Главная > Документ


ТОПОНИМИЯ В ИСТОРИИ СЕЛА

БОЛЬШИЕ ИЗВАЛЫ ЕЛЕЦКОГО РАЙОНА

Изучением топонимов Елецкого края занимаются многие краеведы. Их работы основываются на архивных материалах, зафиксировавших географические названия XVI-XVIII веков. Однако при изучении истории конкретного сельского населенного пункта также важно использовать и те микротопонимы, которые не зафиксированы в документах, а существуют лишь в народной памяти или на картах местного значения.

В последние годы в сельской местности многие географические объекты потеряли свою былую значимость для жизнедеятельности человека, и их названия стали забываться. Так, с вводом в эксплуатацию водопровода, исчезла большая потребность в родниковой воде. Многие родники исчезли, утрачиваются названия существующих, так как в селе остается все меньше жителей, способных рассказать о существовании тех или иных топонимов, об их значении.

Цель данного исследования - выявление и описание микротопонимов села Большие Извалы и его округи. Для этого использованы данные опроса жителей села, карта внутрихозяйственного землеустройства СХПК «Авангард», списки сельских поселений Елецкого уезда XVII века, опубликованные В.М. Важинским, и другие источники.

Выявленные топонимы и гидронимы разделены на группы: части села, овраги, урочища, пруды, реки.

Части села: Извалы, Пятницкое, Линейка, Известковый проулок, Морозов бугор, Барские огороды.

Овраги: Попов верх, Прудовая балка, Валуев верх, Оскошин Лог.

Урочища: Дубровка, Юрасово, Большой верх.

Леса: Оскошный, Юрасов, Старый Лес (Швейцария).

Родники: Прудовой, Валуев (Чекомазов), Кузнецкий, Сажалка.

Пруды: Захаров, Под директором, Под церковью, Под «сэсэром».

Реки: Чичора.

Каковы же отличительные признаки географических объектов села Большие Извалы, явившиеся основой для их названий?

Во-первых, принадлежность объекта кому-либо (Попов лес, Юрасово урочище, Юрасов лес, Морозов бугор, Барские огороды).

Во-вторых, нахождение объекта рядом с ранее существовавшим (пруды: Под церковью, Под директором, Под Захаром).

В-третьих, геометрическая форма объекта (улица Линейка).

В-четвертых, по местным природным признакам (урочище Дубровка, урочище Извалы).

В этой работе предпринята попытка изучить этимологию топонимов «Большие Извалы», «Пятницкое», «Оскошный лес». Значение этих географических названий позволит восстановить более древние страницы истории нашего села.

Село Большие Извалы располагается в 18 км к югу от Ельца. Впервые оно упоминается в Окладных книгах Рязанской митрополии за 1676 год. В.А. Прохоров в своей работе «Липецкая топонимия» исходит из того, что в основе слова «Извалы» лежит корень «вал», и определяет значение данного топонима как «водораздельный гребень».

В километре на юго-восток от села Большие Извалы находится овраг. На карте внутрихозяйственного землеустройства СХПК «Авангард», подготовленной в 1981 году, он обозначен как Большой Оскошин лог. По этому оврагу протекает пересыхающий летом ручей. На его склонах располагаются два лесных массива, разделенные Юрасовым урочищем. На карте лесных угодий Елецкого района обозначены Юрасов лес и Оскошный лес.

Житель села М.С. Пирогова утверждает, что территория, на которой растут леса, ранее принадлежала Юрасову и Оскошному. Поэтому леса так назвали. А вот А.А. Шеина говорит, что Юрасов - это прозвище, а настоящая фамилия бывшего землевладельца - Клевцов.

