Главная > Документ


ОБРАЗ В. ПАЩЕНКО В ПОЭЗИИ И. БУНИНА

Варвара Владимировна Пащенко, дочь елецкого врача, родилась в 1870 году, как и сам И.А. Бунин, и была ему гражданской женой с августа 1890 года по 4 ноября 1894 года. А любовь к этой елецкой девушке Иван Алексеевич пронес через всю свою жизнь. Она стала его «сияющей и путеводной звездой». Писатель пронес образ любимой через все свое творчество, воплотил черты ее характера в героинях многих рассказов. Это бесспорно и доказано многими исследователями творчества Бунина. Я в своей работе поставила совсем скромную задачу: просто посмотреть, как отразились чувства Ивана Алексеевича - не писателя, а поэта, к Варваре Пащенко в его творчестве, в поэзии.

Гордый и в то же время очень ранимый Иван Бунин, брошенный и униженный Варварой Пащенко, всю жизнь скрывал от окружающих, особенно от жены Муромцевой, свои подлинные чувства к этой девушке. Но эти чувства всю жизнь, помимо его воли, проявлялись в творчестве.

28 августа 1890 года Иван Бунин пишет письмо своему брату, самому близкому другу и учителю, Юлию Алексеевичу Бунину:

«Я познакомился с нею года полтора тому назад (кажется, в июне прошлого года), в редакции «Орловского вестника». Вышла к чаю утром девица высокая, с очень красивыми чертами лица, в пенсне. …Потом мы встретились в самом начале мая у Бибиковых (в их имении в селе Воргол) очень радостно, друзьями. Проговорили часов пять без перерыву, гуляя по садочку. Сперва она играла на рояле в беседке все из Чайковского, потом бродили по дорожкам. Говорили о многом; она, честное слово, здорово понимает в стихах, в музыке. И не думай, пожалуйста, что был какой-нибудь жалкий шаблонный разговор. Уходя и ложась спать, я думал: «Вот милая, чуткая девица».

С июня я начал часто бывать у них в доме. …В начале августа я опять был у них. Когда я начал бормотать, что, мол, не вздумайте еще посмеяться над стихами, она сказала: «Если вы меня считаете способной на это, зачем писали? И зачем подозреваете, когда знаете, как я отношусь к вам. Вы мне всегда казались милым и хорошим, как никто». Уехал я опять с грустно-поэтичным чувством. Дома я долго размышлял над этим. Чувство не проходило. И хорошее это было чувство. Я еще никогда так разумно и благородно не любил. Все мое чувство состоит из поэзии... Милый Юринька, ты не поверишь, каким перерожденным я чувствовал и чувствую себя!..

Восьмого августа я опять приехал к ним в Елец и вместе с ее братом и с нею поехал к Анне Николаевне Бибиковой в имение их верст за десять от Ельца на Воргле. У Бибиковой есть еще брат Арсений (лет 18), приехала еще некая Ильинская, барышня, занимавшаяся прежде в «Орловском вестнике». Стариков - только один Бибиков, но он к нам почти не показывался. Было очень весело и хорошо. Мы провели там трое суток. И вот 12-го ночью мы все сидели на балконе. Ночь была темная, теплая. Мы встали и пошли гулять с Пащенко по темной акациевой аллее. Заговорили. Между прочим, держа ее под руку, я тихонько поцеловал ее руку».

Ночь, балкон, темные аллеи... все это неоднократно возникало после в творчестве И.А. Бунина. А «Темными аллеями» он даже назвал целый сборник рассказов о любви. Варваре Пащенко он посвятил стихотворения «Тихой ночью поздний месяц вышел...». (27 августа 1916 г.), «Печаль ресниц, сияющих и черных...» (27 августа 1922 г.).

Через десять лет, в 1932 году, когда Бунин уже написал «Лику», он говорил о своей работе над этим произведением: «Беру перо в руки и плачу. Потом начал видеть ее во сне. Она являлась ко мне такая же, какой я ее знал. Проснулся однажды и думаю: «Господи, да ведь это, быть может, главная моя любовь за всю жизнь». Бунину в это время было 62 года.

Но вернемся к датам. Стихи написаны 27 августа, в них нет ни заглавия, ни посвящения, но несомненно, что они адресованы Варваре Владимировне Пащенко. А восторженное письмо к брату Бунин написал 28 августа 1890 года, т.е. на следующий день после 27-го. Можно предположить, 27 августа стало для Бунина незабываемым днем, крупным событием, возможно, в этот день Иван Бунин и Варвара Пащенко, втайне от всех, стали мужем и женой.

После 4 лет совместной жизни, полной счастья, безденежья, ссор и проблем, произошел давно назревающий разрыв.

8 июля 1892 года Варя пишет письмо брату И.А. Бунина, Юлию Алексеевичу Бунину: «…За последнее время особенно часты и резки стали наши ссоры с Ваней; сначала я и сама придерживалась пословицы: «милые бранятся…», и каждая наша ссора кончалась хорошим миром, теперь же эти ссоры участились, и мы, буквально, миримся для того, чтобы вновь поссориться. Вам покажется странным, что я не поговорила об этом с вами лично, это потому, что перед самым вашим приездом сюда Иван мне поклялся, что он будет верить мне, перестанет изыскивать предлоги для ссор... Я всему этому еще раз поверила, но, конечно, напрасно: на другой же день мы поссорились, и поссорились серьезно. Так длилось больше месяца; теперь я уже не верю ни его обещаниям, ни клятвам...».

