Главная > Автореферат диссертации


Содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ 2

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 5

ГЛАВА 1

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ 5

ВВЕДЕНИЕ 5

§ 1. ИНФОРМАТИКА КАК НАУКА
И КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАТИКИ 5

1.2. ИНФОРМАТИКА КАК ЕДИНСТВО НАУКИ И ТЕХНОЛОГИИ 7

1.3. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ИНФОРМАТИКИ 8

1.4. МЕСТО ИНФОРМАТИКИ В СИСТЕМЕ НАУК 9

1.5. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 10

1.6. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 12

1.7. ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 14

Контрольные вопросы 15

§ 2. ИНФОРМАЦИЯ, ЕЕ ВИДЫ И СВОЙСТВА 16

2.1. РАЗЛИЧНЫЕ УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИИ 16

2.2. НЕПРЕРЫВНАЯ И ДИСКРЕТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 17

2.3. ЕДИНИЦЫ КОЛИЧЕСТВА ИНФОРМАЦИИ:
ВЕРОЯТНОСТНЫЙ И ОБЪЕМНЫЙ ПОДХОДЫ 18

2.4. ИНФОРМАЦИЯ: БОЛЕЕ ШИРОКИЙ ВЗГЛЯД 21

2.5. ИНФОРМАЦИЯ И ФИЗИЧЕСКИЙ МИР 22

§ 3. СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 24

3.1. ПОЗИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 24

3.2. ДВОИЧНАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ 25

3.3. ВОСЬМЕРИЧНАЯ И ШЕСТНАДЦАТИРИЧНАЯ
СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ 26

§ 4. КОДИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ. 28

4.1. АБСТРАКТНЫЙ АЛФАВИТ 28

4.2. КОДИРОВАНИЕ И ДЕКОДИРОВАНИЕ 30

4.3. ПОНЯТИЕ О ТЕОРЕМАХ ШЕННОНА 30

4.4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СИСТЕМЫ БАЙТОВОГО КОДИРОВАНИЯ 32

§ 5. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ГРАФОВ 34

5.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 34

5.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРАФОВ 36

§ 6. АЛГОРИТМ И ЕГО СВОЙСТВА 36

6.1. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ «АЛГОРИТМ» 37

6.2. ПОНЯТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЯ АЛГОРИТМА 37

6.3. ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ АЛГОРИТМОВ 38

6.4. СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ 40

6.5. ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО ЯЗЫКА 40

Контрольные вопросы 43

§7. ФОРМАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЯ «АЛГОРИТМ» 43

7.1. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ 43

7.2. МАШИНА ПОСТА 43

73. МАШИНА ТЬЮРИНГА 48

7.4. НОРМАЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ МАРКОВА 51

7.5. РЕКУРСИВНЫЕ ФУНКЦИИ 53

Контрольные вопросы и задания 55

§ 8. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ АЛГОРИТМОВ
И ПРОГРАММ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 56

8.1. ОПЕРАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД 56

8.2. СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД 59

8.3. НОВЕЙШИЕ МЕТОДОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ ДЛЯ ЭВМ 63

Контрольные вопросы и задания 64

§ 9. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ 64

9.1. ДАННЫЕ И ИХ ОБРАБОТКА 64

9.2. ПРОСТЫЕ (НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ) ТИПЫ ДАННЫХ 65

9.3. СТРУКТУРИРОВАННЫЕ ТИПЫ ДАННЫХ 66

Контрольные вопросы и задания 73

§ 10. ПОНЯТИЕ ОБ ИНФОРМАЦИОННОМ МОДЕЛИРОВАНИИ 73

10.1. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 73

10.2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 74

10.3. СВЯЗИ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ 76

Контрольные вопросы и задания 78

§ 11. НЕКОТОРЫЕ КИБЕРНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАТИКИ 79

