Главная > Программа дисциплины


Литература к теме 10.

  1. Андерсон П. Размышления о западном марксизме; На путях исторического материализма: Пер. с англ. М.: Интер-Версо, 1991.

  2. Арон Р. Мнимый марксизм: Пер. с фр. М.: Издат. группа «Прогресс», 1993.

  3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С.148-225.

  4. Баранов Г.С. Модели и метафоры в социологии К. Маркса // Социологические исследования. 1992. №6. С.128-142.

  5. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип // Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М.: Наука, 1990.

  6. Бурак А.Л. Критика Э. Гидденсом исторического материализма // Социологические исследования. 1992. №5. С.92-102.

  7. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999. С.58-75.

  8. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М., 1995. С.89-125.

  9. Грамши А. Тюремные тетради: в 3 ч. Ч. 1,2,3. М., 1991.

  10. Дюркгейм Э. Материалистическое понимание истории // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995. С. 199-207.

  11. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С.351-370.

  12. История социологии: учебное пособие. Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993. С.53-59.

  13. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. / Ответ. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М.. 1997. Разд.1. Гл.4,5,6: С.140-209.

  14. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997. Разд.11.: С.124-200.

  15. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология ХIХ в. Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. С.168-218.

  16. Ковалевский М.М. Современные социологи // Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах, Т. II. СПб., 1997. Ч.III. (Экономическая школа в социологии): С.201-286.

  17. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах. Т. 4. М., 1986.

  18. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах. Т. 3. М., 1985.

  19. Маркс К. Социология. Сборник. Пер. с нем. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000.

  20. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах. Т. 2. М., 1985.

  21. Осипова Е.В. Западный марксизм: социальный аспект //Социологические исследования. 1991. №4. С.111-122.

  22. Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в истории // Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. В 5-ти т., Т. 2. М., 1956.

  23. Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю. Ответ гг. Михайловскому, Карееву и комп. СПб., 1895 (и послед, изд.).

  24. Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т. 2. Время лжепророков: Гегель, Маркс и другие оракулы. Пер. с англ. под ред. В.Н. Садовского. М.: Феникс, Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992.

  25. Шумпетер Й.А. Капитализм, Социализм и Демократия. Ч.1. М., 1995.

  26. Фромм Э. Концепция человека у К. Маркса.// Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

  27. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. М., 1982.

  28. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные сочинения. В 9-ти томах. Т. 6. М., 1987.

  29. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. М., 1984.

Тема 11. Психологическое направление в социологической теории

Взаимоотношения между социологией и психологией на рубеже XIX — XX вв. — «молодые науки» в поисках предметного самоопределения: перспективы конструктивного диалога и мотивы концептуально-методологического противостояния (погоня за химерой интеллектуального первенства). «Камень преткновения» в отношениях между социологией и психологией — вечный спор об онтологическом статусе социальной реальности («что первично — общество или индивид?»). Психологизм и социологизм. Позиции противоборствующих сторон: основополагающие тезисы и важнейшие теоретические аргументы. Общество как бытие «особого порядка» и общество как механическое множество, состоящее из отдельных индивидуально-психологических актов. Психологизм как разновидность редукционизма.

Возникновение социальной психологии как результат оформления предметно-методологического компромисса между социологической и психологической науками. Социально-психологическая проблематика на стыке двух сфер жизни — сферы «психического» и сферы «социального». Социальная психология как особая, междисциплинарная область знания.

Номиналистический психологизм Г. Тарда. Субстанциализация индивидуально-психологической реальности. Социология как «интерпсихология». Теория подражания. Творческая личность как источник социальных инноваций. Индивидуалистическое объяснение генезиса основных социальных институтов (государства, языка, религии и проч.). Распространение социально-значимых изобретений через посредство «технологии» подражания. «Подражание», «оппозиция» и «адаптация» — универсальные предпосылки существования и структурной организации социальных форм жизни человеческого рода. Тард как один из основоположников теорий массового поведения, массового общества и общественного мнения. Концепция «толпы и публики».

Социологическая (социально-психологическая) теория Г. Лебона. Исследование стихийных форм массового поведения. Концепция «психологии толпы». Наступление «эры толпы» как симптом социального и культурного регресса человеческой цивилизации. Специфика поведения человека в толпе (закон «духовного единства толпы»). Лебон о неравенстве различных народов и рас. Лебон как критик социализма. Консервативно-пессимистические и иррационалистические мотивы в структуре социального мировоззрения Г. Лебона.

