Главная > Информационный бюллетень


Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта

Информационный бюллетень № 1

МАТЕРИАЛЫ СЕМИНАРА-СОВЕЩАНИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ ОТРАСЛИ

В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

(22 июля 2008 г.)

Москва

2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.

I.Обзор семинара – совещания организаций железнодорожного транспорта на тему: «Актуальные вопросы взаимодействия работодателей отрасли в области регулирования социально-трудовых отношений».

II. Результаты опросов участников семинара-совещания .

III. Тексты выступлений на семинаре- совещании:

Актуальные вопросы взаимодействия работодателей отрасли в области регулирования социально-трудовых отношений.

(Генеральный директор Объединения «Желдортранс» Петров А.Е.)

Об опыте работы Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики.

(Генеральный директор Объединения «РаЭл» Куликов О.В.)

Производительность труда, его оплата и мотивация.

(Начальник Департамента организации труда, оплаты и мотивации ОАО «РЖД» Саратов С.Ю.)

Кадровая политика в условиях реформирования железнодорожного транспорта.

(Заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Корвяков М.В.)

Образование и бизнес–структуры: практика и перспективы взаимодействия.

(Проректор МГУПС Давыдов А.М.)

 Об оптимизации системы социальной поддержки персонала организаций отрасли.

(Руководитель Компании «Аксима:Консалт» Е.А.Скриптунова)

IV. Решение семинара-совещания в Объединении «Желдортранс» по актуальным вопросам взаимодействия работодателей отрасли в области регулирования социально-трудовых отношений.

Введение

Уважаемые коллеги!

Одной из уставных задач Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта является сбор, обобщение, анализ и представление своим членам информации о практике применения трудового законодательства Российской Федерации.

В целях реализации данной задачи Объединение «Желдортранс» начинает выпуск информационных бюллетеней, направленных на распространение опыта социального партнерства среди своих членов и их информирование о событиях, проходящих в социально-трудовой сфере отрасли.

Настоящий выпуск информационного бюллетеня посвящен первому семинару-совещанию работодателей – организаций железнодорожного транспорта, прошедшему в Москве 22 июля 2008г., на котором были затронуты актуальные вопросы взаимодействия работодателей отрасли в области регулирования социально-трудовых отношений.

Данный выпуск содержит обзор мероприятия, результаты опросов его участников, а также тексты выступлений, наиболее заинтересовавшие его участников и получившие положительные отзывы.

Объединение «Желдортранс» надеется, что материалы, помещенные в настоящем сборнике, заинтересуют Вас и будут использованы в практической работе.

С уважением,

Председатель Совета

Объединения «Желдортранс» О.Ю.Атьков

I. Обзор семинара – совещания организаций железнодорожного транспорта

22 июля 2008 г. Объединением «Желдортранс» проведен семинар – совещание работодателей – организаций железнодорожного транспорта на тему «Актуальные вопросы взаимодействия работодателей отрасли в области регулирования социально-трудовых отношений» (далее - семинар).

На семинаре присутствовало 47 представителей от 37 организаций железнодорожного транспорта.

Участники заслушали выступления руководителей общероссийских отраслевых объединений работодателей железнодорожного транспорта и работодателей электроэнергетики, представителей органов государственной власти в сфере социально-трудовых отношений, Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей, ОАО «РЖД» и научного сообщества. В них были затронуты наиболее актуальные вопросы социально - трудовых отношений Российской Федерации и железнодорожного транспорта, среди которых вопрос формирования консолидированной позиции работодателей железнодорожного транспорта в сфере социально-трудовых отношений, вопросы развития социального партнерства и коллективного договорного регулирования, проблемы производительности труда, его оплаты и мотивации, другие вопросы социально-трудовых отношений.

Участникам семинара был предложен для ознакомления Обзор практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях железнодорожного транспорта, подготовленный Объединением «Желдортранс» по результатам опроса организаций, являющихся его членами.

После выступлений докладчиков проводился круглый стол, на котором участниками семинара обсуждались вопросы формирования консолидированной позиции работодателей в сфере социально-трудовых отношений и дальнейшего взаимодействия работодателей и Объединения «Желдортранс».

В настоящем Информационном бюллетене Объединение «Желдортранс» предлагает ознакомиться с материалами, представленными на семинаре и получившими наибольшее количество отзывов по результатам опроса участников семинара.

Объединение «Желдортранс» провело анкетный опрос участников семинара по вопросам взаимодействия работодателей железнодорожного транспорта и Объединения «Желдортранс», актуальности представленных на нем материалов, в том числе Обзора практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях железнодорожного транспорта. Результаты проведенного опроса приводятся в настоящем информационном бюллетене.