Происхождение топонима Оскошный лес нам представляется другим. Мы предполагаем, что слово «оскошный» - это фонетически упрощенная, разговорная форма слова «отскочный». Согласный звук «т» выпал как непроизносимый, а «ч» заменен «ш». Доказательством нашего предположения может служить то, что в списке сельских поселений Елецкого уезда встречаются три Оскошных леса. Назвали эти леса так потому, что в них «отскакивали», то есть укрывались от внезапно появившегося врага сторожевые посты, располагавшиеся в этих местах.

Выбор этого укрытия – «отскока», вероятно, был не случайным и соответствовал многим требованиям: надежность укрытия, удаленность от сторожи, наличие питьевой воды, возможность отхода к городу по естественным укрытиям, близость к городу.

Не одно поколение жителей Больших Извал западную часть села называют «Пятницкое». Старожилы утверждают, что до середины XX века две группы населения недружелюбно относились друг к другу. Пятницкие обзывали других жителей села «дворовые хамы», в церкви стояли отдельно. Какова же причина таких взаимоотношений и откуда название «Пятницкое»?

Изучение похозяйственных книг Извальского сельского совета за 1943 год показало, что до начала 40-х годов XX века Пятницкое являлось самостоятельным населенным пунктом. Данные сборника статистических сведений Елецкого уезда Орловской губернии за 1886 год не только это подтверждают, но и свидетельствуют о том, что в селе Большие Извалы проживали бывшие крепостные барина Викулина, а в селе Пятницкое - государственно-четвертные крестьяне. Таким образом, жители этих двух населенных пунктов относились к разным разрядам и стояли на разных ступенях социальной лестницы. Это и объясняет их «натянутое» отношение друг к другу. В свою очередь, село Пятницкое получило наименование от святого покровителя прихода Параскевы Пятницы, а впервые упоминается в списках сельских поселений Елецкого уезда за 1620-1630 годы («Пятницкое /Ковыршено/ на Липовском Верху под Извальским лесом»).

Рассмотренная историческая топонимия округи села Большие Извалы позволяет сделать выводы: история его включает прошлое двух населенных пунктов; Пятницкое /Ковыршено/ является первым поселением на территории современного села; основатели села Большие Извалы для наименования своего населенного пункта заимствовали старое обозначение урочища и расположенного рядом леса.

Ямщикова Наталья,

СОШ с. Ильино Липецкого района.

Руководитель: Р.Н. Целищева.

ТОПОНИМИЯ СЕЛ

ВВЕДЕНСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ

ЛИПЕЦКОГО РАЙОНА

В нашей школе учатся ребята из пяти соседних сёл: Введенки, Никольского, Воскресеновки, Ильино, Большой Кузьминки. Все эти села расположены на берегу реки Воронеж. Дома благоустроенные, проведены газ и вода, дороги заасфальтированы. Есть Дом культуры, средняя школа, библиотека, больница, детский сад, - одним словом, вполне современные сёла. Народ сумел сохранить в своей памяти названия бугорков, ям, оврагов, улиц и полей. В этих названиях не только поэтическая душа нашего народа, но и общая историческая судьба жителей близлежащих сел. Каждый житель знает, где находится Разбойня и Буянкина яма, кто живет на Голенёвке и где Вагалов сад. «Докопаться» до истоков этих названий было нелегко.

Я узнала, что в старину с юга на Москву и Санкт-Петербург шла дорога по полю, а недалеко от этой дороги жили беглые крестьяне, грабившие проезжавших купцов и богатых людей. Отсюда название Разбойня.

Объяснить происхождение названия Буянкина яма жители однозначно не могли. Одна из легенд гласит, что от своего хозяина сбежал крепостной крестьянин, а за ним последовали такие же обиженные, как он. Жили они в пещере, а вожака звали Буяном. После его смерти у него осталась дочь, которую по отцу тоже называли Буянкой.