В. Вундт и его «Психология народов». Предшественники Вундта (инициаторы разработки теоретического фундамента для нового научного направления) — М. Лацарус и Х. Штейнталь. Понятие «народного духа» и его истолкование в контексте немецкой традиции общественной мысли. Формы человеческого общежития как порождение сил надындивидуального происхождения. Язык, обычаи, мифы и религия как продукты творческой активности общественно-организованной стихии народного духа. Критика методологического индивидуализма (социологического номинализма) и теории подражания. «Психология народов» В. Вундта и «социология» О. Конта: два альтернативных проекта создания специальной научной дисциплины, призванной изучать явления общественной жизни. В. Вундт и Э. Дюркгейм: содержательное сродство систем теоретико-методологических установок.

Развитие идей психологического направления в социологии на американской почве.

Психологический эволюционизм Л.Ф. Уорда. Рассуждения о специфике социальной жизни человечества (психологические механизмы социального существования человеческого рода и их телеологический характер). «Генезис» природы и «телезис» общества. Индивидуальный и коллективный телезис. Государство как субъект коллективного телезиса. Основные человеческие инстинкты (желания, влечения) и их воплощение на поверхности общественной жизни. Социология и социальный реформизм. Мотивы социократического утопизма в творчестве Уорда.

Социологическая теория Ф.Г. Гиддингса. Общество как психо-физическое единство (синтез объективного и субъективного, продукт совместного действия природного и психического начал). «Сознание рода» как необходимая (психологически детерминированная) предпосылка социальной жизни.

Социологические выводы из психоаналитической теории З. Фрейда. Структура личности по Фрейду. Истолкование смысла и происхождения фундаментального противоречия человеческой психики. Характеристика скрытого (латентного) конфликта, заключенного в структурах интерактивной диады «человек — общество». Социальные условия жизни человека и «асоциальный характер» его естественных психологических побуждений. Исследование процессов и механизмов личностной интернализации социокультурных императивов. Культура общества и ее «репрессивные» функции. Интернализованные культурные образцы как инструмент социального контроля. Социологическая трактовка учения Фрейда (фрейдизм как «психологизированная социология культуры»). Фрейд, фрейдизм и неофрейдизм. Модификация и конкретно-содержательное применение принципов психоаналитической исследовательской программы в работах К.Г. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма, Г. Лассуэлла и др. Использование концептуально-терминологического багажа фрейдистской теории в целях постановки и разрешения традиционных для социологической науки вопросов и проблем.

Психологическая парадигма в социологии: ее судьбы в XX столетии (история и современность).

Литература к теме 11.

  1. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. М., 1998. (См. также отд. изд.: Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912.).

  2. Вундт В. Элементы психологии народов. Основные черты психологической истории развития человечества. СПб., 1913.

  3. Гиддингс Ф. Основания социологии. М., 1898.

  4. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб.. 1996. С. 44-55.

  5. Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / Сост. и авт. вступ. ст. В.М. Лейбин. М.: Республика, 1994.

  6. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С. 49-68.

  7. История социологии: учебное пособие. Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993. С. 66-97.

  8. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. / Ответ, ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М„ 1997. С, 310-313,359-363,368-369.

  9. История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997. С. 286-288, 325-329, 333-334.

  10. Капитонов Э.А. История и теория социологии. Социология ХIХ в. Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2000. С.228-229, 259-288.

  11. Кёниг Э. Вильгельм Вундт: его философия и психология. СПб., 1902.

  12. Ковалевский М.М. Новейшие течения в области социологии. Лестер Уорд — родоначальник психологического направления // Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. СПб., 1997. Т. I. C.242-271.

  13. Ковалевский М.М. Психосоциологическая доктрина Тарда; Социологическая доктрина Гиддингса // Ковалевский М.М. Сочинения в двух томах. СПб., 1997. Т. II. С.7-90.

  14. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 41-56, 133-138, 328-336.

  15. Лебон Г. Психология народов и масс. СПб.: «Макет», 1995.

  16. Лебон Г. Психология социализма / Пер. с франц. СПб.: Макет, 1996.