В это же время Варя пишет письмо И.А. Бунину и уезжает из Орла в Елец: «Уезжаю, Ваня!». На этот раз Юлию Алексеевичу, который приезжал в Орел, удалось уладить отношения Варвары Владимировны и Ивана Алексеевича.

И все-таки через 2 года, 4 ноября 1894 года, в день присяги Николая II, В.В. Пащенко, воспользовавшись тем, что «все мужчины отправились в собор и в приходские храмы», уехала, оставив Бунину записку: «Уезжаю, Ваня, не поминай меня лихом...». Эта фраза много раз эхом повторится в творчестве И. Бунина. И в «Митиной любви», и в «Последнем свидании», и в «Жизни Арсеньева». Вернувшись в Елец, Пащенко почти сразу вышла замуж за друга Бунина - Арсения Бибикова. Бунин писал Юлию, что, услыхав о замужестве Вари, «насилу выбрался на улицу, потому что совсем зашумело в ушах, и голова похолодела, и почти бегом бегал часа три по Ельцу, около дома Бибикова, расспрашивал про Бибикова, где он, женился ли. «Да, говорят, на Пащенко...». Я хотел ехать сейчас на Воргол, идти к Пащенко и т.д., однако собрал все силы ума и на вокзал, потому что быть одному мне было прямо страшно. На вокзале у меня лила кровь из носу, и я страшно ослабел. А потом ночью пер со станции в Огневку, и, брат, никогда я не забуду этой ночи! Ах, ну к черту их - тут, очевидно, роль сыграли 200 десятин земельки».

Боль и обида были столь остры, что и через 10 лет отчетливо прозвучали в стихотворении «Одиночество»:

…Вчера ты была у меня,

Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

Ты мне стала казаться женой...

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один - без жены...

В 1915 году у Варвары Владимировны Пащенко-Бибиковой от чахотки умирает отправленная на лечение за границу дочь. А через 2 года, в 1917 году, от той же болезни умирает и Варвара Владимировна Пащенко.

Должно быть, Бунин узнаёт о смерти Вари в сентябре 1917 года. Именно в сентябре 19 числа, 24 и 30 он пишет «Эпитафию», «Свет незакатный», «Мы сидели у печки...».

Через год тема смерти достигает в творчестве Бунина высшей точки, и он начинает уже о себе:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

Но Бунину суждено будет прожить еще долгую-долгую жизнь. Уже глубоким стариком он встретит свою последнюю любовь - Галину Кузнецову, молодую поэтессу, девушку, которая на 40 лет младше его, и в ней он увидит свою Варю, свою Лику.

Татьяна Изгаршева,

СОШ № 33 г. Липецка.

Руководитель: Э.В. Плетнева.

ПОИСК ЗОЛОТОЙ ИСТИНЫ В ОТНОШЕНИЯХ

ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА

Постигая секреты природы, Пришвин ввел такое чрезвычайно важное понятие, как «творческое поведение», означающее наиболее органичный для художника способ самовыражения, куда входит не только художественное творчество, но и сама жизнь, принципы, поступки, взгляды. Сам писатель не раз признавался, что мастерство слова интересует его менее всего и в его слове «больше поведения, чем искусства в собственном смысле». Писатель не просто живет, но сознательно выбирает образ жизни, совершая тем самым определенный этический выбор. Этот выбор обусловлен пониманием Пришвиным природы в целом, со всеми её внутренними связями, сложнейшим механизмом эволюции, как хозяйства. Природа для него - это и состояние мира, образец красоты и гармонии, это и образец экономного ведения хозяйства.

В его книгах впечатления от постоянного общения с родными просторами подкрепляются знаниями об окружающей среде, стремлением сохранить её чистоту и первозданность, горячим желанием перестроить психологию человека, экологизировать её, что значит - сделать каждого человека сознательно причастным и ответственным за творческое хозяйствование, за сохранение жизни на земле. И в этом своём «стремлении», «желании» писатель предлагает нам познакомиться с двумя видениями мира природы: сама природа, её законы, её внутреннее «я».

Читаю «Корабельную чащу». Безусловно, книга занимает особое место в нашем поиске, она - возвращенное единство всего творческого пути писателя. В ней Пришвин поднимает проблемы, которым в 50-е годы не придавали серьезного значения: проблема охраны природы, рациональное использование наших лесных богатств, воспитание поколения, благоговеющего перед лесом - источником духовных сил. Девиз лесоразработок и заготовки древесины в то время звучал примерно так: «Все для страны! Все для народа!» А для будущего? Что останется для будущего? Но обсуждать открыто эти проблемы было запрещено, поэтому официальную политику хозяйствования представляет человек, командированный когда-то в Канаду для изучения лесозаготовок и вернувшийся «оттуда будто - бы инструктором лесопиления». Канадец (так именует его Пришвин, стесняясь назвать русского человека расточителем природных богатств), выдавая себя за прекрасного знатока лесопользования, утверждал, что у нас ничего в лесном деле не понимают, только в Канаде известна вся правда: «…люди за леса держатся из-за робости, и лес делается аккумулятором всего отсталого, всякой косности, он консервативен, как старая баба, и, чем скорей мы с этой зеленой дрянью покончим, тем свободней, лучше нам будет жить».

