Главная > Инструктивно-методическое письмо


Методическое письмо
о преподавании учебного предмета «Музыка»
в общеобразовательных учреждениях Ярославской области
в 2012/2013 уч.г.

Составитель: Томчук С. А., канд. псих. наук,
зав. кафедрой гуманитарных дисциплин ГОАУ ЯО ИРО

I. Особенности организации образовательного процесса
по предмету «Музыка» в начальной школе

В 2012/2013 уч.г. обучение младших школьников предмету «Музыка» в
1-2 классах будет осуществляться на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего образования [3, 4, 16].

Учебный предмет «Музыка» в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Общий объем часов, отведенных на изучение предмета «Музыка» в начальной школе – 135 часов. В 1 классе преподавание ведется в объеме 33 часов, во 2-4 классах – в объеме 34 часов в каждом классе.

При переходе на ФГОС в нормативно-методическом основании следует опираться на примерную программу предмета «Музыка» в начальной школе. Программа включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты обучения, основное содержание учебного предмета «Музыка»; рекомендации по организации музыкально-образовательного процесса (варианты тематического планирования, рекомендации по оцениванию, рекомендации по внеурочной деятельности, рекомендации по оснащению и методической литературе) [6].

Планируемые результаты обучения предмету «Музыка» в начальной школе включают личностные, метапредметные, предметные результаты.

Личностные результаты. В 1-2 классах у обучающихся должны развиться мотивы музыкально-учебной деятельности; должны сформироваться эмоциональное отношение к искусству и эмоциональная отзывчивость на музыку; обучающиеся должны научиться продуктивно сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками при решении музыкальных творческих задач и позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности.

Предметные результаты. В 1-2 классах у обучающихся должен развиться интерес к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности. Обучающиеся должны иметь представление об истоках возникновения музыки, о рождении музыки как естественного проявления человеческого состояния, об интонации как озвученном состоянии, выражении эмоций и мыслей человека, о выразительности и изобразительности в музыке. Обучающиеся должны знать жанровую основу музыки (песня, танец, марш и их разновидности), основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.); использовать элементарные умения и навыки при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.

Метапредметные результаты. В 1-2 классах происходит наблюдение за различными музыкальными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия. Обучающиеся научатся применять речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества; научатся оперировать такими логическими действиями как сравнение, анализ, синтез. У обучающихся происходит ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, они принимают участие в жизни социума (группы, класса, школы). [6].

Основное содержание образования в начальной школе представлено в примерной программе по музыке следующими содержательными разделами: «Музыка в жизни человека» (30 часов), «Основные закономерности музыкального искусства» (60 часов), «Музыкальная картина мира» (30 часов).

Следует отметить, что основное содержание образования по предмету «Музыка», представленное в ФГОС, по сравнению с ГОС изменилось незначительно, но следует обратить внимание на ряд новых дидактических единиц, представленных в разделах «Музыка в жизни человека» и «Основные закономерности музыкального искусства», таких как: «Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: действа, обряды, скороговорки, загадки, игры, драматизации. Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл».

Особое внимание следует обратить на реализацию дидактических единиц, представленных в разделе«Музыкальная картина мира», таких как: «Общие представления о жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся хоровые коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: телепередачи, видеофильмы, звукозаписи». Содержание данного раздела расширяет представление обучающихся о месте музыки в современном мире, позволяет связать школьное содержание предмета с культурой окружающей жизнью. Все дидактические единицы ФГОС должны быть отражены в рабочих программах учителя и журналах.

Для реализации содержания «Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык» изучение музыкально-краеведческого содержания следует продолжать во всех классах начальной школы [11].

Впервые разработчиками ФГОС предложена целостная система оценки достижения планируемых результатов начального образования обучения предмету «Музыка» [9], которая носит сквозной, накопительный характер и осуществляется в ходе текущих и тематических проверок на протяжении каждой четверти и всего учебного года. Оценивание обучающихся происходит по освоению содержания курса начальной школы, изложенному в примерной программе по предмету «Музыка», по разделам «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира». Достижение планируемых результатов проверяется комплексными заданиями, которые, в зависимости от сформированности музыкально-слухового опыта и способностей выпускника, могут быть выполнены как на базовом, так и на повышенномуровнях сложности. Задания сформулированы таким образом, чтобы любое знание, умение непосредственно проявлялось в каком-либо виде музыкально-творческой деятельности. В связи с этим большинство предложенных заданий предполагает эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней, воплощение образного содержания в исполнительской деятельности и предназначено для совместного выполнения учащимися в устной форме, в ходе беседы о музыке или в процессе коллективно-творческой деятельности. Многие из заданий могут быть предложены в письменной или устной форме либо для индивидуального или коллективного выполнения.

Система комплексных обязательных заданий по предмету «Музыка» по разделам «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира» представлена в рекомендациях Министерства образования и науки РФ «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» [9]. Оценивание результатов начального образования по музыке осуществляется на двух уровнях: базовом и повышенном уровняхсложности.

