Главная > Программа


Министерство здравоохранения Российской Федерации

Учебно-методическое объединение медицинских
и фармацевтических вузов

Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель департамента образовательных

медицинских учреждений

и кадровой политики

МЗ РФ

Н.Н. Володин

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. председателя

учебно-методического

объединения медицинских

и фармацевтических вузов

И.Н. Денисов

20 июля 2000 г.

20 июля 2000 г.

Государственный стандарт послевузовской
профессиональной подготовки специалистов

с высшим медицинским образованием по специальности
№ 040115 «Психиатрия»

Москва - 2000

Государственный стандарт разработан коллективом кафедры социальной
и судебной психиатрии ФППО ММА им. И.М. Сеченова

Авторы:

  • зав. кафедрой социальной и судебной
    психиатрии, Академик РАМН, профессор Т.Б. Дмитриева

  • профессор, д.м.н. А.Л. Игонин

  • зав. учебной частью, к.б.н. Л.К. Смирнова

  • доцент, к.м.н. А.Ю. Березанцев

Программа утверждена на:

  • методическом совещании кафедры социальной и судебной психиатрии ФППО ММА им. И.М.Сеченова (протокол заседания
    № 25 от 27 декабря 1999г.);

  • методическом совете ФППО ММА им. И.М.Сеченова (протокол
    № от 19.06.2000г.).

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

  1. Пояснительная записка

  1. Калификационная характеристика специалиста

  1. Типовой учебный план и учебно-тематический план первичной специализации (интернатуры) по специальности «психиатрия»

  1. Типовой учебный план и учебно-тематический план

клинической ординатуры по специальности «психиатрия»

  1. Учебные планы циклов переподготовки, сертификационных циклов тематического усовершенствования (очные и заочно-

очные формы)

  1. Учебная программа послевузовской профессиональной

подготовки (модули)

  1. Тестовые задания к проведению итоговой аттестации

  1. Список обязательной и дополнительной рекомендуемой литературы

1. Введение

Вопросы совершенствования последипломного образования по психиатрии становятся весьма актуальными в настоящее время как в связи с ростом психической заболеваемости населения, так и с возкновением новых направлений психиатрической науки и практики. Наступила пора междисциплинарного осмысления многих фундаментальных аспектов человеческого бытия и нового взгляда на этиологию и патогенез психических расстройств. Бурное развитие в последние десятилетия таких направлений, как биологическая, социальная психиатрия, психосоматика, подчеркивают необходимость систематизации психиатрических знаний, накопленных на стыке с другими дисциплинами и в некоторых специальных направлениях психиатрии. Таким образом, в последипломном образовании по психиатрии должны сочетаться высокий уровень классической клинической подготовки и ознакомление с новейшими достижениями науки. Непростые социально-экономические условия последнего десятилетия заставляют также обращаться к поиску новых организационных форм, гибких обучающих технологий, позволяющих добиться максимальной эффективности учебного процесса и сделать последипломное образование по психиатрии доступным для всех нуждающихся в нем специалистов.

2. Пояснительная записка

Накопленный опыт преподавания психиатрии в ВУЗах показывает, что для формирования специалиста-психиатра необходимо дальнейшее качественное последипломное обучение, которое расширяет и систематизирует знания специалиста и подкрепляет их практической работой на базе психиатрических учреждений.

В настоящее время возникла потребность в дальнейшем повышении эффективности преподавания психиатрии на различных этапах последипломного образования.

Последипломная подготовка по специальности «Психиатрия» предполагает различные формы обучения. Прежде всего это первичная специализация по психиатрии, которая предполагает интернатуру. Интернатура является непосредственным продолжением ВУЗовского образования. Интернатура дает первичную специализацию по психиатрии и право работать врачом-психиатром в практических психиатрических учреждениях. Клиническая ординатура дает более углубленные знания по психиатрии и более широкие практические навыки. Специалисты, прошедшие и ту и другую форму подготовки, соответствуют стандарту профессиональной подготовки врача-психиатра, разница состоит в количестве учебных часов, выделяемом на те или иные модули программы и в степени освоения теоретических знаний и практических навыков.

К такой форме послевузовской профессиональной подготовки как переподготовка (общее усовершенствование) по психиатрии обычно прибегают специалисты смежных специальностей, уже имеющие практический опыт работы и желающие в сжатые сроки освоить новую специальность.

Сертификационные циклы проходят специалисты-психиатры, уже прошедшие первичную подготовку (переподготовку) по психиатрии и работающие в практическом здравоохранении.

Тематическое усовершенствование проходят специалисты-психиатры, работающие в практическом здравоохранении и желающие расширить свои знания в той или иной области психиатрии.

Общее усовершенствование, сертификационные циклы и циклы тематического усовершенствования могут проходить как в очной, так и в очно-заочной форме.

Рекомендуется соотношение теоретических и практических занятий из расчета 1/3 часов учебного времени - теоретические занятия, 2/3 - практические занятия и лечебно-диагностическая работа. Последипломное обучение проводится в стационаре и диспансере. Подробно распределение учебного времени изложено в типовых учебных планах.