Нет, не лучше! Поведем себя так - поступим царственно, надменно, без сыновней заботы, полагая, что лес как дополнение к нам, неисчерпаем и доступен - бери только топор!

Жестко, грубо, «рационально» звучат слова канадца. Нельзя с ними согласиться. И автор не соглашается, представляя собственную концепцию бережного и, действительно, разумного отношения к природе (концепцию, основанную на традициях ценнейшего опыта экономии и даже скупости русского хозяина) во взглядах простого человека из народа Ивана Назарыча: «Да какая же в этом правда, чтобы пилить леса и пилить. Если в этом одном будет правда, и все мы будем леса пилить по-канадски, то кто же их будет растить и хранить».

Пришвин предоставляет право читателю самому определить, кто прав в этом споре, полагаясь на собственное человеческое всесильное и благородное «я». А когда думать да выбирать будем, то неплохо бы было о лесе знать больше. И появляется в книге не единожды описание Корабельной чащи во всей своей красоте и гармонии существования зелени, мха, стволов и сучьев. Триста лет простояла она, сама себя поддерживая, без чьей либо помощи, без рук человеческих, а только благодаря их невмешательству».

Всегда ли мы понимаем и ценим то, что получаем, а главное - владеем ли мы способностью перенимать знания не по учебникам, а непосредственно черпать их из удивительного окружающего нас мира природы, хранить эти знания, передавать из поколения в поколение? Оказывается, что пока не знаем, не понимаем, не владеем, не умеем.

М. Пришвин иронично устами горе-краеведа рассказывает в очерке «Елки зеленые» о том, что «изучать нужно только полезное, потому что страна очень бедна и нельзя допустить, например, такую роскошь, как измерение зрачков серой жабы. Натуралисты должны изучать, прежде всего, народное хозяйство...». И как? «Возьмем тему «чайка». Начинайте исследование чайки, ни в коем случае не читая книги о чайках... И прежде всего сделайте подсчет всех чаек... . После узнается, сколько рыбы поглощают все чайки на озере, и затем, сколько все чайки могут дать пуха. Польза от чайки - пух; вред - поглощение рыбы, - что же преобладает? А если окажется, что от чайки вред, то нужно побороть предрассудки населения и поголовно истребить всех чаек. Но даже при уничтожении не надо упускать хозяйственного принципа и высчитать, во что обойдется стрельба и стоит ли того пух?». Пришвин смеется над незнанием, над образцом человеческого «экономного» ведения хозяйства и «дружески» советует, что «не мешало бы рассказать об относительности понятия хищник, например, лисица...».

Наше незнание законов природы нередко приводит к тому, что мы бесцельно её калечим. Что такое лес? Лес - это не только строительный материал, сырьё, но и творец кислорода на планете, пример хозяйствования, духовной щедрости. Выходит, согласившись с «канадцем», мы калечим не только природу, но и себя. В природе все связано сотнями невидимых нитей, законов. В книге очерков «Календарь природы» Михаил Пришвин дает подробные описания процесса оживления природы под животворными лучами весеннего солнца: «От прилета зябликов до кукушки проходит вся краса нашей весны, тончайшая и сложная, как причудливое сплетение ветвей неодетой березы. За это время растает снег, умчатся воды, зазеленеет и покроется первыми, самыми дорогими цветами, земля, потрескаются смолистые почки на тополях, раскроются ароматные клейкие зеленые листики, и тут прилетает кукушка. Тогда только, после всего прекрасного, все скажут: Началась весна. Какая прелесть!».

Непреложные законы природного календаря Пришвин выразительно воспроизвел через процессы обновления, происходящие весной. «Свечи на соснах стали далеко заметны. Рожь в колено. Роскошно одеты деревья, высокие травы, цветы. Птицы ранней весной замирают: самцы, линяя, забились в крепкие места, самки говеют на гнездах. Звери заняты поисками пищи для молодых». В этом небольшом описании Пришвин сказал о животных главное: все они заняты одним делом - живут, растут, заботятся, чтобы поддерживать и осуществлять вечный процесс развития, обновления. А люди? В последующих описаниях (осень) писатель создает динамичную картину взаимосвязи природы и жизни человека. Явления движущейся и изменяющейся природы заставляли писателя думать и о человеческой жизни, о связи живого мира природы с проблемами общества, времени, в котором он существует. Этот мир вовлечен в человеческие заботы и треволнения и часто становится жертвой разрешения социальных проблем, последним в длинной очереди милосердия.

К счастью, есть люди (и среди них М. Пришвин), чьё сердце бунтует против размежевания с природой, чьё сердце сохранило и пронесло через века стойкую память о нашем родословии, о нашей любви и поклонении заповедям предков. Это они, герои Пришвина, близкие по образу жизни к земле, встали на защиту Корабельной чащи всем миром, следуя завету стариков, и сохранили, и пронесли через века стойкую память о нашем родословии, о нашей любви и поклонении заповедям предков.

