Главная > Документ


КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

Документированная процедура

МЕНЕДЖМЕНТ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СМК-ДП-6.3-06

СОДЕРЖАНИЕ ДОКУМЕНТА

Номер

раздела

Наименование раздела

Страница

1

Назначение

3

2

Область применения

3

3

Нормативные ссылки

3

4

Термины, обозначения, сокращения

5

5

Менеджмент процесса

5.1

Общие положения

7

5.2

Информационная карта процесса

11

5.3

Блок-схема процесса

14

5.4

Описание процесса

18

6

Перечень форм и записей

26

7

Приложения:

7.1

Форма «Годового плана работы научной библиотеки Кемеровского государственного сельскохозяйственного института»

27

7.2

Форма «Заявки на учебную литературу»

28

7.3

Форма «Журнала регистрации пользователей и ознакомления с правилами работы библиотеки»

29

7.4

Примерное содержание «Отчета о работе научной библиотеки Кемеровского государственного сельскохозяйственного института»

30

8

Лист согласования

31

9

Лист регистрации изменений, дополнений и ревизий документа

32

1.Назначение

1.1 Настоящая процедура устанавливает единый порядок управления библиотечными и информационными ресурсами, обеспечения ими образовательного, научного, воспитательного процессов, реализуемых в Кемеровском государственном сельскохозяйственном институте (КемГСХИ), а также ответственность в процессе управления библиотечными и информационными ресурсами.

1.2 Данная процедура соответствует выполнению требований ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» (п. 6.3).

2.Область применения

Данный документ обязателен к применениювсеми сотрудниками научной библиотеки КемГСХИ, а также профессорско-преподавательским составом вуза, сотрудниками, студентами института.

3.Нормативные ссылки

ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования»;

ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь»;

ГОСТ 7.83-2001 Межгосударственный стандарт «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения»;

ФЗ «О библиотечном деле» № 78 ФЗ от 29 декабря 1994 г.;

Закон РФ «Основы законодательства о культуре» №3612-1 от 09.10.1992 г.

ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» № 149-ФЗ от 27.07.2006 г.;

ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» № 5351-1 от 09.07.1993 г.

Приказ Минобразования РФ «Об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» от 24.08.2000 № 2488;

Требования к обеспеченности учебной литературой учебных заведений профессионального образования, применяемые для оценки соответствующих учебных заведений при их лицензировании, аттестации и аккредитации (п. 2 приказа Минобразования России от 23.03.99 № 716);

Приказ Минобразования РФ «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов» от 11.04.2001 № 1623;

ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения;

ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.82-2001. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.80-2000. Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления;

ГОСТ 7.12-93. Библиографическая запись. Сокращение русских слов на русском языке. Общие требования и правила;

ГОСТ 7.20-2000. Библиотечная статистика;

ГОСТ 7.60-2003. Издания. Основные виды. Термины и определения;

ГОСТ 7.76-96. Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения;

Примерное положение о библиотеке высшего учебного заведения, утв. ГОСКОМВУЗОМ РФ 06.12.1995;

Закон Кемеровской области «О библиотечном деле в Кемеровской области» № 120 от 25 сентября 1997 г.;

СМК-ДП-4.2.3-01 – «Управление документацией СМК вуза»;

СМК-ДП-4.2.4-01 – «Управление записями вуза»;

СМК-ДП-6.2-01 – «Менеджмент персонала»;

СМК-ДП-6.3-02 –«Управление планово-финансовой деятельностью вуза»;

Правила пользования библиотекой Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, утв. 15.05.2006 г.;

Положение о научной библиотеке Кемеровского государственного сельскохозяйственного института, утв. 15.05.2006 г. ;

Устав ФГОУ ВПО «Кемеровский ГСХИ», утв. 23.10.2006 г.;

Инструкция по работе с программой «Ирбис» (электронная версия);

Приказы, распоряжения ректора, проректора по библиотечной деятельности института.

4.Термины. Определения. Сокращения

    1. Термины, определения по ГОСТ Р ИСО 9000-2008:

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы;

Система менеджмента качества – система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству;

Термины, определения, принятые в КемГСХИ:

Автоматизированная библиотечно-информационная система – комплекс программно-технических средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска и выдачи информации пользователям по их запросам.

База данных (БД) – совокупность данных, организованных по определенным правилам, предусматривающим общие принципы описания, хранения данных и манипулирования данными, независимых от прикладных программ.

Библиотека – информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации.

Библиотечная услуга – конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о документах, справки, выставки, консультации и т.д.).

Библиотечное обслуживание – совокупность различных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг.

Библиотечно-информационное обеспечение – совокупность библиотечно-информационных ресурсов и услуг для удовлетворения долговременных потребностей в информации.

Библиотечно-информационные ресурсы – совокупность библиотечно-библиографических документов, специально организованных для эффективного получения информации.

Документ – материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования.

Запись библиографическая – элемент библиографической информации, фиксирующий в документальной форме сведения о документе, позволяющие его идентифицировать, раскрыть его состав и содержание в целях библиографического поиска.

