация труда персонала», «Информационныетехнологииуправленияперсоналом», «Организационная культура», « ... применять современные методы управленияперсоналом; использовать новые информационныетехнологииуправленияперсоналом; применять законы ...

Другие похожие документы..