Но, пожалуй, самым загадочным и мистическим было объяснение, почему гора в Ильино носит название Черная. Рассказывают, что это место всегда в народе считали нечистым, приводя в доказательство многочисленные легенды. По одной из них, на горе было сборище всякой нечисти, по ночам там слышался вой, визг, а утром люди находили на горе следы неизвестных животных. Возле этой горы часто бесследно исчезали люди. И вот решили жители села Ильино избавиться от этой нечисти. Было решено идти туда всем селом, неся в руках что-нибудь горящее, потому что нечистая сила боится огня. Так и сделали. Пришли на гору, долго боролись, но все-таки поймали главаря, прижали к костру и вдруг видят, что он исчез, и только дымок над огнем взвился и послышался громкий крик: «Я умру, но сила моя здесь, на этой горе, будет жить! И никто здесь не будет счастлив!».

Овраги за селом называют Шахтой. Почему? Известно, что в 1703 году Пётр Первый повелел построить в нашем крае железоделательные заводы, руду для которых добывали в шахтах. Одна из таких шахт и находилась рядом с Воскресеновкой. Приблизительно в 1750 году руду из шахт перестали добывать, но ещё очень долго незакрытые колодцы шахт представляли угрозу для жизни людей.

Некоторые названия удалось объяснить, только используя архивные данные.

Улицу 8 марта в с. Ильино все называют Голенёвкой, говорят, что когда-то здесь жили крепостные барина по фамилии Голенёв. Документы подтвердили это, только фамилия барина - Голеновский, а звали его Дмитрий Иванович. Жил он здесь в начале XIX века с женой, своей матерью и четырьмя детьми.

В селе Введенке есть улица с названием Букстово. Объяснение было найдено в архиве. Да, в селе жил помещик Александр Иванович Бухвостов. Жители села изменили эту фамилию на более легко произносимую - Букстов.

Вагалов сад остался в памяти потому, что в селе Введенке жил помещик Вагау.

Таким образом, Таптыковка - часть села Большая Кузьминка, некогда принадлежавшая помещику Таптыкову Дмитрию Александровичу. Демидовка - помещику Демидову. Давыдовка - владельцу ветряной мельницы Давыдову Филиппу. Ивановка - помещику Иванову.

Шептальный лог в селе Воскресеновке. Существуют два объяснения этому названию. Первое: ранней весной, когда начинается таяние снегов, вода устремляется с полей в лог, издавая звук, похожий на шёпот. Второе: жители окрестных сел, желающие вступить в отряд буянов, приходили ночью в условное место и просили принять в отряд, говоря об этом тихо, шепотом.

Тумбочка - крутой береговой выступ на реке Воронеж в форме вытянутого прямоугольника, внешним видом напоминающий тумбочку.

Светлана Гаврилова,

СОШ № 1 пос. Добринка.

Руководитель: В.В. Елисеев

ПЕРВЫЕ СОВХОЗЫ ДОБРИНСКОГО РАЙОНА

Свергнув Временное правительство, большевики решили самым коренным образом изменить социальные отношения не только в самой стране, но и в деревне. Специальным декретом ликвидировалось помещичье землевладение. Декрет предусматривал также, что участки, на которых расположены высококультурные хозяйства, не подлежат разделу, а превращаются в показательные и передаются в исключительное пользование государству или общине. Такими показательными хозяйствами, по мнению правящей партии, должны были стать совхозы - советские хозяйства.

Одним из первых совхозов, который возник в нынешнем Добринском районе, был «Сафоновский». Произошло это в апреле 1918 года. Совхоз располагался на землях бывших помещичьих имений Сукачева и Салапанова при селе Сафоново Сафоновской волости Усманского уезда Тамбовской губернии. Он находился в ведении уездного земельного отдела. Хозяйство получило 666 десятин земли; из надворных построек - деревянный птичник, амбар, молочник, конюшню. Число постоянных рабочих и служащих составляло 30 человек, а всего едоков - 52 человека. Из рабочего скота были две лошади и два ишака.