Запрос пользователя библиотеки – требование пользователя библиотеки на предосталение библиотечной или информационной услуги.

Индексирование документов – выражение содержания документа на информационно-поисковом языке.

Информационная услуга – предоставление пользователю информации определенного вида по его запросу.

Информационное обслуживание – обеспечение пользователей необходимой информацией путем предоставления информационных услуг.

Каталогизация – совокупность процессов, обеспечивающих создание и функционирование библиотечных каталогов.

Комплектование – совокупность процессов выявления, отбора, заказа, приобретения, получения и регистрации документов, соответствующих задачам библиотеки.

Комплектование фонда – совокупность процессов выявления, отбора, заказа, приобретения, получения и регистрации документов, соответствующих задачам библиотеки.

Обработка библиотечная – совокупность процессов подготовки документов к их дальнейшему использованию и хранению в библиотеке.

Обучающиеся – абитуриенты, студенты, аспиранты;

Организация процесса – деятельность, приводящая к упорядоченности процесса.

Пользователь библиотеки – физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки.

Рекомплектование - исключение из фонда документов, потерявших информационную ценность – устаревших, ветхих, утраченных читателями в соответствии с действующими нормативными и правовыми актами.

Систематизация – классификационная систематизация, присвоение документам классификационных индексов в соответствии с правилами какого-либо классификационного информационно-поискового языка.

Фонд научной библиотеки института – упорядоченный массив документов, формируемый в соответствии с профилем образовательных программ и требований государственных образовательных стандартов института, в тесном сотрудничестве с факультетами и кафедрами, и предназначенный для использования и хранения.

Электронный каталог – машиночитаемый библиотечный каталог, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение читателей.

    1. Сокращения

АУНЛ – абонемент учебной и научной литературы

АХЛ – абонемент художественной литературы

ИРИ – избирательное распространение информации

КемГСХИ – Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт

КСУ – книга суммарного учета

МБА - межбиблиотечный абонемент

НБ – научная библиотека Кемеровского государственного сельскохозяйственного института;

НЧ3 – научный читальный зал

ОКиО – отдел комплектования и обработки

ОХФ – отдел хранения фондов

ППС – профессорско-преподавательский состав

СБА – справочно-библиографический аппарат

СБО – справочно-библиографический отдел

СБФ – справочно-библиографический фонд

СИБИД – система стандартов по информатизации, библиотечному и издательскому делу

СП – структурное подразделение

СПА – справочно-поисковый аппарат

ТТПК – тематико-типологический план комплектования

Ч3 – читальный зал

Ч3ФАТ – читальный зал факультета аграрных технологий

ЭК – электронный каталог

5.Менеджмент процесса

        1. Общие положения

5.1.1 Целью менеджмента библиотечной деятельности вуза является своевременное и качественное обслуживание пользователей НБ КемГСХИ, поддержка обучения и исследований в институте.

5.1.2 К задачам процесса менеджмента библиотечной деятельности относятся:

– обеспечение доступа пользователей к фондам НБ института, к базам данных российских и зарубежных библиотек, библиотечных ассоциаций, информационным ресурсам Интернет;

– повышение качества и комфортности информационно-библиотечных услуг за счет полного и оперативного комплектования фонда библиотеки всеми источниками информации;

– проведение мониторинга книгообеспеченности циклов образовательных дисциплин, реализуемых институтом по программам высшего профессионального образования и выработки необходимых корректирующих мероприятий;

– обучение пользователей основам информационной культуры;

– оценка и постоянное улучшение качества удовлетворения информационных потребностей пользователей в научно-исследовательской и интеллектуальной деятельности.

5.1.3 Библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание персонала и обучающихся (абитуриентов, студентов, аспирантов) КемГСХИ, а также других категорий пользователей института осуществляется научной библиотекой.

5.1.4 Научная библиотека института обеспечивает широкий доступ к любым фондам в соответствии с запросами пользователей, за исключением случаев, регулируемых законодательством об охране государственной тайны и законодательством об обеспеченности сохранности культурного достояния народов Российской Федерации.

5.1.5 Процесс «Менеджмент библиотечной деятельности» включает два основных подпроцесса:

  • управление библиотечными ресурсами;

  • обслуживание пользователей.

5.1.6 Управление библиотечными ресурсами

Деятельность по управлению библиотечными ресурсами включает внутренние процессы научной библиотеки КемГСХИ, связанные с ее функционированием в рамках библиотечно-информационного обслуживания:

  • комплектование библиотечного фонда;

  • обработка новых поступлений;

  • хранение.

Подпроцесс «Комплектование библиотечного фонда» включает деятельность по формированию фонда библиотеки литературой и учебными изданиями, обеспечивающими информационную поддержку научно-образовательной деятельности и учебно-воспитательного процесса института, а также по учету литературы и учебных изданий, поступающих и выбывающих из фонда библиотеки.

Подпроцесс «Обработка новых поступлений» включает деятельность по:

  • каталогизации документов;

  • технической обработке документов;

  • внедрению инновационных библиотечных и компьютерных технологий;

  • научно-методической работе по профилю отдела.