Не требует подтверждения то, что человек является частью природы, высшей формой её организации, но, к сожалению, на определенном этапе эволюции человек выделился из природы и сегодня противопоставил себя ей. Практическая деятельность по освоению и использованию природных богатств опять немного сблизила его с природой. Связь приняла многоступенчатый характер. Вот эту многоступенчатость и неоднозначность Пришвин ощутил всем сердцем и отобразил в своем творчестве, прежде всего, в человеке.

Вдумываешься в смысл изображенных писателем картин жизни, пейзажей и начинаешь понимать, что в каждой зарисовке, так или иначе, присутствует человек. Мы встретим и человека, очарованного красотой трав и зверушек, и человека - расточителя природных богатств, и человека, влюбленного в природу, и человека, на интуитивном уровне ощущающего неразрывное многовековое единство природного и человеческого сознания. Это как родник (природа), вдруг наполнившись, роняет свою каплю (человек) на упавший зеленый листок, и эта капля, хоть и малая, есть само отражение родника, его сущность. Куда бы ни вытек ручей из этих капель, какие бы ни рассек темные леса, каждая капелька будет хранить родниковую память.

Но об этом единстве сознания сегодня человек забыл, поэтому мысли писателя именно о родниковой памяти важны. Единство человека и природы писатель видит в том, что человек прошел в своем длительном развитии через все этапы эволюции живой материи. Так, миллионы лет тому назад, нами были утрачены крылья, такие же прекрасные, как у чаек, и оттого, что это было очень давно, мы ими теперь так сильно любуемся. Мы потеряли способность плавать, как рыба, и качаться на черенке, прикрепленном к могучему стволу дерева, и носиться из края в край семенными летучками, и все это нам нравится, потому что это все наше, только было очень, очень давно.

Пришвинский тезис «понимать весь мир в себе самом» означает, что «в человека вошли все элементы природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем существующим вне его «Каждым произведением, каждой строкой, каждым образом он будит в нас забытое чувство родства с миром, откуда вышли мы сами и вся наша цивилизация». «Даже в наших домашних лесах, составленных больше из поросли, всегда радует чем-то рябина. Весной она, как невеста, в белых цветах, осенью - с красными ягодами, как добрая мать в ладном доме. А что ягоды у рябины горькие, так ведь и в жизни, по правде говоря, не один только мед, и радость наша в том, чтобы делать ее лучше. Вот отчего скорей всего нас так и радует в лесах при встрече рябина, что мы в ней себя самих узнаем».

Узнаем нашу хозяйку - русскую женщину, заботливую, добрую, по - девичьи застенчивую. Красавица рябина вся в белом цвете встретит, как невеста, нежностью и теплом одарит. А осенью, когда рдеет огонь её румяных кистей, разодетая в нарядные обновы, встретит тебя, как мать встречает сына, сноху, дочь, зятя - радушно, за стол посадит - накормит, напоит – заботливая, и всегда тебе рада и всегда тебя ждет - гостеприимная. И пройдя трудный путь от девушки - невесты к женщине - матери, все перетерпит, все муки вынесет, а доброту и любовь к детям сохранит. И рябина наша с наступлением сильных морозов горечь теряет - благодарит любого путника за внимание яркими и сладкими ягодами.

Проникая в тайны жизни природы, Пришвин видел и стремился познать мир человеческой души. Природа хранит память о своих предках. Лес помнит свое дерево. А человек - человека. Алая звездочка нашей памяти светится на гранитной плите у могилы погибшему солдату. В изголовье - букет полевых цветов. Даже, если букет собран не людскими руками, природа в укор человеческому сердцу украшает могилы цветами, хранит память и о человеке.

«Пришвин учит нас через понимание природы уважать в себе человеческое и побеждать скверное».

Дети, в понимании Пришвина, это особый клад неисчерпаемых народных богатств, человеческих ценностей: доброты, сочувствия, гармонии, благородства, жертвенности, любви, счастья. «Кладовой Солнца» назовет он лучшее произведение для детей, в котором расскажет о двух осиротевших ребятишках, рано повзрослевших, но так и не узнавших, что такое детское счастье. Пришвин любил детей, и когда говорил о детях или слушал рассказы о них, на лице его играла добрая и лукавая улыбка, будто он хотел сказать: «Знаем вашего брата».

Алла Макарова в статье «Большое сердце» вспоминает случай: «Как - то раз, когда Михаил Михайлович слушал с нескрываемым интересом рассказ о мальчишеских забавах моих сыновей, о том, как они приручали сороченка Мишку и вороненка Гришку, простодушная Аришка - домашняя работница Пришвиных, которая присутствовала при нашей беседе, - покачала головой и, посмотрев покровительственно на писателя, сказала: «Детский ум». Михаил Михайлович пришел в восторг от такой характеристики и любил об этом рассказывать». «Детский ум» - это не простота восприятия действительности, «детский ум», как я понимаю, в значении чистоты видения и искренности чувствования, в сердечности взаимопонимания и откровенности желания счастья. По-настоящему мудр и духовно богат тот, кто сохранит в себе «детский ум», несмотря на жизненные трудности и треволнения.