В совхозе не хватало рабочих рук, не было средств для оплаты труда. 23 ноября 1918 года специальным решением уездного земельного управления совхоз «Сафоновский» получил 15 лошадей из бывшего имения Зиновьева. Позднее ему было передано стадо тирольских коров. Просуществовал совхоз непродолжительное время. Частые нападения повстанческого отряда под командованием Василия Карася принесли непоправимый ущерб совхозу. 4 января 1921 года на заседании коллегии Усманского уземотсовхоза было решено совхоз временно эвакуировать. Из имеющихся в хозяйстве 54 лошадей 17 направили в совхоз «Пушкинский», 10 - в совхоз «Отрада», 27 - в совхоз при д. Большая Плавица Тихвинской волости. По соседним хозяйствам были также распределены рогатый скот, свиньи, птица, фуражное зерно, солома. Весь семенной материал передавался в г.Усмань. Канцелярия переводилась в село Новочеркутино. В самом конце 1921 года бывший совхоз «Сафоновский» был преобразован в «Кооператор».

К августу 1920 года в Добринском районе существовали совхозы: «Петровский», созданный на основе имения графа Орлова-Давыдова; «Шанинский», созданный на основе имения Голицыной; «Добринский» - на основе имения Бабенышева и совхоз имени Центрального Комитета Союза коммунальных рабочих - на основе имения Свиридова.

Совхоз «Петровский» был создан 17 июля 1918 года. Он был отнесен к первой группе советских хозяйств. Свеклосовхоз «Петровский», в отличие от других совхозов, удержался «на плаву», хотя и его положение было тяжелым. Отсутствовала сельхозтехника, рабочие жили в бараках. Да и на первых порах контингент рабочих был сезонным. Первому директору «Петровского» Алексею Антоновичу Алексютину немало пришлось сделать, чтобы вывести хозяйство в передовые.

Совхоз «Добринский», располагавшийся в 5 км от нынешнего райцентра, на 1 января 1920 года имел 313 десятин земли. Здесь трудились 50 мужчин и 5 женщин. Число неработающих, но получающих от хозяйства паек, едоков в возрасте от одного до пятидесяти лет составляло 71. В совхозе имелись жилые помещения на 40 человек.

К 1921 году на территории тогдашнего Усманского уезда имелось 11 совхозов. Все они располагались на территории современного Добринского района.

К 1923 году в Усманском уезде существовало 15 совхозов, 12 из них относились к совхозам местного значения. Совхозы «Брюхановский» и «Прогресс» находились в бесплатном, бездоговорном пользовании; а совхоз «Пушкинский» был в ведении Тамбовского госкомбината. Земельная площадь совхоза «Брюхановский» составляла 518,69 десятин. Этот совхоз специализировался на разведении племенных животных. Совхоз «Прогресс» занимал площадь 572,51 десятин и специализировался на выведении семян лучшего качества. Совхоз «Пушкинский» имел 827,2 десятин земли и занимался обслуживанием местного винного завода, выращивая для него картофель.

К 1921 году одним из крупных хозяйств был «Кооператор». Власти поставили задачу превратить его в хозяйство по выведению новых пород скота и выращиванию семян. Но уездный земельный отдел не имел для этого достаточных средств. Вот почему по договору от 30 марта 1922 года «Кооператор» был временно передан в полное хозяйственное пользование производству. В хозяйстве ввели новшество: осваивали и совершенствовали четырехпольный севооборот; впервые стали выращивать бобовые и пропашные культуры. Из чистосортных селекционных яровых и озимых культур возделывались: рожь «кубанка», овес «золотой дождь», горох «чудо Америки», просо «красное», чечевица «тарелочная», свекла кормовая «эккендорфская», горчица «желтая», капуста «сабуровка», свекла «египетская», табак «турецкий». Кроме того, в «Кооператоре» было стадо молочного племенного рогатого скота в количестве 15 голов. Средний удой коров составлял 11 литров молока в сутки. Имелось также стадо овец в 120 голов. Количество рабочих лошадей доходило до 33.