  17. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. Пер. с фр. / Перевод Т.П. Емельяновой. М.: Изд-во «Центр психологии и психотерапии», 1996.

  18. Подвойский Д.Г., Хайруллина Л.М. Социологические идеи Вильгельма Вундта // Социологический журнал. 2001. №2.

  19. Сигеле С. Преступная толпа // Преступная толпа. М., 1998.

  20. Тард Г. Социальная логика. СПб.: Социально-психологический центр, 1996.

  21. Уорд Л. Очерки социологии. М., 1901.

  22. Уорд Л. Психические факторы цивилизации. М., 1897.

  23. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии; Недовольство культурой. // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура / Сост. и вступ. ст. А.М. Руткевича. М.: Ренессанс, 1991.

  24. Фрейд З. Введение в психоанализ; Лекции / Пер. с нем. Г.В. Барышниковой; Общая ред. и вступ. статья Ф.В. Бассина и М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1989.

  25. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия: Пер. с нем. / Сост., послесл. И коммент. А.А. Гугнина. М.: Прогресс, 1992.

  26. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа. М. Институт психологии РАН, Издательство «КСП+», 1998.

  27. Юнг К.Г. Собрание сочинений: В 19 т. Т.15. Феномен духа в искусстве и науке./ Пер. с нем. М., Ренессанс, 1992.

РАЗДЕЛ III.

Классические социологические теории конца ХIХ — начала ХХ века

Тема 12. Социологический реализм Эмиля Дюркгейма

Эмиль Дюркгейм (1858-1917): краткие биографические сведения. Социологическая концепция Дюркгейма как «шедевр зрелого позитивизма». Объективистские, сциентистские и натуралистические мотивы в общей структуре социологического мировоззрения Дюркгейма. «Правила социологического метода» и теория социального факта (концепция социологизма). Социология как наука о социальных фактах. Определение социального факта. Основные методологические императивы дюркгеймовской социологии («правила, относящиеся к наблюдению социальных фактов», «правила, относящиеся к различению нормального и патологического» и проч.). Разновидности социальных фактов. Коллективные представления как духовный субстрат общества.

Онтологический и методологический аспекты в концепции социологизма. Общество как бытие sui generis (общество как самостоятельная, онтологически самобытная реальность). Обоснование теоретических позиций социологического реализма (холизма). Критический разбор методологических установок психологического редукционизма (Э.Дюркгейм и Г.Тард — основные мотивы теоретической дискуссии). Социологические законы и законы психологии (законы коллективной жизни человечества и их несводимость к законам индивидуальной психической жизни). Законы общественной жизни как предмет специфического познавательного интереса социологической науки. Структура социологического знания по Дюркгейму. Социальная морфология и социальная физиология, их основные цели. Социология и философия.

Теория общественного разделения труда. Дюркгеймовский проект теоретического разрешения «гоббсовой проблемы» (дюркгеймовская версия ответа на вопрос — «как возможен социальный порядок?»). Проблема социальной солидарности и конкретно-исторических условий ее поддержания. Категории «механического» и «органического» типов социальной солидарности, «материальной» и «моральной плотности» и др. Образ рудиментарного и современного типов социальности (характеристика тенденций исторического перехода от первого типа ко второму). Социологическое определение понятия «преступление»

Дюркгейм как один из основоположников социологии религии. «Элементарные формы религиозной жизни». Системы религиозных верований и ритуалов и их социальные функции. Религия как символическая система. Священное и светское. Священное и гражданская религия. Теория морали. Социальные функции морали.

«Теория самоубийства». Исследование самоубийства в контексте социальной обусловленности факта широкого распространения данного явления в современном обществе. Самоубийство как социальный феномен. Основные типы и причины совершения суицидальных актов. Социологическая интерпретация понятия «аномия». Дефицит солидарности как основной социальный недуг современного общества. Общий моральный пафос социологической теории Дюркгейма.

Дюркгейм и его последователи (М. Мосс, С. Бугле, М. Хальбвакс, Л. Леви-Брюль). Развитие «дюркгеймовской традиции» социологического теоретизирования в трудах представителей французской социологической школы. Дюркгейм и французский структурализм (К. Леви-Стросс и др.). «Линия Дюркгейма» и ее продолжение в современной социологии.