Таков М.М. Пришвин, в первую очередь, отражающий в своем творчестве светлые мгновенья жизни. «У него все вокруг одето в свой текучий изменчивый свет - и березы Подмосковья, и первая, влажная от росы почка, и взгляд человека, удивившегося лесу. Все - в инее, все - в росе, в сверке, блеске, свеченье! Травы у него светятся зеленью, снега высветлены текучей белью, ржаное поле празднично от солнца. В его произведениях свободно, потому что все его слова гостеприимны, праздничны этим свечением», - писал о его творчестве В.Д. Цыбин.

«Я всегда ищу в жизни сказку, я ее чувствую. Это не каждый может. Ботаник, изучающий структуру растения, не видит этого растения, как художник. То ли это любовь к жизни, то ли еще что-то неуловимое. Это красота жизни – сказка». С особой чарующей силой волшебство его видения жизни, волшебство слова писателя проявилось в его повести-сказке «Жень­шень».

Поэтическая детскость видения мира людей, мира вещей - вот что выделяет Пришвина среди русских писателей. Ведь и «ребенка в себе» берег для этого «детского» вызнавания обо всем, вечно удивленного – «что это?». Отсюда и проникновенное внимание к мелочам, в мире пришвинского слова все важно, значимо - и запоздалый ручей, и белые, чуть побольше моли, бабочки, и двойное небо, и мастерская дятла, и многое другое. И душа, например, только что проклюнувшегося листа, и душа человеческая уравнены в своем значении. Он знал, что мир огромен даже в самой малой своей малости, и шел к людям от природы и через природу: она - посредник между прозой жизни и поэзией сердца.

Любовь к земле, к ее ручьям, травам и облакам определена в Пришвине всем строем русского чувствования жизни. В отрыве от земли, где он родился, русского человека трудно понять, особенно его чувство слитности со всем миром. В природе Пришвин находил свое, человеческое, родное, словно утерянное когда - то, и любил её прозорливой прапамятью.

Вот стихотворная мысль, равная по значению своему повести: «В грибном лесу одна полянка другой полянке руку подает через кусты, и эти кусты переходишь, на полянке тебя встречает твой гриб. Тут искать нечего: твой гриб всегда на тебя смотрит» («Мой гриб»)- так чувствовал Пришвин себя в природе, ловя на себе пристальный взгляд ее.

Не потому ли для нас так важно сберегать и помнить все пришвинское и постигать творческую линию поведения по-пришвински, с вершины поэзии?

Анна Жилина,

ООШ с. Средняя Лукавка Грязинского района.

Руководитель: С.И. Соколиков.

МОЯ ЗЕМЛЯЧКА - ПОЭТЕССА Н.Н. БЫСТРЫХ

Нина Николаевна Быстрых родилась в селе Красиловке Петровского района Тамбовской области в 1924 году. Ей исполнилось семнадцать лет, когда грянула война. Нина Николаевна работала в колхозе, собирала для воинов теплые вещи, агитировала односельчан подписываться на военные займы. После войны Нина Николаевна поступила в Тамбовский учительский институт. По окончании учебы работала в школе на Тамбовщине, а в 50-е годы переехала в Грязи. Здесь она работала в детском саду № 6. «Почему за стихи в 60 лет взялась? - раздумывала она, - наверное, потому, что раньше нужда не давала, не до поэзии было. Вот и решила на старости лет на мир другими глазами взглянуть…».

А глаза у Нины Николаевны были особенные. Они видели то, что простому смертному не дано. В каждой травиночке, в каждом деревце и кустике ей виделись живая душа, удивительная и неповторимая:

Две березки, две подружки,

Жить не могут друг без дружки.

Ветки низко наклонили,

Целый день проговорили…

Перечитывая стихи Нины Николаевны, я заметила, что к березам она относится особенно трогательно и нежно. Одна из воспитательниц детского сада, работавшая с поэтессой, рассказала мне очень интересную деталь. Когда в 1942 году председатель красиловского совхоза приказал вырубить березовую рощу, расположенную близ села, Нина Быстрых подговорила подруг, и те, чуть ли не на коленях, просили его не делать этого.

Более 40 лет прожила поэтесса в городе Грязи. Этот небольшой красивый городок «над Матырою-рекой» глубоко запал ей в душу, стал для нее родным и близким. Городу посвящен целый цикл стихотворений Нины Николаевны:

Шестьдесят тебе, город мой славный,

Ты, как юноша, молод, красив.

И стремишься вперед неустанно,

Не теряя надежды и сил.

Я люблю этот город над кручей,

В окруженьи берез, тополей,

Где закат дожидается ночи

На Арбате среди фонарей…

Эти строки о городе знают наизусть многие его жители. Песню о Грязях на стихи Нины Николаевны исполняет ВИА «Мелодия».

Отличительная особенность русской поэзии - это ее лирика, особый душевный настрой, заставляющий человека быть чище, добрее. Немало лирических мотивов звучит и в творчестве нашей поэтессы. В них говорится о любви, нерастраченной в тяжкие годы военного лихолетья нежности, несбывшихся надеждах и мечтах. Первая любовь поэтессы покоится в венгерской земле…

И все же мы любим, любя - воскресаем.

С мечтой неразлучно по жизни идем.

Никто не безгрешен, никто не кристаллен,

Мы любим и верим, и этим живем…

Жизнь не остудила сердце Нины Николаевны. Ее поэзия глубоко человечна и душевна:

Хочу в стихах своих певучих

Все строки смыслом наделить.