Вскоре специально созданная комиссия признала «Кооператор» племенным и семенным хозяйством. Позднее, с ликвидацией Сафоновской волости, совхоз вошел в состав Добринской волости Усманского уезда Воронежской губернии. С 5 апреля 1927 года он был передан Воронежскому госсельтресту и с этого времени становится совхозом государственного значения.

В 1925 году в границах современного Добринского района осталось 4 совхоза: «Отрада», «Брюхановский», «Пушкинский», «Кооператор». В этих совхозах царила бесхозяйственность, поэтому крестьяне относились к ним негативно.

В первые годы советской власти совхозы не прижились на добринской земле. Здесь немало причин:

  • рабочие были, в основном, из Петрограда и Москвы и ничего не знали об агротехнике;

  • совхозы создавались насильственно, свыше, в порядке директивы;

  • отсутствовали агрономическая и зооветеринарная службы, не хватало средств производства;

  • хозяйство велось без организационного плана;

  • большие разрушения приносили повстанческие отряды.

Дарья Охват,

гимназия № 12 г. Липецка.

Руководители: О.В. Охват, А.Ю. Клоков.

ДА НЕ ПРЕРВЕТСЯ СВЯЗЬ ВРЕМЕН…

Вера. Мы воспринимаем как убежденность в существовании Бога. На самом же деле это то, что наполняет жизнь смыслом, становится опорой, дает силы выстоять под ударами судьбы. Решение верить или не верить человек должен принимать сам.

Всегда трудно начать работу, написать первую фразу. Можно сделать это лаконично и сухо: в начале XX века в Липецке было… Можно иначе: бабушка рассказывала. Но, во-первых, не рассказывала, а, во-вторых, огромное количество работ начинается именно так. А если попробовать по-другому? Вспоминаются строки Гумилева:

Храм твой, Господи, в небесах,

Но земля тоже твой приют.

Сравнительно недавно, увидев взметнувшиеся в небо купола Суздаля, Владимира, Боголюбова, я поняла, почему на Руси принято было возводить храмы на возвышенных местах. Вернее, я давно знала: его должно быть видно издалека. Но тут впервые почувствовала: мало просто видеть храм. Владея пространством, он «тянет», «притягивает» к себе удивительной устремленностью вверх, сиянием креста, звоном колоколов. Грозным набатом гудели храмы в зареве сигнальных огней и пожарищ; радостно гремели во славу Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, всего русского народа… В честь их побед одевались белоснежным камнем звонницы храмов, высоко в небо поднимая свои золотые кресты.

Так неужели можно примитивно и однобоко рассматривать церковь лишь как культовую постройку? Для меня и моих ровесников это, в первую очередь, памятник истории, культуры, архитектуры ушедших эпох. Это голос прошлого, свидетельство величия и крепости духа народа русского.

Семь холмов – как семь колоколов!

На семи холмах колокольчики…

Это строки М. Цветаевой о Москве. Но когда-то и над нашим городом ранним утром по праздникам тоже плыл колокольный звон. Христорождественский собор, Никольская церковь, Покровская, Преображенская… Десять храмов, многие из которых по праву считаются интересными памятниками архитектуры. Давайте пройдем по улицам Липецка, войдем в распахнутые двери церквей, сохранившихся до наших дней, вспомним о варварски разрушенных в годы оголтелой борьбы с «опиумом для народа». Память о некоторых сохранилась лишь в пожелтевших от времени листах архивных документов.

Декрет 1918 года об отделении церкви от государства имел страшные последствия: государство развернуло планомерную борьбу против церкви. В октябре 1922 г. создается «Антирелигиозная комиссия» РКП(б). На ее заседаниях регулировалось количество действующих церквей, численность верующих, санкционировались репрессии в отношении духовенства, т.е. осуществлялась тотальная «атеизация». В нашем городе она проходила в несколько этапов.