11.1. ПРЕДМЕТ КИБЕРНЕТИКИ 79

11.2. УПРАВЛЯЕМЫЕ СИСТЕМЫ 80

11.3. ФУНКЦИИ ЧЕЛОВЕКА И МАШИНЫ В СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ 82

Контрольные вопросы и задания 82

§ 12. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 82

12.1. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
И РАЗРАБОТОК В ОБЛАСТИ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 82

12.2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
В СИСТЕМАХ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 84

12.3. МОДЕЛИРОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЙ 86

12.4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ИНТЕРФЕЙС ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 90

12.5. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ 91

Контрольные вопросы и задания 91

Дополнительная литература к главе 1 94

ГЛАВА 2

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭВМ 96

ВВЕДЕНИЕ 96

§ 1. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 96

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 97

1.2. ПОНЯТИЕ ФАЙЛОВОЙ СИСТЕМЫ 100

1.3. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ ТИПА IBM PC 102

1.4. ОБОЛОЧКИ ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ 109

Контрольные вопросы и задания 118

§ 2. ПОНЯТИЕ О СИСТЕМЕ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 118

2.1. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И КОМПОНЕНТЫ 118

2.2. ТРАНСЛЯЦИЯ ПРОГРАММ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРОЦЕССЫ 121

Контрольные вопросы 123

§3. ПРИКЛАДНОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 123

3.1. КЛАССИФИКАЦИЯ 123

3.2. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ 124

3.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 125

3.4. ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ 126

3.5. ОРГАНИЗАЦИЯ «МЕНЮ» В ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМАХ 126

Контрольные вопросы ч задания 129

§ 4. СИСТЕМЫ ОБРАБОТКИ ТЕКСТОВ 129

4.1. ЭЛЕМЕНТЫ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА 129

4.2. ТЕКСТОВЫЕ РЕДАКТОРЫ 130

4.3. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ СИСТЕМЫ 132

§ 5. СИСТЕМЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ 140

5.1. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ НА ЭКРАНЕ 140

5.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАФИКА 140

5.3. ГРАФИЧЕСКИЕ РЕДАКТОРЫ 145

5.4. ДЕЛОВАЯ ГРАФИКА 147

5.5. ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА 148

5.6. НАУЧНАЯ ГРАФИКА 150

Контрольные вопросы и упражнения 151

§ 6. БАЗЫ ДАННЫХ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 151

6.1. ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ 152

6.2. ВИДЫ СТРУКТУР ДАННЫХ 152

6.3. ВИДЫ БАЗ ДАННЫХ 153

6.4. СОСТАВ И ФУНКЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 155

6.5. ПРИМЕРЫ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ БАЗАМИ ДАННЫХ 159

Контрольные вопросы и задания 164

§ 7. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ 164

7.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ТАБЛИЧНЫХ ПРОЦЕССОРОВ 164

7.2. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ SUPERCALC 166

7.3. ЭЛЕКТРОННЫЕ ТАБЛИЦЫ EXCEL 173

§8. ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА 175

8.1. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОГРАММНЫХ СИСТЕМ 175

8.2. ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПАКЕТ MS-WORKS 176

§ 9. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 179

Контрольные вопросы и задания 184

§ 10. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА
ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ 185

10.1. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММ 185

10.2. ПАКЕТ MATHCAD 185

10.3. СИСТЕМА АНАЛИТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ REDUCE 189

§ 11. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 191

11.1. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ
ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 192

11.2. ТИПЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ 194

11.3. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ОБОЛОЧКИ 194

11.4. ПРИМЕР ТЕСТА ПО ШКОЛЬНОМУ КУРСУ ИНФОРМАТИКИ 196

§12. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ВИРУСЫ 199

12.1. ЧТО ТАКОЕ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ВИРУС 199

12.2. РАЗНОВИДНОСТИ КОМПЬЮТЕРНЫХ ВИРУСОВ 199

12.3. АНТИВИРУСНЫЕ СРЕДСТВА 200

Контрольные вопросы и задания 202

§ 13. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ 202

13.1. ВИДЫ И НАЗНАЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 202

13.2. ОБЗОР КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР 204

Контрольные вопросы 205

ГЛАВА 3

ЯЗЫКИ И МЕТОДЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 209

ВВЕДЕНИЕ 209

§ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 209

§2. ЯЗЫКИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 213

2.1. ПОНЯТИЕ О ЯЗЫКАХ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ВЫСОКОГО УРОВНЯ 213