Я избегаю слов колючих,

Что непристойно говорить…

Хочу вдохнуть в них созерцанье.

Души порыв согреть добром,

И к вере возвратить сознанье.

Мечтать о самом дорогом…

«Строки добра» нашли отклик в душах многих грязинцев. Если первые свои сборники Нина Николаевна издавала небольшим тиражом и на свои средства, то со временем тираж книг возрос - у поэтессы появилось немало спонсоров.

Много стихов поэтесса посвятила своим родным и близким. Нельзя без волнения и понимания читать строки, посвященные внучке Маше:

Так будь же счастлива, любима,

И все мечты твои сбылись,

А юность, жаль, неповторима,

Простится с ней не торопись…

…Нина Николаевна планировала выпустить в свет новый сборник стихов, очень хотела жить, творить добро, приносить людям радость:

Я все пою, не умолкая,

Но что поделаешь со мной.

Уж голова моя седая,

А я хочу быть молодой…

Ольга Попова,

СОШ № 33 г. Липецка.

Руководитель: Э.В. Плетнева.

ШТРИХ К ПОРТРЕТУ

(очерк жизни и творчества Б.Н. Цветаева)

Борис Николаевич Цветаев родился в 1921 году в селе Казинке Грязинского района Липецкой области. «Большущее (село) - центральная улица тянется вдоль чистой и тихой реки Матыры на десять километров. За рекой - заливные луга, дальше - сосновый лес».

Светлые и горькие воспоминания оставили детские годы Цветаева. Время тяжких испытаний для страны и народа, крестьянского труда неразрывно связано с судьбой поэта. «Землю-кормилицу знаю не по книжке: мальчишкой собирал колоски на колхозном поле, на огороде - огурцы, помидоры... Да мало ли что приходилось делать», - напишет он много лет спустя. Но любовь к этой земле пронесет, как самый бесценный дар, через всю жизнь.

...Вдыхая пряный запах мяты,

Спешу, соскучившись, домой,

И вечер крыльями заката

Бесшумно машет надо мной.

Раздольный луг, река Матыра,

И берег в зарослях ольхи.

Я здесь веселым парнем вырос,

Впервые взявшись за стихи...

Семья Цветаевых, по меркам того времени, небольшая. Мать Елена Ивановна - учитель русского языка и литературы сельской школы, отработала более 40 лет. До замужества жила с матерью при церкви. Отец Николай Алексеевич до гражданской войны окончил Одесское военное училище. В годы войны командовал ротой, затем - батальоном. В 20-е годы ушел в отставку и работал председателем Казинского сельпо, а в 30-х годах - счетоводом колхоза «Великан». Младший сын Константин (1926 года рождения) после окончания Казинской школы поступил в Липецкое педучилище, затем окончил горно-металлургический техникум, по распределению попал в Запорожье на восстановление металлургического завода. После областной партийной школы закончил и высшую. Работал вторым секретарем в областном комитете коммунистической партии. В 1995 году тяжело заболел и умер. Средний сын Владимир (1923 года рождения) окончил в Липецком техникуме рабочий факультет, затем сразу же отправился на фронт, был четыре раза ранен, награжден множеством орденов и медалей. После войны окончил Воронежский учительский институт (физика, математика), затем до пенсии преподавал в одной из липецких школ. Сейчас живет в Липецке, он пенсионер, инвалид Великой Отечественной войны.

Но большого достатка в семье не было - только то, что тяжелым крестьянским трудом добывалось. Детей не баловали, воспитывали в строгости и понимании нужд семьи, в труде и ответственности. Все это, несомненно, повлияло на характер будущего поэта, а следовательно, и на его творчество. Семейное единение, глубокое уважение, в первую очередь, к родителям и друг другу, а затем и к собственным детям - отличительная особенность его произведений. Даже в «кошмарном сне» плена мысли о близких - главная его забота, постоянная тревога: «А какова судьба отца, младшего брата? Они тоже на фронте...». В конце 1943 года получит Цветаев письмо от матери с известием о гибели отца под Харьковом и ранении брата. Молча перенесет трагедию. А после войны с болью и гордостью напишет о погибшем русском солдате. Посвятив стихотворение «У памятника» своему отцу (офицеру запаса, участнику гражданской и Великой Отечественной войн), поэт объединил великие и трагические судьбы всех защитников Отечества.

Цветаевы заботились о будущем своих детей, стремились и трудовые навыки дать, и хорошее образование. А так как в школе Борис проявлял большой интерес к знаниям, и особенно к литературе, на домашнем совете решили, что будет учиться он в педагогическом техникуме. Так стал он студентом Липецкого педтехникума, а «...во время летних каникул и траву косил, и пашню бороновал». Окончил обучение в 1939 году, и в 1940 году был призван в ряды Красной Армии.

Наступил июнь 1941 года. Война всколыхнула всю Россию. Свой первый бой Цветаев принял на финской границе. И первый страх, и первая пулеметная очередь, и первая победа...

Первый бой

Плыла над полем,

Оседая,

Копоть,

И шелестел перед лицом осот.

Оставив необжитые окопы,

Стреляя,

Немцы бросились вперед.

…Потом еще, еще...

Неся потери,

Фашистский взвод под пулями залег.