Литература к теме 12.

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С. 315-401.

  2. Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. Ростов на Дону, 1999. С.91-110.

  3. Гофман А.Б. Дюркгейм о ценностях и идеалах // Социологические исследования. 1991. №2. С.104-106.

  4. Гофман А.Б. О социологии Эмиля Дюркгейма.// Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

  5. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов. М.: Мартис, 1995. С. 157-182.

  6. Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма.//Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  7. Гофман А.Б. Становление французской социологической школы: Э. Дюркгейм. // История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. / Ответ. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. М., 1997. С. 315-340; (См. также в: История теоретической социологии. В 5 томах. Т. 2. Социология XIX века (Профессионализация социально-научного знания). М., 1997. С. 292-313.).

  8. Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской социальной мысли. М.: ГУ ВШЭ, 2001.

  9. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С. 56-77.

  10. Дюркгейм Э. Курс социальной науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  11. Дюркгейм Э. Метод социологии // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечания А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995.

  12. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда / Пер. с фр. А.Б. Гофмана, примечания В.В. Сапова. М.: Канон, 1996.

  13. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. / Пер. с фр. и послесловие А.Б. Гофмана. М.: Наука, 1991.

  14. Дюркгейм Э. Самоубийство: социологический этюд / Пер. с фр. с сокр.; Под ред. В.А. Базарова. М.: Мысль, 1994.

  15. Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

  16. Дюркгейм Э. Социология религии и теория познания; Коллективный ритуал; Священные объекты как символы // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 111-145,438-441,469-470.

  17. История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. С. 124-164.

  18. История социологии: учебное пособие. Под общ. ред. А.Н. Елсукова и др. Минск, 1993. С. 112-122.

  19. Копосов Н.Е. Дюркгейм и кризис социальных наук // Социологический журнал. 1998. №1/2.

  20. Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 71-89.

  21. Леви-Строс К. Первобытное мышление / Пер., вступ. ст. и прим. А.Б. Островского. М.: Республика, 1994.

  22. Мосс М. Общества, обмен, личность. Труды по социальной антропологии. М.: Восточная литература, 1996.

  23. Мосс М. Социальные функции священного / Избранные произведения. СПб.: Евразия, 2000.

  24. Осипова Е.В. Социология Эмиля Дюркгейма. СПб.: Алетейя, 2001.

  25. Хальбвакс М. Социальные классы и морфология. СПб.: Алетейя, 2000.

Тема 13. Макс Вебер и социологический антинатурализм

Макс Вебер (I864-1920): краткие биографические сведения. Фигура М. Вебера в контексте истории мировой социологии. «Веберианская парадигма» в социологии, ее основные черты.

Общая характеристика кризисной обстановки, сложившейся в методологии социальных наук на рубеже XIX-XX вв. Кризис натурализма и его истоки. Необходимость преодоления узости и ограниченности мыслительных перспектив, характеризующих специфику натуралистического подхода к изучению социальных и культурно-исторических явлений. Попытки построения теоретических систем в гуманитарных науках «по образу и подобию» естествознания и распространение критического отношения к подобного рода попыткам.

Эпистемологические штудии представителей баденской (фрайбургской) школы неокантианства: Генрих Риккерт и Вильгельм Виндельбанд. Риккерт о «границах естественнонаучного образования понятий». Науки о природе и науки о культуре (исторические науки): специфика используемых в этих науках методологических процедур. «Природа» и «культура» как логические категории. Номотетическая (генерализирующая) и идиографическая (индивидуализирующая) стратегии научного познания. Учение Риккерта о ценностях. Исследование аксиологического наполнения реалий исторической действительности как основная задача наук о культуре. Метод «отнесения к ценности» как логическая процедура.

Вильгельм Дильтей: утверждение интеллектуальных притязаний герменевтической перспективы мысли. Предметное размежевание наук (науки о природе и науки о духе). «Объяснение» и «понимание» как два возможных способа познавательной ориентации исследователя в мире изучаемой им действительности. Проблема понимания как проблема интуитивного постижения интенций чужого духовного опыта (понимание как «эмпатия», как способ проникновения во внутренний мир другого человека).