Типовые учебные планы циклов общего усовершенствования, сертификационных циклов и циклов тематического усовершенствования составлены в соответствии с Постановлением Госкомвуза РФ № 12 от 27.12.95г. «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов», Постановлением Госкомвуза РФ № 13 от 27.12.95г. «О повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требования к документам» и унифицированной программой последипломного обучения врачей по социальной и судебной психиатрии, утвержденной Начальником Управления учебных заведений МЗ РФ 15.12.1994г.

3.Квалификационная характеристика
врача-психиатра

Врач, окончивший обучение по специальности «Психиатрия» должен знать и уметь:

Общеврачебные диагностические и лечебные манипуляции

-Владеть методами обследования больных (анамнез, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация)

-Оказывать экстренную помощь при неотложных состояниях

соматического профиля, включая коматозные состояния, обусловленные повторными гипогликемиями, анафилактическом шоке, шоке обусловленном приемом психотропных препаратов, острых токсико-аллергических реакциях, обусловленных приемом психотропных препаратов

Навыки в рамках основной специальности

Диагностические навыки:

-Умение выявлять в процессе обследования больных симптомы расстройств психической деятельности

-Умение квалифицировать синдромы выявленных расстройств

-Умение проводить нозологическую диагностику психических расстройств в соответствии с традиционной систематикой психических болезней и в соответствии с Международной классификацией болезней X пересмотра (МКБ X)

-Умение проводить дифференциальную диагностику на симптоматологическом, синдромологическом и нозологическом уровнях

-Умение определять показания к госпитализации в психиатрический стационар

-Умение выявлять больных, нуждающихся в недобровольной госпитализации

-Умение выявлять суицидальные и гетероагрессивные тенденции

Терапевтические (лечебные) навыки:

-Умение проводить дифференциальную психофармакотерапию с использованием всех групп психотропных средств и разных способов их введения, включая внутривенный струйный и внутривенный капельный

-Умение проводить курсовую противосудорожную терапию

-Умение проводить дегидратационную и “рассасывающую” терапию при органических заболеваниях головного мозга

-Умение корригировать расстройства сна

-Умение проводить электросудорожную терапию

-Умение проводить инсулино-коматозную терапию

-Умение проводить активную амбулаторную терапию

-Умение проводить алкогольно-антабусные пробы

-Умение проводить активную амбулаторную терапию

-Умение проводить амбулаторную поддерживающую терапию

-Умение предупреждать побочные эффекты биологической терапии, включая:

-Умение купировать злокачественный нейролептический синдром

-Умение корригировать хронические неврологические побочные эффекты терапии психотропными средствами

-Умение корригировать соматовегетативные побочные эффекты терапии психотропными средствами

-Лечение отравлений психотропными средствами

-Владение психотерапевтическими методиками:

-Владение рациональной психотерапией

-Владение рациональной психотерапией (в бодрствующем состоянии)

-Владение обучением аутосуггестивным методикам, включая аутогенную тренировку

-Владение гипнотерапией

-Владение поведенческой психотерапией

-Владение коллективной и групповой психотерапией

-Владение основами семейной психотерапии

-Владение фитотерапией пограничных психических расстройств

-Владение навыками социальной реабилитации

Экстренная помощь при неотложных состояниях

-Лечение приступа фебрильной шизофрении

-Лечение серийных припадков

-Лечение эпилептического статуса

-Лечение тяжелых форм алкогольного делирия и острых алкогольных энцефалопатий

-Лечение тяжелой алкогольной интоксикации и абстиненции

-Лечение алкогольно-антабусной реакции

-Лечение острой интоксикации и абстиненции при наркоманиях и токсикоманиях

-Купирование различных видов возбуждения

-Неотложная помощь при суицидальных тенденциях

-Неотложная помощь при состояниях помраченного сознания

-Борьба с отказом от еды

-Владение тактикой оказания первой врачебной помощи психически больному с социально-опасными действиями

-Транспортировка больного в остром психотическом состоянии

Оценка результатов дополнительных методов исследования

-ЭЭГ-исследования

-Эхо ЭЭГ-исследования

-Пневмо-ЭГ

-Ультразвуковая допплерография

-Рентгенография черепа

-Заключение по исследованию глазного дна

-Оценка результатов лабораторных исследований при сифилитическом поражении центральной нервной системы

-Оценка результатов экспериментально-психологического исследования

Ведение медицинской документации и прочие навыки и умения

-Ведение медицинской документации (в стационаре, психоневрологическом диспансере, поликлинике)

- Уметь работать с основными информационными системами по психиатрии на ПК, подключение к Медлайн и Интернет

-Уметь работать с различными информационными источниками по вопросам клинической фармакологии

-Организовывать научно-практические конференции, семинары, разборы по актуальным вопросам психиатрии

-Самостоятельная работа предусматривает участие в диспутах, конференциях, клинических разборах, написание рефератов, проведение анализа архивного материала, решение ситуационных задач различной направленности. Работу в лабораториях по освоению методов лабораторной диагностики. Работу в больничных, институтских, городских библиотеках и информационных центрах.