Основное закрытие и разрушение церковных построек приходится на 1932 год. Людям объясняли, что город растёт, нужны стройматериалы, и все дружно голосовали за снос церквей. В 60-е годы был снесен Вознесенский собор, где, по преданию, венчалась бабушка А.С. Пушкина Мария Алексеевна с Осипом Абрамовичем Ганнибалом. И, наконец, в 70-е годы был взорван Успенский храм, построенный в 1839 году.

Но вернемся к моему предложению пройтись по улицам города. Театральная (бывшая Вознесенская) площадь. Здесь стоял первый каменный соборный храм Липецка, построенный в 1751 году во имя Вознесения Господня и снесенный в середине 1960-х годов. Пятиглавый храм с колокольней, построенный в стиле барокко, богато декорированный карнизами, наличниками, крыльцами с колоннами, существует лишь в памяти старожилов, архивах и на фотографиях. А ведь при нем в фамильном склепе в 1777 году был похоронен Алексей Федорович Пушкин (прадед поэта) и другие его родственники. Именно здесь венчались Мария Алексеевна Пушкина и сын «арапа Петра Великого» Осип Ганнибал. С этой же площади всего 70 лет назад можно было видеть замечательный Святопокровский храм, расположенный по оси одной из главных улиц города (Усманской), построенный в 1811-1827 гг. по проекту архитектора А.И. Мельникова на месте более древнего деревянного храма Дмитрия Солунского.

Покровская церковь в плане представляла крест. Храмовая часть двухъярусная, перекрытая сферическим куполом с барабаном и главкой. Северный и южный входы украшены четырехколонными портиками, а барабан второго яруса колоннами, стоящими в простенках между окон. Трапезная теплая, двухсветная. Наружный фасад обработан рустом. В трапезной имелось два престола. Один – во имя Дмитрия Солунского, другой – Бессребренников Косьмы и Домиана. Колокольня построена после 1834 г. Прямоугольные первый и второй ярусы украшены полуколоннами. Третий ярус – пилястрами, обрамлявшими «звоны». Низкий круглый четвертый ярус с небольшими круглыми окнами перекрыт куполом с высоким шпилем. В храме имелась местно-чтимая икона Владимирской Божьей Матери.

Так рушилась церковь... Мне случайно попались на глаза эти строки, датированные 1933 годом. Их автор – Ю. К. Ефремов. Кто он? Поэт? Журналист? Просто человек, потрясенный увиденным? Не знаю. Знаю только, что речь идет об одной из великолепнейших в Тамбовской епархии Троицкой церкви, на месте которой теперь находится стадион «Металлург».

Это был пятиглавый храм в классическом стиле, украшенный голубыми куполами с золочеными звездами, с чугунной ажурной оградой и часовней. Строительство храма началось в 1832 году с благословения Епархиального Преосвященного Евгения. Велось купцом, почетным гражданином города Липецка Алексеем Петровичем Хренниковым, которому помогали и прихожане. Существовало сказание о чудесном видении, бывшем в 1829 году, записанное священником Гавриилом Делицыным.

«В 1829 году, в зимнее время, в 10 часов утра, на Старобазарной Липецкой площади, отстоящей на полверсты от Новобазарной, липецкие купцы, собравшиеся группою, стояли, разговаривая о своих торговых делах. Один из них обратился к Новобазарной площади и видит в воздушном пространстве на месте, где теперь стоит храм, каменную, с пятью куполами, ярко вызолоченными и усеянными звездами, церковь, которая то появлялась, то исчезала. Такое видение продолжалось более получаса, и его смотрели все присутствовавшие в числе 20 человек». Хренников посчитал, что это было знамение, обязывающее его построить храм.

