Главная > Программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Учебная программа

по истории России с древнейших времен до 1613 года

для студентов 1 курса,

обучающихся по специальности «история»

педагогических вузов

Программу составила: Утверждена на заседании

к.и.н., доцент кафедры истории России и

Акоева Н.Б. методики ее преподавания

протокол № 1 от 30.08.07.

Зав. кафедрой____________

Славянск-на-Кубани

2007

1. Пояснительная записка

1.1. Назначение дисциплины ее место в системе подготовки специалиста

Программа предназначена для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «История» в педагогическом вузе. Она призвана оказать помощь в изучении истории России с древнейших времен до 1613 года в связи с новыми подходами и освещению некоторых сторон исторического процесса и появлением новых ранее неизвестных исторических источников.

В основу рабочей программы положен следующий замысел:

взгляд на исторический процесс как на сложное социально-экономическое и политическое явление;

характеристика видных государственных и общественных деятелей, которые внесли существенный вклад в развитие России;

требование жизни о возрождении лучших традиций и культуры россиян;

введение дополнительных источников и литературы по темам курса истории Отечества;

задача подготовки учителя истории, глубоко знающего курс науки и умеющего его раскрыть в необходимом методическом варианте.

1.2. Требования к знаниям и умениям обучаемого:

Студент должен знать:

  1. Место истории в системе гуманитарного знания.

  2. Основные исторические факты, даты, события, имена исторических деятелей.

  3. Иметь научное представление об основных эпохах в истории человечества и их хронологии, основных закономерностях и направлении развития истории человечества

Студент должен уметь:

Владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.

Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.

Иметь представления об источниках исторического знания и приёмах работы с ними.

Получить дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности: способность к аналитическому мышлению; стремление к расширению общей эрудиции; способность понять и объективно оценить достижения культуры; способность к диалогу как способу отношения к культуре и обществу.

1.3. Обоснование структуры учебной дисциплины:

На первой лекции курса излагаются цели и задачи предмета, объект изучения. Далее, в проблемно-хронологическом порядке излагается материал по истории страны до 1613 года. На семинарских занятиях студенты более глубоко вникают в содержание предложенных тем, обсуждают дискуссионные вопросы. Домашняя самостоятельная работа помогает закреплять полученные знания.

Промежуточный контроль проводится в ходе тестирования. Итоговый в форме экзаменов в I и II семестрах.

1.4. Рекомендации к применению различных видов учебных занятий

Основная форма занятий – лекционная. Преподаватель и использует карты, схемы, видеофильмы. Лекции носят проблемный характер, требуя активной мыслительной деятельности от студентов.

Следующая традиционная форма занятий – семинар, когда студенты готовятся по предложенным им вопросам и литературе.

Рекомендуется проводить «круглые столы», дискуссии, конференции, побуждая студентов высказывать свое мнение, слушать чужое. Полезно заслушивать сообщения студентов по отдельным темам с их последующим обсуждением.

Очень эффективным методом работы является лабораторное занятие, на котором студенты работают с историческими источниками по новому материалу. Это будет способствовать выработки у них собственной точки зрения на исторический процесс

1.5. Методические рекомендации преподавателю

Так как основной формой занятий является лекционная, необходимо серьезно подходить к написанию конспекта своей лекции. Он должен быть написанию компонента своей лекции

Он должен быть написан простым, доступным языком на основе современных достижений неисторической науки, с использованием соответствующей исторической терминологии. Без конспекта (или тестов) лекцию проводить не рекомендуется.

Преподавателю необходимо посещать лекции ведущих специалистов, отмечая для себя все положительные моменты. Главным условием повышения уровня лекционных занятий является работа преподавателя по самообразованию.

Важными формами работы являются семинары, лабораторные занятия, «круглые столы», конференции. Необходимо, чтобы у студентов были планы занятий и литература по теме. Рекомендуется использовать хрестоматии, схемы, таблицы, настенные карты.

Контроль знаний студентов надо проводить систематически. Это могут быть конспекты первоисточников, коллоквиумы по монографиям или статьям ученых, тестирование, экзамен.