II. Результаты опросов участников семинара – совещания 22.07.2008.

Объединение «Желдортранс» провело анкетный опрос участников по вопросам:

1. О формировании консолидированной позиции работодателей железнодорожного транспорта в сфере социально-трудовых отношений.

64% опрошенных считают формирование консолидированной позиции работодателей железнодорожного транспорта необходимым, а принятие их участия в формировании такой позиции и ее реализации целесообразным.

Остальные опрошенные разделяют полезность формирования такой позиции, но свое участие в ее выработке не считают необходимым.

2. Об участии Объединения «Желдортранс» во взаимоотношениях с организациями железнодорожного транспорта в сфере социально-трудовых отношений.

76 % опрошенных считают, что Объединение «Желдортранс» должно активно участвовать в формировании консолидированной позиции работодателей железнодорожного транспорта в сфере социально-трудовых отношений, расширять перечень обсуждаемых вопросов, осуществлять взаимодействие с органами государственной власти, объединениями работодателей других отраслей.

Около 20 % опрошенных видят роль Объединения «Желдортранс» в качестве посредника во взаимоотношениях работодателей железнодорожного транспорта и в осуществлении информационного обеспечения работодателей без участия в формировании их консолидированной позиции.

3. О взаимодействии с Объединением «Желдортранс».

Около 47 % опрошенных считают членство в Объединении «Желдортранс» нужным и перспективным, 35 % опрошенных считают достаточным взаимодействие с Объединением «Желдортранс» на договорной основе, не вступая в его члены, и 18 % опрошенных не смогли дать ответ на данный вопрос.

4. О развитии информационного обмена между Объединением «Желдортранс» и создании информационного ресурса в сфере социально-трудовых отношений на базе Объединения «Желдортранс».

Все опрошенные отметили целесообразность такого обмена и создания информационного ресурса, однако около 18 % опрошенных не представляют возможности реализации данного направления.

5. О роли Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта (далее - Соглашение) в системе регулирования социально-трудовых отношений в отрасли и во взаимоотношениях с профсоюзом.

Около 30 % опрошенных роль Соглашения в системе регулирования социально-трудовых отношений назвали важной и считают, что оно поможет решить проблемы социально-трудовых отношений, существующие в их организации.

52 % опрошенных отметили, что Соглашение в системе социально-трудовых отношений актуально. Оно регламентирует основные вопросы и является основой для коллективных договоров в организациях железнодорожного транспорта.

12 % опрошенных указали, что роль Соглашения в системе социально-трудовых отношений относительна и не имеет отношения к деятельности их организации. Остальные не считают необходимым заключение Соглашения или присоединяться к нему.

6. Об актуальности и полезности вопросов, рассмотренных на семинаре.

Почти все вопросы, рассмотренные на семинаре-совещании, нашли свое отражение в анкетах опрашиваемых. 64 % опрошенных уровень подготовки семинара оценили на «отлично», остальные поставили оценку «хорошо».

Все доклады, получившие положительные отзывы участников мероприятия представлены в настоящем информационном бюллетене.

7. Об актуальности Обзора практики коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в организациях железнодорожного транспорта.

Все опрошенные оставили положительные отзывы об Обзоре.

75 % опрошенных отметили, что Обзор интересен, полезен, как работодателю, так и профсоюзу, представляющему интересы работников, направлен на совершенствование трудовых отношений, как инструмента реального повышения эффективности деятельности организации. Такой Обзор необходимо проводить и в дальнейшем.

16 % опрошенных дали свои предложения к Обзору. В Обзоре предложили указывать информацию по оплате труда по каждому предприятию для сравнения. Также актуальным им представляется освещение вопросов социально-трудовых отношений, возникающих на стадии реформирования и создания дочерних обществ.

Опрошенными отмечено, что Обзор помог адекватно оценить усилия и затраты работодателей в социально-трудовой сфере, лучше понять, какими ценностями руководствуются работодатели, и в перспективе сблизить позиции социальных партнеров.

Обзор актуален, его необходимо проводить в дальнейшем, расширив тематику.

III. Тексты выступлений на семинаре:

Актуальные вопросы взаимодействия работодателей железнодорожного транспорта в области регулирования социально-трудовых взаимоотношений

(Генеральный директор Объединения «Желдортранс» Петров Алексей Евгеньевич)

Реализация рыночных принципов в экономике Российской Федерации и железнодорожной отрасли, как системообразующей и социально значимой для всего народного хозяйства страны, предоставляет широкие возможности и ставит новые задачи в сфере социально-трудовых отношений.