В клировой ведомости за 1848 г. можно прочесть: «Выстроена окончательно в 1848 г. тщанием прихожан. Зданием каменная, о пяти куполах, из коих в одном колокольня. Престолов в ней пять: первый во имя Живоначальной Троицы, который освящён в 1848 г. мая 8 дня, второй - во имя Пресвятой Богородицы всем скорбящим радости, который освящён в 1839 г., третий, с левой стороны, - во имя Рождества честного славного пророка Предтечи и крестителя Иоанна, который освящён в 1837 г., четвёртый, вверху над вторым, - во имя Святителя и Чудотворца Николая и пятый, вверху над третьим, - во имя Святителя и Чудотворца Митрофана Воронежского, которые оба освящены в 1843 г».

Наружный вид церкви – крестообразный, украшенный на каждом конце крестообразными колоннами. Окна – в два яруса, с вставленными в них железными решётками. Куполов на церкви пять, из которых один, где помещаются колокола, открытый, а прочие – закрытые. Каждый украшен позолоченными главами и таковыми же крестами. Крыша железная, окрашена краской голубого цвета с усыпанными на куполах вызолоченными звездами. Входных дверей три – с западной, северной и южной стороны. Внутреннее расположение – крестообразное, площадь вместимости храма – 1620 кв. сажень. Пол каменный, стены и своды храма внутри подштукатурены и отделаны под белый мрамор. Своды стоят на четырех больших колоннах, отделанных тоже под мрамор, с изображением на них вверху четырёх Евангелистов. Сохранились обмерочные чертежи, датированные 1891 г., которые выполнил архитектор И.П. Машков, а также многочисленные фотоэтюды первого липецкого фотографа В. Цаплина.

Мы на окраине старого Липецка. Магазин «Универсам» на проспекте Победы. Сегодня мало кто знает, что когда-то здесь стояла Успенская Кладбищенская церковь, а на месте двора, где выгуливают собак, стоят машины и мусорные ящики, находится кладбище, не отмеченное даже общим крестом.

Постройка храма завершена в 1839 г. на средства купца Богданова. В 1858 году обращена в приходскую. В 1894 закончилось строительство колокольни. В храме два придела (во имя святого священномученика Игнатия Богоносца и во имя святой великомученицы Варвары). В плане храм представлял равноконечный крест. Объёмно-пространственная композиция храма – восьмерик на четверике. Фасады первого яруса украшены четырёхколонными портиками дорического ордера. Восьмерик по углам обработан пилястрами и увенчан сферическим куполом с барабаном и главкой. Именно таким можно увидеть его на сохранившихся фотографиях.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2003

    Документ
    ... ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2003 ББК 63.3 (2Р – 4 Ли) М 87 МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ... -1; Талицкий Чамлык-1 и другие. Летом 2002 года под руководством аспиранта ЛГПУ ...
  2. ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2002

    Документ
    ... АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК2002 ББК 63.3 (2Р – 4 Ли) М 87 МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ Выпуск ...
  3. Управление образования и науки детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма) организация

    Методические рекомендации
    ... природы» (2001, 2004 гг.), «Моя родинаЛипецкий край» (2002, 2003, 2004, 2005 гг.). ... инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2004. СОДЕРЖАНИЕ Учителю о школьном туризме 1 Из истории детского туризма 3 Школьный туризм в Липецкой области ...
  4. Программа средней общеобразовательной школы №61 имени г липецка на 2006-2010 гг

    Программа
    ... С 2001-2002 учебного года ... краеведческий конкурс «Россия – Родина моя» 2003 г.- 3 место ... за реферат «Петр Первый и Липецкий край. Диплом 2 степени и звание ... Областным и городским центрами детского и юношеского туризма, городским краеведческим музеем ...
  5. 2006 г г липецк 1 информационная карта программы развития учреждения

    Программа
    ... Липецка и ЦРТДиЮ "Советский". С 2002 г. организацию возглавляет Председатель Валерия Руднева. Сегодня Детская ... Это мой дом и моя семья» ... края ... детская картинная галерея, комната школьника, база детского и юношеского туризма и экскурсий, детский ... к Родине; ...

Другие похожие документы..