«Понимающая социология» Макса Вебера: основные методологические принципы. Задачи социально-гуманитарного познания по Веберу. Кантианские корни мировоззрения классика немецкой социологии. Веберовская интерпретация неокантианской методологической концепции, связанной с понятиями «ценность», «отнесение к ценности». Социология как наука о культуре; взгляд на общество через призму его культуры («культурологический детерминизм»). Номиналистические установки в концепции Вебера. Социальное действие как простейший и единственно реальный (обладающий реальным эмпирическим существованием) факт социальной жизни. Определение социального действия; возможность «понимания» социального действия (понимания мотивов совершения социально-значимого человеческого поступка).

Веберианская модель построения теоретических конструкций в социальных науках (методология идеальных типов; идеальный тип как «интерес эпохи»; разновидности идеальных типов). Соотнесение и смысловое размежевание понятий «оценка» и «отнесение к ценности». Общеметодологическое значение принципа отказа от вынесения субъективных оценочных суждений в рамках всякого научно-социологического исследования.

Социологическая теория действия. Типология социальных действий: аффективное, традиционное, ценностнорациональное и целерациональное действия (их характеристика). Общностно- и общественно-ориентированное действия. Целерациональное действие как идеальный тип сознательно-мотивированного действия.

Теория рационализации Вебера. Категории материальной и формальной рациональности. Исторический контекст протекания процессов прогрессирующей рационализации: веберовская теория капитализма. Запад как уникальная культурно-историческая зона. Капитализм как культурный феномен и социально-институциональная система. Веберовская версия теории происхождения современного капитализма. Этика аскетического протестантизма и «капиталистический дух».

Социология религии Вебера: изучение хозяйственной этики мировых религий, форм и стратегий религиозного неприятия мира. Социокультурологическая характеристика отдельных исторически конкретных религиозно-этических систем (христианства, ислама, иудаизма, буддизма, даосизма, индуизма, конфуцианства). Преодоление магического компонента в религиях спасения и рационализация «картин мира». Образы колдуна и пророка. Этика братства в традиционных структурах и в религиозных общинах. Универсализм религий спасения и порядки предметных областей жизни: семья, государство, экономика, искусство, политика, наука. Интеллектуалы и религиозные виртуозы. Типологии религиозного отношения к миру: аскетизм – мистицизм, посюсторонняя и потусторонняя стратегии спасения, человек как «орудие» Божественной воли и как «сосуд» Божественной благодати.

Политическая социология М. Вебера. Теория легитимности политического господства. Определения власти и государства. Традиционный, харизматический и легальный типы господства. Теория рациональной бюрократии (образ бюрократа, его основные черты и качества). Бюрократия и плебисцитарно-харизматический вождизм. Вебер о России и русской революции.

Образ современного западного общества (общества модерна) в концепции Вебера (Вебер как «диагност эпохи»). Этика убеждения и этика ответственности. Тотальная рационализация социальных практик, «расколдование мира» и релятивизация систем ценностей («война богов»).

Влияние идей Вебера на последующее развитие социологической мысли в Европе и в Америке. Веберианская традиция социологического теоретизирования в XX столетии: основные школы и основные представители. Макс Вебер и веберовский ренессанс. Общая оценка интеллектуальных заслуг М. Вебера перед мировым социологическим сообществом.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. (минобрнауки россии) примерная основная образовательная программа

    Основная образовательная программа
    ... , социальный и экономический цикл 42 Базовая часть 28 История, Философия, Иностранный язык, Правоведение, Социология В результате ...
  2. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины История социологии

    Программа дисциплины
    ... ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Российский университет дружбы народов ПрограммадисциплиныИсториясоциологии Москва 2003 Программадисциплины «История ...
  3. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины (4)

    Программа
    ... ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПрограммадисциплиныСОЦИОЛОГИЯОБРАЗОВАНИЯ Томск 2003 Программадисциплины «Социология ...
  4. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Программа
    ... ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет Программадисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...
  5. ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Программа «Совершенствование преподавания социально-экономических дисциплин в вузах» Программа дисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    Программа
    ... ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ИННОВАЦИОННЫЙПРОЕКТРАЗВИТИЯОБРАЗОВАНИЯПрограмма «Совершенствованиепреподаваниясоциально-экономическихдисциплин в вузах» Волгоградский государственный университет Программадисциплины МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ...

Другие похожие документы..