Слежу за ним, слежу,

Еще не веря,

Что отстоять околицу я смог.

Трудными были военные дороги молодого солдата Цветаева: дважды попадал в плен - дважды удавалось бежать; был одним из организаторов антифашистской подпольной организации и участником партизанского движения под Ленинградом. «Сапожничал» в Смыче и «носил» форму полицейского. Терял, хоронил сотоварищей и копал могилы для немецких солдат под дулом автомата в городе Чудово. Перенес обморожение, дважды был ранен. Тело до сих пор хранит горькую память войны - металлические осколки.

И горе, и маленькие радости военной жизни делили с ним его друзья. Спроси Бориса Николаевича, и он, будто список читая, перечислит их имена: младший лейтенант Доровский, замполитрука Тишкин, Павел Подшибякин, Александра Евгеньевна Сергиевская - врач и... Это о них книга прозы «Юность, меченая свинцом», написанная уже в наши дни (1998 г.) А тогда, в начале 1945 года, он посвятил защитникам города на Неве небольшое стихотворение «На подступах к Ленинграду»:

…Бомбежка, видно, будет скоро,

Возможно, снова артналет.

Но в Ленинград,

Блокадный город,

Враг только пленником войдет.

Длинный путь от Ленинграда до Берлина прошел Б.Н. Цветаев в Великую Отечественную войну, прошел с честью, за то, и был награжден орденом Отечественной войны 1-ой степени, двумя медалями «За боевые заслуги», медалями «За оборону Ленинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

В самых тяжелых военных испытаниях нравственно Цветаев был выше врагов, не озлобился, не ожесточил своего сердца. Поэтому близки ему боль и невзгоды не только настрадавшихся русских женщин, но и простой немецкой семьи, с которой познакомился в Эберсфильде сразу после окончания войны и даже встречал Новый год. Вот как он об этом вспоминает: «Наполнив рюмки водкой, я предложил тост за дружбу. Второй был за Новый год. Закусывая, поглядывал на Пауля, бывшего гитлеровского солдата. Как знать, может быть, это он тяжело ранил меня? Но злости и ненависти к нему у меня не было... Танцевали, пели, шутили. Словом, не скучали, встречая 1946 год, в такой обстановке, среди немцев».

В Великую Отечественную войну Б. Н. Цветаев прошел человеческую школу мужества, состоялся как поэт. Война, люди на войне, их чувства, их подвиги и страдания стали ведущими в творчестве поэта. («Медсестра», «Карельский перешеек», «Трудный путь»).

Послевоенный период жизни полностью посвящен учебе. Цветаев оканчивает Воронежский учительский институт, затем Липецкий педагогический институт. Направлен работать учителем в Ярлуковскую школу Грязинского района Липецкой области. В деле учительства находит свое призвание. «Учитель - это на всю жизнь», - скажет он при оформлении на работу. «Учитель и поэт», - добавила бы я, потому что писать стихи становится для него внутренней потребностью. В творчестве появляется тема рабочих будней, крестьянского труда, в центре которой - простой житель села.

Шофер

...И снова степная дорога,

И снова по ней напрямик

Ведет он уверенно, строго

Послушный ему грузовик.

От знойного солнца дымится

Полей неоглядный простор.

К комбайну за новой пшеницей

Торопит машину шофер.

«Шофер», «Книгоноша», «В поле», «Первый круг», «Доярка» и некоторые другие стихи этого периода вошли в сборник стихотворений «Ветер с полей», вышедший в 1961 году в Липецком книжном издательстве.

Позже Цветаев назначается заведующим начальной школой в Казинке. В это время Борис Николаевич знакомится со своей будущей женой - учительницей Сырской школы Анной Яковлевной. История их любви - это история верности, взаимопонимания и взаимоподдержки. Им всегда было хорошо и уютно вместе.

Нам хорошо идти с тобою.

В моей руке - твоя рука.

Вокруг все близкое, родное:

И луг, и роща, и река.

Их многое объединяет: учительские заботы, серьезное и внимательное отношение к людям, жизненный оптимизм, любовь к детям. Может быть, именно поэтому название стихотворения, посвященного любимому человеку, - это не имя жены, не строчка о чувствах, это профессия – «учительница» - главное, общее дело их жизни.

Жесткая метель, чего-то ради,

Разыгралась к ночи за окном.

Ты сидишь за стопкою тетрадей,

Наклонясь над письменным столом.

Не спеша, от точки и до точки

(Иногда по несколько часов)

Ты читаешь перед лампой строчки

Дорогих тебе учеников.

Когда в семье появляется сын Александр, то традиции воспитания остаются прежними, семейными, цветаевскими: труд, ответственность, образование, уважение к людям. Александр Борисович сегодня инженер на НЛМК, а семья Цветаевых пополнилась внуками (Женя, Владимир, Алексей) и правнуками (Саша и Вика). Часто собираются все вместе в доме главы семьи. «Все вместе» - это и есть его человеческое счастье.

Цветаев - член Союза журналистов России, автор нескольких стихотворных сборников, вышедших в разное время в Липецке и Воронеже. Отдельные стихотворения и проза (страницы воспоминаний) печатались в газетах, журналах: «Подъем», «Рабоче-крестьянский корреспондент», «Сельский календарь», в коллективных сборниках, изданных в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке, Воронеже.