Планируемые результаты на базовом уровне сложности включают систему таких знаний и учебных действий с ними, которая принципиально необходима для успешного обучения в начальной школе и может быть освоена подавляющим большинством детей. Для принятия положительного заключения накопленная оценка выпускника должна отражать успешное выполнение не менее 50% заданий базового уровня в каждом из трёх разделов планируемых результатов.

Планируемые результаты наповышенном уровне сложности характеризуют систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Невыполнение учащимися заданий на повышенном уровне сложности не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.

Таблица 1

Рекомендуемый вариант проведения текущего контроля
по предмету «Музыка» во 2 классе по программе
Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т. С. «Музыка»


зада-ния

Уро-

вень

Проверяемые умения

Урок, на котором
проводится контроль
умений

Раздел «Музыка в жизни человека»

1

Б*

П*

Распознавать различные (основные) жанры музыкальных произведений

Класс 2, урок 9. Обобщающий урок по теме «Жанры музыки».

Класс 2, урок 31. Песня, танец и марш в музыке Д. Б. Кабалевского.

Класс 2, урок 24. Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов

2

Б

П

Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке

Класс 2, урок 30. Выразительность и изобразительность в музыке.

Класс 2, урок 28. Мир музыки Моцарта

3

Б

П

Выражать своё эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах, художественного движения, пластического интонирования)

Класс 2, урок 17. Оркестр русских народных инструментов.

Класс 2, урок 21. Музыкальные традиции праздника встречи весны

4

Б

Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России

Класс 2, урок 20 Музыкальные традиции масленицы

6

Б

П

Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях

Класс 2, урок 18. Фольклор – народная мудрость

7

Б

П

Назвать народные праздники и сопровождающие их обряды, песни, игры, определить возможности своего участия в подготовке и проведении праздника

Класс 2, урок 15. Музыка Рождества.

Класс 2, урок 16. Музыка на новогоднем празднике

Раздел «Основные закономерности музыкального искусства»

11

Б

П

Определять и соотносить различные по смыслу интонации на слух и по нотному письму (графическому изображению)

Класс 2, урок 29. Интонация

12

Б

П

Сочинить две музыкальные интонации, выражающие различные эмоциональные состояния человека, например: восторг - гнев, радость - печаль, волнение - покой или изображающие какие-либо явления природы, например: весенняя капель или шум ветра и т.д.

Класс 2, урок 29. Интонация

13

Б

П

Узнавать характерные черты музыкальной речи разных отдельных композиторов

Класс 2, урок 33. Подготовка заключительного урока-концерта

16

Б

П

Анализировать и соотносить различные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии, применяя знания основных средств музыкальной выразительности на примере симфонической сказки С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Класс 2, урок 26. Жанр симфонической сказки

17

П

Инсценировать симфоническую сказку С. С. Прокофьева «Петя и волк»

Класс 2, урок 27.Жанр симфонической сказки

18

Б

П

Исполнить известную (знакомую, полюбившуюся) вам песню, передавая в интонации смену настроения (или развитие одного настроения) от куплета к куплету

Класс 2, уроки 9, 16. Обобщающие уроки 1 и 2 четвертей

19

Б

П

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (двухчастной, трёхчастной форм, формы вариаций, рондо), наблюдая за процессом и результатом развития музыки в произведениях разных жанров

Класс 2, урок 30. Выразительность и изобразительность в музыке.

20

П

Определять характер музыки по графической записи знакомого музыкального произведения

Класс 2, урок 30. Выразительность и изобразительность в музыке

Раздел «Музыкальная картина мира»

24

Б

П

Передавать образное содержание музыкальных произведений, различных по форме (построению) и жанрам в художественно-творческой деятельности

Класс 2, урок 24. Песенность, танцевальность, маршевость в музыке опер и балетов

25

Б

П

Узнавать по звучанию различные виды музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) из произведений программы

Класс 2, урок 10. Колокольные звоны России

28

Б

Спеть запомнившиеся мелодии народной песни и песни композитора

Класс 2, урок 8. Сказочные образы в музыке

*Б – базовый уровень

*П – повышенный уровень

При разработке рабочей программы учитель должен включить предложенные комплексные задания в свои рабочие программы в графу «Контрольные и диагностические материалы».

Таблица 2

Извлечение изучебно-тематического плана по предмету «Музыка»
(2 класс)

п/п

Наименование
разделов и тем

Всего
часов

Из них

Формы
контроля

Лабора-торные
и прак-тические

Контрольные и диагностические
материалы

Экс-

курсии

1

«Россия –
Родина моя»

3 ч.

2

«День, полный событий»

6 ч.

Задание 1 Б, П (урок 9)

Задание 28 Б (урок 8)

1 ч.