2.2. МЕТАЯЗЫКИ ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 214

23. ГРАММАТИКА ЯЗЫКОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 215

§3. ПАСКАЛЬ КАК ЯЗЫК
СТРУКТУРНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 218

3.1. ВВЕДЕНИЕ 218

Контрольные вопросы 222

3.2. ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА 222

Контрольные вопросы 225

3.3. СТРУКТУРЫ ДАННЫХ 225

3.4. ПРОЦЕДУРЫ И ФУНКЦИИ 237

3.5. РАБОТА С ФАЙЛАМИ 241

3.6. ДИНАМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ 246

Контрольные вопросы 249

3.7. РАБОТА С ГРАФИКОЙ 249

Контрольные вопросы и задания 255

3.8. ТУРБО-ОБОЛОЧКИ. ВЕРСИИ ПАСКАЛЯ 255

Контрольные вопросы 258

3.9. РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ ТУРБО-ПАСКАЛЯ 259

§4. МЕТОДЫ И ИСКУССТВО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 262

4.1. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММ 262

Контрольные вопросы и задания 267

4.2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ И АНАЛИЗА АЛГОРИТМОВ 268

Задания 272

4.3. МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ АЛГОРИТМОВ,
ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА СТРУКТУРЫ ДАННЫХ 273

Контрольные задания 275

4.4. РЕКУРСИВНЫЕ АЛГОРИТМЫ 275

Контрольные задания 279

4.5. ВАЖНЕЙШИЕ НЕВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ АЛГОРИТМЫ
(ПОИСК И СОРТИРОВКА) 279

Контрольные вопросы и задания 291

§ 5. БЕЙСИК КАК ЯЗЫК ОПЕРАЦИОНАЛЬНО-ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 291

5.1. ВВЕДЕНИЕ В БЕЙСИК 291

Контрольные вопросы 292

5.2. БАЗОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ 292

Контрольные вопросы ч задания 294

5.3. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ 294

Контрольные вопросы и задания 296

5.4. ГРАФИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ 296

Контрольные вопросы и задания 299

5.5. ОБРАБОТКА СИМВОЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 300

Контрольные вопросы и задания 301

5.6. ПОДПРОГРАММЫ 301

Контрольные вопросы 303

5.7. РАБОТА С ФАЙЛАМИ 303

5.8. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИАЛОГА 304

Контрольные задания 305

5.9. ВЕРСИИ БЕЙСИКА 306

5.10. БЕЙСИК И ПАСКАЛЬ 307

§ 6. ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ СИ 307

6.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА И ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НА СИ 307

6.2. ЭЛЕМЕНТЫ СИ: АЛФАВИТ, ИДЕНТИФИКАТОРЫ, ЛИТЕРАЛЫ, СЛУЖЕБНЫЕ СЛОВА 310

6.3. ТИПЫ ДАННЫХ И ОПЕРАЦИИ В ЯЗЫКЕ СИ. ВЫРАЖЕНИЯ 312

6.4. ОПЕРАТОРЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ ЯЗЫКА 318

6.5. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ НА СИ. ПОНЯТИЕ О ФУНКЦИЯХ 326

6.6. КЛАССЫ ПАМЯТИ 331

6.7. ФУНКЦИИ ВВОДA-ВЫВОДА 334

6.8. ДИРЕКТИВЫ ПРЕПРОЦЕССОРА 339

6.9. СИ И ПАСКАЛЬ 341

§ 7. ОСНОВЫ ЛОГИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЯЗЫКЕ ПРОЛОГ 342