В соответствии со стратегией развития железнодорожного транспорта до 2030 года генеральным направлением развития социальной сферы железнодорожного транспорта является ее трансформация в интегрированный механизм социального управления бизнесом.

В феврале 2008 года Владимир Владимирович Путин, выступая на расширенном заседании Государственного совета по вопросу о стратегии развития России до 2020 года, обозначил единую амбициозную задачу качественного развития страны через качественное изменение ее жизни, экономики и социальной сферы: «Развитие человека – это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет».

Таким образом, все сферы социальной деятельности железнодорожного транспорта будут приводиться в соответствие с международными и российскими стандартами, а каждая компания отрасли – иметь статус социально ответственной.

Именно поэтому идеология социального развития железнодорожного комплекса заключается в том, чтобы через внедрение передовых форм и методов работы и реализацию эффективных корпоративных программ и проектов происходило накопление «социального капитала». Причем это должно проявляться как в виде роста производственных и финансово-экономических показателей деятельности каждой компании, так и в виде репутационных и имиджевых составляющих.

Накопление «социального капитала» требует эффективных инвестиций: в персонал, в поддержание объектов социальной инфраструктуры, во внешние социальные проекты, во внедрение передовых методов охраны труда и т.д. И ключевым моментом здесь является задача повышения именно эффективности этих социальных инвестиций и их соответствия реальным нуждам и потребностям.

В перспективе накопленный «социальный капитал» должен на постоянной основе «конвертироваться» в финансовый капитал через рост доверия со стороны работников, потребителей услуг, инвесторов, партнеров и общества в целом.

Таким образом, железнодорожный комплекс позиционируется как высокоэффективная, социально ответственная отрасль, оптимизирующая организацию производства и технологию, активно внедряющая ресурсосберегающие и высокопроизводительные инновации, имеющая квалифицированный персонал с высоким уровнем мотивации, обеспечивающий внедрение и функционирование этих нововведений.

Соблюдение стандартов социальной ответственности является ключевым в деятельности российских железных дорог. Этот принцип заложен в основу Стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года, увязывая устойчивое развитие отрасли с выполнением поставленных государственных задач. Такой подход к осознанию своей роли в обществе требует от железных дорог системных производственных, инфраструктурных и организационных преобразований.

В ходе третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта на базе филиалов и структурных подразделений ОАО «Российские железные дороги» стали создаваться дочерние открытые акционерные общества.

Рис. № 1

Естественно, что регулирование социально-трудовых отношений во вновь создаваемых акционерных обществах должно осуществляться ими самостоятельно. Однако опыт показал, что пакет социальных гарантий, предусматриваемых в коллективных договорах и локальных нормативно-правовых актах оказался неоднороден, а в некоторых «дочках» произошло снижение уровня социальных гарантий, по сравнению с тем, каким он был в данном подразделении материнской компании, особенно на первоначальном этапе создания дочерней компании.

Безусловно, что возникновение таких ситуаций создает социальную напряженность в трудовых коллективах и не способствует решению задач реформирования железнодорожного транспорта.

В этой связи стало необходимым вернуться к разработке и заключению базового документа - Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта, позволяющего:

- установить единый оптимальный уровень социальных гарантий как для работников ОАО «РЖД», так и его дочерних обществ;

- принять общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и непосредственно связанных с ними экономических отношений во всех хозяйствующих субъектах на железнодорожном транспорте;

- развивать и совершенствовать практику социального партнерства на отраслевом уровне.

Такого же мнения придерживался и наш социальный партнер – Российский профсоюз железнодорожников и транспортных строителей, который является основным контрагентом и посредником от лица работников в регулировании социально- трудовых отношений в отрасли сфере.

Согласно законодательству интересы работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении отраслевых соглашений, а также при формировании и осуществлении деятельности отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений могут представлять только объединения работодателей.

Таким образом, для удержания ситуации в состоянии равновесия и сохранения существующего формата взаимодействия, привычного и подтвердившего свою эффективность, логичным шагом со стороны ОАО «РЖД» и его дочерних обществ явилось создание равнозначного Роспрофжелу социального партнера – Общероссийского отраслевого объединения работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс».

Объединение было учреждено в июне прошлого года, а в октябре была осуществлена его государственная регистрация. Учредителями и первоначальными членами Объединения выступили 14 организаций железнодорожного транспорта. Это – ОАО «РЖД», «Трансконтейнер», «Элтеза», «Росжелдорстрой», «Росжелдорпроект» и «Ремпутьмаш», объединяющий 9 «дочек» - заводов по ремонту и изготовлению путевых машин и техники.