Практические умения постоянно контролируются в процессе лечебно-диагностической работы в течение всего срока обучения.

4. Методические рекомендации по преподаванию

Последипломное обучение состоит из лекционной формы преподавания, индивидуальных собеседований и лечебно-диагностической работы, связанной с учебным процессом в виде семинарских и практических занятий, а также самостоятельного изучения руководств по специальности.

Контроль и руководство за ходом обучения осуществляет зав. кафедрой, профессор или наиболее опытный доцент, а самообучение проходит в процессе совместной работы с ассистентом, доцентом или заведующим отделением, к которому прикреплен обучаемый врач. В процессе обучения применяются различные методы контроля. В конце семестра или по окончании цикла проводится зачет в виде решения тестовых задач, собеседования, исследования больного. Зачеты проводятся также после прохождения смежных специальностей (невропатология, психотерапия и пр.). При прохождении интернатуры и ординатуры, в последние 2-3 недели врач освобождается от лечебной работы и сдает экзамен по всему курсу с включением смежных специальностей в объеме, необходимом для получения сертификата специалиста по специальности «Психиатрия».

Освоение дисциплины осуществляется через теоретический и практический курс обучения. Теоретический курс базируется на изучении и знании фрагментов фундаментальных дисциплин, представляемых на лекциях. Семинарских занятиях, при самоподготовке. Практический курс обучения включает семинарские занятия, клинические разборы, курацию больных. Проведение практических занятий предусматривает наличие специально оборудованных кабинетов, где врачи должны получать навыки перечисленные выше.

В процессе обучения врач обязан:

Курировать больных (при одно и двухгодичном обучении): на 1-м году обучения 5-6 больных, на 2 году 8-10 больных под руководством ассистента (доцента) или заведующего отделением.

Участвовать в обследовании своих больных в специализированных отделениях (кабинетах). Работа врача осуществляется в общепсихиатрическом и специализированных отделениях различного профиля, включая блок интенсивной терапии.

Дежурить по отделениям, в том числе в приемном покое, два раза в месяц. На первом году обучения - вторым врачом, на втором- отвественным дежурным.

Присутствовать при вскрытиях умерших больных, которых курировал врач и докладывать об их результатах на врачебных конференциях.

Выполнять врачебные манипуляции и процедуры.

Посещать лекции, обходы профессоров, а также теоретические семинары и общеклинические разборы больных.

Участвовать в клинических разборах.

Посещать научные конференции института, заседания научного общества невропатологов и психиатров и его секций. Докладывать о прослушанном на утренних конференциях и практических занятиях.

Систематически читать современные монографии и периодическую литературу по психиатрии и смежным дисциплинам.

Согласно тематическому плану участвовать в работе семинаров.

Наиболее подготовленные врачи, имеющие склонность к научной работе, могут привлекаться к научно-исследовательской работе под руководством преподавателей (описание редких и сложных клинических наблюдений, освоение диагностических и лечебных методик, опубликование научных статей и пр.).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

послевузовской профессиональной подготовки специалистов в интернатуре по специальности «психиатрия»

1 год обучения - 48 недель, 1728 часов

Раздел программы

Продолжительность

часы

недели

I.

Профессиональная подготовка

1584

44

В том числе работа в поликлинике

288

8

1.1.

Клиническая подготовка

1440

40

В том числе:

Пропедевтика психиатрии

144

4

Общая психопатология

(симптоматология и синдромология)

396

11

Частная психиатрия

504

14

Терапия психических расстройств

216

6

Организация психиатрической помощи

36

1

1.2.

Смежные дисциплины:

Неврология

72

2

Патопсихология

или медицинская психология

72

2

1.3.

Фундаментальная подготовка

108

3

Генетика

24

Биохимия

24

Нейрофизиология

20

Иммунология

20

Морфология

20

(на все - 108 часов, 3 нед.)

1.4.

Общественное здравоохранение и

36

1

здоровье

Организация здравоохранения

9

Экономика здравоохранения

9

Управление здравоохранением

9

Страховая медицина

9

(на все - 36 часов, 1 неделя)

II.

Элективы

144

4

Психотерапия

Сексопатология

Наркология

Психофармакология

Лечение кризисных состояний

(каждый интерн проходит 1 электив-

ный курс длит. 144 часа - 4 недели)

ИТОГО

1728

48



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (4)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  2. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (24)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  3. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (2)

    Методические рекомендации
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  4. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (3)

    Документ
    Министерство здравоохранения Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова «СОГЛАСОВАНО» Руководитель ...
  5. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (19)

    Государственный образовательный стандарт
    ... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...
  6. Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов (20)

    Государственный образовательный стандарт
    ... Российской Федерации Учебно-методическоеобъединениемедицинских и фармацевтическихвузов Московский государственный ... Володин «УТВЕРЖДАЮ» Зам. председателя учебно-методическогообъединениямедицинских и фармацевтическихвузов И.Н. Денисов 8 ноября 2001 ...

Другие похожие документы..