7.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 342

7.2. АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММ НА ПРОЛОГЕ 346

7.3. РЕКУРСИЯ 349

7.4. ПРЕДИКАТ ОТСЕЧЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИМ ВЫВОДОМ В ПРОГРАММАХ 351

7.5. ОБРАБОТКА СПИСКОВ 352

7.6. РЕШЕНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПРОЛОГЕ 355

Контрольные вопросы и задания 357

§ 8. ВВЕДЕНИЕ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ НА ЯЗЫКЕ ЛИСП 358

8.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЯЗЫКА 358

8.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОГРАММЫ НА ЛИСПЕ. СПИСКИ 359

8.3. ФУНКЦИИ 359

8.4. ФОРМЫ. УПРАВЛЯЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ В ЛИСП-ПРОГРАММЕ 362

8.5. РЕКУРСИЯ И ЦИКЛ В ПРОГРАММАХ НА ЛИСПЕ 364

8.6. ВВОД-ВЫВОД ДАННЫХ 365

8.7. ПРИМЕР ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА ЛИСПЕ 366

8.8. СВОЙСТВА СИМВОЛОВ 367

Контрольные вопросы и задания 367

§9. ВВЕДЕНИЕ В ОБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ
ПРОГРАММИРОВАНИЕ 367

9.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 367

9.2. ОСНОВЫ ОБЪЕКТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ТУРБО-ПАСКАЛЬ 368

9.3. ОБОЛОЧКА TURBO-VISION 372

9.4.* СРЕДА ОБЪЕКТНОГО ВИЗУАЛЬНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ DELPHI 374

9.8. СИСТЕМА ОБЪЕКТНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ SMALLTALK 377

Контрольные вопросы и задания 386

Дополнительная литература к главе 3 388

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 390

ГЛАВА 4

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА 390

ВВЕДЕНИЕ 390

§ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 390

1.1.НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 390

1.2.НАЧАЛО СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ЭЛЕКТРОННОЙ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ 392

1.3.ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ 394

1.4. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ 396

1.5. И НЕ ТОЛЬКО ПЕРСОНАЛЬНЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ... 397

1.6. ЧТО ВПЕРЕДИ? 399

Контрольные вопросы 400

§2. АРХИТЕКТУРА ЭВМ 400

2.1. О ПОНЯТИИ «АРХИТЕКТУРА ЭВМ» 400

1.2. КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ЭВМ II ПРИНЦИПЫ ФОН НЕЙМАНА 401

2.3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ЭВМ 403

2.4. ОСНОВНОЙ ЦИКЛ РАБОТЫ ЭВМ 405

2.5. СИСТЕМА КОМАНД ЭВМ И СПОСОБЫ ОБРАЩЕНИЯ К ДАННЫМ 406

Контрольные вопросы 409

§3. АРХИТЕКТУРА МИКРОПРОЦЕССОРОВ 410

3.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИКРОПРОЦЕССОРОВ 410

3.3. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МИКРОПРОЦЕССОРА 411

3.3. РАБОТА МИКРОПРОЦЕССОРА С ПАМЯТЬЮ. МЕТОДЫ АДРЕСАЦИИ 413

3.4. ФОРМАТЫ ДАННЫХ 416

3.5. ОБРАБОТКА ПРЕРЫВАНИЙ 416

3.6. РАБОТА МИКРОПРОЦЕССОРА С ВНЕШНИМИ УСТРОЙСТВАМИ 418

3.7. ПРИМЕР: СИСТЕМА КОМАНД ПРОЦЕССОРОВ СЕМЕЙСТВА PDP 420

Контрольные вопросы и задания 424

§4. УЧЕБНАЯ МОДЕЛЬ МИКРОКОМПЬЮТЕРА 425

4.1. СТРУКТУРА УЧЕБНОГО МИКРОКОМПЬЮТЕРА 425

4.2. СИСТЕМА КОМАНД 428

4.3. АДРЕСАЦИЯ ДАННЫХ 431

4.4. РАБОТА С ВНЕШНИМИ УСТРОЙСТВАМИ 433

4.5. ПРИМЕРЫ ПРОГРАММ 434

Контрольные вопросы и задания 438

§ 5. ВНЕШНИЕ УСТРОЙСТВА ЭВМ:
ФИЗИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ 439