И уже к сегодняшнему дню о своем решении стать участниками Объединения заявили ОАО «Первая грузовая компания», ОАО «Саранский вагоноремонтный завод», ОАО «Новосибирский стрелочный завод», ОАО «Желдорипотека» и ОАО «Железнодорожная торговая компания». Мы очень надеемся, что после нашего с Вами сегодняшнего семинара-совещания перечень организаций, входящих в Объединение работодателей «Желдортранс», также обязательно пополнится иными новыми членами и рассчитываем на данный процесс консолидации совместных усилий работодателей!

Что же такое Объединение работодателей и для чего оно нужно?

Так как система социального партнерства включает различные уровни взаимодействия (федеральный, региональный, отраслевой, территориальный, локальный - то есть на уровне организации), поэтому встает вопрос о согласовании интересов работодателей, действующих на соответствующем уровне, и о представительстве их в коллективных переговорах и других формах социального партнерства.

Рис. № 2

Стоит отметить, что Объединение «Желдортранс» принято в члены Общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей», а председатель Объединения - вице-президент ОАО «РЖД» О.Ю. Атьков входит в состав членов Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от стороны работодателей.

Однако направления деятельности Объединения работодателей могут быть намного шире и не ограничиваться только представлением интересов работодателей в социальном партнерстве, а распространяться и на все возникающие вопросы в области регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Миссию деятельности Объединения «Желдортранс» можно сформулировать следующим образом: содействие экономическому развитию и социальной стабильности в деятельности организаций железнодорожного транспорта на основе постоянного роста профессионализма в управлении экономикой организаций и активного участия в развитии институтов социального партнерства.

Главными задачами деятельности Объединения являются:

- координация действий организаций-членов Объединения в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений;

- представление законных интересов и защита прав организаций-членов Объединения во взаимоотношениях с профсоюзными организациями и их объединениями, с органами государственной власти и органами местного самоуправления;

- взаимодействие с другими объединениями работодателей;

- содействие решению социальных, управленческих, научно-технических проблем в деятельности организаций-членов Объединения, направленных на их эффективное развитие и создание высококонкурентной, инновационной и социально-ориентированной экономики железнодорожного транспорта в целом;

- определение путей взаимовыгодного сотрудничества организаций-членов Объединения, направленных на достижение эффективности производства и повышение доходности;

- реализация других уставных задач в рамках Федерального закона РФ от 27.11.2002г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей».

К основным функциям Объединения относятся:

- формирование и представление общей позиции организаций-членов Объединения по ключевым проблемам их деятельности;

- защита интересов организаций-членов Объединения во взаимодействии с партнерами и контрагентами;

- ведение коллективных переговоров по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- мониторинг социально-трудовых отношений на железнодорожном транспорте.

К дополнительным функциям Объединения также можно отнести:

- помощь и участие в разработке коллективных договоров и локальных нормативных актов в области социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

- деятельность по альтернативному разрешению возникающих коллективных споров;

- создание и развитие добровольной социальной (нефинансовой) отчетности;

- мониторинг кадрового потенциала организаций-членов Объединения.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. Информационный бюллетень № 33 (734)

    Информационный бюллетень
    ... совещании обсуждались вопросы взаимодействия с руководителями образовательных учреждений района, а также вопросы ... Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 5, 16.02.2009; Информационный бюллетень ... железнодорожного транспорта. ...
  2. Информационный бюллетень № 33 (734)

    Информационный бюллетень
    ... совещании обсуждались вопросы взаимодействия с руководителями образовательных учреждений района, а также вопросы ... Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга, № 5, 16.02.2009; Информационный бюллетень ... железнодорожного транспорта. ...
  3. Информационный бюллетень № 13 (764) от 16 апреля 2012 г

    Информационный бюллетень
    ... актуальным вопросам, интересующим работодателей ... взаимодействия с общественными объединениями Комитета, курирующий специалист отдела социальных программ и взаимодействия с общественными объединениями ... торговли" ("Информационный бюллетень Администрации ...
  4. Информационный бюллетень № 45 (646)

    Информационный бюллетень
    ... взаимодействия университетов и работодателей» ... совещание по вопросам поддержки развития отрасли детских товаров. В совещании ... семинары по актуальным вопросам ... объединении ... Пушкин, Железнодорожная ул., ... Общероссийского ... Информационного бюллетеня ...
  5. Информационный бюллетень № 45 (646)

    Информационный бюллетень
    ... взаимодействия университетов и работодателей» ... совещание по вопросам поддержки развития отрасли детских товаров. В совещании ... семинары по актуальным вопросам ... объединении ... Пушкин, Железнодорожная ул., ... Общероссийского ... Информационного бюллетеня ...

Другие похожие документы..