1.6. Рекомендации по использованию информационных технологий обучения

Студентам рекомендуется использовать глобальную сеть «Интернет» для закрепления навыков по поиску информации

2. Тематический план учебной дисциплины

История России с древнейших времён до 1613 года

Тема

Всего

часов

Лекции

Семи-

нары

Сам

раб.

1. История в системе гуманитарного образования

1. Предмет и методы исторической науки 2. Исторические источники и историография.

4

6

2

2

4

4

2. Древнерусское государство

1. Становление Российской цивилизации

2. Образование Древнерусского государства

3. Развитие Киевской Руси в IX – первой половине

4. Русские земли во второй половине X века

5. Правление Владимира Великого

6. Эпоха Ярослава Мудрого.

7. Русские земли во второй половине X – первой трети XII века

8. Культура Киевской Руси

10

12

10

10

12

12

8

12

4

4

4

4

4

4

4

4

2

4

2

2

4

4

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

3. Феодальная раздробленность на Руси XII – начала XIII века.

1. Основные черты феодализма и феодальной раздробленности

2. Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности

3. Неславянские народы в IX – начале XIII века

4. Монголо-татарское нашествие и установление монгольского ига на Руси

10

14

8

12

4

6

2

4

2

4

2

4

4

4

4

4

4. Образования централизованного государства

1. Возвышение Московского княжества

2. Феодальная война на Руси

3. Объединение русских земель в XV – первой трети XVI вв.

4. Внутренняя политика Ивана III

5. Русские земли в первой четверти XVI вв.

6. Внешняя политика Русского государства в XV – первой трети XVI века

7. Русская культура XIV – первой трети XVI века

8. Начало правления Ивана IV Грозного

9. Реформы Ивана IV

10. Опричная политика Ивана IV

11. Внешняя политика Русского государства во второй половине XVI века

12. Русская культура XVI века

13. Общественно – политическая мысль России ХVI века

10

8

8

12

10

10

12

8

12

12

10

10

10

4

2

4

4

4

2

4

2

4

4

4

4

4

2

2

2

4

2

4

4

2

4

4

2

2

2

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

4

5. Средневековая церковь

1. Положение церкви в средневековой России

2. Еретические движения в средневековой России

12

12

4

4

4

4

4

4

6. Россия в конце XVI века - начале XVII века

1. Правление Бориса Годунова

2. Начало Смутного времени на Руси

3. Правление боярского царя Василия Шуйского

4. Открытая интервенция против России и борьба с нею

5. Окончание Смуты

ИТОГО ПО КУРСУ

8

8

8

10

8

360

2

4

2

4

2

120

2

2

2

2

88

4

4

4

4

4

152

3. Содержание учебной дисциплины

3.1. Содержание учебного материала

Тема 1. История в системе гуманитарного образования

Лекция 1.Предмет и методы исторической науки

История - наиболее общая наука, позволяющая разобраться в вопросах развития общества. Воспитание соц. памяти, патриотизма, гражданственности. Предмет истории. Типология методов. Комплексный подход к изучению темы. Принцип объективности. Историзм.

Лекция 2. Исторические источники и историография

Понятие «источники» знаний. Их виды и типы. Государственно-правовые документы. Документы внешнеполитического характера. Хозяйственные документы. Летописи. Хроники. Сочинения современников. Российские историки о событиях прошлого.

Тема 2. Древнерусское государство

Лекция 1. Становление российской цивилизации

Общее и особенное в историческом развитии России, ее место во всемирно-историческом процессе. Славяне и другие народы Восточной Европы в древности. Географические факторы становления государственности. Славянский национальный характер. Формирование племенных союзов. Их расселение. Поляне. Древляне. Уличи. Кривичи. Волыняне. Дреговичи. Словене. Занятия восточных славян.

Лекция 2. Образование Древнерусского государства

Образование и развитие Древнерусского государства. Норманнская теория. Возникновение государства - закономерный результат развития славянских племен. Разложение родоплеменного строя, появление соседских общин, смена родовых связей территориальными. Усложнение отношений между людьми. Непригодность родовых регуляторов отношений в обществе. Возникновение потребности в создании новых норм и правил общежития.