5.1. ВНЕШНИЕ ЗАПОМИНАЮЩИЕ УСТРОЙСТВА 439

5.2. УСТРОЙСТВА ВВОДА ИНФОРМАЦИИ 441

5.3. УСТРОЙСТВА ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ 442

Контрольные вопросы и задания 445

§ 6. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭВМ 446

6.1. ЛОГИКА ВЫСКАЗЫВАНИЙ. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 446

6.2. СХЕМНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ. ТИПОВЫЕ ЛОГИЧЕСКИЕ УЗЛЫ 447

63. ПРИМЕР ЭЛЕКТРОННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА 452

Контрольные вопросы и задания 453

Дополнительная литература к главе 4 453

ГЛАВА 5

КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ 454

ВВЕДЕНИЕ 454

§ 1. ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ 455

1.1. АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА 455

1.2. КОНФИГУРАЦИИ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 457

1.3. ЛОКАЛЬНЫЕ СЕТИ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ 462

Контрольные вопросы 463

§2. ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 463

Контрольные вопросы ч задания 469

§3. ГЛОБАЛЬНЫЕ СЕТИ 469

3.1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ 469

3.2. АППАРАТНЫЕ СРЕДСТВА И ПРОТОКОЛЫ ОБМЕНА ИНФОРМАЦИЕЙ 471

3.3. ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА 473

3.4. ON-LINE INTERNET 481

§ 4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ UNIX 492

§ 5. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАНИИ 496

5.1. ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 496

5.2. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ОБМЕН СООБЩЕНИЯМИ 498

5.3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 499

5.4. СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ 501

ГЛАВА 6

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 504

ВВЕДЕНИЕ 504

§ 1. БАНКИ ИНФОРМАЦИИ 504

1.1. БАНКИ ДАННЫХ 504

1.2. БАНКИ ДОКУМЕНТОВ 505

1.3. БАНК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ 507

§ 2. БАЗЫ ДАННЫХ В СТРУКТУРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ 513

2.1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 513

2.2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗ ДАННЫХ 515

2.3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ ЯЗЫКАХ УПРАВЛЕНИЯ
РЕЛЯЦИОННЫМИ БАЗАМИ ДАННЫХ ТИПА dBASE 518

§ 3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 542

3.1. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 542

3.2. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ 545

3.3. АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 551

3.4. СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 552

3.5. ГЕОИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ 553

Контрольные вопросы 554

§4. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ 555

Контрольные вопросы и задания 560

§ 5. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ 560

5.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ 560

5.2. ТИПЫ ОБУЧАЮЩИХ ПРОГРАММ 563

5.3. КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ 569

5.4. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНОГО ОБУЧЕНИЯ 576

ГЛАВА 7

КОМПЬЮТЕРНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ 579

ВВЕДЕНИЕ 579

§ 1. О РАЗНОВИДНОСТЯХ МОДЕЛИРОВАНИЯ 580

§2. ПОНЯТИЕ О КОМПЬЮТЕРНОМ
МАТЕМАТИЧЕСКОМ МОДЕЛИРОВАНИИ 581

2.1. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И КОМПЬЮТЕРЫ 581

2.2. ЭТАПЫ И ЦЕЛИ КОМПЬЮТЕРНОГО
МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 582

2.3. КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ 584

2.4. НЕКОТОРЫЕ ПРИЕМЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ 586

§3. МОДЕЛИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 595

3.1. ФИЗИКА И МОДЕЛИРОВАНИЕ 595

3.2. СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ ТЕЛА С УЧЕТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ СРЕДЫ 596