Обобщающий урок по теме «Мир музыки»

Рекомендации по оснащению и методической литературе изложены в «Требованиях к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования», которые включают такие разделы, как библиотечный фонд, печатные пособия, информационно-коммуникационные средства, технические средства обучения, экранно-звуковые пособия, учебно-практическое оборудование [15]. Формирование и развитие интереса детей к музыкальному образованию остается одной из важных и сложных проблем школьной музыкальной педагогики. Чтобы заинтересовать, увлечь детей, учитель музыки сегодня должен свободно владеть синтезатором, компьютером, программными продуктами, поэтому современное музыкальное образование должно осуществляться только в условиях современного технического оснащения школы, помогающего учителю музыки проводить интересные и качественные учебные занятия.

II. Характеристика рекомендуемых авторских УМК
по предмету «Музыка»

Обучение в начальной школе осуществляется по авторским программам, включенным в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2012/2013 уч.г. Министерством образования и науки РФ (приказ № 2885 от 27 декабря 2011 г.) [17].

В федеральный перечень учебников вошли следующие УМК по учебному предмету «Музыка», принадлежащие к завершенной предметной линии учебников, содержание которых соответствует ФГОС НОО.

Таблица 3

Извлечение из федерального перечня учебников,
рекомендованных к использованию в образовательном процессе
на 2012/2013 уч.г.

Название УМК

Класс

Издательство

1

Критская Е. Д., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Музыка

1-4

Просвещение

2

Усачева В. О., Школяр Л. В. Музыка

1-4

Вентана-Граф

3

Алеев В. В., Кичак Т. Н. Музыка

1-4

Дрофа

4

Бакланова Т. И. Музыка

1-4

Астрель

5

Ригина Г. С. Музыка

1-4

Федоров

6

Нехаева О. И., Красильникова М. С., Яшмолкина О. Н. Музыка

1-4

Яхонт

Преподавание учебного предмета «Музыка» может осуществляться по любому из УМК, представленному в федеральном перечне учебников, по усмотрению образовательного учреждения. Немаловажным фактором является и соблюдение преемственности программы начальной школы с программой основной школы, так как только три программы относятся к завершенной предметной линии в основной школе – программа Критской Е. Д., Сергеевой Г. П., Шмагиной Т. С.; программа Усачевой В. О., Школяр Г. В.; программа Алеева В. В., Кичак ТН. УМК Красильниковой М. С., Яшмолкиной О. Н., Нехаевой О. И. «Музыка» не обеспечены нотной хрестоматией, фонохрестоматией, что создаст определенные трудности при освоении программы. При выборе УМК учитель должен знать концептуальную основу комплекта, отличительные особенности УМК, особенности методики преподавания предмета и т.д. Полная характеристика УМК дана в «Методическом письме о преподавании учебных предметов начальной школы в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2011/2012 уч.г.» //index.php?id=26.

Программы отличаются методологическими основаниями, методическими принципами, используемыми педагогическими технологиями, логикой тематического изложения материала, структурой курса. Поэтому при выборе программы необходимо, чтобы концептуальные основы выбранной программы по музыке совпадали с концептуальными основами системы обучения в начальной школе, подходили к психолого-педагогическим особенностям и уровню развития музыкальных способностей детей, обучающихся в вашей школе.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «музыка» в 2012/2013 уч г

    Инструктивно-методическое письмо
    Методическоеписьмо о преподаванииучебногопредмета «Музыка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2012/2013уч.г. Составитель: Томчук С. А., канд. псих. наук, ...
  2. Инструктивно-методическое письмо «о преподавании учебного предмета (4)

    Инструктивно-методическое письмо
    ... 2011 г. Инструктивно-методическоеписьмо Министерства образования Республики Беларусь «О преподаванииучебногопредметаМузыка” в 2011/2012учебном году» Учебныйпредмет «Музыка» изучается в I–IV ...
  3. Методические рекомендации по организации учебного процесса (16)

    Методические рекомендации
    ... Особенности преподаванияпредмета «Изобразительное искусство» в 2012-2013уч. году ... / - Методическиеписьма о преподаванииучебныхпредметов в условиях ... 2012-2013 года. Часы, отведенные в I-II классах на преподаваниеучебныхпредметов «Искусство» (музыка ...
  4. Методические рекомендации по организации учебного процесса (9)

    Методические рекомендации
    ... /work/obr/dok/ - Методическиеписьма о преподаванииучебныхпредметов в условиях введения федерального компонента государственного ... перечень 2012-2013 года. Часы, отведенные в I-II классах на преподаваниеучебныхпредметов «Искусство» (музыка и ...
  5. План учебно – воспитательной работы на 2012 – 2013 учебный год педагогического совета

    Документ
    ... чтение, письма, счета ... 2012-2013уч.год. 2. Программно-методическое обеспечение предметов (технология, ОБЖ, Музыка ... преподаванияучебныхпредметов Качество преподаванияпредметов математика, физика, информатика проверить качество преподаваниепредметов ...

Другие похожие документы..