Участие славян в «Великом переселении народов». Походы на Византию за добычей. Выделение князей и дружинников. Возникновение племенных союзов. Постепенное огосударствление княжеской власти. Роль внешнего фактора в создании славянской государственности: хазары и варяги. Главные центры государственности славян Восточной Европы: Киев (поляне), Новгород (словене). Первоначальные функции государства - военная и судебная.

Лекция 3. Развитие Киевской Руси в IX – первой половине X века

Экономическое развитие земель. Призвание Рюрика. Его историчность. Правление Олега. Захват Киева и походы на Византию. Путь из «варяг в греки». Договор князя с племенами. Полюдье. Договоры Игоря с Византией. Восстание древлян 945 г. Князья, дружина. Княжеский домен и вотчинное землевладение. Отношения вассалитета. Сельская община. Сход. Городская община. Вече. Народное ополчение.

Лекция 4. Русские земли во второй половине X века

Административно – налоговая реформа Ольги. Крещение княгини.

Правление Святослава. Внешнеполитическая деятельность князя. Первая смута на Руси.

Лекция 5. Правление Владимира Великого

Приход Владимира к власти. Первая религиозная реформа 980 г. Оборона южных границ, расширение на западе. Принятие христианства. Значение этого события.

Лекция 6. Эпоха Ярослава Мудрого.

Вторая междоусобица на Руси между сыновьями Владимира. Охрана границ от печенегов. Киев- столица государства. Первый русский митрополит. Международное признание Руси. «Русская Правда»- свод законов Киевской державы.

Лекция 7. Русские земли во второй половине XI – первой трети XII века

Владимир Мономах. Борьба с половцами, междоусобные войны. Съезд князей в Любече. Восстание 1113 года. Устав Владимира Мономаха. Деятельность Мстислава.

Лекция 8. Культура Киевской Руси

Понятие материальной и духовной культуры. Письменность, грамотность, образование. Берестяные грамоты. Литература. «Повесть временных лет». «Поучение Владимира Мономаха». «Слово о законе и благодати». Русская архитектура. София Киевская. Быт и нравы жителей Древней Руси. Формирование древнерусской народности; наличие единого языка, общей территории, близости материальной и духовной культуры.

Тема 3. Феодальная раздробленность на Руси в XII – начале XIII века

Лекция 1. Основные черты феодализма и феодальной раздробленности

Термин «феодализма», его появление и значение. Признаки феодализма по Ф.Гизо. Особенности феодализма в Киевской Руси. Появление вотчин. Система «лествичного восхождения». Различные точки зрения на феодализм: формация, особая система общественных отношений, политическая раздробленность.

Русские княжества в период раздробленности. Причины распада Древнерусского государства. Непрочность внутреннего единства, аморфность Киевской Руси, наличие сепаратизма в ряде русских земель. Временное ослабление внешней опасности в начале ХII века. Оседание княжеской дружины на землю. Рост княжеского и боярского землевладения. Возникновение вотчин. Усиление эффективности местной власти. Превращение городов в местные политические центры. Стремление местных князей к обособлению от Киева.

Развитие вотчинного землевладения. Эксплуатация холопов, постепенное закабаление общинников (рядовичи, закупы).

Лекция 2. Русские земли и княжества в период феодальной раздробленности

Распад Древнерусского государства на отдельные княжества во второй четверти ХII в. Дальнейшее дробление их на удельные княжества.

Развитие русских княжеств во второй половине ХII- середине ХIII в. Борьба князей с боярством в Галицко - Волынском княжестве. Обособление Северо-Восточной Руси. Первые владимиро-суздальские князья. Борьба Андрея Боголюбского с боярством, оформление княжеского самовластия. Правление Всеволода Большое Гнездо. Экономические и социально-политические особенности Новгородской земли.

Культура периода феодальной раздробленности Развитие летописания и других литературных жанров. «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника». Развитие архитектуры. Прикладное искусство. Развитие иконописания. Фрески.

Лекция 3. Неславянские народы в IХ – начале ХIII века

Степные кочевники: печенеги и половцы. Общественный строй. Народы Поволжья, Урала, Севера. Общественные отношения, политическая организация, быт. Народы Северного Кавказа.