3.3. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ПОД УГЛОМ К ГОРИЗОНТУ. 602

ЗАКОНЫ ПОДОБИЯ 602

3.4. ДВИЖЕНИЕ ТЕЛА С ПЕРЕМЕННОЙ МАССОЙ: ВЗЛЕТ РАКЕТЫ 609

3.5. ДВИЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ 612

3.6. ДВИЖЕНИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ 615

3.7. КОЛЕБАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАЯТНИКА 616

3.8. МОДЕЛИРОВАНИЕ ЯВЛЕНИЙ 625

И ПРОЦЕССОВ В ПРИБЛИЖЕНИИ СПЛОШНОЙ СРЕДЫ 625

3.9. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ТЕПЛОПРОВОДНОСТИ 632

Контрольные вопросы и задания 640

§ 4. КОМПЬЮТЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОЛОГИИ 642

4.1. ЭКОЛОГИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЕ 642

4.2. МОДЕЛИ ВНУТРИВИДОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ 643

4.3. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МЕЖВИДОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ 649

4.4. ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ ПОПУЛЯЦИЙ ХИЩНИКА И ЖЕРТВЫ 651

4.5. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДИНАМИКИ ПОПУЛЯЦИЙ 653

Контрольные вопросы и задания 657

§5. ГЛОБАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 658

§ 6. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ 662

6.1. ТЕХНИКА СТОХАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ 662

6.2. МОДЕЛИРОВАНИЕ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ В СИСТЕМАХ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 665

6.3. РАЗЛИЧНЫЕ ПРИМЕРЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ СЛУЧАЙНЫХ ПРОЦЕССОВ 671

Контрольные вопросы и задания 675

§7. КОМПЬЮТЕРНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ 677

7.1. ПОСТАНОВКА ЗAДAЧИ ЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ 677

7.2. СИМПЛЕКС-МЕТОД 682

Контрольные вопросы и задания 685

Дополнительная литература к главе 7 687

Содержание 688



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Олег геннадьевич синицын скалолазка скалолазка – 1 олег синицын

    Документ
    ... убийцы, я решила позвонить на работу. Минуло три дня, как от меня ... , у него огромный опыт, накопленный за десятилетия работы в Государственном архиве древних актов ... в каком-то месте околотрех с половиной тысяч лет. До техпор, пока кто-то не ...
  2. Хеннинг манкелль китаец хеннинг манкелль китаец

    Документ
    ... не меньше, чем в любой другой. Околополовины шестого в тот же день несколько ... иероглифы – повесть о жизни трех братьев. Пять лет минуло с техпор, как Цзы похитил его ... , где силы истории подготавливали будущие десятилетия, будущие взрывные заряды. Но в ...
  3. Хеннинг манкелль китаец хеннинг манкелль китаец

    Документ
    ... не меньше, чем в любой другой. Околополовины шестого в тот же день несколько ... иероглифы – повесть о жизни трех братьев. Пять лет минуло с техпор, как Цзы похитил его ... , где силы истории подготавливали будущие десятилетия, будущие взрывные заряды. Но в ...
  4. Нил стивенсон ртуть барочный цикл – 1 аннотация

    Документ
    ... живучести. Лишь два десятилетияминуло с техпор, как лондонская чернь ... стоит на рынке двух трех, не исключение. Вот ... техпор придётся поспорить с вельботами. Слышали крики около часа ... громоздкой мебели. В южной половине, с обращенными к свету окнами ...
  5. Нил стивенсон ртуть барочный цикл – 1 аннотация

    Документ
    ... живучести. Лишь два десятилетияминуло с техпор, как лондонская чернь ... стоит на рынке двух трех, не исключение. Вот ... техпор придётся поспорить с вельботами. Слышали крики около часа ... громоздкой мебели. В южной половине, с обращенными к свету окнами ...

Другие похожие документы..