Подпроцесс «Хранение» включает деятельность по:

  • обеспечению наиболее рациональной организации основного фонда библиотеки, его пополнению, расстановке и соблюдению режима хранения;

  • передаче изданий в структурные подразделения библиотеки;

  • предоставлению литературы и учебных изданий из основного фонда отделам библиотеки для выдачи читателям, экспозиции на выставках;

  • отбору, изъятию из основного фонда непрофильных, устаревших, излишних, дублетных, ветхих документов;

  • обеспечению сохранности фонда;

  • выполнению научно-методической работы.

5.1.7. Обслуживание пользователей

Данная деятельность направлена на непосредственную работу с различными категориями пользователей (абитуриентами, студентами, сотрудниками, профессорско-преподавательским составом, аспирантами, докторантами) и включает следующие подпроцессы:

  • оформление доступа к фондам библиотеки;

  • прием и выдача литературы.

Подпроцесс «Оформление доступа к фондам библиотеки» включает деятельность по:

  • оформлению читательских билетов для студентов и других категорий пользователей;

  • ведению и поддержанию базы данных пользователей (каталога пользователей).

Подпроцесс «Прием и выдача литературы» включает деятельность по:

  • полному и оперативному библиотечному и информационно-библиографическому обслуживанию всех категорий пользователей научной библиотеки института в соответствии с информационными запросами и правилами пользования НБ КемГСХИ;

  • расширению репертуара библиотечных услуг и повышению их качества;

  • подготовке пользователей для работы со справочным аппаратом, в том числе в автоматизированном режиме;

  • ведению справочно-библиографического аппарата;

  • научно-методической работе по вопросам библиотечного обслуживания.

5.1.8 Научная библиотека организует дифференцированное обслуживание пользователей в читальных залах и на абонементах по студенческому билету/зачетной книжке, оформленной штрих-кодом библиотеки, применяя методы индивидуального и группового обслуживания.

5.1.9 Научная библиотека бесплатно обеспечивает читателей основными библиотечными услугами.

5.1.10 К основным библиотечным услугам относятся:

  • предоставление полной информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного информирования;

  • оказание консультационной помощи в поиске и выборе документов;

  • выдача во временное пользование документов из библиотечных фондов;

  • получение документов по межбиблиотечному абонементу из других библиотек;

  • составление в помощь научной и учебной работе института библиографических указателей, списков литературы;

  • выполнение тематических, адресных и других библиографических справок; проведение библиографических обзоров;

  • организация книжных выставок.

5.1.11 Научная библиотека предоставляет читателям другие виды услуг, в том числе платные, перечень которых определяется «Правилами пользования библиотекой КемГСХИ».

5.1.12 Сотрудники научной библиотеки КемГСХИ ведут систему библиотечных каталогов и картотек на традиционных и машиночитаемых носителях, а также участвуют в создании сводных каталогов региона, в том числе электронных, с целью повышения качества и скорости библиотечного и информационно-библиографического обслуживания читателей.

5.1.13 Порядок изъятия и реализации документов из библиотечного фонда определяется действующими нормативными и правовыми актами и согласуется с зав. библиотекой.

5.1.14 Учет и размещение фондов, обеспечение их сохранности, режим хранения, реставрация и копирование осуществляются в соответствии с ГОСТ 7.83-2001 Межгосударственный стандарт СИБИД.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Документированная процедура

    Документ
    ... , а также формы документов установлены в документированнойпроцедуре системы менеджмента качества «Корректирующие и предупреждающие действия» (СМК-ДП-8.5.2.-3 «Корректирующие и предупреждающие ...
  2. Доклад по качеству 2009 год содержание

    Доклад
    ... 26.06.2008) № п/п Содержание несоответствия, уведомления Несоответствия 1 В Управлении обеспечения качества и на кафедрах в документированнойпроцедуреСМК-ДП ...
  3. ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММАПроект 2: индивидуальная траектория обучения и качество образ

    Основная образовательная программа
    ... содержанию, оформлению и введению в действие документи- рованной процедуры в вузе. Структура документированнойпроцедуры (ДП ... инновационная деятельность; менеджмент персонала; управление образовательной средой; издательская деятельность; библиотечное ...
  4. М инистерство образования и науки российской федерации «южно-уральский

    Документ
    ... 129-06-17 Документы системы менеджмента качества (альбом процессов, руководство по качеству, документированнаяпроцедура и ... Документированныепроцедуры и стандарты СМК Д.з.н / 105-01/16 Т2 Нормативные документы и стандарты ЮУрГУ по учебной деятельности ...
  5. План дипломной работы

    Диплом
    ... Документированныепроцедуры системы менеджмента качества – это внутренние документы, регламентирующие порядок осуществления какой-либо деятельности ... ____________ 2007 г. ВНУТРЕННИЙ АУДИТ ДокументированнаяпроцедураСМКДП 8.2-7.05-07 Великий Новгород ...

Другие похожие документы..