Лекция 4. Монголо-татарское нашествие и установление монгольского ига на Руси

Образование державы Чингисхана. Покорение соседних народов. Вторжение монголов в Китай. Завоевательные походы монгольских туменов в страны Средней Азии и Закавказья. Битва на Калке и её уроки. Батыево нашествие на Северо- Восточную Русь. Завоевание южно - русских княжеств Последствия монголо-татарского нашествия. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Понятие «иго», татарская перепись. Установление дани. Институт баскачества. Выдача ярлыков на княжение. Поездки в Орду. Необходимость поставлять воинов в монгольскую армию. Регулярные грабительские набеги на Русь. Было ли иго на Руси? Усиление немецкого наступления на Восток в XII веке. Организующая и направляющая роль католической церкви. Основание Риги и ордена Меченосцев. Создание Ливонского Ордена. Невская битва 1240 год. Ледовое побоище 1242 г. Александр Невский. «Житие Александра Невского». Сопротивление татарским численникам и баскакам. Восстания на Руси. Тверское восстание 1327 года.

Тема 4. Образования централизованного государства

Лекция 1. Возвышение Московского княжества

Объединение русских земель вокруг Москвы: от раздробленности к централизации. Присоединение новых земель. Борьба с Тверью. Иван Данилович Калита. Укрепление и расширение города. Перемещение столицы. Переезд митрополита в Москву. Восстание в Твери. Отмена баскачества. Князь Дмитрий Иванович. Куликовская битва и ее историческое значение.

Лекция 2. Феодальная война на Руси

Борьба за великокняжеский престол. Василий I. Юрий Галичский и его претензии. Василий II. Захват Москвы (1433-1434 гг.). Дмитрий Шемяка. Вассиан Косой. Дмитрий Красивый. Нашествие Улу-Мухаммеда. Пленение Василия II. Смерть Шемяки. Изменение порядка наследования.

Лекция 3. Объединение русских земель в XV – первой половине XVI веков

Личность князя Ивана Васильевича. Политика великих и удельных князей. Усиление церкви, рост ее идеологического влияния. Понятие централизованного государства. Общее и различное между единым и централизованным государствами.

Борьба с Новгородом. Битва на р. Шелони. 1471 год. Новгородские события 1478 года. Покорение Перми, Твери, Вятки.



Скачать документ

Похожие документы:

  1. По истории россии с древнейших времен до 1613 года

    Программа
    ... ИНСТИТУТ Учебная программа поисторииРоссии с древнейшихвремендо1613года для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «история» педагогических вузов ...
  2. Н и павленко и л андреев в б кобрин в а федоров история россии с древнейших времен до 1861 года под редакцией н и павленко издание второе исправленное

    Документ
    Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. Б. Кобрин, В. А. Федоров ИСТОРИЯРОССИИ с древнейшихвремендо 1861 года Под редакцией Н. И. Павленко Издание второе, ... с 1613по 1619 г. они собирались семь раз, а в годы Смоленской войны еще дважды. С 20-х годов, по ...
  3. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    ... же года под Москвой образовалось объединённое З.п., действовавшее до весны 1613 (формально - по родовитости ... Археографической комиссии (с 1956). Труды поисторииРоссии с древнейшихвремендо 19 в.; поистории славянских стран и Византии, исторической ...
  4. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга I История России с древнейших времен до конца XVII века Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия

    Книга
    ... ИсторияРоссии с древнейшихвремендо конца XVII века Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по ... . Многие аспекты историиРоссии 50 — 70-х годов XVI в. показаны ... Речи Посполитой против России продолжалась с 1609 по1613 г ., а ...
  5. История России с древнейших времен до конца XX века в 3-х книгах Книга I История России с древнейших времен до конца XVII века Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебного пособия

    Книга
    ... ИсторияРоссии с древнейшихвремендо конца XVII века Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по ... . Многие аспекты историиРоссии 50 — 70-х годов XVI в. показаны ... Речи Посполитой против России продолжалась с 1609 по1613 г ., а ...

Другие похожие документы..