«Юность, меченная свинцом» - первая книга прозы. Во многом, как и все творчество поэта, книга автобиографичная. «И книга эта, в какой-то мере, - книга памяти, памяти моей юности».

Сегодня Борис Николаевич Цветаев живет в родном селе Казинке Грязинского района Липецкой области. Часто принимает гостей - поэтов и писателей родного края, друзей, мальчишек и девчонок из Казинской средней школы. А случается, и сам ездит по стране, чтобы встретиться с друзьями-ветеранами, чтобы вспомнить «юные года». Жизнь (а Борису Николаевичу 7 марта 2001 года исполнилось 80 лет) продолжается.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ

М. Коробов Из истории города металлургов

5

А. Королькова Село Ильино- моя малая родина

25

Е. Киякова Из истории села Введенка

31

В. Пархоменко Топонимия в истории села Большие Извалы Елецкого района

37

Н. Ямщикова Топонимия сел Введенской администрации Липецкого района

40

С. Гаврилова Первые совхозы Добринского района

42

Д. Охват Да не прервется связь времен…

45

Н. Ямщикова Искалеченные судьбы

57

АРХЕОЛОГИЯ

А. Бессуднов История исследования Липецкого городища

64

Т.Николаева Древнерусские поселения XII-XIV вв. на реке Дон в районе Острой Луки

70

ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ

А. Ильина Аленичев – полный Георгиевский кавалер

78

О Гнездилова Итоги операции «Фронтовое письмо»

83

Ю Аносова Строки, опаленные войной

85

С. Обрежа Семейная реликвия – фронтовое письмо

88

С. Пальчикова И строки писем фронтовых о многом могут рассказать…

90

РОДОСЛОВИЕ. ЗЕМЛЯКИ

И. Попова Моя родословная

96

И. Антошевская По страницам семейного архива

98

Н. Ямщикова История дворянской семьи Кохлевских

106

А. Коровина Н.Н. Муравьев-Карский – общественный деятель и полководец

114

О. Комаричева История дворянской усадьбы в селе Ильино Липецкого района

121

А. Соколиков Семеновы-Тян-Шанские и село Петровка Грязинского района

128

Л. Селиванова Род Лодыгиных в Тамбовской губернии

137

О. Коротких Наш земляк – А.М. Селищев

160

С. Басов Наш земляк – Н.М. Чернышов

163

Е. Рыжкова Очарованная душа

166

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Е. Полехина Сохранить для потомков

174

П. Гольцов И у церквей бывают судьбы

182

Л. Путилина Традиционные куклы Добринского района

192

И. Матюхина Крестьянские усадьбы сел Сазыкино и Аргамач-Пальна Елецкого района

196

Т. Куимова Печка-матушка

200

В. Клопыжникова Этнографические зарисовки

203

ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

Т. Малютина Образ В. Пащенко в поэзии И.А. Бунина

206

Т.Изгаршева Поиск золотой истины в отношениях человек-природа

210

А. Жилина Моя землячка – поэтесса Н.Н. Быстрых

217

О. Попова Штрих к портрету

219

__________________________________________________________

Моя родина – Липецкий край

Материалы IX областной конференции

участников туристско-краеведческого движения «Отечество»

Дата выпуска: 2002 г.

Форма издания: 60х90 / 64

Отпечатано в отделе оперативной полиграфии

Липецкого облкомстата.

Липецк, ул. Космонавтов, д. 9/1



Скачать документ

Похожие документы:

  1. ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2003

    Документ
    ... ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2003 ББК 63.3 (2Р – 4 Ли) М 87 МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ... -1; Талицкий Чамлык-1 и другие. Летом 2002 года под руководством аспиранта ЛГПУ ...
  2. ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНА – ЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК – 2002

    Документ
    ... АДМИНИСТРАЦИИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ ЛИПЕЦК2002 ББК 63.3 (2Р – 4 Ли) М 87 МОЯ РОДИНАЛИПЕЦКИЙ КРАЙ Выпуск ...
  3. Управление образования и науки детский оздоровительно-образовательный центр (спорта и туризма) организация

    Методические рекомендации
    ... природы» (2001, 2004 гг.), «Моя родинаЛипецкий край» (2002, 2003, 2004, 2005 гг.). ... инструкторов детско-юношеского туризма. - М., 2004. СОДЕРЖАНИЕ Учителю о школьном туризме 1 Из истории детского туризма 3 Школьный туризм в Липецкой области ...
  4. Программа средней общеобразовательной школы №61 имени г липецка на 2006-2010 гг

    Программа
    ... С 2001-2002 учебного года ... краеведческий конкурс «Россия – Родина моя» 2003 г.- 3 место ... за реферат «Петр Первый и Липецкий край. Диплом 2 степени и звание ... Областным и городским центрами детского и юношеского туризма, городским краеведческим музеем ...
  5. 2006 г г липецк 1 информационная карта программы развития учреждения

    Программа
    ... Липецка и ЦРТДиЮ "Советский". С 2002 г. организацию возглавляет Председатель Валерия Руднева. Сегодня Детская ... Это мой дом и моя семья» ... края ... детская картинная галерея, комната школьника, база детского и юношеского туризма и экскурсий, детский ... к Родине; ...

Другие похожие документы..